Научная статья на тему 'СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ЗОНЫ НА СТУПЕНЯХ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ'

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ЗОНЫ НА СТУПЕНЯХ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОЭЗ / ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ ОЭЗ / ОЭЗ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердин Александр Эдуардович, Бердина Марина Юрьевна

Цель работы. Целью работы является исследование места современных особых экономических зон (ОЭЗ) РФ, в частности Северо-Западного региона, на ступенях лестницы развития ОЭЗ в целом. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой работы являются данные по особенностям развития и функционирования ОЭЗ в мире, а также статистические сведения, подготовленные специализированными организациями РФ в области содействия развития ОЭЗ, демонстрирующие уровень развития всех ОЭЗ в стране. Результаты. Экономическая активность современных государств, к какому бы уровню развития они ни относились, связана с созданием и эффективным развитием ОЭЗ. В этой связи возникает необходимость определить, к какому этапу или ступени развития ОЭЗ следует отнести каждое государство и, соответственно, какие типы ОЭЗ характерны для каждой ступени развития. На основе изучения лестницы развития и моделей ОЭЗ проанализированы российские ОЭЗ Северо-Западного региона, входящие в тройку ведущих зон страны. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы отечественными и зарубежными предпринимателями, которые уже являются или рассматривают только возможность стать резидентом ОЭЗ, специализируясь на производстве тех видов товаров, которые являются приоритетными в каждом из рассмотренных ОЭЗ региона. Выводы. В экономике любого развитого государства есть различные отрасли и сферы бизнеса, эффективное и планомерное развитие которых как самими предпринимателями, так и помощь государства, способны вывести их на самый высокий уровень развития. Исходя из проанализированных ступеней развития и моделей ОЭЗ было показано, на какой ступени находятся зоны северо-западного региона России, что было подкреплено соответствующими примерами, статистическими данными, характеризующими работу российских ОЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTHWEST ZONES ON THE STEPS OF THE DEVELOPMENT LADDER SPECIAL ECONOMIC ZONES OF RUSSIA

The purpose of the work. The aim of the work is to study the place of modern special economic zones (SEZ) of the Russian Federation, in particular the North-Western region, on the steps of the SEZ development ladder as a whole. The method or methodology of the work. The research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The basis of the work is data on the peculiarities of the development and functioning of SEZs in the world, as well as statistical data prepared by specialized organizations of the Russian Federation in the field of promoting the development of SEZs, demonstrating the level of development of all SEZs in the country. Results. The economic activity of modern states, no matter what level of development they belong to, is associated with the creation and effective development of SEZs. In this regard, there is a need to determine to which stage or stage of SEZ development each state should be attributed and, accordingly, which types of SEZ are characteristic of each stage of development. Based on the study of the development ladder and SEZ models, the Russian SEZs of the North-Western region, which are among the three leading zones of the country, are analyzed. The scope of the results. The results of the study can be used by domestic and foreign entrepreneurs who are already or are considering only the possibility of becoming a resident of the SEZ, specializing in the production of those types of goods that are priority in each of the considered SEZS of the region. Conclusions. In the economy of any developed state, there are various industries and business areas, the effective and systematic development of which, both by entrepreneurs themselves and the help of the state, are able to bring them to the highest level of development. Based on the analyzed stages of development and SEZ models, it was shown at what stage the zones of the north-western region of Russia are located, which was supported by relevant examples, statistical data characterizing the work of Russian SEZs.

Текст научной работы на тему «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ЗОНЫ НА СТУПЕНЯХ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК: 339.544 БЕРДИН АЛЕКСАНДР ЭДУАРДОВИЧ

старший преподаватель кафедры «Экономика высокотехнологичных производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,

e-mail: berdin07@mail.ru

БЕРДИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Международное предпринимательство» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

аэрокосмического приборостроения», e-mail: svitkova_marina@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -9-5-17 СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ЗОНЫ НА СТУПЕНЯХ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ1

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование места современных особых экономических зон (ОЭЗ) РФ, в частности Северо-Западного региона, на ступенях лестницы развития ОЭЗ в целом. Метод или методология проведения работы.

Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой работы являются данные по особенностям развития и функционирования ОЭЗ в мире, а также статистические сведения, подготовленные специализированными организациями РФ в области содействия развития ОЭЗ, демонстрирующие уровень развития всех ОЭЗ в стране. Результаты. Экономическая активность современных государств, к какому бы уровню развития они ни относились, связана с созданием и эффективным развитием ОЭЗ. В этой связи возникает необходимость определить, к какому этапу или ступени развития ОЭЗ следует отнести каждое государство и, соответственно, какие типы ОЭЗ характерны для каждой ступени развития. На основе изучения лестницы развития и моделей ОЭЗ проанализированы российские ОЭЗ Северо-Западного региона, входящие в тройку ведущих зон страны. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы отечественными и зарубежными предпринимателями, которые уже являются или рассматривают только возможность стать резидентом ОЭЗ, специализируясь на производстве тех видов товаров, которые являются приоритетными в каждом из рассмотренных ОЭЗ региона. Выводы. В экономике любого развитого государства есть различные отрасли и сферы бизнеса, эффективное и планомерное развитие которых как самими предпринимателями, так и помощь государства, способны вывести их на самый высокий уровень развития. Исходя из проанализированных ступеней развития и моделей ОЭЗ было показано, на какой ступени находятся зоны северо-западного региона России, что было подкреплено соответствующими примерами, статистическими данными, характеризующими работу российских ОЭЗ. Ключевые слова: особые экономические зоны, жизненный цикл ОЭЗ, лестница развития ОЭЗ, ОЭЗ Северо-Запада России.

BERDINALEXANDER EDUARDOVICH

Senior Lecturer of the Department of Economics of High-Tech Industries, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

e-mail: berdin07@mail.ru

1 Контактное лицо: Бердина М.Ю. тел. 8-921-339-50-36, svitkova_marina@mail.ru.

BERDINA MARINA YURIE VNA

Ph.D.in Economics, Associate Professor of the Department of International Entrepreneurship, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

e-mail: svitkova_marina@mail.ru

NORTHWEST ZONES ON THE STEPS OF THE DEVELOPMENT LADDER SPECIAL ECONOMIC ZONES OF RUSSIA

Abstract. The purpose of the work. The aim of the work is to study the place of modern special economic zones (SEZ) of the Russian Federation, in particular the North-Western region, on the steps of the SEZ development ladder as a whole. The method or methodology of the work. The research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The basis of the work is data on the peculiarities of the development and functioning of SEZs in the world, as well as statistical data prepared by specialized organizations of the Russian Federation in the field of promoting the development of SEZs, demonstrating the level of development of all SEZs in the country. Results. The economic activity of modern states, no matter what level of development they belong to, is associated with the creation and effective development of SEZs. In this regard, there is a need to determine to which stage or stage of SEZ development each state should be attributed and, accordingly, which types of SEZ are characteristic of each stage of development. Based on the study of the development ladder and SEZ models, the Russian SEZs of the North-Western region, which are among the three leading zones of the country, are analyzed. The scope of the results. The results of the study can be used by domestic and foreign entrepreneurs who are already or are considering only the possibility of becoming a resident of the SEZ, specializing in the production of those types of goods that are priority in each of the considered SEZS of the region. Conclusions. In the economy of any developed state, there are various industries and business areas, the effective and systematic development of which, both by entrepreneurs themselves and the help of the state, are able to bring them to the highest level of development. Based on the analyzed stages of development and SEZ models, it was shown at what stage the zones of the north-western region of Russia are located, which was supported by relevant examples, statistical data characterizing the work of Russian SEZs.

Keywords: special economic zones, SEZ life cycle, SEZ development ladder, SEZ of the North -West of Russia.

Введение. ОЭЗ (особые экономические зоны) - часть экономических отношений любой страны на национальном и международном уровнях, являющаяся неотъемлемым элементом мирового общества в настоящее время. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. Современные ОЭЗ в общей системе мирового хозяйства - это один из важнейших факторов экономического роста страны в целом или отдельного региона, который достигается за счет таких условий, как: обмен информацией и технологиями, развитие интеграционных процессов, рост привлечения инвестиций и международной торговли [9].

