Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕР'

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савицкая Т. В., Шабанова Н. Э.

Представлены результаты изучения учебной мотивации студентов первого курса специальностей «Социальная педагогика», «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)». Исследование структуры учебной мотивации студентов показало доминирование коммуникативных мотивов и мотивов творческой самореализации, которые рассматриваются нами как специфические для студентов - будущих специалистов в социальной и образовательной сферах. Далее следуют учебно-познавательные и профессиональные мотивы. Последние ранговые места занимают мотивы престижа и избегания неудач. Определение структуры учебной мотивации студентов определило необходимость проведения педагогической работы по усилению осознанности и устойчивости мотивов обучения, повышению значимости учебно-познавательных и профессиональных мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савицкая Т. В., Шабанова Н. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MOTIVATION OF FIRST-YEAR STUDENTS - FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL SPHERES

The article presents the results of studying the educational motivation of first-year students studying in the specialties «Social pedagogy», «Social work (social and psychological activity)». The purpose of the article: on the basis of identifying the current structure of educational motivation of first-year students to determine the ways of its further development. The study of the structure of educational motivation of students showed the dominance of communicative motives and motives of creative self-realization, which we consider as specific for students - future specialists in the social and educational spheres. Following are educational and cognitive and professional motives. The last ranking places are occupied by motives of prestige and avoidance of failure. The definition of the structure of educational motivation of students determined the need for pedagogical work to strengthen the awareness and stability of learning motives, to increase the importance of educational, cognitive and professional motives.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕР»

Таблица. - Структура учебной мотивации студентов 1 курса

Мотивация Средний балл Ранг

Коммуникативные мотивы 3,79 1

Мотивы творческой самореализации 3,53 2

Социальные мотивы 3,44 3

Профессиональные мотивы 3,39 4

Учебно-познавательные мотивы 3,22 5

Мотивы престижа 3,07 6

Мотивы избегания 2,33 7

Средние баллы по шкалам колеблются от 2,33 до 3,79 баллов, что свидетельствует о среднем уровне мотивации студентов и подтверждает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию высокой позитивной мотивации, усилению осознанности мотивов и их устойчивости.

Для сравнения структуры учебной мотивации студентов 1 курса специальности «Социальная работа (социально-психологическая деятельность) и студентов 1 курса специальности «Социальная педагогика» нами был использован г-критерий Стьюдента. Результаты сравнительного исследования показали, что достоверных различий по учебной мотивации для студентов указанных специальностей не наблюдается за исключением учебно-познавательной мотивации (г = 0,021, р < 0,05). Для студентов специальности «Социальная педагогика» учебно-познавательная мотивация более значима.

Первое место в ранговой таблице заняли коммуникативные мотивы. Следует отметить, что успех как в учебной, так и в трудовой деятельности, во многом зависит от умения выстраивать общение. Особенно важно данное умение для специалистов социальной сферы, чья профессиональная деятельность связана с постоянным общением с людьми, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации, с их семьями, представителями общественных, государственных организаций, способствующих решению проблем данной категории лиц. Вышесказанное позволяет говорить о коммуникативных мотивах как специфических для данной категории специалистов, а их доминирование рассматривать с положительной стороны.

Доминирование коммуникативных мотивов подчеркивает значимость для студентов-первокурсников общения как с одногруппниками, так и с преподавателями. Е.П. Ильин обращает внимание на то, что складывающиеся взаимоотношения с преподавателем (наряду с важностью предмета, качеством преподавания) задают тон отношению студентов к соответствующей учебной дисциплине. Вышесказанное обусловливает необходимость эмоционально насыщенного общения во время учебного процесса, проведения отдельных мероприятий, праздников на факультете; проведения работы по формированию учебного коллектива; вовлечения студентов в волонтерскую деятельность, в рамках которой приобретается опыт работы с инвалидами, пожилыми людьми, лицами с особенностями психофизического развития.

