Научная статья на тему 'Исследование понятия «Здоровье» и его когнитивного наполнения у выпускников школ'

Исследование понятия «Здоровье» и его когнитивного наполнения у выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СЧАСТЬЕ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / КОГНИТИВНОЕ НАПОЛНЕНИЕ / МЕНТАЛЬНОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЙ / СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / HEALTH / HAPPINESS / SCHOOL LEAVERS / COGNITIVE CONTENT / MENTAL FIELD OF CONCEPTS / MEANINGS AND VALUE ORIENTATIONS / CORRELATION OF CONCEPTS / INCLUSIVE EDUCATION / SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ицкович Марк Матусович

В статье на основе когнитивного оценивания ценностных понятий выпускниками общеобразовательных школ рассматривается понятие «здоровье» и ментальное поле понятий, статистически связанных с понятием «здоровье». Обоснована необходимость получения данных для дальнейшей социализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях их инклюзивного обучения. Дан краткий теоретический анализ методологических позиций исследования, приведена методика формирования стимульного материала для экспериментальной работы с респондентами. Приведены в графических формах (таблице и рисунке) и прокомментированы основные результаты, полученные в исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ицкович Марк Матусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONCEPT OF “HEALTH” AND ITS COGNITIVE CONTENT IN SECONDARY SCHOOL LEAVERS

The article studies the concept of “health” and the mental field of concepts statistically associated with the concept of “health” on the basis of cognitive assessment of value concepts by secondary school leavers. It substantiates the necessity of obtaining data for further socialization of schoolchildren in general educational institutions, including schoolchildren with special educational needs. The author gives a brief theoretical analysis of the methodological principles of the undertaken research and provides the methods of formation of the stimulus material for experiments with responders. The main results of the study are illustrated by a table and a picture and are commented on.

Текст научной работы на тему «Исследование понятия «Здоровье» и его когнитивного наполнения у выпускников школ»

УДК 376.1:371.7

ББК Ч420.242+Ч420.055 ГСНТИ1

М. М. Ицкович Екатеринбург, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» И ЕГО КОГНИТИВНОГО НАПОЛНЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Аннотация. В статье на основе когнитивного оценивания ценностных понятий выпускниками общеобразовательных школ рассматривается понятие «здоровье» и ментальное поле понятий, статистически связанных с понятием «здоровье». Обоснована необходимость получения данных для дальнейшей социализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях их инклюзивного обучения. Дан краткий теоретический анализ методологических позиций исследования, приведена методика формирования сти-мульного материала для экспериментальной работы с респондентами. Приведены в графических формах (таблице и рисунке) и прокомментированы основные результаты, полученные в исследовании.

Ключевые слова: здоровье, счастье, выпускники школ, когнитивное наполнение, ментальное поле понятий, смыслы и ценностные ориентации, корреляции понятий, инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Сведения об авторе: Ицкович Марк Матусович, кандидат психологических наук.

Место работы: доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

Контактная информация: 620017, E-mail: markiz0110@mail.ru.

4.29.29 Код ВАК 13.00.03

M. M. Itskovich Ekaterinburg, Russia

ANALYSIS OF THE CONCEPT OF"HEALTH" AND ITS COGNITIVE CONTENT IN SECONDARY SCHOOL

LEAVERS Abstract. The article studies the concept of "health" and the mental field of concepts statistically associated with the concept of "health" on the basis of cognitive assessment of value concepts by secondary school leavers. It substantiates the necessity of obtaining data for further socialization of schoolchildren in general educational institutions, including schoolchildren with special educational needs. The author gives a brief theoretical analysis of the methodological principles of the undertaken research and provides the methods of formation of the stimulus material for experiments with responders. The main results of the study are illustrated by a table and a picture and are commented on.

Key words: health, happiness, school leavers, cognitive content, mental field of concepts, meanings and value orientations, correlation of concepts, inclusive education, schoolchildren with special educational needs.

