Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
УДК 37.013
Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор
Романова Елена Вениаминовна, кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья является аналитическим обзором и включает определения и оригинальную систематизацию элементов, составляющих раскрывающих феномен феном здоровья человека. В настоящее время изучение мировоззренческих, теоретических парадигм здоровья идет по следующим направлениям: социально-психологическом, естественно-научном,
метафизическом, педагогическом и др. Представлен сравнительный анализ обоснования здоровья в различных эволюционно-исторических, культурных и философских интерпретациях. Аналитический обзор просвещен философскому осмыслению проблемы здоровья в современном контексте развития знания.
Следует цитировать / Citation:
Романова Е.В. Ценностно-семантическое пространство спортивного дискурса: аналитический обзор / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - №2(5). - С. 3-48. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Поступило в редакцию / Submitted 30.03.2017 Принято к публикации / Accepted 20.05.2017
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Философский анализ этого феномена требует представления о здоровье в широком смысле, и не простого обобщения уже известного, а принципиально нового знания, выяснения существенных свойств здоровья, его сущности, смысла, предельных оснований.
Рассмотрение феномена здоровья осуществляется на базе комплексного, системно-философского подхода. В современных исследованиях преобладает индуктивно-эмпирический подход. Статус этих понятий остается неотрефлексированным и делает необходимым исследовать здоровье методами социальной философии. Социально-философский анализ дает возможность рассмотреть здоровье в контексте человеческого бытия и сделать ряд значимых теоретических выводов.
Мы полагаем, что смысловая нагрузка феномена здоровья имеет не исторические, а эпистемологические и феноменологические корни. Анализ современных исследований феномена здоровья позволяет достичь действительно значимых результатов, является чрезвычайно важной задачей. Существуют значительные эпистемологические и методологические проблемы. С одной стороны, сам объект исследования, здоровье в широком смысле, является столь сложным и многоуровневым, что требует для своего изучения определенной методологической эклектики. С другой стороны, сугубо рациональное дисциплинарное и междисциплинарное знание для исследования здоровья в широком смысле оказывается недостаточным именно по причине сложности, многозначности последнего. Философское исследование здоровья должно опираться на аналитические феноменологические исследования, способные прояснить сущность исследуемого феномена. Феноменологическое
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
осмысление позволяет утверждать, что существует здоровье не только человека, животного или растения, но и здоровье системы, структуры, явления, процесса, то есть можно определить здоровье (или нездоровье) самого мира, природы как целого и любой ее части, общества и личности.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни феномен, философия здоровья, метафизика, фрактал, система.
Modern interpretations of the health phenomenon:
an analytical review
Romanova Elena Veniaminovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia.
E-mail: romanovaev.2007@mail .ru
Abstract. The article is an analytical review and includes the definitions and original systematization of the elements that make up the phenom-encompassing human health. At present, the study of the worldview, theoretical paradigms of health goes in the following areas: socio-psychological, science, metaphysics, pedagogy, etc. A comparative analysis of the health justification is presented in various evolutionary, historical, cultural and philosophical interpretations. The analytical review is enlightened to the philosophical comprehension of the health problem in the modern context of the development of knowledge. Philosophical analysis of this phenomenon requires a representation of health in Broad sense, and not just a generalization of already well-known, but fundamentally new knowledge, clarification of the essential properties of health, its essence, meaning, ultimate grounds.
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
The consideration of the phenomenon of health is carried out on the basis of an integrated, system-philosophical approach. In modern studies, the inductive-empirical approach prevails. The status of these concepts remains unreflected and makes it necessary to study health by the methods of social philosophy. Socio-philosophical analysis makes it possible to consider health in the context of human existence and to make a number of significant theoretical conclusions.
We believe that the semantic load of the health phenomenon is not historical, but epistemological and phenomenological roots. Analysis of modern studies of the phenomenon of health allows you to achieve really meaningful results, is an extremely important task. There are significant epistemological and methodological problems. On the one hand, the very object of research, health in a broad sense, is so complex and multilevel that it requires a certain methodological eclecticism for its study. On the other hand, a purely rational disciplinary and interdisciplinary knowledge for the study of health in a broad sense is inadequate precisely because of the complexity, the ambiguity of the latter. The philosophical study of health must be based on analytical phenomenological studies that can clarify the essence of the phenomenon being studied. Phenomenological comprehension allows us to assert that there is health not only of man, animal or plant, but also the health of the system, structure, phenomenon, process, that is, it is possible to determine the health (or ill health) of the world itself, of nature as a whole and any part of it, society and personality .
Key words. ^a^h, healthy lifestyle, phenomenon, health philosophy, metaphysics, fractal, system.
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Общая характеристика здоровья, проблем его сохранения и укрепления, факторов риска его нарушений, основанных на изучении публикаций, имеющих общетеоретическое и методологическое значение, представлена в работах таких исследователей, как Ушакова Е.В., Колтыгина Е. В., Воронцов П. Г. [1], Воробьев Р.В. [2,3,4]. Задача исследования феномена здоровья учеными решаться по-разному.
Анализу феномена здоровья с какой-либо одной стороны философского анализа посвящены работы Павлова М. А. [5], Метелева А.В. [6], Ельчанинова В.А. [7], Черданцевой И.В. [8]. С позиций социальной философии Павловой М.А. анализируется феномен здорового образа жизни человека. Обосновывается методология исследования здорового образа жизни человека. Автор отмечает, что только онтологическая связь с сущим делает человека адаптивным и здоровым. В этом плане здоровый образ жизни имеет количественное и качественное или ценностное измерения, отношение которых может быть выяснено лишь совместными усилиями всего комплекса научного и вненаучного знания [5, c. 201-206].
По мнению Науменко В., в целом эти исследования позволяют осмыслить сущность здоровья как универсального феномена человеческой культуры, отражающего ценностные основания определенной социокультурной общности людей [9]. Аксиологии и праксиологии в историческом аспекте посвящены труды Козырь П. В. [10]. Приводятся данные медицины и социологии, которые позволяют осознать исторический характер феномена "здоровье". Проблема из аксиологической превращается в проблему этическую. В философских исследованиях Зимбули А. Е. убедительно показано существование этических, морально-нравственных социокультурных эталонов здоровья в их культурно-
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
историческом контексте, которые как концептуальные схемы описания жизнедеятельности человека возникли в условиях конкретных социальных практик [11, 12].
Ушакова Е. В., Воронцов П. Г. и др. в своих работах отмечают ограниченность существующих определений социокультурного феномена «здоровье» [1]. Основной недостаток большинства подходов к определению, в частности, понятия «здоровье» заключается в их односторонности, и по существу они сводятся к естественно-научным представлениям Шрага М. Х. [13], Анашкина Д. Ю. [13], Дектярева С. И. [13], Артюнина Г. П., Игнатькова С. А. [16], Апанасенко Г. Л. [17],
Ушаковой Е. В., Наливайко Н. В., Воронцовым П. Г. [18] , Носовым А. Г. рассмотрен компонентный состав здорового образа жизни в рамках аксиологического, системного,культурологического и личностно-деятельностного подходов [19].
Естественно-научное видение здоровья представлено в статье Шрага М. Х. [13], Анашкина Д. Ю. [14] Эколого-демографический подход к рассморрению феномена здоровья предложен Валитовым И. О. [20], Максимовой С.Г., Гончаровой Н.П., Ноянзиной О.Е., Гладкая Т.В., Омельченко Д.А.[21].
