Научная статья на тему 'ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ВОПРОСА'

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / СТИМУЛЫ / ЛЬГОТЫ / SEZ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / INCENTIVES / BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрумина С.В.

Предмет. Особые экономические зоны и условия их функционирования в России и за рубежом. Вопросы, затрагивающие типологизацию таких зон, особенности предоставления экономических стимулов, обеспечивающих их активное развитие. Цели. Описание особенностей и преимуществ особых экономических зон, включая налоговые, бюджетные, таможенные и административные стимулы. Методология. Применены диалектические методы познания, анализ и синтез. Также используются методы дедукции и графической интерпретации полученных данных. Результаты. Проведено сравнение учитываемых в мировой практике типов экономических зон, которые нашли отражение в классификации, принятой United Nations Conference on Trade and Development и Всемирным банком, а также в российском нормативном правовом поле. Систематизированы экономические стимулы, позволяющие привлекать инвесторов в развитие национальной экономики. Область применения. Результаты могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти при выработке стимулов, привлекающих инвесторов в особые экономические зоны по аналогии с зарубежной практикой, а также исследователями данной области при развитии теоретических аспектов функционирования особых экономических зон как инструментов государственной инвестиционной политики. Выводы. Результаты работы определяют дальнейшие направления совершенствования государственной инвестиционной политики в области развития особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic zones: Theoretical treatment. Introduction

Subject This paper studies the issues related to special economic zones and the conditions for their functioning in Russia and other countries. It also says about goals, economic incentives and types of special economic zones, and their difference from free trade zones. Objectives The paper aims to describe features and advantages of special economic zones, including tax, budget, customs, and administrative incentives. Methods The study uses dialectical methods of cognition: analysis and synthesis, as well as the method of deduction and graphical interpretation of the obtained data. Relevance Legislative and executive authorities can use the conclusions of this study to develop incentives attracting investors to special economic zones. Researchers and experts can also use the results of the study to develop theoretical aspects of functioning and advancement of special economic zones. The results of the work determine further areas to improve the State investment policy in the field of special economic zone development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ВОПРОСА»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Финансовая система

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ВОПРОСА

Светлана Викторовна ФРУМИНА

кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

frumina@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 9150-5488

История статьи:

Получена 25.09.2018 Получена в доработанном виде 09.10.2018 Одобрена 23.10.2018 Доступна онлайн 30.01.2019

УДК 334.7

G28, Н32, Н44

Ключевые слова: особые экономические зоны, стимулы, льготы

Аннотация

Предмет. Особые экономические зоны и условия их функционирования в России и за рубежом. Вопросы, затрагивающие типологизацию таких зон, особенности предоставления экономических стимулов, обеспечивающих их активное развитие. Цели. Описание особенностей и преимуществ особых экономических зон, включая налоговые, бюджетные, таможенные и административные стимулы. Методология. Применены диалектические методы познания, анализ и синтез. Также используются методы дедукции и графической интерпретации полученных данных. Результаты. Проведено сравнение учитываемых в мировой практике типов экономических зон, которые нашли отражение в классификации, принятой United Nations Conference on Trade and Development и Всемирным банком, а также в российском нормативном правовом поле. Систематизированы экономические стимулы, позволяющие привлекать инвесторов в развитие национальной экономики. Область применения. Результаты могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти при выработке стимулов, привлекающих инвесторов в особые экономические зоны по аналогии с зарубежной практикой, а также исследователями данной области при развитии теоретических аспектов функционирования особых экономических зон как инструментов государственной инвестиционной политики.

Выводы. Результаты работы определяют дальнейшие направления совершенствования государственной инвестиционной политики в области развития особых экономических зон.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Фрумина С.В. Особые экономические зоны: введение в теорию вопроса // Финансы и кредит. — 2019. — Т. 25, № 1. — С. 39 — 54. https://doi.org/10.24891/fc. 25. 1.39

Введение

Последние десятилетия многие страны продолжают осуществлять политику привлечения инвестиций в экономику. По данным World investment report, в 2017 г. 65 стран приняли более 126 мер инвестиционной политики, 84 из которых благоприятно сказались на привлечении прямых иностранных инвестиций1. Были либерализованы условия въезда на территории государств, упрощены административные

1 Special Economic Zones: Challenges and Opportunities. World Investment Forum. The World Bank Group, 2018. URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/3439014683309 77533/pdf/458690WP0Box331s0April200801PUBLIC1.pdf

процедуры, приняты меры по стимулированию и созданию новых особых экономических зон (ОЭЗ). Стимулирование ОЭЗ стало одним из основных направлений государственной инвестиционной политики, позволяющих привлечь финансовые ресурсы в национальную экономику на особых (льготных) условиях [1].

