Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И ЕЕ ДИНАМИКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И ЕЕ ДИНАМИКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермянин С. В., Загорная Е. В., Капитанаки В. Е.

Введение. Учебно-профессиональная мотивация студента - это не только психологический «активатор» и «аккумулятор», который запускает и поддерживает активность студента в процессе выполнения учебной деятельности, но и необходимое условие для совершенствования своих профессиональных умений и навыков в будущем. В учебно-профессиональной мотивации особо актуальна в современном мире в связи с возникновением рыночных отношений и востребованностью высококлассных специалистов на рынке труда. Вместе с тем актуальность исследования данной темы в психолого-педагогическом направлении обуславливает и социальный запрос на повышение качества образования и самого образовательного процесса, который в контексте субъект-субъектной педагогической парадигмы предполагает активность позиции студента. Материалы и методы. Исследование основывалось на ключевых методологических принципах психологического исследования, а именно: принцип компетентности, принцип беспристрастности, принцип не нанесения ущерба испытуемому, принцип конфиденциальности, принцип осведомленного согласия. Основными методами исследования являлись психодиагностические тесты отбор, которых осуществлялся с учетом принципа адекватности, научной обоснованности, надежности и валидности психологического инструментария. Дополнительным методом исследования являлся метод анкетирования. Результаты. Полученные данные в ходе исследования выявили специфику учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамики на разных этапах обучения в вузе. У первокурсников отмечается высокая профессиональная мотивация, в то время как у старшекурсников она значительно снижается. Учебная мотивация относительно статична на всех этапах обучения. Наиболее значимыми для первокурсников являются профессиональные мотивы, а для старшекурсников значимыми являются социальные мотивы и самореализация. Обсуждение и выводы. Первокурсники более мотивированы и устремлены к профессиональному обучению, они активно стараются создать у преподавателей и однокурсников положительное мнение о себе. Их интерес к профессии еще не объективен и несколько поверхностный. Ведущие мотивы студентов-выпускников меняются в силу появления осмысления, рефлексии и ответственности, с которой они столкнуться в своей профессиональной деятельности. Поэтому центральным мотивом становится получение диплома как результата обучения, а не профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF PSYCHOLOGIST STUDENTS AND ITS DYNAMICS AT DIFFERENT STAGES OF STUDY IN THE UNIVERSITY

Introduction. Educational and professional motivation of a student is psychological activation, which supports the student's activity in the process of performing educational activities, and is also a condition for improving professional skills in the future. The problem of educational and professional motivation is very urgent and global in connection with the emergence of high competition and the demand for the best specialists in the labor market. The urgency of studying this problem in the psychological and pedagogical direction is also related to the social demand for the quality of education and the importance of the student's active position. Materials and methods. The study was based on the key methodological principles of psychological research, namely: the principle of competence, the principle of impartiality, the principle of not harming the subject, the principle of confidentiality, the principle of informed consent. The main research methods were psychodiagnostic tests, selection, which was carried out taking into account the principle of adequacy, scientific validity, reliability and validity of psychological tools. An additional research method was the questionnaire method. Results. The data obtained in the course of the study revealed the specifics of the educational and professional motivation of psychology students and its dynamics at different stages of study at the university. Freshmen have high professional motivation, while senior students have it significantly reduced. Learning motivation is relatively static at all stages of learning. The most significant for freshmen are professional motives, and for senior students, social motives and self-realization are significant. Discussion and conclusion. First-year students are more motivated and aspiring to professional training, they actively try to create a positive opinion of themselves among teachers and fellow students. Their interest in the profession is not yet objective and some-what superficial. The leading motives of graduate students change due to the appearance of comprehension, reflection and responsibility, which they will face in their professional activities. Therefore, the central motive is getting a diploma as a result of training, rather than professional development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И ЕЕ ДИНАМИКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Статья / Article

УДК / UDC 159.923 - 057.875 : 378 DOI 10.35231/18186653_2021_4_154

Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамика на разных этапах обучения

в вузе

С. В. Чермянин, Е. В. Загорная, В. Е. Капитанаки

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Учебно-профессиональная мотивация студента - это не только психологический «активатор» и «аккумулятор», который запускает и поддерживает активность студента в процессе выполнения учебной деятельности, но и необходимое условие для совершенствования своих профессиональных умений и навыков в будущем.

