Научная статья на тему 'ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (ОЭЗ) / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТАКСОНОМИЯ ОЭЗ / МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ОЭЗ / ФАКТОРЫ УСПЕХА ОЭЗ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОЭЗ / ДИНАМИКА РОСТА ОЭЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердин Александр Эдуардович, Бердина Марина Юрьевна

Цель работы. Целью работы является теоретическое исследование факторов создания и функционирования особых экономических зон. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, отчеты международных организаций, специализирующихся на проблематике функционирования ОЭЗ. Результаты. Особые экономические зоны являются одним из эффективных инструментов для развития национальных экономик посредством привлечения иностранных инвестиций. Благоприятный экономический климат, развитая инфраструктура и имеющийся потенциал в стране способны при грамотном управлении и распределении сил и средств создать различные по своему типу и назначению особые экономические зоны Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы уже существующими и/или потенциальными резидентами ОЭЗ, которые рассматривают данное инвестиционное направление как наиболее желаемое для ведения бизнеса, особенно если специфика предпринимательской деятельности является привлекательной для критериев ОЭЗ. Выводы. Проведено исследование макроэкономических причин, которые позволяют властям стран принимать решение о создании у себя различных типов ОЭЗ. Кроме того, проведен анализ подходов по уточнению терминологии ОЭЗ и выбору организационных принципов специализации деятельности, структуре и управлению ОЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES: THEORETICAL ASPECTS OF CREATION AND DEVELOPMENT

The purpose of the work. The purpose of the work is a theoretical study of the factors of creation and functioning of special economic zones. The method or methodology of the work. The research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The basis of the work is the works of domestic and foreign authors, reports of international organizations specializing in the functioning of the SEZ. Results. Special economic zones are one of the most effective tools for the development of national economies by attracting foreign investment. A favorable economic climate, developed infrastructure and existing potential in the country can, with proper management and distribution of forces and resources, create special economic zones of various types and purposes. The results of the study can be used by existing and / or potential residents of the SEZ, who consider this investment direction as the most desirable for doing business, especially if the specifics of entrepreneurial activity is attractive for the SEZ criteria. Conclusions. The study of the macroeconomic reasons that allow the authorities of the countries to make a decision on the creation of various types of SEZs is carried out. In addition, the analysis of approaches to clarify the terminology of the SEZ and the choice of organizational principles for the specialization of activities, the structure and management of the SEZ is carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ»

УДК 339.94 БЕРДИН АЛЕКСАНДР ЭДУАРДО-

ВИЧ

старший преподаватель кафедры «Экономика высокотехнологичных производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,

e-mail: berdin07@mail.ru

БЕРДИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Международное предпринимательство» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», e-mail: svitkova_marina@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-ll-104-113 ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является теоретическое исследование факторов создания и функционирования особых экономических зон. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, отчеты международных организаций, специализирующихся на проблематике функционирования ОЭЗ. Результаты. Особые экономические зоны являются одним из эффективных инструментов для развития национальных экономик посредством привлечения иностранных инвестиций. Благоприятный экономический климат, развитая инфраструктура и имеющийся потенциал в стране способны при грамотном управлении и распределении сил и средств создать различные по своему типу и назначению особые экономические зоны Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы уже существующими и/или потенциальными резидентами ОЭЗ, которые рассматривают данное инвестиционное направление как наиболее желаемое для ведения бизнеса, особенно если специфика предпринимательской деятельности является привлекательной для критериев ОЭЗ. Выводы. Проведено исследование макроэкономических причин, которые позволяют властям стран принимать решение о создании у себя различных типов ОЭЗ. Кроме того, проведен анализ подходов по уточнению терминологии ОЭЗ и выбору организационных принципов специализации деятельности, структуре и управлению

ОЭЗ.

