УДК 796.323.2:316.628
DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11218
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ
МОТИВАЦИИ ИГРОКОВ ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО СОСТАВОВ В БАСКЕТБОЛЕ
И.И. Таран, А.Г. Беляев, А.С. Бойков
Представлены показатели спортивной мотивации игроков основного и запасного составов в баскетболе на примере студенческих команд. Проведен сравнительный анализ направленности и выраженности спортивной мотивации у баскетболистов.
Ключевые слова: баскетбол, студенты, спортивная мотивация, основной и запасной составы.
RESEARCH OF FEATURES OF SPORTS MOTIVATION OF PLAYERS OF THE MAIN AND RESERVE STRUCTURE IN BASKETBALL
Taran 1.1., candidate of psychological sciences, associate professor, itar69.69@mail.ru, Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports, Belyaev A.G., candidate of biological sciences, associate professor, korotkii-89@ mail.ru, Russia, Velikie Luki, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sports,
Boikov A.S., master student, daentogostka@, gmail.com, Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports
Таран Ирина Ивановна, канд. психол. наук, доц., itar69.69@mail.ru, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
Беляев Андрей Геннадьевич, канд. биол. наук, доц., korotkii-89@mail.ru, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
Бойков Алексей Сергеевич, магистрант, daentogostka@gmail. com, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии [7]. Исследования мотивации непосредственно связаны с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуще -ствляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека [3].
Содержательная характеристика мотивации спорта активно изучалась в разных аспектах [4-6, 9]. Исследовались и продолжают исследоваться элементы индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определяется роль элемента того или иного уровня в формировании
Indicators of sports motivation of players of the main and reserve teams in basketball are presented on the example of student teams. A comparative analysis of the orientation and severity of sports motivation among basketball players was carried out.
Key words: basketball, students, sports motivation, main and reserve teams.
содержания направленности мотивации в контексте социальных отношений индивида [8]. Изучаются особенности мотивации спортсменов разной квалификации и видов спорта [1, 2, 4]. Разрабатываются условия формирования спортивной мотивации как регуляторного механизма деятельно -сти [6].
Несмотря на то, что спортивную мотивацию давно и активно изучают, мотивация игроков основного и запасного составов не попадала в поле зрения исследователей, и в настоящее время изучена еще недостаточно.
Таким образом, целью нашего исследования стало определение особенностей спортивной мотивации баскетболистов основного и запасного составов (на примере баскетболистов студенческих команд).
Исследование проводилось на баскетбольных командах, участвующих в чемпионате Ассоциации студенческого баскетбола, 1/64 Лиги Белова в сезоне 2018/2019 гг. В исследовании приняли участие: мужские сборные Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Московской государственной академии физической культуры. Всего в психодиагностическом исследовании участвовало 46 спортсменов, из них 33 баскетболиста основного состава и 13 запасного.
Исследование проводилось с помощью методики мотивации к успеху (Т. Элерс), опросника спортивной мотивации (Е.Г. Бабушкин) и методики изучения мотивов занятий спортом (В.И. Тропников). Для выявления достоверности различий между изучаемыми показателями баскетболистов основного и запасного составов были использованы и-крите-рий Манна-Уитни и ф-критерий Фишера.
В результате исследования были получены следующие отличительные особенности спортивной мотивации игроков (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения направленности спортивной мотивации, балл
Показатели Состав Цэмп Р
Основной Запасной
Мотивация к успеху 17,5 18,6 157 >0,05
Направленность на соревнования 8 8,1 185,5 >0,05
Направленность на тренировки 4,4 5,5 142,5 <0,05
У баскетболистов запасного состава достоверно выше направлен -ность мотивации на тренировочные занятия (р<0,05). Возможно, баскетбо -листы запасного состава стремятся больше тренироваться, чтобы повысить уровень игрового мастерства и попасть в основной состав.
Среди игроков основного и запасного составов преобладают игроки с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху (табл. 2).
