Научная статья на тему 'СТРУКТУРА МОТИВОВ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

СТРУКТУРА МОТИВОВ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / МОТИВЫ ПРЕСТИЖА / МОТИВЫ ИЗБЕГАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Наталья Владимировна, Бородина Екатерина Сергеевна

Сегодня основной проблемой в высшей школе является снижение у студентов интереса к обучению и получению новых знаний, что уменьшает эффективность образовательного процесса. Возникает и актуализуется проблема формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у студентов высшей школы. В статье предлагается решение проблемы путем исследования специфики и структуры основных мотивов обучения у студентов-первокурсников, необходимых для сохранения интереса к получению знаний и дальнейшего приобретения профессионально значимых качеств будущего специалиста. Для определения основных мотивов к обучению были использованы метод обзора научной литературы и методика диагностики учебной мотивации студентов, предложенная А.А. Реан и В.А. Якуниным. Были исследованы коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, определены уровни мотивации и средний балл мотивации к учебной деятельности у студентов. Применяемая методика (процедура ранжирования) позволила определить не только значимость для студентов каждого мотива, но и охарактеризовать его структуру, что позволяет установить основные факторы, определяющие отношение студентов к учебной деятельности. Экспериментальные данные показывают, что наиболее ценным и значимым в процессе обучения студенты определяют мотив «стать высококвалифицированным специалистом». Это определяет главные задачи студентов на первом курсе (получение знаний, которые они смогут применять в своей дальнейшей профессиональной деятельности) и преподавателей (организация такой образовательной среды, в которой будут формироваться профессиональные компетенции и происходить профессиональное становление будущих специалистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF LEARNING MOTIVES OF FRESHMEN IN TERTIARY EDUCATION

Today, the main problem in higher education is the decrease in students' interest in learning and obtaining new knowledge. This factor reduces the effectiveness of education process. Thus, the problem of formation and preservation of motivation for learning among higher school students becomes relevant. The article offers a solution to the problem by studying the structure of the main motives for learning among freshmen, that are necessary to maintain interest in acquiring knowledge and developing professionally significant qualities. To determine the main motives for learning, the method of reviewing scientific literature and the method of diagnosing students' educational motivation, proposed by A.A. Rean and V.A. Yakunin, were used. The communicative, professional, educational, cognitive, social motives, as well as the motives of creative self-realization, avoidance of failure and prestige were studied, the levels of motivation and the average score of motivation for educational activities among students were determined. The ranking procedure applied allowed us to determine not only the significance of each motive for students, but to describe a motives’ structure, which allows us to establish the main factors that determine the attitudes of students to learning. Experimental data show that the most valuable and significant learning motive is “to become a highly qualified specialist”. This motive determines the main tasks both for freshmen and their teachers, namely, for students the main motive is to obtain knowledge that they will be able to apply in their further professional activities and for academic staff it is to organize educational environment in which professional competencies will be formed and where the professional formation of future specialists will take place.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА МОТИВОВ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.016

DOI: 10.14529^210305

СТРУКТУРА МОТИВОВ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Н.В. Богдан, Е.С. Бородина

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия

Сегодня основной проблемой в высшей школе является снижение у студентов интереса к обучению и получению новых знаний, что уменьшает эффективность образовательного процесса. Возникает и актуализуется проблема формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у студентов высшей школы. В статье предлагается решение проблемы путем исследования специфики и структуры основных мотивов обучения у студентов-первокурсников, необходимых для сохранения интереса к получению знаний и дальнейшего приобретения профессионально значимых качеств будущего специалиста. Для определения основных мотивов к обучению были использованы метод обзора научной литературы и методика диагностики учебной мотивации студентов, предложенная А.А. Реан и В. А. Якуниным. Были исследованы коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, определены уровни мотивации и средний балл мотивации к учебной деятельности у студентов. Применяемая методика (процедура ранжирования) позволила определить не только значимость для студентов каждого мотива, но и охарактеризовать его структуру, что позволяет установить основные факторы, определяющие отношение студентов к учебной деятельности. Экспериментальные данные показывают, что наиболее ценным и значимым в процессе обучения студенты определяют мотив «стать высококвалифицированным специалистом». Это определяет главные задачи студентов на первом курсе (получение знаний, которые они смогут применять в своей дальнейшей профессиональной деятельности) и преподавателей (организация такой образовательной среды, в которой будут формироваться профессиональные компетенции и происходить профессиональное становление будущих специалистов).