Широкие возможности для удовлетворения потребности в общении создает использование сети Интернет: общение в референтных группах, на форумах между преподавателями и студентами, информирование о важных событиях студенческой жизни на сайте вуза и т.д. Р.И. Цветкова подчеркивает, что использование таких коммуникативных средств в работе со студентами, как коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки общения, саморегуляция и др., способствует формированию высокого уровня мотивации и делает целесообразным проведение коммуникативных практикумов [8].

Второе ранговое место занимают мотивы творческой самореализации. Стремление реализовать себя через творчество можно рассматривать как условие, необходимое для достижения успеха в любом виде деятельности, в т.ч. и учебной. Удовлетворению потребности в творческой самореализации, а также профилактике угасания данной потребности, способствует использование в учебно-воспитательном процессе творческих заданий, технологий проблемного обучения, интерактивных методов. Вышесказанное подтверждается успешным использованием на факультете кейс-технологий, интерактивных методов «Мировое кафе», «Форум-театр» и др., которые направлены на повышение творческой активности участников, их включенности в учебный процесс, обретение личностного смысла в профессии.

Социальные мотивы (мотивы долга и ответственности, самосовершенствования и самоопределения) занимают третье место в ранговой таблице. Анализируя социальные мотивы, можно выделить широкие социальные мотивы, связанные со стремлением быть полезным, ответственностью («Хочу принести больше пользы обществу», «Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой»), а также узкие социальные мотивы, обусловленные желанием занять определенную позицию в обществе («Полученные знания позволят мне добиться всего необходимого», «От успехов зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем»). Поддержанию социальной мотивации содействует разъяснение сущности профессии, ее значимости, «погружение» в профессию, что, в свою очередь, содействует обретению личностного смысла в учебной деятельности и создает основу для повышения значимости профессиональных мотивов.

2020

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

Профессиональные мотивы (желание стать высококвалифицированным специалистом, реализовать имеющиеся способности) находятся в середине ранговой таблицы (четвертое ранговое место). Данное положение можно объяснить тем, что значимость профессиональных мотивов повышается к старшим курсам, что связано с ближайшей перспективой трудоустройства. Соответственно повышение роли профессиональных мотивов следует ожидать к 3-4 курсу.

Исследователи отмечают большую значимость учебно-познавательной мотивации для успешного осуществления учебной деятельности, ее продуктивности, нежели уровня развития мышления (Н.Ц. Бадмаева, О.К. Тихомирова). Проведенное исследование показало, что учебно-познавательная мотивация студентов занимает пятое ранговое место. В связи с вышесказанным представляется целесообразным проведение педагогами работы, направленной на осознание студентами цели изучения как всей учебной дисциплины, так и отдельной темы, формирование умения ставить перед собой текущие и перспективные цели, создание ситуаций переживания успеха, положительного эмоционального фона на занятиях, что содействует повышению значимости учебно-познавательной мотивации. При этом следует учитывать то факт, что в большей степени повышают мотивацию те цели, которые человек ставит перед собой самостоятельно, по сравнению с целями, привнесенными извне [9, с. 613]. Достижению цели способствует мысленное моделирование процесса ее достижения, определенной последовательности событий [9, с. 618].

Вовлечение студентов в проектную, научно-исследовательскую деятельность также способствует формированию интереса к изучению учебных дисциплин, увлечения содержанием деятельности, приобретению знаний, умению использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Проведение данной работы необходимо осуществлять с опорой на значимые для студентов коммуникативные мотивы, их ориентированность на общение.

По мнению Е.П. Ильина, стимулирует учебную активность студентов регулярное проведение опросов с оценкой деятельности. Моральное поощрение и порицание следует использовать с учетом психологических и поведенческих типов студентов (интроверты, экстраверты), силы нервной системы (сильная, слабая). Влияние социально-психологического климата, сложившегося в группе, на устойчивость мотива к учебно-познавательной деятельности предопределяет необходимость и важность проведения на первом курсе педагогами, кураторами работы, направленной на формирование коллектива студентов.