Для того чтобы выбрать «правильный» регион для формирования ОЭЗ, необходимо учитывать в первую очередь следующие критерии: уровень доходов населения и уровень безработицы в потенциальном регионе. В этой связи выбор России и Северо-Западного региона в частности для целей настоящей статьи обусловлен особым местом страны в современном мировом хозяйстве. Россию можно в настоящее время отнести сразу к нескольким ступеням на лестнице развития ОЭЗ за счет различных международных классификаций стран. Так, часть экспертов, в т. ч. Международных [10], относят Россию к категории динамично развивающихся стран, о чем свидетельствуют не только макроэкономические показатели, но и членство в рядке международных организаций и признание государства зарубежными организациями и партнерами. Другие эксперты [11] до сих пор относят Россию к группе стран с переходной экономикой со всеми соответствующими выводами о гораздо худших показателях социально-экономического развития. Согласно ряду методик классификаций международных организаций (в основном влияние политического вклада в мировой правопорядок), Россию причисля-

ют к категории развитых стран. В этой связи в настоящее время достаточно проблематично и однозначно отнести российские ОЭЗ к какой-то одной конкретной категории. Поэтому наша задача сводится к тому, чтобы показать модели и направления развития ОЭЗ и по возможности определить, к какому этапу или ступени развития более вероятно обозначить на них российские ОЭЗ как в историческом разрезе, так и в условиях современного социально-экономического и политического развития.

Выбор для анализа Северо-Западного региона обусловлен специфичностью расположен-

Рис.1. Рейтинг ключевых ОЭЗ технико-внедренческого типа России [1].

Рис. 2. Рейтинг ключевых ОЭЗ промышленно-производственного типа России [1].

В качестве основных методов исследования, используемых в настоящей статье, авторами выбрана общенаучная методология, предусматривающая для решения поставленной проблемы использование системного подхода. Основой работы являются статистические данные по числу ОЭЗ в стране и анализу ключевых экономических показателей их развития, а также документы и сведения, подготовленные специализированными международными и отечественными организациями, контролирующими создание и развитие ОЭЗ.

1. Лестница развития ОЭЗ.

Развивающимся странам для того, чтобы достичь приемлемого, а еще лучше высокого уровня индустриализации, необходимо сделать акцент в первую очередь на таких критериях, способствующих высокому уровню индустриализации, как значительная модернизация промышленности, проведение политики по активизации привлечения иностранных инвестиций, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий [6].

Быстрый рост в конце 20 века международного производства и глобальных цепочек ценно-

стей привел к появлению новых ОЭЗ [5]. Под влиянием тех изменений, которые имеют место быть в современных международных экономических отношениях, отмечается эволюция организационно-функциональных форм ОЭЗ от простых, специализирующихся на торговле, зон к более сложным зонам, ориентированным на разработку и производство массовой потребительской продукции и инновационных, а также на предоставление различного рода услуг и др.

Многие развивающиеся страны во всех регионах мира стремятся подражать ранним историям успеха ОЭЗ промышленно развитых стран, начавших их создание у себя еще более 100 лет назад. Ожидалось, что правила глобальной торговли, ограничивающие стимулы, связанные с экспортом, и постепенный отказ от исключений из этих правил для стран с низким уровнем дохода будут сдерживать рост зон экспортной обработки (export processing zones, EPZs). Однако эта тенденция несколько замедлилась, поскольку условия функционирования ОЭЗ смогли адаптироваться к новым правилам, оставив без изменения главный завлекающий фактор для инвесторов - благоприятный деловой климат, основанный на нулевых ставках таможенных пошлин и освобождении от налогов. Те скромные показатели динамики развития глобализации международной торговли и производства, которые характерны для настоящего времени в мире, оказывают, наоборот, противоположный эффект, поскольку реакция правительств на усиление конкуренции за мобильную промышленную деятельность выражается в росте числа ОЭЗ и новых типов ОЭЗ. На сегодняшний день насчитывается около 5400 ОЭЗ, более

Рис. 3. Динамика роста числа ОЭЗ в историческом разрезе [11].

