Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корева О. В., Тихий В. И., Тяпкина А. П.

Статья посвящена проблемам развития особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов. Важную роль в контексте устойчивого развития регионов России, несомненно, играют пространственные структуры, которыми являются особые экономические зоны (ОЭЗ), составляющие основу инновационной инфраструктуры страны. Данные структуры, могут рассматриваться одновременно как результат процесса устойчивого развития и как фактор, который усиливает эти процессы и, таким образом, традиционно являются драйвером роста на протяжении десятилетий. ОЭЗ активизируют инвестиционную активность, часто приводят к диверсификации экономики, вызывают положительные социально-экономические трансформации. Такие своеобразные точки роста с приоритетными наукоемкими высокотехнологичными производствами дают импульсы обновления на другие территории. Основная функция особых экономических зон заключается в том, чтобы содействовать устойчивому развитию территорий в приграничных районах и распространять его влияние от центра к периферии. Это также влияет на совокупный потенциал, определяющий развитие производства (в основном в сочетании с производственной кооперацией) и перспективы трансформации взаимоотношений между территориями. Механизм распределения влияния особых экономических зон на окружающую территорию основан на потенциале региона. Важным элементом решения этой задачи является создание инновационной инфраструктуры путем развития особых экономических зон и создание условий для инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корева О. В., Тихий В. И., Тяпкина А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONS

The article is devoted to the problems of development of special economic zones in the context of sustainable development of regions. An important role in the context of sustainable development of Russian regions is undoubtedly played by spatial structures, which are special economic zones that form the basis of the country's innovation infrastructure. These structures can be considered both as a result of the process of sustainable development and as a factor that strengthens these processes and, thus, have traditionally been a driver of growth for decades. SEZs activate investment activity, often lead to economic diversification, and cause positive socio-economic transformations. These are unique growth points with priority knowledge-intensive high-tech industries that give impulses for renewal to other territories. The main function of the special economic zones is to promote the sustainable development of the territories in the border areas and to project its influence from the center to the periphery. This also affects the aggregate potential that determines the development of production (mainly in combination with production cooperation) and the prospects for the transformation of relations between territories. The mechanism for distributing the impact of special economic zones on the surrounding territory is based on the potential of the region. An important element of solving this problem is the creation of an innovative infrastructure through the development of special economic zones and the creation of conditions for innovative activities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

Б01 10.46320/2077-7639-2022-4-113-52-65

Исследование особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов

Корева О.В., Тихий В.И., Тяпкина А.П.

Статья посвящена проблемам развития особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов. Важную роль в контексте устойчивого развития регионов России, несомненно, играют пространственные структуры, которыми являются особые экономические зоны (ОЭЗ), составляющие основу инновационной инфраструктуры страны. Данные структуры, могут рассматриваться одновременно как результат процесса устойчивого развития и как фактор, который усиливает эти процессы и, таким образом, традиционно являются драйвером роста на протяжении десятилетий. ОЭЗ активизируют инвестиционную активность, часто приводят к диверсификации экономики, вызывают положительные социально-экономические трансформации. Такие своеобразные точки роста с приоритетными наукоемкими высокотехнологичными производствами дают импульсы обновления на другие территории. Основная функция особых экономических зон заключается в том, чтобы содействовать устойчивому развитию территорий в приграничных районах и распространять его влияние от центра к периферии. Это также влияет на совокупный потенциал, определяющий развитие производства (в основном в сочетании с производственной кооперацией) и перспективы трансформации взаимоотношений между территориями. Механизм распределения влияния особых экономических зон на окружающую территорию основан на потенциале региона. Важным элементом решения этой задачи является создание инновационной инфраструктуры путем развития особых экономических зон и создание условий для инновационной деятельности.

для цитирования гост 7.1-2003

Корева О.В., Тихий В.И., Тяпкина А.П. Исследование особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов // Дискуссия. - 2022. - Вып. 113. - С. 52-65.

ключевые слова

Особая экономическая зона, устойчивое развитие регионов, технико-экономическое развитие, социально-экономическое развитие, инновационная деятельность.

Н200, Н700, Н800

DOI 10.46320/2077-7639-2022-4-113-52-65

Research of special economic zones in the context of sustainable development of regions

Koreva O.V. Tikhii V.I., Tyapkina A.P.

The article is devoted to the problems of development of special economic zones in the context of sustainable development of regions. An important role in the context of sustainable development of Russian regions is undoubtedly played by spatial structures, which are special economic zones that form the basis of the country's innovation infrastructure. These structures can be considered both as a result of the process of sustainable development and as a factor that strengthens these processes and, thus, have traditionally been a driver of growth for decades. SEZs activate investment activity, often lead to economic diversification, and cause positive socio-economic transformations. These are unique growth points with priority knowledge-intensive high-tech industries that give impulses for renewal to other territories. The main function of the special economic zones is to promote the sustainable development of the territories in the border areas and to project its influence from the center to the periphery. This also affects the aggregate potential that determines the development of production (mainly in combination with production cooperation) and the prospects for the transformation of relations between territories. The mechanism for distributing the impact of special economic zones on the surrounding territory is based on the potential of the region. An important element of solving this problem is the creation of an innovative infrastructure through the development of special economic zones and the creation of conditions for innovative activities.

for citation

Koreva O.V. Tikhii V.I, Tyapkina A.P. Research of special economic zones in the context of sustainable development of regions. Diskussiya [Discussion], 113, 52-65

keywords

Special economic zone, sustainable development of regions, technical and economic development, socio-economic development, innovation activity.

