Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностных ориентаций матери с развитием личности ребенка старшего дошкольного возраста'

Взаимосвязь ценностных ориентаций матери с развитием личности ребенка старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1202
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА / САМООЦЕНКА / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / INDIVIDUAL VALUES / SHARED VALUES / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE CHILD / ANXIETY / MORAL GUIDANCE / MOTIVATION OF THE DILEMMA / SELF ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Листик Е. М., Степанова Г. П.

В работе представлено исследование ценностных ориентаций матерей и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, также их взаимосвязи, выделены индивидуальные и коллективные ценности, связанные с такими личностными характеристиками в развитии ребенка, как тревожность, самооценка, нравственные ориентиры, мотивы деятельности в ситуации выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN VALUE ORIENTATIONS OF MOTHER AND DEVELOPMENT CHILD'S PERSONALITY OF PRESCHOOL AGE

In the work presented the study of the value orientations of mothers and the personal development of preschool children, the eldest of their relationship are individual and collective values associated with such personal characteristics in the development of the child, as anxiety, self esteem, moral guidance, motivation of the dilemma.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций матери с развитием личности ребенка старшего дошкольного возраста»

УДК 159.922.7

Listik EM, Stepanova G.P. RELATIONSHIP BETWEEN VALUE ORIENTATIONS OF MOTHER AND DEVELOPMENT CHILD'S PERSONALITY OF PRESCHOOL AGE. In the work presented the study of the value orientations of mothers and the personal development of preschool children, the eldest of their relationship are individual and collective values associated with such personal characteristics in the development of the child, as anxiety, self esteem, moral guidance, motivation of the dilemma.

Key words: value, value orientations, individual values, shared values, development of the personality of the child, anxiety, moral guidance, motivation of the dilemma, self esteem.

Е.М. Листик, канд. психол. наук, доц. каф. психологии образования Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва, E-mail: elena.listik@mail.ru; Г.П. Степанова, студентка заочного отделения ИППО ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва, E-mail: a1956st@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАТЕРИ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлено исследование ценностных ориентаций матерей и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, также их взаимосвязи, выделены индивидуальные и коллективные ценности, связанные с такими личностными характеристиками в развитии ребенка, как тревожность, самооценка, нравственные ориентиры, мотивы деятельности в ситуации выбора.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, индивидуальные ценности, коллективные ценности, развитие личности ребенка, тревожность, нравственные ориентиры, мотивы деятельности в ситуации выбора, самооценка

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество. В связи с этим закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностных ориентаций, как отдельной личности, так и различных социальных групп, в том числе семьи.

В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех, о «введении» в современную семью принципа автономии личности, о том, что супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей в целом и матери в частности влияют на функционирование семьи и, в первую очередь, на воспитательную функцию. Изменения, происходящие в современном обществе, когда женщина совмещает роль матери с другими ролями (профессиональными, общественными и т.п.), оказывается единственным источником материальной стабильности, вынуждена проявлять социальную активность и т.п., отражаются в иерархии ценностей современных матерей и делают данную проблему актуальной. Таким образом, высокая значимость влияния матери на развитие ребенка и изменения в системе ценностей современной женщины обусловило выбор проблемы исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что осуществлено уточнение представлений о влиянии индивидуальных и коллективных ценностей матери на развитие личностных характеристик ребенка, экспериментально доказана связь ценностных ориентаций матери с развитием личностных характеристик ребенка.

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития.

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в научных работах различных авторов. Ценности и ценностные ориентации изучались зарубежными и отечественными психологами, такими как, А. Маслоу, К. Роджерс, М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Г. Оллпорт, Я. Гудечек, В. Франкл,

К.А. Абульханова-Славская, Г.Г. Акмамбетов, В.Г. Алексеева, В.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, Г.Л. Будинайте, А.И. Донцов, А.Г. Здра-вомыслов, Е.А. Климов, Т.В. Корнилова, О.М. Краснорядцева, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Ш.А. Нади-рашвили, В.Б. Ольшанский, С.Р Пантилеев, А.В. Петровский, Т.И. Прохоровская, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сержантов, О.К. Тихомиров, В.П. Тугаринов, А.И. Титаренко, Д.Н. Узнадзе, Е.Б. Фанта-лова, В.Д. Шадриков, Г.Х. Шингаров, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и др.

