Научная статья на тему 'Особые экономические зоны: международные аспекты функционирования'

Особые экономические зоны: международные аспекты функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INVESTMENT PROCESS / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ / INSTITUTIONAL FORMS / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (ОЭЗ) / SPECIAL ECONOMIC ZONES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / INVESTMENT PROCESS EFFICIENCY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимов Алмаз Хамитович

Настоящее исследование посвящено обобщению международных аспектов применения эффективных институциональных форм реализации инвестиционных процессов, рассмотрен опыт США, Китая и Мексики по функционированию особых экономических зон (ОЭЗ), сформулированы их особенности, преимущества и недостатки. Цель. Уточнить трактовку свободных экономических зон в отечественной и зарубежной науке; провести сравнение с категорией «особые экономические зоны»; рассмотреть зарубежный опыт развития различных видов ОЭЗ; выявить его преимущества и недостатки; рассмотреть опыт Российской Федерации и Республики Татарстан по функционированию ОЭЗ. Задачи. Изучить положительный опыт функционирования ОЭЗ в странах мира с целью его применения в экономике России; обобщить действующую систему общих и специальных льгот инвесторам в ОЭЗ различного типа; выполнить научный анализ особенностей и тенденций развития ОЭЗ в Мексике, Китае, США; рассмотреть опыт Республики Татарстан по функционированию ОЭЗ «Алабуга». Методология. В настоящей работе использованы методы систематизации, обобщения, обработки и анализа фактических данных, сравнительного анализа и синтеза, диалектические методы научного исследования. Результаты. Дана трактовка свободных экономических зон как института мирового хозяйства, особой формы международной экономической интеграции, показан эффект от функционирования ОЭЗ, раскрыта система общих и специальных льгот инвесторам. Обосновано, что положительным следует считать практический опыт США, Китая и Мексики. Выполнен анализ функционирования ОЭЗ различного типа в России и Татарстане. Выводы. Накопленный в мире практический опыт по созданию такой эффективной формы инвестиционной деятельности, как ОЭЗ, позволит расширить данную сферу деятельности в нашей стране, улучшить инвестиционный климат, повысить занятость и темпы экономического роста, что очень актуально в связи со сложившейся в последние годы непростой экономической ситуацией в мировой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хакимов Алмаз Хамитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Economic Zones: International Aspects of Operation

This study is dedicated to summarizing the international aspects of the application of the efficient institutional forms of investment process implementation, examines the experiences of the US, China, and Mexico in the operation of special economic zones (SEZs), and determines their features, advantages, and disadvantages. Aim. This study aims to specify the interpretation of SEZs in the Russian and foreign sciences, compares them with the SEZ category, examines the foreign experiences in the development of various types of SEZs, identifies the pros and cons, and examines the experiences of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan in the operation of SEZs. Tasks. The study examines the positive experiences in the operation of SEZs worldwide, with the purpose of their application in the Russian economy; summarizes the existing system of common and special incentives for investors in various types of SEZs; performs a scientific analysis of the features and trends of SEZ development in the US, China, and Mexico; and examines the experience of the Republic of Tatarstan in the operation of the Alabuga SEZ. Methods. This study uses systematization, generalization, processing and analysis of factual data, comparative analysis and synthesis, and dialectical methods of scientific research. Results. An interpretation of free economic zones as an institute of world economy; i.e., a special form of international economic integration, is provided; the effect of SEZ operation is shown; and a system of common and special incentives for investors is described. It is substantiated that the practical experience of the US, China, and Mexico should be considered as positive. The operation of various types of SEZs in Russia and Tatarstan is analyzed. Conclusions. The accumulative global practical experience in creating efficient forms of investment activity, such as SEZ, makes it possible to expand this field of activity in Russia, to improve the investment climate, to increase employment, and to increase the economic growth rate, which is highly relevant, considering the difficult economic situation that has been created in the global system in recent years.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны: международные аспекты функционирования»

0

1

о ^

о о;

s <

со

S

с; <

>

о

Особые экономические зоны международные аспекты функционирования

Special Economic Zones: International Aspects of Operation

Хакимов Алмаз Хамитович

соискатель ученой степени доктора наук Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат экономических наук 420008, г. Казань, Кремлевская ул., д. 18.

