Научная статья на тему 'Неосознаваемые детерминанты профессионального выбора'

Неосознаваемые детерминанты профессионального выбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
УСТАНОВКА / МОТИВ / ДОМИНИРУЮЩИЙ ИНСТИНКТ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / INSTALLATION / MOTIVE / PREDOMINANT INSTINCT / OCCUPATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалёнок Татьяна Петровна

Рассматривается проблема формирования профессиональной направленности. Проведен обзор исследований связи между типом выбираемой профессии и особенностями раннего жизненного опыта, воспитания, мотивационной сферы и других, плохо осознаваемых детерминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT REALISED DETERMINANTS OF A PROFESSIONAL SELECT

The problem of making up of professional directivity is observed. The review of probes of linkage between phylum of a selectable occupation and singularities of early life experience, education, a motivational orb and others, badly realised a determinant is conducted.

Текст научной работы на тему «Неосознаваемые детерминанты профессионального выбора»

8. Гапонцева, М.Г. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения / М.Г. Гапонцева, В.А. Федоров, В.Л. Гапонцев // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2006. — № 5 (41). — С. 13-20.

9. Гончаров, С.З. О синергетике редукции и эвристике / С.З. Гончаров // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2005. — № 2 (32). — С. 114-124.

10. Мукушев, Б.А. Синергетика в системе образования / Б.А. Мукушев // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2008. — № 3 (51). — С. 105-122.

11. Штейнберг, В.Э. Синергетика и технологии обучения / В.Э. Штейнберг // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2005. — № 1 (31). — С. 109-111.

12. Гапонцев, В.Л. Курс «Естествознание» как интегрирующий фактор непрерывного образования / В.Л. Гапонцев, М.Г. Гапонцева, В.А. Федоров, Е.В. Ткаченко // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2001. — № 3 (9). — С. 3-17.

13. Гапонцев, В.Л. Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине «Концепции современного естествознания»: выявленные проблемы / В.Л. Гапонцев, В.А. Федоров, М.Г. Гапонцева // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2007. — № 4 (46). — С. 113-122.

14. Гапонцева, М.Г. Интегративный подход в математике и естествознании как средство развития познавательной активности учащихся / М.Г. Гапонцева, В.А. Федоров // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2002. — № 4 (16). — С. 123-140.

УДК 378

Т.П. Ковалёнок, канд. психол. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

В современной психологии существуют разные точки зрения на соотношение осознаваемых и неосознаваемых явлений в регуляции поведения человека. Выделяются три основные разновидности бессознательных психических явлений — это субсенсорные (очень слабые) ощущения и восприятия, неосознаваемые регуляторы автоматизированных действий и неосознаваемые мотивы. В контексте проблемы профессионального выбора особый интерес представляет последняя группа явлений.

Неосознаваемую самим человеком готовность поступать определенным образом называют установкой. Причины формирования таких установок могут быть разными. Если понятие «установка» использовать в широком смысле, в качестве механизмов формирования установок можно рассматривать неосознаваемые мотивы, отражающие особенности жизненного опыта конкретного субъекта; инстинкты как общие для всех генетически обусловленные формы поведения; и специфические для группы людей, связанных кровным родством, генетические факторы.

Мотив с точки зрения психологии предмет, который побуждает человека к деятельности, направляет, поддерживает и обеспечивает эту деятельность энергией. Мотивы — основные движущие силы поведения человека. Совокупность мотивов составляет мотивацию конкретного человека или его поступка.

В большинстве случаев поведение человека является полимотивированным, т. е. определяется несколькими, одновременно действующими мотивами. Например, мотивами трудовой и профессиональной деятельности, как правило, является

и стремление получить материальное вознаграждение за свой труд, и желание добиться успеха и доказать свою компетентность, и интерес к содержательной стороне работы, и многое другое, что человек хорошо осознает. Помимо таких мотивов Э.Ф. Зеер выделяет неосознаваемые мотивы, например, стремление к власти, доминированию, самоутверждению [1]. Могут быть и промежуточные случаи — мотивы, которые не осознаются, но потенциально доступны для осознания. Как правило, такие мотивы могут осознаваться с большим или меньшим трудом, в результате внутренней работы и самоанализа.

Если поведение человека регулируется неосознаваемым мотивом, то оно имеет сознательную мотивировку, которая представляется ему самому реальным мотивом, но обычно имеет с ним мало общего.

