Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / коммуникативные мотивы / мотивы избегания / мотивы престижа / профессиональные мотивы / мотивы творческой самореализации / учебно-познавательные мотивы / социальные мотивы / educational motivation / communicative motives / avoidance motives / prestige motives / professional motives / motives of creative self-realization / educational and cognitive motives / social motives

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслаков Сергей Игоревич, Муратова Екатерина Валерьевна

В данной статье приводятся результаты исследования учебной мотивации студентов первого курса вуза. В диагностическом замере определялся ряд ключевых показателей. Полученные данные позволили отнести на первые места профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации. На вторые учебно-познавательные и коммуникативные мотивы. На третьи социальные мотивы и мотивы престижа. На последнем месте оказались мотивы избегания. Результаты исследования позволяют сделать положительный прогноз относительно дальнейшего обучения студентов по выбранным направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of a study of the educational motivation of first-year university students. A number of key indicators were determined in the diagnostic measurement. The data obtained made it possible to attribute professional motives and motives of creative self-realization to the first places. On the second educational, cognitive and communicative motives. On the third social motives and motives of prestige. In the last place were the motives of avoidance. The results of the study allow us to make a positive forecast regarding the further education of students in the selected areas of training.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

интереса к работе с информационно-коммуникационными технологиями в процессе изучения иностранных языков, формирование интереса к культуре стран изучаемого языка, к межкультурной коммуникации. Кроме того, конкурс направлен на выявление обучающихся, способных творчески решать теоретические и практические исследовательские задачи при помощи иностранных языков.

Выводы. Таким образом, участие обучающихся в конкурсных и научно-представительских мероприятиях как одна из форм гражданско-патриотическом воспитании и профессиональной подготовки кадров для силовых структур РФ отвечает запросам современного общества и политике государства в области реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Эта деятельность способствует формированию у будущих специалистов высоких нравственных идеалов, патриотизма, гражданственности, готовности служения Отечеству и ответственности за его судьбу. Подобная форма воспитательной работы направлена на обогащение и развитие духовно-нравственной сферы жизни обучающихся, становление активной гражданской позиции, формирование готовности своими действиями и поступками проявлять любовь к Отечеству и обеспечивать его безопасность.

Аннотация. Одной из важнейших задач современной системы образования является патриотическое воспитание молодежи. Особенное внимание этому процессу уделяется в образовательных организациях высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для силовых структур РФ. На формирование у курсантов, слушателей и адъюнктов активной гражданской позиции, чувства ответственности за будущее и уважения к прошлому нашей страны направлены многочисленные научно-представительские и конкурсные мероприятия. В статье рассматривается ряд мероприятий, в которых приняли участие курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России, и их значение в контексте профессиональной подготовки и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, силовые ведомства, профессиональная подготовка, иностранный язык, конкурс.

Annotation. One of the most important tasks of the modern education system is the patriotic education of young people. Special attention is paid to this process in educational organizations of higher education, providing training of personnel for the security ministries of the Russian Federation. Numerous scientific, representational and competitive events are aimed at developing the students' active citizenship and sense of responsibility for the future and respect for the past of our country. The article discusses a number of activities in which the cadets of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia took part and their significance in the context of professional training and civic and patriotic education of students.

Keywords: patriotic education, security ministries, professional training, foreign language, competition.

Литература:

1. Дроздов, A.A. К вопросу о патриотическом воспитании будущих офицеров / А.А. Дроздов, Е.В. Усанин, Т.В. Сидорина // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2022. -С. 71-73

2. Краснянская, И.И. Иностранный язык как средство коммуникации будущих сотрудников федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации / И.И. Краснянская, С.С. Лейба // Профессиональное юридическое образование и наука. - 2022. - № 1 (5). - С. 28-30

УДК 378.046.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

кандидат психологических наук Маслаков Сергей Игоревич Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет,

Старооскольский филиал (г. Старый Оскол); студент Муратова Екатерина Валерьевна Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет,

Старооскольский филиал (г. Старый Оскол)

Постановка проблемы. В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного общества, которое влияет на различные аспекты жизни людей. Одной из наиболее важных и острых проблем современности является выбор человеком своего профессионального пути.

Учебная мотивация «представляет собой системный процесс, обеспечивающий побуждение, направление и регулирование учебной деятельности. Она состоит из системы разного рода мотивов, запускающих и направляющих учебнуюдеятельность» [4, С. 9].

Цель данной работы заключается в исследовании показателей учебной мотивации студентов первых курсов.

Изучаемая в исследовании характеристика имеет важное значение не только для профессионального становления будущих специалистов, но и для повышения эффективности вузовского образования в целом.