Таблица 2
Количество баскетболистов с разным уровнем мотивации к успеху, %
Уровень мотивации Состав Ф Р
Основной Запасной
Низкий 3 0 0,11 >0,05
Средний 33 15 1,33 >0,05
Умеренно высокий 46 70 1,65 <0,05
Слишком высокий 18 15 0,26 >0,05
При этом достоверно большее количество баскетболистов запасного состава имеют умеренно высокую мотивацию к успеху (р <0,05). В целом у игроков запасного состава уровень мотивации к успеху выше, чем у баскетболистов основного.
По направленности спортивной мотивации на тренировочные занятия и на соревнования среди игроков основного и запасного составов преобладает количество игроков с направленностью на соревнования. Но при этом количество игроков с направленностью на тренировочные заня -тия среди игроков запасного состава в 2 раза больше, чем аналогичное количество баскетболистов основного состава (табл. 3). Баскетболисты запаса понимают, что без усердных тренировок им не достичь уровня игроков основы.
Таблица 3
Количество баскетболистов с разной направленностью спортивной мотивации, %
Направленность мотива Состав Ф Р
Основной Запасной
На тренировки 6 15 0,91 >0,05
На соревнования 88 85 0,02 >0,05
На соревнования и тренировки 6 0 0,04 >0,05
Были изучены различия в выраженности конкретных мотивов у игроков основного и запасного составов (табл. 4).
В целом в показателях мотивов игроков основного и запасного составов наблюдается общая тенденция, выраженность ведущих мотивов находится на уровне выше среднего в диапазоне от 3,1 до 4 баллов из 5 максимальных. Значения большинства мотивов находятся на уровне выше среднего, но абсолютные показатели аналогичных мотивов выше у игро -ков запасного состава.
Таблица 4
Показатели основных мотивов баскетболистов основного и запасного составов (средние значения), балл
Мотив занятия спортом Состав Uэмп Р
Основной Запасной
Общение 2,7 2,7 210 >0,05
Познание 2,7 2,6 213 >0,05
Материальные блага 2,5 2,7 178,5 >0,05
Развитие характера и психических качеств 3,4 4 135,5 <0,05
Физическое совершенствование 3,2 3,8 127 <0,05
Улучшение самочувствия и здоровья 2,3 2,7 149,5 >0,05
Эстетическое удовольствие и острых ощущений 3,5 3,8 182 >0,05
Приобретение полезных умений и знаний 2,5 3,2 133 <0,05
Потребность в одобрении 2,9 3,1 187,5 >0,05
Повышение престижа 3,1 3,1 203,5 >0,05
Коллективистская направленность 3,4 3,6 196,5 >0,05
Наиболее выраженными мотивами занятий спортом у баскетболистов основного состава являются мотивы: эстетического удовольствия и острых ощущений (3,5 балла), развития характера и психических качеств (3,4 балла), коллективисткой направленности (3,4 балла), физического совершенствования (3,2 балла), повышения престижа (3,1 балла). У баскетболистов запасного состава наиболее выражены те же мотивы, но абсолютные значения показателей этих мотивов выше на 0,2-0,6 балла. Также у баскетболистов запасного состава выражена потребность в одобрении (3,1 балла). Как видно из табл. 4, наблюдаются немногочисленные досто -верные различия в выраженности основных мотивов занятий спортом. У баскетболистов запасного состава достоверно выше показатели мотивов развития характера и психических качеств, физического совершенствования, приобретения полезных умений и знаний (р<0,05). Различия между показателями остальных мотивов игроков основного и запасного составов недостоверны (р>0,05).
