Научная статья на тему 'Исследование отношения к образовательному процессу в системе высшего образования будущих тренеров'

Исследование отношения к образовательному процессу в системе высшего образования будущих тренеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ТРЕНЕР / БАКАЛАВРИАТ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОТНОШЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / SPORT / COACH / BACHELOR / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленников Павел Юрьевич, Криличевский Владимир Иванович

Качество подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта напрямую влияет на спорт высших достижений, общую физическую подготовку населения и формирования здорового образа жизни. Совершенствование системы высшего образования в данной сфере невозможно без учета отношения к образовательному процессу самих будущих тренеров-педагогов, что и стало целью проведения исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования: полученные данные дополняют теорию и методику физической культуры и спорта в рамках подготовки будущих тренеров, а также могут быть использованы для совершенствования системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Проведенное анкетирование среди студентов бакалавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург показало, что большинство обучающиеся целенаправленно выбрали путь высшего образования, он в большей мере соответствует их ожиданиям, является значимой ценностью, и они планируют продолжаться обучение на следующих ступенях высшего образования. При этом часть респондентов отметили нехватку практических дисциплин и низкую социальную значимость высшего образования. Теоретическая и практическая значимость исследования: полученные данные дополняют теорию и методику физической культуры и спорта в рамках подготовки будущих тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленников Павел Юрьевич, Криличевский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of attitude to the educational process in the system of higher education of future coaches

The quality of training of specialists in the field of physical culture and sports directly affects to the sport of the highest achievements, to the general physical preparation of the population and the formation of a healthy lifestyle. Improving the system of higher education is impossible without taking into account the attitude to the educational process of future coach and teachers, what was the aim of this research. Theoretical and practical significance of the research: the data obtained supplement the theory and methodology of physical culture and sports in the framework of the training of future coaches, and may be used to improve the system of study specialists in the field of physical education and sports. Research conducted among the bachelor-students of Lesgaft NSU, St. Petersburg showed that most students purposefully chose the path of higher education, it is more consistent with their expectations, being of significant value, and they plan to continue their education at the next levels of higher education. At the same time, some respondents noted the lack of practical disciplines and the low social significance of higher education.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения к образовательному процессу в системе высшего образования будущих тренеров»

pp. 73-78.

2. Glukhova, M.Yu. (2009), Optimization of the psychophysical state of students by means of health gymnastics in physical education classes, dissertation, St. Petersburg.

3. Klimov, V.M. (2018), Psychophysiological status and physical fitness of students in the dynamics of learning at a university depending on the type ofphysical education classes, dissertation, Novosibirsk.

4. Marchuk, S.A. (2019), "The influence of exam stress on the psychophysical state of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 222-226.

5. Marchuk, S.A. and Marchuk, V.A. (2006), "Examination stress as one of the factors in the development of myopia in students", Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 59-60.

6. Pavlyuchenko, O.A. and Vrublevsky, Yu.D. (2016), "Dynamics of the state of health of students of a special medical group, students at Khakas State University named after N.F. Katanov", Modern high technology, No. 9-3, pp. 540-544.

7. Samsonenko, I.V. (2015), "Analysis of the health status of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 229-232.

8. Yakubovskaya, A.R. and Vasilieva, T.V. (2014), "Correction of the psychophysical state of students by means of physical culture at the stage of vocational training", Physical Education and Children and Youth Sports, No. 2, pp. 60-69.

Контактная информация: wish59@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ

Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Качество подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта напрямую влияет на спорт высших достижений, общую физическую подготовку населения и формирования здорового образа жизни. Совершенствование системы высшего образования в данной сфере невозможно без учета отношения к образовательному процессу самих будущих тренеров-педагогов, что и стало целью проведения исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования: полученные данные дополняют теорию и методику физической культуры и спорта в рамках подготовки будущих тренеров, а также могут быть использованы для совершенствования системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Проведенное анкетирование среди студентов бакалавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург показало, что большинство обучающиеся целенаправленно выбрали путь высшего образования, он в большей мере соответствует их ожиданиям, является значимой ценностью, и они планируют продолжаться обучение на следующих ступенях высшего образования. При этом часть респондентов отметили нехватку практических дисциплин и низкую социальную значимость высшего образования. Теоретическая и практическая значимость исследования: полученные данные дополняют теорию и методику физической культуры и спорта в рамках подготовки будущих тренеров.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, тренер, бакалавриат, студенты, высшее образование, образовательный процесс, отношение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p248-252

