УДК 339.94 БЕРДИН АЛЕКСАНДР ЭДУАРДО-
ВИЧ
старший преподаватель кафедры «Экономика высокотехнологичных производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,
e-mail: [email protected]
БЕРДИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Международное предпринимательство» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2020-10-103-lll РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОЭЗ: ПРИМЕР АЗИИ
Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование создания и функционирования особых экономических зон на территории стран Азиатского региона. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой работы являются данные по числу ОЭЗ в мире и странах Азии в частности, а также документы и сведения, подготовленные специализированными организациями, регулирующими функционирование ОЭЗ. Результаты. Особые экономические зоны в странах Азии представляют собой самую многочисленную группу зон в мире. Они демонстрируют самые перспективные темпы своего развития по основным экономическим и хозяйственным показателям: производимая продукция, привлечение инвестиций, открытие новых ОЭЗ, типология зон и пр. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы потенциальными резидентами ОЭЗ в Азиатском регионе, которые рассматривают данный регион как наиболее желаемый для ведения бизнеса, особенно если специфика предпринимательской деятельности является привлекательной для критериев ОЭЗ. Выводы. В экономике развивающихся государств Азиатского региона ОЭЗ представляют собой основу для их предпринимательской деятельности. И грамотно разработанные условия для создания и эффективно функционирующих ОЭЗ со стороны органов власти позволят привлекать иностранных и отечественных инвесторов в качестве резидентов ОЭЗ, которые позволяют внести свой вклад в комплексное развитие экономики Азии.
Ключевые слова: особые экономические зоны (ОЭЗ), Азиатский регион, специализированные ОЭЗ, инновационные ОЭЗ, мультиактивные ОЭЗ-
BERDINALEXANDER EDUARDOVICH
Senior Lecturer of the Department " Economics of High-Tech Industries " of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,
e-mail: [email protected]
BERDINA MARINA YURIEVNA
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of International Entrepreneurship, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,
e-mail: [email protected]
REGIONAL MODELS OF SEZ DEVELOPMENT: THE EXAMPLE OF ASIA
Abstract. The purpose of the work. The aim of the work is to study the creation and functioning of special economic zones on the territory of the countries of the Asian region. Method or methodology of the work. The research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The work is based on
data on the number of SEZs in the world and in Asian countries in particular, as well as documents and information prepared by specialized organizations that regulate the operation of SEZs. Results. Special economic zones in Asia represent the largest group of zones in the world. They demonstrate the most promising rates of their development in terms of the main economic and economic indicators: production, investment attraction, opening of new SEZs, typology of zones, etc. Scope of the results. The results of the study can be used by potential residents of the SEZ in the Asian region, who consider this region as the most desirable for doing business, especially if the specifics of entrepreneurial activity are attractive for the SEZ criteria. Conclusions. In the economies of developing countries in the Asian region, SEZs are the basis for their business activities. And well-designed conditions for the creation and effective functioning of SEZs by the authorities will allow attracting foreign and domestic investors as residents of the SEZ, which allow them to contribute to the comprehensive development of the Asian economy. Keywords: special economic zones (SEZ), Asian region, specialized SEZs, innovative SEZs,
ОЭЗ существуют более чем в 140 странах мира, причем почти % из них расположены в развивающихся странах и почти во всех странах с переходной экономикой (табл. 1 и 2). В последние годы их число быстро росло и еще как минимум 500 находятся на стадии разработки. Больше всего наибольшее количество ОЭЗ находится в Китае, на Филиппинах, в Индии, США, Российской Федерации, Турции, Таиланде, Доминиканской Республике, Кении и Никарагуа [3, 9, 10, 13]. Страны меняют свой подход к развитию зон по нескольким параметрам: количество и физические размеры зон; концентрация зон в нескольких больших, нескольких свободных точках или комбинированных схемах; уровень специализации зон; и проектирование зон как отдельных промышленных площадок или интегрированных поселков. Существует множество примеров амбициозных схем развития зон, сдвигов в стратегической направленности, усилий по изменению зон неэффективности и поэтапного отказа от зон.
