Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза в формировании ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья'

Образовательная среда вуза в формировании ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
health preferences values / students / University educational environment / condition and dynamics of students' health preferences values / ценностные предпочтения в отношении здоровья / студенческая молодежь / образовательно-воспитательная среда вуза / состояние / динамика ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пчёлкина Евгения Петровна

В работе рассматриваются возможности образовательной среды вуза в формировании ценностных предпочтений в отношении здоровья у студенческой молодежи, представлены результаты исследования их состояния и динамики в образовательной среде вуза. Актуальность темы связана с переоценкой ценности здоровья и ухудшением состояния здоровья студентов. Эмпирическое исследование свидетельствует о том, что вуз недостаточно использует свои ресурсы в решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пчёлкина Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIVERSITY ENVIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ HEALTH PREFERENCES VALUES

The paper discusses the possibilities of the University educational environment in the development of students' health preferences values. The author presents the results of her study of the conditions and dynamics of the University educational environment. The importance of the topic is associated with the revaluation of health values and deterioration of studentshealth. The empirical research suggests that the University does not fully use its resources in solving this problem.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза в формировании ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья»

30 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

НА

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

УДК 378

ПЧЁЛКИНА Е.П.

PCHELKINA E.P.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

THE UNIVERSITY ENVIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ HEALTH PREFERENCES VALUES

Аннотация

В работе рассматриваются возможности образовательной среды вуза в формировании ценностных предпочтений в отношении здоровья у студенческой молодежи, представлены результаты исследования их состояния и динамики в образовательной среде вуза. Актуальность темы связана с переоценкой ценности здоровья и ухудшением состояния здоровья студентов. Эмпирическое исследование свидетельствует о том, что вуз недостаточно использует свои ресурсы в решении данной проблемы.

Ключевые слова: ценностные предпочтения в отношении здоровья; студенческая молодежь; образовательно-воспитательная среда вуза; состояние; динамика ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья.

Abstract

The paper discusses the possibilities of the University educational environment in the development of students’ health preferences values. The author presents the results of her study of the conditions and dynamics of the University educational environment. The importance of the topic is associated with the revaluation of health values and deterioration of students’ health. The empirical research suggests that the University does not fully use its resources in solving this problem.

Keywords: health preferences values; students; University educational environment; condition and dynamics of students’ health preferences values.

Введение

К стержневым характеристикам личности относятся особенности их ценностно-смысловой сферы, которая формирует смыслы и цели жизнедея-

тельности человека и регулирует способы их достижения.

Ценностная проблематика в отечественной психологической литературе

ТТАУЧНЫЙ Пчелкина Е.П. 31

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ

ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

является одной из актуальных и активно разрабатываемых (Л.И. Божович [1], Б.С. Братусь [2], Ф.Е. Василюк [3], И.И. Докучаев [4], Г.В. Залевский, В.В. Знаков [5], В.Е. Клочко [6], Д.А. Леонтьев [7], М.М. Рубинштейн [8] и др.

В настоящее время в обществе происходят социальные потрясения. США, европейские страны, Украина и Россия оказываются «эпицентром», прежде всего, ценностного противостояния [9]. Анализ противоречий высших и низших ценностей, которые реализуются в таком явлении как война, осуществлен в работах Н.А. Бердяева [10].

Ценности могут выступать как альтернативы выборов. Изучению глубинных ценностно-смысловых образований личности как результата актуализации экзистенциального выбора посвящены труды В.Е. Василюка [3], В.Е. Клочко [6], И. Ялома [11].

Система ценностей, процессы социализации и идентификации всесторонне анализируются в трудах как зарубежных (П. Бергер [12], П. Бурдье [13], М. Вебер [13. 14, 15], Э. Гидденс [16], К. Клакхон [17], Т. Лукман [12], Дж. Марсиа [18], Р. Мертон [13, 14, 15], Дж. Мид [19], С. Московичи [20] и др.), так и отечественных авторов (B.C. Агеев [21], Т.С. Баранова [22], М.Н. Губо-гло [23], И.С. Кон [24], Д.А. Леонтьев [25], А.И. Шендрик [24], В.А. Ядов [24. 26] и др.).