Материалы и методы исследования

Эксперты ООН различают более 30 характеристик определения «особая экономическая зона», которая рассматривается как географическая зона, где законы бизнеса отличаются от других территорий. Данные

законы направлены на стимулирование инвестиций, снижение налогов, увеличение квот, введение новых трудовых норм и таможенных правил. В отдельных случаях создание особых экономических зон может быть направлено на привлечение иностранных инвестиций и нацелено на выход производителей на мировой рынок.

Представители Всемирного банка особые

экономические зоны определяют как

специальные территории или географические

районы, на которые распространяются

либеральные правила ведения бизнеса,

включающие налоговые, инфраструктурные

стимулы, упрощенную регистрацию бизнеса и

таможенного оформления, облегченную

процедуру оформления трудовых и

" 2

иммиграционных разрешений2.

В Российской Федерации особые экономические зоны регламентируются Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»3. В соответствии с данным документом особая экономическая зона рассматривается как часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством РФ, на которой действует о с об ы й ре жи м о су ще с твле ни я предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Всемирный банк и United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) типы особых экономических зон рассматривают в следующем составе4 (табл. 1).

Типология особых экономических зон также описана в работе Economic zones in the Asean5, где последние представлены индустриальными парками, экоиндустриальными парками,

2 Farole T., Akinci G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges and Future Directions. World Bank, 2011.

3 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

4 Farole T., Akinci G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges and Future Directions. World Bank, 2011.

5 Economic Zones in the ASEAN. UNIDO Country Office in

Viet Nam. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-

08/UC0_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

технологическими парками, инновационными районами и др. (рис. 1)6.

Если сравнивать представленные классификации и группировку особых экономических зон по видам, предлагаемую российскими авторами, то можно отметить некоторые расхождения в подходах. Во-первых, отдельные российские исследователи индустриальные парки и технологические парки причисляют к разновидностям институтов развития [2—4]. В свою очередь согласно российскому законодательству нет четкого разграничения между особыми и специальными экономическими зонами. Напротив, соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон7, данные понятия отождествляются.

Классификация особых экономических зон не только представлена в трудах отечественных исследователей, но и регламентируется российским законодательством, что позволяет различать такие их типы, как промышленно-производственные особые экономические зоны, технико-внедренческие и др. (табл. 2).

Согласно представленным в табл. 2 данным классификация особых экономических зон в российском законодательстве проводится по типам, характеризующим приоритетные направления развития территорий и цели их функционирования. Также следует отметить, что признаваемая в зарубежной практике такая разновидность ОЭЗ, как технологический парк, согласно российскому законодательству8 имеет существенные специфические характеристики. Во-первых, технологический парк не значится как территория. Во-вторых, в технологическом парке сгруппированы объекты технологической, коммунальной и транспортной инфраструктуры, использование которых направлено на стимулирование инновационной активности организаций-резидентов.

6 Economic Zones in the ASEAN. UNIDO Country Office in Viet Nam. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-08/UCO_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

7 Соглашение от 18.06.2010 по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

8 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ

«О промышленной политике Российской Федерации».

Не причисляются к особым экономическим зонам в российской теории и практике такие институты, как инновационные районы и экотехнологические парки. ЮНИДО определяет экотехнологические парки как агентства по охране окружающей среды. В свою очередь US Environmental Protection Agency (USEPA) рассматривает данные ОЭЗ в качестве сообществ производственных и сервисных предприятий, деятельность которых направлена на стимулирование экологической безопасности путем повторного использования энергии, воды и материалов.

Считается, что экономическое развитие страны определяет структуру и видовые характеристики особых экономических зон, которые соответствуют разным экологическим нормам и отличаются сложностью устройства. Так, в Камбодже и Эфиопии распространены индустриальные парки, в США, Канаде, Швеции, Швейцарии — инновационные районы9 (рис. 2).