Таблица 1
Регион Общее число ОЭЗ В т. ч. которые находятся на этапе развития Запланированные дополнительные ОЭЗ
Всего в мире 5383 474 507
Развитые страны 374 5 -
Европа 105 5 -
Северная Америка 262 - -
Развивающиеся страны 4772 451 502
Азия 4046 371 419
Восточная Азия 2645 13 -
Китай 2543 13 -
Юго-Восточная Азия 737 167 235
Южная Азия 456 167 184
Индия 373 142 61
Западная Азия 208 24 -
Африка 237 51 53
Латинская Америка и Карибский бассейн 486 28 24
Страны с переходной экономикой 237 18 5
Слаборазвитые страны 173 54 140
Наименее развитые страны 146 22 37
Островные государства 33 8 10
Экономическое значение и политические цели ОЭЗ существенно различаются в разных странах с разным уровнем развития. В развитых странах большинство ОЭЗ являются зонами без таможенных пошлин. Их роль заключается в предоставлении государственной помощи от давления тарифов и, что более важно, от административного бремени таможенных процедур, чтобы поддержать сложные трансграничные цепочки поставок. В развивающихся странах, напротив, основная цель ОЭЗ, как правило, заключается в создании, диверсификации и модернизации отраслей за счет привлечения ПИИ. Фактически, страны, которые традиционно борются за привлечение ПИИ, демонстрируют более высокую склонность к принятию программ ОЭЗ.
Таблица 2
Регион Только ОЭЗ ОЭЗ + свободные точки Только свободные точки Нет ОЭЗ / нет информации
Всего в мире 129 17 1 51
Развитые страны 26 0 0 12
Европа 23 0 0 12
Северная Америка 1 0 0 1
Развивающиеся страны 87 16 1 38
Африка 32 5 1 16
Азия 33 2 0 5
Восточная Азия 4 1 0 2
Юго-Восточная Азия 11 0 0 0
Южная Азия 6 0 0 3
Западная Азия 12 1 0 0
Латинская Америка и Карибский бассейн 20 9 0 7
Страны с переходной экономикой 16 1 0 1
Слаборазвитые страны 26 3 1 17
Наименее развитые страны 20 2 1 9
Островные государства 6 4 0 18
Большинство ОЭЗ - это зоны с несколькими видами деятельности. Специализированные промышленные зоны и зоны, ориентированные на инновации, сосредоточены на более развитых развивающихся рынках. Большинство ОЭЗ развитых стран сосредоточены в основном на логистике. Использование зон странами на разных этапах индустриализации демонстрирует четкую лестницу развития ОЭЗ.
Хотя ОЭЗ широко используются, большинство из них приходится на долю нескольких стран. Только в Китае находится более половины всех ОЭЗ в мире [9]. Другие страны с большим количеством ОЭЗ включают Индию [1], США и Филиппины. Зональная концентрация наблюдается и на региональном уровне. Экономическая активность среди ОЭЗ также является относительно концентрированной: несколько крупных зон привлекают значительные объемы инвестиций и обеспечивают большую долю экспорта, в то время как многие другие, зачастую более мелкие зоны, остаются относительно неактивными. Тем не менее даже одна или две зоны могут существенно повлиять на ПИИ страны и показатели экспорта.
Развитие ОЭЗ происходило в серии региональных волн. В каждом регионе большинство стран приняли зональные программы в течение короткого периода времени. Большинство стран Восточной и Юго-Юго-Восточной Азии начали создавать ОЭЗ в 1970-х и начале 1980-х гг. В Латинской Америке большинство программ ОЭЗ были введены в конце 1980-х и 1990-х гг. Страны с переходной экономикой приняли режимы ОЭЗ в основном в 1990-х гг. В Африке большинство программ были приняты в 1990-х и 2000-х гг. [14].
Принятие программ развития ОЭЗ волнами было связано с сочетанием копирования и конкуренции. Успешные программы ОЭЗ в Восточной и Юго-Восточной Азии, которые были частью экспортных стратегий развития, послужили примером для других регионов. Внутри регионов отдельные страны следовали примеру успешных программ первых последователей и конкурировали с ними. Поскольку регионы конкурируют за инвестиции, ОЭЗ могут рассматриваться как инструмент для привлечения ПИИ. Изменения в политическом климате также способствовали принятию программ ОЭЗ волнообразно, особенно в странах с ранее планируемой экономикой, где они способствовали экономическим экспериментам и относительно быстрым реформам бизнеса.