Изучение мотивов профессионального выбора показывает, что достаточно часто эти мотивы самим оптантом (выбирающим профессию) не осознаются. Так, изучение мотивов профессиональной деятельности с помощью специальных методик, выявляющих бессознательное, показали, что частым неосознаваемым мотивом выбора профессии у учителей, медицинских работников среднего звена, священников, журналистов и психологов, в отличие от административных служащих, врачей и юристов, является мотив власти, т. е. желание человека чувствовать себя могущественным, сильным и проявлять свое могущество в действии. Студенты, овладевающие этими профессиями, часто надеются овладеть психологическими знаниями и приемами, которые

позволяют доминировать над окружающими людьми [2].

Причиной появления такого мотива является контролирующий и опекающий стиль воспитания, который способствовал формированию неуверенности в умении эффективно влиять на события, происходящие в жизни, а отсюда потребность чувствовать себя сильным не была реализована. Однако данная потребность не исчезла со временем, а нашла иные, более изощренные и неординарные формы для реализации.

Исследования американских психологов показали, что решение изучать медицину, как и многие другие жизненные выборы, принимается под влиянием как осознаваемых, так и бессознательных факторов. Бессознательные факторы предпочтения исследовать сложно, но получены некоторые данные о том, что врачи выбирают свою будущую специальность в раннем подростковом возрасте или даже раньше, по меньшей мере, одна треть студентов, избравших медицину, руководствовались бессознательными невротическими побуждениями и неразрешенными конфликтами детского возраста. Многие авторы полагали, что выбор медицинской профессии может служить формой защиты против чувства тревоги или бессилия, которые возникли вследствие переживаний, связанных с болезнью или со смертью членов семьи.

Кроме этого выбор медицинской профессии может быть попыткой компенсировать недостаток удовлетворения эмоциональных потребностей в раннем детстве. То, что не было получено в детстве, приобретается посредством возможности оказывать помощь другим людям и проявлять к ним внимание. Описывается «навязчивое оказание помощи» как модель поведения людей, которые в раннем детстве не имели достаточных отношений привязанности. Типичное детство таких людей связано с родителем, который был не способен любить ребенка. Человек, который развивался в таких условиях, считает доступным для себя только один вид эмоциональной связи в рамках которого он всегда должен оказывать помощь другим, и единственный вид помощи, которую он может получать, это помощь от самого себя [2].

Интересным представляется опыт анализа влияния гендерных установок на выбор профессии. Полученные Л.Г. Почебут и В.А. Чикер данные свидетельствуют о том, что у мужчин более выражена направленность на менеджмент, на предпринимательство и соревновательность, а у женщин — на профессиональную компетентность, автономию, стабильность, служение и интеграцию стилей жизни [3].

Разное отношение к одной и той же работе мужчин и женщин выявилось и в исследовании С.А. Гаранина (1993). Им было показано, что

18

учителя-женщины в большей степени, чем учителя-мужчины, стремятся к расширению своих знаний, в то же время учителя-мужчины больше стремятся к научному осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению динамики развития своих учеников [3].

В качестве еще одного неосознаваемого фактора профессионального выбора некоторые авторы рассматривают инстинкты. Отечественный психолог, психиатр и психотерапевт В.И. Гарбузов рассматривает инстинкт как фиксированную в генетическом коде программу приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающую в себя индивидуальный стиль адаптации и социализации. Он выделил семь ведущих инстинктов (самосохранение, продолжение рода, альтруистический, исследование, доминирование, свобода, сохранение достоинства). Обычно у человека доминирует один инстинкт, который и определяет тип личности (ее судьбу, особенности приспособления к миру). Соответственно есть семь первичных чистых типов личности (и масса смешанных).

Первый тип — эгофильный, с доминированием инстинкта самосохранения, в соответствии с которым будут формироваться и проявляться адекватные черты характера: самолюбие, демонстративность, артистичность, завышенные притязания, невнимательность и безразличие к людям, подозрительность, мнительность, избегание риска, консерватизм, готовность поступиться с социальными потребностями ради собственной безопасности, тревожность в отношении собственного здоровья и благополучия.

Второй тип — генофильный. Основной инстинкт — продолжение рода делает такого человека заботливым, отзывчивым, направленным на детей и семью, способным к воспитательной и педагогической деятельности.

