Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи'

Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / ценностные ориентации / молодежь / сту-денты / здоровье / здоровый образ жизни / физическая культура / motivation / value orientations / youth / students / health / healthy way of life / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугнист Петр Яковлевич, Мильхин Валерий Андреевич, Головин Сергей Михайлович, Романова Елена Вениаминовна

Из-за большого количества исследований в отношении наличия взаимосвязей между здоровым образом жизни и общественных пози-ций молодых людей, эти вопросы ещё не потеряли своей актуальности. Молодежь, мы рассматриваем студенческую молодежь, относится к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требо-вания к их здоровью. Анализ научной литературы, посвященной здоровью сту-денческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье сту-дентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается. Цель иссле-дования определить значение и роль ценностей здорового образа жизни в си-стеме ценностных ориентаций современной молодежи, мотивацию к поддержа-нию здоровья и физкультурно-спортивной деятельности студенческой моло-дежи. В 2015-2017 гг. было проведено эмпирическое исследование, основано на анкетном опросе (математико-статистические методы обработки информации: частотный анализ). В исследовании приняла участие молодежь, обучающаяся в вузах Алтайского края, в возрасте от 18 до 20 лет. Выборка была сформирована на основе технологии «квотная», так как распределение респондентов осу-ществлялось по половым, возрастным, территориальным критериям. Исходя из данных исследования, можно выделить основные причины снижения мотива-ции к занятиям физической культурой: несоответствие учебной программы и потребностей студентов, недостаточная информированность обучаемых о здо-ровом образе жизни. Решение задач мотивирования к занятиям физической культурой возможно с помощью инновационных подходов и средств. Повыше-нию мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культуры способствуют элективные дисциплины по физической культуре и спорту, где для студентов есть возможность приобрести знания, умения и навыки по раз-личным видам спорта. Комплексная оценка образа жизни студентов и состоя-ния их здоровья предполагала разделение студенческой молодежи на группы здоровья с целью дифференцированного подхода к осуществлению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, адресности при реализации програм-мы формирования здорового образа жизни студентов. Выводы данного иссле-дования вносят определенный вклад в развитие теории социологии молодежи и социальных технологий работы с молодежью в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy way of life in the system of value orientations of youth

Due to the large number of studies on the relationship between a healthy lifestyle and the social position of young people, these issues have not lost their relevance. Youth, we consider student youth, is among the least socially protect-ed groups of the population, while the specifics of the educational process and the age-specific features put higher demands on their health. An analysis of the scientific literature devoted to the health of student youth shows that during the time of study at the university, the health of students not only does not improve, but in some cases worsens. The purpose of the study is to determine the value and role of values of a healthy lifestyle in the system of value orientations of modern youth, motivation for maintaining the health and physical culture and sports activity of student youth. In 2015-2017 years. an empirical study was conducted, based on a questionnaire survey (mathematical-statistical methods of information processing: frequency analysis). The study involved young people studying at universities in the Altai Territory, aged 18 to 20 years. The sample was formed on the basis of the "quota" technology, since the distribution of respondents was carried out according to sexual, age, and territori-al criteria. Based on the data of the study, we can identify the main reasons for the decline in motivation for physical education: the disparity between the curriculum and the needs of students, lack of awareness of students about a healthy lifestyle. The solution of the tasks of motivation to physical training is possible with the help of in-novative approaches and means. Increased motivation for a healthy lifestyle and physical education is promoted by elective disciplines in physical culture and sports, where students have the opportunity to acquire knowledge, skills and skills in various sports. A comprehensive assessment of the students' way of life and their state of health presupposed the division of student youth into groups of health with a view to a differentiated approach to the implementation of a set of therapeutic and prophylac-tic measures and targeting in the implementation of the program for the formation of a healthy lifestyle for students. The findings of this study contribute to the develop-ment of the theory of the sociology of youth and social technologies of working with young people in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи»

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

УДК 316.4

Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи

Дугнист Петр Яковлевич, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected] Мильхин Валерий Андреевич, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049,

Россия, E-mail: [email protected] Головин Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул. Россия.

Е-mail : golowina.lara2011 @yandex.ru Романова Елена Вениаминовна, кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация. Из-за большого количества исследований в отношении наличия взаимосвязей между здоровым образом жизни и общественных позиций молодых людей, эти вопросы ещё не потеряли своей актуальности.

Следует цитировать /Citation:

Дугнист П. Я., Мильхин В.А., Головин С. М., Романова Е.В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - №4(7). - С. 3-25. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Поступило в редакцию / Submitted 29.09.2017 Принято к публикации / Accepted 01.11.2017

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Молодежь, мы рассматриваем студенческую молодежь, относится к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования к их здоровью. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается. Цель исследования - определить значение и роль ценностей здорового образа жизни в системе ценностных ориентаций современной молодежи, мотивацию к поддержанию здоровья и физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи. В 2015-2017 гг. было проведено эмпирическое исследование, основано на анкетном опросе (математико-статистические методы обработки информации: частотный анализ). В исследовании приняла участие молодежь, обучающаяся в вузах Алтайского края, в возрасте от 18 до 20 лет. Выборка была сформирована на основе технологии «квотная», так как распределение респондентов осуществлялось по половым, возрастным, территориальным критериям. Исходя из данных исследования, можно выделить основные причины снижения мотивации к занятиям физической культурой: несоответствие учебной программы и потребностей студентов, недостаточная информированность обучаемых о здоровом образе жизни. Решение задач мотивирования к занятиям физической культурой возможно с помощью инновационных подходов и средств. Повышению мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культуры способствуют элективные дисциплины по физической культуре и спорту, где для студентов есть возможность приобрести знания, умения и навыки по различным видам спорта. Комплексная оценка образа жизни студентов и состояния их здоровья предполагала разделение студенческой молодежи на группы здоровья с целью дифференцированного подхода к осуществлению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, адресности при реализации программы формирования здорового образа жизни студентов. Выводы данного исследования вносят определенный вклад в развитие теории социологии молодежи и социальных технологий работы с молодежью в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентации, молодежь, студенты, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Healthy way of life in the system of value orientations of youth

Dugnist Peter Yakovlevich, Associate Professor, Head. Department of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia.