Ключевые слова: студент высшей школы, обучение, образовательный процесс, мотивация, профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, социальные мотивы, мотивы творческой самореализации, мотивы престижа, мотивы избегания.

Постановка проблемы

Современное общество выдвигает новые требования к организации и качеству образования в высшей школе, поэтому система высшего образования развивается активно и постоянно. В современной высшей школе в настоящее время одной из важных задач, «стоящих перед профессорско-преподавательским составом, является создание таких условий, при которых студенты должны овладеть нужными знаниями и уметь их применить в решении определенных организационно-управленческих проблем. Современные студенты первого - второго курсов должны не только получить профессиональные знания, умения и опыт, но и ощущать потребность в достижении и успехе» [16]. Поэтому, для того чтобы соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных

стандартов и профессиональных стандартов, запросам работодателей любой сферы деятельности, необходимо формировать интерес у обучающихся к получению знаний, а также непрерывному самообразованию.

Как подчеркивают Е.А. Федорова и Н.Г. Малошонок, основной проблемой в современной педагогике, особенно в высшем образовании, является снижение у студентов интереса к обучению и получению новых знаний. Каждый абитуриент, поступивший в университет или переходящий из одного вуза в другой, хочет получить не только необходимый уровень знаний, но также специализированные умения и опыт. Однако в период обучения через некоторое время у студентов пропадает интерес к образованию, а у других -появляются другие интересы в жизни [14, 21]. Таким образом, возникает проблема форми-

рования и сохранения мотивации к учебной деятельности у студентов высшей школы, именно это обстоятельство является в данный момент актуальным. Поэтому целью нашего исследования является определение уровня мотивации (среднего балла) к учебной деятельности у студентов-первокурсников. Задача исследования состоит в том, чтобы определить, какие мотивы и группы мотивов более значимы для студентов, а какие - менее значимы, а также определить не только значимость для студентов каждого мотива, но и охарактеризовать его структуру, то есть определить, какие установки и потребности наиболее важны для студентов. Опираясь на сформированные мотивы, преподаватели могут наиболее эффективно выстраивать образовательный процесс, организовывать образовательное пространство, тем самым повышая качество образовательного процесса в высшей школе.

Обзор литературы

Впервые понятие «мотивация» было использовано А. Шопенгауэром для объяснения некоторых причин поведения человека. Мотивация являлась предметом изучения многих отечественных и зарубежных психологов, среди них В. Вилюнас [4], Е.П. Ильин [9], В.Г. Леонтьев [11], Д. Макклелланд [12], Ю. Тэн [20] и др. Сегодня мотивация может быть определена как процесс выбора между различными действиями и как процесс, который направляет действия на достижение целей, а также как статус индивидуальной ориентации для определенных целей [19, 21]. По мнению А.Г. Маклакова, «мотивационным фактором деятельности является цель. Принимая во внимание мотивацию учебной деятельности, следует подчеркнуть, что понятие мотива тесно связано с понятием цели и необходимости. Они взаимодействуют в личности студента, называемой мотивационной сферой, которая включает в себя все мотивации: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки» [13].

Таким образом, мотивация может быть представлена как «совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих людей действовать определенным, целенаправленным образом для достижения целей организации или личных целей» [11]. Также следует иметь в виду, что понятие «мотивация» является шире понятия «мотив», так как мотив принадлежит определенному субъекту поведения, стабильному личностному свой-

ству, побуждающему к совершению определенных действий. При этом, как отмечает А.Г. Маклаков, «продуктом мотивации является мотив, то есть психической деятельностью, конечной целью которой является развитие активности личности и достижение выбранной цели» [13].

Если рассматривать учебную деятельность студентов, то ее успешность должна базироваться на высоком уровне мотивации к обучению. Мотивация студентов в процессе изучения дисциплин - это методы, процессы, средства и средства их мотивации к познавательной деятельности. Мотивами могут быть как эмоции и желания, интересы, так и установки и потребности. Именно мотивация к процессу обучения, получению новых знаний является наиболее эффективным способом повышения качества образовательного процесса. Проблемам учебной мотивации студентов посвящен ряд научных исследований: А. А. Дьячук [8], Н.Г. Малошонок [14], А.К. Марковой [15] и др.

Как подчеркивает в своей работе А. К. Маркова, «развитие мотивов обучения - это создание необходимых условий для возникновения мотивов обучения в вузе. Она отмечает, что развитие мотивации представляет собой простое увеличение положительного или ухудшение отношения к учению, а также последующее усложнение структуры мотиваци-онной сферы, задействованных мотивов, возникновение новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений» [15]. В качестве этих стимулов могут выступать индивиды, действия других людей, обещания, обязательства, возможности, предлагаемые индивидам в качестве компенсации за их действия.

