ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ СПОРТА, ТУРИЗМА
THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE,
SPORTS, TOURISM
УДК 378.37.037.1 ББК Ч74
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ
М. Н. Антоненко, Р. О. Соловьева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва,
Красноярск, Россия
Исследованы вопросы формирования здорового образа жизни у студенческой молодёжи. Данная проблема становится всё более актуальной как для государства, так и для учебных заведений. Важным моментом является формирование культуры ответственного отношения студентов к своему здоровью и увеличение доли молодых людей, ведущих здоровый образ жизни.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, здоровье, здоровый образ жизни, состояние здоровья, формирование здорового образа жизни в учебном заведении.
Существуют разные точки зрения здорового образа жизни. С одной стороны, здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Это комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования — начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха [4].
С другой стороны, здоровый образ жизни рассматривается как концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [2].
Здоровый образ жизни изучается в социологической науке, при помощи таких дисциплин, как социология здоровья и медицины, социология повседневности, социология спорта, социология тела и т. д. Основные категории здорового образа жизни рассматриваются в трудах многих известных отечественных социологов, например,
П. А. Сорокина, И. В. Бестужева-Лады, В. А. Ядова, Ю. П. Лисицина, Ю. И. Савенко, В. И. Толстых, Р. В. Рыбкиной, О. И. Генисаретского и др. [6-12].
Особую значимость на современном этапе имеет проблема здоровья и ведение здорового образа жизни студенческой молодёжи. Значимость формирования здорового образа жизни студентов объясняется тем, что от физического и психического здоровья студентов зависит социальное благополучие и работоспособность будущих специалистов, которые призваны внести свой вклад в развитие своей страны.
Обучение в учебном заведении является сложным и длительным процессом, который характеризуется определёнными особенностями и предъявляет требования к устойчивому и гибкому психологическому состоянию, физиологическим функциям, особенно это важно в первый год поступления в учебное заведение. В процессе обучения меняется восприятие и изменяются жизненные стереотипы молодёжи. Поэтому от комфортности среды в учебном заведении и в его пределах зависит физическое и нравственное здоровье молодых людей [1].
Владение основами здорового образа жизни является главной ценностью молодого поколения и требует не только изучения, но и усвоения определённого объёма знаний и навыков, полученных входе социализации в учебном заведении. Определённые знания в сфере здорового образа жизни предполагают определённый жизненный настрой, мотивацию и готовность к его физическому и психическому здоровью. Проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов, которые в дальнейшем пагубно влияют на их состояние здоровья, крайне мало изучены.
В наше время учёба в университете зачастую не благотворно влияет на здоровье студенческой молодёжи. Во-первых, это ряд усугубляющих факторов, наприме, учебных, связанных с изменением образа жизни в первый год обучения. Также к университетским факторам риска принято относить огромные учебные нагрузки в учебном процессе, отсутствие в университете упорядоченной работы по мотивации, пропаганде и формированию ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
Влияние всех этих факторов отрицательно сказывается на здоровье и физическом состоянии студентов. Более того, происходит снижение адаптационных возможностей организма, что зачастую приводит к развитию хронических заболеваний. Из большого числа факторов риска, приводящих к хроническим заболеваниям, особенно у студентов, выделяют такие, как вредные привычки (курение и употребление спиртных напитков), а также недостаточная и низкая информированность студентов о здоровом образе жизни. Среди критериев адаптации студентов к условиям обучения, не причиняющей при этом вреда их здоровью, выделяют показатели здоровья, физического развития, умственной работоспособности, успева-
емости в зависимости от различных двигательных режимов [5].
Формированию здорового образа жизни населения, в том числе молодёжи, уделяет большое внимание Министерство здравоохранения РФ. Им реализуется комплекс законодательных инициатив и коммуникационных проектов, направленных на формирование ответственного отношения граждан к своему здоровью.
Министерством здравоохранения РФ разработан проект «Стратегии по формированию здорового образа жизни населения, профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».
В целях популяризации здорового образа жизни среди населения за 2017 г. Минздравом России в средствах массовой информации инициировано более 342 тыс. публикаций на данную тему. Также министерством разработан и внесён на обсуждение Правительства РФ проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2025 годы и дальнейшую перспективу».
Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения, посвящённому мониторингу потребления табака и опубликованному 19 июля 2017 г., снизилась распространённость потребления табака (курения сигарет) среди взрослого населения, включая молодёжь от 18 до 29 лет в России с 39,4 % в 2009 г. до 29 % (с 60,7 до 45 % — среди мужчин и с 21,7 до 15 % — среди женщин) в 2017 г.