About the author: Itskovich Mark Matusovich, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Специальное образование. 2015. № 3

25

Актуальность характеризуемого в статье исследования обусловливается важностью понятия «здоровье» и как витального ресурса для успешной жизнедеятельности, и как субъективной ценности социализирующейся личности выпускника общеобразовательной школы. Показатели состояния здоровья детей в России пока что остаются низкими. Итоги диспансеризации школьников 2009 г. показали, что только 20,8 % обучающихся могут быть отнесены к первой группе здоровья, в то время как 20,7 % детей имеют инвалидизирующие, в том числе хронические, заболевания [22]. Естественно, в последующие годы говорить о повышении показателей здоровья обучающихся не приходится. Значимость здоровья как ценности увеличивается еще и с внедрением в систему общеобразовательных школ инклюзивного образования, что существенно меняет критерии оценки учебной и иной деятельности общеобразовательной организации. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 3 февраля 2015 г.) четко обозначено, что с первого сентября 2016 г. существовавшая ранее «стихийная» интеграция детей с ОВЗ станет законодательным правом на

© Ицкович М. М., 2015

получение образования этими детьми в условиях общеобразовательных организаций (так называемых «массовых») [17]. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования напрямую требует формировать здоровье и как универсальную компетенцию, и как ценность личности выпускника [16]. Следовательно, принципы и методы кор-рекционной педагогики и психологии становятся полностью востребованными в практике реализации педагогического и воспитательного процессов в общеобразовательной организации. В связи с этим выявление понятийного контекста, связанного с понятием «здоровье» у выпускников школ в процессе их школьной социализации, даст возможность более грамотно и методично подходить к учебно-воспитательному процессу в образовательных организациях, в том числе и к реализации обязательной для него коррекционно-развивающей области (согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

Цель проведенного исследования — выявление лежащих за понятием «здоровье» когнитивных смыслов или ценностей и определение формы их взаимосвязи друг с другом.

Гипотеза исследования состояла в том, что когнитивное наполнение понятия «здоровье» будет определяться не только личностными ценностными ориентациями респондентов, но и предписаниями государственного устройства.

26

Специальное образование. 2015. № 3

Характеристика респондентов

Выборка испытуемых составила 633 респондента. В исследовании принимали участие выпускники общеобразовательных школ в возрасте от 17 до 18 лет. Учащиеся женского и мужского пола в выборке составляли соответственно 397 и 236 человек. Статистические расчеты выполнены в статистической программе «8ТЛТ18Т1СЛ 10.0 русский».

Теоретический анализ проблемы смыслов и ценностей

в деятельности личности

В научной литературе понятия «ценности» и «ценностные ориентации» часто употребляются как синонимы. Анализ психологической литературы [3; 8; 12 и др.] показывает, что направленность личности и ее ценностные ориентации являются одним из основных факторов личностного развития. Направленность личности определяет тип жизненной активности человека, который обусловливает характер жизненных отношений, разрешения трудностей, способы адаптации и самореализации (в профессии, личной жизни).

Система ценностных ориента-ций, как ее определяет И. Г. Сенин, является высшим уровнем регуляции в направленности личности [19; 20]. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как отмечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и

концепцией «я» [18]. В. Г. Алексеева полагает, что ценностные ориентации представляют собой форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, основанную на свободном выборе личности [1]. А. Г. Здравомыслов отмечает координационно-ограничительную роль ценностных ориентаций, связанную с их функционированием в разрешении конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выраженную в борьбе между долгом и желанием, т. е. между мотивами нравственного и утилитарного характера [12]. Ф. Е. Василюк отмечает в связи с этим, что система ценностей выступает в данном случае как «психологический орган» измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности [9, с. 122—125].

Б. Ф. Ломов определяет ценностные ориентации как «психологическую систему... многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [14, с. 36]. В свою очередь, Я. Гудечек разделяет систему ценностей по вертикальной и горизонтальной осям. По горизонтальной оси располагается упорядоченная иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная же ось отражает степень включенности индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в

Специальное образование. 2015. № 3

27

целом [10]. С. С. Бубнова при рассмотрении структуры ценностных ориентаций вводит принцип нелинейности, который означает, что критерием построения иерархии индивидуальных ценностей является их личностная значимость для субъекта, которая определяется содержательными аспектами «разных типов и форм социальных отношений» [7, с. 39].