Выделяется несколько классификаций мотивов обучения, но все мотивы, связанные с учебной деятельностью студентов, можно разделить на две большие группы: внутренние морально-волевые регуляторы и внешние финансовые и социальные регуляторы, которые отражают взгляды, ценностные ориентации, установки, что в совокупности и представляет личность. Конечно, эти подходы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В связи с этим все определения мотивации можно отнести к двум основным направлениям. С одной стороны, мотивацию рассматривают со структурных позиций и определяют ее как совокупность факторов или мотивов, определяющих поведение и деятельность.

А с другой - как процесс образования и формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведение и деятельность [2, 6].

Рассмотрим современные подходы к пониманию учебной мотивации у студентов, среди них можно выделить следующие ее виды [3, 7, 10]:

- внешняя мотивация, обусловленная внешними по отношению к студенту обстоятельствами, но с содержанием учебной деятельности, не является связанной; внутренняя мотивация имеет связь с содержанием основной учебной деятельности студента, однако внешними обстоятельствами никак не обусловлена;

- положительная мотивация основана на положительных стимулах для студента, отрицательная мотивация - соответственно на отрицательных стимулах;

- устойчивая мотивация - та, которая основана на нуждах самого человека и она не требует дополнительного подкрепления, неустойчивая мотивация - постоянно требует дополнительного подкрепления;

- материальная мотивация - это желание человека достичь какого-то определенного достатка или финансовой независимости, трудовая - это внутренняя мотивация человека, в основе которой лежат условия труда, содержание и организация трудового процесса, и статусная - вид мотивации, связанной со стремлением получить более высокую роль в группе или другой социальный статус.

При анализе исследований Н.С. Апхано-вой, Е.В. Душиной, А.В. Гашенко [1], Н.К. Бо-гашовой, Н.В. Смирновой [3] и М.А. Володиной, О.Г. Бариновой [5] нами выделены следующие виды мотивации у студентов по направленности и содержанию:

- познавательные мотивы (приобретение новых знаний, возможность стать более эрудированным);

- социальные мотивы (подразумевают долг, ответственность, понимание социальной значимости учения и выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

- прагматические мотивы (намерение иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- эстетические мотивы (получение удо-

вольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

- коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

- традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

В нашем исследовании будет использована классификация, предложенная В.А. Гор-дашниковым и А.Я. Осиным [6], которые выделяют следующие группы мотивов:

- коммуникативные мотивы (связаны с потребностями в общении);

- мотивы избегания неудач (связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности);

- мотивы престижа (связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус);

- профессиональные мотивы (связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом);

- мотивы творческой самореализации (связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач);

- учебно-познавательные мотивы (они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; они свидетельствуют об ориентации студента на овладение

новыми знаниями, учебными навыками; они определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; они отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний);

- социальные мотивы (связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет).

Анализ источников по проблеме исследования показал, что учебная мотивация является важным фактором эффективности учебной деятельности и качества овладения профессиональными компетенциями на всех ступе -нях получения высшего образования, начиная с уровня бакалавриата и заканчивая аспирантурой [1, 3, 7, 14].

Методология исследования

Как уже отмечалось выше, целью данного исследования является определение уровня мотивации (среднего балла) к учебной деятельности у студентов-первокурсников. Базой для нашего исследования выступил Уральский государственный университет физической культуры. В исследовании приняли участие 128 студентов первого курса всех

направлений подготовки, реализуемых в университете в рамках укрупненной группы подготовки 49.00.00.

Для определения уровня учебной мотивации у студентов-бакалавров нами была использована методика диагностики учебной мотивации студентов, предложенная А.А. Реан и В.А. Якуниным (в модификации Н.Ц. Бад-маевой) [17, 18]. Методика разработана на основе опросника, в котором к 16 утверждениям добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н. Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Студентам предлагалось оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости, где 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. При обработке результатов тестирования был выведен средний показатель по каждой шкале опросника.

Результаты и их обсуждение

Проанализируем полученные в результате исследования результаты и определим основные мотивы учебной мотивации у студентов.

На рис. 1 представлено ранжирование мотивов к обучению (значения приведены в средних показателях полученных баллов) у студентов-первокурсников. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: средний балл по шкалам колеблется от 2,31 до 4,39 и в среднем составляет 3,63 балла.