Когнитивное направление в исследовании терминологии рассматривается в основном как разновидность лингвистического исследования, и подход к изучению когнитивных феноменов «фармация», «здоровье», «болезнь» выстраивается с когнитивной и лингвистической точки зрения [22, 23]. Концепт здоровья в массовом сознании конструируется в исследовании Серединской Л.А. и Сердюк Т.Г. [24, с. 8-12]
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Верхорубова О.В., Лобанова Н. А. [25, 26], Суртаев П. Б. [27], Папченко Е. В., Петухова М. И. [28], Дылкина Т. В. [29, С. 75-79], Белоуско Д. В. [30, С. 25-37], Романова Е. В., Готовчикова Л.В. [31,С. 49-59], Бояркина Е. А. [32, С. 59-62], Лобыгина Н.М., Тиканов А.О., Крыловский А. Ю. [33], Дугнист П. Я. [34], Науменко Ю. В. [35] рассматривают здоровье в педагогическом ракурсе и представлют данный феномен как сложную систему в образовательном процессе, выявить мотивацию, факторы, влияющих на становление культуры здоровья.
Фрактальный подход к здоровью человека проработан исследователями Маджуга А. Г., Синициной И. А., Уваровой Л .Н. Мельниковым В. А., Гильвановым Р.Р. [36, 37,38].
Исследования здоровья, проведенными алтайскими учеными (Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. [39,40], Исаев А. В. [41] Колпакова Е. М., Рожкова А. С. [ 42 ], Денисова Г. С. [43] и др., выполнены в системе медико-биологического знания с опорой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Они ставят целью выяснить индивидуальный уровень развития психофизиологической природы человека для оказания ему лечебно-профилактической помощи. В новых социокультурных условиях здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, основанная на медико-биологических представлениях о феномене здоровье, не может разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, т.к. медико-биологическая модель здоровья далека от социокультурных представлений о феномене «здоровье».
В большинстве научных работ, в рамках медицины, биологии, психологии, здоровье рассматривается только как естественный,
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
биологический, физиологический феномен, а гуманитарные концепции здоровья в основном представлены социологическими [27] и валеологическими [17] изысканиями, зачастую всего лишь декларативными. Естественные и социально-гуманитарные исследования все же не дают полного представления о феномене здоровья, поскольку рассматривают его исключительно в своем поле зрения.
Для понимания сущности данного явления требуется представление о здоровье в широком смысле, но не сформированное на основе обобщения общеизвестного, а принципиально новое знание об исследуемом феномене -знание самых существенных его свойств, его предельных оснований, его истоков, генезиса, законов существования и развития, его сущности и смысла. Подобное знание может быть только универсальным, философским, онтологическим. При этом важнейшей задачей становится поиск возможных методологий и принципов философского исследования здоровья, позволяющих достичь глубоких смыслов [2, с. 144]. С точки зрения онтологии, здоровье является универсальным феноменом, относящимся не только к человеку и живым существам, но и ко всему, что способно развиваться, поскольку все здоровое обладает общими существенными свойствами. Это позволяет определить социальное, политическое, идеологическое, экономическое, культурное здоровье. В работе лишь очерчен круг проблем, связывающих здоровье и социум, и показано, что представление о здоровье как об универсальном феномене оказывается весьма эвристичным и продуктивным для исследования значимых социальных, экономических, политических, культурных явлений [2, с. 145].
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Воробьевым Р. В. вводится представление о здоровье как оптимальном развитии в окружающей среде. Обсуждается универсальность феномена здоровья как гармоничные отношения человека, природы общего свойства социальных, политических, идеологических, культурных систем. Автор отмечает, что здоровье - важнейший бытийный феномен, определяющий качество и стратегии жизни всего существующего, обеспечивающий гармоничные отношения человека, природы и общества. В статье Воробьева Р.В.проводится феноменологический анализ здоровья, выделяются его существенные онтологические свойства, показывается его универсальность как природного и социального феномена, дается авторское определение здоровья[3].
Воробьев дает авторское определение: здоровье - это способность к оптимальному развитию. Это и есть онтологическое определение «здоровья», содержащее его сущность, глубинный смысл, проясненный с помощью феноменологических процедур. В основе такого определения лежит фундаментальная онтологическая категория - «развитие» - и приводится существенная характеристика всего здорового - оптимальность. Полученное определение является универсальным, поскольку относится к любому субъекту или объекту, которые могут обладать качеством «здоровье» [2, с 21]
Сделанные выводы дают возможность приступить к конституированию онтологии здоровья, но имеет смысл говорить и о построении синтетической философии здоровья как о долгосрочном гносеологическом проекте, включающем в себя и социально-философский анализ здоровья, и фило-софско-культурологическое его исследование, и поиск его этических оснований, его ценностных составляющих, его экзистенциального основания и
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
многое другое. В статье Воробьева Р. В. проводится историко-интенциональный в смысле Э. Гуссерля анализ феномена здоровья, исследуется укорененность представлений о сущности здоровья в основных религиозных и философских системах Автором определяются феноменологические «пласты смысла» здоровья. [4, с. 226-230]. При анализе феномена здоровья автор в большей степени делает не философский анализ феноменологии эйдетических гуссерлианских процедур, а философско-исторический экскурсвзглядов на проблему здоровья. Известно, что Э. Гуссерль определил и описал многие феноменологические процедуры, такие, как трансцендентальная редукция и эйдетическая вариация, чрезвычайно эффективные при прояснении смыслов значимых феноменов, позволяющие выяснять сущности, давать определения, получать онтологически значимые результаты. В своих поздних работах Гуссерль создал историко-интенциональный анализ и обозначил так называемую седиментационную смысловую историю, значительно отличающуюся от традиционной истории науки [44, c. 136-176]. Феноменологический анализ, согласно замыслу самого Э. Гуссерля, предполагает первоначальный отказ от общепринятого, от самых распространенных и известных суждений [45, c. 564].
Воробьев Р. В. приводит историко-интенциональный анализ эволюции представлений о здоровье в западной и восточной философских традициях, автор полагает, что это позволяет выделить самые глубокие пласты осмысления этого феномена, рационально или интуитивно постигаемые и выражаемые в виде исторических концептов и парадигм. Проведенный автором краткий историко-интенциональный анализ феномена здоровья, позволяет выделить различные смыслы , с позиций религиозных и
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
философских систем: 1) «здоровье - отсутствие болезни»; 2) «здоровье -гармония, порядок, баланс»; 3) «здоровье - необходимое условие полноты жизни»; 4) «здоровья - благо»; 5) «здоровье - счастье и удовольствие существования»; 6) «здоровье - единение человека и Бога» [4, С. 229].
Работы Папченко Е. В., Петухова М. И. посвящены философскому осмыслению проблемы здоровья в историческом и современном контекстах развития знания, рассмотрению вопросов сохранения и поддержания здоровья как одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Представлен сравнительный анализ обоснования здоровья в различных эволюционноисторических, культурных и философских интерпретациях. Термин «здоровье» как целостная характеристика состояния человека, по мнению исследователей, должен не только включать в себя совокупность характеристик и признаков индивидуального психосоматического здоровья индивида, но и интегрировать социально-культурные характеристики, делающие его жизненно необходимой частью того социального организма, каким является общество. Исследователи полагают, что ограниченность медико-биологических представлений о здоровом образе жизни, условиях его формирования и развития можно избежать, если в анализ понятия «здоровье» включить социальнофилософский аспект. Авторы делают вывод, что только медицинское знание не позволяет объяснить феномены и механизмы, связанные с практикой здорового поведения, адаптацией к стрессу, изменениями проблемного поведения и адаптацией к болезни. Одной из важных задач, требующих социально-психологического анализа, является не только излечение от болезни, но и ее профилактика, т.е. ключевыми становятся
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
программы в области здоровья, позволяющие усвоить ценность, знания, навыки здорового образа жизни [27, c. 235-244 ].