В результате развития ОЭЗ в разных контекстах и в разное время распределение зон по регионам и по типам различается (табл. 3). Большинство зон являются зонами с множественной активностью. Специализированные для промышленности зоны более распространены в странах с переходной экономикой. Инновационные зоны наиболее распространены на более развитых развивающихся рынках в Азии. Большая часть зон на развитых рынках - это чисто сво-
Регион Логистические хабы Мульти-активные ОЭЗ Специализированные ОЭЗ Инновационные ОЭЗ
Всего в мире 8 62 24 5
Развитые страны 91 9 1 0
Африка 1 89 10 0
Азия 2 65 26 7
Китай 1 93 1 6
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 9 77 13 1
Страны с переходной экономикой 3 34 59 5
В Восточной и Юго-Восточной Азии страны, которые реализовывали успешные экспортно-ориентированные стратегии развития, были первыми участниками программ ОЭЗ в 1960-х гг. В последние десятилетия страны с более развитой экономикой в регионе преобразовали свои ОЭЗ и запустили новые типы зон, такие, как зоны высоких технологий и интегрированные глобальные зоны, которые включают жилые комфортабельные районы и различные удобства. Менее развитые страны региона в настоящее время стремительно создают и расширяют программы ОЭЗ, чтобы привлечь некоторые трудоемкие виды производственной деятельности, которые раньше проводились в странах с более развитой экономикой.
Выбор Азиатского региона для целей настоящей статьи обусловлен значительным доминированием этой части света в современных мирохозяйственных процессах: львиная доля населения планеты, серьезные темпы роста экономик стран, большие потоки иностранных инвестиций в крупномасштабные проекты и пр. Применительно к особым экономическим зонам, Азиатский регион также является очень привлекательным как для национальных, так и для иностранных инвесторов.
В Азии находятся три четверти всех ОЭЗ в мире (табл. 4). Тридцать пять стран региона имеют программы ОЭЗ. Характер и история ОЭЗ сильно различаются в разных странах региона.
Страна Число ОЭЗ
Китай 2543
Филиппины 538
Индия 373
Турция 102
Таиланд 74
Южная Корея 47
ОАЭ 47
Малайзия 45
Бангладеш 39
Камбоджа 31
Как в Западной, так и в Южной Азии программы ОЭЗ, введенные в 1970-е гг., также были недавно обновлены. С 2000-х гг. в этих странах были введены различные типы зон, такие, как специализированные ОЭЗ, ориентированные на услуги, и ОЭЗ, ориентированные на инновации, для диверсификации и модернизации своих отраслей.
Несколько богатых природными ресурсами азиатских стран, таких, как Индонезия и Иран, экспериментируют с ОЭЗ, которые специализируются на переработке природных ресурсов, для привлечения инвестиций в деятельность по переработке.
Азиатские иностранные инвесторы (например, из Китая, Индии, Японии, Малайзии и Таиланда) участвуют в разработке и эксплуатации зон, управляемых ПИИ в регионе. Некоторые из них разрабатываются в сочетании с двусторонней и многосторонней помощью в области финансов и наращивания потенциала (например, в Бангладеш и Мьянме) [10].
Восточная и Юго-Восточная Азия
В числе первых стран, создавших ОЭЗ, были китайская провинция Тайвань (1966 г.), Сингапур (1969 г.) и Республика Корея (1970 г.). Посредством своих зон эти страны добились успеха в развитии трудоемких, ориентированных на экспорт отраслей, что послужило примером для других. Большинство других стран Юго-Восточной Азии приняли политику ОЭЗ в 1970-х гг. [14].
Азиатские экономические кризисы в конце 1990-х гг. заставили правительства сосредоточиться на повышении производительности и модернизации промышленности, чтобы уменьшить зависимость от дешевой рабочей силы. В результате ОЭЗ переместились из зон с несколькими видами деятельности в специализированные, а в более развитых странах - в ОЭЗ, ориентированные на инновации. Например, Тайвань создал три научных парка в 1980-х гг. и четыре экологических научно-технических парка в 2000-х гг. В 2000-х гг. в рамках стратегии модернизации промышленности были также созданы три специализированные ОЭЗ, посвященные сельскохозяйственной биотехнологии. Первоначальная экспортно-производственная зона Каошуинг (Kaohsiung), первая СЭЗ в Тайване, теперь включает специальные области для индустрии программного обеспечения и логистики.