Ценностные ориентации тесно связаны с потребностями и интересами индивида, с эмоционально-волевыми механизмами его психики. Эту особенность ценностных ориентаций отмечают такие исследователи, как Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.Х. Шингаров, обратившиеся одними из первых к изучению данного феномена, который описывается в психологии через понятия «установка», «социальная ориентация», «отношение» [1-4].

Многие ученые (В. Франкл, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев) связывают ценностные ориентации с личностными смыслами [5-9]. Анализ определений «ценностные ориентации» данных авторов позволяет заключить, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и вза-имодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [9]. Такая тесная связь ценностных ориентаций с личностными смыслами позволяет судить о них как о базовых элементах нравственного сознания, определяющих понимание личностью своего места в обществе, осмысления социального значения своей деятельности, отношение к себе и обществу в целом.

Ш. Шварц и У. Билкси дали концептуальное определение ценностных ориентаций, которое легло в основу нашего исследования. Ценности - «это понятия или убеждения; они имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению, имеют надситуативный характер, управляют выбором или оценкой поведения и событий, упорядочены по относительной важности» [4, с. 63].

Влияние ценностных ориентаций родителей на развитие личности ребенка изучалось А.Н. Елизаровым, Е.М. Маричем, В.С. Собкиным [10; 11; 12]. Общим для данных исследований является влияние ценностей родителей на систему воспитания в семье, детско-родительские отношение, а также на формирование ценностных ориентаций у детей и, таким образом, на их нравственное развитие. Родители подкрепляют у детей те стремления и ценности, которые разделяют сами, тем самым формируя определенный тип личности, через систему ценностей.

Исследование связи ценностных ориентаций матерей с развитием личности детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ГОУ детского сада №925 Северо-Восточного округа г. Москвы. Выборку составили 80 детей старшего дошкольного возраста и их матери.

С целью выявления существующих взаимосвязей между ценностными ориентациями матерей и развитием личности детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: с родителями (Ценностный опросник С. Шварца), с детьми (Тест тревожности Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика «Сюжетные картинки» РР Калининой, методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» Л.И. Божович, методика «Лесенка» В.Г. Щур).

Рассмотрим результаты диагностики родителей по методике Ценностный опросник С. Шварца. Ценности матерей в методике группируются по 3 шкалам: I - индивидуальные ценности (наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция); С - коллективные ценности (ограничительный конформизм, поддержка традиций, социальность); 1С - смешанные, имеющие как индивидуальный, так и коллективный компонент (безопасность, зрелость, социальная культура, духовность).

Мы выявили, что у матерей на первом месте преобладают индивидуальные ценности. Количество в выборке таких мам составляет 44%. Преобладание индивидуальных ценностей у матерей, действительно, отражает те изменения, которые происходят в обществе на данном этапе. На втором месте у матерей по значимости находятся смешанные ценности, имеющие как индивидуальный, так и коллективный компонент. Количество матерей, ориентированных на смешанные ценности, 30%. И на третьем месте матери, ориентированные в большей степени на коллективные ценности - 26%.

В системе индивидуальных ценностей для матерей наиболее важными являются ценность стремления к наслаждению (получения удовольствия и радости от еды, секса, отдыха и т.п.), ценность социальной власти (завоеванию авторитета, лидирующих позиций, созданию хорошей репутации и имиджа). Таким образом, исследование ценностей матерей, входящих в нашу выборку, показывает, что они в большей степени настроены в жизни на достижения в общественной и профессиональной деятельности, завоевание социального положения и статуса, чем на сохранение семейных ценностей.

В ходе исследования личностных особенностей дошкольников мы установили, что большинство детей дошкольного возраста обладают высокой самооценкой, средним уровнем тревожности, средним уровнем сформированности нравственных ориентиров и преобладающими личностными мотивами поведения в ситуации свободного выбора. Результаты диагностики матерей и детей представлены в сводной таблице 1.