Естественно-научное видение здоровья представлено в статье Шрага М.Х. Методологическим основанием работы Шрага М.Х является синергетический подход. Синергетический подход представляет здоровье как свойство целостного организма (человеческой популяции). Кратко поясняются основные термины синергетики природа хаоса, фрактал, самоподобие. Отстаивается, исходя из представления о феномене жизни, мнение о здоровье как о фрактальном биомедицинском феномене. В статье представлены различные точки зрения на понятие «здоровье». Автор отдает предпочтение философской позиций К. Маркса, академиков А.Д. Адо и В.Г. Алямовской. Шрага М. Х. делает вывод, что признавая здоровье (болезнь) в качестве фрактального биомедицинского феномена, здоровье возможно научно изучатьна популяционном уровне с помощь трехвекторной эпидемиологической диагностики. Автор четко определяет объект науки о здоровье - человека и отвергает личность как объект здоровья.представление о фрактальности категорий «здоровье-болезнь», выводимое в свою очередь из суждения о фрактальности живых систем, должно окончательно покончить с притязаниями на этот предмет других немедицинских дисциплин. Речь идет о функционировании сложных биологических систем, какими и являются гетерогенные популяции людей. Нравственность, духовность, воспитание, социальные и косные компоненты экологической сферы и др. не могут быть в данном случае признаны категориями биологии. В-четвертых, синергетический подход позволяет избежать противопоставления индивидуального здоровья
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
популяционному (общественному) здоровью - целое не сумма, а совокупность [13, c. 235-244].
Другим автором утверждается, что здоровье - это определенный порядок, складывающийся внутри системы, контролируемый воздействием внешней информации, нервной системой, зависящий от экосоциума и кодирующийся в генах. По мнению автора, любые заболевания человека являются результатом систематического взаимодействия множества определенных факторов, которые выявляются не только на молекулярном, но и на социальном, а также индивидуальном уровне. Изменения на психологическом уровне проявляются не только в форме страданий и переживаний человека но и в виде ряда соматических [14, с. 117-118]
Бурова Г. П. дает лингвистический анализ феномена здоровья. Бурова Г.П. обратила внимание на собственно когнитивную сторону рассматриваемых феноменов. Автор считает, что когнитивные феномены «здоровье», «болезнь» и «фармация», рассматриваемые на научно-терминологическом уровне, представляют определенный интерес для специалистов медико-фармацевтического профиля, а также для лингвистов, исследующих проблемы, которые связаны с динамикой терминосистемы. И те, и другие рассматривают научно-когнитивные аспекты терминологии в качестве поля презентации когнитивных феноменов - тех структур знания о мире, которые формируют метаязык науки, в нашем случае - фармации [22, с. 211]. Бурова Г. П. отмечает, что концепты здоровье, болезньфеноменальны прежде всего с ментальной точки зрения, весьма показательной именно для носителей русского языка и закрепленных в нем культурных ценностей. Исторически русское коммуникативное сознание формируется на базе стихийной дихотомии «жизнь
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
- смерть» и, соответственно, рекуррентной с ней оппозиции «здоровье -болезнь» В мировосприятии русского человека когнитивно-бытовое представление об этих феноменах амбивалентно: они естественным диалектическим образом взаимосвязаны, причем в народном сознании пользуется преференциями концептная сущность «здоровья» как блага, «Было бы здоровье...» дарованного Свыше и предопределяющего все жизненные проявления [22, с. 212-213].
Термин - это элемент особого, бы-строразвивающегося слоя лексики и устойчивой сочетаемости, который формируется с развитием знания, выражая профессиональное, специализированное концептное начало в процессе познавательного освоения объектов и отношений между ними. Зародившись в недрах лингвистики текста, функциональный подход к терминологии позволяет решать сложные проблемы, связанные с осмыслением данной языковой единицы - противоречивость, соотношение со словом естественного (когнитивно-обыденный план) языка, контекстуальная обусловленность. Всякое слово, по Буровой Г.П., может выступить в функции термина, как бы тривиально и обыденно оно ни было, поэтому термины по своей функциональной природе не являются фактами «врожденного» речевого плана. В результате исследования функционального проявления терминов в специальных текстах терминовидение приходит к признанию того, что субстратом термина выступает лексическая единица, приобретающая дополнительные специфические признаки, то есть то, что мы уже назвали семантическим приращением. Когнитивные феномены «здоровье» и «болезнь» интересны авторы, тем, что с древнейших времен изучающие их ученые придают им неоднозначный статус. Бурова Г.П. анализирует работы известных
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
мыслителей. Фрейд усматривает в проявлении здоровья вытесненные потребности сексуальных влечений, Юнг указывает на бессмысленность и беспредметность жизни как на «всеобщий невроз», ведущий к заболеванию. Адлер рассматривает болезнь как сопротивление требованиям социума, а здоровье - в качестве соответствия этим требования, тогда как Зонди объясняет психические заболевания контекстом «целостной судьбы». Многие ученые говорят о «психологических выгодах» заболеваний, когда человек сознательно преобразует психологический конфликт в соматический симптом, что отвлекает его от тревожной эмоциональной проблемы.
Видимо, при анализе вопросов, связанных с терминологической специализацией когнитивных феноменов «здоровье», «болезнь», «фармация», автор учитывает как собственно лингвистические факторы, так и факторы когнитивнолингвистические, определяющие выход на уровень не только внутрикультурной, но и межкультурной коммуникации. По мнению Буровой Г.П., главное - пространство, в котором бы адекватно отразились как сформировавшиеся в нашем коммуникативном сознании реалии, с их сложной корреляцией, так и перспективы развития рассматриваемого участка языковой картины мира - специальной области логоса, цель которого защита жизни человека. Это особенно актуально сегодня, когда все гуманитарные исследования обретают общую точку соприкосновения в пространстве антропоцентрической научно-исследовательской парадигмы [22, с. 214-215].
Педагогические аспекты феномена здоровья наиболее глубоко представлены в работах Верхорубовой О.В. [24, 25]
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Верхорубовой О. В. Обосновывается важность введения понятия «культура здоровья» как науки о закономерностях формирования и сохранения здоровья в образовательной среде
Исследования Верхорубовой О.В. посвящены обоснованию важнейших ценностей в педагогическом образовании, таких, как «здоровье» и «здоровый образ жизни». Автором приводятся различные определения данных феноменов и раскрываются педагогические возможности их развития. Мы обратили внимание на обоснование теории и практики культуры здоровья и путей развития здорового образа .Вполне очевидно, что здоровье является одной из главных жизненных ценностей, которая занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека, и его высокий статус можно выразить словами Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто». Здоровье обеспечивает гармоническое развитие личности и определяет работоспособность человека в производственной деятельности. Именно здоровье является предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению человека. Здоровье, по мнению ученых, может быть одним из важных условий достижения счастья человека.
Универсальность понимания здоровья с позиций нормоцентрированного подхода составляет его сильную сторону, но в этом кроется и ряд методологических ограничений. Во-первых, очень трудно определить четкую границу между нормой и патологией, даже рассматривая только соматические аспекты здоровья. В области психики разделение нормы и ненормы еще сложнее. На практике исследователям приходится вводить понятия «предболезнь», «пограничное состояние», «адаптационный синдром» и тому подобные, чтобы обозначить отклонения от нормы, не являющиеся патологией.