Молодежный возраст характеризуется неустойчивостью ценностных выборов, что проявляется в лабильности позиций, повышенной готовности к их смене как по всем, так и по отдельным ценностным предпочтениям, в расширенной зоне неустойчивых ценностей, внутренней сложности и дифферен-

цированности, в противоречивости, конфликтности, рассогласованности когнитивного, поведенческого и эмоционально-оценочного компонентов. Поэтому в отношении молодежи по сравнению с другими демографическими группами уместнее говорить не о ее ценностях или ценностных ориентациях, как устойчивых образованиях, а о ценностных предпочтениях.

Под ценностными предпочтениями мы понимаем отобранную индивидом или группой совокупность имеющихся в обществе ценностей, исходя из их степени важности, отражающую начальный этап формирования тех или иных ценностных ориентаций как более устойчивых образований. Ценностные предпочтения являются неустойчивыми образованиями, находящимися в процессе формирования, поэтому они в наибольшей степени характерны для молодежи, в том числе студенческой.

В условиях кризиса и общественных трансформаций забота о здоровье стала делом исключительно самих индивидов. Данная ситуация способствовала снижению уровня здоровья населения, в том числе молодежи. Среди этой социально-демографической группы констатируется непрекращающийся рост смертности, заболеваемости и травматизма. Выбор в пользу здорового образа жизни для многих молодых людей практически исключен реальными условиями жизни: распространением бедности, безработицы, сужением легальной социальной перспективы. Социальные институты, в частности образование, сняли с себя ответственность за формирование здорового образа жизни.

В ряде государственных докладов о положении молодежи в России 1993-

32 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

НА

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

2003 гг. была дана объективная оценка состоянии, проблем и тенденции, сложившихся в сфере здоровья молодежи как одной из ключевых областей развития потенциала молодого поколения, с целью выработки программ государственной поддержки (Ю.А. Зубок [24, 27], И.М. Ильинский [24, 28],

Э.Ш. Камалдинова [24], А.И. Ковалева [24, 29], Вал. А. Луков [24, 28, 29], В.А. Родионов [24], В.И. Чупров [24, 27], А.В. Шаронов [24]).

В современных условиях снижается институциональное влияние на молодежь и предсказуемость ее индивидуальных выборов и решений, расширяется пространство альтернатив развития, необходимости самостоятельного выбора жизненных ориентиров, организации образа жизни и выработки собственных ценностных предпочтений, которые являются важнейшей предпосылкой становления ее психологической, социальной и духовной зрелости.

Цель работы

Это актуализирует необходимость исследования ценностных предпочтений молодежи в отношении здоровья в тесной взаимосвязи с организацией образовательной среды вуза, воздействующей на их формирование, что еще слабо изучено в науке.

Материалы и методы исследования

В ходе нашего исследования был осуществлен анализ материалов официальных и специальных статистических источников по вопросам демографической ситуации в России, положения молодежи в России и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации,

социально-экономического положения Белгородской области (2006-2011 гг.); анализ данных проведенного автором анкетного опроса “Ценностные предпочтения студентов в отношении здоровья” (n=944 студента 1-4 курсов БГТУ им. В.Г. Шухова, декабрь 2006 г., квотная, случайная выборка); анализ данных повторного анкетного опроса “Ценностные предпочтения студентов в отношении здоровья” (n=400 студентов 2-4 курсов двух белгородских вузов: n=i80 - повторное исследование студентов БГТУ им. В.Г. Шухова и n=220 - исследование студентов НИУ “БелГУ”, май 2010 г., квотная, случайная выборка), а также данных анкетного опроса “Физкультурно-спортивная активность студентов с ослабленным здоровьем” (n=50 студентов 1-4 курсов БГТУ им. В.Г. Шухова, занимающихся физкультурой в специальной учебной группе, ноябрь 2007 г., выборка целевая); а также вторичный анализ данных нескольких прикладных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Ценностные предпочтения в отношении здоровья имеют когнитивную, поведенческую и эмоционально-оценочную составляющие, проявляются в ситуациях выбора здорового или отклоняющегося образа жизни и регулируют этот выбор. Они имеют референтный, промежуточный и актуальный уровни в зависимости от степени устойчивости выборов и уровня достижений в сфере здоровья.

Самым неустойчивым с низким уровнем достижений является референтный уровень, затем идет промежуточный, самым устойчивым с

ТТАУЧНЫЙ Пчелкина Е.П. 33

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

максимальным уровнем достижении является актуальный уровень ценностных предпочтении в отношении здоровья.