JEL: H200, H700, H800

Введение. Создание первых свободных экономических зон (СЭЗ) в Российской Федерации связано с реформами, переходом российской экономики к рыночной системе хозяйствования. Задача состояла в решении конкретных приоритетных экономических проблем, реализации стратегических проектов. Однако, изначальные цели и задачи, заявленные в рамках создания СЭЗ, не совпали с тем, что произошло в результате их фактического применения и развития.

В начале 1990 года было заявлено о создании в регионах РСФСР одиннадцати свободных экономических зон, но данное начинание, в конечном счете, не оправдало себя. Это было связано, в первую очередь, с отсутствием такой законодательной базы, которая бы четко и ясно регулировала и регламентировала взаимоотношения, возникающие между государством и СЭЗ. Более того, бесконтрольный характер механизма СЭЗ и его несовершенство способствовали возник-

новению невосполнимых финансовых потерь, а также активному формированию теневого сектора экономики и его дальнейшему прогрессивному развитию [1, с. 124].

В конце 1999 года был принят закон «О свободных экономических зонах». Именно с этого момента началась работа по созданию на государственном уровне инструмента, позволяющего осуществлять технико-экономическое развитие и модернизацию экономики России. Суть этого закона заключается в создании территориально обособленных зон, которым придается особый правовой статус со стороны государства и которые получают экономические преференции, когда внутренние и внешние инвестиции привлекаются в те отрасли, которые являются наиболее предпочтительными для российской экономики. Государство разрабатывает правовые основы существования и функционирования этих экономических зон, создания их инфраструктуры, проводит отбор инвесторов, что положительно сказывается на дальнейшем устойчивом развитии российской экономики. При этом инвесторы совместно с государством могут реализовать проект в той или иной СЭЗ и решить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на развитие отдельных регионов и всей Российской Федерации.

Ожидаемые социально-экономические эффекты, получаемые в результате реализации

на территории СЭЗ инвестиционных проектов, проявляются в создании новых рабочих мест, росте бюджетных поступлений, развитии социальной, транспортной инфраструктуры, что в итоге приводит к повышению инвестиционной привлекательности региона и росту уровня жизни.

Задачи инвесторов при реализации проектов в СЭЗ представлены на рисунке 1 [2, с. 46].

Однако и этот закон не дал должного эффекта, и только в 2005 году, после принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ, регулирующего процесс создания, функционирования и прекращения существования специальных экономических зон, наступил новый этап развития ОЭЗ. Именно этот закон послужил основой для начала создания и дальнейшего развития особых экономических зон, которые действуют в настоящее время [3, с. 288].

Управление ОЭЗ вверено Министерству экономического развития Российской Федерации, надзор за особыми экономическими зонами берет на себя управляющая компания ОАО «ОЭЗ», созданная в 2006 году.

ОЭЗ активизируют инвестиционную активность, что часто приводит к диверсификации экономики, вызывают положительные социально-экономические трансформации. Это своеобразные

>

Рисунок 1, Задачи инвесторов при реализации проектов в СЭЗ [2, с. 46].

полюсы роста с приоритетными наукоемкими высокотехнологичными производствами, которые транслируют импульсы обновления на другие территории.

Методы и Материалы (Methods and Materials)

Существуют четыре основных типа ОЭЗ как за рубежом, так и в России: ОЭЗ промышленно-производственного типа, ОЭЗ туристско-рекре-ационного типа, ОЭЗ технико-внедренческого типа и ОЭЗ портового типа. Безусловно, «среди всех этих типов ОЭЗ особую роль в управлении инновационным развитием России играют ОЭЗ технико-внедренческого, или инновационного типа» [4, с. 6].

«По состоянию на 21 марта 2022 г. на территории Российской Федерации действовали 43 ОЭЗ четырех типов:

— 24 ОЭЗ промышленно-производственного типа (ППТ) в Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской, Астраханской, Калужской, Московской (3 ОЭЗ), Воронежской, Тульской, Орловской, Нижегородской, Ивановской, Курской, Смоленской, Оренбургской, Новгородской,

Омской, Владимирской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан и Чеченской Республике, Красноярском крае;

— 7 особых зон технико-внедренческого типа (ТВТ) в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, в Республике Татарстан, Московской (2 ОЭЗ), Саратовской и Томской областях;

— 10 особых зон туристско-рекреационного типа (ТРТ) в Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской и Тверской областях, в том числе в туристическом кластере, состоящим из 6 ОЭЗ, в Карачаево-Черкесской, Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, а также в Республиках Ингушетия, Дагестан и Северная Осетия-Алания;

— 2 ОЭЗ портового типа (ПТ) в Ульяновской и Астраханской областях» [ 5 ].

Объем налогов, уплаченных в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, за вычетом объема налога на добавленную стоимость, фактически возмещенного резидентам ОЭЗ и управляющей компанией в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за 2020 год, составил 23998,67 млн. рублей (что превысило в 3 раза

плановые значения), за период с начала функционирования ОЭЗ - 77 220,17 млн. рублей. Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, за 2020 год составил 13 743,72 млн. рублей [5].