E-mail: [email protected] Milhin Valery Andreevich, Associate Professor, Altai State University, 61 Lenina

Ave., Barnaul, 656049, Russia, E-mail: [email protected] Golovin Sergey Mikhailovich, Senior Lecturer, Physical Education Department,

Altai State University, Barnaul, Russia.

E-mail: [email protected] Romanova Elena Veniaminovna, Candidate of Philosophy, Altai State University,

Lenin Ave. 61, Barnaul, 656049, Russia.

E-mail: [email protected]

Annotation. Due to the large number of studies on the relationship between a healthy lifestyle and the social position of young people, these issues have not lost their relevance. Youth, we consider student youth, is among the least socially protected groups of the population, while the specifics of the educational process and the age-specific features put higher demands on their health. An analysis of the scientific literature devoted to the health of student youth shows that during the time of study at the university, the health of students not only does not improve, but in some cases worsens. The purpose of the study is to determine the value and role of values of a healthy lifestyle in the system of value orientations of modern youth, motivation for maintaining the health and physical culture and sports activity of student youth. In 2015-2017 years. an empirical study was conducted, based on a questionnaire survey (mathematical-statistical methods of information processing: frequency analysis). The study involved young people studying at universities in the Altai Territory, aged 18 to 20 years. The sample was formed on the basis of the "quota" technology, since the distribution of respondents was carried out according to sexual, age, and territorial criteria. Based on the data of the study, we can identify the main reasons for the decline in motivation for physical education: the disparity between the curriculum and the needs of students, lack of awareness of students about a healthy lifestyle. The solution of the tasks of motivation to physical training is possible with the help of innovative approaches and means. Increased motivation for a healthy lifestyle and physical education is promoted by elective disciplines in physical culture and sports, where students have the opportunity to acquire knowledge, skills and skills in various

5

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

sports. A comprehensive assessment of the students' way of life and their state of health presupposed the division of student youth into groups of health with a view to a differentiated approach to the implementation of a set of therapeutic and prophylactic measures and targeting in the implementation of the program for the formation of a healthy lifestyle for students. The findings of this study contribute to the development of the theory of the sociology of youth and social technologies of working with young people in the field of physical culture and sports.

Key words: motivation, value orientations, youth, students, health, healthy way of life, physical culture.

Актуальность исследования. В современной модели здоровья на влияние правильного образа жизни приходится (50-55%), на экологическое состояние среды (18-20%), наследственность (15-20%), состояние здравоохранения (10-15%) [1]. Вследствие этого появляется необходимость распространения и исследования норм и правил здорового образа жизни, который в период студенчества является главным условием успешного преодоления многих проблем на всех уровнях современного общества, влияя на все его сферы жизнедеятельности. Также сегодня именно здоровый образ жизни зачастую помогает при переходе из молодости во взрослую жизнь, ограждая от различных негативных последствий [2; 3]. Из-за большого количества исследований в отношении наличия взаимосвязей между здоровым образом жизни и общественных позиций молодых людей, эти вопросы ещё не потеряли своей актуальности. Молодежь, мы рассматриваем студенческую молодежь, относится к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования к их здоровью. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения в вузе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается.

Нами была поставлена цель исследования - определить значение и роль ценностей здорового образа жизни в системе ценностных ориентаций современной молодежи, мотивацию к поддержанию здоровья и физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи: 1. определить понятие молодежь и рассмотреть молодежную проблематику в научном дискурсе;

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

2. рассмотреть ценностно-смысловую сферу личности как индикатора состояния мировоззрения о здоровом образе жизни современной молодежи, а также с позиции системного подхода изучить феномен здоровья и здорового образа жизни;

3. провести анализ и описание результатов эмпирических исследований мотивации, ценностей здоровья, здорового образа жизни студенческой молодежи; изучить отношение и мотивацию молодежи к занятиям физической культурой и спортом

Эмпирическое исследование, основано на анкетном опросе (математи-ко-статистические методы обработки информации: частотный анализ), и проводилось в два этапа: в 2015-2017гг.

Первый этап: 2015 г. проводилось теоретическое изучение научных подходов феномена здоровья, молодежи как социальной группы, ценностей и ценностных ориентаций.

Второй этап: в 2016-2017 гг. проведение социологического анкетирования по изучению ценностей, мотивации молодежи к здоровому образу жизни и занятием физкультурно-спортивной деятельности.

В исследовании приняла участие молодежь, обучающаяся в вузах Алтайского края, в возрасте от 18 до 20 лет. Выборка была сформирована на основе технологии «квотная», так как распределение респондентов осуществлялось по половым, возрастным, территориальным критериям.

Результаты и их обсуждение. Общая характеристика здоровья, проблем его сохранения и укрепления, факторов риска его нарушений, основанных на изучении публикаций, имеющих общетеоретическое и методологическое значение, представлена в работах таких исследователей, как Ушакова Е.В., Колты-гина Е. В., Воронцов П. Г. [1], Воробьев Р.В. [2-4]. Задача исследования феномена здоровья учеными решаться по-разному. Анализу феномена здоровья с какой-либо одной стороны философского анализа посвящены работы Павлова М. А. [5], Метелева А.В. [6], Ельчанинова В.А. [7], Черданцевой И.В. [8]. С позиций социальной философии Павловой М.А. анализируется феномен здорового образа жизни человека. Обосновывается методология исследования здорового образа жизни человека. Автор отмечает, что только онтологическая связь с сущим делает человека адаптивным и здоровым. В этом плане здоровый образ жизни имеет количественное и качественное или ценностное измерения, отношение которых может быть выяснено лишь совместными усилиями всего комплекса научного и вненаучного знания [5]. По мнению Науменко В., в целом