Как справедливо отмечают Ю.А. Рокицкая и Е.С. Семенова: такой тип мотивации многофункционален «и позволяет компенсировать дефицитарное развитие других профессионально-важных качеств, актуализируя использование ресурсов личности и образовательной среды» [8, С. 23].

Изложение основного материала исследования. В исследовании, которое проводилось в сентябре 2023 года приняли участие студенты первого курса педагогического факультета Старооскольского филиала НИУ «БелГУ». Количество испытуемых составило 61 человек (14 юношей и 47 девушек), возраст - 17-20 лет.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1) тестирование;

2) анализ математических данных.

В качестве диагностического средства нами использовалась методика для диагностики учебной мотивации студентов (A.A. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой) [2]. При помощи данного инструмента можно оценить, какое

стремление в большей степени определяет поведение учащегося при выборе вида или направления деятельности. Стимульный материал разработан на основе анкеты, составленной изначально A.A. Реаном и В.А. Якуниным. Данные диагностического замера представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей учебной мотивации студентов-первокурсников

№ п/п Выделенные показатели (шкалы) Среднее значение по выборке

1. Коммуникативные мотивы 3,89

2. Мотивы избегания 2,12

3. Мотивы престижа 3,26

4. Профессиональные мотивы 4,26

5. Мотивы творческой самореализации 4,21

6. Учебно-познавательные мотивы 4,02

7. Социальные мотивы 3,63

Расположив выделенные показатели по выраженности у студентов исследуемой группы, мы получили следующий ранжированный список мотивов:

1. Профессиональные мотивы. Это интерес к выбранной для освоения профессии, стремление стать специалистом высокого уровня, потребность в актуальных профессиональных знаниях и умениях, ориентация на успешное приращение основ выбранной профессиональной деятельности. Данный показатель, согласно полученным высоким значениям говорит о том, что студенты осознанно подходили к выбору будущей специальности и ориентированы на освоение необходимых в ходе учебного процесса компетенций.

2. Мотивы творческой самореализации.

В широком смысле мотивы данной группы определяются высшими по А. Маслоу потребностями самоактуализации и самосовершенствования [9, С. 204]. Они «характеризуют стремления студента к максимальному выявлению и более полному развитию своих способностей, в том числе возможностей творческого и нестандартного подхода в решении поставленных задач в практической и учебной деятельности» [1, С. 65].

Выраженность данного показателя также свидетельствует о положительном отношении студентов-первокурсников к учебной деятельности, наличии нестандартного подхода к использованию получаемых в образовательном учреждении знаний.

3. Учебно-познавательные мотивы.

Мотивы данной группы состоят из двух взаимосвязанных видов (учебные и познавательные) и подразумевают дополнительные возможности обучающегося в процессе освоения новых знаний, умений и навыков. Этот показатель может стать ключевым элементом при обучении, поиске и обработке необходимой для профессионального самосовершенствования информации.

4. Коммуникативные мотивы.

Это мотивы, отражающие ключевую необходимость человека в общении. Они создают предпосылки для налаживания процесса коммуникации, получения удовлетворения от самого процесса выстраивания обратной связи с другими участниками учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Как справедливо указывает Н.Ц. Бадмаева: «Влияние коммуникативной мотивации на процесс обучения опосредовано стремлением обучающегося быть принятым окружающими людьми и занять среди них достойное место» [3, С. 71].

5. Социальные мотивы.

Мотивы данной группы связанны с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми. Они могут быть различных типов [5]:

- широкие - подразумевающие получение знаний для пользы обществу в глобальном смысле (здесь идет речь о высокой социальной ответственности, необходимости долженствования, освоения компетенций для пользы людям вообще);

- узкие - выражающиеся в том, чтобы человек занял свою позицию в отношении с окружающими, успешно встроился в систему профессиональных связей, завоевал необходимый авторитет, выполнил миссию профессионального самораскрытия и освоения опыта по специальности до самых высоких рубежей и значений.

Здесь следует отметить, что социальные и коммуникативные мотивы обучающихся первого курса и не должны занимать самые высокие места. Это мотивы старших возрастных групп студентов. Усиление данных мотивов происходит к окончанию учебного процесса в высшем учебном заведении.

6. Мотивы престижа предполагают стремления показать себя с наилучшей стороны, максимально использовать собственный потенциал. При реализации данных мотивов ключевым становится не столько освоение знаниями, сколько направленность на то, чтобы стать самым лучшим. Обучение здесь может использоваться, как возможность для самоутверждения, получения одобрения, уважения, признания [6].

7. Мотивы избегания. Здесь речь идет о поведении студента, зависящего от осознания значимости неблагоприятных факторов. При этом учебная деятельность выступает как вторичная по отношению к отрицательному воздействию из вне. Укоры родителей или педагогов, нарекания за плохие результаты, слабые перспективы для дальнейшего роста выступают здесь как значимое средство, заставляющее учащегося идти по выбранному пути освоения профессии.

