Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования рынка спортивной одежды'

Маркетинговые исследования рынка спортивной одежды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3038
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / БРЭНД / СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / РRICING POLICY / PRODUCT LINE POLICY / BRAND / SPORTSWEAR / CONSUMER PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Эльвира Евдокимовна, Хаметова Нурия Гумеровна

На примере магазинов «Спортивный мир» и «Спортмастер» авторы статьи провели сравнительный анализ ценовой, ассортиментной, конкурентной политики торговых предприятий спортивной одежды. Практический интерес представляет то, что в статье раскрываются мотивационные факторы целевого рынка потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sportswear Market Research

The article considers the factors influencing consumer preferences. Taking as example Sportivny Mir and Sportmaster sporting goods stores, the authors made a comprehensive comparative analysis of the pricing policy, product line policy, and competition policy of sportswear retailers. The motivational factors of the target consumer market present particular practical interest.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования рынка спортивной одежды»

Эльвира ЖИЛКИНА, Нурия ХАМЕТОВА

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ

Жилкина Эльвира Евдокимовна,

к. э. н., доцент кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского Государственного Технического Университета им. А.Н. Туполева elvirа zhilkina@mail.ru

Хаметова Нурия Гумеровна,

к. э. н., доцент кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского Государственного Технического Университета им. А.Н. Туполева

Рынок спортивной одежды и обуви в России в последнее время признается одним из самых динамично развивающихся рынков, и Казань не является исключением. Ключевыми вопросами, требующими решения в ходе деятельности розничного торгового предприятия, являются ценовая, ассортиментная, рекламная, конкурентная политика предприятия. При комплексном рассмотрении этих парамет-

ров деятельности розничного торгового предприятия, можно выявить сильные и слабые стороны компании, и на основе проведенного анализа разработать предложения по улучшению конкретных параметров деятельности компании. Правильное решение данных вопросов обеспечит успех торгового предприятия и поспособствует привлечению потребителей. Необходимо отметить, что все вышеотмеченные

параметры тесно связаны друг с другом и, безусловно, изменение одного из них повлечет изменение другого.

Целью исследования является выявление взаимосвязи этих факторов, а также степень влияния каждого из них на формирование уровня потребительского спроса. Объектом исследования была выбрана компания ООО «Спортивный мир». В рамках настоящего исследования был опрошен 2 351 респондент.

Компания ООО «Спортивный мир» была создана 04.12.1997. Сеть магазинов ООО «Спортивный мир» реализует спортивную и модную одежду, а также спортивный инвентарь, ориентируясь на розничную торговлю, охватывая более широкий круг потребителей. На данный момент компания спортивный мир представлена тремя магазинами, которые находятся в городах Казань, Нижнекамск, Альметьевск.

Магазин является мультибрэн-довым, чем и обосновывается его название. В нем представлена прежде всего продукция трех титанов-производителей в мире спортивной одежды, таких как Nike, Reebok, Adidas. Причем в каждом магазине «Спортивный мир» им отводится свой собственный отдел. Все остальные производители размещаются также отдельно друг от друга, правда в меньших количествах и в основном на разных стойках. Подобная выкладка товара позволяет потребителю

быстрее сориентироваться, не растрачивая при этом время на поиски вещи определенной фирмы. Также преимуществом подобной выкладки товара является еще и то, что потребитель может сразу определить возможность приобретения полной экипировки одной фирмы, что позволит ему создать модный и стильный имидж при минимальных временных затратах.

Понятие «качественного» ассортимента исследуемой компании «Спортивный мир» в данном исследовании осуществляется через сравнение параметров, характеризующих ассортимент, с параметрами наиболее преуспевающего конкурента компании — сети магазинов «Спортма-стер».

Ассортиментная политика розничного торгового предприятия ООО «Спортивный мир» является одним из ключевых факторов формирования потребительского спроса, а также его конкурентоспособности.