«Объем налогов, уплаченных в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за 2021 год, составил 49599 млн рублей, что более чем в два раза превысило уровень 2020 года (превысило в 5,7 раз плановые значения), за период с начала функционирования ОЭЗ - 126820 млн рублей (в 2 раза от плановых значений). Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, за 2021 год составил 22643 млн рублей, что в два раза больше по сравнению с 2020 годом или 6,5 раз от плановых значений, за период с начала функционирования ОЭЗ - 93888 млн рублей» [5].

Зоны особых режимов создаются в России, прежде всего, для ускорения социально-экономического развития регионов, что дает возможность расширения и увеличения доли экспорта, увеличивает рост и развитие производства, помогает осваивать природные богатства страны, а техническое и экономическое сотрудничество с другими странами позволяет расширять ассортимент высококачественной импортозамещающей продукции.

Рассмотрим более подробно, каким образом зоны особых режимов хозяйствования могут обеспечить преобразование российской экономики. В первую очередь обратимся к первоочередным задачам зон особых режимов (таблица 1) [6, с. 838].

Одна из приоритетных задач - это создание благоприятного инвестиционного климата для

привлечения капитала, адаптация технологий, методов организации труда, импортозамещение. Так, например, в ОЭЗ ППТ «Алабуга» разрабатываются вопросы импортозамещения композитных материалов для гражданского авиастроения и других отраслей промышленности. В том числе 31 марта 2021 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин запустил производство Aurus в ОЭЗ ППТ «Алабуга». Производство мощностью до 5 000 автомобилей в год было запущено в индустриальном парке «Синергия-2», которую полностью построила «Алабуга Девелопмент». «Aurus - первый российский бренд премиальных автомобилей, созданный с нуля специалистами «НАМИ». В него входят лимузин, седан, внедорожник и минивэн. Акционерами Aurus выступают ФГУП «НАМИ» (63,5%), Фонд обороны, безопасности и развития ОАЭ Tawazun (36%) и Sollers (0,5%)» [5].

Активизация деятельности в ОЭЗ и государственная поддержка приоритетных отраслей обеспечивает рост валютных доходов, развитие экспортной базы. Следует отметить, что санк-ционные меры западных стран, выдвинутых в отношении российской экономики после 24 февраля 2022 года, не остановили международные отношения. Развитие международных экономических отношений путем создания рыночной инфраструктуры на территориях ОЭЗ все также актуально.

Исходя из задач, перечисленных в таблице 1, очевидно, что для создания таких зон подходят приграничные территории и территории, имеющие развитую транспортную инфраструктуру (железные дороги, магистрали, аэропорты). И, ко-

Таблица 1

Первоочередные задачи зон особых режимов [6, с. 838].

№ п/п Задачи

1. Наибольшее привлечение иностранного капитала, адаптация технологий, форм и методов организации труда к российской экономике (это очень ясно видно на примере ОЭЗ ППТ «Алабуга»)

2. Развитие международных экономических отношений путем создания рыночной инфраструктуры (включая валюту и кредит, страхование, транспорт, информацию), в этом случае специальный режим выступает в качестве посредника, участвующего во взаимодействии российской экономики с мировой экономикой и мировым рынком

3. Рост валютных доходов, развитие экспортной базы

4. Реализация научно-технического прогресса за счет комплексного использования и передачи научных разработок в России и за рубежом

5. Использование современных форм управления

6. Овладение приемами и методами международного бизнеса российскими специалистами на практике

нечно, при создании таких зон можно и нужно использовать уже имеющиеся промышленные, научные и культурные центры.

Результаты (Results).

Создание новых свободных экономических зон возможно даже в новых, совершенно неразвитых районах, и именно для того, чтобы обеспечить их развитие за счет возможностей в короткие сроки сформировать производственную и социальную инфраструктуру.

Большую роль при создании зон особых режимов хозяйствования играет выбор их типов, многообразие которых обобщенно можно представить несколькими типами (рисунок 2) [7, с. 89].

При выборе типа зоны учитываются не только общие факторы, но и частные (локальные). Поэтому наличие крупного транспортного узла необходимо для создания импортно-экспортной или транспортной зоны, которая может располагаться в прибрежном городе при наличии железных дорог, портов и аэропортов. Создание банков, торговых площадей и других секторов требует равных условий.

Строительство технополисов или технопарков возможно при наличии развитой научно-производственной базы. Что касается туристическо-ре-креационных зон, то в этом случае обязательно

наличие красивых ландшафтов, целебных курортов, исторических и культурных центров, развитой

инфраструктуры [8, с. 63].

Таким образом, для активизации инвестиционного процесса, стимулирующего рост привлеченного физического объема инвестиций необходимы особые экономические зоны, являющиеся «точками роста» для регионов. Создание условий для всестороннего развития и модернизации местной экономики возможно через создание ОЭЗ, являющихся катализатором развития. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ проводится с помощью количественных и качественных индикаторов и учитывает влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона [9, с. 146].

Основные количественные характеристики СЭЗ в РФ на 1 июля 2022 года представлены на рисунке 3.