В учебно-профессиональной мотивации особо актуальна в современном мире в связи с возникновением рыночных отношений и востребованностью высококлассных специалистов на рынке труда. Вместе с тем актуальность исследования данной темы в психолого-педагогическом направлении обуславливает и социальный запрос на повышение качества образования и самого образовательного процесса, который в контексте субъект-субъектной педагогической парадигмы предполагает активность позиции студента.

Материалы и методы. Исследование основывалось на ключевых методологических принципах психологического исследования, а именно: принцип компетентности, принцип беспристрастности, принцип не нанесения ущерба испытуемому, принцип конфиденциальности, принцип осведомленного согласия. Основными методами исследования являлись психодиагностические тесты отбор, которых осуществлялся с учетом принципа адекватности, научной обоснованности, надежности и валидности психологического инструментария. Дополнительным методом исследования являлся метод анкетирования.

Результаты. Полученные данные в ходе исследования выявили специфику учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамики на разных этапах обучения в вузе. У первокурсников отмечается высокая профессиональная мотивация, в то время как у старшекурсников она значительно снижается. Учебная мотивация относительно статична на всех этапах обучения. Наиболее значимыми для первокурсников являются профессиональные мотивы, а для старшекурсников значимыми являются социальные мотивы и самореализация.

Обсуждение и выводы. Первокурсники более мотивированы и устремлены к профессиональному обучению, они активно стараются создать у преподавателей и

© Чермянин С. В., Загорная Е. В., Капитанаки В. Е., 2021

154

однокурсников положительное мнение о себе. Их интерес к профессии еще не объективен и несколько поверхностный. Ведущие мотивы студентов-выпускников меняются в силу появления осмысления, рефлексии и ответственности, с которой они столкнуться в своей профессиональной деятельности. Поэтому центральным мотивом становится получение диплома как результата обучения, а не профессиональное становление.

Ключевые слова: ведущие мотивы, учебная мотивация, профессиональная мотивация, самоопределение, профессиональная идентификация, самореализация.

Для цитирования: Чермянин С.В., Загорная Е.В., Капитанаки В. Е. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамика на разных этапах обучения в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 154-167. DOI 10.35231/18186653_2021_4_154

Features of educational and professional motivation of psychologist students and its dynamics at different stages of study in the university

Sergey V. Chermyanin, Elena V. Zagornaya, Veronika E. Kapitanaki

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. Educational and professional motivation of a student is psychological activation, which supports the student's activity in the process of performing educational activities, and is also a condition for improving professional skills in the future. The problem of educational and professional motivation is very urgent and global in connection with the emergence of high competition and the demand for the best specialists in the labor market. The urgency of studying this problem in the psychological and pedagogical direction is also related to the social demand for the quality of education and the importance of the student's active position.

Materials and methods. The study was based on the key methodological principles of psychological research, namely: the principle of competence, the principle of impartiality, the principle of not harming the subject, the principle of confidentiality, the principle of informed consent. The main research methods were psychodiagnostic tests, selection, which was carried out taking into account the principle of adequacy, scientific validity, reliability and validity of psychological tools. An additional research method was the questionnaire method.

Results. The data obtained in the course of the study revealed the specifics of the educational and professional motivation of psychology students and its dynamics at different stages of study at the university. Freshmen have high professional motivation, while senior students have it significantly reduced. Learning motivation is relatively static at all stages of learning. The most significant for freshmen are professional motives, and for senior students, social motives and self-realization are significant.

Discussion and conclusion. First-year students are more motivated and aspiring to professional training, they actively try to create a positive opinion of themselves among teachers and fellow students. Their interest in the profession is not yet objective and somewhat superficial. The leading motives of graduate students change due to the appearance of comprehension, reflection and responsibility, which they will face in their professional activities. Therefore, the central motive is getting a diploma as a result of training, rather than professional development.

Key words: central motives, educational motivation, professional motivation, self-determination, professional identification, self-realization.

For citation: Chermyanin, S.V., Zagornaya, E.V. Kapitanaki, V. E. (2021) Osobennosti uchebno-professional'noj motivacii studentov-psixologov i ee dinamika na razny'x e'tapax obucheniya v vuze [Features of educational and professional motivation of psychology students and its dynamics at different stages of training at a university]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 154-167. DOI 10.35231/18186653_2021_4_154 (In Russian).