УДК 339.543.62

Almaz Kh. Khakimov

Kazan Federal University

Kremlyovskaya Str. 18, Kazan, Russia Federation, 420008

Настоящее исследование посвящено обобщению международных аспектов применения эффективных институциональных форм реализации инвестиционных процессов, рассмотрен опыт США, Китая и Мексики по функционированию особых экономических зон (ОЭЗ), сформулированы их особенности, преимущества и недостатки.

Цель. Уточнить трактовку свободных экономических зон в отечественной и зарубежной науке; провести сравнение с категорией «особые экономические зоны»; рассмотреть зарубежный опыт развития различных видов ОЭЗ; выявить его преимущества и недостатки; рассмотреть опыт Российской Федерации и Республики Татарстан по функционированию ОЭЗ.

Задачи. Изучить положительный опыт функционирования ОЭЗ в странах мира с целью его применения в экономике России; обобщить действующую систему общих и специальных льгот инвесторам в ОЭЗ различного типа; выполнить научный анализ особенностей и тенденций развития ОЭЗ в Мексике, Китае, США; рассмотреть опыт Республики Татарстан по функционированию ОЭЗ «Ала-буга».

Методология. В настоящей работе использованы методы систематизации, обобщения, обработки и анализа фактических данных, сравнительного анализа и синтеза, диалектические методы научного исследования. Результаты. Дана трактовка свободных экономических зон как института мирового хозяйства, особой формы международной экономической интеграции, показан эффект от функционирования ОЭЗ, раскрыта система общих и специальных льгот инвесторам. Обосновано, что положительным следует считать практический опыт США, Китая и Мексики. Выполнен анализ функционирования ОЭЗ различного типа в России и Татарстане. Выводы. Накопленный в мире практический опыт по созданию такой эффективной формы инвестиционной деятельности, как ОЭЗ, по-

зволит расширить данную сферу деятельности в нашей стране, улучшить инвестиционный климат, повысить занятость и темпы экономического роста, что очень актуально в связи со сложившейся в последние годы непростой экономической ситуацией в мировой системе. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный процесс, институциональные формы, особые экономические зоны (ОЭЗ), эффективность инвестиционных процессов, международный опыт

This study is dedicated to summarizing the international aspects of the application of the efficient institutional forms of investment process implementation, examines the experiences of the US, China, and Mexico in the operation of special economic zones (SEZs), and determines their features, advantages, and disadvantages.

Aim. This study aims to specify the interpretation of SEZs in the Russian and foreign sciences, compares them with the SEZ category, examines the foreign experiences in the development of various types of SEZs, identifies the pros and cons, and examines the experiences of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan in the operation of SEZs. Tasks. The study examines the positive experiences in the operation of SEZs worldwide, with the purpose of their application in the Russian economy; summarizes the existing system of common and special incentives for investors in various types of SEZs; performs a scientific analysis of the features and trends of SEZ development in the US, China, and Mexico; and examines the experience of the Republic of Tatarstan in the operation of the Alabuga SEZ.

Methods. This study uses systematization, generalization, processing and analysis of factual data, comparative analysis and synthesis, and dialectical methods of scientific research. Results. An interpretation of free economic zones as an institute of world economy; i.e.,

a special form of international economic integration, is provided; the effect of SEZ operation is shown; and a system of common and special incentives for investors is described. It is substantiated that the practical experience of the US, China, and Mexico should be considered as positive. The operation of various types of SEZs in Russia and Tatarstan is analyzed.

Conclusions. The accumulative global practical experience in creating efficient forms of investment activity, such as SEZ, makes it possible to expand this field of activity in Russia, to improve the investment climate, to increase employment, and to increase the economic growth rate, which is highly relevant, considering the difficult economic situation that has been created in the global system in recent years.

Keywords: investment, investment process, institutional forms, special economic zones, investment process efficiency, international experience

Инвестиционные процессы осуществляются на различных уровнях экономической системы: региональном, национальном, международном, глобальном. При этом можно наблюдать общие закономерности, присущие всем этим уровням экономики, а также специфические тенденции, характерные для каждого из них и определяющие современные особенности инвестиционного процесса. Эффективность инвестиционных процессов во многом определяется теми институциональными формами, которые применяются в той или иной экономической системе.