Обширная (или поселковая) зона была введена для ускорения экономического роста в слаборазвитых регионах [16]. Например, в Республике Корея в начале 2000-х гг. были созданы свободные экономические зоны для стимулирования ПИИ и сбалансирования регионального роста. Эти зоны предлагают не только производственные объекты, но и жилые районы, качественные медицинские услуги, возможности для отдыха и образовательные учреждения. В стране восемь таких зон, а также 13 зон свободной торговли и 26 специализированных ОЭЗ (сложные зоны внешней торговли).
Подобные преобразования политики ОЭЗ произошли в Юго-Восточной Азии. Сингапур создал многоотраслевые зоны в 1960-х гг. и специализированные ОЭЗ (например, деятельность по переработке нефти) в 1970-х гг. В 2000-х гг. политика СЭЗ сместилась в сторону создания наукоемких кластеров за счет создания инновационных ОЭЗ, ориентированных на НИОКР и другие виды деятельности с высокой добавленной стоимостью. На Филиппинах ОЭЗ превратились из беспошлинных зон, ограниченных внешней торговлей, впервые введенных в 1969 г., в зоны с множественной активностью (ОЭЗ, в которых размещается только производство) в 1970-х гг., а затем в специализированные ОЭЗ в 1990-х гг. («экозоны», в которых размещаются обе зоны, производственная деятельность и сфера услуг, включая информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и аутсорсинг бизнес-процессов). Сегодня все зоны страны имеют отраслевую направленность - производство, информационные технологии (ИТ), агропромышленный комплекс, туризм или здравоохранение [12].
Так, Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам начали создавать ОЭЗ для привлечения трудоемкого производства в конце 1990-х и 2000-х гг. Камбоджа запустила новую программу ОЭЗ в 2005 г., создав специализированные ОЭЗ для диверсификации своей промышленной базы помимо электроники и автомобильных запчастей. Другие страны региона с низким уровнем дохода только начинают свои программы ОЭЗ. Мьянма имеет одну ОЭЗ, еще две строятся в сотрудничестве с Китаем, Японией и Таиландом.
Помимо влияния на национальную экономику, ОЭЗ в Восточной и Юго-Восточной Азии также вносят значительный вклад в региональную экономическую интеграцию, содействуя
региональным производственно-сбытовым цепочкам. Ряд недавних ОЭЗ в регионе были специально созданы для содействия не только региональной торговле, но и обмену ресурсами. В Камбодже, Лаосе и Таиланде большинство ОЭЗ были созданы вблизи пограничных коридоров с соседними странами для стимулирования трансграничной торговли и инвестиций.
Кроме того, некоторые ОЭЗ в Юго-Восточной Азии явно стремятся решать проблемы неравномерного развития внутри стран, как в примере с Кореей. Одной из целей ОЭЗ в Камбодже является установление экономических связей между городскими и сельскими районами. В Малайзии в 2000-х гг. были запущены региональные экономические коридоры - новый тип ОЭЗ - для содействия развитию сельских провинций.
Китай
ОЭЗ Китая возникли в ходе реализации государственной политики «реформ и открытости» в начале 1980-х гг. Чтобы экспериментировать с реформами рыночной экономики, ОЭЗ были созданы в четырех прибрежных городах (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь), расположенных недалеко от Гонконга, Макао и Тайваня (административно самостоятельные провинции Китая). За ними последовали в середине 1980-х гг. зоны, созданные в городах вдоль восточного побережья, чтобы полностью использовать географические преимущества этих городов в качестве направлений для иностранных инвестиций. В начале 1990-х и 2000-х гг. две волны расширения ОЭЗ основывались на предыдущих успехах. Поскольку в прибрежных регионах начался экономический рост, географическая направленность новых ОЭЗ сместилась вглубь страны и к западу от Китая, чтобы способствовать региональному развитию. По официальным данным, в 2018 г. в Китае было пять категорий из 552 зон государственного уровня и 1991 провинциальной зоны, что составляет более половины всех ОЭЗ в мире (табл. 5). К ним не относятся ОЭЗ, созданные на местном уровне [11].