Введение

Выбор профессионального обучения продиктован порой совсем не мотивами самого абитуриента, а родителями, знакомыми или же предположениями классного руководителя, который усмотрел определенный потенциал у своего ученика и посоветовал ему выбрать то или иное высшее учебное заведение. Нередко бывает, что недостаточный проходной балл, полученный в результате вступительных экзаменов, становится косвенным мотивом выбора профессии. В любом из перечисленных вариантов не учитываются потребности и интересы самого учащегося, что, как мы знаем, приводит к снижению учебно-профессиональной мотивации, а, следовательно, к снижению качества усвоения учебного материала. Более того нередки случаи возникновения различных психосоматических заболеваний на фоне астенического состояния, которое в свою очередь свидетельствует о угрожающем истощении психоэнергетических ресурсов человека. Такое состояние возникает чаще всего у гипер-ответствен-ных студентов. А поскольку такой студент вынужден заниматься деятельностью, не интересующей его по-настоящему, то его нервная система будет максимально напряжена, что приводит к снижению общей нервно-психической активности.

Большинство исследователей проблемы учебно-профессиональной мотивации пришли к выводу о том, что именно мотивация имеет первостепенное значение для качества усвоения учебного материала (Андри-енко Е.В., Гараева Е.А., Калашникова О.В., Марков Д.О., Меламед Д. А.,

Тенькова В.А.). Интеллектуальная активность, и в частности избирательность внимания и восприятия учащегося, обусловлены наличием высокой заинтересованности в усвоении информации, что по своей сути представляет собой мотивация (Бадмаева Н.Ц.).

Конечно же, нельзя не учитывать и сами мотивы, которые побуждают студента включиться в учебную деятельность. Для успешного освоения профессиональных знаний, умений и навыков необходимы побуждающие и смыслообразующие мотивы, выступающие интрапсихической причиной познавательной деятельности, базовой основой для обозначения цели, а также выбора средств и способов ее достижения.

Целью нашего исследования являлось выявление содержательных и динамических особенностей учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе.

В исследовании приняли участие 143 студента, обучающихся на факультете психологии ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».

Материалы и методы

Подбор методического обеспечения обследования осуществлялся с учетом принципа адекватности и научной обоснованности методик, комплексности, практичности, надежности и валидности. В ходе психологического обследования были использованы следующие методики:

1. Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина);

2. Методика «Мотивы учебной деятельности» (А.А. Реан, В.Я. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой);

3. Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей, модифицированная под психологические профили (специальности) обучения;

4. Шкала оценки потребности в достижении цели (Ю.М. Орлов);

5. Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (Д. А. Леонтьев);

6. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);

7. Авторская анкета «Учебно-профессиональная мотивация студентов вуза» (Н.Н. Киселев и В.Е. Капитанаки).

Результаты исследования

В результате проведения частотного анализа данных, полученных посредством анкетирования, было установлено, что в группе студентов младших курсов (1 курсы) 86,8% обучающихся имеют высокую учебно-профессиональную мотивацию (интегративный показатель) и 13,2% -низкую (табл. 1).

Таблица 1

Динамика учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

Уровень мотивации Студенты 1 курсов (%) Студенты выпускных курсов (%) Значения X2 эмп. Достоверность различий

Высокая учебно-профессиональная мотивация (интегра-тивный показатель) 86,8 60,4 4,382 <0,05

Низкая учебно-профессиональная мотивация (интегра-тивный показатель) 13,2 39,6 12,218 <0,001

Высокая учебная мотивация 78,1 62,6 1,49 -

Низкая учебная мотивация 21,9 37,4 2,04 -

Высокая профессиональная мотивация 82,7 17,5 10,47 <0,001

Низкая профессиональная мотивация 17,3 82,5 18,42 <0,001

Как можно видеть в таблице, достоверных различий между показателями учебной мотивации младших и старших курсах не обнаружено, следовательно, за все время обучения уровень учебной мотивации студентов изменяется незначительно.

