Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / БУДУЩИЙ ТРЕНЕР / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомзякова Инга Петровна, Киртава Георгий Темуриевич

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования навыков профессионального саморазвития будущего тренера и недостаточной разработанностью структуры, содержания и методического обеспечения профессионального саморазвития. В настоящее время рынок труда нуждается в специалистах, владеющих навыками самоактуализации, самоанализа, самообразования. Данные навыки во многом определяются уровнем профессионального саморазвития, входят в его содержание. Саморазвитие тесно связано с самовоспитанием, поскольку цель и задачи перед собой ставит сама личность человека. Также ключевым моментом профессионального саморазвития является проблема мотивации. Профессиональное саморазвитие будущего тренера включает в себя три неразрывно связанных и дополняющих друг друга компонента - деятельностный, мотивационный, рефлексивный. Исследования по данной проблеме требуют разработки содержания деятельности по саморазвитию тренера и внедрение их в практику. Целью исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование модели профессионального саморазвития будущего тренера. Предполагалось, что разработанная модель профессионального саморазвития будущего тренера будет способствовать повышению у студентов мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов к деятельности по саморазвитию за счет формирования соответствующих им знаний, умений, навыков и потребностей. Было выявлено, что компоненты профессионального саморазвития будущего тренера должны рассматриваться в системе. Рассмотрены особенности взаимосвязей уровней мотивации и рефлексии будущих тренеров. В результате исследования содержательности компонентов профессионального саморазвития были найдены положительные статистически значимые изменения. Определены пути организации процесса профессионального саморазвития будущего тренера, которые должны рассматриваться в системе деятельностного, мотивационного и рефлексивного компонентов профессионального саморазвития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомзякова Инга Петровна, Киртава Георгий Темуриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FUTURE COACH'S PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

The relevance of the chosen topic is due to the need to form the skills of professional self-development of the future coach and the insufficient development of the structure, content and methodological support of professional self-development. Currently, the labor market needs specialists with the skills of self-actualization, self-analysis, and self-education. These skills are largely determined by the level of professional self-development and are included in its content. Self-development is closely related to self-education, since the person himself establishes the goal and tasks. Also, the key point of professional self-development is the problem of motivation. The professional self-development of the future coach includes three inextricably linked and complementary components - activity, motivational, reflexive. Research on this problem requires the development of the content of the coach's self-development activities and their implementation into practice. The purpose of the study was to develop and experimentally substantiate a model of professional self-development of a future coach. It was assumed that the developed model of professional self-development of the future coach would contribute to increasing students' motivational, activity and reflexive components for self-development activities through the formation of relevant knowledge, competences, skills and needs. It was revealed that the components of professional self-development of a future coach should be considered in the system. The features of the interrelationships of the levels of motivation and reflection of future coaches are considered. As a result of the study of the content of the components of professional self-development, positive statistically significant changes were found. The ways of organizing the process of professional self-development of the future coach are determined. They should be considered in the system of activity, motivational and reflexive components of professional self-development.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 37.041:159.947.5 ББК 74.047:88.332.3 Г 64

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-74-81

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА

(Рецензирована)

Инга Петровна Гомзяковаш, Георгий Темуриевич Киртава2

12ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», Россия 1Mpedagoglesgaft@maй.ru 2gosha.kirtava@mail.ru