Результаты оценки развития особых экономических зон четырех типов: наибольший вклад в экономику РФ по количеству резидентов, созданных рабочих мест, объему выручки, инвестиций внесли ОЭЗ промышленно-производственного типа и технико-внедренческого типа. Тогда как наибольший объем налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные вне-

Типы зон особых режимов хозяйствования

Комплексные зоны

формируются и на ограниченной территории, и в границах областей других территориальных образований; в них созданы хорошие условия для привлечения капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры (ОЭЗ в Находке,

Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.)

Внешнеторговые зоны

обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита (зона свободной торговли «Шерризон» около аэропорта «Шереметьево», свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал» около аэропорта «Внуково»)

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.

выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции (способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта)

Рисунок 2. Типы зон особых режимов хозяйствования [7, с. 89].

бюджетные фонды были получены в результате функционирования ОЭЗ портового типа.

Также важно учитывать не только количественные характеристики развития ОЭЗ на территории Российской Федерации, но и их качественные характеристики. Механизм формирования и развития ОЭЗ не только создает условия для роста местной экономики, но и позволяет формировать и развивать новые отрасли экономики. Так, в ОЭЗ компании создают новые продукты и возможности в автомобильной промышленности (Республика Татарстан), производстве шин (Липецкая область), авиастроении (Московская область), ^-технологиях (Республика Татарстан), химическом производстве (Липецкая область), новых технологиях производства строительных материалов (Калужская область) [5]. Кроме того, в выпуске

вакцины против коронавирусной инфекции участвуют резиденты ОЭЗ «Санкт-Петербург».

Рассмотрим подробнее деятельность свободных экономических зон Центрального региона, созданных на территориях Орловской, Калужской, Воронежской, Тульской, Липецкой областях, где создание ОЭЗ открыло возможности реализации инвестиционного потенциала территории (рисунок 3).

Так, лидером по объему выручки от продажи товаров, работ и услуг за 2020 год является ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области. При этом в ОЭЗ «Орел» и ОЭЗ «Центр» объем выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов составили «ноль» рублей. Следует отметить, что большую часть доходов получили предприятия, принадле-

1200

1000

800

600

400

200

резиденты, ед количество рабочих мест, тыс. ед. инвестиции, млрд.руб. объем выручки, млрд.руб. объем налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственн ые внебюджетные фонды, млрд. руб.

■ ОЭЗ ппт 324 21,9 345,96 1 000 100

■ ОЭЗ твт 514 24,3 270 551,34 109,31

■ ОЭЗ ТРТ 85 0,911 6,76 2,81 0,44

поэз 44 0,859 9,46 7,97 991

Рисунок 3. Показатели деятельности свободных экономических зон четырех типов: ОЭЗ промышленно-производственного типа, ОЭЗ туристско-рекреационного типа, ОЭЗ технико-внедренческого типа и ОЭЗ портового типа. (Составлено авторами по [5]).

J

«Липецк»

. fI

fU=5=. i

жащие крупным предприятиям, а доля доходов малых и средних предприятий составила менее 10% [10, с. 154].

Общий объем инвестиций рассмотренных участников СЭЗ в 2020 году составил 12010,86 млн. рублей. В то же время на капитальные вложения приходится 90% всех инвестиций.

Произведя анализ количества созданных рабочих мест на территории особой экономической зоны и количества построенных объектов недвижимости и транспортной (социальной, инновационной, инженерной и другой) инфраструктуры, констатируем, что наибольшее их количество приходится на Калужскую и Воронежскую область соответственно [9, с. 146]. «Наибольший объем налогов был уплачен на территории ОЭЗ «Липецк» и составил 1631,62 млн рублей. При этом объем таможенных платежей за рассматриваемый период составил 2576,99 млн рублей, 91% из которых приходится также на ОЭЗ «Липецк», что демонстрирует активизацию внешнеэкономической деятельности и успешное применение участниками ОЭЗ «Липецк» льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при помещении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны» [5]. Показатели деятельности особой экономической зоны в Орловской, Калужской, Воронежской, Тульской, Липецкой областях представлены на рисунке 4.

По результатам оценки лидером по эффективности среди промышленно-производственных зон Центрального региона объективно можно признать ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области -показатели выручки, уплаченных налогов и таможенных платежей значительно превышают показатели других регионов, особенно Орловской и Воронежской областей. Но такие показатели, как объем инвестиций, в том числе, капитальные вложения, количество созданных рабочих мест в Липецкой области по сравнению с Калужской областью составляют только 77,58%, 65,61% и 55% соответственно, что не помешало ОЭЗ «Липецк» занять лидирующие позиции, но резидентам «есть куда стремиться». При этом, в Калужской области отрицательный показатель по уплаченным налогам («минус» 577,64 млн рублей), но у вновь созданных организаций это распространенный случай. Следует отметить,