В тоже время профессиональная мотивация изменяется значительно. Так, 82,7% студентов первых курсов имеют высокую мотивацию освоения будущей профессиональной деятельности и 17,3% - низкую. При этом, подходя к завершению обучения, студенты утрачивают мотивацию профессиональной деятельности и только 17,5% студентов остаются высоко мотивированными к дальнейшей профессиональной деятельности. Процедура сравнительного анализа (с использованием Х2 Пирсона) позволила выявить достоверные различия (при уровне значимости р < 0,001) между уровнем мотивации к будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся на младших и старших курсах, свидетельствующие о значительном снижении профессиональной мотивации выпускников. Такие результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов в процессе освоения профессиональной деятельности начинают понимать ее сложности. То наивное представление первокурсника о профессии развеивается и возникают вопросы: «а смогу ли я?», «а справлюсь ли?». Появляется чувство ответственности, которое также накладывает отпечаток на восприятие своей профессиональной идентичности.

Вместе с тем индивидуальный опрос студентов-психологов выпускных курсов показал, что они слабо представляют себе свою будущую профессиональную деятельность, не знают, в какой именно сфере хотели бы работать и не ориентируются в актуальных предложениях и направлениях трудоустройства. Многие студенты, имеющие низкую профессиональную мотивацию, не видят себя в этой профессии, не видят перспективы (возможностей профессионального самореализации, профессионального роста и достойной оплаты) своей будущей профессиональной деятельности. У некоторых студентов появляется страх перед началом профессиональной деятельности.

Полученные данные посредством методики Т.И. Ильиной позволили конкретизировать основные мотивы учебной-профессиональной деятельности студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе (табл. 2).

Таблица 2

Ведущие мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения в вузе (М±м)

Мотивы учебно-профессиональной деятельности Этапы обучения в вузе Значение р

I курс (n=61) выпускные курсы (n=55)

Приобретение знаний 8,65±0,35 7,41±0,44 р<0,05

Овладение профессией 5,73±0,34 4,18±0,37 р<0,01

Получение диплома 4,92±0,34 5,3±0,34 -

Как можно видеть в таблице, у студентов младших курсов ведущим мотивом обучения является приобретение знаний, за ним следует овладение профессией, последнее место занимает мотив получение диплома о высшем образовании. При этом приобретение знаний можно рассматривать как преобладающий мотив или первичный, а овладение профессией и получение диплома как менее значимый или вторичный. Согласно мнению автора методики, преобладание в структуре мотивов учебной деятельности 1-го и 2-го мотивов свидетельствует о верном выборе профессии учащимся и его удовлетворенности этим выбором.

У студентов выпускных курсов также ведущим мотивом является приобретение знаний, но приоритеты несколько меняются и вторую позицию занимает мотив получение диплома, а овладение профессией оказывается менее значимым мотивом. Такие результаты указывают на то, что

для студента выпускника подготовка и защита выпускной квалификационной работы становится приоритетнее, чем профессиональная деятельность. Полученные данные подтверждают также предыдущие выводы о том, что для большинства студентов-выпускников проблема профессиональной идентификации напрямую связана с профессиональной мотивацией. Этот вывод подкрепляет и результаты сравнительного анализа, в ходе которого установлено, что приобретение знаний (при р<0,05) и овладение профессией (при р<0,01) достоверно более значимы для студентов на начальном этапе обучения, чем для студентов, завершающих обучение.

Н.Ю. Воронкова, исследуя динамику мотивации студентов, приходит к выводу о том, что ключевым условием ее поддержания является удовлетворенность студента сделанным профессиональным выбором [3].

Для более детального изучения значимости мотивов учебной деятельности студентов-психологов была использована методика «Мотивы учебной деятельности» А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой, которая позволяет выделить ведущие мотивы методом ранжирования. Полученные результаты ранжирования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты ранжирования учебно-профессиональных мотивов студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения

Мотивы учебной деятельности Ранговое место мотива Мотивы учебной деятельности

I курс (n=61) выпускные курсы (n=55)

Коммуникативные мотивы 6 4

Мотивы избегания 7 3

Мотивы престижа 5 7

Профессиональные мотивы 1 5

Творческая самореализация 2 2

Учебно-познавательные мотивы 4 1

Социальные мотивы 3 6

У студентов 1 курсов факультета психологии наиболее значимыми мотивами обучения являются формирование профессиональных компетенций, возможность творческой реализации (возможность личностного

роста и расширение кругозора), и социальные мотивы (возможность профессиональной реализации в будущем), наименее значимыми оказались мотивы избегания (формальное обучение в вузе) и коммуникативные мотивы (нацеленность на совершенствование коммуникативных навыков).