Аннотация Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования навыков профессионального саморазвития будущего тренера и недостаточной разработанностью структуры, содержания и методического обеспечения профессионального саморазвития. В настоящее время рынок труда нуждается в специалистах, владеющих навыками самоактуализации, самоанализа, самообразования. Данные навыки во многом определяются уровнем профессионального саморазвития, входят в его содержание. Саморазвитие тесно связано с самовоспитанием, поскольку цель и задачи перед собой ставит сама личность человека. Также ключевым моментом профессионального саморазвития является проблема мотивации. Профессиональное саморазвитие будущего тренера включает в себя три неразрывно связанных и дополняющих друг друга компонента - деятельностный, мотивацион-ный, рефлексивный. Исследования по данной проблеме требуют разработки содержания деятельности по саморазвитию тренера и внедрение их в практику. Целью исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование модели профессионального саморазвития будущего тренера. Предполагалось, что разработанная модель профессионального саморазвития будущего тренера будет способствовать повышению у студентов мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов к деятельности по саморазвитию за счет формирования соответствующих им знаний, умений, навыков и потребностей. Было выявлено, что компоненты профессионального саморазвития будущего тренера должны рассматриваться в системе. Рассмотрены особенности взаимосвязей уровней мотивации и рефлексии будущих тренеров. В результате исследования содержательности компонентов профессионального саморазвития были найдены положительные статистически значимые

изменения. Определены пути организации процесса профессионального саморазвития будущего тренера, которые должны рассматриваться в системе деятельностного, мотивационного и рефлексивного компонентов профессионального саморазвития.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, будущий тренер, организация процесса самообразования, рефлексия, мотивация.

Для цитирования: Гомзякова И.П., Киртава Г.Т. Профессиональное саморазвитие будущего тренера // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. Вып. 3(303). С. 74-81. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-74-81

Original Research Paper

A FUTURE COACH'S PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Inga P. Gomzyakova Georgiy T. Kirtava2

1,2Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia

1Mpedagoglesgaft@mail.ru

2gosha.kirtava@mail.ru

Abstract. The relevance of the chosen topic is due to the need to form the skills of professional self-development of the future coach and the insufficient development of the structure, content and methodological support of professional self-development. Currently, the labor market needs specialists with the skills of self-actualization, self-analysis, and self-education. These skills are largely determined by the level of professional self-development and are included in its content. Self-development is closely related to self-education, since the person himself establishes the goal and tasks. Also, the key point of professional self-development is the problem of motivation. The professional self-development of the future coach includes three inextricably linked and complementary components - activity, motivational, reflexive. Research on this problem requires the development of the content of the coach's self-development activities and their implementation into practice. The purpose of the study was to develop and experimentally substantiate a model of professional self-development of a future coach. It was assumed that the developed model of professional self-development of the future coach would contribute to increasing students' motivational, activity and reflexive components for self-development activities through the formation of relevant knowledge, competences, skills and needs. It was revealed that the components of professional self-development of a future coach should be considered in the system. The features of the interrelationships of the levels of motivation and reflection of future coaches are considered. As a result of the study of the content of the components of professional self-development, positive statistically significant changes were found. The ways of organizing the process of professional self-development of the future coach are determined. They should be considered in the system of activity, motivational and reflexive components of professional self-development.

Keywords: professional self-development, future coach, organization of self-education process, reflection, motivation.

For citation: Gomzyakova I.P., Kirtava G.T. A future coach's professional self-development // Bulletin of Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2022. No. 3(303). P. 74-81. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-74-81

Профессиональное саморазвитие на современном этапе интересует многих ученых. Рассмотрение проблемы с точки зрения профессиональной подготовки значимо, но также повышает свою актуальность с точки зрения социализации личности и ее самореализации [1]. Сегодня актуализирован вопрос подготовки конкурентоспособных специалистов, а значит вопрос о самостоятельности, самовоспитании, саморазвитии требует особого внимания [2].

Проблема саморазвития рассматривалась в различных исследованиях. Изучение проблемы профессионального саморазвития личности на данный момент как никогда актуально, условия современного рынка труда предъявляют специфические требования к профессиональному работнику [3]. В его обязанности должно входить не только воспроизведение необходимой информации, но и креативный и творческий подход к решению различных профессиональных задач, навыки систематического саморазвития, а также личностного самосовершенствования приобретенных навыков. Репродуктивный подход к подготовке специалистов сменился на современный - «креативный» [4].