Трансформация особых экономических зон связана с изменяющимися потребностями общества. Традиционные анклавные территории, на которых сосредоточены стандартные наборы стимулов, связанных с налоговыми преференциями и

административным режимом, утрачивают свою значимость. На первый план выходят такие разновидности особых экономических зон, как инновационные районы, где предпочтение отдается НИОКР, образованию и инвестициям в масштабах всей экономики.

Таким образом, можно утверждать, что действующие на территориях разных государств особые экономические зоны отличаются как по функциональным, так и по видовым характеристикам.

Особые экономические зоны в Российской Федерации создаются в целях стимулирования отдельных территорий, повышения их экономического потенциала и социального развития [5 — 7]. Отраслевую градацию проектов, реализуемых в особых

9 Economic Zones in the ASEAN. UNIDO Country Office in Viet Nam. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-08/UCO_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

экономических зонах, расположенных на территории страны, можно проследить на рис. 3.

По отраслевой принадлежности группировка особых экономических зон приводится в докладе Всемирного Банка Special economic Zones performance, lessons learned, and implications for Zone development, где предлагаются к рассмотрению ОЭЗ, оказывающие финансовые, технологические, туристические и другие услуги10 (табл. 3).

Вне зависимости от отраслевой принадлежности ОЭЗ, к основным целям их создания относятся привлечение прямых инвестиций и повышение занятости. В отдельных случаях при разговоре о целях создания ОЭЗ можно упоминать о них как об экспериментальных лабораториях либо о своеобразных платформах, сформированных в целях привлечения иностранных инвесторов и стимулирования экспорта.

Задачи, для решения которых создаются особые экономические зоны, включают11 [8]:

• увеличение торговли;

• увеличение инвестиций;

• создание рабочих мест;

• эффективное администрирование.

Выполняя обозначенные задачи, особые экономические зоны формируют статические и динамические преимущества12 (табл. 4).

10 Special Economic Zones: Challenges and Opportunities. World Investment Forum. The World Bank Group, 2018.

URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/3439014683309 77533/pdf/458690WP0Box331s0April200801PUBLIC1.pdf

11 Миронов Е.И. Проблемы асимметричного экономического развития территорий в рамках действующей модели формирования особых экономических зон в России // Арригиевские чтения по теме «Формирование новой парадигмы экономического мышления XXI века». Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. С. 352—357; Данчина К.В. К вопросу о налоговом стимулировании в особых экономических зонах на примере томской технико-внедренческой экономической зоны // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. № 11. С. 735—742.

12 ADB Economics Working Paper Series.

URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/175236/e wp-459.pdf

Появление современных особых экономических зон датируется концом 1950-х гг., когда формировались территории с льготными условиями ведения бизнеса в промышленных странах. Позже, в начале 1970-х гг., создавались зоны, обеспечивающие трудоемкое производство в странах Латинской Америки и Восточной Азии. В 2006 г. в 130 странах общая занятость населения в особых экономических зонах составляла 66 млн чел., из которых 40 млн было в Китайской Народной Республике (КНР), 5,25 млн — в Мексике и Центральной Америке и 3,25 млн чел. — в Бангладеш.

Поступательная динамика создания особых экономических зон в мировом масштабе свидетельствует об их востребованности и значимости в решении вопросов предоставления стимулов финансово-экономического характера.

Согласно данным UNCTAD количество ОЭЗ в 2015 г. составляло более чем 4 800, в то время как на этапе становления данного института в 1970 г. их количество немногим превышало 20 единиц (рис. 4).

С каждым годом количество особых экономических зон увеличивается. Меры инвестиционной политики разных стран направлены на создание новых и совершенствование существующих особых экономических зон. Например, в 2017 г. Бангладеш одобрил строительство четырех новых ОЭЗ. В Конго введены два закона, реализующих политику создания особых экономических зон на территории страны. В Египте издан указ о создании Golden Triangle Economic Zone. Мексика создала три новых ОЭЗ в Puerto Chiapas, Coatzacoalcos и Lázaro Cárdenas-La Unión. Во Вьетнаме для ОЭЗ разработаны новые стимулы: льготный налоговый режим, льготы по землепользованию и благоприятные условия иммиграции иностранных работников. Зимбабве освобождает инвесторов от уплаты таможенной пошлины в ОЭЗ. Таиланд в 2018 г. принял акт о Восточном экономическом коридоре (Eastern Economic Corridor (EEC) Act), обеспечивающем

экономические льготы для инвесторов ОЭЗ, в том числе налоговые льготы, стимулы на право владение землей и выдачу виз13. Таким образом, несмотря на заявляемую многими экономистами низкую эффективность функционирования ОЭЗ [9 — 11], как развитые, так и развивающиеся страны продолжают поощрять их стимулирование в рамках мероприятий государственной инвестиционной политики.