Ежегодно в России проводится оценка состояния своего здоровья лицами разного возраста. Социальная группа студенческой молодёжи преимущественно включает население в возрасте 15-19 лет и 20-24 лет. В соответствии со статистическими данными Федеральной службы государственности статистики РФ, проведён анализ состояния здоровья студенческой молодёжи России [3]:
15-19 лет 20-24 лет
Анализ состояния здоровья студенческой молодёжи России (составлено на основе информации Федеральной службы государственной статистики РФ за 2017 г.)
Данные рисунка получены в результате оценки состояния своего здоровья молодыми людьми в категориях 15-19 и 20-24 лет, исходя из чего молодые люди в возрасте 15-19 лет оценили своё здоровье как «очень хорошее» 15,5 % от общего числа опрошенных этой категории. В то время как молодые люди в возрасте 20-24 лет оценили своё здоровье как «очень хорошее» уже только 13,7 %. Большинство молодых людей подтвердили состояние своего здоровья как «хорошее» — 66,8 %. При этом доля считающих своё здоровье «удовлетворительным» составила 16,4 % в категории 15-19 лет и 18,1 % в категории 20-24 лет. Молодые люди, оценившие своё здоровье как «плохое», составили 1,3 % в той и другой возрастной категории [3].
Данный анализ говорит о том, что состояние здоровья молодых людей находится преимущественно на «хорошем» уровне, однако требует профилактических мер по его улучшению, включая формирование культуры здорового образа жизни.
В связи с этим рекомендациями по формированию здорового образа жизни в студенческой среде могут выступать:
- полноценная организация графика учебного процесса;
- чёткое и стабильное расписание занятий;
- организация различных мероприятий для пропаганды физической культуры и здорового образа жизни среди студентов в выходные и свободные от учебных занятий дни;
- организация здорового, сбалансированного и рационального питания;
- оптимизация двигательного процесса во время обучения студентов;
- установление занятий физической культурой во время всего процесса обучения в университете;
- оптимизация работы службы психологов и социальных работников, а также медицинской помощи студентам, включая отказ от пагубных привычек [6; 7; 9; 11; 12].
Всё это будет мотивировать студентов вести здоровый образ жизни и после окончания университета, что позволит снизить уровень распространённости вредных привычек и хронических заболеваний.
Таким образом, формирование здорового образа жизни молодёжи должно являться не только одной из приоритетных задач Министерства здравоохранения РФ, но и учебного заведения. Только совместными усилиями можно сформировать культуру ответственного отношения студентов к сво-
ему здоровью, увеличить долю молодых людей, ведущих здоровый образ жизни, организовать систематические занятия физической культурой и спортом, снизить распространённость потребления табака, алкогольной продукции, популяризировать культуру здорового питания.
Список литературы
1. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодёжи / В. С. Бабина // Молодой учёный. — 2015. — № 11. — С. 572-575.
2. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский. — М. : КноРус, 2016. — 240 с.
3. Здравоохранение в России. 2017 : стат. сб. / Рос-стат. — М., 2017. — 170 с.
4. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие / Ю. П. Кобяков. — Ростов н/Д. : Феникс, 2014. — 252 с.
5. Молодцова, К. В. Мотивация здорового образа жизни у современной / К. В. Молодцова // Концепт. — 2017. — Т. 39. — С. 3871-3875.
6. Дугнист, П. Я. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодёжи / П. Я. Дуг-нист, В. А. Мильхин, С. М. Головин, Е. В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2017. — № 4 (7). — С. 3-25. — URL: http://joumal.asu.ru/zosh/artide/view/3463
7. Звягина, Е. В. Влияние факторов режима дня на здоровье студентов, занимающихся спортом / Е. В. Звягина, К. С. Диогенова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2018. — № 4 (11). — С. 37-48. — URL: Шр://(оита1. asu.ru/zosh/article/view/4748
8. Романова, Е. В. Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор / Е. В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2017. — № 2 (5). — С. 3-48. — URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/2199
9. Звягина, Е. В. Особенности реализации программы здорового образа жизни студентов вуза физической культуры г. Челябинска / Е. В. Звягина, С. В. Сайфутдинов, М. С. Гришкевич // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2018. — № 3 (10). — С. 12-22. — URL: http://joumal. asu.ru/zosh/article/view/4496
10. Оганесян, С. В. Научно-прикладные аспекты сохранения и укрепления здоровья посредством физического воспитания молодёжи / С. В. Оганесян, А. Л. Григорян // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2018. — № 4 (11). — С. 3-13. — URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/ view/4690
11. Арпентьева, М. Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы / М. Р. Арпентьева // Здоровье человека, теория и методика физической культу -
ры и спорта. — 2018. — N° 4 (11). — С. 14-36. — URL: ория и методика физической культуры и спорта. —
http://joumal.asu.ru/zosh/article/view/4689 2018. — № 3 (10). — С. 23-42. — URL: http://journal.