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

-5000

11—Пг

со е О 5

« и

о У а

В ^

% &

ё I

И 3 « ^

5 *

" л

а и

н ^

6 а

о Л

& И л

14

%

* н £ 8 * Ото

сп О

О «

а

л н и

со

<и &

к

И

И «

о а

3 ¡3

е? а ||

« «

а о

Ё а а

<и аГ ^ н

О х

н о

<и «

И «

ю а

« «

и

£

о

ч

(0

*

и

Л

ч

Л

н «

<и Ч

о «

¡г

о н

«

о

И

ч

о

ч ю

2 и о «

к О

я л а « =

£ а

« о Н

а ё т я а

ЙВ а <и Н

(0 (Й

* И Я

3 « н

И (0 о

И о <и

<и н

Ч И *

<и <и

« ИЗ к

(0 ю ^

« о « о ю

* л

« ч

И И н о о а * 3 и

<и о а И Л И о

н о о И (0 ч о О со « §

о <и о о

со Я « <и

н о <и ч (0 в <и н о <и ч о И

& ю о & а т

<и н

о «

О «

о и н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ю

н

2 ю £ £

и и

3 а « о и

<и К

£ ®

л я

[3 Я

^ В

„ ч

« и

2 ©

и 2 « I §

И о

ч 'К

г§ §

* о

ю о О Рч

| ОЭЗ "Орел" в Орловской области

21,78

21,78

4,2

ОЭЗ "Калуга" в Калужской области

6669,38

15,75

6126,54

5979,47

378

-577,64

I ОЭЗ "Центр" в Воронежской области

187,27

105,41

11

23

20,76

ОЭЗ "Узловая" в Тульской области

3830,93

143,:

922,32

846,2

100

59,55

ОЭЗ "Липецк" в Липецкой области

31470,4:

3436,82

4752,95

3923,22

208

1631,62

2351,87

Рисунок 4. Показатели деятельности особых экономических зон в Орловской, Калужской, Воронежской, Тульской, Липецкой областях (Составлено авторами по [5]).

что в Тульской области тоже «неплохие» показатели по сравнению с Орловской и Воронежской областями, где практически по всем показателям отмечается отсутствие развития ОЭЗ, возможно из-за отсутствия определенных условий реализации.

Поэтому на территории зон в целях создания благоприятного экономического климата вводятся особые юридические и экономические льготы (таблица 2) [11, с. 35].

Совокупность всех составляющих, рассмотренных в таблице 2, как правило, позволяет инвестору снизить издержки до 30%.

Далее более подробно рассмотрим преимущества применения режима специального тарифа. Система значительно упрощает процедуру пересечения границы на момент въезда и выезда иностранцев, включая введение безвизового режима, а также предполагает снижение тарифов на ввоз и вывоз товаров.

В то же время компании, которые на 100% принадлежат иностранным инвесторам, и совместные предприятия с иностранной долей инвестиций более 30%, получают право импортировать и экспортировать без лицензии. Кроме того, валютные доходы этих компаний, полученные за счет экспорта их продукции, остаются отчужденными при сохранении их объема [12, с. 275 ]. Данные условия в настоящее время, по объективным причинам, могут быть пересмотрены.

Любая зона особого режима хозяйствования при ее создании должна иметь план развития предполагаемых на ее территории хозяйственных

объектов, план формирования производственных отношений на базе возможности выбора той или иной формы собственности.

Основная цель программы создания и развития зон особого экономического режима сводится к динамичному экономическому и социальному развитию конкретных зон за счет комплексного использования коммерческого капитала, государственного капитала, иностранного капитала, частных инвестиций, а также за счет активной деятельности юридических, финансовых и предпринимательских структур.

Итак, в настоящее время ОЭЗ представляют собой один из важнейших инструментов реализации внешнеэкономической деятельности государства. ОЭЗ - это одно из необходимых условий кругооборота товаров, услуг и капиталов, а также достаточно действенный способ пополнения государственного бюджета различного рода поступлениями и выравнивания торгового баланса государства. В рамках ОЭЗ создаются и особые экономические условия для функционирования тех или иных субъектов хозяйствования (налоговые, таможенные, административные льготы). При этом ОЭЗ выполняют ряд функций: формирование векторов экономического роста, как на базе экспорта, так и импорта; создание промыш-ленно-производственных систем и комплексов; выделение новых секторов в экономике, носящих инновационный характер развития; развитие инвестиционного сотрудничества, как в плане привлечения дополнительного отечественного капитала, так и с точки зрения увеличения при-

Таблица 2

Особые экономические и юридические льготы для зон особых режимов хозяйствования

Название льготы Характеристика

Особый административный режим Применение принципа «одного окна» заключается в создании таких условий, чтобы административные проблемы решались в одном месте.

Особый налоговый режим Предлагает не только снижение ставок подоходного налога, а также снижение степени социального взноса, а в некоторых случаях и полное освобождение от уплаты земельного и транспортного налога на 5 лет.

Особый таможенный режим Освобождение от оформления виз, уплаты таможенных пошлин, режим свободной таможенной зоны.

Вся необходимая инфраструктура Обеспечение достаточного количества офисных помещений для работы, а также всей коммунальной инфраструктурой (газ, вода, свет, средства связи и т.д.)

Гарантии Постоянство предоставления преференций гарантируется Правительством Российской Федерации.

Прозрачная система управления ОЭЗ «Минэкономразвития России», ОАО «ОЭЗ», субъекты Российской Федерации.

Доступ к квалифицированным кадровым ресурсам Полный доступ к научным и образовательным центрам.