С положительной стороны следует отметить факт, что мотивы престижа и мотивы избегания неудач занимают последние места в ранговой таблице, лишь у отдельных студентов эти мотивы доминируют. Наличие названных мотивов мешает полноценному раскрытию способностей студента, ведет к напряжению, росту тревоги, снижает его творческий потенциал. Как отмечает Н.Ц. Бадмаева, данные мотивы определяют ориентацию человека только лишь на конечный результат (например, получение диплома о высшем образовании), при этом обесценивается содержание самой деятельности, отсутствует обоснованный выбор способов достижения цели, включение в деятельность не приносит радости, чувства удовлетворения от проделанной работы, доминирование отрицательных эмоций приводит к снижению и без того слабого в данном случае познавательного интереса.

Определяя динамику учебной мотивации студентов, возникает вопрос о ее взаимосвязи с мотивом выбора профессии.

Для выявления мотивов выбора профессии студентами первого курса нами была использована методика «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун).

В результате анализа преобладающего вида мотивации при выборе профессии было установлено, что у студентов превалирует мотив творческой реализации в труде (средний показатель - 16,52 балла), далее - мотивы делового характера (средний показатель - 16,07 балла), материальное благополучие (средний показатель - 13,56 балла) и престижность профессии (средний показатель - 12,69 балла). Таким образом, прежде всего студенты первого курса рассматривают будущую профессиональную деятельность как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей.

Корреляционный анализ полученных данных позволил установить некоторые статистически значимые взаимосвязи (р < 0,05) между различными мотивами, определяющими характер учебной деятельности, и мотивами выбора профессии студентов специальностей «Социальная педагогика» и «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)».

Расчет %2-критерия Пирсона показал умеренную положительную связь на достоверном уровне между деловым отношением в мотивах выбора профессии и коммуникативными мотивами в учебной деятельности - г-Пирсона = 0,5 при р < 0,001, т.е. чем выше уровень делового отношения в выборе профессии у студентов, тем выше уровень коммуникативных мотивов в учебной деятельности. Это свидетельствует о том, что представление о выбранной специальности, готовность реализоваться в выбранной профессии, желание сделать свою жизнь насыщенной и интересной обуславливают стремление первокурсников к расширению круга общения и приобретению навыков взаимодействия.

Выявлена значимая умеренная положительная связь между деловым отношением в мотивах выбора профессии мотивами творческой самореализации в учебной деятельности - г-Пирсона = 0,44 при р < 0,05, т.е. чем выше уровень делового отношения в качестве мотива выбора профессии, тем выше уровень мотивов творческой самореализации в учебной деятельности у первокурсников. Для некоторых студентов интерес к выбранной профессии, желание получить высшее образование, возможность самореализации и самосовершенствования являются мотивационной составляющей в реализации своего творческого потенциала в процессе обучения: самостоятельное решение творческих педагогических задач, связанных с различными формами и видами будущей профессиональной деятельности, участие в семинарских занятиях, творческих конкурсах и т.п.; анализ собственной деятельности; формирование самооценки и готовности к творчеству в разнообразных видах учебно-познавательной деятельности.

Также установлена значимая умеренная отрицательная связь между престижем профессии в мотивах выбора профессии и учебно-познавательными мотивами в учебной деятельности - г-Пирсона= -0,39 при р < 0,05, т.е. чем ниже уровень мотивов, связанных с престижем профессии в выборе профессии у студентов, тем выше уровень учебно-познавательных мотивов в учебной деятельности. В данном случае можно говорить о том, что часть первокурсников не рассматривают выбранную специальность как престижную, позволяющую достичь признания среди ближайшего окружения и видного положения в обществе в целом. Для студентов доминирующим мотивом выступает мотив овладения выбранной профессией, стремление приобрести знания, навыки и умения, необходимые им в будущем для успешной самореализации, поиску новых, нестандартных решений профессиональных задач и проблем, личностному и профессиональному росту.