Вместе с тем в Российской Федерации складывается иная ситуация. Так, с 2014 г. привлечение инвестиций в особые экономические зоны значительно сокращается (рис. 5).

С учетом того, что лидерами по объемам инвестиций в расположенные на территории Российской Федерации ОЭЗ наряду с Китаем являются США (926 млн долл. США), Япония (491 млн долл. США), Германия (246 млн долл. США) и другие страны, снижение объемов инвестиций можно объяснить складывающимися социально-экономическими условиями и продолжающимися санкциями. В Российской Федерации по состоянию на 2018 г. создано более 35 особых экономических зон (Куршская Коса, Алабуга, Титановая долина, Людиново, Ступино квадрат, Узловая и др.), которые наделены особым юридическим статусом и получают экономические льготы. Однако отдельные ОЭЗ были ликвидированы в силу неэффективности их функционирования (только в 2015 г. было ликвидировано восемь неэффективных зон).

Спецификой особой экономической зоны в соответствии с российским законодательством является не только возможность проведения торговых операций, но и производство товаров, работ, услуг на особых условиях. К особым условиям относятся экономические и административные льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ. Количество и состав предоставляемых льгот разнятся в зависимости от типа ОЭЗ.

13 Tracking Special Economic Zones in the Western Balkans:

Objectives, Features and Key Challenges. OECD, 2017. URL: http://www.oecd.org/south-east-europe/SEZ_WB_2017.pdf

В зарубежных странах льготы, предоставляемые организациям, функционирующим на территориях ОЭЗ, включают14:

1) таможенные льготы. В отдельных странах, таких как Чехия, Пакистан и Тайвань, таможенные льготы распространяются только на товары, недоступные на местных рынках. Безусловно, в таком случае возникает риск того, что беспошлинные товары будут продаваться на внутреннем рынке, а не использоваться в производственных целях. Для нивелирования данного риска, страны утверждают список товаров, исключаемых от освобождения от уплаты таможенных пошлин;

2) бюджетные стимулы. В зарубежных странах на территории ОЭЗ предоставляются косвенные субсидии — специальные субсидии на обучение и прямые субсидии на оплату воды и электроэнергии;

3) налоговые льготы. В качестве налоговых льгот могут быть предоставлены следующие:

• налоговые каникулы, которые освобождают организации от подоходного налога и других налогов. Они менее привлекательны для организаций с длительным сроком окупаемости проектов;

• снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Эта мера относительно проста для администрирования, позволяет избежать уклонения от уплаты налогов и утечки налоговых доходов бюджета;

• освобождение от подоходного налога. Ведение бизнеса в особых экономических зонах не ставит ограничений для предпринимателей действовать только на данной территории. То есть организация может функционировать и за пределами ОЭЗ. Вместе с тем освобождение от налога будет предоставлено только за счет дохода, полученного от деятельности, осуществляемой в ОЭЗ. Для определения

14 Special Economic Zones: Challenges and Opportunities. World Investment Forum. The World Bank Group, 2018. URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/3439014683309 77533/pdf/458690WP0Box331s0April200801PUBLIC1.pdf

возможности получения льгот по подоходному налогу, организациям необходимо в первую очередь определить источник дохода, затем обосновать соответствие формальных условий для предоставления государственной помощи. Размер предоставляемых льгот зависит от направления инвестиций, размеров организации и суммы инвестиций, направленных в ОЭЗ15;

• снижение налоговых ставок на дивиденды и освобождение от уплаты вмененных налогов;

• возврат НДС. Большинство стран, которые предоставляют льготы по таможенной пошлине, освобождают инвесторов от НДС;

• освобождение от налога на имущество. Преимущество льгот или сокращений данного налога заключается в том, что затраты на его уплату полностью предсказуемы. Решение об имущественных налогах принимают, как правило, местные органы власти. Для получения налоговых льгот по налогу на имущество, организации, ведущие бизнес на территории ОЭЗ, должны вкладывать инвестиции в развитие региона не менее 5 лет (для крупного бизнеса) или 3 лет (для организаций малого и среднего бизнеса). Также решение об освобождении местными властями от уплаты налога на имущество юридических лиц зависит от количества вновь созданных рабочих мест;

• освобождение от подоходного налога физических лиц. Отдельные страны используют сокращение НДФЛ и взносов на социальное страхование в качестве стимулов для инвестиций в регионы с высоким уровнем безработицы.