Китай экспериментирует с новыми типами глобальных зон. Пилотная зона свободной торговли, созданная в 2013 г., является последней программой такого рода. После 2010 г. перво-
Категории зон по официальному списку Китая Отдельные типы зон широкого распространения
Зона экономического и технологического развития (ETDZ) Зона высокотехнологичного промышленного развития (ШDZ) Специальная таможенная зона (СТЗ) Приграничная / трансграничная зона экономического сотрудничества (BECZ) Другие виды зон Особая экономическая зона Национальный новый район Национальная инновационная демонстрационная зона Национальная ключевая экспериментальная зона для развития и освоения территории Пилотная ЗСТ Трансграничная пилотная зона электронной коммерции
Вместо традиционных налоговых стимулов поддержка со стороны правительства в этих зонах направлена на либерализацию экономики, включая экспериментальную политику в области инвестиций. Например, подход с отрицательным списком для иностранных инвестиций (более открытый подход к иностранным инвесторам, который ограничивает доступ только в тех отраслях, которые явно указаны в списке) был впервые опробован в Шанхайской пилотной зоне свободной торговли в 2013 г., а затем расширен с другими пилотными ЗСТ и провинциями с 2015 по 2017 и в конечном итоге принят в качестве национальной политики в 2018 г.
Южная Азия
Индия была одной из первых в регионе, которая стала активно развивать ОЭЗ, учредив первую экспортно-производственную зону в 1965 г. Однако ее программа по развитию ОЭЗ в значительной степени застоялась в 1960-х и 1970-х гг. В 1990-х гг. в контексте либерализации экономики многие меры контроля, которые блокировали деятельность ОЭЗ, были отменены. Новая схема, введенная в 2000 г., позволила правительствам штатов, а также частному сектору создавать ОЭЗ. Закон об ОЭЗ 2005 г. был направлен на стимулирование инвестиций частного сектора в поддержку промышленного развития [1]. Закон преобразовал ОЭЗ в ОЭЗ и уточнил правила создания других ОЭЗ, что привело к распространению планов новых зон - хотя многие из них впоследствии были отозваны из-за спорных приобретений земли, отсутствия спроса на площади ОЭЗ, замедления экономического роста и изменений в режиме налоговых льгот для ОЭЗ. В настоящее время в Индии действует 231 ОЭЗ, более 60 процентов из которых специализируются на производстве и услугах, связанных с информационными технологиями. В
настоящее время Индия проявляет более осторожный подход к развитию ОЭЗ, устранив стимулы для застройщиков в 2016 г. и в настоящее время постепенно сокращая прямые налоговые льготы для арендаторов к 2020 г.
Восемь государственных и одна частная ОЭЗ в Бангладеш являются специализированными зонами, ориентированными на одежду и текстиль. Частные экспортно-производственные зоны, например, Корейская зона экспортной переработки, были разработаны и управляются дочерней компанией Young one Corporation (Республика Корея). Помимо девяти ОЭЗ, в стране находятся еще 30 экономических зон, 24 из которых находятся в стадии разработки. Четыре из них разрабатываются международными партнерствами.
Количество ОЭЗ в Южной Азии значительно возрастет в ближайшие годы. В Индии более 200 новых зон в трубопроводе, хотя рост может потерять темпы, поскольку разрешения на значительное количество зон были отозваны. В Бангладеш еще 60 ОЭЗ находятся в процессе утверждения. Пакистан планирует еще 39 ОЭЗ в дополнение к существующим семи. Непал, имеющий две зоны, одна из которых находится в стадии строительства, планирует создать еще 12 [5].
Западная Азия
Турция, которая приняла Закон о свободных зонах в 1985 г., управляет 18 активными свободными зонами и еще одна находится в стадии разработки [7]. Расположенные на побережье или в пределах легкого доступа к портам, зоны предназначены для поощрения классических экспортно-ориентированных инвестиций в производство. В 2000-х гг. Турция создала ОЭЗ нового типа - зоны развития технологий для привлечения инвестиций в научно -исследовательские и высокотехнологичные отрасли. Эти зоны предлагают налоговые льготы, ориентированные на исследования, разработку программного обеспечения и другую инновационную деятельность.