В высших учебных заведениях всегда актуален вопрос образовательного процесса с точки зрения организации самостоятельной активности студентов, также проявляющейся в профессиональном и личностном саморазвитии [5]. Без внешней помощи и осмотрительности студенты не в силах осознать необходимость такого процесса, а если они и овладевают навыками профессионального саморазвития, то это происходит хаотичным образом, и как следствие, это недостаточно фиксируется ими и не используется для дальнейшего самосовершенствования [6].

Огромное количество отечественных и зарубежных ученых

и исследователей изучали феномен профессионального саморазвития, к ним относятся: А. Маслоу, И.А. Ильин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

B.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Р. Бернс, Е.Д. Божович, Е.И. Исаев, Н.А. Логинова, В.Г. Маралов, Б.М. Мастеров, И.И. Чеснокова и др. В недостаточной форме изучены аспекты, которые связаны с профессиональным саморазвитием будущего тренера.

В научных трудах

В.Б. Бондарева, А.И. Кочетова, Я.Л. Коломенского, Ю.М. Орлова, А.А. Реан, Л.Н. Рожиной выявлены и охарактеризованы следующие компоненты саморазвития: самопознание, самоанализ, самопрогноз, самовоспитание, самовнушение, самоорганизация, самоисповедь, самосознание и т.д. Рефлексия является методом самопознания. Термин «рефлексия» понимается как умение субъекта анализировать свой внутренний мир, чувства, поведение [7].

Большинство ученых сходятся во мнении, что саморазвитие есть процесс, детерминируемый изнутри, тесно связанный со способностью быть субъектом собственной жизнедеятельности и своего самоизменения. Данную мысль подробно отразила в своих трудах Н.А. Низовских, которая считает, что личностное саморазвитие - это есть не что иное, как «специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [8].

В основе саморазвития лежит потребность, уровень выраженности которой у людей различается: у одних она выражена ярко, у других

вовсе не выражается. Потребность в саморазвитии находит выражение в широком спектре мотивов. А. Адлер считает, что это стремление к превосходству [9]. К. Юнг считает, что это индивидуация, т.к. раскрытие самости [10].

Исходя из анализа исследований, мы считаем, что одних мотивов недостаточно для осуществления процесса профессионального саморазвития. Для того чтобы тренер стал субъектом профессионального саморазвития, мотивы саморазвития должны быть осознанными. Для этого необходимы рефлексивные умения, которые способствуют анализу тренером своих мыслей, целей, установок, мотивов, позволяют взглянуть на себя со стороны, выделить свои достоинства и недостатки и начать над ними работу. Осознанное понимание своих сильных и слабых сторон и навыки самоорганизации выступают проводником между желанием заниматься профессиональным саморазвитием и применением умений и навыков профессионального саморазвития [11].

Выделены компоненты деятельности по саморазвитию будущего тренера: мотивационный, деятельностный, рефлексивный. Составляющие их знания, умения и навыки определили содержательную сторону такой деятельности будущего тренера. Успешное осуществление профессионального саморазвития будущего тренера возможно при условии, если структура профессионального саморазвития выражена в системе взаимодополняющих компонентов - мотивационно-го, рефлексивного, деятельностного.

Таким образом, были проанализированы монографические работы по проблеме исследования. Была выявлена сущность профессионального саморазвития, его содержание и пути формирования.

Целью нашего исследования является разработка модели профессионального саморазвития бу-

дущего тренера, а также обоснование ее структуры, компоненты которой рассматриваются в системе. Разработанная модель профессионального саморазвития будущего тренера будет способствовать повышению у студентов мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов к деятельности по саморазвитию за счет формирования соответствующих им знаний, умений, навыков и потребностей.

Исследование проводилось на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта, на кафедре педагогики. В ходе проведения констатирующего эксперимента было проведено первичное тестирование студентов 2 курса зимних Олимпийских видов спорта, анализировалась работа студентов в процессе семинарских занятий.

Педагогический эксперимент включал в себя первичное тестирование студентов по следующим методикам: диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), методика диагностики рефлексивности (опросник Карпова А.В., тест на рефлексию). В исследовании принимало участие 50 человек: 25 человек экспериментальной и 25 человек контрольной групп.