Группировка экономических стимулов, предоставляемых организациям, которые функционируют на территориях свободных

15 Farole T., Akinci G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges and Future Directions. World Bank, 2011.

экономических зон в зарубежных странах, представлена в табл. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Обобщая изложенный материал, отметим, что Правительство Российской Федерации прикладывает значительные усилия, позволяющие стимулировать инвесторов и привлекать финансовые ресурсы в отдельные приоритетные направления развития, находящиеся на территориях особых экономических зон. Несмотря на то что реализация предпринимаемых усилий демонстрирует не самые радужные результаты (в отчете о результатах функционирования особых экономических зон по состоянию на 2016 г. показано нецелевое расходование бюджетных средств, неисполнение запланированных показателей и другие

негативные тенденции отдельных ОЭЗ16), положительный эффект от реализации подобных проектов очевиден. Расчетный показатель эффективности, отражающий рентабельность вложения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объекты инфраструктуры ОЭЗ, по большей части объектов, кроме ОЭЗ в Республике Бурятия, в Алтайском крае и др. превышает 100%. Положительные итоги достигнуты в области деятельности резидентов ОЭЗ [12]. В целом несмотря на отдельные проблемы, возникающие при функционирования особых экономических зон, следует выделить их особую значимость для развития национальной финансовой системы [13], отдельных территорий, повышения привлекательности приоритетных отраслей и влияния на увеличение экономического роста.

16 Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/760efdea-088e-4a8a-8db7-28b51c9097fa/oez2016otchet.pdf? MOD=AJPERES&CACHEID=760efdea-088e-4a8a-8db7-28b51c9097fa

Таблица 1

Типы особых экономических зон Table 1

Types of Special Economic Zones

Тип зоны Цель развития Размер территории Мероприятия Рынки Примеры

Зона свободной Поддержка Не менее 50 га Торговля Внутренний Панама

торговли торговли рынок, импорт

Традиционная ОЭЗ Поддержка экспорта Не менее 100 га Производство и обработка Ориентация на экспорт Бангладеш

Свободные предприятия Поддержка Нет Производство и Ориентация на Мексика

экспорта минимальных ограничений обработка экспорт

Гибридная ОЭЗ Поддержка экспорта Не менее 100 га Производство и обработка Преимущественно экспорт отечественной продукции Таиланд

Индустриальная зона Поддержка торговли Не менее 100 га Индустрия Внутренний рынок, развитие экспорта Таиланд

Портовая ОЭЗ Поддержка экспорта и импорта Более 1000 га Многофункциональная деятельность Внутренний рынок, развитие импорта и экспорта Акаба

Источник: Farole T., Akinci G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges and Future Directions. Washington DC, World Bank, 2011, 346 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/2341/638 440PUB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf

Source: Farole T., Akinci G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges and Future Directions. Washington DC, World Bank, 2011, 346 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/2341/638440PUB0Ext o00Box0361527B0PUBLIC0.pdf

Таблица 2

Типы особых экономических зон, российская практика

Table 2

Types of Special Economic Zones: The Russian practice

Типы ОЭЗ Характеристика Примеры Приоритетные направления

деятельности

Промышленно- Территории, на ППТ Алабуга, Производство химической и

производственные которых развиваются Тольятти, Липецк, нефтехимической продукции,