Ключевые слова: особые экономические зоны (ОЭЗ), функциональная таксономия ОЭЗ, матрица определения понятия ОЭЗ, факторы успеха ОЭЗ, стратегическая направленность ОЭЗ, динамика роста ОЭЗ._

BERDINALEXANDER EDUARDOVICH

Senior Lecturer of the Department " Economics of High-Tech Industries "of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

e-mail: berdin07@mail.ru

BERDINA MARINA YURIEVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of International Entrepreneurship, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

e-mail: svitkova_marina@mail.ru

SPECIAL ECONOMIC ZONES: THEORETICAL ASPECTS OF CREATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the work is a theoretical study of the fac-

tors of creation and functioning of special economic zones. The method or methodology of the work. The research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The basis of the work is the works of domestic and foreign authors, reports of international organizations specializing in the functioning of the SEZ. Results. Special economic zones are one of the most effective tools for the development of national economies by attracting foreign investment. A favorable economic climate, developed infrastructure and existing potential in the country can, with proper management and distribution of forces and resources, create special economic zones of various types and purposes. The results of the study can be used by existing and / or potential residents of the SEZ, who consider this investment direction as the most desirable for doing business, especially if the specifics of entrepreneurial activity is attractive for the SEZ criteria. Conclusions. The study of the macroeconomic reasons that allow the authorities of the countries to make a decision on the creation of various types of SEZs is carried out. In addition, the analysis of approaches to clarify the terminology of the SEZ and the choice of organizational principles for the specialization of activities, the structure and management of the SEZ is carried out.

Keywords: special economic zones( SEZ), SEZ functional taxonomy, SEZ definition matrix, SEZ success factors, SEZ strategic orienta-

Введение. Особые экономические зоны (ОЭЗ) имеют много названий и бывают разных видов и размеров. Общим для них является то, что в пределах четко определенной территории они обеспечивают режим регулирования для предприятий и инвесторов, отличный от того, который обычно применяется в более широкой национальной или субнациональной экономике, где они созданы [1]. Наиболее распространенными типами ОЭЗ являются вариации свободных зон, которые по сути являются отдельными таможенными территориями. В дополнение к освобождению от таможенных пошлин и тарифов большинство зон также предлагают налоговые льготы, благоприятные для бизнеса правила в отношении доступа к земле, разрешений и лицензий или правил занятости, а также обеспечивают административное содействие и бюрократическое послабление.

Поддержка инфраструктуры - еще одна важная особенность, особенно в развивающихся странах, где базовая инфраструктура для бизнеса за пределами этих зон может быть плохой. В обмен на таможенные, налоговые и нормативные льготы, меры поддержки бизнеса, инвестиции в физическую инфраструктуру правительства стран ожидают, что инвесторы, работающие в ОЭЗ, создадут рабочие места, увеличат экспорт, диверсифицируют экономику и создадут производственные мощности.

Методы исследования. В течение всего своего жизненного цикла, составляющего порядка 20-30 лет, любая ОЭЗ должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.

За всю свою многовековую историю - со времен Древней Греции, средневековой Европы и до наших дней - Особые экономические зоны прошли долгий путь трансформации, отличающийся своим поступательным эволюционным развитием [2], а не скачкообразными качественными реформами, что положительным образом сказалось на динамике их распространения как в географическом масштабе, так и по числу непосредственно созданных зон (рис.1).

Современные свободные зоны, примыкающие к морским портам или аэропортам, или вдоль пограничных коридоров, появились в 1960-х гг. Они начали активно развиваться в 1980 -х гг., благодаря распространению экспортно-ориентированных стратегий промышленного развития во многих странах, особенно в Азии [3,4,5], а также за счет растущей зависимости мировых производителей от оффшорного производства. Ускорение международного производства в конце 1990-х и 2000-х гг. и быстрый рост глобальных цепочек ценностей породили новую волну новых СЭЗ, и многие развивающиеся страны во всех регионах стремятся подражать ранним историям успеха. Ожидалось, что правила глобальной торговли, ограничивающие стимулы, связанные с экспортом, и постепенный отказ от исключений из этих правил для стран с низким уровнем дохода будут сдерживать рост зон экспортной обработки (export processing zones, EPZs). Однако эта тенденция несколько замедлилась, поскольку политика ОЭЗ