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Во-вторых, новейшие достижения в области медицины и биологии показали, что норма функционирования у каждого организма индивидуальна и изменяется на разных этапах онтогенеза. Таким образом, нормоцентрированный подход по отношению к здоровью неправомерен, так как представления о здоровье детерминированы определенным социокультурным подтекстом, в котором они формируются.
Верхорубова О.В. предложила рассматривать здоровье и представлять данный феномен как сложную систему в образовательном процессе:
1) антропологичность - обусловлена тем, что в рамках здоровьесберегающего образования ведется речь о здоровье только человека, что требует учета его психической, духовной и социальной составляющих;
2) интегральность - связана с тем, что здоровье и реализация процесса его сохранения осуществляется с учетом всех знаний о человеке, добытых науками, в которых он является предметом изучения; а это обеспечивает сохранение целостности человека, способствует достижению здоровья в единстве всех его составляющих, определяет способ отбора из наук о человеке таких необходимых и достаточных знаний, которые позволяли бы эффективно сохранять, укреплять и наращивать здоровье;
3) личностно-ориентированная направленность процесса сохранения здоровья - детерминирована тем, что индивид является одновременно и субъектом и объектом своей деятельности по творению своего здоровья, в то время как практически во всех науках, изучающих человека, субъект и объект разведены во времени и пространстве;
4) педагогическая направленность процесса формирования культуры здоровья - в рамках целостного педагогического процесса проявляется в том,
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
что педагоги и обучающиеся учатся быть здоровыми, приобретая определенные знания о здоровье и соответствующие умения;
5) гуманистичность - обусловлена признанием здоровья главной ценностью человеческой жизни [24].
По мнению Верхорубовой О.В. задачами развития здоровья и здорового образа жизни в системе образования являются: формирование духовной сферы личности; укрепление здоровья, усвоение правил и норм здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза; физическое (точнее физкультурное) образование обучающихся, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта; совершенствование тех функциональных свойств или возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности; физическое развитие и т.п.
Для формирования здоровья и здорового образа жизни необходимо ориентироваться на возможности трех уровней:
- социального: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурного: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактический (спортивные) учреждения, экологический контроль;
- личностного: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Представленные уровни создают основу для развития ценностно-смыслового компонента здоровья, включающего приоритет ценности здоровья и отношение к нему как к основной жизненной ценности в системе жизнедеятельности личности; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе понимания и эмоционального переживания значимости здорового образа жизни в достижении идеалов социальной и личной жизни; желание и способность осознавать и транслировать ценности культуры здоровья в практической деятельности; выраженность желания заниматься работой по формированию собственной культуры здоровья [25].
Опираясь на вышеизложенное, Науменко Ю. В. выявляет педагогическое содержание социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни». В работе Науменко Ю.В. излагаются основные положения авторской концепции комплексного формирования у школьников социокультурного феномена «здоровье» в учебно-воспитательном процессе. Предлагается принципиально новая категориально-понятийная база («здоровье», «здоровый образ жизни», «внутренняя картина здоровья» и «жизнеспособность», «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений»), показана ее взаимосвязь с другими педагогическими понятиями. Раскрывается интегративная педагогическая модель формирования социокультурного феномена «здоровье» в онтогенезе, а также раскрыта ее специфика по отношению к подростковому возрасту. Конкретизирована система дидактических принципов конструирования специфического компонента надпредметного содержания общего образования, направленного на формирование у школьников здоровья и здорового образа жизни как социокультурных личностных характеристик. Сформулированы
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
концептуальные положения комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности деятельности школы по формированию у обучающихся социокультурного феномена «здоровье». Науменко Ю. В. Выделяет следующие уровни здоровья.
На первом (информационно-пассивном) уровне здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, как состояние отсутствия болезней.
На втором (адаптивно-поддерживающем) уровне здоровье воспринимается как состояние благополучия, которое человек может самостоятельно достигнуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблюдения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее содержанием остаются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.) и соблюдать здоровый образ жизни».
На третьем (ресурсно-прагматическом) уровне здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
сохранению и укреплению здоровья также носит системный и целенаправленный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями.\
На четвертом (личностно ориентированном) уровне здоровье воспринимается как проявление способности человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Эти уровни Науменко Ю. В. выделил с позиции законов преемственности, перекрытия стадий и закона ведущего механизма формирования смысловых процессов [34].
Человеческое здоровье может быть рассмотрено в контексте взаимовлияния экологической и демографической культур. Оно исследуется не только как физическая, но, прежде всего, как социальная и духовная ценность, которая приобретает смысл в процессе творческой деятельности общественного субъекта. Валитовым И. О. предложен подход к здоровью как целостному, культурно-интегративному феномену. Здоровье есть, прежде всего, социокультурное явление. Здоровье - это универсальная категория, которую необходимо анализировать с точки зрения идеи личности. Эта идея -интегративная и нуждается в осмыслении своих социальных и духовных предпосылок. Личность терпит крах, если в обществе разрастается экономический, социальный, но в еще большей степени культурный, нравственный кризис. Однако, по мнению целого ряда исследователей, само понятие «здоровье» выступает основой для выражения более широких представлений и ценностей, относящихся к обществу [20]. Автор делает следующие выводы. 1. Подход к экологии и демографии с точки зрения идеи
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
самоопределения состоит в том, что всякая болезнь связана с диспропорцией между бытием «организма» и его «самостью». Болезнь возникает в тот момент, когда «организм» отрывается от целостных реалий со стороны социальной и культурной жизни. 2. Здоровье, как социальная и духовая ценность, выше всякой полезности. Здоровье человека есть ценность, но данная ценность приобретает смысл, когда здоровье становится немыслимым вне творческой деятельности общественного субъекта. 3. Демографическая проблема решается, если в обществе подход к здоровью есть целостный, культурно-интегративный феномен, который обладает потенцией самоопределения [20, c. 445 ].
Одним из новых направлений в философии является исследование взаимосвязи сознания и здоровья. Головной мозг, сознание, самосознание, ум, интеллект, мышление, рассудок, разум - всё это разные звенья, составляющие одну упорядоченность «Я». Пространство «Я», материальное и виртуальное, представляет идентифицированную, упорядоченную и осмысленную часть живой материи в онтологическом единстве экзогенных и эндогенных факторов. Появление и развитие разума с неизбежным проявлением и развитием самосознания разрушили гармонию животного существования, обусловленного природой. По сути неуловимая, неосязаемая, внеэмпирическая виртуальность сознания свела в точку движение, пространство и время, создав идентичную реальность в системе «пустых символов»-симулякров [23, с. 98-101].
Можно согласиться с Оглоблины К. А., что здоровье можно рассматривать с разных сторон. Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы, здоровья общества и здоровья человека. Автор выделяет три основных блока философии здоровья: философия человека, или гомовалеология, философия общества, или социовалеология, и
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
философия природы планеты - эковалеология [46, 76-80.]. По мнению автора в в философию здоровья войдут следующие блоки: системная гомовалеология, системная социовалеология и системная экова-леология. Во всех блоках философии здоровья будет учитываться реальная сложность обменных процессов.
Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, -от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»: Первый уровень - биологическое здоровье - связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами, это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты: соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека и физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Второй уровень - психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивацион-но-потребностной сфер личности. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям. К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье -комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и прежде всего трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей.