Результаты тестирования по методике диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой показали, что у половины студентов средний уровень стремления к саморазвитию; у 36% студентов уровень стремления к саморазвитию ниже среднего; 4% студентов имеют низкий уровень стремления к саморазвитию; у 10% студентов уровень стремления к саморазвитию выше среднего. Большинство студентов имеют отдаленное представление о процессе профессионального саморазвития.

Результаты тестирования по методике диагностики уровня рефлексии А.В. Карпова показали, что у большинства студентов (60%) преобладает средний уровень рефлексии, у 34% низкий уровень, у 6% студентов наблюдается высокий уровень рефлексивности.

Результаты тестирования по методике диагностики уровня мотивации А.А. Реана и В.А. Якунина, модификации Н.Ц. Бадмаевой показал, что у студентов преобладающими мотивами являются профессиональные мотивы (3, 4), затем следуют коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации (3, 2), социальные мотивы (3), учебно-познавательные мотивы (2, 9), мотивы престижа (2, 4), мотивы избегания неудач (2, 3). Большинство студентов ориентированы на профессиональную деятельность, что проявляется в желании удовлетворения профессиональных потребностей. Таким образом, студенты заинтересованы в приобретении навыков профессионального саморазвития, которые помогут реализовать профессиональные мотивы, однако они не имеют представления о процессе профессионального саморазвития и не способны оценить собственные способности. Лишь у 10% студентов уровень стремления к саморазвитию выше среднего, а у 6% наблюдается высокий уровень рефлексивности, что говорит о том, что подавляющее большинство студентов не имеют необходимых умений и навыков, которые способствовали бы реализации их профессиональных мотивов. Можно сделать вывод, что направленности на мотивы профессиональной деятельности недостаточно для того, чтобы на практике сформировать необходимые для этого умения и навыки. Также мы предполагаем, что в случае с развитыми рефлексивными умениями результаты по методике диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической

деятельности были бы иными. Была определена цель исследования - разработать и экспериментально обосновать модель профессионального саморазвития будущего тренера, способствующую развитию моти-вационного, рефлексивного и дея-тельностного компонентов профессионального саморазвития, которые рассматриваются в системе и неразрывно связаны между собой.

Разработанная модель профессионального саморазвития будущего тренера включает в себя подготовку будущего тренера через формирование знаний, умений и навыков саморазвития в рамках данных компонентов.

Мотивационный компонент, который является базовым и соответствует самоопределению, позволяющему интегрировать студента в профессиональную позицию и сделать его деятельность процессом, обеспечивающим профессионально-личностный рост.

Рефлексивный компонент саморазвития, состоящий в умении соотнести полученный результат с поставленной целью, необходим для самореализации студента, процесса раскрытия и реализации его потенциальных возможностей в учебно-профессиональной деятельности. Данный компонент является связующим звеном между осознанными потребностями и мотивами тренера и собственно осуществлением процесса профессионального саморазвития.

Деятельностный компонент, предполагающий овладение студентами теоретической базой профессионального саморазвития, включающей структуру профессионального саморазвития, процесс его организации. Также данный компонент предполагает развитие у студентов умений ставить цели и планировать свою самостоятельную работу, можно соотнести с самоорганизацией - вторым компонентом саморазвития.

Организационно-по дготови тел ы 1Ы й бл о к

Констатирующий эксперимент по каждому из компонентов профессионалы!ого саморазвития

Методика диагностики учебной мотивации студентов

(А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)

Могивационный компонент

Формирование посредством освоения знаний мотивационной базы, включающей в себя ценности, интересы, стремления, потребности, мотивы.

Методика A.B.

Карпова Диагностика рефлексии

Содержательный блок

Деятельностный компонент

Формирование знаний, умений н навыков самоорганизации, прогнозирования, планирования, проектирования, самоконтроля, оценивания.

Использование активных

методов обучения.

тренинговых упражнений.