Для третьего типа характерна склонность к исследовательской деятельности, новаторство в науке, искусстве, способность без колебания оставлять обжитое место, налаженное дело, при появлении нового, требующего риска, качества исследователя, путешественника, творца, любовь к истине, приверженность к фактам, правдолюбие.

При доминировании альтруистического инстинкта человек склонен к тому, чтобы посвятить свою жизнь врачеванию, опеке слабых, миссионерской деятельности, служению религиозным идеалам. В характере проявляется гуманизм, отзывчивость, терпимость к людям, уживчивость, милосердие, доброжелательность.

Доминантная личность склонна к лидерству, к власти, предрасположена к решению сложных организационных задач. В характере выражена инициативность, карьеризм, склонность к риску, деловитость, упорство.

Преобладание либертофильного инстинкта проявляется в склонности к протесту, бунтарству, реформаторству, предрасположенности к перемене мест, стремление к независимости, нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

При доминировании дигнитофильного инстинкта основным побудителем становится сохранение чувства собственного достоинства. Такие люди нетерпимы к любым формам унижения, готовы поступиться благополучием, социальным статусом во имя приоритета чести и гордости. В характере будут преобладать такие качества, как честность, верность слову, ответственность за свои поступки, бескомпромиссность, нетерпимость к безнравственности.

Таким образом, Гарбузов утверждает, что доминирующий инстинкт определяет предпосылки врожденного призвания человека, тенденции основной, доминирующей ценности в его смысле жизни. Инстинкты от природы насыщены энергией. Это значит, что они постоянно проявляются помимо воли и сознания человека. Если индивид игнорирует свои возможности, то не справляется с проблемами, страдает от неудовлетворенности, если добровольный и осознанный выбор соответствует замыслу природы, то радуется жизни и добивается успеха [4].

Сходные представления разрабатывались швейцарским психологом и психиатром Л. Сонди. В своих генетических исследованиях Сонди обнаружил, что определенному кругу наследуемых заболеваний сопутствуют также определенные типы способностей и выбор профессий. Этот феномен он назвал эрготропизмом. Так, профессию выбирают потому, что она может позволить удовлетворять какие-то инстинктивные побуждения социально приемлемым образом (родственники больных пироманией, например, достоверно чаще становятся пожарными). Выбор профессии имеет, кроме того, целью удовлетворение потребности в контакте с генетически родственными типами людей (сын больной шизофренией становится психиатром, в особенности ин-

тересуясь психотерапией шизофрении). На выбор профессии могут оказывать влияние детерминированные инстинктами устойчивые аффективные схемы (симбиотические отношения с матерью воспроизводятся в профессии медсестры или воспитательницы детского сада). К таким случаям «первичного» эрготропизма добавляются случаи «защитного» эрготропизма, когда выбор профессии диктуется механизмом защиты от отвергаемой инстинктивной потребности. Однако Сонди не считал генетическую детерминированность безусловной и прямолинейной. Не каждый юрист является латентным преступником [5].

Анализ имеющихся в современной психологической науке данных позволяет утверждать, что за внешне свободным выбором жизненной судьбы часто стоит влияние целого ряда не осознаваемых человеком факторов, модулируемых индивидуальными особенностями структуры инстинктов, влиянием условий окружающей социальной ситуации, типом социокультурного мировоззрения. Все эти факторы определяют собой «относительно навязанный» профессиональный выбор. Проникновение в неосознаваемое содержание этих предрасположенностей поможет сделать более обоснованными рекомендации по выбору профессии, прогнозы профессиональной успешности и удовлетворенности трудом.

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — 240 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. — СПб.: Изд-во «Питер», 2008. — 432 с.

3. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 с.

4. Гарбузов, В.И. «Концепция инстинктов и психосоматическая патология» / В.И. Гарбузов. — СПб.: Сотис, 1999. — 319 с.

5. Юттнер, Ф. Судьбоанализ в выводах: обзор пяти основных книг Леопольда Зонди / Ф. Юттнер. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002. — 262 с.

УДК 378.1.147

А.С. Дорохов, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

использование сапр в учебном процессе по дисциплинам кафедры «инженерная графика»

Проектирование различных изделий современ- рованного проектирования (САПР). Использование

ными промышленными предприятиями трудно САПР позволяет существенно снизить затраты вре-

представить без использования систем автоматизи- мени и средств на создание новых и модернизацию

----------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 ---------------------- 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.