У студентов выпускных курсов, наиболее значимыми явились учебно-познавательные мотивы (приобретение знаний, хорошие оценки), возможность творческой реализации и мотив избегания, что указывает о нацеленности, скорее на формальные (оценочные) показатели успешности обучения. Наименее значимы такие мотивы, как престиж выбранной профессии и социальные мотивы, связанные с возможностью профессиональной самореализации.

В ходе сравнительного анализа полученных был выявлен ряд достоверных различий между ведущими мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения в вузе. Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения (М±м)

Мотивы учебно-профессиональной деятельности Этапы обучения в вузе Значение Р

I курс (n=61) Выпускные курсы (n=55)

Коммуникативные мотивы 3,6±0,63 3,7±0,31 -

Мотивы избегания 3,4±0,25 4,1±0,83 р<0,05

Мотивы престижа 3,9±0,39 2,3±0,41 р<0,01

Профессиональные мотивы 4,8±0,35 3,4±0,23 р<0,01

Творческая самореализация 4,5±0,63 4,2±0,64 -

Учебно-познавательные мотивы 4,1±0,46 4,6±0,83 -

Социальные мотивы 4,3±0,94 3,2±0,32 р<0,01

Для студентов 1 курсов достоверно (при уровне значимости р < 0,01) более значимыми, чем для обучающихся на выпускных курсах, являются такие мотивы, как престиж выбранной специальности, формирование профессиональных компетенций и возможность профессиональной самореализации в выбранной профессии.

Для студентов выпускных курсов, в сравнении с младшими, достоверно (при р<0,05) более значим мотив избегания, то есть формальное обучение, при котором активность студента направлена, преимущественно, на нивелирование трудностей, связанных с учебой и получение хороших оценок.

В целом, установленное ранжирование значимости учебных мотивов для студентов младших и старших курсов свидетельствует о том, что обучающиеся выпускных курсов не воспринимают получаемую профессию как источник социальной защищенности и материального благополучия, не считают ее достаточно престижной и мало ориентированы на будущую профессиональную деятельность, концентрируясь на учебе в настоящее время. Студенты 1 курсов, напротив, находят привлекательной выбранную специальность из-за возможности будущей реализации в профессии.

В ходе исследования, для изучения мотивов овладения психолого-педагогическими специальностями, была использована модифицированная методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей» (Калашникова М.М., Косырев В.Н., Щекочихин О.В.). Результаты ранжирования мотивов психологической/педагогической направленности у студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения представлены в табл. 5.

Таблица 5

Ранжирование мотивов психологической/педагогической направленности у студентов-психологов, находящихся на разных этапах обучения

Ранговое место мотива

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивы I курс Выпускные курсы

(n=61) (п=55)

Чувство долга 9 7

Добиться полных и глубоких знаний 1 12

Нежелание подводить свою группу 12 1

Заинтересованность в хороших оценках 5 5

Желание стать хорошим психологом/педагогом 7 10

Стремление избегать нареканий 2 2

Стремление быть «не хуже других» 4 4

Желание родителей 6 6

Нравится быть студентом 8 9

Получение диплома 10 8

«Все учатся, и я тоже» 11 3

Информативный интерес 3 11

Как можно видеть из таблицы, в освоении психологической специальности студентов-психологов 1 курсов, с одной стороны привлекает возможность получения знаний и интерес к получению подобной информации, с другой стороны, они достаточно ориентированы на поддержание самооценки на достаточно высоком уровне и положительную оценку со стороны однокурсников. При этом они мало ориентируются на мнение одногруппников и корпоративные интересы, и на формализованное обучение «ради хорошей оценки».

Студенты выпускных курсов, напротив более ориентированы на взаимоотношения внутри учебной группы и «во главу угла» ставят получение хороших оценок и отсутствие нареканий со стороны профессорско-преподавательского состава. Получение профессиональных знаний, профессиональное саморазвитие и интерес к получаемой информации являются для старшекурсников наименее значимыми мотивами. Такие результаты говорят о психологических механизмах влияния группы и становлении в ней социальной иерархии. Другими словами, индивидуальные мотивы подчинены социально-иерархическим.