Страны Совета сотрудничества стран Залива используют программы ОЭЗ для поддержки стратегических преобразований в ключевых отраслях (например, финансы). Многие из них построены с государственными финансами и оснащены самыми современными удобствами. Наиболее яркими примерами являются ОЭЗ в ОАЭ, где первая свободная зона была создана в порту Джебель-Али в 1985 г. Цель заключалась в оказании помощи в развитии порта, который был расположен вдали от населенных пунктов и изо всех сил пытался привлечь бизнес, привлекая многонациональные компании (МНК) для создания региональных распределительных центров. После успеха порта Джебель-Али в стране распространились ОЭЗ. Многие из свободных зон в ОАЭ действуют как центры реэкспорта. В 2000 г. была создана первая неторговая зона, свободная от технологий, электронной коммерции и СМИ, предназначенная для инвестиций в ряд связанных с ИТ услуг. Впоследствии были созданы другие специализированные свободные зоны, в т. ч. Dubai Internet City, Dubai Media City, Knowledge Village, Dubai Multi Commodities Centre и Dubai Health Care City.
Таким образом, подводя итоги настоящей статьи, сделаем следующие выводы. Во-первых, наличие ОЭЗ прямо пропорционально связано с развитием экспортного потенциала Азиатского региона. В частности, развивающиеся страны Азии, в которых имеются ОЭЗ, привлекают на 82% больше прямых иностранных инвестиций.
Во-вторых, успешные ОЭЗ стали такими благодаря диверсификации выпускаемой ими продукции, переориентирования со сборки импортных узлов на производство товаров, реализуемых как внутри страны, так и на зарубежных рынках за счет более тесной экономической интеграции.
Литература
1. Брагина, Е. А. Индия : создание специальных экономических зон [Электронный ресурс]. - URL : https://www.imemo.ru/news/events/text/indiya-sozdanie-spetsialynih-ekonomicheskih-zon (дата обращения 11.03.2016).
2. Специальные экономические зоны : ОАЭ, Сингапур, Малайзия, Грузия [Электронный ресурс]. - URL : https://www.labsconsult.com/single-post/2019/03/14/Specialnye-ekonomicheskie-zony-UAE-Singapore-Malaysia-Georgia (дата обращения 14.03.2019).
3. World SEZ organization. - URL : https://www.worldfzo.org.
4. China-Singapore Suzhou Industrial Park Administrative Committee. - URL : www.sipac.gov.cn.
5. Aggarwal, A. Economic impacts of SEZs : Theoretical approaches and analysis of newly notified SEZs in India. - Delhi : Department of Business Economics, University of Delhi, 2010.
6. ASEAN Secretariat and UNCTAD. ASEAN Investment Report 2017 : Foreign Direct Investment and Economic Zones in ASEAN. - Jakarta : ASEAN Secretariat and Geneva: UNCTAD, 2017.
7. Bost, F. Free Zones : a State of the Art // The World of Free Zones. Towards a New Global Trade. 2016.
8. Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) Secretariat and Asian Development Bank). Strategic Framework for Special Economic Zones and Industrial Zones in Kazakhstan. - Manila : Asian Development Bank, 2018.
9. Chen, X Change and Continuity in Special Economic Zones: A Reassessment and Lessons from the Chinese Experience // Transnational Corporations. 2019. No. 26(2), forthcoming.
10. Cheng, T. From Special Economic Zones to Greater Special Economic Region - Hong Kong Special Administrative Region as a Model for the Legal Infrastructure Design // Transnational Corporations. 2019a. No. 26(2), forthcoming.
11. Cheng, T. Special Economic Zones : A Catalyst for International Trade and Investment in Unsettling Times? // Journal of World Investment &Trade. 2019b. No. 20(1). P. 32-67.
12. Farole, T. and Akinci, G. Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development Series. - Washington, D.C. : World Bank, 2011.
13. FIAS. Special Economic Zones : Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. -Washington, D.C. : World Bank, 2008.
14. Frick, S., Rodriguez-Pose, A. and Wong, M. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries //Economic Geography. 2019. No. 95(1). P. 30-64.
15. ILO. Trade Union Manual on Export Processing Zones. - Geneva : International Labour Organization, 2014.
16. Koyama, N. SEZs in the Context of Regional Integration : Creating Synergies for Trade and Investment / Farole, T., and G. Akinci (eds.) // Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development. - Washington, D.C. : World Ban, 2011.
17. Moberg, L. The political economy of special economic zones // Journal of Institutional Economics. 2015. No.11(01). P. 167-190.