адаптировалась к новым правилам, сохраняя при этом основное предложение для инвесторов - благоприятную для бизнеса среду с освобождением от таможенных и налоговых пошлин. Мировой финансовый кризис и связанный с этим спад в мировой торговле лишь незначительно замедлили создание новых ОЭЗ. Нынешнее замедление глобализации и международного производства оказывает противоположный эффект, поскольку правительства реагируют на усиление конкуренции за мобильную промышленную деятельность с увеличением количества

Рис.1. Динамика роста числа ОЭЗ в историческом разрезе [13]

Сохраняющийся энтузиазм по поводу ОЭЗ среди правительств во всем мире опровергает влияние этих зон, которое часто носит смешанный характер. В развивающихся странах, которые следовали экспортно-ориентированным стратегиям развития, есть много примеров очень успешных ОЭЗ, которые сыграли ключевую роль в промышленной трансформации. Но даже в этих странах имеется множество примеров зон, которые не привлекали ожидаемый приток инвесторов или делали это - только поздно. В странах-новичках существует гораздо больше случаев, когда зоны, которые были установлены законом, оставались неразвитыми или недоразвитыми в течение десятилетий, и в настоящее время их запас включает много недостаточно используемых зон. Даже там, где зоны успешно генерировали инвестиции, рабочие места и экспорт, выгоды для более широкой экономики - ключевая часть их обоснования - часто было трудно обнаружить; многие зоны работают как анклавы, с небольшими связями с местными поставщиками и несколькими вторичными эффектами [16,17].

По ряду причин ОЭЗ остаются главными вопросами для разработчиков макроэкономической и инвестиционной политики тех стран, которые стремятся (или уже активно это делают) развивать данное направление национальной и внешнеэкономической деятельности. Среди приоритетных причин, которыми руководствуются создатели, инициаторы и разработчики ОЭЗ, можно назвать следующие.

Во-первых, относительная простота реализации бизнес-реформ через ОЭЗ. В странах, где управление относительно слабое и где проведение реформ по всей стране затруднено, ОЭЗ часто рассматриваются в качестве единственно возможного варианта или в качестве первого шага. Тем не менее развивающиеся страны [8], которые добились прогресса в направлении более привлекательного инвестиционного климата, также продолжают полагаться на ОЭЗ. Когда такой прогресс не может обеспечить повышение рейтинга конкурентоспособности или ожидаемых иностранных инвестиций, ОЭЗ все еще можно рассматривать как необходимое дополнение к пакету поощрения инвестиций и как сигнал о прогрессе страны в создании при-

влекательного инвестиционного климата.

Во-вторых, воспринимаемая низкая стоимость создания ОЭЗ. Ключевым обоснованием для ОЭЗ является их низкая стоимость в относительном выражении по сравнению со стоимостью строительства эквивалентной промышленной инфраструктуры во всей экономике. Но даже в абсолютном выражении предварительные инвестиционные затраты могут быть ограничены. Капитальные затраты на развитие ОЭЗ - особенно базовых зон, предлагающих земельные участки, а не сверхсовременные зоны «подключи и работай» - часто ограничены основными инфраструктурными соединениями с периметром зоны [2]. Дополнительные расходы, которые в основном передаются частной девелоперской компании, постепенно возникают по мере того, как зона привлекает инвесторов и разрабатывает отдельные участки. В таких случаях правительство рассматривает затраты на разработку базовой зоны в основном под лозунгом «нет лечения - нет оплаты». Стоимость разработки, а также стоимость общих услуг в зонах впоследствии возмещается арендаторами. Большая часть стоимости ОЭЗ - это доход, упущенный из-за предоставленных стимулов, который может привести к значительной потере дохода. Однако такой упущенный доход редко является проблемой для политиков, когда они рассматривают возможность создания ОЭЗ.

В-третьих, усилилось конкурентное давление. ОЭЗ, особенно экспортно-ориентированные зоны, традиционно привлекают международные инвестиции, направленные на повышение эффективности, за которые страны конкурируют [6, 7]. Несмотря на появление новых форм зон, связанных с природными ресурсами, предназначенных для внутренних рынков или предназначающихся для инновационных возможностей (например, науки, высоких технологий или зеленых зон), большинство ОЭЗ остаются по существу частью конкурентоспособного пакета поощрения инвестиций в странах наряду с другими формами стимулирования. Глобальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) были слабыми в течение последнего десятилетия. ПИИ в производство во всех развивающихся регионах были структурно ниже за последние пять лет, чем в предыдущем периоде. В ответ на ограниченный рынок для инвестиций в промышленную деятельность правительства продолжают делать свои пакеты поощрения инвестиций более привлекательными.

