УДК 378
И.А. Сошникова*
Исследование отношения к содержанию и методам воспитательной работы обучающихся в образовательных организациях МВД России
В статье приводится анализ анкетирования и бесед с курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России по вопросу их отношения к содержанию и формам воспитательной работы. На основе этого анализа выявляются проблемы в воспитательной работе с обучающимися и намечаются пути их решения.
Ключевые слова: воспитательная работа, формы воспитательной работы, интерактивные технологии воспитания, проектные технологии.
I.A. Soshnikova*. Research related to the content and methods of training work in educational organization of the Russian Ministry of the Internal Affairs. This article provides analysis of questionnaires and interviews with cadets of St. Petersburg University of MIA of Russia on their attitude to the content and forms of training work. This analysis help to identify problems in the training work with cadets and outline ways to solve them.
Keywords: training work, forms of educational work, interactive technology education, design technology.
Определение отношения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к содержанию и формам воспитательной работы даёт возможность выявить проблемы в воспитательной деятельности, наметить и обосновать пути их решения. Исследование отношения курсантов и слушателей к содержанию и формам воспитательной работы проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. В исследовании использовались следующие методы диагностики: анкетирование, интервьюирование, а также контент-анализ научной литературы и нормативных правовых актов.
В анкетировании принял участие 171 человек, из них 41 - курсанты первых курсов, 41 -курсанты вторых курсов, 40 - курсанты третьих курсов, 29 - курсанты четвертых курсов и 20 -слушатели пятых курсов. В обследовании принимали участие курсанты и слушатели факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом, факультета подготовки сотрудников для следственных подразделений, факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений, факультета подготовки финансово-экономических кадров.
Определить значение моральных качеств, характеризующих сотрудника органов внутренних дел, позволяют первые два вопроса анкеты: «Какие личностные качества Вы считаете наиболее важными для будущей службы в органах внутренних дел, и какие личностные качества вы хотите развить у себя?». Чаще всего (40 %) курсанты выбрали в качестве важнейшего личностного качества сотрудника правоохранительных органов ответственность. Второе и третье место занимают умение владеть собой: 30 % опрошенных поставили это качество на второе место и столько же - на третье. На четвертое место по степени значимости курсанты ставят уважение окружающих (27 %). Реже всего курсантами выбирались самоуважение и умение сочувствовать и сопереживать. Это означает, что обучающиеся недооценивают важности самоуважения личности как одного из главных качеств, позволяющих уважать окружающих. Человек, не уважающий и не ценящий себя, своих знаний, умений и навыков, не может в полной мере ценить и уважать окружающих его людей. Данное утверждение подкрепляет и анализ ответов на второй вопрос анкеты: «Какие личностные качества Вы хотите развить у себя?». Такое качество, как уважение окружающих, выбрали всего 16 % отвечавших на вопрос анкеты.
* Сошникова, Ирина Аркадьевна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198096, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: sukalik@mail.ru.
* Soshnikova, Irina Arkadievna, post-graduate student, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian. Address: Russia, 198096, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: sukalik@mail.ru.
© Сошникова И.А., 2016
Для развития у себя чаще всего курсанты выбирали стойкость перед трудностями - 51 %, выход из конфликтных ситуаций - 44 % и умение владеть собой - 42 %, т.е. те качества, которые помогают человеку прагматично и рационально осуществлять свою профессиональную деятельность: владея собой и умея выходить из конфликтов - испытывая минимум эмоций; выстаивая перед трудностями - не принимая трудности близко к сердцу, не переживая.
Качество личности, требующие эмоциональности и эмпатии, такое как умение сочувствовать и сопереживать, выбрали лишь 13 % опрошенных.
Таким образом, полученные данные наглядно демонстрируют перевес рационального подхода к жизни современных молодых людей в противовес эмоциональному. Все предложенные в вопросе качества важны. У правильно сформированной личности показатели рационального и эмоционального должны быть примерно равны. На этот факт необходимо обратить внимание при организации воспитательной работы с обучающимися. Для восстановления баланса между эмоциональным и рациональным восприятием важно расширить и обогатить мотивационно-ценностную сферу обучающихся, путём применения интерактивных технологий. Рассмотрение таких технологий является задачей экспериментальной программы.
Вопрос анкеты «Обсуждение каких вопросов в процессе воспитательной работы Вам наиболее интересно?» позволил определить, что увлекает обучающихся, вызывает интерес. Результаты анкетирования и личных бесед показали важность и значимость для курсантов и слушателей решения нравственных конфликтов: 28 % опрошенных поставили этот вопрос на первое место. На второе место обучающееся поставили вопросы повышения культурного уровня (25 %) и на третье - вопросы смысла жизни (19 %).