создание проблемных

ситуаций, организация

открытых дискуссий.

способствующих

стимуляции познавательной

мотивации студентов.

Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (J1.H. Бережнова)

Рефлексивный компонент

Ознакомление учащихся с сутью и содержанием феномена профессионального саморазвития

Повышение активности

студентов в формировании навыков профессионального саморазвития путем создания на занятиях ситуаций максимально приближенных к их будущей профессиональной деятельности.

Формирование знаний, умений и навыков самосознания, самопонимания, самоотношсния, самоактуализации, самореализации.

Трснинговые упражнения, направленные на повышение уровня осознанности, развитие наблюдательности. Упражнения, направленные на самоанализ, самоактуализацию, оценку своих сильных и слабых сторон и их дальнейшее совершенствование.

Результативно-оценочный блок

1

Контрольное тестирование по каждому из компонентов профессионального саморазвития

Рисунок 1. Модель профессионального саморазвития будущего тренера Figure 1. Model of a future coach's professional self-development

В работе с мотивацией на саморазвитие будущего тренера целесообразно учитывать выраженность

уровней рефлексии в процессе обучения студентов. Ориентируясь на эти данные, создали модель профес-

сионального саморазвития будущего тренера (Рисунок 1), включающую в себя задания и упражнения, способствующие повышению у будущих

тренеров уровней рефлексии и мотивации, которые применялись нами целостно и во взаимосвязи друг с другом.

Примечания:

1. Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста // Материалы VII междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 51-54.

2. Афонасова М.А. Современные тенденции рынка труда и проблемы продвижения специалистов в условиях роста безработицы // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2020. № 4. С. 10-16.

3. Ромашова Л.О. Востребованность трудового потенциала молодежи в условиях рынка // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 6. С. 38-41.

4. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 313 с.

5. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека, работающего // Управление персоналом. 2001. № 4. С. 32-34.

6. Дудина М.М. Психология саморазвития человека в системе «образование -профессия - общество»: подходы и результаты исследований: коллективная монография / под ред. М.М. Дудиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 270 с.

7. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288с.

8. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М.: Смысл, 2007. 255 с.

9. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, 2011. 240 с.

10. Юнг К.Ю. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 352 с.

11. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2015.

References:

1. Kopylova I.A. Self-education of a teacher as a condition for professional growth // Materials of the VII Intern. scient. conf. Saint Petersburg: Own publishing house, 2015. P. 51-54.

2. Afonasova M.A. Modern trends of labor market and problems of professional advancement motion in the conditions of growing unemployment // Vestnik BGU. Economics and Management. 2020. No. 4. P. 10-16.

3. Romashova L.O. Demand for youth labor potential within a market environment // Scientific works of Moscow University for the Humanities. 2019. No. 6. P. 38-41.

4. Kulikova L.N. Problems of personal self-development. Khabarovsk: Publishing House of KhSPU, 1997. 313 pp.

5. Komarov E. Organization, psychology and technologies of self-education of a working person // Personnel Management. 2001. No. 4. P. 32-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dudina M.M. Psychology of human self-development in the system of "education-profession-society": approaches and research results: a collective monograph. Ed. by M.M. Dudina. Yekaterinburg: Publishing house of Russian State Prof.-Ped. University, 2015. 270 pp.

7. Abulkhanova-Slavskaya K.A. On the subject of mental activity. M.: Nauka, 1973. 288 pp.

8. Nizovskikh N.A. Man as the author of himself: a psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality. M.: Smysl, 2007. 255 pp.

9. Adler A. The practice and theory of individual psychology. M.: Academic project, 2011. 240 pp.

10. Jung C.Yu. Problems of the soul of our time. St. Petersburg: Piter, 2002. 352 pp.

11. Shchukina M.A. Psychology of self-development of personality: Diss. for the Dr. of Psychology degree. Saint-Petersburg, 2015.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 01.08.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 01.08.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 29.08.2022.

© Гомзякова, И.П., Киртава, Г.Т., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.