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

эти исследования позволяют осмыслить сущность здоровья как универсального феномена человеческой культуры, отражающего ценностные основания определенной социокультурной общности людей [9]. Аксиологии и праксиологии в историческом аспекте посвящены труды Козырь П. В. [10]. Приводятся данные медицины и социологии, которые позволяют осознать исторический характер феномена «здоровье». Проблема из аксиологической превращается в проблему этическую. В философских исследованиях Зимбули А. Е. убедительно показано существование этических, морально-нравственных социокультурных эталонов здоровья в их культурно-историческом контексте, которые как концептуальные схемы описания жизнедеятельности человека возникли в условиях конкретных социальных практик [11, 12]. Ушакова Е. В., Воронцов П. Г. и др. в своих работах отмечают ограниченность существующих определений социокультурного феномена «здоровье» [1]. Основной недостаток большинства подходов к определению, в частности, понятия «здоровье» заключается в их односторонности, и по существу они сводятся к естественно-научным представлениям Шрага М. Х. [13], Анашкина Д. Ю. [14], Дектярева С. И. [15], Артюнина Г. П., Игнатько-ва С. А. [16], Апанасенко Г. Л. [17]. Ушаковой Е. В., Наливайко Н. В., Воронцовым П. Г. [18] , Носовым А. Г. рассмотрен компонентный состав здорового образа жизни в рамках аксиологического, системного,культурологического и личностно-деятельностного подходов [19]. Естественно-научное видение здоровья представлено в статье Шрага М. Х. [13], Анашкина Д. Ю. [14] Эколого-демографический подход к рассморрению феномена здоровья предложен Вали-товым И. О.[20], Максимовой С.Г., Гончаровой Н.П., Ноянзиной О.Е., Гладкая Т.В., Омельченко Д.А.[21]. Когнитивное направление в исследовании терминологии рассматривается в основном как разновидность лингвистического исследования, и подход к изучению когнитивных феноменов «фармация», «здоровье», «болезнь» выстраивается с когнитивной и лингвистической точки зрения [22, 23]. Концепт здоровья в массовом сознании конструируется в исследовании Серединской Л.А. и Сердюк Т.Г. [24, с. 8-12]. Верхорубова О.В., Лобанова Н. А. [25, 26], Суртаев П. Б. [27], Папченко Е. В., Петухова М. И. [28], Дылкина Т. В. [29, С. 75-79], Белоуско Д. В. [30, С. 25-37], Романова Е. В., Готовчикова Л.В. [31,С. 49-59], Бояркина Е. А. [32, С. 59-62], Лобыгина Н.М., Тиканов А.О., Крыловский А. Ю. [33], Дугнист П. Я. [34], Науменко Ю. В. [35] рассматривают здоровье в педагогическом ракурсе и представляют данный феномен как сложную систему в образовательном процессе, выявить мотивацию, факторы, влияющих на становление культуры здоровья. Фрактальный подход к здоровью

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

человека проработан исследователями Маджуга А. Г., Синициной И. А., Уваровой Л .Н. Мельниковым В. А., Гильвановым Р.Р. [36, 37,38]. Исследования здоровья, проведенными алтайскими учеными (Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. [39, 40], Исаев А. В. [41] Колпакова Е. М., Рожкова А. С. [42], Романова Е.В. [43] и др., выполнены в системе медико-биологического знания с опорой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Они ставят целью выяснить индивидуальный уровень развития психофизиологической природы человека для оказания ему лечебно-профилактической помощи. В новых социокультурных условиях здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения, основанная на медико-биологических представлениях о феномене здоровье, не может разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, т.к. медико-биологическая модель здоровья далека от социокультурных представлений о феномене «здоровье». В большинстве научных работ, в рамках медицины, биологии, психологии, здоровье рассматривается только как естественный, биологический, физиологический феномен, а гуманитарные концепции здоровья в основном представлены социологическими [26] и валеологическими [16] изысканиями, зачастую всего лишь декларативными. Естественные и социально-гуманитарные исследования все же не дают полного представления о феномене здоровья, поскольку рассматривают его исключительно в своем поле зрения.

Большая группа источников включает работы по изучению отношения к своему здоровью, мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности. В этой связи особое значение приобретает исследование отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Затрагивая эту тему, можно опираться на данные социологических исследований по изучению мнения студентов о здоровом образе жизни [49, 50]. К сожалению, вопросы, связанные с мотивацией молодежи к занятиям физической культурой и спортом, несмотря на попытки практического их решения остаются недостаточно разработанными с научной точки зрения, хотя преподавателями некоторых вузов делаются попытки изучить эту проблему [44-49]. Между тем в физической культуре и спорте роль мотивационных, побудительных начал проявляется особенно ярко. Таким образом, возникает проблема необходимости изучения аспектов формирования мотивов у молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Физическая культура создает фундамент для развития других сторон культуры человека. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребности к занятиям физической культурой и спортом. Не-

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

которыми учеными проведен теоретический анализ проблемы формирования мотивации к занятиям различными видами двигательной активности, здоровому образу жизни, результаты которого позволили сформировать общую стратегию для продолжения исследования и разработать годичный цикл мероприятий, направленных на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой [49-52]. По мнению исследователей Ахметжановой Галины Васильевны, Осипова Алексея Николаевича необходимо использовать определенную методику повышения мотивации к здоровому образу жизни, а именно к занятиям физической культурой Ими приведена классификация побуждающих мотивов к занятиям физической культуры и причины снижения мотивации к этому виду деятельности [53]. Стоит заметить, что общественное здоровье и культура здорового образа жизни в вузовском образовании современной России оставляет желать лучшего. В этой связи особое значение приобретают исследования мотивационно-ценностного отношения молодёжи к физической культуре.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные теории ценностей, потребностей, мотивации личности, освещенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей Леонтьева Д.А., Франкла В., Алексеевой В.Г., Гудечек Я., Здравомыслова А.Г., Наумовой Н.Ф., Ядова В.А., Шпрангера Э., Леонтьева Д.А., Маслоу А., Инглехарта Р. [63-81]. Комплексная теория деятельности, объединяющая структурный, функциональный и динамический подходы основана на работах Леонтьева А.Н. [71,79], Рубинштейна С.Л. [67]. Положения о социокультурной обусловленности социальной адаптации основаны на диспозиционной концепции Ядова В.А. [77], теории потребностей и мотивации личности Маслоу А. [80]. Общие теории молодежи и концепции социально-культурных ориентаций молодежи изучены в работах Лукова Вал. А. [54,55,56,59, 61], Омельченко Е. Л. [57,58,60,62].