Неотъемлемой частью международных экономических отношений в инвестиционной сфере становятся особые экономические зоны (ОЭЗ). По данным ООН, в настоящее время в мире функционирует несколько тысяч ОЭЗ с набором различных льгот и преференций для привлечения инвестиций.

Международный опыт показывает, что за счет разумной государственной политики, преференций и льгот можно достичь существенных успехов в привлечении частного капитала, технологий и повысить конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Использование положительного зарубежного опыта может способствовать широкому развитию в России ОЭЗ, особенно промышленно-про-изводственного типа, позволяющих привлечь частные инвестиции, развивать современные производства, вести исследования и аккумулировать мировой опыт с целью творческого его использования с учетом специфических российских условий.

Данная тема широко освещается в научной литературе, в различных изданиях. В разное время ее рассматривали в своих работах такие авторы, как В. И. Бутов, А. К. Заварзин,

Р. И. Зименков, В. Г. Игнатов, А. А. Лавров, ^ Т. А. Лысова, О. И. Мельникова, А. Ю. Нова- § ков, В. А. Ситнина, М. Н. Чепурина, Н. Н. Шмо- ° нов, Н. И. Яковлева и другие ученые. 2

В настоящее время существует методологи- к ческая проблема

различных трактовок содер- и жания ОЭЗ как формы реализации инвести- | ционного процесса. Для более эффективного ^ решения практических задач формирования =И и развития ОЭЗ необходимо уточнить их эко- н номическое содержание, цели, задачи и вы- £ полняемые функции [1]. ^

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»). При этом товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению [2].

В отечественной литературе активно дискутируется данная проблема. Так, В. Игнатов и В. Бутов утверждают: «Свободные экономические зоны (СЭЗ) — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [3].

Т. П. Данько дает немного иное определение свободных экономических зон: «Свободная экономическая зона — это суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (групп стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ» [4].

Р. И. Зименков считает, что «свободная экономическая зона — часть национального пространства, где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач» [5].

А. К. Заварзин определяет СЭЗ как важный институт мирового хозяйства, особую форму международной экономической интеграции [6].

Мэнг Гуангвен, немецкий профессор университета в Хайдельберге, утверждает следующее: «Для того чтобы реализовать опреде-

^ ленные экономические и политические цели,

1 СЭЗ географически определяют как области ° или зоны внутри страны на трансграничной

2 территории между несколькими странами, где ^ особенно допускаются определенные виды хо-Ез- зяйственной деятельности и предоставляются | свободная торговля и другие льготы и при-^ вилегии, отличные от тех, предоставляемых

в остальной части страны» [7].

К. А. Семенов приводит следующее опреде-¡5 ление СЭЗ — это «географические территории, ^ которым их политические центры представляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т. е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства» [8].

В российском законодательстве категория «свободные экономические зоны» перекликается с понятием «особые экономические зоны» [9]. 22 июля 2005 г. был подписан закон, где в ст. 2 дается определение ОЭЗ, существующее и по сегодняшний день: «Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности» [10].

В результате в последнее время в экономической литературе используется категория ОЭЗ вместо СЭЗ, хотя по содержанию эти два понятия практически ничем не отличаются.

Так, Н. Н. Шмонов, опираясь на определение ОЭЗ, данное в федеральном законе, предлагает следующую трактовку категории: ОЭЗ — это часть национальной территории с целостной системой связей и отношений, на которой действуют особые льготные условия экономической деятельности для решения социально-экономических и научно-технических задач [11].

По своей общей цели специальные экономические зоны, как правило, сходны, но их функции достаточно многообразны. При этом многообразие трактовок СЭЗ (ОЭЗ) связано, прежде всего, с определенным кругом выполняемых ими задач. В научной литературе выделяется до 30 разновидностей СЭЗ. Наибольшее распространение в мире и в нашей стране получили промышленные экспортные зоны, свободные торговые зоны, оффшорные зоны и налоговые гавани, свободные технологические зоны (технопарки и технополисы), свободные комплексные зоны [12].

Эффект от функционирования СЭЗ в системе мировой экономики проявляется в ускорении экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации иностранных инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов, расширения мирохозяйственных связей [13].

Подводя итог сказанному выше, следует сформулировать сущностное определение СЭЗ — это часть обособленного экономического пространства, где для иностранных и отечественных производителей различных товаров создается особая система льгот и стимулов, которая позволяет добиться экономического успеха и на основе новых технологий помогает создать приоритетные отрасли экономики, которые обеспечивают эффективное производство и поставку качественной продукции на мировой рынок, а также успешное развитие социальной жизни как на территории создания зоны, так и страны в целом.

