Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / рефлексивная позиция / reflection / reflexive position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

В статье раскрыты особенности подготовки будущих психологов к рефлексивной деятельности, выявлена сущность понятий «рефлексия», «рефлексивная позиция»; раскрыты основные методы подготовки студентов к осуществлению рефлексивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of preparing future psychologists for reflexive activity, reveals the essence of the concepts of "reflection", "reflexive position"; reveals the main methods of preparing students for the implementation of reflexive activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

развития учебной мотивации, а не только от природных способностей» [7, С. 147]. Имея в актуальном состоянии на первых ролях профессиональные мотивы, а на последних - мотивы избегания, можно сделать вывод об успешной учебной мотивации студентов-первокурсников, которая позволит им уже с самых ранних этапов обучения включиться в процесс становления профессионалом, нужным в дальнейшем обществу и самому себе.

Аннотация. В данной статье приводятся результаты исследования учебной мотивации студентов первого курса вуза. В диагностическом замере определялся ряд ключевых показателей. Полученные данные позволили отнести на первые места профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации. На вторые - учебно-познавательные и коммуникативные мотивы. На третьи - социальные мотивы и мотивы престижа. На последнем месте оказались мотивы избегания. Результаты исследования позволяют сделать положительный прогноз относительно дальнейшего обучения студентов по выбранным направлениям подготовки.

Ключевые слова: учебная мотивация, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы.

Annotation. This article presents the results of a study of the educational motivation of first-year university students. A number of key indicators were determined in the diagnostic measurement. The data obtained made it possible to attribute professional motives and motives of creative self-realization to the first places. On the second - educational, cognitive and communicative motives. On the third - social motives and motives of prestige. In the last place were the motives of avoidance. The results of the study allow us to make a positive forecast regarding the further education of students in the selected areas of training.

Key words: educational motivation, communicative motives, avoidance motives, prestige motives, professional motives, motives of creative self-realization, educational and cognitive motives, social motives.

Литература:

1. Апханова, H.C. Особенности мотивации учебной деятельности студентов ИГМУ (диагностика, структура, динамика) / Н.С. Апханова, Е.В. Душина, A.B. Гашенко // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2020. -№ 9. - С. 63-66

2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004,-С. 151-154

3. Бадмаева, Н.Ц. Роль коммуникативной мотивации в умственной деятельности / Н.Ц. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. -2014.-№ 5.-С. 69-73

4. Гордеева, Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие / Т.О. Гордеева. -М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. - 135 с.

5. Захарова, Т.Н. Мотивация учебно-трудовой деятельности / Т.Н. Захарова, C.B. Гаврилова. - М.: Издательский центр «ЕАОИ», 2008. - 216 с.

6. Качалова, Н.Г. Мотивация и удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе / Н.Г. Качалова // Материалы XXI Международнаой конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». - Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 529-538

7. Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

8. Рокицкая, Ю.А. Психологическая безопасность и учебнопрофессиональная мотивация студентов вуза: монография / Ю.А. Рокицкая, Е.С. Семенова. - ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 184 с.

9. Чумакова, Е.А. Особенности мотивации творческой деятельности современного человека / Е.А. Чумакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 3-х ч. Ч. I. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 5 (43). - С. 204-206

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Актуальность проблемы подготовки будущих специалистов к рефлексивным аспектам профессиональной деятельности определяется современными образовательными ориентирами общества, потребностью гуманизации и демократизации высшего образования, важным звеном которой становится личность будущего специалиста - творческая, саморазвивающаяся, т.е. рефлексирующая, т.к. успешное профессиональное становление личности зависит от уровня развитости рефлексии, способности адекватно оценивать себя, собственную профессиональную. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию будущего психолога.

Изложение основного материала исследования. Рефлексия, как научное понятие, возникло в философии, как осмысление человеком собственных действий, раскрывающая специфику духовного мира человека. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностями личности по сосредоточению на содержании собственных мыслей и абстрагирования от всего внешнего, телесного, а Дж. Локк впервые разграничил понятия «ощущение» и «рефлексия», определив последнюю как источник знания.

В психологии рефлексию рассматривают как самоанализ, размышления человека над собственным душевным состоянием [1]; осмысление человеком предпосылок, закономерностей и механизмов собственной деятельности, социального и индивидуального способа существования; осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами. Как психический механизм, она несет в себе потенциал развития, который при определенных условиях позволяет ее совершенствовать. Ученые подчеркивают, что рефлексия является основой различных видов учебной деятельности студентов в процессе изучения различных дисциплин (слушание лекций, чтение текста,

анализа профессионально направленных задач, конспектирование и т.д.), Однако способы включения рефлексивных механизмов индивидуальны.

В педагогике рефлексию рассматривают как составляющую мышления, ориентированную на самоосознание в процессе познавательной деятельности и межличностной коммуникации. Такой подход базируется на понимании рефлексии как процесса переосмысления человеком системы отношений с окружающим миром, осуществляемой с помощью механизмов идентификации; способность анализировать способы и результаты собственной деятельности посредством различных умственных действий. Определяя данный феномен, исследователи связывают его с таким понятием, как «рефлексивная позиция». Анализ литературы по проблеме исследования позволил уточнить сущность данного феномена. Под рефлексивной позицией понимаем целостную, интегративную характеристику собственного образа «Я», образа других людей, анализ ситуации взаимодействия, определяющий мировоззрение, принципы, поступки человека. Современными педагогами постоянно ведется поиск и апробация разнообразных форм и методов обучения, взаимодействия между субъектами учебного процесса с целью его переориентирования на личность, осмысления ее собственных возможностей, способностей, личностных качеств, самореализации и саморазвития.