выбранные виды Моглино, Титановая бытовой техники, автомобилей и

экономической долина, Людиново компонентов, торгового оборудования

деятельности

Технико- Территории, на ТВТ Дубна, Санкт- Исследования и производство в

внедренческие которых развиваются Петербург, области ядерной физики, СВЧ-

образовательные и Зеленоград, Томск, технологий, нано- и биотехнологий,

научно- Иннополис медицинских технологий,

исследовательские информационных технологий,

организации, приборостроения, электроники и

конструкторские бюро средств связи

Туристско- Географические ТРТ Алтайская Развитие туризма и активного отдыха

рекреационные районы, на которых долина, Бирюзовая

расположены Катунь, Байкальская

исторические, гавань, Ворота

культурные ценности, Байкала, Куршская

зоны активного Коса, Гранд Спа

отдыха Юца, Остров

Русский

Портовые особые Зоны свободной ОЭЗ Мурманск, ОЭЗ Преференции для бизнеса,

экономические зоны торговли, на Ульяновск, ОЭЗ направленного на транспортировку,

территории которых Советская Гавань упаковку, сортировку и хранение

предусмотрено товаров, проведение контроля

освобождение от качества

таможенных пошлин

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 3

Примеры особых экономических зон

Table 3

Special Economic Zones: Examples

Свободная Цель развития Размеры Специфика Мероприятия Направленность

экономическая

зона

Технологический Содействие <50 га Реализуются Высокотехно- Внутренние

парк высокотехно- совместно с логичная операции,

логичным и университе- деятельность экспорт

наукоемким тами,

отраслям институтами

Нефтехимические Развитие 100-300 га Нефтехими- Нефтехимия и Внутренние

зоны энергетической ческая другая тяжелая операции,

отрасли обработка, эффективные источники энергии промышленность экспорт

ОЭЗ, оказывающие Развитие <50 га — Офшорные Экспорт

финансовые услуги офшорных финансовых услуг финансовые и нефинансовые услуги

Программное Разработка <20 га Расположение Программное Экспорт

обеспечение и программного рядом с уни- обеспечение и

Интернет обеспечения и ИТ-услуг верситетами городами другие ИТ-услуги

Портовые зоны Перевозка воздушных грузов <20 га Аэропорты Загрузка складов Реэкспорт, внутренние операции

Туристические зоны Комплексное 200-1 000 га Предоставле- Курорты и Внутренние

развитие ние туристи- туристические операции,

туризма ческих услуг зоны экспорт

Логистические Поддержка <50 га Аэропорты, Загрузка Реэкспорт

парки логистики порты, транспортные узлы складов

Источник: Special Economic Zone: Performance, Lessons Learned, and Implication for Zone Development, Washington DC, World Bank, 2008, 83 p. URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/343901468330977533/pdf/458690WP0Box331s0Ap ril200801PUBLIC1.pdf

Source: Special Economic Zone: Performance, Lessons Learned, and Implication for Zone Development, Washington DC, World Bank, 2008, 83 p. URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/343901468330977533/pdf/458690WP0Box331 s0April200801PUBLIC1.pdf

Таблица 4

Статическое и динамическое влияние особых экономических зон

Table 4

Static and dynamic effects of Special Economic Zones

Вид преимущества Преимущества

Статические Прибыль в иностранной валюте, прямые зарубежные инвестиции,

повышение занятости населения, диверсификация экспорта

Динамические Повышение квалификации и совершенствование навыков работников,

передача технологий, повышение эффективности торговли отечественной

продукцией, интеграция в глобальные производственно-сбытовые

процессы

Источник: Warr P., Menon J. Cambodia's Special Economic Zones. Asian Development Bank Economics Working Paper Series No. 459, 2015, 29 p. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/175236/ewp-459.pdf

Source: Warr P., Menon J. Cambodia's Special Economic Zones. Asian Development Bank Economics Working Paper Series No. 459, 2015, 29 p. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/175236/ewp-459.pdf

Таблица 5

Бюджетные стимулы в ОЭЗ зарубежных стран

Table 5

Budget incentives in the SEZ of foreign countries

Виды стимулов Венгрия Польша Чехия Словакия Латвия Литва Словения

Государство в целом

Налоговые каникулы + - - - - - -

Льготная ставка на - - - + - - +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

корпоративный подоходный

налог

Ускоренная амортизация + - - - - - -

Инвестиционное пособие - - + - - - -

Инвестиционный налоговый + - - + + - -

кредит

Освобождение от таможенных - - + + + + -

пошлин

Освобождение от НДС - - - - - - -

Отсрочка НДС - - + - - - -

Особые экономические зоны

Освобождение от таможенных - - - - - - +

пошлин

Освобождение от НДС - - - - - - +

Налоговые каникулы - - - - + + -

Инвестиционное пособие - - - - - - +

Инвестиционный налоговый - - - - - - +

кредит

Другие налоговые льготы - + - - - - -

Источник: Tracking Special Economic Zones in the Western Balkans: Objectives, Features and Key Challenges. OECD, 2017, 85 p.