Благодаря многолетнему опыту и широкому использованию ОЭЗ существует огромное количество исследований, подтверждающих истории успеха и неудачи, описывающих ключевые характеристики ОЭЗ и анализирующих их экономические, социальные, экологические последствия и последствия для развития. Рекомендации по вопросам выбора направления политики при создании ОЭЗ в том или ином географическом месте, как правило, сосредоточены на трех аспектах:

- стратегическая направленность ОЭЗ;

- нормативно-правовая база и управление ОЭЗ;

- разработка ценностного предложения ОЭЗ или пакета преимуществ для инвесторов.

Стратегическая направленность. Страны, которые наиболее успешно достигли быстрого

промышленного развития за счет использования ОЭЗ, подчеркивают, что зоны являются не только инструментом поощрения инвестиций, но, прежде всего, инструментом промышленной политики. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии, по своему замыслу или внедрению, представляют множество примеров зон [3, 4, 5], ориентированных на конкретные отрасли промышленности или на экономическую деятельность и компоненты производственно-сбытовой цепочки, которые зависят от аналогичных факторов производства, навыков, технологий и рыночных связей. Возможности для распределения ресурсов и затрат в таких кластерах являются важным фактором, определяющим успех этих ОЭЗ и их вклад в национальное экономическое развитие. Недавно созданные ОЭЗ, в т. ч. многие из наименее развитых стран (НРС), часто следовали многопрофильному подходу без активных усилий по продвижению специализации или кластеризации, превращая зоны в простые инструменты поощрения инвестиций - по сути, доступные стимулы в ограниченных географических областях [6].

Нормативно-правовая база и управление. СЭЗ, как территории с режимами, выходящими за рамки национальных правил, обязательно являются общественной инициативой. Однако развитие, владение и управление отдельными зонами может быть государственным, частным или государственно-частным партнерством (ГЧП). Частные разработчики часто привлекаются для

минимизации первоначальных государственных расходов и получения доступа к международному опыту в области проектирования зон, строительства и маркетинга. В управлении зоной и надзоре могут участвовать различные государственные уровни (местный, региональный, национальный), инвесторы и компании, работающие в зоне, и многие другие заинтересованные стороны, такие, как финансисты, отраслевые ассоциации и представители местных сообществ или других заинтересованных групп. Существуют многочисленные модели управления, иногда в пределах одной юрисдикции, и выбор зависит от целей и желаемой стратегической направленности отдельных ОЭЗ. Правовая основа для ОЭЗ - в основном национальные законы о СЭЗ или положения в таможенных или других правовых рамках - часто устанавливает параметры для управления этими зонами и их институциональной структуры [7].

Ценностное предложение. Правовые основы ОЭЗ почти всегда определяют пакет льгот для инвесторов в зонах, особенно освобождение от таможенных, налоговых и других национальных режимов регулирования. Поскольку все ОЭЗ основаны на концепции свободных зон - без тарифов, налогов и бюрократических проволочек, базовые компоненты пакета стимулов очень похожи в большинстве зон и в большинстве географических регионов. Многочисленные исследования указывают на то, что обеспечение жесткой и мягкой инфраструктуры вокруг зон, наличие соответствующих навыков и базы поставщиков, а также содействие бизнесу и общие услуги являются критическими факторами успеха для развития зоны и ее влияния на экономику в целом. Они также обеспечивают преимущества, которые могут облегчить активную работу по кластеризации и специализации в зонах.

В сегодняшнем глобальном деловом и инвестиционном климате стратегическая направленность, модели регулирования и управления, а также предлагаемый пакет стимулов остаются ключевыми составляющими успешной политики СЭЗ. Однако страны также сталкиваются с новыми проблемами, связанными с императивом устойчивого развития, новой промышленной революцией и меняющимися структурами международного производства.