В ходе беседы с курсантами обсуждалось, что именно они понимают под нравственными конфликтами, большинство (две трети) понимают нравственный конфликт как конфликт между несколькими людьми. И только третья часть опрошенных показала понимание сути нравственного конфликта, как внутреннего, односубъектного. Формирование навыков решения нравственного конфликта в совокупности с решением проблем нравственного выбора является задачей обогащения воспитательной работы.
Результаты анкетирования свидетельствуют, что вопрос повышения культурного уровня обучающиеся ставят на второе место. Анализ планов воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России показал, что вопрос повышения культурного уровня обучающихся решается путём организации посещения музеев, театров, выставок и др. В театры обучающиеся ходят по желанию, а посещения музеев планируется руководством курсов на основе рекомендаций отдела воспитательной работы. Выезды в музеи города осуществляются еженедельно. Высокий показатель интереса курсантов к вопросу повышения культурного уровня вступает в противоречие с показателем большого количества мероприятий, на это направленных. Можно сделать вывод, что сложившаяся система культурно-массовых мероприятий не дает необходимых результатов и нуждается в корректировке.
С целью определения важности и значимости для курсантов проблем, которые возможно затронуть в процессе воспитательной работы, в анкете был задан вопрос: «Какие вопросы, решаемые в процессе воспитательной работы, наиболее важны для Вас?». Как наиболее важный для себя 38 % проанкетированных выбрали вопрос профессиональных перспектив. На втором месте по частоте выборки стоит вопрос осознания обучающимися значимости права и закона - 26 %.
Необходимость сочетания профессионального воспитания с формированием у обучающихся правового сознания рассмотрена в ряде научных трудов. Так,
В.М. Игнатов, изучая субъективные предпосылки формирования правосознания экономистов в образовательных организациях МВД России, проводил исследования, которые показали, что курсанты высоко оценивают роль права в своей будущей профессиональной деятельности. Они имеют внутреннюю потребность в соблюдении правовых норм, но не всегда, особенно на младших курсах, могут сопоставить нормы правового поведения с практической деятельностью [1].
Формирование правосознания у курсантов и слушателей является одной из педагогических задач. Решить её возможно путём реализации личностного потенциала обучающихся и формирования высокой самооценки личности, т.к. это одни из основных элементов, позволяющих правосознанию стать частью саморазвития обучающихся [6].
На третьем месте среди вопросов, обсуждение которых в процессе воспитательной работы наиболее важно для обучающихся, - вопрос реализации патриотической позиции - 24 %, при этом вопрос политического самоопределения выбрали только 15 %. На основании этого можно сделать вывод, что обучающимся важно реализовать себя как патриота, но они не в полной мере осознают значение своей политической позиции. Как показали уточняющие беседы, проведённые с курсантами
исследуемых факультетов, под проявлением своей патриотической позиции они понимают, как правило, участие в военно-патриотических мероприятиях, посещение ветеранов, встречи с ветеранами, т.е. к патриотизму они относят в основном вопросы защиты Отечества. Умение же разбираться в политической обстановке в стране и мире, деятельное и активное личное участие в жизни страны, например через голосование, к патриотизму курсанты не относят. Это выявляет противоречие в осознании курсантами себя как патриота и требует соответствующей работы с обучающимися [2].
Обсуждение разных сторон представленных выше проблем является материалом для воспитательных задач в рамках профессионально-нравственного, правового и патриотического воспитания курсантов и слушателей.
Определить отношение обучающихся к формам воспитательной работы позволяет вопрос: «Какие формы воспитательной работы помогают Вам лично развиваться и самосовершенствоваться и в каких формах Вам интересно принимать участие?». Анализ ответов позволят заключить, что не все формы воспитательной работы, которые обучающиеся считают для себя полезными, им интересны. И наоборот, то, что вызывает интерес, могло быть более полезным.
Условно выбор курсантов можно разделить на две группы:
Первая группа - формы воспитательной работы, которые помогают развиваться, но менее интересны. К ним относятся: встречи с практическими работниками ОВД, лекция и инструктаж. Результаты опроса и бесед с курсантами, показали, что лекции и беседы, проводимые в рамках воспитательной работы, несут в себе существенный объём информации, они наполнены по содержанию, но трудны для восприятия.