Научная новизна заключается в обобщении результатов комплексного исследования феномена здоровья, мотивации молодежи к здоровому образу жизни в контексте занятия физической культурой. По результатам исследования, определены мотивация молодёжи к занятиям физической культурой, поддержания здоровья, составлен социально-психологический портрет студенческой молодежи, с определенными ценностными ориентациями, касающиеся здоровья и здорового образа жизни. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены подходы современных отечественных и зарубежных авторов к понятию молодежи как особой группы в социальной структуре общества. Обозначены основные характеристики феномена здоровья, здорового образа

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

жизни, а также проблемы здоровья молодежи в современном социуме. Представлены теоретические подходы к понятию ценностей ЗОЖ, сущности и основным подходам к изучению молодежи как особой социальной группы в контексте системы ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Нами установлено, что около половины всей исследовательской выборки студентов (51,2%) считают, что необходимо поддерживать здоровье физической нагрузкой, физической культурой или спортом, но на практике здоровый образ жизни в силу разных причин не соблюдают. При этом у них в реальности имеет место низкая физическая активность. Около половины (48,8%) студентов ведут малоподвижный образ жизни, свободное время проводят дома за компьютером, телевизором и в социальных сетях. Сложная ситуация отмечается у студентов с занятиями физкультурой и спортом. Регулярно занимаются спортом только 24,3% опрошенных респондентов. По результатам исследования, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда.

Исходя из данных исследования, можно выделить основные причины снижения мотивации к занятиям физической культурой: несоответствие учебной программы и потребностей студентов, недостаточная информированность обучаемых о здоровом образе жизни. Необходимо изменить структуру и содержание учебных занятий, учитывая личностный интерес. Решение задач мотивирования к занятиям физической культурой возможно с помощью инновационных подходов и средств. Повышению мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культуры способствуют элективные дисциплины по физической культуре и спорту, где для студентов есть возможность приобрести знания, умения и навыки по различным видам спорта.

Анализ анкетных данных исследуемой выборки показал, что большинство исследуемых студентов не придерживается норм здорового образа жизни. Комплексная оценка образа жизни студентов и состояния их здоровья предполагала разделение студенческой молодежи на группы здоровья с целью дифференцированного подхода к осуществлению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, адресности при реализации программы формирования здорового образа жизни студентов.

Исходя из полученных результатов, можно дать методологическую рекомендацию, что в основе физкультурного воспитания лежит формирование у

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

обучающегося мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, важно менять упрощенное понимание физической культуры как формирования лишь двигательной, физической стороны человека. Необходимо вовлекать молодежь в систему подготовки как с физической, так и духовной стороны личности, опираясь на комплексные, гуманистические, личностно-ориентированной педагогической подходы по формированию здорового стиля жизни.

Выводы данного исследования вносят определенный вклад в развитие теории социологии молодежи и социальных технологий работы с молодежью в сфере физкультурно-спортивной деятельности, содержательные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области социологии молодежи, применяться на занятиях по физической культуре и спорту в вузах. На основе данных исследования могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию социально - психологических методов работы с молодежью на занятиях по физической культуре и спорту в вузах, методики формирования ценностей здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Колтыгина Е. В., Воронцов П. Г., Ушакова Е. В. Общественное здоровье и культура здорового образа жизни в вузовском образовании современной России / Е. В. Колтыгина, П. Г. Воронцов, Е. В. Ушакова // Философия образования. - 2016. - №6. - С. 162-170

2. Воробьев Р. В. Здоровье как универсальный феномен // Вестник ПАГС. - 2013. -№1 (34). - С. 143-148. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-universainyy-fenomen (дата обращения: 20.04.2017).

3. Воробьёв Р. В. Здоровье как онтологический феномен // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - №1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/zdorovie-kak-ontologicheskiy-fenomen (дата обращения: 20.04.2017).

4. Воробьев Р. В. Историко-интенциональный анализ феномена здоровья // Вестник СГТУ. - 2012. - №1 (68). - С. 226-230. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-intentsionalnyy-analiz-fenomem-zdorovya (дата обращения: 20.04.2017

5. Павлова М. А. К постановке философской проблемы здорового образа жизни // Вестник ПАГС. - 2010. - №3. - 201-206. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-filosofskoy-problemy-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 20.04.2017).

6. Метелев А.В. Ментальность в этимологической и категориальной системах. // Известия Алтайского государственного университета. - 2000. - № 4. - С. 051-056.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

7. Ельчанинов В.А. К вопросу о запрете и табу //Философские дискрипты. - 2015. .№13. - (13). -. С. 15-21

8. Черданцева И.В. Пролегомены к пониманию человека в философии. - Барнаул : Изд-во «Концепт», 2014. - 166 с.

9. Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. -2012. - №6. - С. 151-176. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/sotsialno-kultumye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (дата обращения: 20.05.2017).

10. Козырь П. В. Проблема ценности здоровья в историческом аспекте // Вестн. Том.гос. ун-та. - 2007. - №301. - С. 20-22. URL: http://cyberlerlirka.ru/alticle/rl/problema-tserlnosti-zdorovya-v-istoricheskom-aspekte (дата обращения: 20.05.2017).

11. Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 71-81. URL: http://joumal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 16.12.2016)

12. Зимбули А. Е. Здоровье : духовно-нравственные ценности / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта - 2017. - № 1 (4). - С. 3-17. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 27.03.2017)

13. Шрага М. Х.Здоровье (болезнь) фрактальные биомедицинские феномены // ArcticEvironmentalResearch - 2009. - №2. - С.100-106. URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/zdorovie-bolezn-flaktalnye-biomeditsinskie-fenomeny (дата обращения: 20.05.2017).

14. Анашкин Д.Ю. Естественнонаучное обоснование феномена здоровья // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №2. - С.117-118. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/estestvennonauchnoe-obosnovanie-fenomena-zdorovya (дата обращения: 20.05.2017).

15. Дегтярев С. И. Идеи естественно-научного материализма как философские основания валеологии воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 65-68

16. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. - М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. - 560 с.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

17. Апанасенко Г.Л. Валеология: еще раз о теории и практике // Валеология. -2011. - № 4. - С. 56-61.

18. Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. -№ 1 (4). - С. 18-29. - URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 20.03.2017)

19. Носов А. Г. Теоретико-концептуальный анализ феномена здорового образа жизни в современной педагогике // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/aгticle/nl/teoretiko-kontseptuainyy-analiz-fenomena-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 20.05.2017).