По нашему мнению, феномен «здоровье» также обладает фрактальной структурой, которая определяется принципом иерархической упорядоченности [36, 37, 38]. При этом целесообразно выделение категории родового и производного фракталов, которые соотносятся друг с другом как «фазовое пространство» и точка в этом пространстве. В качестве родового фрактала выступает собственно понятие «здоровье», которое представляет собой некий контур, содержащий совокупность всех возможных компонентов развития производного фрактала. К производным фракталам, содержащим в себе различные вариации, могут быть отнесены компоненты целостного здоровья. К ним относят физический, эмоциональный, психический, психологический, духовный, нравственный и социальный компоненты. В соответствии с названными компонентами ученые выделят различные виды здоровья человека: физическое, эмоциональное, психическое ( динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения при выполнении биологических и социальных функций), здоровье психологическое — характеристика человека как субъекта социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими и субъективным ощущением психологического комфорта; здоровье нравственное; здоровье духовное (способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья); здоровье социальное отражает социальные связи человека, способность к общению и его качество [36, с. 295].
Производные фракталы, входящие в концепт «здоровье» могут обладать свойством иерархической амбивалентности, предполагающим одновременную реализацию ими характеристик, как исходного целого (родового фрактала), так и зависимой части (производного фрактала). С позиций фрактального подхода здоровье имеет все признаки фрактальной структуры, которая выступает в виде единого целого, имплицитно содержащего в себе возможные траекторииразвития составляющих ее фракталов, их проявлений и базовых доминант. Следовательно, здоровье можно определить как сложный многомерный феномен, имеющий аффинную оболочку, объединяющий в себе множество производных фракталов (компоненты целостного здоровья) в единую систему, динамика которой определяется нелинейными эффектами, характером поведения человека в отношении к самому себе и окружающему миру [36, с. 298].
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Метафизический подход здоровью через исследование физической культуры и спорта важно отметить в работах Константинова Д. В., Петрова С. С. Авторами показывается антропологическое содержание метафизического подхода. Подчеркивается, что применение метафизического подхода в философском исследовании физической культуры и спорта позволяет преодолеть ограничения сциентизма. Однако до сих пор этот подход остается менее востребованным исследователями, что создает определенные трудности при анализе феномена физической культуры и спорта. В частности естественнонаучные подходы к сфере физической культуры (он называет их позитивистскими) «правомерны и в педагогически-прикладном плане в определенной мере продуктивны, однако сами по себе они не обеспечивают подлинного понимания интересующих нас феноменов (физической культуры и спорта), поскольку работают с упрощенной их моделью [47, C. 85-88].
Носовым А.Г. рассмотрен компонентный состав здорового образа жизни в рамках аксиологического, системного,культурологического и личностно-деятельностного подходов. Представлены данные анализа междисциплинарных аспектов здорового образа жизни, касающихся медицины, психологии, социологии, философии и педагогики. Выделены общие положения, позволившие определить авторский вариант состава компонентов здорового образа жизни, рассматриваемого как системы взаимоотношений человека с самим собой, природой и обществом, а также - активной деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья. Выделены компоненты здорового образа жизни, а именно: знаниевый, ценностно-мотивационный и деятельностный [19].
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
С позиций классической теории управления Дартау Л.А. сделана попытка найти связь между понятиями здоровья в жизни и науке. Приведено обоснование необходимой государственной политики управления здоровьем населения. Сделан вывод, что результативное управление здоровьем может осуществляться только совместно государством и гражданином на паритетной основе. Отмечено, что такое управление включает в себя образовательную деятельность как обязательную со стороны государства, со стороны гражданина результатом обучения становится ответственное поведение в отношении собственного здоровья [48].
Обобщая результаты исследований и собственные исследования, мы выделяем следующие подходы к исследованию феномена здоровье:
1. социокультурное содержание феномена здоровья [1,2,3,4,49];
2. естественно-научное содержание феномена здоровья [13,14,15,1,17];
3. педагогическое содержание феномена здоровья [25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35]
4. медико-биологическое содержание феномена здоровья [39, 40, 41, 42, 43]
5. лингвистическое содержание феномена здоровья [22]
6. психологическое содержание феномена здоровья [23,24]
7. эколого-демографическое содержание феномена здоровья [20, 21]
8. фрактальное содержание феномена здоровья [36, 37, 38]
9. духовно-нравственное содержание здоровья [11, 12]
В подавляющем большинстве работ подчёркивается, что здоровье человека является медико-биологической, социальной и педагогической категорией, определяемой, в конечном счёте, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами. Именно
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
поэтому ученые-медики понятие «здоровье» связывают с окружающей средой [20, 21]; философы и социологи рассматривают здоровье как «состояние нормального функционирования организма, при котором человек может выполнять общественные и биологические функции [13, 14, 15, 16, 17, 18]; психологи видят в определении понятия «здоровье» нормальное функционирование физиологических, психических процессов [22, 23, 24, 25]. Исследователями рассматриваются возможности использования фрактального подхода при объяснении сущности феномена «здоровье», характеристики базовых компонентов, входящих в структуру целостного здоровья человека. На основе концептуальных положений постнеклассической науки выдвигается представление о человеке как многомерном феномене, обосновываются теоретические положения, доказывающие его фрактальную организацию, формулируется определение понятия здоровья как универсалии субъектного порядка [36, 37, 38].
Здоровье человека анализируется учеными на нескольких уровнях: как общественное здоровье (здоровье населения, региона, области, города), индивидуальное здоровье, групповое здоровье [20, 21]. Первый уровень отражает здоровье населения всего государства, региона, области, города и определяется совокупностью индивидуальных характеристик, выраженных в статистических и демографических показателях, т.е. общественное здоровье.
Второй уровень представляет собой показатели здоровья малых групп: социальных, этнических, классных, школьных коллективов и др., т.е. групповое здоровье.
Третий уровень - это здоровье отдельно взятого индивида, характеризующееся гармоничной совокупностью структурно-функциональных
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих его оптимальную жизнедеятельность, т.е. индивидуальное здоровье. Чаще всего здоровье рассматривается как нормальное функционирование организма на всех уровнях организации и отсутствие болезненных состояний и изменений, как «естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием выраженных болезненных изменений [25, 26].
Здоровье целесообразно рассматривать как баланс четырех основных составляющих: физического, психического, социального и нравственного компонентов. Методологической основой для такого представления является целостная (холистическая) модель здоровья. Физическое здоровье составляет уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные процессы. Таким образом, человек должен заботиться о своем физическом здоровье и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. Психическое здоровье представляет собой состояние психической сферы человека. Она определяется эмоционально-волевым и мотивационно-потребностным компонентами личности и зависит от самосознания личности и осознания ею ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения и познавательные функции) [28, с. 235-244]. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
социальной жизни человека, в нашем случае, в социальной жизни обучающегося. Отличительными признаками нравственного здоровья являются: сознательное и ответственное отношение к учебе и общественной жизни, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни современного студента. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, таких, как доброта, честность, открытость, чуткость и т.д. [11, 12]. Социальное здоровье - это степень социальной адаптации человека в обществе, наличие предпосылок для разносторонней и долговременной активности в социуме. Социальное здоровье также принято рассматривать в аспекте адаптации как приспособление к условиям общественной жизни.
Здоровье является сложным целостным иерархическим образованием, которое включает в себя систему материальных (витальных), духовных (идеальных, информационных) и социальных (индивидуальных и коллективных) потребностей; комплекс психических, физиологических, биологических способностей человека; мировоззрение и систему ценностей; взаимосвязь физического, эмоционального, интеллектуального, личностного социального, духовного и этнофункционального компонентов [36, 37]; системные элементы действенно-практической и смысловой сфер личности [9].
Таким образом, исследователи единодушны во мнении, что здоровье является сложным многокомпонентным и интегративным феноменом.