Как показал анализ данных (см. табл. 1), у большинства детей, матери которых в большей степени ориентируются на индивидуальные ценности, высокий уровень тревожности (88%), средние показатели сформированности нравственных ориентиров (51%), преобладают личностные (46%) или смешанные (46%)

мотивы деятельности, низкая самооценка (35%). Забота матерей о себе и своих желаниях не способствует благополучному развитию личности ребенка. Данные нашего исследования не означают, что мать в семье не должна уделять себе и своим желаниям никого внимания. Они говорят о том, что в иерархии ее ценностей преобладание собственных интересов над семейными ценностями приводит к определенным сложностям в развитии личности ребенка.

Большинство детей, матери которых в большей степени ориентированы на коллективные ценности, имеют средний (71%) уровень тревожности, высокий уровень сформированности нравственных ориентиров (66%), преобладание общественных мотивов деятельности (61%), высоко оценивают себя (90%).

У большинства детей, матери которых в большей степени ориентированы на смешанные ценности (коллективные и индивидуальные), средние показатели тревожности (71%), сформи-рованности нравственных ориентиров (62%), смешанный тип мотивации (66%), высокая оценка себя (58%). Ориентация матерей, как на коллективные ценности, так и на смешанные, позволяет заключить о позитивном развитии личности детей старшего дошкольного возраста. Преобладание ориентации матерей на коллективные ценности, по сравнению со смешанными, в большей степени связано с развитием у детей нравственных ориентиров и общественных мотивов деятельности в ситуации выбора. Таким образом, мы установили, что более гармоничные показатели развития личности наблюдаются у тех детей, чьи матери ориентированы на коллективные, общечеловеческие ценности.

Определим существование статистически достоверных связей между ценностными ориентациями матерей и показателями личностного развития старших дошкольников. Для этого произведем корреляционный анализ посредством коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Вычисления осуществлялись в программе Statistika 6.0. Результаты корреляционного анализа приведены в таблице №2. Корреляционный анализ показал наличие корреляции между ценностными ориентациями матерей и развитием личности ребенка. В большей степени выраженность коэффициента корреляции установлена между переменными «коллективные ценности» (ограничительный комформизм (гэ„„=-0,31, р< 0,01) поддержание традиций (гэмп=-0,29, р< 0,01), социальность (гэмп=-0,29, р< 0,01)) и «тревожность детей». Притом выявлена отрицательная корреляционная связь между ними, что позволяет сделать вывод, чем более развиты у матери коллективные ценности, тем ниже у ребенка уровень тревожности.

Рассматривая компоненты коллективных ценностей, мы можем описать портрет таких матерей: вежливая, воспитанная, честная, уважающая традиции, верующая, незлопамятная, почитающая родителей и старших, предпочитающая ценности духовной жизни, верная. Матери, для которых важны коллективные интересы, будут направлены и на воспитание в своих детях подобных качеств. Результаты исследования довольно любопытны, поскольку можно было бы предположить не отрицательную, а положительную корреляционную связь между ориентацией матерей на коллективные ценности и тревожностью их детей. Как правило,

родители, воспитывающие в детях послушание, вежливость, почитание старших, соблюдение традиций, нацелены на выполнение детьми конвенциональных норм и правил, могут ограничивать детей дошкольного возраста в проявлении их непосредственного поведения. Такой тип воспитания скорее может привести к повышению тревожности у ребенка, который ориентирован на выполнение всех правил, регуляцию своего поведение в соответствии с этими правилами, и может испытывать страх при проявлении своих непосредственных чувств и переживаний.