20. Валитов И. О. Человеческое здоровье в контексте взаимовлияния экологической и демографической культур // Вестник Башкирск. ун-та. - 2010. - №2. - С.444-450 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskoe-zdorovie-v-kontekste-vzaimovliyaniya-ekologicheskoy-i-demograficheskoy-kultur (дата обращения: 20.05.2017).

21. Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е., Гладкая Т.В., Омельченко Д.А. Специфика отношения к здоровью и рискованного поведения населения в условиях распространения эпидемии ВИЧ/СПИД (на примере \алтайского края) // Известия Алтайского государственного университета. - 2007, - №2. - С. 115-118.

22. Бурова Г. П. К постановке проблемы терминологической специализации когнитивных феноменов «Здоровье», «Болезнь», «Фармация» // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2006. - №1. - С.211-215. URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/k-postanovke-problemy-terminologicheskoy-spetsializatsii-kognitivnyh-fenomenov-zdorovie-bolezn-farmatsiya (дата обращения: 20.05.2017).

23. Киселёв Н. Н. Феномен сознания в здоровье индивида // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. -С. 97-101 URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/fenomen-sozraniya-v-zdorovie-individa (дата обращения: 20.05.2017).

24. Серединская Л. А., Сердюк Т.Г. Концепт ЗОЖ в массовом сознании // Философские дескрипты. - 2015. - № 14. - С. 8-12.

25. Верхорубова О. В. Формирование «Здоровья» как ценности в образовании // ПНиО. 2013. №4.С.50-59 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovya-kak-tsennosti-v-obrazovanii (дата обращения: 20.05.2017)

26. Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «Культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник ТГПУ. - 2012. - №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/ni/mnogoobrazie-opredeleniy-

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

fenomena-kultura-zdorovya-kak-pokazatel-ego-mnogoglannosti-v-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 20.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Суртаев П. Б. Соотношение императива и парадигм в аспекте исследования проблемы воспитания / / Человек и образование. - 2005. - №2. - С. 50-52.

28. Папченко Е. В., Петухова М. И. Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №3-2. - С. 235-244. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-zdorovya-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 20.09.2017).

29. Дылкина Т. В. Педагогическое взаимодействие как фактор повышения здоровьесбе-регающей составляющей процесса физического воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015». С. 75-79

30. Белоуско Д. В. Гуманизации образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 25-37.

31. Романова Е. В., Готовчикова Л.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 49-59

32. Бояркина Е. А. Физическое воспитание - фактор здоровьесберегающей образовательной среды // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 59-62.

33. Лобыгина Н.М., Тиканов А.О., Крыловский А. Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. С.65-71

34. Дугнист П. Я. Моделирование здоровьесберегающих технологий в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 72-75

35. Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. -2012. - №6. - С.151-176. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (дата обращения: 20.05.2017).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

36. Маджуга А.Г., Синицина И.А., Уварова Л. Н. Здоровье человека как многомерный феномен: фрактальный подход // Здоровье и образование в XXI веке. - 2015. - №«4. - С.292-298. URL: http://cyberleninka.ru/article/rL/zdorovie-cheloveka-kak-mQogomernyy-fenomen-fraktalnyy-podhod (дата обращения: 20.05.2017).

37. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммо-сова - 2013. - Т. 10. - № 5. - С. 91-95.

38. Маджуга А.Г., Синицина И.А., Мельников В.А., Гильванов Р.Р. Взаимосвязь синер-гетической, камертонной и эмоциональной культуры личности: фрактально резонансный подход // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2014. - № 8 (114). - С. 114120.

39. Новичихина E. В., Ульянова Н.А. Анализ динамики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани среди студентов Алтайского государственного университета // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 78-82.

40. Новичихина E. В., Ульянова Н. А. Анализ динамики заболеваний органов чувств среди студентов Алтайского государственного университета // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - №2 1. - С. 82-88.

41. Исаев А. В. Влияние двигательной активности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - №2 1. - С. 111-114.

42. Колпакова E. М., Рожкова А. С. Лечебная физическая культура как средство реабилитации и восстановления организма // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 87-94

43. Романова E. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 14-24.

44. Свиридова, Л. В. Молодежь в современном мире / Л. В. Свиридова // Социология современной культуры: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2009.

45. Калинин Ф. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ф. М. Калинин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7.

46. Строгонова Л. П. Отношение к здоровью индивида и общества / Л. П. Строгонова. -М. : Наука, 2006.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

47. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.

48. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298

49. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

50. Дугнист П.Я., Романова Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 17-18 марта 2016 г.) / Отв. ред. Л.Г. Пащенко. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. - 490 с. - С. 164-167

51. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): сб. статей под ред. науч. пед. проф. И.А. Зимней. - М., 2000. - 88 с.

52. Окуньков Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. -16с.

53. Чуб Я. В., Чуб А. Ю. Игровая деятельность студентов на занятиях по физической культуре в технологической подготовке в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С.31-33.

54. Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы: // Социологические исследования. - 2012. - № 2. - С. 21-30

55. Луков Вал. А., Гневашева В. А., Захаров Н. В. и др. Социальные и культурные ориентации российской молодежи // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 декабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — с. 13-55.

56. Луков В.А. Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - с. 58-65.

57. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.

58. Омельченко Е.Л. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодежи URL: // http://lib.druzya.org/sociologia/.view-omel-obzor.txt.full.html ( обращения: 20.05.2017)

59. Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы: // Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 5-16.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

60. Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? Молодость в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. - т. 4 - № 2.

61. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2008.

62. Омельченко Е. Л. Молодежь: открытый вопрос. - Ульяновск: Симбирск. кн., 2004.

63. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. - 1990. - №2 7.

64. Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994.

65. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М. : Республика, 1998.

66. Риккерт Г. Природа и культура // Культурология XX век : Антология. Кризис культуры / Ред.-сост. С.Я. Левит. - М.: ИНИОН, 1994.

67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976.

68. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975.

70. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М. : Мысль, 1988.

71. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. - Серия 14. - Психология. -1997. - №1. - С. 20-27.

72. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. - М. : Прогресс, 1990.

73. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.

74. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе : Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 102-109.

75. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М. : Политиздат, 1986.

76. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - М. : Наука, 1988.

77. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л. : Наука, 1979.

78. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М. : Изд-во МГУ, 1982.

79. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - Психодиагностическая серия. - Вып. 5. - М. : Смысл, 1992.

80. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. - М. : Смысл, 1999.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

81. Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - №№ 4. - С. 6-32.

REFERENCE

1. Koltygina E. V., Vorontsov P. G., Ushakova E. V. 2016. Obshchestvennoe zdorov'e i kul'tura zdorovogo obraza zhizni v vuzovskom obrazovanii sovremennoi Rossii. Filosofiya obra-zovaniya, 6, рр. 162-170 (in Russian).

2. Vorob'ev R V. 2013.Zdorov'e kak universal'nyi fenomenK). Vestnik PAGS, 1 (34). рр. 143-148. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/zdorovie-kak-universalnyy-fenomen (Accessed: 20.04.2017).

3. Vorob'ev R V. 2013. Zdorov'e kak ontologicheskii fenomen. Izv. Sarat. un-ta Nov.ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 1. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-ontologicheskiy-fenomen (Accessed: 20.04.2017).

4. Vorob'ev R V. 2012. Istoriko-intentsionaTnyi analiz fenomena zdorovya Vestnik SGTU, 1 (68), рр. 226-230. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/istoriko-intentsionalnyy-analiz-fenomena-zdorovya (Accessed: 20.04.2017

5. Pavlova M. A. 2010.K postanovke filosofskoi problemy zdorovogo obraza zhizni. Vestnik PAGS, 3, рр. 201-206. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/k-postanovke-filosofskoy-problemy-zdorovogo-obraza-zhizni (Accessed: 20.04.2017).

6. Metelev A.V. 2000. Mental'nost v etimologicheskoi i kategorial'noi sistemakh. Izve-stiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta., 4, рр. 051-056. (in Russian).

7. El'chaninov V.A. 2015. K voprosu o zaprete i tabu. Filosofskie diskripty, 13 (13), рр. 15-21

8. Cherdantseva I.V. 2014. Prolegomeny k ponimaniyu cheloveka v filosofii. Barnaul : Izd-vo «Kontsept», 166 р. (in Russian).

9. Naumenko Yu. V. 2012. Sotsial'no-kul'turnye fenomeny «Zdorov'e» i «Zdorovyi obraz zhizni»: sushchnosf i strategiya formirovaniya Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, рр. 151-176. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (Accessed: 20.05.2017).

10. Kozyf P. V. 2007. Problema tsennosti zdorov'ya v istoricheskom aspekte. Vestn. Tom.gos. un-ta, 3, рр. 20-22. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennosti-zdorovya-v-istoricheskom-aspekte (Accessed: 20.05.2017).

11. Zimbuli A. E. 2015. Dukhovnoe zdorov'e cheloveka i nravstvennoe vospitanie: vektory i paradoksy . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр.71-81. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (Accessed: 16.12.2016)

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

12. Zimbuli A. E. 2017. ZdoroVe : dukhovno-nravstvennye tsennosti . ZdoroVe cheloveka, te-oriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1 (4), рр. 3-17. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 27.03.2017)

13. Shraga M. Kh. 2009. Zdorov'e (bolezn') fraktal'nye biomeditsinskie fenomeny. ArcticEvi-ronmentalResearch, 2, рр. 100-106. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/zdorovie-bolezn-fraktalnye-biomeditsinskie-fenomeny (Accessed: 20.05.2017).

14. Anashkin D.Yu 2014. Estestvennonauchnoe obosnovanie fenomena zdoroVya. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2, рр. 117-118. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obosnovanie-fenomena-zdorovya (Accessed: 20.05.2017).

15. Degtyarev S. I. 2015. Idei estestvenno-nauchnogo materializma kak filosofskie osnovaniya valeologii vospitaniya Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: mate-rialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: pod obshchei red. P.Ya Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, рр. 65-68 (in Russian).

16. Artyunina G.P., Ignat'kova S.A. 2006. Osnovy meditsinskikh znanii: Zdorov'e, bolezn' i obraz zhizni. Moscow: Akademicheskii Proekt; Fond «Mir», 560 р. (in Russian).

17. Apanasenko G.L. 2011. Valeologiya: eshche raz o teorii i praktike. Valeologiya, 4, рр. 5661. (in Russian).

18. Ushakova E. V., Nalivaiko N. V., Vorontsov P. G. 2017. O ponimanii zdorov'ya v med-itsinskom, pedagogicheskom, sotsial'nom i fizkul'turnom aspektakh . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1 (4), рр. 18-29. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 20.03.2017)

19. Nosov A. G. 2013. Teoretiko-kontseptual'nyi analiz fenomena zdorovogo obraza zhizni v sovremennoi pedagogike. Izv. Sarat. un-ta Nov.ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya Psikhologi-ya razvitiya, 1. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/teoretiko-kontseptualnyy-analiz-fenomena-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-pedagogike (Accessed: 20.05.2017).

20. Valitov I. O. 2010. Chelovecheskoe zdorov'e v kontekste vzaimovliyaniya ekologicheskoi i demograficheskoi kul'tur. Vestnik Bashkirsk un-ta, 2, рр. 444-450. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskoe-zdorovie-v-kontekste-vzaimovliyaniya-ekologicheskoy-i-demograficheskoy-kultur (Accessed: 20.05.2017).

21. Maksimova S.G., Goncharova N.P., Noyanzina O.E., Gladkaya T.V., Omel'chenko D.A. 2007. Spetsifika otnosheniya k zdorov'yu i riskovannogo povedeniya naseleniya v usloviyakh rasprostraneniya epidemii VICh/SPID (na primere \altaiskogo kraya). Izvestiya Altaiskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2, рр. 115-118. (in Russian).

22. Burova G. P. 2006. K postanovke problemy terminologicheskoi spetsializatsii kognitiv-nykh fenomenov «Zdorov'e», ^«Bolezn'», ^<Farmatsiya^>. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki, 1,

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

рр. 211-215. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/k-postanovke-problemy-terminologicheskoy-spetsializatsii-kognitivnyh-fenomenov-zdorovie-bolezn-farmatsiya (Accessed: 20.05.2017).