Независимо от типа СЭЗ, в них существует система общих и специальных льгот инвесторам. Общие льготы предоставляются всем инвесторам зоны, а специальные — при удовлетворении их деятельности законодательно закрепленным критериям, как, например, крупные объемы инвестирования, передача технологий, отсутствующих в принимающей стране, содействие занятости местного населения [14].

Отечественная и зарубежная практика показывает, что систему общих льгот, предоставляемых резидентам СЭЗ, составляют торговые, налоговые, финансовые и административные льготы.

С функциональной точки зрения СЭЗ призваны содействовать привлечению иностранных инвестиций, расширению экспорта зоны, повышению уровня экономического развития региона на основе комплексного и целенаправленного использования имеющихся и привлеченных инвестиционных, природных и трудовых ресурсов, производственного и технологического потенциала для целей экономического роста [15]. СЭЗ рассматриваются в мире как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реанимировать депрессивную территорию, и дать дополнительный импульс региональным точкам роста.

Практика развития различных видов ОЭЗ широко используется такими странами, как США, Китай, Мексика.

В США активно функционируют зоны внешней торговли, технологические парки и предпринимательские зоны. Экономические льготы в них предоставляются в основном отечественным инвесторам. СЭЗ обычно расположены в

экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы.

Результаты функционирования американских СЭЗ состоят в значительном росте экспорта товаров и услуг, существенном повышении уровня занятости в стране, активизации регионального международного маркетинга, что связано прежде всего с созданием промышленных парков и центров международной торговли. Кроме того, зоны внешней торговли, технологические парки и предпринимательские зоны, работающие в США, оказывают помощь фирмам в улучшении оборота производимой продукции и в выработке стратегии действия, что также положительно сказывается на темпах экономического роста данной национальной экономики.

В китайской экономике широко используются такие институциональные формы СЭЗ, как частные инвестиционные зоны, зоны развития высоких технологий, специальные экономические зоны, открытые приморские города, зоны экономического и технологического развития, свободные торговые зоны, зоны местного уровня, зоны приграничного экономического сотрудничества.

Опыт Китая по созданию промышленных парков и технико-внедренческих зон признан одним из самых успешных в мире. Здесь эффективно функционируют более 50 парков новых и высоких технологий. Положительно сказываются на развитии СЭЗ экономические реформы, проводимые китайским правительством в последние десятилетия.

Гибкая и эффективная экономическая политика государства активно способствует стимулированию производства продукции на экспорт, а также широкому распространению высоких технологий, что позволяет производить в стране и соответственно экспортировать высокотехнологичную продукцию, востребованную на мировом рынке. Так, создание и эффективное функционирование китайских СЭЗ существенно влияет на темпы экономического роста и темпы роста товарооборота с другими странами.

Хорошо работают СЭЗ только в тех странах, где правительства стимулируют перспективные предприятия и направления бизнеса при помощи государственных субсидий и дотаций, гарантий и ссуд под низкий процент. При этом не стоит забывать, что преференциальный режим должен распространяться на строго определенную территорию, потому что в случае нарушения этого принципа деятельность СЭЗ становится бессмысленной, так как льготы и преференции, «расползаясь» по большой территории, теряют свою привлекательность.

В России СЭЗ (ОЭЗ) начали активно развиваться в начале 2000-х гг., когда был принят ряд законов, регулирующих данную сферу экономической деятельности. В настоящее время созданы и функционируют ОЭЗ в Республике Татарстан, Московской области, Липецке и некоторых других регионах. Российский опыт функционирования ОЭЗ пока невелик. В то же время можно отметить, что те льготы, которые предоставляются в них отечественным и иностранным инвесторам, существенно улучшают инвестиционный климат в регионе, а, следовательно, и в стране в целом. Так, в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан) работает уже более 40 иностранных инвесторов из разных стран в различных отраслях экономики. Перспективным направлением является также создание в республике Иннополиса как прообраза «кремниевой долины», который должен выйти на проектную мощность в 2016 г. Кроме того, в регионе созданы такие институциональные формы свободных технологических зон, как Инвестиционно-венчурный фонд, технопарк «Идея», «Химград».