Анализ опыта функционирования ОЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии (по аналогии с моделью жизненного цикла любого товара) (рис. 4) [8]:

За время своего полного жизненного цикла (примерно 20-30 лет) перед ОЭЗ стоит необходимость решить задачи, которые были поставлены при ее проектировании и создании. После истечения срока действия зоны, если не будет принято решения о досрочном прекращении ее функционирования, особый режим хозяйствования зоны отменяется, и по уровню своего экономического развития она фактически ставится в один ряд с развитым внезональным пространством.

Экономическое значение и политические цели ОЭЗ существенно различаются в разных странах с разным уровнем развития. В развитых странах большинство ОЭЗ являются зонами без таможенных пошлин. Их роль заключается в предоставлении государственной помощи от давления тарифов и, что более важно, от административного бремени таможенных процедур, чтобы поддержать сложные трансграничные цепочки поставок. В развивающихся странах,

Рис. 4. Этапы развития ОЭЗ.

Развитие ОЭЗ происходило в серии региональных волн. В каждом регионе большинство стран приняли зональные программы в течение короткого периода времени. Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии начали создавать ОЭЗ в 1970-х и начале 1980-х годов. В Латинской Америке большинство программ ОЭЗ были введены в конце 1980-х и 1990-х годов [7]. Страны с переходной экономикой приняли режимы ОЭЗ в основном в 1990-х годах. В Африке большинство программ были приняты в 1990-х и 2000-х годах.

Принятие программ развития ОЭЗ волнами было связано с сочетанием копирования и конкуренции. Успешные программы ОЭЗ в Восточной и Юго-Восточной Азии, которые были частью экспортных стратегий развития, послужили примером для других регионов. Внутри регионов отдельные страны следовали примеру успешных программ первых последователей и конкурировали с ними. Поскольку регионы конкурируют за инвестиции, ОЭЗ могут рассматриваться как инструмент для привлечения ПИИ. Изменения в политическом климате также способствовали принятию программ ОЭЗ волнообразно, особенно в странах с ранее планируемой экономикой, где они способствовали экономическим экспериментам и относительно быстрым реформам бизнеса.

В результате развития ОЭЗ в разных контекстах и в разное время распределение зон по регионам и по типам различается (табл. 1). Большинство зон являются зонами с множественной активностью (мультиактивные зоны). Специализированные для промышленности зоны более распространены в странах с переходной экономикой. Инновационные зоны наиболее распространены на более развитых и развивающихся рынках в Азии. Большая часть зон на развитых рынках - это чисто свободные зоны, ориентированные на содействие торговой логистике.

Логистические хабы Мультиактивные ОЭЗ Специализированные ОЭЗ Инновационные ОЭЗ

Всего в мире 8 62 24 5

Развитые страны 91 9 1 0

Африка 1 89 10 0

Азия 2 65 26 7

Китай 1 93 1 6

Латинская Америка и страны Карибского бассейна 9 77 13 1

Страны с переходной экономикой 5

3 34 59

Страны, как правило, принимают конкретные типы ОЭЗ в соответствии с их уровнем экономического развития, чтобы определить, на каком этапе или ступени развития будет находиться та или иная ОЭЗ (табл. 2). Относительные новички в программах ОЭЗ, такие как многочисленные страны Африки, используют ОЭЗ для стимулирования производства, индустриализации и экспорта. Многие страны с более развитой экономикой используют зоны для стимулирования модернизации промышленности. В странах с переходной экономикой важны зоны, ориентированные на технологии.

Таблица 2

Цели политики ОЭЗ Преобладающие типы ОЭЗ

Страны с высоким уровнем дохода • обеспечить эффективную платформу для сложных трансграничных цепочек поставок; • сосредоточиться на предотвращении перекосов в экономике • только свободные зоны логистических центров (не промышленные зоны); • инновации и новые цели промышленной революции (реализуемые через научные парки без отдельной нормативно-правовой базы или стимулы, не связанные с зонами).

Страны с выше среднего уровнем дохода • поддержка перехода к экономике услуг; • привлечение новых высокотехнологичных отраслей; • сосредоточение на обновлении инновационных возможностей. • технологические зоны (например, НИОКР, высокие технологии, биотехнология); • специализированные зоны, ориентированные на отраслях с высокой добавленной стоимостью или сегментах цепочки создания стоимости; • сервисные зоны (например, финансовые услуги).