Опираясь на подходы различных исследовательских направлений мы предлагаем следующее содержание феномена «здоровье»: здоровье - это возможности человека к физическому, духовному и социальному развития
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
человека, которое необходимо ему для достижения личного и общественного благополучия.
Здоровье становится значимым фактором развития общества, что обусловливает необходимость дальнейшего теоретического осмысления этого феномена. Эффективное решение проблемы здоровья возможно только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов из различных областей научных знаний, как биолого-медицинских, так и социально-гуманитарных. Факт предпринятых в последнее время философами, социологами и психологами многообразных исследований феномена здоровья свидетельствует об актуальности вопроса и наличии нерешенных теоретических проблем.
Библиографический список
1 Колтыгина Е. В., Воронцов П. Г., Ушакова Е. В. Общественное здоровье и культура здорового образа жизни в вузовском образовании современной России / Е. В. Колтыгина, П. Г. Воронцов, Е. В. Ушакова // Философия образования. - 2016. -№6. - С. 162-170
2 Воробьев Р. В. Здоровье как универсальный феномен // Вестник ПАГС. - 2013. -№1 (34). - С. 143-148. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-universalnyy-fenomen (дата обращения: 20.04.2017).
3 Воробьёв Р. В. Здоровье как онтологический феномен // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - №1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/zdorovie-kak-ontologicheskiy-fenomen (дата обращения: 20.04.2017).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
4 Воробьев Р. В. Историко-интенциональный анализ феномена здоровья // Вестник СГТУ. - 2012. - №1 (68). - С. 226-230. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-intentsionalnyy-analiz-fenomena-zdorovya (дата обращения: 20.04.2017
5 Павлова М. А. К постановке философской проблемы здорового образа жизни // Вестник ПАГС. - 2010. - №3. - 201-206. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-filosofskoy-problemy-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 20.04.2017).
6 Метелев А.В. Ментальность в этимологической и категориальной системах. // Известия Алтайского государственного университета. - 2000. - №2 4. - С. 051-056.
7 Ельчанинов В.А. К вопросу о запрете и табу //Философские дискрипты. 2015. №13 (13) . С. 15-21
8 Черданцева И.В. Пролегомены к пониманию человека в философии. - Барнаул : Изд-во «Концепт», 2014. - 166 с.
9 Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. - 2012. - №6. - С. 151-176 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (дата обращения: 20.05.2017).
10 Козырь П. В. Проблема ценности здоровья в историческом аспекте // Вестн. Том.гос. ун-та. - 2007. - №301. - С. 20-22 URL: http://cyberleninka.ru/article/rL/problema-tsennosti-zdorovya-v-istoricheskom-aspekte (дата обращения: 20.05.2017).
11 Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. № 1. - С.71-81. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
12 Зимбули А. Е. Здоровье : духовно-нравственные ценности / А.Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. №2 1 (4). - С.3-17. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 27.03.2017)
13 Шрага М. Х.Здоровье (болезнь) фрактальные биомедицинские феномены // ArcticEvironmentalResearch. 2009. №2. С.100-106 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-bolezn-fraktalnye-biomeditsinskie-fenomeny (дата обращения: 20.05.2017).
14 Анашкин Д.Ю. Естественнонаучное обоснование феномена здоровья // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. С.117-118 URL: http://cyberleninka.rU/article/n/estestvennonauchnoe-obosnovanie-fenomena-zdorovya (дата обращения: 20.05.2017).
15 Дегтярев С. И. Идеи естественно-научного материализма как философские основания валеологии воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Душиста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, -Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015 . - С. 65-68
16 Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. - 560 с.
17 Апанасенко Г.Л. Валеология: еще раз о теории и практике // Валеология. - 2011. -№ 4. - С. 56-61.
18 Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 18-29. - [Электронный ресурс]. - URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 20.03.2017)
19 Носов А. Г. Теоретико-концептуальный анализ феномена здорового образа жизни в современной педагогике // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-kontseptualnyy-analiz-fenomena-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 20.05.2017).
20 Валитов И. О. Человеческое здоровье в контексте взаимовлияния экологической и демографической культур // Вестник Башкирск. ун-та. 2010. №2. С.444-450 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskoe-zdorovie-v-kontekste-vzaimovliyaniya-ekologicheskoy-i-demograficheskoy-kultur (дата обращения: 20.05.2017).
21 Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е., Гладкая Т.В., Омельченко Д.А. Специфика отношения к здоровью и рискованного поведения населения в условиях распространения эпидемии ВИЧ/СПИД (на примере \алтайского края) // Известия Алтайского государственного университета 2007, №2. - С. 115-118. Серия: Философия, социология и культурология
22 Бурова Г. П. К постановке проблемы терминологической специализации когнитивных феноменов «Здоровье», «Болезнь», «Фармация» // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №1. С.211-215 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-terminologicheskoy-spetsializatsii-kognitivnyh-fenomenov-zdorovie-bolezn-farmatsiya (дата обращения: 20.05.2017).
23 Киселёв Н. Н. Феномен сознания в здоровье индивида // Вестник ЧГУ. 2007. №3. С. 97-101 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-soznaniya-v-zdorovie-individa (дата обращения: 20.05.2017).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
24 Серединская Л. А., Сердюк Т.Г. Концепт ЗОЖ в массовом сознании // Философские дескрипты. 2015. №2 14. - С. 8-12.
25 Верхорубова О. В. Формирование «Здоровья» как ценности в образовании // ПНиО. 2013. №4.С.50-59 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovya-kak-tsennosti-v-obrazovanii (дата обращения: 20.05.2017)]
26 Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «Культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник ТГПУ. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-opredeleniy-fenomena-kultura-zdorovya-kak-pokazatel-ego-mnogogrannosti-v-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 20.05.2017).
27 Суртаев П. Б. Соотношение императива и парадигм в аспекте исследования проблемы воспитания / / Человек и образование. - 2005. - №2. - С. 50-52.
28 Папченко Е. В., Петухова М. И. Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-2. С.235-244 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-zdorovya-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 20.05.2017).
29 Дылкина Т. В. Педагогическое взаимодействие как фактор повышения здоровьесберегающей составляющей процесса физического воспитания // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015». С. 75-79
30 Белоуско Д. В. Гуманизации образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи / Д. В. Белоуско /
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 25-37. - URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 12.11.2016)
31 Романова Е. В., Готовчикова Л.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 49-59. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 27.03.2017)
32 Бояркина Е. А. Физическое воспитание - фактор здоровьесберегающей образовательной среды / Е. А. Бояркина / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 59-62. -URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/article/view/1605/1155 (дата обращения: 14.12.2016).
33 Лобыгина Н.М., Тиканов А.О., Крыловский А. Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. - №1. С.65-71
34 Дугнист П. Я. Моделирование здоровьесберегающих технологий в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, Е.В. Романовой, - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 72-75
35 Науменко Ю. В. Социально-культурные феномены «Здоровье» и «Здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. 2012. №6. С.151-176 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (дата обращения: 20.05.2017).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
36 Маджуга А.Г., Синицина И.А., Уварова Л. Н. Здоровье человека как многомерный феномен: фрактальный подход // Здоровье и образование в XXI веке. 2015. №4. C292-298URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-cheloveka-kak-mnogomernyy-fenomen-fraktalnyy-podhod (дата обращения: 20.05.2017).
37 Маджуга А.Г., Синицина И.А. Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 5. С. 91—95.
38 Маджуга А.Г., Синицина И.А., Мельников В.А., Гильванов Р.Р. Взаимосвязь синергетической, камертонной и эмоциональной культуры личности: фрактально резонансный подход // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 8 (114). С. 114—120.
