Научная статья на тему 'Использование САПР в учебном процессе по дисциплинам кафедры «Инженерная графика»'

Использование САПР в учебном процессе по дисциплинам кафедры «Инженерная графика» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
704
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / САПР / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. УДК / ENGINEERING DRAWING / COMPUTER-GENERATED IMAGE / CAD / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дорохов Алексей Семенович

Дано обоснование необходимости обучения студентов технических вузов системам автоматизированного проектирования. Характеризуются основные преимущества и возможности компьютерной программы AutoCAD, разработанной компанией Autodesc. Приводятся возможные варианты реализации учебных программ по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» с использованием систем автоматизированного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAD UTILISATION IN TRAINING PROCESS ON DISCIPLINES OF STAND «ENGINEERING DRAWING»

The justification of necessity of instruction of students of technical colleges is yielded automated design engineering systems. The basic advantages and possibilities of computer program AutoCAD, are characterised by developed company Autodesc. Optional versions of implementation of curriculums on disciplines «Descriptive geometry» and «the Engineering drawing» with usage of automated design engineering systems are resulted.

Текст научной работы на тему «Использование САПР в учебном процессе по дисциплинам кафедры «Инженерная графика»»

Преобладание либертофильного инстинкта проявляется в склонности к протесту, бунтарству, реформаторству, предрасположенности к перемене мест, стремление к независимости, нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

При доминировании дигнитофильного инстинкта основным побудителем становится сохранение чувства собственного достоинства. Такие люди нетерпимы к любым формам унижения, готовы поступиться благополучием, социальным статусом во имя приоритета чести и гордости. В характере будут преобладать такие качества, как честность, верность слову, ответственность за свои поступки, бескомпромиссность, нетерпимость к безнравственности.

Таким образом, Гарбузов утверждает, что доминирующий инстинкт определяет предпосылки врожденного призвания человека, тенденции основной, доминирующей ценности в его смысле жизни. Инстинкты от природы насыщены энергией. Это значит, что они постоянно проявляются помимо воли и сознания человека. Если индивид игнорирует свои возможности, то не справляется с проблемами, страдает от неудовлетворенности, если добровольный и осознанный выбор соответствует замыслу природы, то радуется жизни и добивается успеха [4].

Сходные представления разрабатывались швейцарским психологом и психиатром Л. Сонди. В своих генетических исследованиях Сонди обнаружил, что определенному кругу наследуемых заболеваний сопутствуют также определенные типы способностей и выбор профессий. Этот феномен он назвал эрготропизмом. Так, профессию выбирают потому, что она может позволить удовлетворять какие-то инстинктивные побуждения социально приемлемым образом (родственники больных пироманией, например, достоверно чаще становятся пожарными). Выбор профессии имеет, кроме того, целью удовлетворение потребности в контакте с генетически родственными типами людей (сын больной шизофренией становится психиатром, в особенности ин-

тересуясь психотерапией шизофрении). На выбор профессии могут оказывать влияние детерминированные инстинктами устойчивые аффективные схемы (симбиотические отношения с матерью воспроизводятся в профессии медсестры или воспитательницы детского сада). К таким случаям «первичного» эрготропизма добавляются случаи «защитного» эрготропизма, когда выбор профессии диктуется механизмом защиты от отвергаемой инстинктивной потребности. Однако Сонди не считал генетическую детерминированность безусловной и прямолинейной. Не каждый юрист является латентным преступником [5].

Анализ имеющихся в современной психологической науке данных позволяет утверждать, что за внешне свободным выбором жизненной судьбы часто стоит влияние целого ряда не осознаваемых человеком факторов, модулируемых индивидуальными особенностями структуры инстинктов, влиянием условий окружающей социальной ситуации, типом социокультурного мировоззрения. Все эти факторы определяют собой «относительно навязанный» профессиональный выбор. Проникновение в неосознаваемое содержание этих предрасположенностей поможет сделать более обоснованными рекомендации по выбору профессии, прогнозы профессиональной успешности и удовлетворенности трудом.

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — 240 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. — СПб.: Изд-во «Питер», 2008. — 432 с.

3. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 с.

4. Гарбузов, В.И. «Концепция инстинктов и психосоматическая патология» / В.И. Гарбузов. — СПб.: Сотис, 1999. — 319 с.

5. Юттнер, Ф. Судьбоанализ в выводах: обзор пяти основных книг Леопольда Зонди / Ф. Юттнер. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002. — 262 с.