тока иностранных инвестиций; активизация экономической деятельности за пределами территории ОЭЗ (параллельное создание сервисных (обслуживающих) зон с необходимой инфраструктурой, транспортной сетью, научными школы, исследовательскими институтами и центрами); улучшение благосостояния территории, на которой создается ОЭЗ [13, с. 45].

Обсуждение (Discussion)

Создание и развитие ОЭЗ в России, являющихся специальным формальным институтом, играет значительную роль в экономике страны. Именно формирование и дальнейшее эффективное функционирование ОЭЗ представляет собой перспективное направление ее развития. Учитывая тот факт, что российская экономика еще не является развитой и многие ее отрасли до сих пор отстают по уровню своего развития от ведущих мировых держав, ОЭЗ позволяют обеспечивать прогресс обрабатывающих и высокотехнологичных производств и отраслей экономики, развивать туристическую и санаторно-курортную сферы деятельности, разрабатывать и продвигать инновационные продукты, успешнее реализовывать стратегию их коммерциализации. Помимо этого, ОЭЗ способствуют не только пространственному развитию регионов, где они создаются, но и улучшению их социально-экономического положения, что в результате повышает конкурентоспособность как ОЭЗ и ее региона, так и государства в целом. Также ОЭЗ позволяют диверсифицировать экономику страны, осуществлять более мощную поддержку российского бизнеса, в том числе и малого, привлекать в развитие экономики больший объем инвестиций, как российского, так и иностранного капитала, тем самым укрепляя экономический и научный потенциал государства. Всем этим, во многом, и определяются функции ОЭЗ в развитии российской экономики [14, с. 15 ].

В России ОЭЗ воплощаются в масштабных проектах, которые, прежде всего, направлены на развитие регионов за счет привлечения как российских, так и иностранных инвестиций непосредственно в такие высокотехнологичные отрасли экономики, как судостроение, туризм и импортозамещающие производства. Каждая зона с особым экономическим статусом гарантирует инвесторам доступ к налоговым льготам, тарифным преференциям, инфраструктурному инжинирингу, транспорту и т.д. При таком многообразии льгот и поддержки затраты инвесторов при реализации проектов на территории ОЭЗ

в среднем на 30% ниже общероссийских показателей [15, с. 85].

Всего на 1 июля 2022 года в России функционируют 43 ОЭЗ. В ОЭЗ зарегистрировано 923 резидентов, создано 905,2 тысячи рабочих мест и реализовано 625 млрд. рублей инвестиций [16, с. 12].

Следует отметить, что ОЭЗ - это отличная возможность для российских компаний реализовать крупные проекты и выйти на зарубежные рынки, а для иностранных компаний ОЭЗ - это возможность интервенций на российский рынок. ОЭЗ предлагают благоприятный климат для развития бизнеса, его расширения и дальнейшего развития, внедрения ноу-хау и разработок, создания новейших промышленных и высокотехнологичных продуктов.

В чем же причина такого сильного отставания в развитии некоторых ОЭЗ Центральной России (особенно в Воронежской и Орловской областях) по сравнению с лидером - ОЭЗ «Липецк»? Прежде всего, важно отметить, что ОЭЗ «Липецк», как наиболее эффективная в этом регионе, была создана раньше. Тогда внутрироссийский и особенно внешнероссийский фон для вхождения бизнеса были другими. На имеющемся сегодня фоне не предполагается ждать новых масштабных проектов. Это - политическая компонента, это -проблема внешняя. Кроме того, вновь созданные ОЭЗ, с точки зрения привлекательности прямых инвестиций, выглядят достаточно слабо. К тому же они имеют ограниченное количество конкурентных преимуществ.

Можно отметить еще и тот факт, что проблемы функционирования ОЭЗ возникают в связи с их разделением по типам деятельности. Регламентация, вроде бы и нужна, для того чтобы привлечь в ОЭЗ инновационные производства. В то же время жесткая регламентация приводит к разделению между производством и исследованиями. И этот барьер часто мешает полноценным разработкам новых технологий и препятствует их масштабному внедрению в реальное производство. Это в полной мере относится и к исследуемым особым экономическим зонам.

Важный момент успешного функционирования ОЭЗ - создание базовой инженерной инфраструктуры. Без нее практически невозможна реализация инвестиционных проектов. Вместе с таможенными и налоговыми льготами - это основа для привлечения инвесторов с новыми технологиями. В случае с исследуемыми ОЭЗ имеются существенные проблемы с их инфраструктурным обеспечением.

На огромный пласт предварительной работы по созданию особых экономических зон - подготовка проекта планировки, проектной документации, строительство объектов инфраструктуры и т.п. - требуется много времени, они выполняются последовательно и поэтапно. Подготовка площадок в ОЭЗ осуществляется после подписания соглашения о строительстве инвестиционного объекта. Исследуемые ОЭЗ-аутсайдеры развивались, что называется, с нуля, а некоторые этапы по организации зоны часто игнорировались.

Проблемы в развитии инновационных процессов в экономике страны (затратный характер разработки некоторых инновационных продуктов, инерционный характер инновационных процессов, невостребованность части продуктов и инноваций на российском инновационном рынке) отрицательно воздействуют на функционировании вновь созданных ОЭЗ.