Как правило, лекции и беседы проводятся после учебных занятий в период с 15.30 до 17.00 часов. В это время курсанты, прослушав учебные лекции, в силу физической усталости не способны качественно воспринимать предлагаемый им материал. Об этом заявили 73 % опрошенных. Встречи с практическими работниками органов внутренних дел также помогает курсантам развиваться. Но т.к. проводятся они, как правило, не в живом диалоге, а в форме лекции или рассказа приглашённого, интерес к ним понижается. Согласно ответам, данным во время бесед, курсанты готовы и хотят обсуждать с приглашенным его опыт, делиться своими проблемами. Однако практика показывает, что на подобных встречах, когда курсантам предлагается задать вопросы гостю, они проявляют низкую активность и в основном молчат. Это объясняется большим количеством присутствующих, что не располагает к доверительной беседе.
Во вторую группу входят такие формы воспитательной работы, которые интересны курсантам, но меньше помогают им развиваться. К ним относятся тематические игры, квесты, походы. В беседах 63 % опрошенных высказали мнение о том, что данные формы помогают курсантам самосовершенствоваться и развиваться в зависимости от смыслового содержания. Были выделены квесты, связанные с историей города, походы с преподавателем-куратором по историческим местам и тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки. 92 % опрошенных отнесли эти формы воспитательной работы к интересным, но также отметили редкость их использования.
Обращает на себя внимание, что такая форма воспитательной работы, как торжественный митинг, также вошла в группу форм, которые вызывают интерес. Из бесед с курсантами установлено, что этот интерес объясняется несколькими причинами: во-первых, как правило, курсантам для участия в торжественных митингах необходимо надевать парадную форму, что повышает их имиджевую оценку в глазах окружающих и, как следствие, их самооценку; во-вторых, митинги проводятся в обстановке, требующей от курсанта предельной концентрации и силы воли (например, долго стоять неподвижно), что даёт возможность убедиться в своих силах и опять же повысить свою самооценку; в-третьих, на митингах есть возможность увидеть людей, которых не встретишь в обычной жизни (занимающих высокие должности или имеющие высокое социальное положение). Важность и значимость торжественного митинга как одной из традиционных форм воспитания в ведомственных образовательных организациях подтверждает исследование, проведенное М.А. Мазур. Автор относит торжественный митинг к эмоционально-чувствительной форме, повышающей эффективность формирования патриотизма [3, с. 179].
Полученные данные подтверждают, что формы воспитательной работы с обучающимися, используемые в образовательных организациях МВД России, в основном являются традиционными. Они имеют равное соотношение между влиянием на развитие и самосовершенствование курсантов и интересом к ним. Некоторые формы отклоняются от равного соотношения в ту или иную сторону. Скорректировать это отклонение и повысить интерес курсантов поможет использование интерактивных технологий.
В настоящее время большое значение придается внедрению в образовательную среду инновационных технологий, относящихся к информационно-коммуникативным. Повышение
эффективности качества образования путём их использования рассмотрено в трудах таких учёных, как И.Г. Захарова, В.П. Кулагин, Е.С. Полат, И.В. Роберт. Анализ данных трудов показал, что авторы предлагают формировать у обучающихся навыки получения, переработки, создания и распространения информации различными способами. Это помогает обучающимся ориентироваться в современном информационным потоке и уметь его использовать. Значимость использования современных информационных технологий в образовании, начиная с 2014 г., постоянно обсуждается на тематических конференциях [4]. Все обсуждения по данной проблематике в основном касаются учебного процесса.
В воспитательной работе с обучающимися в образовательных организациях МВД России используются следующие группы инновационных технологий: телевизионные, информационно-коммуникативные, коммуникационные. Необходимо отметить, что первые две группы относятся к информационным, а третья к интерактивным.
В рамках проведенного опроса обучающиеся высказывали свою готовность и интерес к предлагаемым группам инновационных технологий. В частности, из предлагаемых телевизионных круглых столов, ток-шоу, творческих портретов, видеопанорам, презентаций, видеоархивов и фотоархивов наибольший интерес вызвало участие в круглых столах (29 %), а создавать большинство курсантов и слушателей предпочитает презентации (27 %). Выбор курсантами и слушателями этих форм, как показала проведённая беседа, обусловлен их привычностью. Так, презентации в последние несколько лет прочно вошли в образовательный процесс, а творческие портреты нередко используются в воспитательной работе.
В группе информационно-коммуникативных технологий обучающимся предлагалось сделать выбор между созданием сайта учебного взвода, банка идей и видеосюжетами. Как форму, представляющую интерес и для создания, и для участия, большинство опрошенных выбрало видеосюжеты (28 % и 21 % соответственно). Такие формы работы, как создание банка идей и сайта учебного взвода, являются новыми, и без дополнительного разъяснения и подготовки курсанты и слушатели не готовы принимать в них участие.