В исследуемом мультимага-зине представлены 28 брэндов, производящих одежду, и 11 брэндов, производящих спортивную обувь. Эта же картина в сети магазинов «Спортма-стер» выглядит по-другому. Так, в «Спортмастере» представлены 47 марок одежды и 23 марки обуви, что в общей массе почти в два раза превышает то же самое количество представленных производителей в «Спортивном мире». Это говорит об ограниченности ассортимента магазина «Спортивный мир» по сравнению с его основным конкурен-

том. Но делать выводы только на основании представленных в магазинах брэндов, считаем не обоснованным. Поэтому рассмотрим общее количество товаров в каждом из магазинов, а также количество видов и разновидностей товаров для более полной и адекватной картины. Брэнды, которые представляют аксессуары, оборудование, спортивный инвентарь, сопутствующие материалы,различно-го рода снаряжение, белье, носки и другую продукцию, также имеющую немаловажное значение в мире спорта и отдыха, рассмотрены не были.

Продукция компаний Nike, Reebok, Adidas давно завоевала уважение, доверие и любовь потребителей. И неудивительно, что согласно проведенным исследованиям эти брэнды являются самыми популярными среди опрошенных респондентов. Так, например, компании Adidas отдают предпочтение 38% жи-

телей Республики Татарстан. На втором месте по популярности идет Reebok, ему свои голоса отдали 27% респондентов. На третьем месте — компания Nike, 13% опрошенных готовы купить одежду и обувь данного производителя спортивной одежды и обуви.

Таким образом, эти три производителя занимают более трех четвертей рынка спортивных товаров Республики Татарстан, а именно 78% от общей доли рынка. Значит, если говорить об ассортименте спортивной одежды и обуви в сети мультимагази-нов «Спортивный мир» и сети магазинов «Спортмастер», то для успешной торговли обеих компаний необходимо, чтобы основную массу товаров в торговом зале занимали именно эти три известных всем брэнда. Что же получается в реальности?

Как видно из рисунков 1, 2, ситуация в мультимагазине

Другие Найк

Рис. 1. Распределение брэндов в ассортименте магазина «Спортмастер»

Другие Най

Рис. 2. Распределение брэндов в ассортименте магазина «Спортивный мир»

«Спортивный мир» не сильно отличается от ассортиментной политики компании «Спортмас-тер», если говорить о лидирующей четверке производителей.

Исследования показали, что у самой популярной и самой старой компании в мире спортивной одежды и обуви Adidas процентное соотношение составляет 22,65% от всего количества представленного товара и 18,80% от общего количества видов продукции (табл.).

И это не лидирующее место, а всего лишь второе в ассортиментной политике компании. Почетное первое место занимает компания Nike - 24,26 и 25,07% от всего количества представленного товара и от общего количества видов продукции соответственно. Что же касается третьего и четвертого брэндов, а именно Reebok и Puma, то у них ситуация от конкурентов сильно не отличается.

Все четыре основополагающих брэнда относятся к категории товаров со средним либо выше среднего ценовым уровнем. Что же касается остальной трети производителей, представленных в обоих магазинах, картина кардинально отличается. Так, в мультимагазине «Спортивный мир» в остаточной доле ассортимента превалируют брэнды, также как и предыдущие лидеры, относящиеся к среднему и выше среднего ценовому сегменту рынка спортивной одежды и обуви. И опять же немаловажную часть имеет раз-

нообразие производителей. Так, в «Спортивном мире» их почти в два раза меньше, чем в сети магазинов «Спортмастер».

Что же касается магазина «Спортмастер», основная масса представленных в оставшейся трети брэндов относится к ценовому уровню ниже среднего либо эконом, за счет чего формируется широкая группа покупателей спортивной одежды и обуви, относящаяся к разному социальному и материальному уровням. Эта группа практически не представлена в мультима-газине «Спортивный мир», что приводит к оттоку покупателей к конкуренту, так как в современной ситуации изобилия товаров любой человек хочет иметь выбор, даже при минимальном уровне оплаты той или иной покупки.