Глобальная повестка дня в области устойчивого развития, воплощенная в Целях ООН в области устойчивого развития (ОУР), влияет на стратегические решения и деятельность предприятий по всему миру [10].

Основные факторы, обеспечивающие успех ОЭЗ:

- Стратегическая направленность.

- Нормативно-правовая база и управление.

- Ценностное предложение для инвесторов.

Новые проблемы, стоящие перед ОЭЗ:

- Императив устойчивого развития.

- Новая промышленная революция и цифровая экономика.

- Изменение структуры международного производства.

Эффективность и экономия средств, которые могут быть связаны с более низкими социальными и экологическими стандартами, больше не считаются жизнеспособным конкурентным преимуществом, особенно в отраслях, которые значительно пострадали или подвергаются высокому риску нанесения ущерба репутации. Таким образом, предложение более слабых социальных и экологических правил или мер контроля больше не является конкурентным преимуществом для привлечения инвестиций в ОЭЗ. Некоторые зоны начинают отходить от более низких стандартов и вместо этого включают устойчивое развитие в свою операционную модель с общими службами, связанными с устойчивостью (например, общими службами здравоохранения и безопасности). предприятия по управлению отходами, установки возобновляемой энергии) среди синергических эффектов кластеризации, которые могут обеспечить ОЭЗ.

Новая промышленная революция - внедрение во всех отраслях цифровых технологий, современной робототехники, 3D-печати, больших данных и Интернета вещей - трансформирует производственные процессы, сопутствующие услуги и бизнес-модели, что имеет широкие последствия для международного производства и глобальной цепочки ценностей. Некоторые из этих изменений, главным образом расширение технологических возможностей для переориентации производства и снижение важности затрат на оплату труда в качестве локального определяющего фактора для инвестиций, имеют фундаментальные последствия для ОЭЗ и их использования в стратегиях промышленного развития и поощрения инвестиций. Новая промыш-

ленная революция также открывает возможности для ОЭЗ (или программ развития ОЭЗ), которые могут предложить доступ к квалифицированным ресурсам и кластерам соответствующих поставщиков бизнес-услуг и технологий.

Изменения в структуре международного производства отчасти обусловлены структурными изменениями в международном бизнесе, с переходом на нематериальные активы и зарубежные операции, которые становятся все более активными. Таким образом, эти модели в меньшей степени связаны с производственными преимуществами, предлагаемыми ОЭЗ. Они также обусловлены экономическими и политическими факторами. Растущий вес развивающихся рынков в мировой торговле и инвестициях имеет значение для клиентов ОЭЗ. Возвращение протекционистских тенденций и медленный прогресс в режимах международной политики в области торговли и инвестиций побуждают промышленных инвесторов постоянно оценивать стратегические места для недорогостоящего производства в свете потенциальных новых торговых барьеров или изменений в преференциальном доступе на рынки. Регионализация торговых и инвестиционных соглашений дополнительно влияет на конкурентоспособность ОЭЗ в зависимости от источников импорта и направлений экспорта, а также от статуса ОЭЗ в региональных соглашениях [9].

Для того чтобы принять единственно верное решение и создании в регионе ОЭЗ, необходимо определиться с теми целями, которые преследуют ее создатели и разработчики как в краткосрочном, так и в долгосрочном масштабе. Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых индустриальных странах ОЭЗ создаются, как правило, в застойных (депрессивных) районах, страдающих безработицей, с неразвитой инфраструктурой.

Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцент на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест, В новых индустриальных странах Азии [3, 4, 5] зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде создание ОЭЗ направлено на достижение таких целей, как:

- привлечение передовых, по отношению к национальным технологиям;

- активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;

- поступление валютных активов и, таким образом, увеличение валютных запасов;

- насыщение внутреннего потребительского рынка;

- повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

- создание современной рыночной инфраструктуры;

- ускоренное развитие депрессивных районов;

- приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

Обобщая мировой опыт, следует отметить, что любая модель СЭЗ предполагает взаимосвязь с экономическим потенциалом той страны, где она будет функционировать. Деятельность зоны основывается на прочной правовой базе и должна обеспечить:

- динамичное развитие экономики за счет привлечения новых технологий, производственного капитала и передового опыта управления;

- апробацию новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности;

- внедрение в материальное производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок;

- насыщение национального рынка конкурентоспособной продукцией;

- увеличение рабочих мест и сокращение безработицы.