Основным методологическим подходом к исследованию проблемы формирования ценностно-смысловой сферы выпускников общеобразовательных школ в рамках исследования нами выбран системный подход.

Главная идея системного подхода заключается в необходимости рассматривать исследуемый объект как систему того или иного уровня, обладающую определенной структурой и особенностями организации. В исследованиях ценностно-смысловой направленности системный подход нашел свое отражение в таких сложно организованных системах, как «многомерный мир человека» А. Н. Леонтьева, «жизненные миры» Ф. Е. Василю-ка, «смысловая сфера личности» Б. С. Братуся, «смысловая реальность» Д. А. Леонтьева и др.

Поскольку отличительной особенностью системы является то, что она обладает новыми, интегра-тивными качественными характеристиками, не содержащимися в составляющих ее компонентах, на качественную характеристику системы в значительно большей степени влияет ее структура, чем соб-

ственно состав компонентов [5, с. 21—22]. При этом компонентом, или элементом, системы выступает «минимальная структурообразующая единица системы, имеющая предел делимости в ее границах, обладающая функциональной и структурной специфичностью, а также функциональной интегра-тивностью» [5, с. 10].

В нашем исследовании системный подход используется для рассмотрения структуры ценностно-смыслового поля понятия «здоровье» и взаимосвязи с ним других понятий.

Методика проведения исследования

Респондентам предлагалось 59 ценностных понятий-стимулов, которые оценивались путем рационального выражения респондентом мнения о понятии (да/нет).

Формирование списка слов-стимулов.

Респондентам был предложен перечень имен ценностных концептов. Слова (например, справедливость), словосочетания (например, любовь к малой родине) располагались в алфавитном порядке. Предложенный перечень слов-стимулов был составлен на основе четырех опорных списков номинаций ценностей.

В качестве опорного использовался текст философского трактата «Истоки и смысл русского коммунизма» [6, с. 245—413]. Необходимо отметить, что наблюдения и выводы Н. А. Бердяева опираются на исторически конкретное всестороннее осмысление социаль-

28

Специальное образование. 2015. № 3

ных идей отечественных и западных мыслителей, лидеров и участников общественных движений, писателей. Книга Н. А. Бердяева (1874—1948) вышла в свет на немецком и французском языках в 1937 г. «Русское издание было осуществлено посмертно в 1955 г. Эта работа завершает цикл произведений, направленных против идеологии большевизма» [11, с. 8]. В основе критики — интерпретация категорий, составляющих основу русской жизни и маркирующих национальный характер.

Методом сплошной выборки из текста трактата выписывались высказывания, содержащие имя (ряд имен) ценностного понятия, в том числе те из них, которые сопровождаются типовыми этноспе-цифическими указателями. В итоге был получен список-1, включающий реализованные в трактате Н. А. Бердяева имена национально значимых ценностей.

Список-2 формировался на основе исследования ценностных идей русских писателей. Нельзя не согласиться с тем, что ценностное сознание народа получило достоверное воплощение в произведениях русских писателей. Отталкиваясь от этого тезиса, мы экспериментальным путем изучили ценностные суждения М. Е. Салтыкова-Щедрина, систематизированные в специальном издании 2008 г. «Щедринизмы» помогали и помогают ставить верные диагнозы на основании новейших общественных, социально-политических, психологических, этических ситуаций

и положений. Из афористических высказываний Салтыкова-Щедрина были выписаны имена ценностных понятий, таким образом, список-2 включает обозначения национально значимых ценностей.

Наложение полученных исследовательским путем списков (1, 2) на список ценностей, выявленных Б. С. Алишевым в его психологической теории ценностей [3], позволило выделить пересекающиеся зоны номинаций ценностных объектов, составивших искомый перечень стимулов. В отдельных случаях приходилось осуществлять выбор между синонимическими номинациями. Например, с учетом региональной специфики мониторинга мы предпочли номинацию любовь к малой родине номинации патриотизм (параллельно отметим, что вопрос, связанный с суггестивностью имен концептов, а также осмыслением их содержания молодыми людьми, требует специального рассмотрения). Приводим полученный список: «Благополучие близких людей», «Свобода», «Честь», «Дружба», «Добро», «Счастье», «Самореализация», «Уважение», «Знания», «Справедливость», «Семья», «Жизнь», «Здоровье», «Любовь», «Правда», «Совесть», «Достоинство», «Культура», «Безопасность», «Нравственность», «Надежда», «Милосердие», «Русский язык», «Мужество», «Творчество», «Трудолюбие», «Талант», «Истина», «Дети», «Душа», «Литература», «Сохранение среды обитания», «Чуткость», «Толерантность», «Мощь и процветание родины», «Работа», «Достаток», «Красо-