Исследование особенностей спортивной мотивации баскетболистов основного и запасного составов позволяет сделать следующие выводы:
- по большинству исследуемых показателей спортивной мотивации игроки запасного состава не имеют достоверных отличий от аналогичных показателей баскетболистов основного состава;
- игроки запасного состава демонстрируют достоверно более высокие показатели направленности спортивной мотивации на тренировки, они более мотивированы заниматься тренировочной деятельностью, чем игроки основного состава;
- количество игроков запасного состава с более высоким уровнем мотивации к успеху достоверно больше, чем баскетболистов основного состава;
- выраженность мотивов занятий спортом у баскетболистов основ -ного и запасного составов выше среднего уровня. У игроков запасного состава выше абсолютные показатели всех мотивов, достоверно выше выраженность мотивов физического совершенствования, развития характера и психических качеств, приобретения полезных умений и знаний по сравнению с баскетболистами основного состава.
Список литературы
1. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Общие теоретические подходы к изучению мотивации достижений в спорте // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. С. 32-38.
2. Бянкина Л.В., Глушаченков К.А., Вершинина О.Ю. Взаимосвязь мотивации занятий спортивной деятельностью и мотивации достижения успеха // Современные проблемы физической культуры и спорта: мате -риалы XXIII Всерос. науч.-практ. конф. /под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск: Изд-во ДГАФК, 2019. С. 35-39.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 512 с.
4. Квитчастый A.B. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» // Спортивный психолог. 2012. № 1 (25). С. 38-43.
5. Кузнецов С.А. Социально-психологические характеристики мотивации групп профессиональных спортсменов командных и индивидуальных видов спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 22 с.
6. Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П. Педагогические условия форми -рования спортивной мотивации у юных спортсменов // Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. № 2. С. 61-69.
7. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема ка -чества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18.
8. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 21 с.
9. Яковлев Б.П. Особенности мотивационного механизма в спорте // Вестник спортивной науки. 2010. № 3. С. 15-19.
References
1. Bubnova I.S., Tereshchenko A.G. Obshchie teoreticheskie podhody k izucheniyu motivacii dostizhenij v sporte [General theoretical approaches to the study of achievement motivation in sports] // Trends and problems in the Russian economy: theoretical and practical aspects: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. / ed. S.A. Kurgan. Irkutsk: BSU Publishing House, 2017. P. 32-38.
2. Byankina L.V., Glushachenkov K.A., Vershinina O.Yu. Vzaimosvyaz' motivacii zanyatij sportivnoj deyatel'nost'yu i motivacii dostizheniya uspekha [The relationship between the motivation of sports activities and the motivation to achieve success] // Modern problems of physical culture and sports: materials of the XXIII All-Russian. scientific-practical conf. / ed. E.A. Vetoshkina. Khabarovsk: Publishing house of DGAFK, 2019. P. 35-39.
3. Il'in, E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. SPb.: Peter, 2014. 512 p.
4. Kvitchastyj A.B. K voprosu o diagnostike sportivnoj motivacii: adaptaciya opros-nika «Sport motivation scale» [On the question of the diagnosis of sports motivation: adaptation of the questionnaire "Sport motivation scale"] // Sportivnyj psiholog [Sports psychologist]. 2012. No. 1 (25). P. 38-43.
5. Kuznecov S.A. Social'no-psihologicheskie harakteristiki motivacii grupp profes-sional'nyh sportsmenov komandnyh i individual'nyh vidov sporta [Socio-psychological characteristics of motivation of groups of professional athletes in team and individual sports]: author. dis. ... cand. psychol. sciences. M., 2014. 22 p.
6. Kuz'min E.B., Denisenko Yu.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportiv-noj motivacii u yunyh sportsmenov [Pedagogical conditions for the formation of sports motivation in young athletes] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport]. 2014. No. 2. P. 61-69.
7. Leont'ev D.A. Ponyatie motiva u A.N. Leont'eva i problema kachestva motivacii [Leontiev and the problem of the quality of motivation] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology]. 2016. No. 2. P. 3-18.
8. Pavlova N.A. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza [Motivation of educational activity of students of a pedagogical university]: author. dis. ... cand. psychol. sciences. Yaroslavl, 2005. 21 p.
9. Yakovlev B.P. Osobennosti motivacionnogo mekhanizma v sporte [Features of the motivational mechanism in sport] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. /. 2010. No. 3. P. 15-19.