коммуникативные мотивы социальные мотивы учебно-познавательные мотивы мотивы творческой самореализации профессиональные мотивы мотивы престижа мотивы избегания

1 1 1 1 1 1 1 1

8

3,94

3,86

4,39

5

,31

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 Рис. 1. Ранжирование мотивов к обучению у студентов-первокурсников (в баллах)

Доминируют профессиональные мотивы (4,39), следовательно, студенты понимают важность выбранного направления подготовки и какую будущую профессиональную деятельность они выбрали. У опрошенных студентов преобладают и коммуникативные мотивы, они составили 4,1 балла, затем следует учебно-познавательный мотив - 3,94 балла, а далее мотив творческой самореализации - 3,86 балла. Следовательно, по полученным результатам исследования можно констатировать, что учебно-познавательные мотивы не являются ведущими в учебной деятельности у студентов-первокурсников.

Далее более подробно рассмотрим результаты исследования по каждому из мотивов. Как нами было определено, у студентов-первокурсников преобладающим в учебной деятельности является профессиональный мотив (рис. 2). Практически всем обучающимся, а это 100 %, нравится избранная профессия.

Абсолютное большинство опрашиваемых студентов отметили, что хотят стать специалистом, оценка составила 4,79 балла, также большинство респондентов - 89,3 % -

определили, что хотят «стать высококвалифицированным специалистом», но оценка при этом составила 4,54 балла. Респонденты считают, что им нравится будущая профессия (4,39 балла), они хотят в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности к выбранной профессии - 4,36 балла. Средний балл этого мотива, «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», составил 4,29 балла. Очень низкий балл - 3,96 - поставили утверждению о том, что студенты должны найти «ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности». Таким образом, мотивы данной группы сформированы на достаточно высоком уровне.

Далее по значимости у студентов был выявлен коммуникативный мотив (рис. 3). На первое место студенты поставили такой мотив, как «работа с людьми» (4,54 балла), именно для этого, по их мнению, нужно иметь глубокие и всесторонние знания. На второй позиции стоит мотив «заводить знакомства и общаться с интересными людьми» - 4,04 балла, далее - «знания придают уверенность

стать высококвалифицированным специалистом

в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности к выбранной профессии

дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности

стать специалистом

обеспеченность будущей профессиональной деятельности

нравится избранная профессия

0,0 2,0 4,0 6,0

Рис. 2. Ранжирование профессиональных мотивов у студентов-первокурсников (в баллах)

потому что знания придают мне уверенность в себе

хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания

3,93 3,68 4,04

4,54

0 1 2 3 4 5

Рис. 3. Ранжирование коммуникативных мотивов у студентов-первокурсников (в баллах)

в себе» (3,93 балла) и в конце - «хочу быть уважаемым человеком в учебном коллективе» (3,68 балла). Мотивы данной группы находятся в основном на среднем уровне сформиро-ванности, особенно необходимо поработать над формированием мотива «хочу быть уважаемым человеком в учебном коллективе» и над мотивом получения знания для того, чтобы почувствовать уверенность в себе.

Следующая группа мотивов, которая в нашем исследовании занимает третье место у студентов-первокурсников, это учебно-познавательные мотивы, полученные результаты представлены на рис. 4.

Отметим, что хотя эта группа мотивов по значимости не является ведущей, однако большинство студентов выделяют такой мотив к обучению, как «глубокие и прочные знания» - 4,32 балла, он сформирован на достаточно высоком уровне. А вот следующие мотивы, относящиеся к этой группе, необходимо формировать во время обучения, они находятся на среднем уровне сформирован-ности. При этом отметим, что многие из студентов - 67,9 % - определили, что им пригодятся «любые знания в будущей профессии» (4,04 балла). Около 75 % студентов желают продолжить обучение на последующих курсах -4 балла. И только 34,6 % опрошенных студен-

любые знания пригодятся в будущей профессии

потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности

чтобы приобрести глубокие и прочные знания

успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные...

быть постоянно готовым к очередным занятиям просто нравится учиться успешно учиться, сдавать экзамен на «4» и «5»

тов учатся для того, чтобы сдать экзамен на «4» и «5» (3,89 балла). Остальным же респондентам просто нравится учиться - средний балл данного мотива - 3,79. При этом некоторые студенты считают, что можно не выполнять самостоятельную работу дома и не готовиться к практическим занятиям. Поэтому многие приходят на занятия не готовыми и на экзаменах получают оценку «удовлетворительно» (3,71 балла). Следовательно, студенты не имеют достаточно сформированного мотива к самостоятельному обучению и выполнению самостоятельно работы, которая отличается от такого вида работы в школе.