Страны со средним уровнем дохода • поддержка модернизации промышленности; • содействие интеграции и модернизации глобальной цепочки ценностей; • сосредоточение на трансфере технологий. • специализированные зоны, ориентированные на отрасли с интенсивным ростом глобальной цепочки ценностей (например, автомобилестроение, электроника); • зоны обслуживания (например, бизнес-процесс, аутсорсинг, колл-центры).

Страны с низким уровнем дохода Лестница развития • стимулирование промышленного развития и диверсификации; • смещение слабых сторон в инвестиционном климате; • осуществление или пилотирование бизнес-реформы в ограниченной области; • концентрация инвестиций в инфраструктуру на ограниченной территории; • сосредоточение на прямой занятости и гэОЭортнйжвыпрохвляется в эволюции • мультиактивные зоны; • ресурсные зоны, направленные на привлечение обрабатывающей промышленности. зон внутри стран, особенно тех, кто

впервые внедрил программы ОЭЗ. Например, в азиатских и восточных странах с высоким уровнем дохода (например, в Республике Корея, Объединенных Арабских Эмиратах) зоны, которые первоначально предназначались для привлечения ориентированного на экспорт производства, в настоящее время диверсифицируются в направлении услуг и вертикальной интеграции, тогда как в Латинской Америке и Карибском бассейне ОЭЗ, которые первоначально были сосредоточены только на складировании и логистике, развивались в направлении производства и услуг.

2. Российские ОЭЗ на лестнице развития.

Первые российские особые экономические зоны (ОЭЗ), которые первоначально назывались зонами свободного предпринимательства и свободными экономическими зонами (СЭЗ), создавались еще в начале 1990-х годов. За время своего существования российские ОЭЗ подверглись воздействию различных экономических процессов (включая влияние экономических кризисов), в результате чего не все ОЭЗ тех лет смогли выжить до сих пор. Подобные «качели» не позволяют поставить российские ОЭЗ на какую-то определенную ступеньку лестницы развития, о которой говорилось во введении. Тем не менее за последние 30 лет ОЭЗ в

России смогли перестроиться и реформироваться в соответствии с реалиями времени и требованиями общества, что в целом свидетельствует об очевидном подъеме по лестнице развития.

Рис. 5. Типология ОЭЗ в России.

Среди основных факторов и причин создания ОЭЗ в России можно выделить следующие:

- потребность в высококвалифицированных кадрах;

- создание и дальнейшее развитие высокотехнологичных производств,

- развитие сферы услуг;

- мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;

- привлечение российских и зарубежных компаний в качестве инвесторов ОЭЗ. Развитие необходимой инфраструктуры ОЭЗ возможно только за счет значительных федеральных инвестиций. В табл. 3 показаны объемы инвестиций в ключевые ОЭЗ Российской Федерации.

Таблица 3

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ

Санкт-Петербург НИОКР, выпуск аналитических приборов, электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд руб. (50 % из ФБ)

Дубна, Московская область Разработки альтернативных источников энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение. 2,5 млрд руб., (65 % из ФБ)

Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов. Около 1,6 млрд руб. (49 % из ФБ)

Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров. 1,8 млрд руб. (42 % из ФБ)

Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных технологий. 1,9 млрд руб. (70 % из ФБ)

Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем. Около 5 млрд руб. (50 % из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона - это зона с четкими правилами, с максимальной конкурентной средой и минимальными бюрократическими издержками. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависит от того, насколько они будут близки к этой схеме. Так, например, деятельность инновационных ОЭЗ (в первую очередь промышлен-но-производственных и технико-инновационных) в Российской Федерации в последние годы значительно укрепила свои позиции и демонстрирует впечатляющие экономические показате-

Рис. 6. Динамика экономической активности инновационных ОЭЗ [1].

Ассоциация развития кластеров и технопарков России совместно с Министерством экономического развития составляют рейтинг инвестиционной привлекательности особых экономических зон (ОЭЗ). Так, в настоящее время в таких зонах зарегистрировано более 750 резидентов из 38 стран. Объем частных инвестиций резидентов в 2019 году составил 375 млрд рублей,

Рис. 7. Группа показателей деятельности ОЭЗ в России [1 ].