Содержание психологической подготовки студентов включает в себя не только овладение научными знаниями, но и формирование их отношения к знаниям, способность отыскивать личностные смыслы. При таком подходе знания осознаются студентами как ценность. А. Хуторской отмечает: «чтобы организовать мотивированное проявление и развитие личностных образовательных смыслов студента, необходимо в содержании образования отразить прежде всего такие ключевые образовательные объекты и отношения между ними: фундаментальные объекты окружающего мира, личностный опыт студента в отношении этих объектов, фундаментальные достижения человечества в отношении этих объектов» [3, С. 186]. В соответствии с этим, процесс поиска и обогащение личностных смыслов студента относительно объектов изучения предусматривает: «личностное творчество студента; самоосознание личного опыта, знаний и ценностных ориентаций студента; проявление позиции и соответствующей деятельности [3, С. 186].

Во время обучения студентов в вузе с целью запуска механизма рефлексии, создаются разнообразные профессионально направленные ситуации, которые бы «заставили» будущих психологов столкнуться с тем, что «заставляет задуматься» [2, С. 181].

Развитие рефлексии студентов происходит и путем включения будущих специалистов в аналитико-оценочную, поисково-практическую деятельность, способствующую формированию устойчивых представлений о себе, людях, окружающих студентов, обогащает интенсивность контактов.

В процессе обучения широко используются:

- метод решения психологических задач, в основе которого ситуация «конфликта ценностей». Их решение не исчерпывается актуализацией конкретных ценностей, как основы собственных действий, а требует определения факторов, повлиявших на тот или иной выбор;

- групповая дискуссия, организованная в форме обсуждения конкретных ситуаций и анализа спонтанных процессов. Предметом анализа выступают разнообразные ситуации проблемно-конфликтного характера. Анализ способствует соотнесению собственного видения ситуации и способов ее решения со взглядами других участников, развитию умений рефлексивного анализа ситуаций и принятия решений. Активизация психологических механизмов и социально-психологических эффектов обеспечивает коррекцию индивидуальных позиций, профессионально-ценностных ориентаций и установок будущих психологов;

- моделирование проблемных ситуаций, спонтанно возникающих в студенческой группе, их фиксация. Ситуации, предлагаемые для разыгрывания, как правило, имеют неопределенный, проблемный характер, требуют рефлексивного анализа. Конфликт задается различием в определении ценностей, управляющих сознанием и поступками личности в зависимости от уровня ценностных ориентаций личности. Предлагаемые задачи исключают подмену осмысленного ориентирования случайным угадыванием «правильного» решения. Так, решение проблемной ситуации «конфликта ценностей» предполагает не только ответ студента, но и совместный анализ выбранного способа действия, обсуждение в группе, поиск альтернативных вариантов решения, оценку возможных последствий принятого решения;

- вовлечение студентов в жизненные ситуации путем систематического изменения условий одной и той же задачи (в основе - тип задач на социальное ориентирование). Студентам последовательно предлагается система задач, каждая последующая из которых развивала, уточняла или изменяла условие предыдущего. То есть путем варьирования существенных, несущественных признаков одной и той же ситуации студент «проживает» несколько вариантов развития исходной ситуации и каждый раз заново подвергает анализу свои убеждения, моральную позицию, отношение. При этом важными являются сопоставление имеющихся и необходимых знаний (опыта), активизация личностных функций, выявление собственной мировоззренческой, моральной позиции. Условия предлагаемых задач сформулированы так, чтобы при выборе варианта их решения студенты не только выразили свою моральную позицию, опираясь на собственные убеждения, сложившиеся отношения, но и продемонстрировали готовность противостоять негативному влиянию различных факторов - утилитарных мотивов, интересов и др. Делая осознанный выбор, студенты демонстрируют различные уровни готовности руководствоваться приобретенным отношением.

Выводы. Подытоживая, отметим, что реализация на практике указанных методов обучения способствует развитию у будущих психологов способности к рефлексивной деятельности.

Аннотация. В статье раскрыты особенности подготовки будущих психологов к рефлексивной деятельности, выявлена сущность понятий «рефлексия», «рефлексивная позиция»; раскрыты основные методы подготовки студентов к осуществлению рефлексивной деятельности.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная позиция.

Annotation. The article reveals the peculiarities of preparing future psychologists for reflexive activity, reveals the essence of the concepts of "reflection", "reflexive position"; reveals the main methods of preparing students for the implementation of reflexive activity.

Keywords: reflection, reflexive position.

1. Большой психологический словарь / [Авдеева H.H. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: ACT; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

2. Делёз, Ж. Различие и повторение: Пер. с фр. - С.Пб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

3. Хуторской, A.B. Современная дидактика / A.B. Хуторской. - СПб: „Питер", 2001. - 536 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.