Четвертое место по значимости у студентов первого курса занимают мотивы творческой самореализации (рис. 5). Многие респонденты - 75 % - желают «узнать новое, заниматься творческой деятельностью», а 50 % студентов «хотят дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей». Это говорит о том, что студенты стремятся к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, но сформированы эти мотивы на среднем уровне, при этом в любой будущей профессиональной деятельности востребованы творческие способности, умение принимать решения в нестандартных ситуациях.

71

,79

3,89

0 1 2 3 4 5

Рис. 4. Ранжирование учебно-познавательных мотивов у студентов-первокурсников (в баллах)

дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей

узнать новое, заниматься творческой деятельностью

3,71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

3,55 3,6 3,65 3,7 3,75 3,8 3,85 3,9 3,95 4 4,05

Рис. 5. Ранжирование мотивов творческой самореализации у студентов-первокурсников (в баллах)

Далее по значимости следует социальный мотив у студентов. Оценка значимости данного мотива для студентов представлена на рис. 6.

Из полученных результатов следует, что 89,3 % студентов-первокурсников учатся для того, чтобы «полученные знания позволили добиться всего необходимого» - 4,32 балла, но при этом мотив «хочу приносить больше пользы обществу», так как средний балл - 4, говорит о том, что мотив недостаточно сформирован, как и другие, входящие в эту группу. Мотив учебной деятельности - «от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем» - 3,79 балла и «от успехов в учебе зависит уровень мое будущее служебное положение» - 3,59 балла, что позволяет говорить о среднем уровне сформированности этих мотивов у студентов. Хотя мотив «учусь не ради исполнения долга перед родителями, школой» имеет всего 2,39 балла, но при этом можно сделать вывод, что студенты учатся для себя и для своего будущего и им это нужно.

Далее по значимости, по результатам нашего исследования, занимает такой мотив учебной деятельности, как мотив престижа, на рис. 7 представлены оценки, выставленные студентами.

Данный мотив имеет низкий уровень сформированности и характерен для студентов, имеющих высокую самооценку и наклонности лидера: он побуждает быть лучше других. Из полученных результатов можно определить, что основной мотив престижа у студентов сформирован на среднем - это «быть на хорошем счету у преподавателей» -3,46 балла. Только 17,9 % студентов поставили высокий балл данному мотиву и 35,7 % первокурсников поставили 4 балла, а остальные 46,4 % респондентов поставили 1-2 балла. На второй ступени - мотив престижа: «хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими». Средний балл составил 3,21. Мотив сильный, но они пока учатся на первом курсе. Далее, как мы видим, каждый из студентов считает, что они желают быть в числе лучших студентов,

от успехов в учебе зависит мое будущее служебное

Т Г/Л ■ 11 ТТТ11

положение

учусь не ради исполнения долга перед родителями

хочу принести больше пользы обществу

от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем

полученные знания позволят мне добиться всего необходимого

2,39

3,5

4

,79

4,32

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 Рис. 6. Ранжирование социального мотива у студентов-первокурсников (в баллах)

хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими

добиться одобрения родителей и окружающих

быть на хорошем счету у преподавателей

хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в университете

хочу быть в числе лучших студентов

2,6 2,8 3 3,2 3,4

Рис. 7. Ранжирование мотива престижа (в баллах) у студентов-первокурсников

3,6

попав в университет, вынужден учиться, чтобы

Г Г1 ГГТ'Г Г (4 /1

окончить его

не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих

чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу

необходимо окончить университет, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как...

чтобы не отставать от друзей

"I

2,43

2,

82

2,11

1 1 1 1 1

0,5

1,5

2,5

0

1

2

3

Рис. 8. Ранжирование мотива избегания у студентов-первокурсников (в баллах)

и так думают около 39,3% респондентов. Одинаковые средние баллы (2,96) показали утверждения «добиться одобрения у родителей, окружающих», «чтобы учебная группа стала лучшей в университете».

На последнем, седьмом месте у студентов оказались мотивы избегания, то есть связанные с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Результаты исследования представлены на рис. 8.