Выводы. Касательно полученных данных можно сделать положительное заключение о том, что мотивы избегания занимают самое низкое положение в системе учебной мотивации студентов-первокурсников. Это подтверждает позиции, расположенные выше и говорит о действительной направленности обучающихся на получение качественных профессиональных знаний.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать положительный прогноз относительно дальнейшего обучения студентов по выбранным направлениям подготовки. Как известно, «успеваемость учащихся зависит в основном от

развития учебной мотивации, а не только от природных способностей» [7, С. 147]. Имея в актуальном состоянии на первых ролях профессиональные мотивы, а на последних - мотивы избегания, можно сделать вывод об успешной учебной мотивации студентов-первокурсников, которая позволит им уже с самых ранних этапов обучения включиться в процесс становления профессионалом, нужным в дальнейшем обществу и самому себе.

Аннотация. В данной статье приводятся результаты исследования учебной мотивации студентов первого курса вуза. В диагностическом замере определялся ряд ключевых показателей. Полученные данные позволили отнести на первые места профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации. На вторые - учебно-познавательные и коммуникативные мотивы. На третьи - социальные мотивы и мотивы престижа. На последнем месте оказались мотивы избегания. Результаты исследования позволяют сделать положительный прогноз относительно дальнейшего обучения студентов по выбранным направлениям подготовки.

Ключевые слова: учебная мотивация, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы.

Annotation. This article presents the results of a study of the educational motivation of first-year university students. A number of key indicators were determined in the diagnostic measurement. The data obtained made it possible to attribute professional motives and motives of creative self-realization to the first places. On the second - educational, cognitive and communicative motives. On the third - social motives and motives of prestige. In the last place were the motives of avoidance. The results of the study allow us to make a positive forecast regarding the further education of students in the selected areas of training.

Key words: educational motivation, communicative motives, avoidance motives, prestige motives, professional motives, motives of creative self-realization, educational and cognitive motives, social motives.

Литература:

1. Апханова, H.C. Особенности мотивации учебной деятельности студентов ИГМУ (диагностика, структура, динамика) / Н.С. Апханова, Е.В. Душина, A.B. Гашенко // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2020. -№ 9. - С. 63-66

2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004,-С. 151-154

3. Бадмаева, Н.Ц. Роль коммуникативной мотивации в умственной деятельности / Н.Ц. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. -2014.-№ 5.-С. 69-73

4. Гордеева, Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие / Т.О. Гордеева. -М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. - 135 с.

5. Захарова, Т.И. Мотивация учебно-трудовой деятельности / Т.И. Захарова, C.B. Гаврилова. - М.: Издательский центр «ЕАОИ», 2008. - 216 с.

6. Качалова, Н.Г. Мотивация и удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе / Н.Г. Качалова // Материалы XXI Международнаой конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». - Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 529-538

7. Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

8. Рокицкая, Ю.А. Психологическая безопасность и учебнопрофессиональная мотивация студентов вуза: монография / Ю.А. Рокицкая, Е.С. Семенова. - ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 184 с.

9. Чумакова, Е.А. Особенности мотивации творческой деятельности современного человека / Е.А. Чумакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 3-х ч. Ч. I. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 5 (43). - С. 204-206

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Актуальность проблемы подготовки будущих специалистов к рефлексивным аспектам профессиональной деятельности определяется современными образовательными ориентирами общества, потребностью гуманизации и демократизации высшего образования, важным звеном которой становится личность будущего специалиста - творческая, саморазвивающаяся, т.е. рефлексирующая, т.к. успешное профессиональное становление личности зависит от уровня развитости рефлексии, способности адекватно оценивать себя, собственную профессиональную. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию будущего психолога.

Изложение основного материала исследования. Рефлексия, как научное понятие, возникло в философии, как осмысление человеком собственных действий, раскрывающая специфику духовного мира человека. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностями личности по сосредоточению на содержании собственных мыслей и абстрагирования от всего внешнего, телесного, а Дж. Локк впервые разграничил понятия «ощущение» и «рефлексия», определив последнюю как источник знания.

В психологии рефлексию рассматривают как самоанализ, размышления человека над собственным душевным состоянием [1]; осмысление человеком предпосылок, закономерностей и механизмов собственной деятельности, социального и индивидуального способа существования; осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами. Как психический механизм, она несет в себе потенциал развития, который при определенных условиях позволяет ее совершенствовать. Ученые подчеркивают, что рефлексия является основой различных видов учебной деятельности студентов в процессе изучения различных дисциплин (слушание лекций, чтение текста,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.