Специальное образование. 2015. № 3

29

та», «Убеждения», «Духовность», «Любовь к отечеству», «Сильное государство», «Вера», «История отечества», «Малая родина», «Равенство», «Благотворительность», «Многообразие культур и народов», «Народ», «Закон», «Международное сотрудничество», «Бог», «Национальная идея», «Социальные сети», «Коллективизм», «Империя», «Монархия», «Ориентация на Запад», «Партия».

Полученный от респондентов список ценностей был обработан с помощью методов математической статистики, а именно: была установлена корреляция понятия «здоровье» с остальными понятиями списка по методу ранговой корреляции Спирмена с достоверностью критерия значимости р < 0,01( с целью максимально возможного исключения нулевой гипотезы). Выявленный список значимо коррелируемых с понятием «здоровье» ценностей был подвергнут статистическому обсчету по методу ранговой корреляции Спирмена с достоверностью критерия значимости р < 0,05 (с целью выявления всех минимально связанных с понятием «здоровье» смыслов).

Результаты исследования и анализ выявленных закономерностей

Результаты статистического анализа корреляций понятия «здоровье» с остальными понятиями приведены в таблице.

Таблица 1

Статистические результаты изучения когнитивного наполнения понятия «здоровье» у выпускников общеобразовательных школ (таблица

корреляций)

Корреляции (Спирмен, р < 0,01) Здоровье

Жизнь 0,22

безопасность 0,22

Закон 0,17

Дети 0,16

Достаток 0,16

Добро 0,14

Любовь 0,13

Семья 0,12

Сильное государство 0,12

Счастье -0,11

Как видно из таблицы, гипотеза исследования подтверждается. Здоровье не только подкрепляет и жизнь, и личностную безопасность, не только способствует семейной любви и появлению потомства, не только позволяет обеспечить достаток, но и устойчиво зависит от силы государства проживания и его закона.

Открытием исследования является отрицательная (обратно пропорциональная связь) между понятиями «здоровье» и «счастье». В культурной традиции русского народа распространено мнение, что «не в деньгах счастье, а в здоровье». Выявленная же в исследовании корреляция противоречит культурной традиции восприятия здоровья.

30

Специальное образование. 2015. № 3

Рисунок. Графическое отражение выявленных взаимосвязей когнитивного

поля понятия «здоровье».

С целью разрешения выявленного противоречия был проведен корреляционный анализ поня-

тий, связанных с понятием «здоровье», по отношению друг к другу. Определено, что полученные взаимосвязи имеют прямо пропорциональную зависимость друг с другом. Результаты в графическом виде приведены на рисунке.

Как видно из рисунка, понятие «счастье» связывается респондентами с понятиями «жизнь» и «достаток». Сами эти понятия также прямо пропорционально связаны друг с другом.

Таким образом, в понимании респондентов счастье — это жизнь в достатке. В свою очередь, понятие «достаток» прямо пропорционально связано с понятиями «дети» и «закон». С помощью смыслового анализа данных понятий кажущееся противоречие между понятиями «счастье» и «здоровье» разрешает-

ся: для того, чтобы испытывать чувство счастья, необходимо тратить жизненные (витальные) ресурсы на достижение достатка, на выделение части сил и достатка для детей и платить с достатка налоги по закону. Следовательно, достижение счастья может быть обретено лишь через трату жизненных сил, а также здоровья.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно констатировать, что нам удалось вскрыть не только смысловое наполнение понятия «здоровье» у современной молодежи, но и выявить существенные внутренние взаимосвязи внутри данного поля. Это позволяет нам сделать вывод о сочетаемости политики государства, направленной на усиление здоровья обучающихся, и ментальных представлений учащихся о ценности «здоровья» для дальнейшей своей социализации.