Согласно данным исследования, состояние ценностных предпочтении в отношении здоровья у студентов характеризуется внутренними противоречиями: на когнитивном уровне высокая значимость здоровья не проявляется в реальной заботе о нем на поведенческом уровне. На эмоционально-оценочном уровне большинство студентов оценивает себя как здоровые, хотят быть абсолютно здоровыми, но при этом находятся на промежуточном и референтном уровнях ценностных предпочтений в отношении здоровья с общей тенденцией к снижению его ценностной значимости, испытывают психологический дискомфорт и озабоченность ухудшением состояния здоровья за время учебы в вузе.

Противоречия когнитивного, поведенческого и эмоционально-оценочного уровней проявились в разной степени, усиливаясь от “здоровых” к “ослабленным”, от студентов с актуальным уровнем ценностных предпочтений в отношении здоровья в сторону промежуточного и референтного уровней. При этом к группе “здоровых” нами были отнесены те студенты, которые на основании данных медицинского осмотра занимались физической культурой в основном и подготовительном учебных отделениях. К группе “ослабленных” - занимающиеся в специальном учебном отделении, а также освобожденные от активных занятий.

На формирование ценностных предпочтений в отношении здоровья у студентов оказывает влияние обра-

зовательно-воспитательная среда вуза, обеспечивающая доступные средства и оптимальные условия для поддержания и улучшения здоровья с учетом объективного его состояния, четкие и ясные нормы здорового образа жизни и механизмы пресечения отклонений от них. Об этом свидетельствуют оценки студентами созданных и реализуемых вузом условий для укрепления здоровья, а также степень их расхождения с ожиданиями студентов. Так, максимальная разница расхождений ожиданий студентов с реальным осуществлением относится к занятиям физической культурой в вузе (43,9%) и говорит о недостаточном качестве проведения данных занятий, о неудовлетворенности ими студентов, особенно «здоровых». По показателю занятий физической культурой в вузе «здоровые» имеют больше, с одной стороны, ожиданий от вуза и, с другой, - больше претензий к нему. У «здоровых» и «ослабленных» студентов показатель разницы значений ожиданий и оценок того, что вуз предоставляет для оздоровления, статистически значим со сдвигом в сторону большей значимости ожиданий для «здоровых» студентов.

В группе студентов, имеющих актуальный уровень ценностных предпочтений в отношении здоровья, резче расхождение ожиданий и оценок созданных и реализуемых вузом условий для укрепления здоровья, причем по большинству вариантов ответов. Исключениями явились ответы, что вуз ничего не делает, оценка работы платных секций и работы профилактория, по которым ожидания ниже, чем оценки реальности. Студенты с актуальным

34 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

уровнем больше всех отмечают, что вуз для их здоровья что-то все-таки делает, но оказывается, что это - не то, что им бы хотелось.

При недооценке образовательной среды вуза в качестве фактора формирования у студентов ценностных предпочтений в отношении здоровья, недостаточном использовании ее ресурсов в обеспечении доступных средств и оптимальных условий для поддержания и улучшения здоровья, процесс формирования данных ценностных предпочтений “затягивается”, происходит стихийно, искажается и способствует ухудшению здоровья студентов. В исследовании было выявлено отсутствие у студентов ассоциаций “вуз - здоровье”, большое расхождение ожиданий и реального обеспечения доступными средствами и оптимальными условиями для поддержания и улучшения здоровья, тенденция увеличения отрицательных оценок студентами динамики своего здоровья за время учебы в вузе и реальное его ухудшение, поляризация студентов по состоянию здоровья и ценностным предпочтениям, концентрация “здоровых” в группе максимального материального благосостояния, недостаточная ориентация образовательного процесса в вузе на формирование осознанного отношения студентов к своему здоровью, недостаточное теоретическое и практическое обоснование вопроса здоровья для студентов, которое реализуется только на занятиях физкультурой в вузе. Все это свидетельствует о неоптимальном сочетании работы вуза по непосредственному оздоровлению студентов с его воспитательной работой по формированию их идентичности здорового человека.