Также мы выявили корреляцию между индивидуальными ценностями, как наслаждение (гэмп =0,22, р< 0,05), стимуляция (гэмп=0,33, р< 0,05) и тревожнос

Таблица 1

Сопоставление выраженности ценностных ориентаций матерей и характеристик личностного развития детей старшего дошкольного возраста (в %)

Показатель Уровень выраженности Индивидуальные ценности Коллективные ценнгстн Инди вндлзльно-юоллектпвныг ценности

Тревожность высокий ЕЇ 5 29

средний 12 71 71

низжий 0 24 0

С ф оршірс ваш ость высокий 9 66 25

нравственных средний 51 29 62

орнентнров низжий 40 5 13

\ЬлНБ общественная а 61 17

деятельности ш глинная 46 39 66

личностная 46 0 17

Самооценка себя высокий 32 90 58

средний 33 10 29

низжий 35 0 13

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа ценностных ориентаций матерей и показателей личностного развития старших дошкольников (N=80)

Группы ценностей "Чй|ичностныs качества "Ч. старших дош кольни \ КОБ Ценностные ориентации матерей х. Трев ожно сть Нравст венные НОрЫЫ Мотивы в и ттдн ви дуэль нон деягельност н Самооц енка

5 1 £ Наслаждение 022* -ОД -0.03 -0,0S

Достижение 0.12 -020 -0,07 -0.13

Социалшая шасть -0,01 0,017 0,05 0,01

Самоопределени s 0.04 0.03 -0.04 0,01

Стимуляция 0.33* -0:26* -025* -027*

H К Ограничительный конформизм -0.32* 0.32* 025* 0.3*

Поддержание тралгший -0.29* ода 013 0.19

Социальность -029* 0,31* 031* 0.13

Я S Я Э " и о Безопасность -0,33* 0,1S 014 0,33*

Зрелость -0.32* 0.23* 023* 025*

Социальная культура -0.04 0.09 013 0.17

Духовность -0.09 0.04 019 0,09

Инди ЕПДУЗЛЬНЫ? ценности 022* -022* -0,16 -0,09

Коллективные -0.44* 0^5* 036* 027*

Смешанные (гсндл ви дуальные и коллективные) -0J1* 021 0,33* 032*

тью детей. Высокая значимость для матерей в ценностных ориентациях наслаждения и стимуляции приводит к повышенным показателям уровня тревожности детей. Матери, ориентированные на получение удовольствия и удовлетворение своих желаний, любящие получать острые ощущения, ищущие приключений, склонны к эгоистическому поведению. Можно предположить, что воспитательные воздействия таких родителей будут несистематичными и непоследовательными, зависимыми от ситуации, что негативно влияет на эмоциональную устойчивость психики ребенка. Также ориентированные на индивидуальные ценности матери меньше времени уделяют детям, и те чувствуют себя отвергнутыми, лишенными материнского тепла.

В смешанной группе ценностей выявлена корреляция между безопасностью (гэмп=-0,33, р< 0,01), зрелостью (гэмп=-0,32, р< 0,01)

Библиографический список

и тревожностью. Обозначенные ценности находятся в отрицательной корреляционной связи с проявлением тревожности ребенка. То есть, чем больше родители ориентированы на ценность безопасности и зрелости, которые проявляются в таких характеристиках, как чувство принадлежности, настоящая дружба, зрелая любовь, мир красоты, внутренняя гармония, тем ниже уровень тревожности детей. Родители, ориентированные на эти ценности, считают важными для себя такие характеристики, как ответственный, здоровый, живущий в мире с самим собой, терпимый к различным идеям и убеждениям. Ребенок, воспитывающийся в семье с такими ценностями, будет чувствовать себя эмоционально устойчиво, благополучно, надежно и защищено, испытывать меньше страхов и тревог.

Сформированность нравственных ориентиров у дошкольников, выраженность общественных мотивов деятельности связаны, прежде всего, с коллективными ценностями родителей, в частности матери. Матери, которые считают важным быть справедливыми, честными, полезными, воспитанными, стремятся к саморазвитию, прививают эти же качества и детям, формируют у них нравственные ценности, желание помогать другим, участвовать в общественнополезной деятельности. Стремящиеся к яркой, насыщенной жизни матери могут не уделять внимание воспитанию нравственных качеств у детей, а формировать у них эгоистические установки. Индивидуальные ценности матерей обратно связаны со сформированностью нравственных ориентиров у детей (гэмп =-0,22, р< 0,05), то есть, чем более выражены эгоистические ценности у матерей, тем менее развиты нравственные качества у детей.

