Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАВАЕМЫЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МОТИВЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маметьев И.В.

В статье анализируются результаты опроса школьников по выявлению осознаваемых и неосознаваемых мотивов выбора профессии. В исследовании использовался «опросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова» и анкета на определение основных видов мотивов.The article analyzes the results of a survey to identify pupils conscious and unconscious motives of choice of profession. The study used a "questionnaire to identify the dominant instinct V. Garbuzova" profile and to identify the main types of motives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

правительство не смогло удержаться у власти мирным путем и для укрепления своих внутриполитических позиций использовало террор как средство удержания власти. Машина террора складывалась в законодательных актах в течение нескольких лет, достигнув своей кульминации в период правления партии Робеспьера.

Использованные источники:

1. Захер Я.М. Французская революция в документах в документах 17891794Л.: рабочее издательство «Прибой», 1926. с. 667.

2. Bouloiseau, Marc. The Jacobin Republic: 1792-1794. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 251 с.

3. Buchez P. J. B. , Roux P. C. Histoire parlementaire de la Revolution francaise ou Journal des ., Volume 25. Paulin, 1836. p.495.

Маметьев И.В. студент 4 курса Астраханский государственный университет

Россия, г. Астрахань ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

В статье анализируются результаты опроса школьников по выявлению осознаваемых и неосознаваемых мотивов выбора профессии. В исследовании использовался «опросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова» и анкета на определение основных видов мотивов.

Ключевые слова: осознаваемые и неосознаваемые мотивы, анкетирование, школьники, профессия.

The article analyzes the results of a survey to identify pupils conscious and unconscious motives of choice of profession. The study used a "questionnaire to identify the dominant instinct V. Garbuzova" profile and to identify the main types of motives.

Keywords: conscious and unconscious motives motives, questioning, the students, the profession.

В условиях сложной социально-экономической ситуации в России, вызванной отсутствием развитой промышленной сферы, существованием безработицы возникают сложности в определении выбора профессии старшеклассниками. Профессиональное самоопределение молодежи в настоящий период осложняется также, с одной стороны, широкими возможностями профессионального выбора, с другой - неоднозначностью ценностных и профессиональных ориентиров общества и возможности найти работу по выбранной специальности. Поэтому возникает необходимость проанализировать осознаваемые и неосознаваемые мотивы выбора профессии современными старшими школьниками, что может прояснить роль внутренних факторов профессионального выбора для решения проблемы подготовки старшеклассников к самостоятельному, осознанному

профессиональному самоопределению.

Для исследования формально-динамических свойств личности, т.е. склонностей к профессии, рассматриваемых как неосознаваемые мотивы нами использовался «Опросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова» [2, с 12]. Гарбузов выделяет семь основных инстинктов: инстинкт самосохранения (эгофильный тип), для которого характерны эгоцентричность, консерватизм; инстинкт продолжения рода (генофильный тип), для которого характерны семейственность, сверхзабота о безопасности своих детей и близких; альтруистический тип, для которого характерна доброта, миролюбие, забота о слабых и больных; исследовательский тип; инстинкт доминирования (доминантный тип); инстинкт свободы (либертофильный тип); инстинкт сохранения достоинства (дигнитофильный тип).

В качестве опрашиваемых выступили учащиеся МБОУ Лицей № 2 и СОШ № 56 г.Астрахани в количестве 104 учащихся 11-х классов. Результаты анализа опроса показали, что для каждого учащегося был характерен свой набор из нескольких инстинктов. Доминирующим инстинктом считался инстинкт, который набрал большее количество баллов.

В данном случае в его качестве выступил инстинкт доминирования (22%) и исследовательский инстинкт (21%). Дигнитофильный инстинкт был отмечен у 18 % опрошенных; генофильный и либертофильный выявлен у 15% опрошенных. Эгофильный (8%) и альтруистический (6%) инстинкты проявляются у меньшинства опрошенных.

Таким образом, для большинства респондентов характерно преобладание инстинкта доминирования. Вероятнее всего это связанно со стереотипами, преобладающими в социокультурной среде, большей частью навязанные СМИ. Наличие исследовательского инстинкта наряду с доминируюшим базируется на особенностях юношеского возраста: страсти к новшествам, к неизведанному.

Осознаваемые мотивы выбора профессии у старших школьников были выявлены в процессе анализа анкеты на определение основных видов мотивов [1, с 8]. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию.

С помощью данной методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь

осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

У большинства опрашиваемых доминировали внутренние индивидуально значимые мотивы (38%) и внутренне социальнозначимые (36%). Внешние положительные мотивы выявлены у 17 % респондентов, а внешние отрицательные мотивы у 9 % опрошенных.

Соотношение полученных нами данных об осознаваемых и неосознаваемых мотивах выбора профессии приводит к следующим результатам: у школьников с доминирующим инстинктом наиболее значимой является внешняя мотивация (76%); у школьников с исследовательским инстинктом значимой становится внутренняя мотивация (24 %). Для старшеклассников с доминирующим эгофильным инстинктом свойственна внутренняя мотивация выбора профессии на 100%. У школьников с дигнитофильным инстинктом значимой является внешняя мотивация (68%); с альтруистическим инстинктом - внутренняя (92%).

Мотивы выбора профессии связаны с психологическими особенностями старших школьников с их эмоционально окрашенным отношением к своему месту в мире профессий. Самоопределение личности в выборе профессии оказывает влияние как межличностные отношения в коллективе, так и социальные условия. Все же основным фактором профессионального самоопределения является особенность самой личности, её ответственность и активность, что влияет на осуществление самореализации личности в рамках какой-либо профессии в результате чего человек адаптируется к социокультурной среде. Правильный выбор области профессиональной деятельности позволяет осуществить полную реализации личности.

Использованные источники:

1. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.

2. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье/ Санкт-Петербург. АО «Сфера», 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.