Наибольший интерес из предложенных инновационных форм работы как для участия, так и для создания у обучающихся вызвали коммуникационные - организационно-деятельностные игры (34 % готовы в них участвовать и 42 % - организовывать). Важность межличностного общения, возможность установления личных контактов и отношений подтверждает и анализ ответов на вопрос анкеты «Как бы Вы предпочли обсудить свои проблемы с руководством университета, курса, факультета, педагогическими работниками и с другими курсантами (слушателями)?». Из предложенных вариантов обсуждения - на форуме, в личном блоге руководителя, в реальном диалоге - наиболее популярным ответом по всем категориям коммуникационных партнеров стал вариант общения в реальном диалоге (74 %). В качестве партнеров для общения на форуме курсанты и слушатели наиболее часто выбирали педагогических работников (34 %). По мнению опрошенных, это повысит эффективность их взаимодействия и скорость решения вопросов, возникающих в ходе учебного процесса.
Для определения возможностей информационной коммуникации перед курсантами и слушателями был поставлен вопрос: «Интересно ли Вам оставить отзыв о воспитательных мероприятиях на сайте университета?» Большая часть опрошенных высказала мнение о том, что им интереснее участвовать в мероприятиях (45 %), либо они не готовы высказывать свое мнение на сайте университета (24 %). Лишь третья часть - 31 % - готовы работать с сайтом. Эти данные в совокупности с данными, приведёнными выше, свидетельствуют о том, что информационно-коммуникативные технологии прочно вошли в современный образовательный процесс. Рассматривая влияние современного коммуникативного паттерна на образовательный процесс, Д.Ф. Миронов говорит о проблеме складывающегося в настоящее время информационного шаблона общения. Данный шаблон, по мнению автора, создает препятствие для образовательной коммуникации [5].
Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что обучающие принимают современный вид информационно-коммуникативного взаимодействия, но предпочтение отдают традиционным межличностным связям и собственной деловой активности. Таким образом, инновационные технологии, прочно войдя в образовательный процесс, не заменяют, а дополняют взаимодействие его субъектов. Использование педагогами интерактивных технологий помогает устранить проблему перевеса информационно-коммуникативного паттерна в сторону межличностного общения и взаимодействия.
Формирование способностей к межличностному общению и взаимодействию является одной из подцелей воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях МВД России. Формирование данных способностей наиболее эффективно проявляется в коллективных формах работы. Для образовательных организаций высшего образования к таким формам относятся
проектная деятельность и самоуправление, включающие в себя обязательную работу в команде на достижение общего результата. В образовательных организациях МВД России проектная деятельность используется в основном на учебных занятиях, хотя в Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2016 года прямо указано на использование проектных методов как основы работы с молодыми людьми. Анализ планов воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России на 2014, 2015 и 2016 гг. показал, что в них такая форма воспитательной работы, как проект, не упоминается.
Ответы на вопрос: «Если Вы принимали участие в создании творческих или тематических проектов, то напишите, в каких и где?» разделились на две группы: одна часть курсантов и слушателей упоминала свое участие в творческих конкурсах, а другая - в мероприятиях патриотической направленности. Беседа с курсантами и слушателями показала, что более половины опрошенных готовы и хотят участвовать в проектах, но лишь единицы (шестая часть) имеют представление о содержании данного вида деятельности. На основе этого можно сделать вывод о существующей у обучающихся потребности в проектной деятельности и, одновременно, - о невозможности ее удовлетворить в силу нехватки знаний в этой области.
Значимость второй формы коллективной работы обучающихся - самоуправления - оценена курсантами и слушателями достаточно низко. Согласно обобщённым данным, полученным в результате анкетирования и бесед с курсантами и слушателями, лишь треть (33 %) считают, что органы курсантского самоуправления способны взаимодействовать с руководством для решения важных вопросов. 9 % опрошенных считают, что самоуправление выполняет иные функции, и больше половины всех опрошенных (58 %) считают, что существующее в университете курсантское самоуправление не влияет на решение руководством значимых для обучающихся вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод, что существующая система курсантского самоуправления является потенциально эффективной, но доработке полежат формы и технологии взаимодействия субъектов данной системы. Рассмотрение таких форм и технологий является задачей дальнейшего исследования.
Завершая анализ отношения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к содержанию и формам воспитательной работы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, полученные результаты исследования показывают, что в воспитательной работе с курсантами и слушателями необходимо обратить внимание на формирование у них навыков решения нравственного конфликта в совокупности с решением проблем нравственного выбора; на расширение и обогащение их мотивационно-ценностной сферы; на повышение самосознания и самооценки, формирование умения сочувствовать и сопереживать, причём это является задачей не отдельных направлений воспитательной работы, а задачей всего комплекса профессионально-нравственного, правового и патриотического воспитания.