УДК 378.1.147

А.С. Дорохов, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

использование сапр в учебном процессе по дисциплинам кафедры «инженерная графика»

Проектирование различных изделий современ- рованного проектирования (САПР). Использование

ными промышленными предприятиями трудно САПР позволяет существенно снизить затраты вре-

представить без использования систем автоматизи- мени и средств на создание новых и модернизацию

----------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 ---------------------- 19

существующих объектов, что доказывает ее высокую эффективность в автоматизации работ конструкторских и технологических подразделений. Наряду с этим повышается качество выпускаемой конструкторской документации.

Аналогичная ситуация обстоит в науке и образовании. Высшие учебные заведения максимально уделяют внимание применению информационных технологий при обучении студентов. Изучаются самые перспективные технологии проектирования, осваивается работа с компьютером и системами компьютерной графики. Это позволяет студентам выполнять курсовые и дипломные проекты с использованием компьютерных программ проектирования, а получив такое образование, быть конкурентоспособными на рынке труда. Применение компьютерной графики требует повышения квалификации и преподавателей, которые изучают компьютерные технологии, а затем разрабатывают новые методики и используют их в учебном процессе.

Графическое изображение является наиболее емким, наглядным и экономичным средством представления зрительной информации, что естественно привело к возникновению компьютерной графики в качестве одной из подсистем САПР, включающей в себя систему технических, программных и информационных средств кодирования.

Одним из мировых лидеров среди графических пакетов является разработка фирмы ЛИТОБЕВК — программа ЛШюСЛБ (рис. 1). В России среди раз-

личных систем автоматизированного проектирования эта программа получила наибольшее распространение [1, 2].

Программа AutoCAD позволяет создавать объекты любой сложности и предназначена для создания и изучения поведения точных цифровых прототипов изделий. При подготовке конструкторской документации в машиностроении используются программы Autodesk Inventor и AutoCAD Mechanical. Для проектировщиков электрических систем управления служит AutoCAD Electrical [1].

Каждая из этих программ имеет мощную базу данных для проектирования специализированных объектов, которая полностью соответствует ГОСТ и ЕСКД. Например, в базу данных AutoCAD Electrical (рис. 2) входят электротехнические изделия и приборы производителей России и стран СНГ.

Базы данных состоят из графической, текстовой и вспомогательной части, что обеспечивает легкую и быструю работу при выполнении проекта.

Системой автоматизированного проектирования общего назначения служит AutoCAD 2009, который позволяет легко и эффективно разрабатывать проекты, визуализировать их и составлять проектную документацию в различных сферах деятельности.

Основными преимуществами системы AutoCAD 2009 являются [1]:

• проверенные временем инструменты инженерной графики трехмерного моделирования и визуализации;

Рис. 1. Рабочее окно программы AutoCAD

Вставить компонент

IE С: Графические образы для схем

Меню Вц

Меню

Ш -К1' У правление двигателем ,а

Ш '•в- Сигнальные лампы ЕВ '•в- Каналы вводаУвывсда ППК йй 40' Клеммы/Соединители +а- Концевые выключатели +0' Реле давленияЛемгоературы Ш '•в- Бесконтактные выключатели ]•• -*9- Разные переключатели -*в- Соленоиды : '*»- КИПиЬ

Ш +0- Классификационные графически 30 '»•- Другое Й *9- ИнформЭлектроСофт

0 +в- 1 Автоматические выключате ■♦а- 1.1. Однополюсные 1.2. Двухполюсные

Двухполюсные

Принципиал... Принципиал... Тепловой Магнитно-те... Раса

скема схемаскре... расцепитесь расщепитель мам

а.

ЄПЛОВОІ

сцелиг(

Ч & *

Расцепитель Для максимальн... однолинейн...

Свободный Свободный Св< полюс МРТ полюс МРТ... полю

Свободный полюс МРТ с...

Рис. 2. Выбор компонентов из базы данных AutoCAD Electrical

• платформа АиоСАБ, обеспечивающая повышение производительности труда в любой области деятельности, связанной с точным графическим представлением результатов;

• функционал АШюСАБ, дополняющий более 5000 специализированных программ-приложений для самых разнообразных отраслей;

• графические стандарты АиоСАБ, ставшие мировыми промышленными стандартами САПР, используются в десятках миллиардов технических документов по всему миру.

К возможностям данной программы относится следующее [2]: совершенная система создания различных двумерных графических объектов-примитивов и управления такими объектами; возможность самостоятельно выбирать вид, проекцию, характер представления созданных объектов; система визуального представления, взаимодействующая с графическим адаптером-ускорителем пользовательского компьютера, позволяет представлять объекты с реалистичной раскраской, имитировать «ручную» графику, придавая удивительную выразительность проектам; технология «одного щелчка» кнопкой мыши обеспечивает снижение трудоемкости работ; управление как наборами файлов, составляющих проект, так и отдельными более мелкими частями файлов (листами, видовыми экранами).