23. Kiselev N. N. 2007. Fenomen soznaniya v zdorov'e individa. Vestnik ChGU, 3, рр. 97-101. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/r/fenomen-sozraniya-v-zdorovie-individa (Accessed: 20.05.2017).

24. Seredinskaya L. A., Serdyuk T.G. 2015. Kontsept ZOZh v massovom soznanii. Filosofskie deskripty, 14, рр. 8-12. (in Russian).

25. Verkhorubova O. V. 2013. Formirovanie «Zdorov'ya» kak tsennosti v obrazovanii . PNiO, 4, рр. 50-59. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/formirovanie-zdorovya-kak-tsennosti-v-obrazovanii (Accessed: 20.05.2017)

26. Verkhorubova O. V., Lobanova N. A. 2012. Mnogoobrazie opredelenii fenomena «Kul'tu-ra zdorov'ya» kak pokazatel' ego mnogogrannosti v pedagogicheskom obrazovanii. Vestnik TGPU, 5. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/rl/mnogoobrazie-opredeleniy-fenomena-kultura-zdorovya-kak-pokazatel-ego-mnogogrannosti-v-pedagogicheskom-obrazovanii (Accessed: 20.05.2017).

27. Surtaev P. B. 2005. Sootnoshenie imperativa i paradigm v aspekte issledovaniya problemy vospitaniya . Chelovek i obrazovanie, 2, рр. 50-52. (in Russian).

28. Papchenko E. V., Petukhova M. I. 2013. Teoreticheskoe osmyslenie problemy zdorov'ya v filosofskoi i psikhologo-pedagogicheskoi literature . Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 3-2, рр.235-244. (in Russian). URL: http://cyberleninka.lu/article/rl/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-zdorovya-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature (Accessed: 20.05.2017).

29. Dylkina T. V. 2015. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie kak faktor povysheniya zdoroVes-beregayushchei sostavlyayushchei protsessa fizicheskogo vospitaniya. Zdorov'e cheloveka, teori-ya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: pod obshchei red. P.Ya Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, рр. 75-79(in Russian).

30. Belousko D. V. 2016. Gumanizatsii obrazovatel'nogo protsessa kak odnogo iz osnovnykh napravlenii razvitiya fizkul'turnogo vospitaniya molodezhi. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodi-ka fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 25-37. (in Russian).

31. Romanova E. V., Gotovchikova L.V. 2017. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi (na primere studentov Altaiskogo kraya). Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1 (4), рр. 49-59 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

32. Boyarkina E. A. 2016. Fizicheskoe vospitanie - faktor zdoroVesberegayushchei obra-zovatel'noi sredy. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 5962. (in Russian).

33. Lobygina N.M., Tikanov A.O., Krylovskii A. Yu. 2016. Motivatsiya studentov k zanyati-yam fizicheskoi kul'turoi v vuze. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 65-71(in Russian).

34. Dugnist P. Ya. 2015. Modelirovanie zdorov'esberegayushchikh tekhnologii v vuze. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, рр. 72-75 (in Russian).

35. Naumenko Yu. V. 2012. Sotsial'no-kul'turnye fenomeny «Zdorov'e» i «Zdorovyi obraz zhizni»: sushchnosf i strategiya formirovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, рр.151-176. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (Accessed: 20.05.2017).

36. Madzhuga A.G., Sinitsina I.A., Uvarova L. N. 2015. Zdorov'e cheloveka kak mnogom-ernyi fenomen: fraktal'nyi podkhod. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 4, рр. 292-298. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-cheloveka-kak-mnogomernyy-fenomen-fraktalnyy-podhod (Accessed: 20.05.2017).

37. Madzhuga A.G., Sinitsina I.A. 2013. Ekzistentsial'no-gumanisticheskii podkhod k zdoro-v'yu cheloveka. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Vol. 10, 5, рр. 91-95. (in Russian).

38. Madzhuga A.G., Sinitsina I.A., Mel'nikov V.A., Gil'vanov R.R. 2014. Vzaimosvyaz' siner-geticheskoi, kamertonnoi i emotsional'noi kul'tury lichnosti: fraktal'no rezonansnyi podkhod. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 8 (114), рр. 114-120. (in Russian).

39. Novichikhina E. V., Ul'yanova N.A. 2016. Analiz dinamiki zabolevanii kostno-myshechnoi sistemy i soedinitel'noi tkani sredi studentov Altaiskogo gosudarstvennogo universi-teta . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 78-82. (in Russian).

40. Novichikhina E. V., Ul'yanova N. A. 2015. Analiz dinamiki zabolevanii organov chuvstv sredi studentov Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodi-ka fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 82-88. (in Russian).

41. Isaev A. V. 2015. Vliyanie dvigatel'noi aktivnosti na funktsional'noe sostoyanie serdechno-sosudistoi sistemy studentov. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 111-114. (in Russian).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

42. Kolpakova E. M., Rozhkova A. S. 2016. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura kak sredstvo reabilitatsii i vosstanovleniya organizma. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 87-94(in Russian).

43. Romanova E. V. 2016. ZdoroVe molodezhi v aspekte izucheniya addiktivnykh form povedeniya Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, рр. 14-24. (in Russian).

44. Sviridova, L. V. 2009. Molodezh' v sovremennom mire . Sotsiologiya sovremennoi kul'tury: entsiklop. slovar': otv. red. Yu. A. Zubok, V. I. Chuprov. Moscow, Academia (in Russian).

45. Kalinin F. M. 2003. Fizicheskaya kul'tura i osnovanie sfery zhiznedeyatel'nosti chelo-veka i obshchestva v kontekste sotsiokul'turnogo analiza . Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 7. (in Russian).

46. Strogonova L. P. 2006. Otnoshenie k zdorov'yu individa i obshchestva. Moscow: Nauka (in Russian).

47. Rogov M.G. 1999. Tsennosti i motivy lichnosti v sisteme nepreryvnogo professional'-nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra psikh. nauk. Kazan', 349 р. (in Russian).

48. Nagovitsyn R.S. 2011. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi v vuze. Fundamental'nye issledovaniya, 8-2, рр. 293-298(in Russian).