Самооценка у детей связана с коллективными и смешанными ценностями матерей. Из этого мы можем заключить, что матери, которые считают ценными внимательность воспитанность, обязательность, терпимые, стремящиеся к гармонии, своим поведением демонстрируют детям любовь и привязанность, вселяют чувство защищенности, и формируют у детей уверенность в себе, в позитивном отношении к ним родителей и окружающих людей.

Таким образом, мы установили, что ориентация матерей на коллективные ценности связана с развитием определенных характеристик личностного развития детей: чем более ориентированы матери на коллективные общечеловеческие ценности, тем более уверенные их дети, у них реже возникает беспокойство и тревога, более сформированы нравственные нормы, они чаще мотивированы на общественно-полезную деятельность.

1. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т. 2.

3. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.

4. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, 2000.

5. Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. - М., 1990.

6. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М., 1977.

7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984.

8. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопр. психол. - 1993. -Т.24. - № 5.

9. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000.

10. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: про-

блемы и перспективы: тез. докл. конф. - Ростов-на-Дону, 1994.

11. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. - 1995. - № 7.

12. Собкин, В.С. Ценностные ориентации родителей детей-дошкольников / В.С. Собкин, Е.М. Марич // Вопросы психологии. - 2002. - № 6.

Bibliography

1. Uznadze, D.N. Psikhologicheskie issledovaniya. - M., 1966.

2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii: v 2 t. - M., 1989. - T. 2.

3. Myasithev, V.N. Struktura lichnosti i otnoshenie cheloveka k deyjstviteljnosti // Psikhologiya lichnosti: tekstih / pod red. Yu.B. Gippenreyjter, A.A. Puzihreya. - M., 1982.

4. Yanickiyj, M.S. Cennostnihe orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. - Kemerovo, 2000.

5. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla: per. s angl. i nem. - M., 1990.

6. Bratusj, B.S. Psikhologicheskie aspektih nravstvennogo razvitiya lichnosti. - M., 1977.

7. Vasilyuk, F.E. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situaciyj). - M., 1984.

8. Budinayjte G.L. Lichnostnihe cennosti i lichnostnihe predposihlki subjhekta / G.L. Budinayjte, T.V. Kornilova // Vopr. psikhol. - 1993. - T. 24. - № 5.

9. Leontjev, D.A. Vnutrenniyj mir lichnosti // Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennihkh psikhologov. - SPb., 2000.

10. Elizarov, A.N. Cennostnihe orientacii kak osnovnoyj integriruyuthiyj faktor ehtoyj socialjnoyj gruppih // Sovremennaya semjya: problemih i

perspektivih: tez. dokl. konf. - Rostov-na-Donu, 1994.

11. Elizarov, A.N. Cennostnihe orientacii neblagopoluchnihkh semeyj // Sociologicheskie issledovaniya. Ezhemesyachnihyj nauchnihyj i obthestvenno-politicheskiyj zhurnal Rossiyjskoyj Akademii nauk. - 1995. - № 7.

12. Sobkin, V.S. Cennostnihe orientacii roditeleyj deteyj-doshkoljnikov / V.S. Sobkin, E.M. Marich // Voprosih psikhologii. - 2002. - № 6.

Статья поступила в редакцию 06.03.12

УДК 159.923:159.9.07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mazur E.Y. THE PROBLEM OF CORRELATION BETWEEN «IDENTITY», «IDENTIFICATION» AND IT'S PHYSHOLOGICAL MEANING. A relevance of the mentioned concepts in connection with crisis tendencies in society is substantiated in this article, nature and essence the process of identification are revealed, the concept of “identity” in the national psychology is analyzed, attention on the procedural nature of this phenomenon is focused, a relationship and the importance of these categories for the development of human and society is described.

Key words: identification, socialization of the individual, individualization, identity, consciousness, selfconsciousness, «I image», «Other I», personality, social environment.