Одним из факторов постоянного лидерства некоторых российских ОЭЗ является их высокая клиентоориентированность. Например, у каждого резидента таких ОЭЗ есть свои персо-

нальные менеджеры. Это значительно облегчает взаимодействие с органами власти, решение вопросов по аренде недвижимости, строительству промышленного объекта на земельном участке, выделенном резиденту.

Таким образом, судя по динамике развития, статистическим показателям деятельности российских ОЭЗ, можно сказать, что выбранные нами методы исследования - общенаучный анализ, синтез данных - позволяют дать комплексную оценку. Итак, на основании анализа финансовых результатов хозяйственно-хозяйственной деятельности, количества иностранных инвесторов и вложений в российские ОЭЗ, особенно в тех, которые занимаются разработкой и производством высокотехнологичной продукции, можно сделать вывод о том, что российские ОЭЗ в основном находятся на третьем этапе развития, т. е. специализируется на выпуске специфической высокотехнологичной продукции. При этом уровень благосостояния населения, а также общий уровень ВВП на душу населения не позволяют российским ОЭЗ прочно закрепиться на третьем этапе, вынуждая их «опуститься» на один уровень ниже.

3. Место ОЭЗ Северо-Западного региона на лестнице развития.

1 января 2015 года федеральные власти приняли решение о передаче управления особыми экономическими зонами регионам. Это решение связано с низкой эффективностью использования вкладываемых в ОЭЗ средств на сегодняшний день. По мнению экспертов Счетной палаты РФ, средства на создание ОЭЗ в России расходуются неэффективно. Если сравнивать цифры, то резидентами ОЭЗ было потрачено менее 40 % вложенных средств. Это очень мало.

Северо-Западный регион в целом демонстрирует достаточно уверенные показатели в развитии и функционировании своих зон (см. рис. 1, рис. 2). Так, зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург» создана в 2006 году сроком до 2054 года с целью эффективной реструктуризации региона на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала для развития производственных и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного региона и России в международное разделение труда. ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана в целях развития высоко-

130.3 млрд Р

суечоне оюидемтоа ОЭЗ

Рис. 8. Основные показатели деятельности ОЭЗ «Санкт-Петербург» (2020 год) [2].

Резидентов ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» можно условно отнести к кластерам на основании выявленных приоритетов направления деятельности. Сама зона создана на двух участках территории: в районе территории «Нойдорф» (пос. Стрельна) Петродворцового района Санкт-Петербурга (участок «Нойдорф») и в районе лесопарка «Ново-Орловский» Приморского района Санкт-Петербурга (участок «Новоорловская»).

Основные целевые показатели эффективности функционирования зоны, которые необходимо достичь к концу 2025 года, определены нарастающим итогом в таблице 4.

Таблица 4

Основные показатели деятельности ОЭЗ «Санкт-Петербург» [2]

Наименование показателя К 2025 году

Количество резидентов ОЭЗ, ед. 69

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ, ед. 7228

Объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ, млрд руб. 52

Объем выручки, полученной резидентами, млрд руб. 688

Приоритетные направления деятельности зоны:

- информационные технологии и телекоммуникации;

- медицинские технологии;

- нанотехнологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- точное приборостроение.

Сложности эффективной работы данной зоны связаны с определенными специфическими факторами. Так, львиная доля промышленности Санкт-Петербурга (порядка 80 %) относится к военно-промышленному комплексу, включение которого в международное разделение труда по очевидным причинам затруднено. Кроме того, на данный момент времени в мировой практике пока нет аналогов по созданию зон в таком большом регионе. Для зоны «Санкт-Петербург» свойственна система частной организации, то есть организации по подзоне или по индивидуальной специализации, из которой в целом может формироваться большая комплексная зона. По данным руководства зоны, по итогам 2020-2021 годов ОЭЗ «Санкт-Петербург» пополнится 7 новыми проектами, объем инвестиций по которым в ближайшие годы достигнет 7,5 млрд рублей. Общая выручка 58 действующих резидентов ОЭЗ в 2019 году превысила 31 млрд рублей, налоговые отчисления с их стороны составили более 5,3 млрд рублей [2].