39 Новичихина Е. В., Ульянова Н.А. Анализ динамики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани среди студентов Алтайского государственного университета / Е. В. Новичихина, Н. А. Ульянова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 78-82. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 26.11.2016)
40 Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. Анализ динамики заболеваний органов чувств среди студентов Алтайского государственного университета / Е. В. Новичихина, Н. А. Ульянова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 82-88. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 26.11.2016)
41 Исаев А. В. Влияние двигательной активности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов / А. В. Исаев // Здоровье человека, теория и
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 111-114. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 28.11.2016)
42 Колпакова Е. М., Рожкова А. С. Лечебная физическая культура как средство реабилитации и восстановления организма / Е. М. Колпакова, А. С. Рожкова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 87-94. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 21.11.2016)
43 Денисова Г.С. Анализ двигательной активности студентов 1-3 курсов специального медицинского отделения Алтайского государственного университета // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: Материалы IV международного научного конгресса, посвященного 45-летию Уральского государственного университета физической культуры ( г. Челябинск, 13-14 ноября 2015г.) / Т. 1 / Под ред. д.м.н., проф. Е.В. Быкова. -Челябинск : Издательский центр «Уральская Академия», 2015. - С. 155-157
44 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. - 1992. - №2 7. - С. 136-176.
45 Гуссерль Э. Собр. соч. : в 4 т. М., 2001. Т. 3. 584 с.
46 Оглоблин Константин Алексеевич Культура здоровья как философско-мировоззренческий феномен // ЧиО. - 2009. - №3. - С. 76-80. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-zdorovya-kak-filosofsko-mirovozzrencheskiy-fenomen (дата обращения: 20.05.2017).
47 Константинов Д. В., Петров С. С. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода // ОНВ. - 2012. - №3 (109). - с. 85-88. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-perspektivy-metafizicheskogo-podhoda (дата обращения: 25.05.2017).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
4S Дартау Л. А. Феномен здоровья: концепция и прикладные аспекты // Проблемы управления. - 2005. - №5. - С. 92-9S URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zdorovya-kontseptsiya-i-prikladnye-aspekty (дата обращения: 20.05.2017)
49 Санькова И. Ю. Взаимосвязь физического и духовного развития личности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под общей ред. П.Я. Дугниста, П. Г. Воронцова, EB. Романовой, - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 153-155
50 Романова E. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 201б. - №2. - С. 14-24. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/9S/showToc].
REFERENCES
1 Koltygina E. V., Vorontsov P. G., Ushakova E. V. 201б. Obshchestvennoe zdorov'e i kul'tura zdorovogo obraza zhizni v vuzovskom obrazovanii sovremennoi Rossii. Filosofiya obrazovaniya, б, 1б2-170 (in Russian).
2 Vorob'ev R. V. 2013. Zdorov'e kak universal'nyi fenomen. Vestnik PAGS,1 (34), 143-14S (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/nzdorovie-kak-universalnyy-fenomen Accessed: 20.05.2017).
3 Vorob'ev R. V. 2013. Zdorov'e kak ontologicheskii fenomen . Izv. Sarat. un-ta Nov.ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 1. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-ontologicheskiy-fenomen Accessed: 20.05.2017).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
4 Vorob'ev R. V. 2012. Istoriko-intentsional'nyi analiz fenomena zdorov'ya. Vestnik SGTU, 1 (68), 226-230 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-intentsionalnyy-analiz-fenomena-zdorovya (Accessed:20.05.2017
5 Pavlova M. A. K. 2010.postanovke filosofskoi problemy zdorovogo obraza zhizni . Vestnik PAGS, 3, 201-206 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-filosofskoy-problemy-zdorovogo-obraza-zhizni (Accessed: 20.05.2017).
6 Metelev A.V. 2000. Mental'nost' v etimologicheskoi i kategorial'noi sistemakh. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 051-056.
7 El'chaninov V.A. 2015. K voprosu o zaprete i tabu . Filosofskie diskripty, 13 (13) , 1521
8 Cherdantseva I.V. 2014. Prolegomeny k ponimaniyu cheloveka v filosofii. Barnaul : Izd-vo «Kontsept», 166 р. (in Russian).
9 Naumenko Yu. V. 2012. Sotsial'no-kul'turnye fenomeny «Zdorov'e» i «Zdorovyi obraz zhizni»: sushchnost' i strategiya formirovaniya . Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, 151-176 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (Accessed: 20.05.2017).
10 Kozyr' P. V. 2007. Problema tsennosti zdorov'ya v istoricheskom aspekte . Vestn. Tom.gos. un-ta, 3, 20-22 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennosti-zdorovya-v-istoricheskom-aspekte (Accessed:20.05.2017).
11 Zimbuli A. E. 2015. Dukhovnoe zdorov'e cheloveka i nravstvennoe vospitanie: vektory i paradoksy . Health, Physical Culture and Sports, 1, 71-81 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (Accessed: 16.12.2016)
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
12 Zimbuli A. E. 2017.Zdorov'e : dukhovno-nravstvennye tsennosti . Health, Physical Culture and Sports, 1 (4), 3-17. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 27.03.2017)
13 Shraga M. 2009. Kh.Zdorov'e (bolezn') fraktal'nye biomeditsinskie fenomeny. Arctic Evironmental Research, 2, 100-106 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-bolezn-fraktalnye-biomeditsinskie-fenomeny (Accessed: 20.05.2017).
14 Anashkin D.Yu. 2014. Estestvennonauchnoe obosnovanie fenomena zdorov'ya // Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2, 117-118 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obosnovanie-fenomena-zdorovya (Accessed: 20.05.2017).
15 Degtyarev S. I. 2015. Idei estestvenno-nauchnogo materializma kak filosofskie osnovaniya valeologii vospitaniya . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 65-68 (in Russian).
16 Artyunina G.P., Ignat'kova S.A. 2006. Osnovy meditsinskikh znanii: Zdorov'e, bolezn' i obraz zhizni. Moscow: Akademicheskii Proekt; Fond «Mir», 560 р. (in Russian).
17 Apanasenko G.L. 2011. Valeologiya: eshche raz o teorii i praktike. Valeologiya, 4, 56-61. (in Russian).
18 Ushakova E. V., Nalivaiko N. V., Vorontsov P. G. 2017. O ponimanii zdorov'ya v meditsinskom, pedagogicheskom, sotsial'nom i fizkul'turnom aspektakh Health, Physical Culture and Sports, 1 (4),18-29. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 20.03.2017)
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
19 Nosov A. G. 2013. Teoretiko-kontseptual'nyi analiz fenomena zdorovogo obraza zhizni v sovremennoi pedagogike . Izv. Sarat. un-ta Nov.ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 1, (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-kontseptualnyy-analiz-fenomena-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-pedagogike (Accessed:20.05.2017).
20 Valitov I. O. 2010. Chelovecheskoe zdorov'e v kontekste vzaimovliyaniya ekologicheskoi i demograficheskoi kul'tur . Vestnik Bashkirsk. un-ta, 2, 444-450 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskoe-zdorovie-v-kontekste-vzaimovliyaniya-ekologicheskoy-i-demograficheskoy-kultur (Accessed:20.05.2017).
21 Maksimova S.G., Goncharova N.P., Noyanzina O.E., Gladkaya T.V., Omel'chenko D.A. 2007. Spetsifika otnosheniya k zdorov'yu i riskovannogo povedeniya naseleniya v usloviyakh rasprostraneniya epidemii VICh/SPID (na primere \altaiskogo kraya). Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 115-118. Seriya: Filosofiya, sotsiologiya i kul'turologiya (in Russian).