Обсуждение и выводы

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что уровень учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов в течение обучения снижается, преимущественно за счет снижения мотивации к будущей профессиональной деятельности. Вне зависимости от того, что мотивация к обучению остается достаточно высокой, к старшим курсам она представляет собой скорее ориентацию на завершение обучения и получение диплома, чем на формирование профессиональных компетенций.

На начальном этапе обучения в вузе студенты более мотивированы на формирование профессиональных компетенций, они стремятся как к успешному обучению и признанию со стороны преподавателей, так и к профессиональному становлению. Они с особым интересом воспринимают практически направленную информацию, которая ассоциируется у них с непосредственной деятельностью психолога, ответственно подходят к учебному процессу и в большей степени включены в него.

У первокурсников представление о выбранной специальности несколько романтизированное и оторванное от реальности, постепенно, в ходе обучения оно становится более объективным. Однако с объективностью восприятия особенностей выбранной профессии у студентов снижается мотивация к профессиональной деятельности, появляется страх профессиональной идентификации, снижается уверенность в возможно-

сти своей самореализации как профессионала. Поэтому студенты старших курсов ориентированы в большей мере на формализацию процесса обучения. Они заботятся скорее о выполнении учебных заданий и успеваемости, чем о профессиональном становлении, могут демонстрировать заинтересованность и включенность при поверхностном отношении к учебе. При этом старшекурсники настроены на будущую профессиональную деятельность, о чем свидетельствует высокая значимость интересной работы и активной жизни, но не всегда эта профессиональная деятельность предполагает работу в рамках получаемой специальности.

Список литературы

1. Андриенко Е.В. К вопросу о развитии профессиональной мотивации студента в условиях высшего образования // Ученые записки российского государственного социального университета. - № 11. - 2009. - С. 110-114.

2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.

3. Воронкова Н.Ю. Динамика изменения мотивации учения у студентов // Вестник университета российской академии образования. - № 4. - 2007. - С. 77-80.

4. Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том: 8. - № 1 (26). - 2019. - С. 62-65.

5. Жуков Г.Н. Дорожкин Е. М., Кубрушко П. Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: Теоретико-методологический аспект: монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 227 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. 508 с.

7. Калашникова О.В. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. - № 70-1. - 2021. - С. 338-341.

8. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 3 (23). - С. 8.

9. Марков Д.О. Социально-психологические аспекты мотивации учебно-профессиональной деятельности на разных этапах и уровнях обучения // Психологическая наука и образование. Том 8. - № 4. - 2016. - С. 50-61.

10. Маркова М.Ю. Динамика ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей // Теория и практика общественного развития. - № 7. - 2011. - С. 133-135.

11. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2116. phtml.

12. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.

13. Рокицкая Ю.А., Семенова Е.С. Психологическая безопасность и учебнопро-фессиональная мотивация студентов вуза: монография. - ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 184 с.

14. Тенькова В.А. Особенности учебной мотивации студентов // Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. -№ 4. - 2015. - С. 87-90.

References

1. Andrienko, E.V. (2009) K voprosu o razvitii professional'noj motivacii studenta v usloviyax vy'sshego obrazovaniya [On the development of professional motivation of a student in higher education]. Ucheny^e zapiski rossijskogo gosudarstvennogo sociarnogo uni-versiteta - Scientific notes of the Russian state social university. No 11. pp. 110-114. (In Russian).

2. Badmaeva, N.Ts. (2004) Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvenny^x sposobnostej: monografiya [The influence of the motivational factor on the development of mental abilities: Monograph]. pp. 151-154. (In Russian).

3. Voronkova, N.U. (2007) Dinamika izmeneniya motivacii ucheniya u studentov [Dynamics of changes in students' motivation for learning]. Vestnik universiteta rossijskoj akad-emii obrazovaniya - Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. No 4. pp. 77-80. (In Russian).

4. Garaeva, E.A. (2019) Issledovanie motivacii studentov universiteta k uchebno-pro-fessional'noj deyatel'nosti [Research of motivation of university students for educational and professional activities]. Azimut nauchny^x issledovanij: pedagogika i psixologiya - Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. Vol.8. No 1 (26). pp. 62-65. (In Russian).

5. Zhukov, G.N. (2019) Formirovanie gotovnosti studentov k professionarno-pedagog-icheskoj deyaternosti mastera proizvodstvennogo obucheniya: Teoretiko-metodo-logicheskij aspekt: monografiya [Formation of students' readiness for professional and pedagogical activity of a master of industrial training: Theoretical and methodological aspect: monograph]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Rossijskij gosudarstvenny'j professional'no-peda-gogicheskij universitet. (In Russian).