Source: Tracking Special Economic Zones in the Western Balkans: Objectives, Features and Key Challenges. OECD, 2017, 85 p.

Рисунок 1

Разновидности особых экономических зон Figure 1

Varieties of special economic zones

Источник: Economic Zones in the ASEAN Industrial Parks, Special Economic Zones, Eco Industrial Parks, Innovation

Districts as Strategies for Industrial Competitiveness. Hanoi, UNIDO, 2015, 111 p.

URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-08/UC0_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

Source: Economic Zones in the ASEAN Industrial Parks, Special Economic Zones, Eco Industrial Parks, Innovation

Districts as Strategies for Industrial Competitiveness. Hanoi, UNIDO, 2015, 111 p.

URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-08/UCO_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

Рисунок 2

Экономические зоны и этапы экономического развития Figure 2

Economic zones and steps of economic development

Источник: Economic Zones in the ASEAN Industrial Parks, Special Economic Zones, Eco Industrial Parks, Innovation

Districts as Strategies for Industrial Competitiveness. Hanoi, UNIDO, 2015, 111 p.

URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-08/UCO_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

Source: Economic Zones in the ASEAN Industrial Parks, Special Economic Zones, Eco Industrial Parks, Innovation

Districts as Strategies for Industrial Competitiveness. Hanoi, UNIDO, 2015, 111 p.

URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2015-08/UCO_Viet_Nam_Study_FINAL_0.pdf

Рисунок 3

Отраслевая структура проектов ОЭЗ, единиц Figure 3

A branch structure of SEZ projects

Источник: Россия. Особые экономические зоны. URL: http://www.russez.ru,/ Source: Russia. Special Economic Zones. URL: http://www.russez.ru/ (In Russ.)

Рисунок 4

Динамика изменения количества особых экономических зон в мире (1970—2015 гг.) Figure 4

Changes in the number of special economic zones worldwide (1970-2015)

Источник: Special Economic Zones: Challenges and Opportunities. World Investment Forum, 2018 Source: Special Economic Zones: Challenges and Opportunities. World Investment Forum, 2018

Рисунок 5

Объем инвестиций в ОЭЗ (2011 — 2017 гг.), млрд руб. Figure 5

The volume of investment in the SEZs (2011-2017), billion RUB

Источник: Россия. Особые экономические зоны. URL: http://www.russez.ru/ Source: Russia. Special Economic Zones. URL: http://www.russez.ru/ (In Russ.)

Список литературы

1. Фрумина С.В. Теоретические и правовые конструкции определения форм и источников финансирования институтов развития // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 1. С. 230—233.

2. Божко Т.А. Типология особых экономических зон в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 23 — 26.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n^tipologiya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-sovremennyh-usloviyah

3. Куцури Г.Н. Методология регулирования региональной финансовой системы // The Genesis of Genus. 2016. № 1. С. 82 — 86.

4. Адигамова Ф.Ф., Андреева М.Ю., Баландина А.С. и др. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 287 с.

5. Латкин А.П., Стецко Н.И. Отечественный и зарубежный опыт правовых режимов ведения экономической деятельности в особых экономических зонах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. Т. 2. № 3. С. 157 — 160.

6. Неучева М.Ю. Функционирование особых экономических зон в различных социально-экономических системах // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 248 — 251. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-razlichnyh-sotsialno-ekonomicheskih-sistemah

7. Котляров Н.Н., Гао Т. Экономические аспекты функционирования особых экономических зон в условиях глобализации (на примере Китая) // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 6. С. 10-15.

8. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное

и муниципальное право. 2014. № 6. С. 520 — 532. URL: https://doi.org/10.7256/2454-0595.2014.6.12108

9. Kaplinsky R. Export Processing Zones in the Dominican Republic: Transforming Manufactures into Commodities. World Development, 1993, vol. 21, iss. 11, pp. 1851-1865.

URL: https://doi.org/10.1016/0305-750X(93)90087-P

10. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. Казань: КГУКИ, 2010. 158 с.

11. Божко Т.А., Меньщикова В.И. Методика оценки эффекта от создания особых экономических зон // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2. С. 12 — 17.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effekta-ot-sozdaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon

12. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Интеграционные проекты при управлении социальными процессами в международном предпринимательстве // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 3. С. 12 — 15.

