УДК 339.13
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВЫБОРА СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: [email protected]) Голубев Алексей Александрович, магистрант (e-mail: [email protected]) Большакова Юлия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье показаны результаты маркетингового исследования потребительских предпочтений выбора спортивной одежды и обуви. Отражены цели, частота и место покупки продукции, популярные марки, влияние акций и скидок на покупку и приемлемая стоимость.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, опрос, спортивная одежда и обувь, потребительские предпочтения, спортивная одежда и обувь
Введение.
Спортивная одежда и обувь есть в гардеробе практически любого человека, который ведет активный образ жизни и занимается физической культурой и спортом. Спортивный стиль предполагает удобство посадки изделий, использование стрейчевых материалов, однако большинство людей любят носить спортивную одежду и обувь в повседневной жизни, для прогулок и отдыха. Многие производители стремиться выпускать линейки одежды и обуви, которые удовлетворят требования как любителей, так и профессионалов в различных видах спорта.
С целью изучения потребительских предпочтений выбора спортивной одежды и обуви авторами в сентябре 2019 года было проведено маркетинговое исследование с помощью анкетного опроса.
Методика исследования. В ходе анкетирования по вопросу выявления различных факторов, влияющих на продажу спортивной одежды, приняло участие 50 человек. Среди них 74% (37 человек) это люди в возрасте от 15 до 18 лет, 24% (12 человек) люди в возрасте от 19 до 24 и 2% (1 человек) с возрастом 41 и старше, т.е. преимущественно молодежь. Из них 7% (38 человек) лица женского пола, остальные, 24% (12 человек) лица мужского пола (рис. 1).
9 мужской в женский
Рис. 1. Возраст и пол респондентов
Опрос проведен по специально разработанной анкете [1] путем распространения бланков среди населения города Нижнего Новгорода и Нижегородской области с последующей обработкой полученных данных. Анкетирование позволило выявить сведения по основным блокам вопросов: как часто люди занимаются спортом, какой бренд является лидирующим, влияют ли акции на объем покупок, какова цель покупки спортивной одежды и др.
Отвечая на вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?» 94% (47 человек) ответили положительно и всего лишь 6% (3 человека) ответили отрицательно, что видно из рисунка 2.
> да I нет
Рис. 2. Занятие спортом респондентов
На вопрос: «Как часто вы занимаетесь спортом?» 60% (30 человек) ответили, что они занимаются несколько дней в неделю, 22% (11 человек) занимаются спортом редко и 18% (9 человек) занимаются спортом каждый день (рис. 3).
Ф каждый день Ф несколько дней в неделю • редко
Рис. 3. Частота занятия спортом людей
Из 50 человек 82% (41 человек) - покупают только самостоятельно спортивную одежду и обувь. Оставшиеся 18% (9 человек) ответили, что не покупают сами спортивную одежду и обувь, что отражено на рисунке 4.
• Да
# нет
Рис. 4. Покупка спортивной одежды и обуви молодежью
Основные результаты маркетингового исследования следующие. На вопрос: «Как часто обновляете спортивный гардероб?» мнения распределились следующим образом: 42% (21 человек) обновляют свой спортивный гардероб каждые полгода, то есть довольно часто. 26% (13 человек) носит спортивные вещи несколько лет. 20% (10 человек) каждый год обновляет свой спортивный гардероб. Также есть люди 12% (6 человек), у которых есть возможность обновлять спортивные вещи каждый месяц (рис
5).
Ф кэщдьй месяц Ф каждые полгода Ф каждый год ф ношу несколько пет
Рис. 5. Частота покупки спортивной одежды и обуви
Целью покупки большинства людей (отметили 64% - 32 человека), являются тренировки, а 36% (18 человек) покупают спортивные вещи для повседневной жизни (рис.6) .
I Для тренировок I для повседневной жизни
Рис. 6. Цели покупки спортивной одежды и обуви
По результатам анкетирования, самой популярной фирмой, которую предпочитает молодежь является NIKE - указали 38% (19 человек). На втором месте по предпочтению REEBOK - 24% (12 человек). 14% (7 человек) предпочитают ADIDAS. 6% (3 человека) предпочитают DEMIX и 2% (1 человек) предпочитает такую фирму, как PUMA, однако 16% (8 человек) предпочитают другие марки спортивной одежды и обуви (рис.7).
9 nike 9 adidas 9 reebok 9 puma 9 demix 9 другие
Рис. 7. Предпочтения спортивных марок потребителями
В ходе анкетирования выяснилось, что чаще всего люди покупают спортивного гардероба (рис. 8): кроссовки 54% (27 человек). Людей, которых предпочитают чаще покупать майки 26% (13 человек). 8% (4 человека) предпочитают покупать спортивные костюмы) и 12% (6 человек) покупают другие виды одежды и обуви (шорты, лосины, толстовки, треккинговые сандалии, чешки, купальники, плавки) и др. - выявлялось с помощью открытых вопросов, при этом в гардеробе молодежи есть несколько видов спортивной одежды и обуви для разных видов спорта, которыми они занимаются, а также для разного сезона для повседневной жизни.
9 кроссовки 9 спортивный костюм 9 майки 9 другое
Рис. 8. Часто покупаемая спортивная одежда и обувь потребителями
Анализируя зависимости политики продвижения на покупку спортивной одежды и обуви, выявлено, что самая привлекательная реклама, на взгляд опрашиваемых, это реклама фирмы NIKE 38% (19 человек). За рекламу фирмы REEBOK проголосовало 34% (17 человек).18% (9 человек) проголосовало за рекламу фирмы ADIDAS, а 10% (5 человек) привлекает внимание реклама других фирм-производителей спортивной одежды и обуви (рис. 9).
9 nike 9 adidas 9 reebok 9 puma 9 dem« 9 другое
Рис. 9. Предпочтения рекламы спортивных марок с позиции потребителей
На вопрос: «Играет ли бренд важную роль при выборе покупки?» , большинство молодежи - 60% (30 человек) ответили положительно и 40% (20 человек) ответили отрицательно, что показано на рисунке 10.
60%
к 1
■ да
■ нет
Рис. 10. Влияние бренда на выбор покупателей спортивной одежды и обуви
На вопрос: «Влияют ли скидки и акции на объем покупок?», так 80% (40 человек) ответили положительно и 20% (10 человек) ответили отрицательно (рис. 11).
• да в нет
Рис. 11. Влияние скидок и акций на выбор покупателей спортивной одежды и обуви
В ходе анкетирования выяснилось, что большинство, 62% (31 человек) покупают спортивную одежду и обувь в торговых центрах. 18% (9 человек) покупают спортивный гардероб и экипировку в специальных магазинах по конкретным видам спорта, лишь 12% (6 человек) предпочитают делать покупки в интернете и только 8% (4 человека) приобретают спортивный товар на рынке, что показано на рисунке 12.
Ф на рынке Ф в интернете Ф в торговых центрах Ф в специальных магазинах по конкретным видам спорта
Ш у-<1
Рис. 12. Место покупки спортивной одежды и обуви Нужно указать, что 40% опрашиваемых (20 человек) готовы потратить в спортивном магазине за один раз от 3001 до 5000 рублей. 28% (14 человек) тратят за один раз от 5001 до 10000 рублей. 22% (11 человек) тратят до 3000 рублей. И 10% (5 человек) готовы потратить больше 10000 рублей,
что видно из рисунка 13, т.е. спортивная экипировка обходится потребителям достаточно дорого.
• до 3000 рублей
• 3001-5000 рублей ^ 5001-1 ООООрубп ей
Ш можно и больше
Рис. 13. Стоимостной диапазон обновления спортивного гардероба
Также участники анкетирования отметили свои хобби (спортивные увлечения респондентов выявлялись открытыми вариантами ответов и обсчитывались контент-анализом): легкая атлетика (9 человек), танцы (9 человек); футбол (4 человека); гимнастика (6 человек); посещают тренажерный зал (4 человека); фитнес (4 человека); плавание (4 человека);; волейбол (2 человека); баскетбол (2 человека); хоккей (2 человека); аэробика (2 человека) и нет хобби (2 человека), т.е. для каждого вида требуется зачастую разнообразный гардероб.
Выводы и заключение
В ходе проведенного маркетингового исследования выяснилось, что большинство молодежи занимается спортом с частотой несколько раз в неделю. Респонденты самостоятельно приобретают спортивную одежду и обувь, как для тренировок, так и для повседневной жизни. Наиболее популярными марками среди молодежи являются фирма Nike и Reebok. В большинстве случаев спортивные товары люди предпочитает покупать в торговых центрах или в специализированных магазинах, тратя на экипировку от трех до пяти тысяч рублей, при это акции стимулирования сбыта оказывают существенное влияние на объем покупок.
Список литературы
1. Калугина Н.К., Булганина С.В. Тайный покупатель в маркетинге // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 86-88.
2. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования // Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Bulganina Anastasia Evgenievna, student Golubev Alexey Alexandrovich,, student Bolshakova Julia Sergeevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia RESEARCH OF CONSUMER PREFERENCES OF CHOICE OF SPORTS CLOTHING AND SHOES
Abstract. This article shows the results of a marketing research of consumer preferences for choosing sportswear and shoes. Reflects the goals, frequency and place of purchase of products, popular brands, the impact of stocks and discounts on the purchase and reasonable cost. Keywords: market research, survey, sportswear and shoes, consumer preferences, sportswear and shoes
GR-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ6 Епинина Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия Кайль Яков Яковлевич, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Ламзин Роман Михайлович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г.Волгоград, Россия
Сегодня успех бизнеса и возможность выживать в конкурентной среде главным образом зависит от того, как органы публичной власти относятся к той или иной бизнес-организации. Поэтому в штате любой крупной бизнес-организации критически необходимо наличие человека, способного наладить нормальные взаимоотношения с органами публичной власти и адаптировать бизнес-организацию к их действиям.
Ключевые слова: GR-менеджмент, GR-менеджер, профессия, бизнес-организация, органы публичной власти
В настоящее время на российском рынке труда уверенно увеличивается потребность в экспертах, способных наладить устойчивые положительные отношения бизнес-организаций с органами публичной власти. Данное обстоятельство объективно обусловливает организационно-правовое введение в штатные расписания многих отечественных бизнес-организаций должности GR-менеджера как специалиста отдела по связям с органами публичной власти и институционализирует формирование в Российской Федерации GR-менеджмента как нового вида профессиональной деятельности.
Аббревиатура «GR» расшифровывается как Government Relations, что с английского языка переводится как «связь с государственной системой
6 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00103 «Когнитивное моделирование инновационного механизма партнерского взаимодействия субъектов бизнеса с органами публичной власти (GR-менеджмент) в условиях цифровиза-ции».