RESEARCH OF ATTITUDE TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF FUTURE COACHES

Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vladimir Ivanovich Krilichevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State

University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The quality of training of specialists in the field of physical culture and sports directly affects to the sport of the highest achievements, to the general physical preparation of the population and the formation of a healthy lifestyle. Improving the system of higher education is impossible without taking into account the attitude to the educational process of future coach and teachers, what was the aim of this research. Theoretical and practical significance of the research: the data obtained supplement the theory and methodology of physical culture and sports in the framework of the training of future coaches, and may be used to improve the system of study specialists in the field of physical education and sports. Research conducted among the bachelor-students of Lesgaft NSU, St. Petersburg showed that most students purposefully chose the path of higher education, it is more consistent with their expectations, being of significant value, and they plan to continue their education at the next levels of higher education. At the same time, some respondents noted the lack of practical disciplines and the low social significance of higher education.

Keywords: physical education, sport, coach, bachelor, students, higher education, educational process, attitude.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие общества и государства во многом зависит от уровня и качества образовательного процесса в рамках системы высшего образования. В современном мире качество подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта (включая преподавателей физической культуры и тренеров) влияет не только на спорт высших достижений, но и формирование здорового образа жизни во всех возрастных группах, в том числе и за счет развития физической культуры, как массового явления [1, 2, 3]. Развитие системы образования, как составляющего элемента рыночной экономики, привело к тому, что она рассматривается не только, как процесс освоения знаний, умений и навыков обучающимися в рамках образовательного процесса, но и оказание услуг образовательными учреждениями (далее - ОУ) населению [4]. Подобное развитие создает условия для возникновения конкуренции между ОУ, выражающиеся в стремлении к повышению качества подготовки выпускников, критерием эффективности которого может выступать востребованность выпускников конкретного ОУ на рынке труда [5]. Рассматривая образовательный процесс в таком контексте, важно учитывать мнение всех его субъектов, в том числе и обучающихся [6], что позволит своевременно вносить необходимые изменения, направленные на повышение эффективность процесса подготовки будущих специалистов. В современной системе высшего образования бакалавриат является не только первой, но и самой массовой по количеству обучающихся ступенью, в связи с этим целью настоящего исследования стало изучение мнения студентов бакалавриата образовательных учреждений высшего образования в сфере физической культуры и спорта об образовательном процессе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели была разработана анкета, состоящая из 16 вопросов. В исследовании приняли участие 148 студентов бакалавриата третьего курса, обучающихся на факультете летних олимпийских видов спорта НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (далее - Университет), направленность (профиль): «Спортивная подготовка в избранном виде спорта», из них 38,5% составили юноши и 61,5% - девушки. Анкетирование проводили в сентябре 2019 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

100% опрошенных студентов - это будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта, которые должны будут осуществлять тренерско-педагогические функции, включающие, как спортивную подготовку, так и формирование, и развитие личности подопечных, что невозможно без формирования соответствующих знаний, умений и навыков в условиях системы высшего образования.

На основании проведенного анкетирования были получены следующие данные: для 71% опрошенных высшее образование - часть их личной потребности к самореализации, при этом для 44,6% - это саморазвитие, а для 26,4% - путь к получению в дальнейшем высокооплачиваемой работы. Для 18,2% - значение представляет только факт наличия диплома о высшем образовании. Остальные опрошенные (10,8%) полагают, что наличие высшего образования в большей степени важно для окружающих, чем для них самих (9,5%) или затруднились ответить на данный вопрос (1,3%).

В современной системе высшего образования абитуриентам предоставлен широкий выбор ОУ 94,6% опрошенных целенаправленно поступили именно в Университет, при этом 25,7% - ориентировались в выборе ОУ внешними рекомендациями (тренер, родители, друзья и т.д.), для 4,7% - важным фактором был вопросов финансов, 8,1% - были уверены, что в другие ОУ поступить не смогут, остальные (56,1%) - расценивали поступление именно в Университете, как приоритетное. 2,7% - рассматривали Университет, как «запасной вариант», и столько же респондентов (2,7%) руководствовались в выборе ОУ иными мотивами.

Для получения высшего образования будущему специалисту необходимо не только пройти вступительные испытания в ОУ, но и показывать на каждом этапе уровень освоения получаемых знаний, умений и навыков. Данный процесс сопровождается высокими психоэмоциональными, умственными и физическими нагрузками, которые неизбежно ведут к снижению мотивации к получению образования и удовольствия от него, как внутренней стимуляции к продолжению обучения. Только 25% опрошенных ответили, что однозначно получают удовольствие от процесса обучения, и 5,4% - придерживаются противоположного мнения. 60,1% - не смогли однозначно ответить на данный вопрос, при этом 46,6% -ответили, что «скорее получают удовольствие, чем нет», и 13,5% - «скорее нет, чем да», а 9,5% - затруднились с ответом.

Другим элементом мотивации к получению высшего образования можно рассматривать важность самой возможность его получать, а также значимость его наличия у окружающих. Большинство опрошенных (69,6%) ответили, что для них важна возможность получать высшее образования, и только для 1,4% - это не так. 23,6% - считают, что «это скорее важно, чем не важно», и 4,1% - наоборот. 1,3% - затруднились ответить на данный вопрос. При этом для 13,5% респондентов важно, когда высшим образованием обладают их окружающие люди, для 25% - это «скорее важно, чем не важно», для 27% - «скорее не важно, чем важно», а для 28,4% - не важно наличие высшего образования у окружающих. Остальные (6,1%) затруднились ответить на данный вопрос.

Одним из ключевых элементов поощрения в системе образования и стимулом к качественному освоению знаний являются получаемые обучающимися оценки. 62,5% студентов отметили важность для себя получаемых ими оценок, 33,1% - считают, что оценки не имеют значения, а 4,4% - затруднились ответить. Кроме того, 20,3% респондентов считают, что важно получать только «отлично», 37,2% - считают, что достаточно учиться без троек, для 25% - главное не оценки, а знания, и для 2% - стимулом к получению хороших оценок является стипендия.

В современных условиях рыночной экономике, одной из задач ОУ является создание собственного престижа, в том числе и через предоставление максимально полной информации об образовательном процессе, проводимом ОУ Только 20,3% респондентов отметили, что образовательный процесс полностью соответствует их ожиданиям, для 45,3% -«он скорее соответствует, чем не соответствует», для 22,3% - «скорее не соответствует, чем соответствует», и для 8,1% - «не соответствует ожиданиям». Остальные (4%) не имели ни каких ожиданий. При этом важно отметить, что практически половина (45,9%) студентов не хотели бы вносить какие-либо изменения в образовательный процесс, 36,5% - хотели бы видеть больше практических дисциплин, 7,4% - теоретических, а 10,2% - и практических, и теоретических.

Одним из показателей качества проводимой в ОУ политики образования может служить проявление желания обучающимися к продолжению образования. Среди опрошенных нами студентов: 30,4% планируют продолжить обучение в рамках получаемой профессии на следующей ступени высшего образования, ещё 22,3% - хотели бы продолжить обучение в системе высшего образования, но в рамках другой профессии, 33,8% - видят продолжение своего образования в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров. 13,5% респондентов затруднились определить своё будущие в рамках системы высшего образования. Важно отметить, что 56,8% опрошенных хотели бы иметь высшее образование по нескольким разным специальностям, только 12,8% - считают, что им достаточно иметь высшее образование в рамках одной специальности, и 30,4% - затруднились с ответом.

Важнейшей целью системы высшего образования является подготовка новых высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. 56,8% студентов планируют в дальнейшем работать по специальности, 9,5% - уже осуществляют трудовую деятельность в рамках получаемого образования, 27% - на данный момент затрудняются планировать свое будущие в данном контексте, и 6,7% - уже сегодня не планируют работать по получаемой специальности.

Начало обучения на третьем курсе бакалавриата (анкетирование проходило в сентябре) - это своеобразная середина пути между началом и окончанием обучения на данной ступени высшего образования. Следовательно, студенты могут оценить степень обоснованности выбора, получаемого образования. 31,1% опрошенных выбрали бы обучение в Университете по текущей специальности, если бы они на момент поступления обладали всей совокупностью знаний о системе высшего образования и об Университете, которыми они обладают сейчас, и ещё 39,9% - скорее бы выбрали, чем нет. 22,3% - придерживались противоположного мнения, при этом 6,1% - выбрали бы иное ОУ и специальность, и 16,2% - скорее бы выбрали другое ОУ и специальность, чем поступили бы в Университет. 6,7% -затруднились ответить на данный вопрос.

ВЫВОДЫ

На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что большинство опрошенных студентов:

1. целенаправленно выбрали путь высшего образования в сфере физической культуры и спорта через обучение в Университете;

2. считают важной возможность получения высшего образования, но при этом наличие высшее образование не рассматривается ими как социальная ценность;

3. отмечают важность получаемых ими оценок, но только каждый пятый (20,3%) считает, что нужно учиться только на пятерки, для остальных - главное знания, а не оценки (25%) или достаточно учиться без троек (37,2%);

4. считают, что образовательный процесс во многом соответствует их ожиданиям (65,6%) и не требует изменений (45,9%);

5. планируют продолжать свое образование, в том числе в рамках следующих ступеней высшего образования и курсов повышения квалификации и переквалификации, осуществлять трудовые функции в рамках получаемого образования и иметь несколько высших образований по разным специальностям;

6. обладая всей совокупностью знаний о системе высшего образования и особенностях её реализации в Университете на момент поступления, выбрали бы именно получаемое на данный момент образование.

Полученные результаты требуют проведения дополнительных исследований, с целью выявления содержания «ожиданий» студентов от образовательного процесса, определения средств повышения социальной значимости высшего образования, а также анализа востребованности рынком труда специальностей в сфере физической культуры и спорта, и

внедрения соответствующих образовательных программ в систему высшего образования в Университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обвинцев, А.А. Сохранение здоровья и здорового образа жизни в физкультурно-спортив-ной деятельности / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, Е.Н. Курьянович // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 25-28.

2. Бадрак, К. А. Подготовка специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для спортивных школ, физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных клубов / К. А. Бадрак, В. А. Антипов, Е.Г. Разумахина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 21-28.

3. Бакулев, С.Е. Опыт научного обоснования стратегических целей и задач физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С.Е. Бакулев, С.М. Ашкинази, В. А. Таймазов // Мир спорта. - 2019. - № 2 (75). - С. 89-92.

4. Теплая, Н.В. Экономика образования в условиях рыночных трансформаций / Н.В. Теплая // Вопросы экономики и управления. - 2018. - № 1 (12). - С. 6-9.

5. Труфанова, Н.Н. Рынок труда и сфера образования: проблемы взаимодействия / Н.Н. Тру-фанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. -2015. - Т. 15, № 1. - С. 46-50.

6. Закревская, Н.Г. Факторы мотивации к исследовательской деятельности магистрантов университета физической культуры / Н.Г. Закревская, В.С. Иванова, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 73-76.

REFERENCES

1. Obvintsev, A.A., Ashkinazi, S.M., Kuryanovich, E.N. (2016), "Health maintenance and healthy lifestyle in the sports activity", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No 4, pp. 25-28.

2. Badrak, K.A., Antipov, V.A., Razumachina, E.G. (2014), "Training of the specialists in prevention of harmful habits and anti-doping rules violation for the sports schools and fitness centers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (114), pp. 21-28.

3. Bakulev, S.E., Ashkinazi, S.M., Taymazov, V.A. (2019), "An attempt of scientific substantiation of strategic goals and objectives of physical culture and sport in the Russian Federation on the period up to 2030", World of Sport, No. 2 (75), pp. 89-92.

4. Teplaya, N.V. (2018), "The Economics of Education under Market Transformation", Economics and Management Issues, No. 1 (12), pp. 6-9.

5. Trufanova, N.N. (2015) "Labour market and education: the problem of interaction", Herald of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, Vol. 15, No. 1, pp. 46-50.

6. Zakrevskaya, N.G., Ivanova, V.S., Maslennikov, P.Y. (2019), "Research of motivation and professional priorities of master's degree student of the physical culture university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 73-76.

Контактная информация: paulmasel1975@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.02.2020

УДК 796.42

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ СО ШТАНГОЙ В СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МНОГОБОРЬЯХ

Александр Миронов, аспирант, Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической

культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.