Проводя анализ ассортиментной политики магазинов и сравнивая результаты с итогами исследования, необходимо отметить, что самый популярный товар среди опрошенных — кроссовки/обувь, 55,1% от общего количества голосов респондентов. На втором месте идут шорты/брюки, данной категории товаров респонденты

отдали в общей массе 13,1% своих голосов. Третье место занимает (пуховик/куртка) — 10%. К другим вариантам, предложенным самими опрошенными, относятся спортивный костюм (5,6%) и футболки / майки (6,3%). Эти данные были получены на основании ответов респондентов на вопрос о покупках, совершенных ими за год.

Исходя из сведений, полученных в ходе исследования, было выявлено, что портрет современного потребителя спортивной одежды и обуви характеризуется следующими параметрами: это мужчины (41,8%) и женщины (58,2%) в возрасте от 18 до 39 лет (74,5%), с достатком до 30 000 рублей (79%) ежемесячно на человека, не состоящие в браке (59%).

Сфера деятельности потенциального покупателя спортивных товаров следующая:

♦ работник среднего звена — 33,2%;

♦ индивидуальные предприниматели, собственники бизнеса - 18,4%;

♦ управленцы (аппарат управления) - 13,8%.

Для наибольшего количества респондентов спортивная одеж-

Таблица

Процентное соотношение брэндов в магазине «Спортивный мир»

Брэнд % в общем кол-ве % по видам

1 2 3

«Найк» 24,26% 25,07%

«Пума» 9,90% 9,80%

«Рибок» 12,99% 12,77%

«Адидас» 22,65% 18,80%

Другие брэнды 30,19% 33,57%

Э. Жилкина, Н. Хаметова. Маркетинговые исследования рынка спортивной одежды

да и обувь — это комфорт (42%) и необходимость для занятий спортом (32%).

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что основной потребитель на данном рынке в качестве главной мотивации при покупке спортивной одежды и обуви использует стремление к красоте и привлекательности своего внешнего вида, и, как следствие, изменение социального статуса.

В ходе исследования было выявлено, что большая часть респондентов приобретает спортивные товары раз в год (41%), 25% из числа опрошенных покупают спортивную одежду и обувь два раза в год, и лишь 13% делают это раз в квартал. Такая тенденция объясняется тем, что покупка этих товаров происходит не для профессионального занятия спортом, а скорее для поддержания физической формы, т. е. для занятий в спортивном зале не чаще трех раз в неделю в течение двух часов, либо в качестве просто удобной одежды/обуви. Исходя из этого, срок службы спортивной одежды и обуви варьируется в пределах год — полтора. В течение этого же срока приобретенная модель остается актуальной и модной.

Количество респондентов, которые покупают данные товары реже одного раза в год, составляет 17%.

За последние два года в Республике Татарстан открылось большое количество торговых

комплексов, находящихся рядом с домом, включающих огромное число разнообразных магазинов. Такое объединение различных видов товаров в одном месте существенно облегчает процесс покупки. Поскольку большая часть потребителей осуществляет крупные покупки (на крупную сумму) один-два раза в месяц, что связано с графиком получения денежных средств на работе, им удобно приобретать за один поход в магазин различные виды товаров (продукты, бытовая химия, одежда, обувь и т. д.). Результаты исследования это подтверждают — 74% респондентов предпочитают покупать спортивную одежду и обувь в спортивных отделах торговых центров, и лишь 13% опрошенных делают это в фирменных отдельно расположенных магазинах.

Стоит также обратить внимание на предпочтения потребителей относительно популярных спортивных брэндов. Самым популярным брэндом, по мнению опрошенных, как уже отмечалось, является Adidas (38%), далее за ним следует Reebok (2 7%), затем Nike (13%), Columbia (9%) и Puma (5%). Данное процентное соотношение объясняется, в частности, ценовым фактором. Поскольку Puma является одним из самых дорогих брэндов среди наиболее популярных, потребитель предпочитает покупать более доступные по цене и не менее качественные товары других марок. Популярность брэнда

Adidas, в свою очередь, объясняется тем, что эта марка спортивной одежды и обуви интенсивно позиционировалась на рынке Российской Федерации в 90-е годы, что привело потребителей к народной любви и абсолютному доверию к этому брэнду и по сей день.