22 Burova G. P. 2006. K postanovke problemy terminologicheskoi spetsializatsii kognitivnykh fenomenov «Zdorov'e», «Bolezn'», «Farmatsiya» . Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki, 1, 211-215 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-terminologicheskoy-spetsializatsii-kognitivnyh-fenomenov-zdorovie-bolezn-farmatsiya (Accessed:20.05.2017).
23 Kiselev N. N. 2007. Fenomen soznaniya v zdorov'e individa // Vestnik ChGU, 3, 97101 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-soznaniya-v-zdorovie-individa (Accessed: 20.05.2017).
24 Seredinskaya L.A., Serdyuk T.G. 2015. Kontsept ZOZh v massovom soznanii . Filosofskie deskripty, 14, 8-12 (in Russian).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
25 Verkhorubova O. V. 2013. Formirovanie «Zdorov'ya» kak tsennosti v obrazovanii . PNiO, 4, 50-59 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovya-kak-tsennosti-v-obrazovanii (Accessed: 20.05.2017)
26 Verkhorubova O. V., Lobanova N. A. 2012. Mnogoobrazie opredelenii fenomena «Kul'tura zdorov'ya» kak pokazatel' ego mnogogrannosti v pedagogicheskom obrazovanii. Vestnik TGPU, 5. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-opredelemy-fenomena-kultura-zdorovya-kak-pokazatel-ego-mnogogrannosti-v-pedagogicheskom-obrazovanii (Accessed: 20.05.2017).
27 Surtaev P. B. 2005. Sootnoshenie imperativa i paradigm v aspekte issledovaniya problemy vospitaniya. Chelovek i obrazovanie, 2, 50-52. (in Russian).
28 Papchenko E. V., Petukhova M. I. 2013. Teoreticheskoe osmyslenie problemy zdorov'ya v filosofskoi i psikhologo-pedagogicheskoi literature . Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 3-2, 235-244 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-zdorovya-v-filosofskoy-i-psihologo-pedagogicheskoy-literature (Accessed: 20.05.2017).
29 Dylkina T. V. 2015. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie kak faktor povysheniya zdorov'esberegayushchei sostavlyayushchei protsessa fizicheskogo vospitaniya .Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii .Pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 75-79
30 Belousko D. V. 2016. Gumanizatsii obrazovatel'nogo protsessa kak odnogo iz osnovnykh napravlenii razvitiya fizkul'turnogo vospitaniya molodezhi . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2, 25-37. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Accessed: 12.11.2016)
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
31 Romanova E. V., Gotovchikova L.V. 2017. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi (na primere studentov Altaiskogo kraya) . Health, Physical Culture and Sports, 1 (4), 49-59. (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 27.03.2017)
32 Boyarkina E. A. 2016. Fizicheskoe vospitanie - faktor zdorov'esberegayushchei obrazovatel'noi sredy. Health, Physical Culture and Sports, 2, 59-62. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/article/view/1605/1155 (Accessed: 14.12.2016).
33 Lobygina N.M., Tikanov A.O., Krylovskii A. Yu. 2016. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi v vuze . Health, Physical Culture and Sports, 1, 65-71 (in Russian).
34 Dugnist P. Ya. 2015. Modelirovanie zdorov'esberegayushchikh tekhnologii v vuze . Health, Physical Culture and Sports: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii . Pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi, -Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 72-75 (in Russian).
35 Naumenko Yu. V. 2012. Sotsial'no-kul'turnye fenomeny «Zdorov'e» i «Zdorovyi obraz zhizni»: sushchnost' i strategiya formirovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6, 151-176 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya (Accessed: 20.05.2017).
36 Madzhuga A.G., Sinitsina I.A., dr. 2015. Zdorov'e cheloveka kak mnogomernyi fenomen: fraktal'nyi podkhod . Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke , 4, 292-298 (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-cheloveka-kak-mnogomernyy-fenomen-fraktalnyy-podhod (Accessed: 20.05.2017).
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
37 Madzhuga A.G., Sinitsina I.A. 2013. Ekzistentsial'no-gumanisticheskii podkhod k zdorov'yu cheloveka . Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova, T. 10, 5, 91-95 (in Russian).
38 Madzhuga A.G., Sinitsina I.A., Mel'nikov V.A., Gil'vanov R.R. 2014. Vzaimosvyaz' sinergeticheskoi, kamertonnoi i emotsional'noi kul'tury lichnosti: fraktal'no rezonansnyi podkhod. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 8 (114), 114—120 (in Russian).
39 Novichikhina E. V., Ul'yanova N.A. 2016. Analiz dinamiki zabolevanii kostno-myshechnoi sistemy i soedinitel'noi tkani sredi studentov Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Health, Physical Culture and Sports, 2, 78-82. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Accessed: 26.11.2016)
40 Novichikhina E. V., Ul'yanova N. A. 2015. Analiz dinamiki zabolevanii organov chuvstv sredi studentov Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Health, Physical Culture and Sports, 1, 82-88. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (Accessed: 26.11.2016)
41 Isaev A. V. 2015. Vliyanie dvigatel'noi aktivnosti na funktsional'noe sostoyanie serdechno-sosudistoi sistemy studentov . Health, Physical Culture and Sports, 1, 111-114 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (Accessed: 28.11.2016)
42 Kolpakova E. M., Rozhkova A. S. 2016. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura kak sredstvo reabilitatsii i vosstanovleniya organizma . Health, Physical Culture and Sports, 2, 87-94 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Accessed: 21.11.2016)
43 Denisova G.S. 2015. Analiz dvigatel'noi aktivnosti studentov 1-3 kursov spetsial'nogo meditsinskogo otdeleniya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta . Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, organizatsiya:
Раздел. Аналитический обзор
Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 3-48
Materialy IV mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyashchennogo 45-letiyu Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoi kul'tury ( g. Chelyabinsk, 13-14 noyabrya 2015g.) , T. 1 . Pod red. d.m.n., prof. E.V. Bykova, Chelyabinsk : Izdatel'skii tsentr «Ural'skaya Akademiya», 155-157 (in Russian).
44 Gusserl' E. 1992. Krizis evropeiskikh nauk i transtsendental'naya fenomenologiya. Voprosy filosofii, 7, 136-176 (in Russian).
45 Gusserl' E. 2001. Sobr. soch. , 4 Т. Moscow, T. 3. 584 (in Russian).
46 Ogloblin K. A. 2009. Kul'tura zdorov'ya kak filosofsko-mirovozzrencheskii fenomen. ChiO, 3, 76-80. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/nkultura-zdorovya-kak-filosofsko-mirovozzrencheskiy-fenomen (Accessed: 20.05.2017).
47 Konstantinov D. V., Petrov S. S. 2012. Filosofiya fizicheskoi kul'tury i sporta: perspektivy metafizicheskogo podkhoda. ONV, 3 (109), 85-88. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-perspektivy-metafizicheskogo-podhoda (Accessed:25.03.2017).
48 Dartau L. A. 2005. Fenomen zdorov'ya: kontseptsiya i prikladnye aspekty . Problemy upravleniya, 5, 92-98. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zdorovya-kontseptsiya-i-prikladnye-aspekty (Accessed: 20.03.2017)
49 San'kova I. Yu. 2015. Vzaimosvyaz' fizicheskogo i dukhovnogo razvitiya lichnosti . Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod obshchei red. P.Ya. Dugnista, P. G. Vorontsova, E.V. Romanovoi, Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 153-155 (in Russian).
50 Romanova E. V. 2016. Zdorov'e molodezhi v aspekte izucheniya addiktivnykh form povedeniya. Health, Physical Culture and Sports, 2, 14-24. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc].