Научная статья на тему 'Профессиональная этика в системе подготовки будущих тренеров'

Профессиональная этика в системе подготовки будущих тренеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ТРЕНЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / SPORT / PHYSICAL CULTURE / ETHICS / PROFESSIONAL ETHICS / COACH / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криличевский Владимир Иванович, Масленников Павел Юрьевич

Этика представляет собой полифункциональную дисциплину, находящую свое отражение во всех сферах жизни человека. Физическая культура и спорт являются важными ретрансляторами высоких духовно-нравственных ценностей, формирование которых у спортсменов является важной функцией тренера. Для чего сами тренеры должны обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Целью статьи является теоретическое обоснование необходимости исследований, направленных на изучение закономерностей развития представлений об этике у будущих тренеров в условиях высшего образования. Теоретическая значимость обоснование необходимости проведение пролонгированных и лонгитюдных исследований в области профессиональной этики у будущих тренеров. Представленные в статье доводы доказывают необходимость проведения подобных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криличевский Владимир Иванович, Масленников Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional ethics in the education system of future coaches

Ethics is a multifunctional discipline, reflected in all spheres of life. Physical culture and sport are important repeaters of high spiritual and moral values, the formation of which among the athletes is an important function of a coach. Coaches must have the appropriate knowledge and skills. The aim of the article is a theoretical justification for the need for research, studying the laws and development of professional ethics of future coaches in the context of system of higher education. Theoretical significance of the article is the justification for the need for prolonged and longitudinal research in the field of professional ethics for future coaches. The arguments presented in the article prove the need for corresponding researches.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика в системе подготовки будущих тренеров»

дорожный институт, 2014. - 213 с.

5. Доронцев, А. В. Показатели физической подготовленности и уровень функциональных резервов у первокурсников Астраханского государственного медицинского университета / А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 34-36.

6. Дробот, Е.В. Влияние вестибулярного аппарата на точность действия / Е.В Дробот, Н.П. Коско, Т.А. Косова // Научные труды Дальрыбвтуза (Владивосток). - 2009. - № 21. - С. 147-148.

7. Кострюшина, Н.В., Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза / Н.В. Кострюшина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 116-118.

REFERENCES

1. Antipin, V.B. (2019), Physical culture and sport, work program of the discipline, Omsk, available at: https://bibl.omgups.ru/cgi-bin/irbis64r_1-4/cgiirbis_64.exe.

2. Afanasyeva, I.V. (2007), "The results of the study of professionally important qualities of students of OGIS (on the example of the specialty "Design")", Omsk Scientific Herald, No. 4 (58), pр. 144146.

3. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring the physical fitness of students during the school year", Theory and practice ofphysical Culture, No. 6, рр. 60-62.

4. Gorskaya, I.Yu. (2014), Assessment and improvement of coordination abilities of students: monograph, SibADI, Omsk.

5. Dorontsev, A.V. (2017), "Indicators of physical fitness and the level of functional reserves in freshmen at Astrakhan State Medical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), рр. 34-36.

6. Drobot, E.V. (2009), "The influence of the vestibular apparatus on the accuracy of action", Scientific works of Dalrybvtuz (Vladivostok), No. 21, рр. 147-148.

7. Kostryushina, N.V. (2016), "Formation of psychomotor abilities in students of a technical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (131), рр. 116-118.

Контактная информация: krizhik@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2020

УДК 796.077.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

ТРЕНЕРОВ

Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Этика представляет собой полифункциональную дисциплину, находящую свое отражение во всех сферах жизни человека. Физическая культура и спорт являются важными ретрансляторами высоких духовно-нравственных ценностей, формирование которых у спортсменов является важной функцией тренера. Для чего сами тренеры должны обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Целью статьи является теоретическое обоснование необходимости исследований, направленных на изучение закономерностей развития представлений об этике у будущих тренеров в условиях высшего образования. Теоретическая значимость - обоснование необходимости проведение пролонгированных и лонгитюдных исследований в области профессиональной этики у будущих тренеров. Представленные в статье доводы доказывают необходимость проведения подобных исследований.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, этика, профессиональная этика, тренер, образование, воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p184-188

PROFESSIONAL ETHICS IN THE EDUCATION SYSTEM OF FUTURE COACHES

Vladimir Ivanovich Krilichevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

Ethics is a multifunctional discipline, reflected in all spheres of life. Physical culture and sport are important repeaters of high spiritual and moral values, the formation of which among the athletes is an important function of a coach. Coaches must have the appropriate knowledge and skills. The aim of the article is a theoretical justification for the need for research, studying the laws and development of professional ethics of future coaches in the context of system of higher education. Theoretical significance of the article is the justification for the need for prolonged and longitudinal research in the field of professional ethics for future coaches. The arguments presented in the article prove the need for corresponding researches.

Keywords: sport, physical culture, ethics, professional ethics, coach, education, upbringing.

ВВЕДЕНИЕ

Этика - одна из немногих научных дисциплин, обладающая широким полифункционализмом и находящая свое отражение практически во всех аспектах жизни человека. Физическая культура и спорт в общественном сознании неразрывно связаны с формирование высокой нравственной культуры и ретрансляцией высоких духовно-нравственных ценностей. Между тем, само соблюдение этических норм в спорте не является непреложной истиной и в современных реалиях постоянно подвергается сомнению [1, 2, 3].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подготовка юного спортсмена представляет собой сложную, иерархически структурированную систему, включающую не только формирование и развитие специальных двигательных навыков и физических качеств, но и воспитание, как привитие определенных моральных и духовно-нравственных ценностей, норм и ориентиров. Важным элементом этой системы является тренер, формирование компетенций и компетентности которого происходит в условиях образовательного процесса образовательных учреждений высшего образования. «Воспитание», наравне с «обучением» и «образованием», является одной из основных категорий педагогики. Воспитание - это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [4], т.е. оно неразрывно связано с освоением этических норм.

Развитие общества на каждом его этапе неизменно сопровождалось изменениями в области духовно-нравственных ценностей и ориентиров, смещением моральных норм в ту или иную сторону. Ярким примером тому служит Россия, где в течение всего ХХ века происходили значительные социокультурные изменения, сопровождавшиеся практически полным отрицанием ценностей предыдущих идеологических периодов и созданием новых. Неоднородность данного процесса мы наблюдаем и в начале XXI века.

Изучением закономерности развития духовно-нравственных и моральных норм и ценностей занимается этика, а в контексте отдельно взятого вида деятельности - профессиональная этика. Одними из основных категорий этики являются «добро» и «зло», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм» и др. Среди функций этики выделяют, прежде всего регулятивную, ценностно-ориентирующую, познавательную, воспитательную, мотивационную, коммуникативную и др. Как учебная дисциплина, в контексте подготовки будущих тренеров, этика имеет тесные связи с другими дисциплинами:

- педагогикой. Общая педагогика и педагогика физической культуры - являются важными компонентами формирования компетенций будущего тренера, именно в

процессе освоения этих дисциплин студенты знакомятся с понятиями «воспитание», «обучение» и «образование», закономерностью их развития и формирования в учено-тренировочном процессе;

- психологией, как дисциплиной изучающей закономерности развития личности, в том числе и на различных возрастных этапах;

- философией и историей, поскольку этика является философской дисциплиной, апеллирующей к социально-историческим изменениям в обществе и изучающей закономерности развития и изменений этических норм.

Кроме того, важным контекстом изучения этики является социальный, поскольку этические нормы каждой отдельной личности проходят становление и развитие непосредственно в рамках определенных социумов, опираясь на традиции, принятые в них.

Выше сказанное позволяет утверждать, что этика, как учебная дисциплина, представляет собой субдисциплину, объединяющую в едином контексте различные элементы других дисциплин и направленную на формирование личности, обладающей высокими морально-этическими качествами, ориентированными на развитие общества в целом и отдельных видов профессиональной деятельность в частности. Таким образом, изучение профессиональной этики наиболее эффективно только после освоения вышеперечисленных дисциплин.

Профессиональные функции тренера, в контексте этики, можно условно разделить на две важные составляющие: с одной стороны - это подготовка спортсмена, как участника спортивных соревнований, соблюдающего этические нормы и требования, в том числе и Олимпийской хартии, как по отношению к себе и членам своей команды, так и по отношению к соперникам и другим субъектам спортивной деятельности; с другой стороны - это формирование личности, способной соблюдать этические нормы и осуществлять саморегуляцию не только внутри, но и во вне профессиональной деятельности спортсмена [5, 6].

В современных реалиях спорта высших достижений, с точки зрения этики, можно наблюдать существенное нарушение моральных принципов. Одним из проявлений этого является «победа любой ценой», за счет применения в том числе и запрещенных препаратов (допинга). Причинно-следственные связи этого явления сложны и неоднозначны, и высока вероятность того, что они связаны прежде всего с низкими духовно-нравственными ценностями и ориентирами не столько самих спортсменов, сколько тренерского состава [7]. Тренер в процессе выполнения своих профессиональных функций выступает своеобразным ретранслятором определенных этических норм и ценностей и их содержания. Выполняя педагогические функции, составной частью которых является воспитание, он должен закладывать в спортсмена такие ценности и ориентиры, которые будут соответствовать высоконравственным идеалам и способствовать развитию личности.

Подобное воздействие невозможно без формирования у самих тренеров соответствующих норм, ценностей и ориентиров, изучение которых и происходит в процессе освоения дисциплины «Профессиональная этика». Т.е. будущие тренеры должны изучать не только непосредственно саму этику, но и её частные проявления - педагогическую этику и спортивную.

Между тем, сами будущие тренеры - студенты образовательных учреждений высшего образования в сфере физической культуры и спорта - это молодые люди, зачастую являющиеся действующими или только что окончившими карьеру представителями спортивных дисциплин, которые уже обладают своими сложившимися представлениями о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», т.е. они уже является продуктом определенной системы воспитания и воздействия тренерского коллектива. Таким образом, в процессе изучения «Профессиональной этики» происходит не только теоретическое освоение основных этических категорий и их современного содержания, но и возможное изменение уже сложившихся о них представлений. С научной точки зрения подобная ситуация требует тщательного изучения и анализа. Кроме обозначенного выше, актуальность подобных

исследований обуславливается необходимостью изучения изменения этических норм будущих тренеров в процессе получения высшего образования, т.е. проведение лонгитюдных и пролонгированных исследований.

Данные исследования обладают высокой теоретической значимостью для сферы физической культуры и спорта, поскольку дополняют общую теории физической культуры и спорта знаниями не только о преобладающих у будущих тренеров в отдельно взятый момент определенных этических норм и их содержания, но и о закономерности развития этических норм в системе высшего образования в сфере физической культуры и спорта. Кроме того, за счет дифференциации исследуемого контингента по видам спорта, можно будет провести сравнительный анализ и выявить общие черты, закономерности и различия, что может способствовать повышению эффективности формирования высоких этических норм, в контексте каждого вида спорта в отдельности, выявления особенностей формирования сугубо специфических этических норм, носящих прикладной характер.

С практической точки зрения, полученные данные могут быть внедрены непосредственно в образовательный процесс, с целью совершенствования системы подготовки будущих тренеров, в области формирования высоких духовно-нравственных и моральных ценностей, норм и ориентиров, что в конечном итоге может способствовать оздоровлению спорта, с морально-этической стороны. Кроме того, на основе полученных данных можно будет разработать специальные занятия (теоретические и практические), направленные на обучение у будущих тренеров навыкам формирования у спортсменов высокой духовно-нравственной культуры, а также совершенствовать содержание дисциплины «Профессиональная этика» и других связанных с ней дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что «Профессиональная этика» является одной из важных дисциплин в процессе подготовки будущих тренеров, а совершенствование её наполнения требует проведения соответствующих лонгитюдных и пролонгированных исследований, направленных на изучение общих закономерностей изменения и формирования высоких духовно-нравственных ценностей и ориентиров в условиях высшего образования в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ягодин, В.В. Спорт и спортивная этика в социальной реальности XXI века / В.В. Ягодин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Личность и общество в современном социально-философском дискурсе». - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), 2016. -С. 533-537.

2. Самыгин, С.И. Спортивная этика и трансформация ценностей олимпийского спорта в контексте воздействия на социализацию современной российской молодежи / С.И. Самыгин, Н.П. Любецкий, П.С. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2016. - № 6-7. - С. 98-102.

3. Тиббс, Д. Бороться честно: о вкладе академического сообщества в совершенствование системы управления олимпийским движением / Д. Тиббс // Вестник российского международного олимпийского университета. - 2016. - № 2 (19). - С. 24-28.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.01. 2020).

5. Кадачников, Д.Г. Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов / Д.Г. Кадачников, А.М. Кузьмин, Н.В. Сапожни-кова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 71-79.

6. Кармаев, Н.А. Исследование действием как инструмент развития профессиональной этики в сфере физической культуры и спорта / Н.А. Кармаев, В.А. Таймазов, Н.Н. Кармаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 113-118.

7. Белялетдинов, Р.Р. Биотехнологии, тело и спорт: где границы свободы? / Р.Р. Белялетди-нов, О.В. Попова // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 4. - С. 48-62.

REFERENCES

1. Yagodin, V.V. (2016) "Sport and sport ethics in social reality of XXI century", Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Personality and Society in the Contemporary Socio-PhilosophicalDiscourse ", pp. 533-537.

2. Samygin, S.I., Lyubetsky, N.P., Samygin P.S. (2016) "Sports ethics and transformation of values of Olympic sport in the context of influence on socialization of the Russian youth", Humanities, Social-Economic and Social Sciences, No. 6-7, pp. 98-102.

3. Tibb, J. (2016) "Fight honestly: On the contribution of the academic community to the improvement of the Olympic movement management system", Herald of the Russian International Olympic University,, No. 2 (19), pp. 24-28.

4. Federal law "About Education in Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FL, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

5. Kadochnikov, D.G., Kuzmin, A.M., Sapozhnikova, N.V. (2017) "Pedagogical conditions of forming future coaches' readiness to young sportsmen's moral upbringing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 71-79.

6. Karmaev, N.A., Taymazov, V.A., Karmaeva, N.N. (2018) "Research by action as an instrument for development of professional ethics in sports and physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 113-118.

7. Belyaletdinov, R.R., Popova, O.V. (2019) "Biotechnologies, Body and Sport: Where Are the Boundaries of Freedom?", Horizons of Humanities Knowledge, No. 4, pp. 48-62.

Контактная информация: paulmasel1975@gmail.com

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.07

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Владимир Павлович Крысанов, кандидат военных наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург; Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук,

заместитель начальника, Санкт-Петербургского военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Александр Викторович Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Военно-морская академия, Санкт-Петербург; Мурад Шихмагомедович Асланов, соискатель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье говорится о том, что для проведения подразделениями морской пехоты десантных операций в быстроменяющейся, не простой геополитической обстановке с постоянно совершенствующейся боевой техникой и вооружением не малая роль для успешного выполнения боевых задач лежит непосредственно на человеке - морском пехотинце, что в свою очередь требует поиска новых форм, методов и средств повышения уровня физической готовности подразделений морской пехоты. В результате ставится под сомнение эвристическая значимость профессиографических исследований, используемых для обоснования задач физической подготовки. Наряду с вышесказанным необходимо отметить, что на занятиях по физической подготовке с морскими пехотинцами необходимо применять средства физической и психологической подготовки в сочетании с элементами военно-прикладной направленности, которые тесно связаны с военно-профессиональными действиями морских пехотинцев при проведении морских десантных действий.

Ключевые слова: специальная направленность, средства физической подготовки, физическая и профессиональная подготовка, физические качества, морские пехотинцы, десантные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.