18. OECD/EUIPO. Trade in Counterfeit Goods and Free Trade Zones : Evidence from Recent Trends. Illicit Trade. - Paris : OECD Publishing, 2018.
19. Pereira, A. A. State Collaboration and Development Strategies in China : The case of China-Singapore Suzhou Industrial Park (1992-2002). - London : Routledge, 2003.
20. UNCTAD. Enhancing the Contribution of Export Processing Zones to the Sustainable Development Goals : An Analysis of 100 EPZs and a Framework of Sustainable Economic Zones. - New York and Geneva : United Nations, 2015a.
21. UNCTAD. World Investment Report 2019 : Special Economic Zones. -New York and Geneva : United Nations, 2020.
References:
1. Bragina, E. A. Indiya : sozdanie special'nyh ekonomicheskih zon [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.imemo.ru/news/events/text/indiya-sozdanie-spetsialynih-ekonomicheskih-zon (data obrashcheniya 11.03.2016).
2. Special'nye ekonomicheskie zony : OAE, Singapur, Malajziya, Gruziya [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.labsconsult.com/single-post/2019/03/14/Specialnye-ekonomicheskie-zony-UAE-Singapore-Malaysia-Georgia (data obrashcheniya 14.03.2019).
3. World SEZ organization. - URL : https://www.worldfzo.org.
4. China-Singapore Suzhou Industrial Park Administrative Committee. - URL : www.sipac.gov.cn.
5. Aggarwal, A. Economic impacts of SEZs : Theoretical approaches and analysis of newly notified SEZs in India. - Delhi: Department of Business Economics, University of Delhi, 2010.
6. ASEAN Secretariat and UNCTAD. ASEAN Investment Report 2017 : Foreign Direct Investment and Economic Zones in ASEAN. - Jakarta : ASEAN Secretariat and Geneva: UNCTAD, 2017.
7. Bost, F. Free Zones : a State of the Art // The World of Free Zones. Towards a New Global Trade. 2016.
8. Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) Secretariat and Asian Development Bank). Strategic Framework for Special Economic Zones and Industrial Zones in Kazakhstan. - Manila : Asian Development Bank, 2018.
9. Chen, X Change and Continuity in Special Economic Zones: A Reassessment and Lessons from the Chinese Experience // Transnational Corporations. 2019. No. 26(2), forthcoming.
10. Cheng, T. From Special Economic Zones to Greater Special Economic Region - Hong Kong Special Administrative Region as a Model for the Legal Infrastructure Design // Transnational Corporations. 2019a. No. 26(2), forthcoming.
11. Cheng, T. Special Economic Zones : A Catalyst for International Trade and Investment in Unsettling Times? // Journal of World Investment &Trade. 2019b. No. 20(1). P. 32-67.
12. Farole, T. and Akinci, G. Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development Series. - Washington, D.C. : World Bank, 2011.
13. FIAS. Special Economic Zones : Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. -Washington, D.C. : World Bank, 2008.
14. Frick, S., Rodriguez-Pose, A. and Wong, M. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries //Economic Geography. 2019. No. 95(1). P. 30-64.
15. ILO. Trade Union Manual on Export Processing Zones. - Geneva : International Labour Organization, 2014.
16. Koyama, N. SEZs in the Context of Regional Integration : Creating Synergies for Trade and Investment /
Farole, T., and G. Akinci (eds.) // Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development. - Washington, D.C. : World Ban, 2011.
17. Moberg, L. The political economy of special economic zones // Journal of Institutional Economics. 2015. No.11(01). P. 167-190.
18. OECD/EUIPO. Trade in Counterfeit Goods and Free Trade Zones : Evidence from Recent Trends. Illicit Trade. - Paris : OECD Publishing, 2018.
19. Pereira, A. A. State Collaboration and Development Strategies in China : The case of China-Singapore Suzhou Industrial Park (1992-2002). - London : Routledge, 2003.
20. UNCTAD. Enhancing the Contribution of Export Processing Zones to the Sustainable Development Goals : An Analysis of 100 EPZs and a Framework of Sustainable Economic Zones. - New York and Geneva : United Nations, 2015a.
21. UNCTAD. World Investment Report 2019 : Special Economic Zones. -New York and Geneva : United Nations, 2020.