На основании данных исследования были выделены типы ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья и определены условия образовательно-воспитательной среды вуза, способствующие формированию у студенческой молодежи устойчивой идентичности здорового человека. Так, основание “здоровые - ослабленные студенты” позволило выделить достиженческий и избегающий типы, а основание степени выраженности ценностных предпочтений и, соответственно, уровня сформированной идентичности здорового человека позволило выделить референтный, промежуточный и актуальный типы.

Степень согласованности и гармоничности ценностных предпочтений в отношении здоровья у студенческой молодежи, разнообразия содержательных характеристик цели быть здоровым, рациональности и ответственности в отношении своего здоровья, оптимистичности оценок динамики его состояния за время учебы в вузе и положительных оценок “оздоровительных” возможностей вуза максимально выражена у студентов актуаль-но-достиженческого типа ценностных предпочтений, минимально - у рефе-рентно-избегающего типа.

Сравнительный анализ данных распределения студентов по типам ценностных предпочтений в отношении здоровья за 2006-2010 гг. показал, что промежуточно-достиженческий и про-межуточно-избегающий типы практически остались без изменения, а также что увеличилось количество крайне неустойчивых типов: “референтно-до-стиженческого” и “актуально-избегаю-щего” (таблица 1).

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Пчелкина Е.П. 35

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ

ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИИ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Таблица 1

Распределение студентов по типам ценностных предпочтений в отношении здоровья за 2006-2010 гг.

Table 1

Distribution of students by type of health preference values in 2006-2010

\ Уровни \ ценностных \ предпочтений “Здоровые”\ или \ “ослабленные” \ студенты \ Референтный 2006/2010 гг., в %, в скобках - разница значений в % Промежуточный 2006/2010 гг., в %, в скобках - разница значений в % Актуальный 2006/2010 гг., в %, в скобках -разница значений в %

“Здоровые” “Референтно-достиженческий тип” 16,65/19,25% (2,6%) Промежуточно-достиженческий тип 19,5/19,1% (-0,4%) Актуально-достиженческий тип 13,85/11,65% (-2,2%)

“Ослабленные” Референтноизбегающий тип 21,4/17,65% (-3,75%) Промежуточноизбегающий тип 15,75/16,8% (1,05%) “Актуальноизбегающий тип” 12,85/15,55% (2,7%)

Поскольку в 2010 г. все типы, кроме промежуточно-избегающего, уменьшают свои значения, то и в дальнейшем наиболее вероятным будет “пополнение” именно этого типа. В целом наблюдается тенденция увеличения количества студентов с избегающими типами и уменьшения - с достиженче-скими.

Заключение

Данные эмпирического исследования показали, что образовательновоспитательная среда вуза не является оптимальной для формирования ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья, оказывает в большей степени не-

гативное влияние на данный процесс. Созданные в образовательной среде вуза реальные условия для сохранения и укрепления здоровья студентов не становятся факторами формирования у них ценностных предпочтений в отношении здоровья и не улучшают состояние их здоровья.

При неизменных условиях образовательно-воспитательной среды вуза следует ожидать самое значительное “пополнение” промежуточно-избегаю-щего типа ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья. Это делает необходимой разработку новых подходов к организации образовательной среды вуза, оказыва-

36 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

ющей прямое и косвенное (непосредственное и опосредованное) влияние на формирование у студенческой молодежи идентичности здорового человека. Так, нами были обоснованы ресурсы образовательной среды вуза (целевой, организационный, инструментальный и нормативный), основные направления (диагностическое, стимулирующее, актуализирующее, контролирующее направления), принципы: доступности условий для сохранения и укрепления здоровья, их качества, индивидуализации, самостоятельности и широты выбора средств заботы о здоровье, универсальности и ясности норм здорового образа жизни, многообразия его форм, ориентации на поощрение и др., а также тактические направления организации условий образовательно-воспитательной среды, оптимизирующие формирование актуального уровня ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья.

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 211 с.

2. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. М., 1993. 156 с.

3. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. С. 249-257.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная

статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

5. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»: №3).

6. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 284-314.

7. В своем кругу. Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала нового времени. М., ИВИ РАН, 2003. 367 с.

8. Губогло М.Н. Идентификация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идентичности: Этносоциологиче-

ские очерки / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. 764 с.

9. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. М.: Наука, 2009. 595 с.

10. Ильинский И.М., Луков В. А. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем: Избранное. М.: Изд-во Моск. гу-манит. ун-та, 2011. 215 с.

11. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы станосления ментального пространства (введение в транспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

12. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999. 134 с.

13. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной ре-

ТТАУЧНЫЙ Пчелкина Е.П. 37

ж. ж. РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

гуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1997. № 1. С. 20-27.

14. Рубштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: Том 2 / Под редакцией: Плотников Н.С. Фараджев К.В. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. 376 с.

15. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 c.

16. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под редакцией: Знаков В.В. Залевский Г.В. М.: Институт психологии РАН, 2008. 344 с.

17. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска // 2-е изд. М., 2003. 156 с.

18. Ядов В.А. Солидаризация рабочих в российской действительности: Замысел исследования и теоретические предпосылки // Солидаризация в рабочей среде. М., 1998. С. 11-12.

19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс. 1999. 234 с.

20. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.

21. Encyclopedia of Sociology / Edgar F. Borgatta (ed.), Rhonda J.V. Montgomery (ed.), vol. 2. Macmillan Reference USA, second edition, 2000.

22. Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Ed. J. Scott. L.: Rout-ledge, 2007.

23. International encyclopedia of the social sciences / William A. Darity, Jr., editor in chief. Detroit: Macmillan Reference USA, 2008.

24. Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Stanford, 1987.

25. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Рress, 1951.

26. Marcia J. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personalitu and Social Psychology. 1968. № 3. pp. 551-558.

27. Mead Dj. Male and female. J., 1949.

214 р.

28. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations. Cambridge - Paris, 1984.

References

1. Ageev V.S. Mezhgruppovoe vzaimod-eystvie: Sotsialno-psikhologicheskie problemy [Intergroup Interaction: Social and Psychological Problems]. Moscow: Moscow Humanities University Publishing House, 1990. 211 р.

2. Baranova I.E. Teoreticheskie modeli sotsialnoy identifikatsii lichosti [The Theoretical Model of Social Identification]. Moscow, 1993. 156 р.

3. Berdyaev N.A. O cheloveke, ego svo-bode i dukhovnosti: izbrannie Trudy / Red.-sost. L.I. Novikova i I.N. Sizemskaya [About the Person, his Freedom and Spirituality: Selected Works / Editors: Novikova L.I. and Sizemskaya I.N.]. Moscow: Moscow Psychology and Social Institute: Flinta, 1999. pp. 249-257.

4. Bozhovich L.I. Problemiformirovani-

ya lichnosti: Pod red. D.I. Feldshtein/ Vstupitelnaya statya D.I. Feldshteina. 2-e izd. [Problems of Personal Development. Edit. by Feldstein D.I. The Introductory Article by D.I. Feldstein. 2-nd edition]. Moscow: "Institute

38 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

of Practical Psychology" Publishing House, Voronezh, 1997. 352 p.

5. Bratus’ B.CNravstvennoe soznanie lichnosti (psikhologicheskoe issledo-vanie) [The Moral Consciousness of the Personality (The Psychological Study)]. Moscow: Knowledge, 1985. 64 p.

6. Vasilyuk F.E., Shchur V.G. Psikho-tekhnika vybora // Psikhologiya s chelovecheskim litsom/ Pod red. DA. Leont’eva [Psychotechnics of Choice. Psychology with a human face. Edit. by Leontiev D.A., Shchur V.G.]. Moscow: Smysl, 1997. рр. 284-314.

7. V svoem krugu. Individ i gruppa na Zapade i Vostoke Evropy do nachala novogo vremeni [In One’s Own Circle. The Individual and Group in the West and East of Europe Prior to the Beginning of the New Time]. Moscow: Institute of General History of the Russian Academy of Sciences, 2003. 367 p.

8. Dokuchaev I.I. Tsennost i ekzistentsi-ya. Osnovopolozheniya istoricheskoi aksiologii kultury [Values and Existence. The Foundations of Historical Axiology of Culture]. Moscow: Nauka,

2009. 595 p.

9. Guboglo M.S. Identifikatsiya identich-nosti: Etnosotsiologicheskie ocherki / In-t etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya [The Identification of Identity: Etno-sociological Essays / N.N. Miklukho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology]. Moscow: Nauka, 2003. 764 р.