Основу инструментов черчения составляют следующие системы: интеллектуального объектного отслеживания; геометрических «привязок»; навигации; отслеживающих лучей; динамического ввода параметров на экране; редактирования объектов; многофункциональных настроек; сложных параметрических объектов.

Используя программу АШюСАБ 2009, важно обратить внимание на рабочее окно программы или пользовательский интерфейс, который дает возможность повысить общую производительность работы, благодаря сокращению количества действий, требуемых для обращения к команде. Это в первую очередь обеспечивается за счет опций команд, представленных в наглядном визуальном формате; быстрых и интуитивных переходов между командами; легкой адаптации и расширения панелей инструментов, что позволяет гибко настраивать их под стандарты предприятия и потребности конкретных пользователей.

Также в программе АШюСАБ традиционно развиты средства, позволяющие записать любой набор графических объектов в специальную библиотеку

внутри документа и использовать вставку уже готового набора, который называется блоком.

Таким образом, в настоящее время необходимо системно обучать студентов автоматизированному проектированию с применением современных информационных и инновационных технологий. Это позволит подготовить квалифицированных специалистов, умеющих работать с компьютерной графикой.

Для определения возможностей реализации учебных программ по дисциплине «Инженерная графика» с использованием систем автоматизированного проектирования проводились исследования и разработка материалов по внедрению курса «Компьютерная графика» в учебный процесс.

Анализ результатов выполненных работ по всем темам дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» позволил определить стратегию преподавания компьютерной графики и обосновать структуру учебно-методического материала.

При изучении курса «Компьютерная графика» студенты обучаются работе с графическим пакетом АШюСАБ. Процесс обучения ориентирован на выполнение расчетно-графических работ по дисциплине «Инженерная графика», а именно выполнение деталировки, сборочных чертежей, электрических схем и т. д. Это связано с тем, что решение задач по начертательной геометрии с использованием компьютерных программ проектирования требует в два раза больше времени, чем без применения ПЭВМ. Основная причина больших затрат времени заключается в его расходовании не на осмысление задачи, а на оформление, что отвлекает от самого решения задачи и может вызывать ошибки. При выполнении расчетно-графических работ по черчению с использованием САПР время сокращается примерно в три раза. Стоит отметить, что главным является не только сокращение времени на выполнение заданий, а также наглядность формирования

21

Возможные варианты изучения курса «Компьютерная графика»

Вари- Последовательность изучения дисциплин

ант 1 2 3

1 Начертательная Инженерная Компьютерная

геометрия графика графика

2 Компьютерная Начертательная Инженерная

графика геометрия графика

3 Начертательная Компьютерная Инженерная

геометрия графика графика

модели, позволяющая глубже уяснить информацию, содержащуюся в изображениях.

В связи с этим из трех возможных вариантов изучения курса «Компьютерная графика» был выбран третий (таблица).

Данный вариант предполагает использование компьютерного проектирования на этапе изучения инженерной графики, что позволяет использо-

вать имеющиеся знания по начертательной геометрии и ускорять усвоение практических навыков работы с компьютерными программами.

Навыки применения САПР, полученные студентами при изучении курса «Компьютерная графика», в дальнейшем могут эффективно использоваться при курсовом и дипломном проектировании, а также при конструировании изделий и проектировании технологических процессов в производстве.

Список литературы

1. http://www.autodesk.ru.

2. Полещук, Н.Н. А^оСАБ 2009 / Н.Н. Полещук. — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 1184 с.

УДК 37.037.1

Ю.С. Ценч, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

роль культурологии в формировании профессиональной направленности будущих специалистов университета физической культуры

Главная цель профессионального образования не только передача знаний, но также овладение профессиональной культурой.

Система профессионального образования в области физической культуры и спорта, как и любое другое направление в структуре современного образования, сотрудничает с множеством самых разных подсистем в широком социальном пространстве. Они выступают как контекст функционирования системы образования и как совокупность множества «внешних» механизмов, необходимых для эффективной реализации целей в профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная подготовка будущих специалистов университета физической культуры включает в себя формирование их профессиональной направленности.

Под профессиональной направленностью автор понимает интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести не только профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к профессиональной деятельности, общественную активность, доми-

22

нантность, социальный оптимизм, но также и качества, которые охватывают весь спектр понятия профессиональная культура — «культура личности» в профессиональной деятельности, а именно:

• знание и понимание норм здорового образа жизни, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности;

знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина России;

понимание ценности культуры, науки и спорта; знание и понимание профессиональных, этических норм;

владение приемами культуры профессионального общения;

умение строить межличностные отношения и работать в группе;

готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать профессиональную деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения; умение формировать свою профессиональную, корпоративную культуру и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.