12. Савко, Э. И. Здоровый образ жизни студенче- asu.ru/zosh/article/view/4497 ской молодёжи / Э. И. Савко // Здоровье человека, те-
Поступила в редакцию 9 декабря 2018 г.
Для цитирования: Антоненко, М. Н. Формирование здорового образа жизни у студентов / М. Н. Антоненко, Р. О. Соловьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 30-34.
Сведения об авторах
Антоненко Марина Николаевна — старший преподаватель, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва. Красноярск, Россия. [email protected]
Соловьева Роксана Олеговна — студентка второго курса, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва. Красноярск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 1, pp. 30-34.
The Formation of Healthy Lifestyle for Students Antonenko M.N., Soloveva R.O.
Siberian State University of Science and Technology named after academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia
roks. solov@gmail. com
The article is devoted to the formation of a healthy lifestyle among students. This problem is becoming increasingly important both for the state and for educational institutions. An important point is the formation of a culture of responsible attitude of students to their health and increase the proportion of young people leading a healthy lifestyle.
Keywords: students, health, healthy lifestyle, state of health, formation healthy lifestyle in the school.
References
1. Babina V.S. Problema zdorov'ya studencheskoy molodyozhi [The Problem of the health of students]. Molodoy uchyonyiy [Young scientist], 2015, no. 11, pp. 572-575. (In Russ.).
2. Vilenskiy M.Ya. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyy obraz zhizni studenta [Physical culture and healthy lifestyle of the student]. Moscow, 2016. 240 p. (In Russ.).
3. Zdravookhraneniye v Rossii. 2017 [Health in Russia. 2017]. Moscow, 2017. 170 p. (In Russ.).
4. Kobyakov Yu.P. Fizicheskaya kul'tura. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Physical culture. The basics of a healthy lifestyle]. Rostov on Don, 2014. 252 p. (In Russ.).
5. Molodtsova K.V. Motivatsiya zdorovogo obraza zhizni u sovremennoy [Motivation of a healthy lifestyle in modern]. Kontsept [Concept], 2017, vol. 39, pp. 38713875. (In Russ.).
6. Dugnist P.Ya., Milhin V.A., Golovin S.M., Romanova E.V. Zdorovyiy obraz zhizni v sisteme tsennostnykh orientatsiy molodyozhi [Healthy lifestyle in the system
of value orientations of youth]. Zdorov'ye cheloveka, teo-riya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [The Health of a person, the theory and methodology of physical culture and sports], 2017, no. 4 (7), pp. 3-25. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/3463 (In Russ.).
7. Zvyagina E.V., Diogenova K.S. Vliyaniye faktorov rezhima dnya na zdorov'ye studentov, zanimayushchikh-sya sportom [Influence of factors of the day regime on the health of students involved in sports]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2018, no. 4 (11), pp. 37-48. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/4748 (In Russ.).
8. Romanova E.V. Sovremennyye interpretatsii fenomena zdorov'ya: analiticheskiy obzor [Modern interpretation of the phenomenon of health: an analytical review]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kulturyi i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2017, no. 2 (5), pp. 3-48. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/ view/2199 (In Russ.).
9. Zvyagina E.V., Sayfutdinov S.V., Grishkev-ich M.S. Osobennosti realizatsii programmy zdorovogo obraza zhizni studentov vuza fizicheskoy kul'tury Che-lyabinska [Features of implementation of the program of a healthy lifestyle of students of University of physical culture of Chelyabinsk]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2018, no. 3 (10), pp. 12-22. Available at: http://journal.asu.ru/ zosh/article/view/4496 (In Russ.).
10. Oganesyan S.V., Grigoryan A.L. Nauchno-pri-kladnyye aspekty sokhraneniya i ukrepleniya zdorov'ya posredstvom fizicheskogo vospitaniya molodyozhi [Scientific and applied aspects of health preservation and strengthening by means of physical education of youth]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human Health, theory and methods of
physical culture and sports], 2018, no. 4 (11), pp. 3-13. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/4690 (In Russ.).
11. Arpent'yeva M.R. Zdorov'yesberezheni'ye v vuze: problemy i perspektivy [Health care in the University: problems and prospects]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human Health, theory and methodology of physical culture and sports], 2018, no. 4 (11), pp. 14-36. Available at: http://journal. asu.ru/zosh/article/view/4689 (In Russ.).
12. Savko E.I. Zdorovyy obraz zhizni studencheskoy molodyozhi [Healthy lifestyle of students]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2018, no. 3 (10), pp. 23-42. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/4497 (In Russ.).