Специальное образование. 2015. № 3

31

Литература

1. Агошкова, Е. Б. Эволюция понятия системы / Е. Б. Агошкова, Б. В. Ах-либинский // Вопросы философии. — 1998. — № 7. — С. 170—178.

2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности /

B. Г. Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, № 5. —

C. 63—70.

3. Алишев, Б. С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ / Б. С. Алишев. — Казань : ИСПО РАО, 2001. — 224 с.

4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. —М. : Педагогика, 1980. — Т. 1. — 232 с.

5. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1980. — 305 с.

6. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — М. : Сварог и К, 1997. — 415 с.

7. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал — 1999. — № 5. — С. 38—44.

8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

9. Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора / Ф. Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,

B. Г. Щур. — М. : Смысл, 1997. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 284—314.

10. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М., 1989. — С. 202—109.

11. Гулыга, А. Н. А. Бердяев: жизнь и творчество / А. Гулыга // Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — М. : Сварог и К, 1997.

12. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здраво-мыслов. — М. : Политиздат, 1986. — 222 с.

13. Иванчик, Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т. Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии : материалы Всесоюз. симпозиума. — Кострома, 1986. — С. 46—48.

14. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — 3-е изд., доп. — М. : Смысл, 2007. — 511 с.

15. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. — 446 с.

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

18. Роджерс, К. Клиентоцентриро-ванная терапия : пер. с англ. / К. Роджерс. — М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. — 320 с.

19. Сенин, И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» / И. Г. Се-нин // Психология и практика : ежег.

32

Специальное образование. 2015. № 3

РПО. — Ярославль, 1998. — Т. 4, вып. 2. — С. 287—288.

20. Сенин, И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Г. Сенин. — Ярославль, 2000. — 23 с.

21. Серый, В. А. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Электронный ресурс] / В. А. Серый. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. — 186 с. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2628.htm.

22. Currie, C. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC) [Электронный ресурс] : меж-дунар. отчет по результатам опроса, проведенного в 2009—2010 гг. / C. Currie, C. Zanotti, A. Morgan, D. Currie, M. de Looze, Ch. Roberts, O. Samdal, R. F. Smith Otto, V. Ba-rnekow // Политика здравоохранения в отношении детей и подростков. — 2012. — № 6. — С. 69. — Электронные данные. — Режим доступа: http:// www.euro.who.int/data/assets/pdffile/000 3/163857/Social-determinants-of-health-and-well-being-among-young-people.pdf.

Literature

1. Agoshkova, E. B. Evolyutsiya ponyatiya sistemy / E. B. Agoshkova, B. V. Akhlibinskiy // Voprosy filo-sofii. — 1998. — № 7. — S. 170—178.

2. Alekseeva, V. G. Tsennostnye ori-entatsii kak faktor zhiznedeyatel'no-sti i razvitiya lichnosti / V. G. Alekseeva // Psikhologicheskiy zhurnal. — 1984. — T. 5, № 5. — S. 63—70.

3. Alishev, B. S. Psikhologiya for-miro-vaniya demokraticheskoy kul'tury studentov SSUZ / B. S. Alishev. — Kazan' : ISPO RAO, 2001. — 224 s.

4. Anan'ev, B. G. Izbrannye psikholo-gicheskie trudy / B. G. Anan'ev. — M. : Pedagogika, 1980. — T. 1. — 232 s.

5. Afanas'ev, V. G. Sistemnost' i ob-shchestvo / V. G. Afanas'ev. — M. : Politizdat, 1980. — 305 s.

6. Berdyaev, N. A. Filosofiya svo-body. Istoki i smysl russkogo kommu-nizma / N. A. Berdyaev. — M. : Svarog i K, 1997. — 415 s.

7. Bubnova, S. S. Tsennostnye orien-tatsii lichnosti kak mnogomernaya ne-lineynaya sistema / S. S. Bubnova // Psikhologicheskiy zhurnal — 1999. — № 5. — S. 38—44.

8. Vasilyuk, F. E. Psikhologiya pere-zhivaniya (analiz preodoleniya kritiche-skikh situatsiy) / F. E. Vasilyuk. — M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. — 200 s.