Факторами, определяющими покупательский выбор того или иного товара, помимо цены,яв-ляются качество, дизайн и предпочтение того или иного брэнда. Наиболее важными факторами, определяющими выбор потребителя, являются цена и качество товара. Так считают соответственно 26 и 25% опрошенных респондентов. Затем следует внешняя привлекательность товара, т. е. дизайн, этот фактор назвали наиболее важным 22% респондентов. Приверженность к брэнду в качестве определяющего фактора выбрали 13,5% опрошенных покупателей.

Наиболее привлекательными для потребителя являются различные маркетинговые акции так или иначе связанные с понижением цены на конкретные товары. Самой популярной акцией по итогам проведенного исследования является скидка, с этим согласны 48% респондентов. Менее популярными являются дисконтные карты. Такой формой стимуляции интересуется 31% опрошенных респондентов. Желающих приобрести два товара по цене одного всего 13%.

Исследование позволило выделить четыре сегмента покупателей: от покупателей с малыми покупками (от 1 до 3 тыс. рублей) до покупателей с крупными покупками (более 10 тыс. рублей) за одно посещение магазина.

Принципиальная роль Больших и Крупных Покупателей заключается в том, что вместе они приносят от 65 до 70% дохода магазина. При этом количество этих людей небольшое. В нашем случае эта цифра равна 35,6% покупателей, т. е. одна треть покупателей приносит две трети выручки.

Если конкретизировать количество покупателей всех четырех категорий, то получится следующая картина:

1) покупатели с малыми покупками — 1—3 тыс. рублей — составляют 24,8% от общего числа покупателей. Они согласно исследованию, приносят магазину всего 10% от общей прибыли;

2) покупатели со средней покупкой — 3—5 тыс. рублей — составляют 36,2% от общего числа покупателей. Они, согласно исследованию, приносят магазину 25% от общей выручки;

3) покупатели с большой покупкой — 5—10 тыс. рублей —

составляют 22,5% от общего числа покупателей. Они, согласно исследованию, приносят магазину 40% от общей выручки;

4) покупатели с крупной покупкой — более 10 тыс. рублей — составляют 13,1% от общего числа покупателей. Они, согласно исследованию, приносят магазину 25% от общей выручки.

Из вышесказанного следует, что магазину наиболее выгодно привлекать потребителей с высоким уровнем дохода, которые могут себе позволить покупки на большие суммы, чем категория потребителей со средним уровнем заработка.

Также интересно было сказать, что чем дольше потребитель находится в магазине, тем больше становится его потребительская корзина. Таким образом, согласно исследованию, покупка, совершенная за 20 минут проведенных в торговом зале, составляет от 1 до 3 тыс. рублей, а чек 30 минут уже переходит в разряд средней покупки, т. е. от 3 до 5 тыс. рублей. Этот принцип распространяется на оставшиеся категории покупок.

Стоит также отметить, что время пребывания человека в мага-

зине напрямую зависит от площади торгового зала и от количества и качества размещенной в магазине информации о предлагаемых товарах. Покупатель проводит в торговом зале 25 минут, при этом 70% покупателей внимательно изучают информацию внутри магазина, а 40% покупают товар,узнав о нем именно в магазине.

Рекомендации

Розничному предприятию необходимо систематизировать и максимально улучшить работу с внутримагазинным оформлением и коммуникациями. Это поможет:

а) увеличить время пребывания покупателя в магазине и тем самым увеличить сумму чека;

б) увеличить информированность покупателя о товарах в магазине и тем самым увеличить размер его корзины.

Необходимо отметить, что сумма покупки, а соответственно и прибыль предприятия, зависят не только от площади торговой точки, длительности пребывания покупателя в магазине, качества внутреннего оформления торгового зала, но в значительной степени от уровня подготовленности обслуживающего персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.