Создание приемлемых условий делает ОЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически ОЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Некоторые страны предоставляют преимущества свободных зон отдельным производственным площадкам. Так, макиладорас в Мексике были оригинальным примером такого подхода. Такой режим свободных точек можно считать формой свободной зоны без разграниченной географической зоны. В некоторых странах отдельные свободные точки считаются зонами, в результате чего появляются отчеты о сотнях ОЭЗ [11, 14].

Противоположным примером являются ОЭЗ размером с провинцию, изначально задуманные в Китае [3]. (Правительство Китая применяет термин «особая экономическая зона» для пяти первоначальных зон размером с провинцию.) Площадь большинства ОЭЗ в мире составляет от ста до нескольких сотен гектаров (в среднем около 1 квадратного километра). Свободные зоны, которые обычно огорожены для разграничения отдельной таможенной территории, как правило, особенно ограничены по площади. Зоны размером с провинцию, первоначальная цель которых заключалась в проведении экономических реформ, обеспечивают четкие режимы регулирования. Провинция также может считаться определенной областью (если, возможно, не разграничена). Однако инфраструктура в таких районах состоит из существующей городской или провинциальной инфраструктуры и не предназначена для данной зоны.

Если определить точные параметры ОЭЗ сложно, различие между различными типами ОЭЗ может быть одинаково сложным. Большинство зон вытекают из концепции свободных зон (также называемых зонами свободной торговли или коммерческими свободными зонами), определяющей характеристикой которых является отдельная таможенная зона. Свободные зоны, как правило, расположены рядом с морскими портами, аэропортами или пограничными

Рис. 2. Матрица определения понятия ОЭЗ [12]

С точки зрения развития, а также с точки зрения инвестиционной политики, зоны, которые создаются как неотъемлемая часть промышленной политики с активными усилиями по кла-

стеризации (т. е. в нижней половине рис. 2), являются более актуальными. Хотя зоны свободной торговли (ЗСТ), которые в основном сосредоточены на логистических и складских услугах, важны, особенно в развитых странах, большинство существующих и планируемых зон в развивающемся мире являются интегрированными свободными зонами, которые направлены на привлечение инвестиций в промышленную деятельность.

Многие зоны, которые не имеют четкого регулятивного режима, создаются с учетом четких целей промышленного развития. Государственные органы, часто на субнациональном уровне, а также полугосударственные и частные учреждения внесли огромные инновации в концепцию зон, создав специализированные зоны для науки, инкубаторы для стартапов, исследования и разработки, биотехнологию, зеленую технику и многие другие цели. Такие зоны, безусловно, могут быть действительными вариантами политики и альтернативами ОЭЗ [20].

ОЭЗ могут быть созданы в соответствии с их конкретными целями или отраслевой направленностью (например, высокотехнологичные парки, сервисные парки), их местоположением (например, портовые зоны, пограничные зоны) или типом применяемого режима регулирования (например, ЗСТ, коммерческие свободные зоны). В таблице используется другой подход, объединяющий в качестве организационных принципов специализацию деятельности в зоне и структуру и управление зонами.

Организационный принцип Тип Описание

Логистические хабы (свободные торговые зоны (free trade zone, FTZs) Коммерческие, складские и логистические услуги - Услуги по содействию торговли для перевалки и реэкспорта в аэропортах, морских портах, на границах. - Могут быть расположены рядом или в пределах более крупных промышленных зон.