9. Vasilyuk, F. E. Psikhotekhnika vy-bora / F. E. Vasilyuk // Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanistiche-skaya perspektiva v postsovetskoy psi-khologii / pod red. D. A. Leont'eva, V. G. Shchur. — M. : Smysl, 1997. — S. 284—314.

10. Gudechek, Ya. Tsennostnaya orien-tatsiya lichnosti / Ya. Gudechek // Psikhologiya lichnosti v sotsialistiche-skom obshche-stve: aktivnost' i razvitie lichno-sti. — M., 1989. — S. 202—109.

11. Gulyga, A. N. A. Berdyaev: zhizn' i tvorchestvo / A. Gulyga // Filosofiya svo-body. Istoki i smysl russkogo kom-munizma / N. A. Berdyaev. — M. : Svarog i K, 1997.

12. Zdravomyslov, A. G. Potrebnosti, interesy, tsennosti / A. G. Zdra-vo-mys-lov. — M. : Politizdat, 1986. — 222 c.

13. Ivanchik, T. F. K voprosu o formi-rovanii znachimoy napravlennosti lichnosti / T. F. Ivanchik // Aktu-al'nye problemy sotsial'noy psi-khologii : materialy Vsesoyuz. sim-poziuma. — Kostroma, 1986. — S. 46—48.

14. Leont'ev, D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smy-

Специальное образование. 2015. № 3

33

slovoy real'nosti / D. A. Leont'ev. — 3-e izd., dop. — M. : Smysl, 2007. — 511 s.

15. Lomov, B. F. Metodologicheskie i teo-reticheskie problemy psikhologii / B. F. Lomov. — M. : Nauka, 1984. — 446 s.

16. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Mi-nobrnauki Rossii) ot 17 maya 2012 g. № 413 g. «Ob utverzhdenii fede-ral'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya».

17. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Mi-nobrnauki Rossii) ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta nachal'nogo obshchego obra-zovaniya obuchayu-shchikhsya s ogranichen-nymi vozmo-zhnostyami zdorov'ya».

18. Rodzhers, K. Klientotsentriro-van-naya terapiya : per. s angl. / K. Rodzhers. — M. : Refl-buk ; Kiev : Vakler, 1997. — 320 s.

19. Senin, I. G. Razrabotka modifitsi-rovannogo varianta «Oprosnika termi-nal'nykh tsennostey» / I. G. Se-nin // Psikhologiya i praktika : ezheg. RPO. — Yaroslavl', 1998. — T. 4, vyp. 2. — S. 287—288.

20. Senin, I. G. Psikhodiagnostika tsen-nostno-orientatsionnoy sfery lichnosti kak metod sotsial'no-psikho-logi-cheskogo issledovaniya : avto-ref. dis. ... kand. psikhol. nauk / I. G. Senin. — Yaroslavl', 2000. — 23 s.

21. Seryy, V. A. Psikhologicheskie me-khanizmy funktsionirovaniya siste-my lichnostnykh smyslov [Elektron-nyy resurs] / V. A. Seryy. — Keme-rovo : Kuzbassvuzizdat, 2002. — 186 c. — Elektron. dan. — Rezhim dos-tupa: http://hpsy.ru/public/x2628.htm.

22. Currie, C. Sotsial'nye determinanty zdorov'ya i blagopoluchiya podro-stkov. Povedenie detey shkol'nogo vozrasta v otnoshenii zdorov'ya (HBSC) [Elektron-nyy resurs] : me-zhdunar. otchet po rezul'tatam opro-sa, provedennogo v 2009—2010 gg. / C. Currie, C. Zanotti, A. Morgan, D. Currie, M. de Looze, Ch. Roberts, O. Samdal, R. F. Smith Otto, V. Barnekow // Politika zdravookhra-neniya v otnoshenii detey i podrostkov. — 2012. — № 6. — S. 69. — Elektronnye dannye. — Rezhim dostupa: http://www. euro.who.int/data/assets/pdffile/0003/163 857/Social-determinants-of-health-and-w ell-being-among-young-people.pdf.

34

Спецнаflbное 06pa30BaHue. 2015. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.