Итак, 14,3 % первокурсников считают, что они не должны отставать от своих однокурсников, практически все они поставили максимальный балл. Средний балл данного мотива учебной деятельности - 2,82. Кроме этого, все первокурсники уверены в том, что, если попали учиться в университет, они вынуждены учиться, чтобы окончить его, «необходимость окончить университет, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке» - средний балл составил всего 2,11. 85,7 % студентов данной группе мотивов поставили от 3 баллов и ниже. Только 10,7 % студентов считают, что они должны избегать осуждения и наказания за плохую учебу, остальные

студенты так не думают, поэтому средний балл - 1,8. Наши студенты учатся для себя, и этот мотив находится на низком уровне.

Выводы

Таким образом, можно обобщить полученные экспериментальные данные по уровням сформированности мотивации к обучению у первокурсников по группам мотивов в процентном выражении (см. таблицу). Для выявления уровня была выделена шкала со значениями: низкий уровень учебной мотивации -1-2,4 балла, средний - 2,5-3,9 балла и высокий - 4,0-5,0 балла.

Исходя из результатов исследования, представленных в таблицу, можно сделать вывод, что у 82,1 % респондентов на высоком уровне сформированности находятся профессиональные мотивы, они наиболее значимы и ценны для студентов; у 64,3 % студентов доминирует мотив творческой самореализации, который находится на высоком уровне, а также учебно-познавательные мотивы - у 57,2 % опрошенных и коммуникативные мотивы -у 53,6 % студентов. На среднем уровне у большинства - 60,7 % студентов - находятся социальные мотивы, у 35,7 % студентов данный мотив находится на высоком уровне и только у 3,6 % студентов - на низком уровне.

Уровни мотивов к обучению у студентов-первокурсников

Мотив Уровень

Низкий (%) Средний (%) Высокий (%)

Коммуникативные мотивы - 46,4 53,6

Мотивы избегания 53,6 46,4 -

Мотивы престижа 28,6 42,8 28,6

Профессиональные мотивы - 17,9 82,1

Мотивы творческой самореализации 3,6 32,1 64,3

Учебно-познавательные мотивы - 42,8 57,2

Социальные мотивы 3,6 60,7 35,7

Наименее значимым мотивом у студентов является мотив престижа, у 42,8 % студентов он находится на среднем уровне и только у 28,6 % студентов - на высоком. Это те студенты, которые стремятся получить или поддержать высокий социальный статус. Однако многие студенты не стремятся к этому, у них данный мотив находится на низком уровне.

На последнем месте оказался мотив избегания: у большинства респондентов он находится на низком уровне - у 53,6 % студентов, у 46,4 % студентов он находится на среднем уровне, высокого уровня развития данного мотива не показал никто. Это свидетельствует о том, что для современных студентов система воспитания через общественное поощрение или порицание уже малоэффективна.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, какие мотивы и группы мотивов более значимы для студентов, а какие - менее значимы. Применяемая методика (процедура ранжирования) позволяет определить не только значимость для студентов каждого мотива, но и охарактеризовать его структуру. Выделение семи наиболее значимых мотивов дает нам возможность установить основные факторы, определяющие отношение студентов к учебной деятельности. Таким образом, в результате исследования выделены наиболее значимые и наименее значимые мотивы. Сегодняшние студенты-первокурсники, будущие специалисты в различных сферах деятельности, больше всего ориентированы на становление себя как будущего профессионала, и это очень значимо, так как важной задачей при подготовке будущих специалистов в отрасли является формирование профессионально значимых качеств. При этом необходимо отметить, что на успешность учебной деятельности студентов в высшей школе влияет и образовательная среда, в которой формируются профессиональные компетенции и происходит профессиональное становление будущих специалистов отрасли. Исходя из этого, определив уровень и средний балл мотивации к учебной деятельности у первокурсников, можно говорить о том, что для формирования устойчивых мотивов к обучению необходимо подбирать различные средства и методы стимулирования студентов не только к учебной, но и к вне-учебной деятельности.

Литература

1. Апханова, Н.С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов ИГМУ (диагностика, структура, динамика) / Н.С. Апханова, Е.В. Душина, А.В. Гашенко // Система менеджмента качества: опыт и перспектива. - 2020. - № 9. - С. 63-66.

2. Берберян, А.С. Значение активных методов для учебной мотивации у студентов /

A.С. Берберян, А.А. Галинян // Akademicka Psychologie. - 2020. - № 3. - С. 20-24.

3. Богашова, Н.К. Модель формирования учебной мотивации у студентов при изучении биологии / Н.К. Богашова, Н.В. Смирнова // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 7 (46). -С. 815-819. DOI: 10.18413/2712-7451-2020-394-600-607

4. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. -425 с.