Накопленный в мире практический опыт по созданию такой эффективной формы инвестиционной деятельности, как ОЭЗ, позволит расширить данную сферу деятельности в нашей стране, улучшить инвестиционный климат, повысить занятость и темпы экономического роста, что весьма актуально в связи со сложившейся в последние годы непростой экономической ситуацией в мировой экономике.

Литература

1. Делюкс Т. Свободные экономические зоны как форма привлечения прямых иностранных инвестиций и диверсификация экономики // Исследовано в России: Электронный научный журнал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s3.amazonaws.com/zanran_storage/zhurnal.gpi.ru/ ContentPages/141956117.pdf.

2. Официальный сайт Организации Объединенных Наций: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. un.org/ru/index.html.

3. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны / Ред. Л. А. Власов. М.: Ось-89, 1997. 189 с.

4. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: Инфра-М, 1998.

5. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. 223 с.

6. Заварзин А. К. Особые экономические зоны как центры экономического роста // Проблемы современной экономики. 2005. № 1/2 (13/14): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=707.

7. Guangwen M. The Theory and Practice of Free Economic Zones: A Case-Study of Tianjin, People's Republic of China. Frankfurt am Main; N. Y.: Peter Lang, 2003. 234 p.

8. Семенов К. А. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.: Гардарики, 2000. 336 c.

9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (с изм. и доп.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/12141177/.

CD К X

J

<

m

J

>

10. Шмонов Н. Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. 158 с.

11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (с изм. и доп.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12133486/.

12. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 248 с.

13. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономист, 2005. 734 с.

14. Свободные экономические зоны. Региональная экономика и управление: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.uapa.ru/de/REU/eumk.htm.

15. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. М.: ИЭПП, 2007. 268 с.

References

1. Delyuks T. Free economic zones as a form of foreign direct investment and economic diversification. Electronic scientific journal "Issledovano v Rossii", 2010. Available at: http://s3.amazonaws.com/zanran_st orage/zhurnal.gpi. ru/ContentPages/141956117.pdf. (in Russ.).

2. Official website of the United Nations. Available at: http:// www.un.org/ru/index.html. (in Russ.).

3. Ignatov V. G., Butov V. I. Svobodnye ekonomicheskie zony [Free economic zones]. Moscow, Os'-89 Publ., 1997. 189 p.

4. Dan'ko T. P., Okrut Z. M. Svobodnye ekonomicheskie zony v mirovom khozyaystve [Free economic zones in the world economy]. Moscow, Infra-M Publ., 1998. 168 p.

5. Zimenkov R. I. Free economic zones. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2012. 223 p.

6. Zavarzin A. K. Osobye ekonomicheskie zony kak tsentry ekonomicheskogo rosta [Special economic zones as centers of economic growth]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2005, no. 1/2 (13/14). Available at: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=707.

7. Guangwen M. The theory and practice of free economic zones: A case-study of Tianjin, People's Republic of China. Frankfurt am Main, New York; Peter Lang, 2003. 234 p.

8. Semenov K. A. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnoshe-niya [International economic relations]. Moscow, Gardariki Publ., 2000. 336 p.

9. Federal Law of December 8, 2003 № 164-FZ "On the bases of state regulation of foreign trade activities" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/12133486/. (in Russ.).

10. Shmonov N. N. Istoricheskoe issledovanie problem raz-vitiya osobykh ekonomicheskikh zon [Historical study of the problems of development of special economic zones]. Kazan', Kazan' State Inst. of Culture Publ., 2010. 158 p.

11. Federal Law of July 22, 2005 №116-FZ "On special economic zones in the Russian Federation" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/12141177/. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sutyrin S. F., Kharlamova V. N., eds. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [International economic relations]. St. Petersburg, SPb Univ. Publ., 1996. 248 p.

13. Bulatov A. S., ed. Mirovaya ekonomika [World economy]. Moscow, Ekonomist" Publ., 2005. 734 p.

14. Free economic zones. Regional economics and management. Available at: http://de.uapa.ru/de/REU/eumk.htm. (in Russ.).

15. Prikhod'ko S. V., Volovik N. P. Osobye ekonomicheskie zony [Special economic zones]. Moscow, Inst. for the Economy in Transition Publ., 2007. 268 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.