По нашему мнению, для более эффективного функционирования ОЭЗ необходимо:

— применение новых механизмов управления деятельностью ОЭЗ, в том числе через привлечение управляющих компаний, совершенствование административных и законодательных механизмов по организации и функционированию особых экономических зон;

— продвижение особых экономических зон на внутреннем рынке и применение различных методов поддержки их функционирования;

— подготовка квалифицированных кадров для ОЭЗ;

— применение стратегии развития инновационных кластеров в функционировании особых экономических зон;

— привлечение инвесторов для участия в проектах с инновационной составляющей;

— совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, содействующей развитию инноваций;

— повышение эффективности региональной власти, снижение региональной коррупционной составляющей, создание региональных налоговых преференций;

— поиск и привлечение якорных инвесторов в ОЭЗ.

Выводы (Заключение). Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание и развитие зон особых режимов хозяйствования является ключевым аспектом ускоренного развития российской экономики с точки зрения ее преобразования. Именно ОЭЗ представляют собой тот инструмент, который позволит не только восстановить те сектора российской экономики, которые в течение последних десятилетий находятся в кризисном состоянии, но и сформировать новые, что, в конечном итоге, позволит сделать значительный шаг на пути создания развитой экономики.

ОЭЗ - это центры высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, место совершенствования технологий и механизмов управления. ОЭЗ, основанные на иностранных и внутренних инвестициях, технологиях и передовом опыте, становятся точками роста и способствуют экономическому и социальному развитию страны в целом и ее отдельных регионов, в частности.

Таким образом, повышение эффективности функционирования особых экономических зон, как одной из форм организации инновационной экономики, возможно через совершенствование административных и законодательных механизмов, развитие инновационной инфраструктуры.

Список литературы

1. Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю. Причины и механизм функционирования теневой экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. № 1. С. 129-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 294 с.

3. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина [и др.]; под общей редакцией Ф.Т. Прокопова. Москва: Издательство Юрайт, 2016. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/389701.

4. Тихий В.И., Корева О.В. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа как базовый элемент инновационной системы региона: подходы к определению эффективности их функционирования // Региональная экономика: теория и практика. 2021. № 191(484). С. 4-22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44525040.

5. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2021 год // Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент реализации региональных инвестиционных программ и координации социально-экономического развития регионов. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/

6. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Создание особых экономических зон - перспективное направление государственного стимулирования экономики в России. Научный журнал КубГАУ. 2013. № 90 (06). С. 837-857. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ri/sozdanie-osobyh-ekonomicheskih-zon-perspektivnoe-napravlenie-gosudarstvennogo-stimulirovaniya-ekonomiki-v-rossii.

7. Овчинникова С.Г., Ягирская О.В. Промышленно-финансовая интеграция. Ч. 2. Зоны свободного предпринимательства: учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. 4-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 138 с.

8. Ильяшенко А.А. Анализ стратегических преимуществ российских особых экономических зон туристско-рекреаци-онного типа // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 35. С. 60-65. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12922047.

9. Сиваш О.С. Особые экономические зоны и их влияние на устойчивое развитие инвестиционного процесса // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. № 4 (45). С. 142-152. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-i-ih-vliyanie-na-ustoychivoe-razvitie-investitsionnogo-protsessa.

10. Зубарев А.Е., Федорова В.А. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник тихоокеанского государственного университета. 2014. № 4 (35). С. 153-160. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vestnik.pnu.edu.ru/media/vestnik/ articles-2015/153-160_Зубарев_А._Е._Федорова_В._А.pdf.

11. Павлов П.В. Сравнительная характеристика законодательного регулирования различных видов особых эконо-

мических зон в Российской Федерации // Финансы: теория и практика. 2009. № 5 (53). С. 33-38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 12903054.

12. Фролова М.М. Особенности осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2014. № 1 (103). С. 274-281. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-osuschestvleniya-inostrannyh-investitsiy-v-strategicheskie-predpriyatiya.

13. Панское В.Г. Особые экономические зоны: итоги и перспективы развития. ЭТАП. экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 6. С. 39-53. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36642390.

14. Радыгина С.В., Суворова В.В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2020 № 3. С. 346-353. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony- ka k-instrument-ekonomicheskogo-rosta-i-razvitiya-promyshlennogo-potentsiala-rossii.

15. Шевцова С.Н. Привлечение инвестиций в регионы РФ посредством создания особых экономических зон // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 4 (40). С. 369-373.

16. Изюмова О.Н., Крылова Т.А. Анализ и структура российских прямых инвестиций за рубежом // Научный вестник ЮИМ. 2017. № 3. С. 9-15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/ analiz-i-struktura-rossiyskih-pryamyh-investitsiy-za-rubezhom.

References

1. Ukraintsev V.B., Lepetikova I.Y. Causes and mechanism of functioning of the shadow economy // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2017. № 1. P. 129-135.

2. Arkhipov A.Yu., Pavlov P.V., Tatarova A.V. Institutes of the special economic zone and cross-border trade as a structure for the effective development of international investment activity. Monograph. Taganrog: Publishing house of TTI SFU, 2011. 294 p.