Еще одним примером крайне успешных зон в Северо-Западном регионе является ОЭЗ «Моглино», которая была создана в 2012 году и является единственной особой экономической зоной промышленно-производственного типа Северо-Запада в непосредственной близости к основным рынкам сбыта на территории европейской части России, представляя собой пример эффективного управления зоной и привлечения в нее резидентов (рис. 9).

Приоритетные направления развития зоны:

- железнодорожное оборудование;

- коммунальное оборудование;

- сельскохозяйственное оборудование;

- автокомплектующие;

- электротехника и бытовая электроника;

- строительные материалы;

- логистика и упаковка;

В 2018 году было полностью завершено строительство инженерной инфраструктурной зоны и первой очереди готовых промышленно-производственных и офисных площадей. Среди ключевых резидентов «Моглино» - ООО «Псковский завод "Титан-Полимер"», готовящий к реализации проект импортозамещающего производства полимеров, востребованных отраслями текстильной, пищевой, станко-, приборо- и машиностроительной промышленности.

Помимо уже работающих ОЭЗ в регионе, есть и проекты создания зон в ближайшем будущем. Например, свободная экономическая зона «Выборг» планируется к созданию с целью производства высокотехнологичной продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Финляндия как ближайший сосед и один из главных туристических направлений жителей Северо-Западного региона принимает активное участие в формировании зоны. В «Выборге» планируется создать технологический центр (технологическую деревню) для ускоренного внедрения достижений НТП в производственную деятельность. Основными направлениями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые отрасли, как электроника, компьютерная индустрия, производство новых материалов, биотехнологиии др. Географическое положение Выборга позволило российским и финским специалистам разработать проект по со-

ОШ. 2014г »15 г. 201ЙГ. 2017г. 201( Рис. 9. Экономические показатели деятельности ОЭЗ «Моглино» [1].

В Новгородской области планируется создать СЭЗ «Садко». Она должна стать технополисом, создающимся на базе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научных и пищевых ассоциаций региона. Предполагается, что зона будет специализироваться на производстве видеоаппаратуры и бытовой радиоаппаратуры, на производстве продукции деревообрабатывающей промышленности и международного туризма.

Однако, помимо рассмотренных выше примеров успешных зон на Северо-Западе, есть и примеры неудачных зон, в частности особая экономическая зона на территории муниципальных образований Кольского региона и города Мурманска в Мурманской области, открытая в 2010 году.

Направления деятельности в ОЭЗ:

- перевалка железорудной продукции, нефтепродуктов и генеральных грузов;

- судоремонт;

- переработка морепродуктов.

С тех пор велась работа над концепцией развития зоны и оформления земельно-имущественных отношений, на что из областного бюджета было потрачено около 56 миллионов рублей. Однако в первые годы существования зоны не было зарегистрировано ни одного резидента. Теперь портовую площадку в Мурманской области планируется использовать в другом формате, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Причи-

на провала Мурманской ОЭЗ - отсутствие очевидного экономического эффекта от инвестирования на этих территориях.

Еще одним неудачным примером стала туристско-рекреационная ОЭЗ на полуострове Куршская коса в Калининградской области, которая прекратила свое существование досрочно в 2012 году. Здесь, как и в Мурманске, договориться с инвесторами не удалось. Помимо экологов, они возражали против строительства городских туристических объектов на территории уникального природного парка.

Выводы. Таким образом, подводя главные выводы из проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что российские ОЭЗ прочно укрепились на лестнице развития. Учитывая типологию ОЭЗ, которая в настоящее время прочно укрепились в рамках части экономического пространства страны, и характеристику этапов лестницы развития, можно сделать вывод, что они стоят на 2-й и 3-й ступенях. Четко «поставить» российские ОЭЗ на одну ступень нельзя, потому что по различным критериям до сих пор международные эксперты не могут прийти к единому мнению о специфике российской экономики - контрастный уровень доходов населения, специфическая товарная номенклатура, темпы роста. Если смотреть на типы российских ОЭЗ, то у нас как раз и доминируют зоны, типичные для 2-й и 3-й ступеней лестницы развития. Безусловно, генеральная линия Правительства РФ направлена на четкое укрепление на 3-й ступени и, соответственно, развитие в значительной части технологических и сервисных (в случае России - это туристические) ОЭЗ. Кроме того, помимо государственных программ развития ОЭЗ, способствовать такому переходу должно и стремление компаний, которые ведут предпринимательскую деятельность в особых зонах, на получение желаемого результата и четкое соответствие таким категориям, как «технологические зоны» (НИОКР, высокие технологии, биотехнология), «специализированные зоны», ориентированные на отраслях с высокой добавленной стоимостью или сегментах цепочки создания стоимости, а также «сервисные зоны» (финансовые, туристические, рекреационные услуги).