Е.Ю. Мазур, ст. преп/ каф. специальной психологии ФГБОУ ВПО ДВГГУ, г. Хабаровск,

E-mail: mazureu@yandex.ru

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ИДЕНТИЧНОСТЬ», «ИДЕНТИФИКАЦИЯ» И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В данной статье показывается актуальность обозначенных понятий в современной психологии с учётом кризисных тенденций в обществе, раскрывается природа, сущность процесса идентификации личности, анализируется понятие «идентичность» в отечественной психологии, акцентируется внимание на процессуальном характере этого феномена, показывается взаимосвязь и важность этих категорий для развития человека и общества.

Ключевые слова: идентификация, социализация личности, индивидуализация, идентичность, сознание, самосознание, «Образ Я», «Я - Другой», личность, социум.

Актуальность проблемы соотношения идентичности и идентификации, а также психологического содержания этих понятий в психологии обусловлена целым рядом объективных причин: повышенной динамичностью происходящих изменений в обществе, трансформацией многочисленных связей и отношений, кризисами разного уровня и типа сложности, оказывающих воздействие на состояние общества и его развитие. Человеку становится сложнее поддерживать внутреннюю согласованность и устойчивость «Я». Утрата устоявшихся границ и ценностей социальных категорий, посредством которых человек определяет себя, своё место в изменяющемся социуме, усиливают значимость проблемы личностного выбора. Другими словами, наблюдается кризис идентичности личности. Одновременно происходят процессы обнаружения человеком себя «здесь и сейчас», открытия и освоения новых горизонтов видения самого себя, мира и себя в этом динамичном, усложняющемся информационном мире, а также действия в подобном мире. На новом витке осмысления современного кризисного и динамичного мира задаётся главный вопрос идентичности личности (группы, сообщества): кто Я, кто Мы?

Чтобы выяснить природу, сущность обозначенных психологических категорий, разобраться в их смысловом наполнении и взаимосвязи, первоначально полагаем необходимым обратиться к возникновению категории «идентификация» и его содержанию. Так, возникновение этого феномена связано со становлением человека в процессе антропогенеза, становлением самого общества, развитием самого социального вообще. «Быть человеком -значит относиться к другому, к миру и себе как самостоятельно существующей реальности» [1, с. 105]. Необходимым условием становления субъектов деятельности доиндустриального типа общества были процессы определения себя по отношению к цели и ценности деятельности, её предмету, к другому. Исследователи справедливо замечают, что это первая и «индивидуумная», и «социальная идентификация индивида», положившая начало отношениям (к самому себе, к другому, к коллективу, соотнесения себя с ними) (выделено нами - Е.М.), что стало ситуацией «отношений собственно человеческих» [2, с. 6]. Следовательно, появле-

ние отношения как собственно человеческого качества обеспечивало возможность идентификации и необходимость идентичности, порождающих углубление и расширение отношений человека к себе в мире.

В результате дифференциации и интеграции систем отношений общества идентификация становилась более структурообразующей, многоуровневой и многоплановой и зависела от степени и характера развития последнего. Можно утверждать, что идентификация выступает как социально задаваемый феномен. Вслед за Э.В. Сайко, мы понимаем социальное в его сущностном значении, а именно как особое явление в Универсуме бытия, особое состояние как результата и условия постоянного воспроизводства и свойства социальной эволюции и основания Социума [2]. В итоге, социальное - «это весь мир человека как результат становления и развёртывания его деятельности в процессе социальной эволюции» [2, с. 7]. Идентификация выступает как результат и форма отношений, и как условие развития. Она выступает обязательным структурным компонентом процесса развития и саморазвития индивида, вписывающего себя в социальный мир на соответствующем и исторически возможном уровне идентификации с его разными структурами и субъектами.

Таким образом, идентификация есть необходимый момент функционирования индивида, находящегося в обществе и «его вбирающем». Смысл идентификации заключается в обнаружении себя в социальном мире во всей сложности его структурносодержательной организации и, главное, - это «субъектная представленность» индивида в данном процессе.

Чтобы успешно развиваться, человек должен принадлежать к определённой группе, определённому социально-профессиональному сообществу, принятие которыми полагает принятие индивидом их целей, ценностей, норм поведения, отношений. Принятие таковых предполагает его субъектную позицию как члена группы (сообщества), связанного с определёнными формами, структурами, содержанием деятельности, отражающей определённую коллективную целостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.