3. Regional economics and territorial development management: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies / I.N. Ilyina [et al.]; under the general editorship of F.T. Prokopov. Moscow: Yurayt Publishing House, 2016. 351 p. [electronic resource]. Access mode: https://urait.ru/bcode/389701.

4. Tikhy V.I., Koreva O.V. Special economic zones of technical and innovation type as a basic element of the innovation system of the region: approaches to determining the effectiveness of their functioning // Regional economy: theory and practice. 2021. № 191(484). P. 4-22. [Electronic resource]. Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44525040.

5. Report on the results of the functioning of special economic zones for 2021 // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Department of Implementation of regional investment programs and coordination of socio-economic development of regions. 2022. [Electronic resource]. Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/direc-tions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ osobye_ekonomicheskie_zony/

6. Mikhailushkin P.V., Barannikov A.A. Creation of special economic zones is a promising direction of state stimulation of the economy in Russia. Scientific journal of KubGAU. 2013. № 90 (06). P. 837-857. [Electronic resource]. Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-osobyh-ekonomiches-kih-zon-perspektivnoe-napravlenie-gosudarstvennogo-stim-ulirovaniya-ekonomiki-v-rossii.

7. Ovchinnikova S.G., Yagirskaya O.V. Industrial and financial integration. Part 2. Free enterprise zones: textbook / edited by Dr. of Economics, prof. A.E. Dwarf. 4th edition, revised and expanded. St. Petersburg: Publishing House of SPbGUEF, 2008. 138 p.

8. Ilyashenko A.A. Analysis of strategic advantages of Russian special economic zones of tourist and recreational type // Regional economy: theory and practice. 2009. № 35. P. 60-65. [Electronic resource]. Access mode: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=12922047.

9. Sivash O.S. Special economic zones and their impact on the sustainable development of the investment process // Scientific Bulletin: finance, banks, investments. 2018. № 4 (45). P. 142152. [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka. ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-i-ih-vliyanie-na-us-toychivoe-razvitie-investitsionnogo-protsessa.

10. lZubarev A.E., Fedorova V.A. Evaluation of the effectiveness of the functioning of special economic zones in the Russian Federation // Bulletin of the Pacific State University. 2014. № 4 (35). P. 153-160. [Electronic resource]. Access mode: https:// vestnik.pnu.edu.ru/media/vestnik/articles-2015/153-160_ 3y6apeB_A._E._OeflopoBa_B._A.pdf.

11. Pavlov P.V. Comparative characteristics of legislative regulation of various types of special economic zones in the Russian Federation // Finance: theory and practice. 2009. № 5 (53). P. 33-38. [Electronic resource]. Access mode: https://www.elib-rary.ru/item.asp?id=12903054.

12. Frolova M.M. Features of foreign investments in strategic enterprises // Proceedings of the NSTU named after R.E. Alekseev. 2014. No. 1 (103). pp. 274-281. [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-osuschestvleniya-inostrannyh-investitsiy-v-stra-tegicheskie-predpriyatiya.

13. Panskov V.G. Special economic zones: results and prospects of development. stage. economic theory, analysis, practice. 2018.

№ 6. P. 39-53. [Electronic resource]. Access mode: https://www. elibrary.ru / item.asp?id=36642390.

14. Radygina S.V., Suvorova V.V. Special economic zones as an instrument of economic growth and development of industrial potential of Russia // Bulletin of Udmurt University. The series «Economics and Law». 2020 № 3. P. 346-353. [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobye-ekonomicheskie-zony-kak-instrument-ekonomichesko-go-rosta-i-razvitiya-promyshlennogo-potentsiala-rossii.

15. Shevtsova S.N. Attracting investments to the regions of the Russian Federation through the creation of special economic zones // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2011. № 4 (40). P. 369-373.

16. Izyumova O.N., Krylova T.A. Analysis and structure of Russian direct investments abroad // Scientific Bulletin of the YUIM. 2017. № 3. P. 9-15. [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka.ru / article/n/ analiz-i-struktura-rossiyskih-pryamyh-investisiy-za-rubezhom.

Информация об авторе

Корева О.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры инно-ватики и прикладной экономики ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (г. Орел, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6394-6512.

Тихий В.И., кандидат географических наук, доцент, зав. кафедрой географии, экологии и общей биологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел, Российская Федерация). Почта для связи с автором: ^кЬмт@ yandex.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6666-588X

Тяпкина А.П., кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой зоологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4897-0669

Information about the author

Koreva O.V., Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Innovation and Applied Economics of the Orel state University named after I.S. Turgenev (Orel, Russian Federation). Corresponding author: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6394-6512

Tikhii V.I., Ph.D. in Geography, Head of Department of Geography, Ecology and General Biology of the Orel state University named after I.S. Turgenev (Orel, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6666-588X

Tyapkina A.P., Ph.D. in Biology, Head of Department of Zoology of the Orel state University named after I.S. Turgenev (Orel, Russian Federation). Corresponding author: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4897-0669

Информация о статье

Дата получения статьи: 19.07.2022

Дата принятия к публикации: 20.08.2022

© Корева О.В., Тихий В.И., Тяпкина А.П., 2022.

Article Info

Received for publication: 19.07.2022 Accepted for publication: 20.08.2022

© Koreva O.V. Tikhii V.I., Tyapkina A.P., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.