Многоотраслевые специальные экономические зоны (Multi-activity SEZs) - Общепромышленное развитие, неспециализированные

Специализация Специализированные специальные экономические зоны (Specialized SEZs) Сконцентрированы на секторах (например, услуги, ресурсы, сельское хозяйство) Сконцентрированы на отраслях промышленности (например, автомобильная, электроника, одежда) Focused on sectors (e.g. services, resource or agro-based) Сфокусированы на общих цепочках добавленной ценности (например, аутсорсинг бизнес-процессов, колл-центры, НИОКР-центры

Инновационные специальные экономические зоны (Innovation-driven (SEZs) - Ориентированы на модернизацию промышленности и новые отрасли, например, высокотехнологичные зоны, биотехнологии, экозоны

Крупномасштабные зоны (Wide-area zones) [19] - Большие, интегрированные зоны, часто совпадающие с субнациональным административным районом или построенные как городки с жилыми районами и удобствами - Первоначальной целью крупнейших зон было проведение экономических реформ

Дизайн и управление Зоны, созданные при поддержке официального развития (ODA, official development assistance) и внешних прямых иностранных инвестиций (OFDI, outward foreign direct investment) [19] - Создан в рамках партнерства между странами-экспортерами капитала и странами с низким уровнем дохода

Выводы Трансграничные / региональные зоны развития (Cross-border/ . regзяmMleVэрlP№>мt zm)£S> с - Созданы для стимулирования регионального экономического сотрудничества и использования эффекта масштаба, связанного с региональными рынками дя итоги, в заключение еще раз отметим, что процесс со-

здания и модернизации ОЭЗ может выиграть от глобального обмена опытом и передовой практикой. Кроме того, благодаря тому, что все больше зон разрабатываются в рамках между-

народных партнерств, глобальная платформа, объединяющая партнеров по финансированию, разработчиков ОЭЗ, принимающие страны, агентства по продвижению внешних инвестиций, могут ускорить переход к зонам, ориентированным на устойчивое развитие. Основная цель должна заключаться в том, чтобы заставить ОЭЗ работать: от привилегированных анклавов до

Литература

1. Фурщик, М. А., Шутова, А. В., и др. Особые экономические зоны : опыт и перспективы. - М. : ИД «Медиа Инфо Групп», 2014.

2. Bost, F. Free Zones : a State of the Art. The World of Free Zones. Towards a New Global Trade. 2016.

3. China-Singapore Suzhou Industrial Park Administrative Committee. - URL : // www.sipac.gov.cn.

4. Chen, X. Change and Continuity in Special Economic Zones : A Reassessment and Lessons from the Chinese Experience // Transnational Corporations, 2019. No. 26 (2).

5. Cheng, T. Special Economic Zones : A Catalyst for International Trade and Investment in Unsettling Times? // Journal of World Investment & Trade, 2019. No. 20 (1).

6. Farole, T., and Akinci, G.. Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development Series. - Washington, D.C. : World Bank. 2011.

7. FIAS. Special Economic Zones : Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. -Washington, D.C. : World Bank. 2008.

8. Frick, S., Rodriguez-Pose, A. and Wong, M. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries //Economic Geography, 2019. No. 95(1). P. 30-64.

9. Koyama, N. SEZs in the Context of Regional Integration : Creating Synergies for Trade and Investment / Farole, T., and G. Akinci (eds.) // Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development. - Washington, D.C. : World Bank. 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Moberg, L. The political economy of special economic zones // Journal of Institutional Economics. 2015. No. 11 (01). P. 167-190.

11. Trade in Counterfeit Goods and Free Trade Zones : Evidence from Recent Trends // Illicit Trade - Paris : OECD Publishing. 2018.

12. Enhancing the Contribution of Export Processing Zones to the Sustainable Development Goals : An Analysis of 100 EPZs and a Framework of Sustainable Economic Zones. - New York and Geneva : United Nations, UNCTAD. 2015.

13. World Investment Report 2019 : Special Economic Zones. - New York and Geneva : United Nations, UNCTAD. 2020.

14. Хакимов, А. Х Особые экономические зоны: международные аспекты функционирования // Экономика и управление. 2016. № 11 (133). С. 38-42.

15. Farole, T. Special economic zones : What have we learned? // World Bank-Economic Premise. 2011b. № 64. С. 1-5.

16. Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития / Андреева М.Ю., Артемьев А.А., Баринов А.Я., и др. // Монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный Аудит» и «Финансы и Кредит». -М., 2017. Книга 1.

17. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт /Адигамова Ф.Ф., Андреева М.Ю., Баландина А.С., и др. // Монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит». -М.., 2017. Книга 2.

18. World Investment Report 2019 : Key Messages and Overview //IMF, UNCTAD, 2019.

19. Doing Special Economic Zones right : A policy framework. - URL: https://www.theigc.org/publication/ doing-special-economic-zones-right-a-policy-framework/.

20. Moberg, L. The Political Economy of Special Economic Zones // Journal of Institutional Economics, December 2014.

References:

1. Furshchik, M. A., SHutova, A. V., i dr. Osobye ekonomicheskie zony : opyt i perspektivy. - M. : ID «Media Info Grupp», 2014.

2. Bost, F. Free Zones : a State of the Art. The World of Free Zones. Towards a New Global Trade. 2016.

3. China-Singapore Suzhou Industrial Park Administrative Committee. - URL : // www.sipac.gov.cn.

4. Chen, X. Change and Continuity in Special Economic Zones : A Reassessment and Lessons from the Chinese Experience // Transnational Corporations, 2019. No. 26 (2).

5. Cheng, T. Special Economic Zones : A Catalyst for International Trade and Investment in Unsettling Times? // Journal of World Investment & Trade, 2019. No. 20 (1).

6. Farole, T., and Akinci, G.. Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development Series. - Washington, D.C. : World Bank. 2011.

7. FIAS. Special Economic Zones : Performance, Lessons Learned, and Implications for Zone Development. -Washington, D.C. : World Bank. 2008.

8. Frick, S., Rodriguez-Pose, A. and Wong, M. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries //Economic Geography, 2019. No. 95(1). P. 30-64.

9. Koyama, N. SEZs in the Context of Regional Integration : Creating Synergies for Trade and Investment / Farole, T., and G. Akinci (eds.) // Special Economic Zones : Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Directions in Development. - Washington, D.C. : World Bank. 2011.

10. Moberg, L. The political economy of special economic zones // Journal of Institutional Economics. 2015.

No. 11 (01). P. 167-190.

11. Trade in Counterfeit Goods and Free Trade Zones : Evidence from Recent Trends // Illicit Trade - Paris : OECD Publishing. 2018.

12. Enhancing the Contribution of Export Processing Zones to the Sustainable Development Goals : An Analysis of 100 EPZs and a Framework of Sustainable Economic Zones. - New York and Geneva : United Nations, UNCTAD. 2015.

13. World Investment Report 2019 : Special Economic Zones. - New York and Geneva : United Nations, UNCTAD. 2020.

14. Hakimov, A. H. Osobye ekonomicheskie zony: mezhdunarodnye aspekty funkcionirovaniya // Ekonomika i upravlenie. 2016. № 11 (133). S. 38-42.

15. Farole, T. Special economic zones : What have we learned? // World Bank-Economic Premise. 2011b. № 64. S. 1-5.

16. Osobye ekonomicheskie zony. Teoretiko-metodologicheskie aspekty razvitiya /Andreeva M.YU., Artem'ev A.A., Barinov A.YA., i dr. //Monografiya dlya magistrantov, obuchayushchihsya po programmam napravlenij «Ekonomika», «Gosudarstvennyj Audit» i «Finansy i Kredit». - M., 2017. Kniga 1.

17. Osobye ekonomicheskie zony. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt/Adigamova F.F., AndreevaM.YU., Balan-dina A.S., i dr. // Monografiya dlya magistrantov, obuchayushchihsya po programmam napravlenij «Ekonomika», «Gosudarstvennyj audit» i «Finansy i kredit». -M.., 2017. Kniga 2.

18. World Investment Report 2019 : Key Messages and Overview //IMF, UNCTAD, 2019.

19. Doing Special Economic Zones right : A policy framework. - URL: https://www.theigc.org/publication/ doing-special-economic-zones-right-a-policy-framework/.

20. Moberg, L. The Political Economy of Special Economic Zones // Journal of Institutional Economics, December 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.