Умеренная отрицательная связь на достоверном уровне наблюдается между материальным благополучием в мотивах выбора профессии и социальными мотивами в учебной деятельности -г-Пирсона = -0,43 при р < 0,05, т.е. чем ниже уровень мотивов, связанных с материальным благополучием в выборе профессии, тем выше уровень социальных мотивов в учебной деятельности у студентов. Следует отметить, у студентов материальное благополучие, стремление иметь высокооплачиваемую работу не вошли в ряд ведущих мотивов выбора профессии. В процессе учебно-познавательной деятельности через овладение знаниями, решение различных учебных, производственных задач у студентов происходит формирование представлений о будущей профессии, понимание ее сущности, значимости, что в свою очередь способствует повышению личного социального сознания, значимости профессиональной мотивации и профессиональному становлению в целом.

Заключение. Таким образом, доминирующими мотивами у студентов первого курса, обучающихся по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)», являются коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации, которые представляются нам как специфические для данной категории специалистов и создающие благоприятную основу для успешной деятельности, что подтверждается наличием положительной связи между деловым отношением в мотивах выбора профессии и коммуникативными мотивами, мотивами творческой самореализации в учебной деятельности. Педагогическая деятельность по развитию учебной мотивации должна выстраиваться с опорой на актуальные (реально действующие) мотивы и создавать условия для развития мотивов, считающихся ведущими для учебной деятельности студентов, необходимых для осуществления успешной профессиональной подготовки, существующих сегодня как понимаемые, но недостаточно действенные, - учебно-познавательные и профессиональные мотивы. Повышению мотивированности студентов к учебной деятельности, а также оптимизации мотивационной структуры учебной деятельности содействует включение студентов в эмоционально насыщенное общение как с преподавателями, так и с однокурсниками, в волонтерскую деятельность; «погружение» в профессию, нахождение собственного личностного смысла в ней, осознание целей обучения и умение самостоятельно ставить перед собой цели; формирование положительного психологического климата в группе; создание ситуаций для переживания студентами ситуаций успеха; использование интерактивных и информационных технологий работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 508 с.

2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с.

3. Бакунович, М.Ф. Динамика мотивационно-целевой саморегуляции студентов в процессе учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. Наук : 19.00.07 / М.Ф. Бакунович ; БГПУ. - Минск, 2001. - 19 с.

4. Селеменева, Т.А. Мотивация обучения в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании [Электронный ресурс] / Т.А. Селемнева. - Режим доступа: https://elibrary.ru/query_results.asp. - Дата доступа: 10.09.2019.

5. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2005. - 280 с.

2020

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

6. Колмогорова, Л.А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.А. Колмогорова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2008. - 24 с.

7. Ларина, Е.А. Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов [Электронный ресурс] / Е.А. Ларина // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. - 2009. - Т. 11, 4 (5). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/issledovanie-struktury-i-dinamiki-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-studentov. - Дата доступа: 25.10.2019.

8. Цветкова, Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования / Р.И. Цветкова // Психол. наука и образование. - 2006. -№ 4.- С. 76-78.

9. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. - 5-е изд. -СПб. : Питер, 2003. - 651 с.

Поступила 17.06.2020

EDUCATIONAL MOTIVATION OF FIRST-YEAR STUDENTS -FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL SPHERES

T. SAVITSKAYA, N. SHABANOVA

The article presents the results of studying the educational motivation of first-year students studying in the specialties «Social pedagogy», «Social work (social and psychological activity)». The purpose of the article: on the basis of identifying the current structure of educational motivation of first-year students to determine the ways of its further development. The study of the structure of educational motivation of students showed the dominance of communicative motives and motives of creative self-realization, which we consider as specific for students -future specialists in the social and educational spheres. Following are educational and cognitive and professional motives. The last ranking places are occupied by motives of prestige and avoidance of failure. The definition of the structure of educational motivation of students determined the need for pedagogical work to strengthen the awareness and stability of learning motives, to increase the importance of educational, cognitive and professional motives.

Keywords: motive, motivation, motivational sphere, educational motivation, motives for choosing a profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.