Опыт создания особых экономических зон в России и Северо-Западном регионе в частности очень противоречив. Никогда нельзя предусмотреть, какой проект по созданию ОЭЗ окажется успешным, позволит создать новые рабочие места, обеспечить приток инвестиций, увеличить приток налогов, а какой станет пустой тратой бюджетных денег. В настоящее время в

Литература

1. Бизнес-навигатор по ОЭЗ России (2020). Ассоциация кластеров и технопарков РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.akitrf.ru, свободный. - Загл. с экрана.

2. Особая экономическая зона «Санкт-Петербург». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.spbsez.ru/about/info/docs/, свободный. - Загл. с экрана.

3. Отчет о результатах функционирования ОЭЗ РФ за 2019 год и за период с начала функционирования особых экономических зон (2020). Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov. ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ instrumentyrazvitiyaterritoriy/osobyeekonomicheskiezony/, свободный. - Загл. с экрана.

4. Bost F. Free Zones: a State of the Art. The World of Free Zones. Towards a NewGlobalTrade. 2016.

5. Farole T. and G.Akinci. Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development Series. Washington, D. C.: World Bank. 2011.

6. Frick S. A. Rodriguez-Pose and M. Wong. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries //Economic Geography.2019.Vol. 95(1). Р. 30-64.

7. Koyama N. SEZs in the Context of Regional Integration : Creating Synergies for Trade and Investment. In Farole, T., and G. Akinci (eds.), Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. DirectionsinDevelopment. Washington, D.C.: WorldBank. 2011.

8. Moberg L. The political economy of special economic zones //Journal of Institutional Economics.2015. Vol.11(01). P. 167-190.

9. Special Economic Zones: Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. Washington, D.C.: World Bank.FIAS. 2008.

10. Trade in Counterfeit Goods and Free Trade Zones: Evidence from Recent Trends. Illicit Trade, Paris: OECD Publishing. OECD/EUIPO. 2018.

11. World Investment Report 2019: Special Economic Zones. New York and Geneva: United Nations. UNCTAD. 2020.

References:

1. Biznes-navigator po OEZ Rossii (2020). Associaciya klasterov i tekhnoparkov RF. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.akitrf.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Osobaya ekonomicheskaya zona «Sankt-Peterburg». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://

www.spbsez.ru/about/info/docs/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Otchet o rezul'tatah funkcionirovaniya OEZ RF za 2019 god i za period s nachala funkcionirovaniya osobyh ekonomicheskih zon (2020). Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ osobyeekonomicheskiezony/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Bost F. Free Zones: a State of the Art. The World of Free Zones. Towards a NewGlobalTrade. 2016.

5. Farole T. and G.Akinci. Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development Series. Washington, D. C.: World Bank. 2011.

6. Frick S. A. Rodriguez-Pose and M. Wong. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries //Economic Geography.2019.Vol. 95(1). R. 30-64.

7. Koyama N. SEZs in the Context of Regional Integration : Creating Synergies for Trade and Investment. In Farole, T., and G. Akinci (eds.), Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. DirectionsinDevelopment. Washington, D.C.: WorldBank. 2011.

8. Moberg L. The political economy of special economic zones //Journal of Institutional Economics.2015. Vol.11(01). P. 167-190.

9. Special Economic Zones: Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. Washington, D.C.: World Bank.FIAS. 2008.

10. Trade in Counterfeit Goods and Free Trade Zones: Evidence from Recent Trends. Illicit Trade, Paris: OECD Publishing. OECD/EUIPO. 2018.

11. World Investment Report 2019: Special Economic Zones. New York and Geneva: United Nations. UNCTAD. 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.