6. Ilyin, E.P. (2011) Motivaciya i motivy" [Motivation and motives]. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russian)

7. Kalashnikova, O.V. (2021) Osobennosti motivacii uchebno-professional'noj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza [Features of motivation of educational and professional activity of students of a pedagogical university]. Problemy" sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education. No 70-1. pp. 338-341. (In Russian).

8. Magazaeva, E.A., Chuvataeva, M.K. (2013) Vzaimosvyaz' motivacii uchebnoj deyatel'nosti so smy'slozhiznenny'mi orientaciyami studentov medicinskogo vuza [The relationship between the motivation of educational activity with the life-meaning orientations of students of a medical university]. Sovremenny^e issledovaniya sociarny^x problem (e^lek-tronny^j nauchny^j zhurnal) - Modern studies of social problems (electronic scientific journal). No 3(23). (In Russian).

9. Markov, D.O. (2016) Social'no-psixologicheskie aspekty' motivacii uchebno-profes-sional'noj deyatel'nosti na razny'x e'tapax i urovnyax obucheniya [Socio-psychological aspects of motivation of educational and professional activity at different stages and levels of education]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological science and education. Vol. 8. No 4. pp. 50-61. (In Russian).

10. Markova, M.Yu. (2011) Dinamika cennosti i motivacii budushhej professional'noj deyatel'nosti studentov v processe osoznaniya i strukturizacii zhiznenny'x celej [Dynamics of value and motivation of future professional activity of students in the process of realizing and structuring life goals]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development. No 7. pp. 133-135. (In Russian).

11. Melamed, D.A. (2011) Social'no-psixologicheskie osobennosti uchebno-profes-sional'noj motivacii studentov [Social and psychological features of educational and professional motivation of students]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological science and education. No2. http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2116.html. (In Russian).

12. Mormuzheva, N. V. (2013) Motivaciya obucheniya studentov professional'ny'x uchrezhdenij [Motivation of teaching students of professional institutions]. Pedagogika: tradicii i innovacii: materiay IV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya - Pedagogy: traditions and innovations: materials of the IV Intern. Scientific. Chelyabinsk: Dva komso-mol'cza. pp. 160-163. (In Russian).

13. Rokitskaya, Yu.A., Semenova, E.S. (2018) Psixologicheskaya bezopasnosV i uchebnoprofessionarnaya motivaciya studentov vuza: monografiya [Psychological safety and educational and professional motivation of university students: Monograph]. ZAO «Bib-lioteka A. Millera». (In Russian).

14. Tenkova, V.A. (2015) Osobennosti uchebnoj motivacii studentov [Features of educational motivation of students]. Vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: problemy' vy^sshego obrazovaniya - Bulletin of the Voronezh State University. Series: problems of higher education. No 4. pp. 87-90. (In Russian).

Вклад соавторов

Чермянин С.В.: концепция и дизайн исследования, сбор и анализ материала; Загорная Е.В.: анализ материала, интерпретация результатов; Капитанаки В.Е.: сбор и анализ материала.

Co-authors' contribution

Chermyanin S.V.: concept and design of research, collection and analysis of material; Zagornaya E.V.: analysis of material, interpretation of results; Kapitanaki V.E.: collection and analysis of material.

Об авторах

Чермянин Сергей Викторович, доктор медицинских наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-3344-1780, e-mail: cherma2009@yandex.ru

Загорная Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-3746-8833, e-mail: t000011501@lgumail.ru

Капитанаки Вероника Евгеньевна, старший преподаватель, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-9709-4995, e-mail: nitanaki@mail.ru

About the authors

Sergey V. Chermyanin, Dr. Sci. (Med.), Full Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: ORCID ID: 0000-0002-3344-1780, cherma2009@yandex.ru

Elena V. Zagornaya, Cand. Sci. (Psychol.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-3746-8833, e-mail: t000011501@lgumail.ru

Veronika E. Kapitanaki, Senior Lecturer, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-9709-4995, e-mail: nitanaki@mail.ru

Поступила в редакцию: 17.11.2021 Received: 17 November 2021

Принята к публикации: 24.11.2021 Accepted: 24 November 2021

Опубликована: 27.12.2021 Published: 27 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.