49. Pyatkov V.V. 1999. Formirovanie motivatsionno-tsennostnogo otnoshenie studentov k fizicheskoi kul'ture: na materiale pedvuzov: dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 184 р. (in Russian).

50. Dugnist P.Ya., Romanova E.V. 2016. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi i sportom . Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma: Materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Nizhnevartovsk, 17-18 March 2016 year.) . Otv. red. L.G. Pashchenko. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. un-ta, рр. 164-167 (in Russian).

51. Tsennostno-motivatsionnye orientatsii studentov vuzov v sovremennoi Rossii (K probleme monitoringa kachestva obrazovaniya). 2000. Sb. statei pod red. nauch. ped. prof. I.A. Zimnei. Moscow, 88 p. (in Russian).

52. Okun'kov Yu.V. 1975. Fizicheskoe vospitanie kak faktor vsestoronnei podgotovki spe-tsialista (na primere tekhnicheskikh vuzov): avtoref dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 16 р. (in Russian).

53. Chub Ya V., Chub A. Yu. 2015. Igrovaya deyatel'nost' studentov na zanyatiyakh po fizicheskoi kul'ture v tekhnologicheskoi podgotovke v vuze. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 1, рр. 1-33. (in Russian).

54. Lukov V.A. 2012. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody. So-tsiologicheskie issledovaniya, 2, рр. 21-30 (in Russian).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

55. Lukov Val. A., Gnevasheva V. A., Zakharov N. V. i dr. 2007. Sotsial'nye i kul'turnye orien-tatsii rossiiskoi molodezhi. Obraz rossiiskoi molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sotsiokul'turnye orientiry : doklady i materialy Vseros. nauch. konferentsii, Moskva, 6-7 dekabrya 2007 year. Otv. red. Val. A. Lukov. Moscow. Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, рр. 13-55. (in Russian).

56. Lukov V.A. 2009. Teorii molodezhi: apologiya ikh neischerpaemosti . Znanie. Ponimanie. Umenie, 2, рр. 58-65. (in Russian).

57. Omel'chenko E.L. 2000. Molodezhnye kul'tury i subkul'tury. Moscow, Izd-vo «Institut sotsiologii RAN» (in Russian).

58. Omel'chenko E.L. Kratkii obzor otechestvennykh i zarubezhnykh teorii molodezhi. (in Russian). URL: http://lib.druzya.org/sociologia/.view-omel-obzor.txt.full.html (Accessed: 20.05.2017)

59. Lukov V.A. 2012. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody. Sotsiologicheskie issledovaniya, 1, рр. 5-16. (in Russian).

60. Omel'chenko E.L. Nachalo molodezhnoi ery ili smert molodezhnoi kul'tury? Molodost v publichnom prostranstve sovremennosti. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki, Vol. 4, 2. (in Russian).

61. Lukov Val.A., Lukov Vl.A. 2008. Tezaurusy: Sub"ektnaya organizatsiya gumanitarnogo znaniya. Moscow, Nats. in-t biznesa (in Russian).

62. Omel'chenko E. L. 2004. Molodezh': otkrytyi vopros. Ulyanovsk, Simbirsk. kn (in Russian).

63. Khaidegger M. 1990. Slova Nitsshe «Bog mertv». Voprosy filosofii, 7. (in Russian).

64. Sheler M. 1994. Izbrannye proizvedeniya. Moscow, Gnozis (in Russian).

65. Rikkert G. 1998. Nauki o prirode i nauki o kul'ture. Moscow, Respublika (in Russian).

66. Rikkert G. 1994. Priroda i kul'tura. Kul'turologiya XX vek : Antologiya. Krizis kul'tury. Red.-sost. S.Ya. Levit. Moscow, INION (in Russian).

67. Rubinshtein S.L. 1976. Problemy obshchei psikhologii . Moscow, Prosveshchenie (in Russian).

68. Yanitskii M.S. 2000. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo , Kuzbassvuzizdat (in Russian).

69. Leonfev A.N. 1975. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnosf. Moscow, Politiz-dat (in Russian).

70. Bratus' B.S. 1988. Anomalii lichnosti. Moscow, Mysl' (in Russian).

71. Leonfev D.A. 1997. Ot sotsial'nykh tsennostei k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenolo-giya tsennostnoi regulyatsii deyatel'nosti. Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya, 1. рр. 20-27. (in Russian).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Dugnist P. Y., Milhin V. A., Golovin S.M, Romanova E.V. 2017. Healthy way of life in the system of value orientations of youth. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 3-25 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

72. Frankl V. 1990. Chelovek v poiskakh smysla / Per. s angl. i nem. Moscow, Progress (in Russian).

73. Alekseeva V.G. 1984. Tsennostnye orientatsii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti. Psikhologicheskii zhurnal, Vol. 5, 5, рр. 63-70. (in Russian).

74. Gudechek Ya 1989. Tsennostnaya orientatsiya lichnosti . Psikhologiya lichnosti v sotsialis-ticheskom obshchestve : Aktivnost i razvitie lichnosti. Moscow, рр. 102-109. (in Russian).

75. Zdravomyslov A.G. 1986. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti. Moscow, Politizdat (in Russian).

76. Naumova N.F. 1988. Sotsiologicheskie i psikhologicheskie aspekty tselenapravlennogo povedeniya / N.F. Naumova. Moscow, Nauka (in Russian).

77. Yadov V.A. 1979. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti. L., Nauka (in Russian).

78. Shpranger E. 1982. Osnovnye ideal'nye tipy individual'nosti. Psikhologiya lichnosti : Teksty. Pod red. Yu.B. Gippenreiter, A.A. Puzyreya Moscow, Izd-vo MGU (in Russian).

79. Leonfev D.A. 1992. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsii. D.A. Leonfev. Psi-khodiagnosticheskaya seriya, 5, Moscow, Smysl (in Russian).

80. Maslou, A. 1999. Novye rubezhi chelovecheskoi prirody. Per. s angl. Moscow, Smysl (in Russian).

81. Inglekhart R. 1997. Postmodern: menyayushchiesya tsennosti i izmenyayushchiesya ob-shchestva . Polis, 4, рр. 6-32. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.