5. Володина, М. А . Особенности учебной мотивации российских и иностранных студентов медицинского вуза / М.А. Володина, О.Г. Баринова // Электронный научный журнал Scientist (Russia). - 2020. - № 3 (13). -https://thescientist.ru/arhiv-jurnala/%E2%84% 963-13-2020.

6. Гордашников, В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа /

B.А. Гордашников, А.Я. Осин. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009. - 395 с.

7. Давыдова, Т.Е. Мотивация учебной деятельности студентов университета в условиях дистанта / Т.Е. Давыдова // Цифровая и отраслевая экономика. - 2020. -№ 3 (20). - С. 59-68.

8. Дьячук, А.А. Личностные особенности организации деятельности студентов и возможности их оценки / А.А. Дьячук // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). -

C. 160-165.

9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.

10. Какие бывают виды мотивации? // Блог о саморазвитии Николая Сысоева. -https://niksy.net.

11. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск: Новосиб. поли-графкомбинат, 2002. - 264 с.

12. Макклелланд, Д. Мотивация человека /Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007. -665 с.

13. Маклаков, А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе /А.Г. Маклаков, А.А. Сидорова // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2011. - Т. 5. - № 4. -С. 41-51.

14. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Малошонок, Т.В. Семенова, Е.А. Терентъев // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 92-120. В01: 10.17323/1814-9545-2015-3-92-121

15. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. -190 с.

16. Мельников, В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема / В.Е. Мельников // Вестник Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5 (96). - С. 61-64.

17. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана,

B.А. Якунина) / Психологич. практикум. -https://psylist.net/praktikum/00108.htm.

18. Милъман, В.Э. Метод изучения моти-вационной сферы личности / В.Э. Милъман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М. : МГУ, 1990. - С. 23-43.

19. Пономаренко, А.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А.А. Пономаренко, В.А. Ченобы-тов // Молодой ученый. - 2013. - № 1 (48). -

C. 356-358. - https://moluch.ru/archive/48/5987/.

20. Тэн, Ю. Мотивация учебной деятельности / Ю. Тэн // Сибир. психолог. журнал. - 2008. - № 3. - С. 75-76.

21. Федорова, Е.А. Особенности учебной мотивации студентов вуза / Е. А. Федоров // Науч. потенциал. - 2021. - № 1 (32). - С. 77-79.

Богдан Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук, заведующий кафедрой менеджмента и экономики в спорте, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Bogdan.57@mail.ru.

Бородина Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики в спорте, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, oes81@mail.ru.

Поступила в редакцию 3 июля 2021 г.

DOI: 10.14529/ped210305

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE STRUCTURE OF LEARNING MOTIVES OF FRESHMEN IN TERTIARY EDUCATION

N.V. Bogdan, Bogdan.57@mail.ru,

E.S. Borodina, oes81@mail.ru

Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russian Federation

Today, the main problem in higher education is the decrease in students' interest in learning and obtaining new knowledge. This factor reduces the effectiveness of education process. Thus, the problem of formation and preservation of motivation for learning among higher school students becomes relevant. The article offers a solution to the problem by studying the structure of the main motives for learning among freshmen, that are necessary to maintain interest in acquiring knowledge and developing professionally significant qualities. To determine the main motives for learning, the method of reviewing scientific literature and the method of diagnosing students' educational motivation, proposed by A.A. Rean and V.A. Yakunin, were used. The communicative, professional, educational, cognitive, social motives, as well as the motives of creative self-realization, avoidance of failure and prestige were studied, the levels of motivation and the average

score of motivation for educational activities among students were determined. The ranking procedure applied allowed us to determine not only the significance of each motive for students, but to describe a motives' structure, which allows us to establish the main factors that determine the attitudes of students to learning. Experimental data show that the most valuable and significant learning motive is "to become a highly qualified specialist". This motive determines the main tasks both for freshmen and their teachers, namely, for students the main motive is to obtain knowledge that they will be able to apply in their further professional activities and for academic staff it is to organize educational environment in which professional competencies will be formed and where the professional formation of future specialists will take place.

Keywords: freshmen, training, education process, motivation, professional motives, education and cognitive motives, communicative motives, social motives, motives of creative self-actualization, prestige motive, avoidance of punishment.

References

1. Apkhanova N.S., Dushina E.V., Gashenko A.B. [Features of Motivation of Educational Activity of students Irkutsk State Medical University]. Quality Management System: Experience and Perspective, 2020, no. 9, pp. 63-66. (in Russ.)