10. Ilyinsky I.M., Lukov Val.A. Gosu-darstvennaya molodezhnaya poli-tika: uroki nedavnego proshlogo // Il’inskiy I.M. Proshloe v nastoyash-chem: Izbrannoe [State Youth Policy: Lessons from the Recent Past. Past in the Present]. Moscow: Moscow Humanities University Publishing House, 2011.

11. Klochko V.E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskih systemah: prob-

lemi stanovleniya mentalnogo pros-transtva (vvedenie v transpektivny analiz) [Self-organization of Psychological Systems: The Problems of the Mental Space Development (The Introduction to Transactional Analysis)]. Tomsk: Tomsk State University, 2005. 174 p.

12. Kovaleva A.I., Lukov V.A. Sotsiologi-ya molodezhi: Teoreticheskie vopro-si [Sociology of Youth: Theoretical Questions]. Moscow, 1999.

13. Leontiev D.A. Ot sotsialnyh tsennostei k lichnostnym: sotsiogenez i fenom-enologiya tsennostnoy regulyatsii deyatelnosti // Vestnik MGY. Ser. 14 “Psikhologiya” [From social values to personal: Genesis and phenomenology of value regulation of activity. The Bulletin of Moscow state University, Series 14 “Psychology”]. 1997. № 1. рр. 20-27.

14. Rubinstein М.М. O smysle zhizni. Trudy po filosofii tsennosti, teorii obrazovaniya i universitetskomu vo-prosu: Tom 2 / Pod redaktsiey: Plotnikov N.S., Faradzhev K.V. [On the Meaning of Life. Works on Philosophy, Values, Theories of Education and University Problem] Volume 2. Edit. by Plotnikov N.C, Farajov K.V.]. Moscow: "Territory of the Future" Publishing House, 2008. 376 р.

15. Sotsiologiya molodezhi. Entsiklo-pedicheskiy slovar’ / Otv. red. YuA. Zubok i V.I. Chuprov [Sociology of Youth. Encyclopedic Dictionary / Edit. by Zubok Y.A. and Chuprov V.I.]. Moscow: Academia, 2008. 608 р.

16. Tsennostnie osnovaniya psikholog-icheskoy nauki i psikhologiya tsen-nostey / Pod redaktsiei: Znakov V.V. Zalevskiy G.V. [The Value Foundations of Psychological Science and Psychology Values / Edit. by Znakov B.B., Zalewski G.V.] Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2008. 344 p.

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Пчелкина Е.П. 39

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ

ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

17. Chuprov V.I., Zubok Y.A, Williams K. Molodezh v obshchestve riska // 2-e izd. [Young People in Risk Society // 2nd edition]. Moscow, 2003.

18. Yadov V.A. Solidarisatsiya rabochih v rossiyskoy deistvitelnosti: Zamysel issledovaniya i teoreticheskie pred-posilki // Solidarizatsiya v rabochei srede [Solidarity of Workers in the Russian Reality: the Idea of the Study and the Theoretical Premises. Solidarity in a Production Environment]. Moscow, 1998. рр. 11-12.

19. Yalom I. Ekzistentsionalnaya psikho-terapiya [Existential Psychotherapy]. Moscow: Class. 1999.

20. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.

21. Encyclopedia of Sociology / Edgar F. Borgatta (ed.), Rhonda J.V. Montgomery (ed.), vol. 2. Macmillan Reference USA, second edition, 2000.

22. Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Ed. J. Scott. L.: Rout-ledge, 2007.

23. Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Stanford, 1987.

24. International encyclopedia of the social sciences / William A. Darity, Jr., editor in chief. Detroit: Macmillan Reference USA, 2008.

25. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Fress, 1951.

26. Marcia J. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personalitu and Social Psychology. 1968. № 3. pp. 551-558.

27. Mead Dj. Male and female. J., 1949.

214 p.

28. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations. Cambridge - Paris, 1984.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Пчёлкина Евгения Петровна,

кандидат социологических наук;

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия;

E-mail: pchelkina@bsu.edu.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Eugenia P. Pchelkina,

Candidate of Sociological Sciences;

Belgorod State National Research University

85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;

E-mail: pchelkina@bsu.edu.ru

Рецензент: Ильяева И.А.,

доктор философских наук, профессор;

-1—1 «-» «-» Белгородский государственный

технологический университет имени

В.Г. Шухова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.