Неоднозначность и сложность аспектов представленных выше проблем в наибольшей мере позволяет использовать интерактивные технологии воспитания: дискуссии, активные диалоги и полилоги, моделирование спорных ситуаций, обсуждение, возможности проектных методов, позволяющих сформировать навыки работы в команде на единый результат; опору на самостоятельность курсантов и слушателей. Назревшая и доказанная необходимость использования предложенных форм и технологий воспитания служит основанием для составления экспериментальной программы.
Во-вторых, формы воспитательной работы с обучающимися, используемые в образовательных организациях МВД России, в основном являются традиционными. Они имеют равное соотношение между влиянием на развитие курсантов и интересом к ним. Некоторые формы отклоняются от равного соотношения в ту или иную сторону. Анализ литературы по проблеме позволяет заключить, что использование интерактивных технологий воспитания поможет скорректировать это отклонение и повысить интерес курсантов.
В-третьих, инновационные технологии (информационно-коммуникативные), прочно войдя в образовательный процесс, не заменяют, а дополняют взаимодействие его субъектов. Результаты исследования свидетельствуют, что, выбирая между информационным общением (на сайте, в блоге) и реальным диалогом, обучающиеся выбирают последнее. Формировать навыки межличностного общения и коммуникации помогают проектные методы и методы самоуправления. Также использование педагогами интерактивных технологий позволяет устранить проблему перевеса информационно-коммуникативного паттерна в сторону межличностного общения и взаимодействия.
Список литературы
1. Игнатов, В. М. О субъективных предпосылках формирования правосознания экономистов в вузе МВД России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 33. - С. 336-338.
2. Кудин, В. А., Гейжан, Н. Ф., Трипутин, С. Н. Патриотическое воспитание курсантов в Санкт-Петербургском университете МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 4-10.
3. Мазур, М. А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/Мазур Марина Анатольевна.- Челябинск, 2013. - 233 с.
4. Международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch 2016 [Электронный ресурс] // Сайт Международной конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch: - 2016. - Режим доступа: http://edcrunch.ru/about (дата обращения: 17.10.2016).
5. Миронов, Д. Ф. Современный коммуникативный паттерн и его влияние на образовательный процесс // Вестник СПб ГУКИ. - 2014. - № 2 (19). - С. 46-49.
6. Шанько, В. В. Педагогическая технология формирования профессионально-правовой культуры у будущих сотрудников МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/Шанько Виктор Викторович. - Невинномысск, 2013. - 183 с.
УДК 378.048.2
Ю.А. Шаранов*, В.Н. Устюжанин**
Проблемы развития системы подготовки кадров высшей квалификации: структурно-логический и ценностно-смысловой аспекты
В статье рассматриваются основные тенденции и противоречия в системе подготовки кадров высшей квалификации. Ставится проблема перехода к новой модели научной деятельности, основанной на постмодернистской парадигме гуманитарной науки и рыночных принципах управления производством научного знания.
Ключевые слова: технологии научной деятельности, изменение социальных форм научной деятельности, идентичность научных и педагогических работников, идеальный проект науки и ученого, «логосфера» и парадигмальные основания ведомственной науки, классическая модель методологии научных исследований, соотношение количественных и качественных исследований, ведомственные научные школы, метакатегории психологии, технологизация научной деятельности и творчество.
Y.A. Sharanov*, V.N. Ustjuzhanin**. High qualification personnel training systems' development problems: structural-logical and value-semantic aspects. The article examines the main trends and contradictions in the system of personnel training of higher qualification. The problem of transition to a new model of scientific activity based on the postmodern paradigm of the Humanities and market principles of production management of scientific knowledge is discussed.
Keywords: scientific activities technology, changes of social forms of pedagogical workers, ideal project of science and scientist, "logosphere" and paradigmatic basis of departmental science, the classic model of scientific research methodology, the relationship of quantative and qualitative research, departmental scientific schools, metacategory of psychology, technologization of the scientific activity and creativity.
В основе современной системы подготовки кадров высшей квалификации лежат принципы, структура и содержание научного труда, который институализирует научную деятельность как способ существования общественной формы производства теоретически обоснованных, систематизированных
* Шаранов, Юрий Александрович, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-13-13. E-mail: niospba@mail.ru.
** Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru.
* Sharanov, Yury Alexandrovich, professor of Legal Psychology Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of psychological sciences, professor, Honored worker of the higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 744-13-13. E-mail: niospba@mail.ru.
** Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogic sciences, professor, the Honored worker of higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru. © Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н., 2016