2. Berberyan A.S., Galinyan A.A. [The Importance of Active Methods for Learning Motivation in Students]. AkademickáPsychologie, 2020, no. 3, pp. 20-24. (in Russ.)

3. Bogashova N.K., Smirnova N.V. [Model of the Formation of Educational Motivation in a Student when Studing Biology]. Alley of Science, 2020, vol. 1, no. 7 (46), pp. 815-819. (in Russ.) DOI: 10.18413/2712-7451-2020-39-4-600-607

4. Vilyunas V. Psikhologiya razvitiya motivatsii [Developmental Psichology of Motivation]. St. Petersburg, Speech Publ., 2006. 425 p.

5. Volodina M.A., Barinova O.G. [Features of Educational Motivation of Russian and Foreign Students of a Medical university]. Scientist (Russia), 2020, no. 3 (13). Available at: https://thescientist. ru/arhiv-jurnala/%E2%84%963-13-2020/ (in Russ.)

6. Gordashnikov V.A., Osin A.Ya. Obrazovanie i zdorov'e studentov meditsinskogo kolledzha [Education and Health of Medical College Students]. Moscow, Academy of Natural Science Publ., 2009. 395 p.

7. Davydova T.E. [Motivation of Learning Activity of Students in the Conditions of Distance]. Digital and Sectoral Economics, 2020, no. 3 (20), pp. 59-68. (in Russ.)

8. Dyachuk A.A. [Personality Characteristics of Activity Organization and Now They Can Be Estimated]. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2015, no. 2 (32), pp. 160-165. (in Russ.)

9. Ilin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. St. Petersburg, Peter Publ., 2013. 512 p.

10. Kakie byvayut vidy motivatsii? [What are the Types of Motivation?]. Available at: https://niksy.net (accessed 01.02.2021).

11. Leontev V.G. Motivatsiya i psikhologicheskie mekhanizmy ee formirovaniya [Motivation and Psychological Mechanisms of Its Formation]. Novosibirsk: Novosibirsk Polygraph Plant Publ., 2002. 264 p.

12. Makklelland D. Motivatsiya cheloveka [Human Motivation]. St. Petersburg, Peter Publ., 2007. 665 p.

13. Maklakov A.G., Sidorova A.A. [Formation of the Adaptive Potential of the Individual and Its Development in the Process of Studying at University]. Pushkin Leningrad State University Journal, 2011, vol. 5, no. 4, pp. 41-51 (in Russ.)

14. Maloshonok N.G., Semenova T.V., Terent'ev E.A. [Educational Motivation of Students of Russian Universities: Possibillities of Theoretical Understanding]. Educational Studies Moscow, 2015, no. 3, pp. 92-120. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-92-121

15. Markova A.K. Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of Teacher Work]. Moscow, Education Publ., 1993. 190 p.

16. Melnikov V.E. [Motivation for Teaching Students at a University as a Psychological and Pedagogical Problem]. Vestnik of NovSU, 2016, no. 5 (96), pp. 61-64. (in Russ.)

17. Metodika izucheniya motivov uchebnoy deyatel'nosti (modifikatsiya A.A. Reana, V.A. Yakuni-na. Psikhologicheskiy praktikum [Methodology for Studying the Motives of Educational Activity (Modification by A.A. Rean, V.A. Yakunin). Psychological Workshop]. Available at: https://psylist.net/ praktikum/00108.htm.

18. Milman V.E. [The Method of Studying the Motivational Sphere of Personality]. Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii [Workshop on psychodiagnostics. Psychodiagnostics of motivation and self-regulation]. Moscow, Moscow State University Publ., 1990, pp.23-43.

19. Ponomarenko A.A. [Theoretic Foundation of Students Motivation Research]. Young Scientist, 2013, no. 1 (48), pp. 356-358. Available at: file:///C:/Users/user/Downloads/moluch_48_ch2.pdf. (in Russ.)

20. Ten U. [Motivation of Educational Activities]. Siberian Journal of Psychology, 2008, no. 3, pp. 75-76. (in Russ.)

21. Fedorova E.A. [Features of Educational Motivation of University Students]. Scientific potential, 2021, no. 1 (32), pp. 77-79. (in Russ.)

Received 3 July 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Богдан, Н.В. Структура мотивов к обучению у студентов-первокурсников в современной высшей школе / Н.В. Богдан, Е.С. Бородина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 59-70. БО!: 10.14529/ped210305

Bogdan N.V., Borodina E.S. The Structure of Learning Motives of Freshmen in Tertiary Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 3, pp. 59-70. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.