13. Коновалова Т.А., Савельева М.А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2018. № 3. С. 28 — 33. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/90/3244/

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 Financial System

elSSN 2311-8709

SPECIAL ECONOMIC ZONES: THEORETICAL TREATMENT. INTRODUCTION Svetlana V. FRUMINA

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

frumina@mail.ru

ORCID: not available

Article history:

Received 25 September 2018 Received in revised form 9 October 2018 Accepted 23 October 2018 Available online 30 January 2019

JEL classification: G28, H32, H44

Keywords: SEZ, special economic zone, incentives, benefits

Abstract

Subject This paper studies the issues related to special economic zones and the conditions for their functioning in Russia and other countries. It also says about goals, economic incentives and types of special economic zones, and their difference from free trade zones. Objectives The paper aims to describe features and advantages of special economic zones, including tax, budget, customs, and administrative incentives.

Methods The study uses dialectical methods of cognition: analysis and synthesis, as well as the method of deduction and graphical interpretation of the obtained data. Relevance Legislative and executive authorities can use the conclusions of this study to develop incentives attracting investors to special economic zones. Researchers and experts can also use the results of the study to develop theoretical aspects of functioning and advancement of special economic zones. The results of the work determine further areas to improve the State investment policy in the field of special economic zone development.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Frumina S.V. Special Economic Zones: Theoretical Treatment. Introduction. Finance and Credit, 2019, vol. 25, iss. 1, pp. 39-54. https://doi.org/10.24891/fc. 25. 1.39

References

1. Frumina S.V. [Theoretical and legal construction of the definition of the forms and sources of financing of institutes of development]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2018, no. 1, pp. 230-233. (In Russ.)

2. Bozhko T.A. [Typology of special economic zones in modern conditions]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 1, pp. 23-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXtipologiya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-sovremennyh-usloviyah (In Russ.)

3. Kutsuri G.N. [The methodology of regulation of the regional financial system]. The Genesis of Genius, 2016, no. 1, pp. 82-86. (In Russ.)

4. Adigamova F.F., Andreeva M.Yu., Balandina A.S. et al. Osobye ekonomicheskie zony. Zarubezhnyi i otechestvennyi opyt: monografiya [Special economic zones. Foreign and domestic experience:

a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2017, 287 p.

5. Latkin A.P., Stetsko N.I. [Domestic and foreign experience of legal regimes for conducting economic activity in special economic zones]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh

i estestvennykh nauk, 2017, vol. 2, iss. 3, pp. 157-160. (In Russ.)

6. Neucheva M.Yu. [Functioning of special economic zones in various socio-economic systems]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 2, pp. 248-251. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7funktsionirovanie-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-razlichnyh-sotsialno-ekonomicheskih-sistemah (In Russ.)

7. Kotlyarov N.N., Gao T. [Economic aspects of special economic zones functioning in terms of globalization (evidence from China)]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2009, no. 6, pp. 10-15. (In Russ.)

8. Pavlov P.V. [Efficiency evaluation of special economic zones functioning: legal regulation and economic substance]. Administrativnoe i munitsipalnoe pravo = Administrative and Municipal Law, 2014, no. 6, pp. 520-532. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.7256/2454-0595.2014.6.12108

9. Kaplinsky R. Export Processing Zones in the Dominican Republic: Transforming Manufactures into Commodities. World Development, 1993, vol. 21, iss. 11, pp. 1851-1865.

URL: https://doi.org/10.1016/0305-750X(93)90087-P

10. Shmonov N.N. Istoricheskoe issledovanie problem razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon [Historical investigation of problems of special economic zones' development]. Kazan, KGUKI Publ., 2010, 158 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bozhko T.A., Men'shchikova V.I. [Technique of the assessment of effect from creation of special economic zones]. Sotsialno ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 2, pp. 12-17.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effekta-ot-sozdaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon (In Russ.)

12. Akhmadeev R.G., Kosov M.E. [Integration projects in case of management social processes

in international entrepreneurship]. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti = International Journal of World Economy: Security Problems, 2017, no. 3, pp. 12-15. (In Russ.)

13. Konovalova T.A., Savel'eva M.A. [Analysis of special economic zones efficiency in the Russian Federation]. Voprosy ekonomiki i upravleniya = Economics and Management, 2018, no. 3,

pp. 28-33. URL: https://moluch.ru/th/Varchive/90/3244/ (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.