Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ИГРОКОВ ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО СОСТАВОВ В БАСКЕТБОЛЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ИГРОКОВ ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО СОСТАВОВ В БАСКЕТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетбол / студенты / спортивная мотивация / основной и запасной составы / basketball / students / sports moti-vation / main and reserve teams

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таран Ирина Ивановна, Беляев Андрей Геннадьевич, Бойков Алексей Сергеевич

Представлены показатели спортивной мотивации игроков основного и запас-ного составов в баскетболе на примере студенческих команд. Проведен сравнитель-ный анализ направленности и выраженности спортивной мотивации у баскетболи-стов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таран Ирина Ивановна, Беляев Андрей Геннадьевич, Бойков Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FEATURES OF SPORTS MOTIVATION OF PLAYERS OF THE MAIN AND RESERVE STRUCTURE IN BASKETBALL

Indicators of sports motivation of players of the main and reserve teams in basketball are presented on the example of student teams. A comparative analysis of the orientation and severity of sports motivation among basketball players was carried out.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ИГРОКОВ ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО СОСТАВОВ В БАСКЕТБОЛЕ»

УДК 796.323.2:316.628

DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11218

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ

МОТИВАЦИИ ИГРОКОВ ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО СОСТАВОВ В БАСКЕТБОЛЕ

И.И. Таран, А.Г. Беляев, А.С. Бойков

Представлены показатели спортивной мотивации игроков основного и запасного составов в баскетболе на примере студенческих команд. Проведен сравнительный анализ направленности и выраженности спортивной мотивации у баскетболистов.

Ключевые слова: баскетбол, студенты, спортивная мотивация, основной и запасной составы.

RESEARCH OF FEATURES OF SPORTS MOTIVATION OF PLAYERS OF THE MAIN AND RESERVE STRUCTURE IN BASKETBALL

Taran 1.1., candidate of psychological sciences, associate professor, itar69.69@mail.ru, Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports, Belyaev A.G., candidate of biological sciences, associate professor, korotkii-89@ mail.ru, Russia, Velikie Luki, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sports,

Boikov A.S., master student, daentogostka@, gmail.com, Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports

Таран Ирина Ивановна, канд. психол. наук, доц., itar69.69@mail.ru, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,

Беляев Андрей Геннадьевич, канд. биол. наук, доц., korotkii-89@mail.ru, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,

Бойков Алексей Сергеевич, магистрант, daentogostka@gmail. com, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии [7]. Исследования мотивации непосредственно связаны с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуще -ствляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека [3].

Содержательная характеристика мотивации спорта активно изучалась в разных аспектах [4-6, 9]. Исследовались и продолжают исследоваться элементы индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определяется роль элемента того или иного уровня в формировании

Indicators of sports motivation of players of the main and reserve teams in basketball are presented on the example of student teams. A comparative analysis of the orientation and severity of sports motivation among basketball players was carried out.

Key words: basketball, students, sports motivation, main and reserve teams.

содержания направленности мотивации в контексте социальных отношений индивида [8]. Изучаются особенности мотивации спортсменов разной квалификации и видов спорта [1, 2, 4]. Разрабатываются условия формирования спортивной мотивации как регуляторного механизма деятельно -сти [6].

Несмотря на то, что спортивную мотивацию давно и активно изучают, мотивация игроков основного и запасного составов не попадала в поле зрения исследователей, и в настоящее время изучена еще недостаточно.

Таким образом, целью нашего исследования стало определение особенностей спортивной мотивации баскетболистов основного и запасного составов (на примере баскетболистов студенческих команд).

Исследование проводилось на баскетбольных командах, участвующих в чемпионате Ассоциации студенческого баскетбола, 1/64 Лиги Белова в сезоне 2018/2019 гг. В исследовании приняли участие: мужские сборные Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Московской государственной академии физической культуры. Всего в психодиагностическом исследовании участвовало 46 спортсменов, из них 33 баскетболиста основного состава и 13 запасного.

Исследование проводилось с помощью методики мотивации к успеху (Т. Элерс), опросника спортивной мотивации (Е.Г. Бабушкин) и методики изучения мотивов занятий спортом (В.И. Тропников). Для выявления достоверности различий между изучаемыми показателями баскетболистов основного и запасного составов были использованы и-крите-рий Манна-Уитни и ф-критерий Фишера.

В результате исследования были получены следующие отличительные особенности спортивной мотивации игроков (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения направленности спортивной мотивации, балл

Показатели Состав Цэмп Р

Основной Запасной

Мотивация к успеху 17,5 18,6 157 >0,05

Направленность на соревнования 8 8,1 185,5 >0,05

Направленность на тренировки 4,4 5,5 142,5 <0,05

У баскетболистов запасного состава достоверно выше направлен -ность мотивации на тренировочные занятия (р<0,05). Возможно, баскетбо -листы запасного состава стремятся больше тренироваться, чтобы повысить уровень игрового мастерства и попасть в основной состав.

Среди игроков основного и запасного составов преобладают игроки с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху (табл. 2).

Таблица 2

Количество баскетболистов с разным уровнем мотивации к успеху, %

Уровень мотивации Состав Ф Р

Основной Запасной

Низкий 3 0 0,11 >0,05

Средний 33 15 1,33 >0,05

Умеренно высокий 46 70 1,65 <0,05

Слишком высокий 18 15 0,26 >0,05

При этом достоверно большее количество баскетболистов запасного состава имеют умеренно высокую мотивацию к успеху (р <0,05). В целом у игроков запасного состава уровень мотивации к успеху выше, чем у баскетболистов основного.

По направленности спортивной мотивации на тренировочные занятия и на соревнования среди игроков основного и запасного составов преобладает количество игроков с направленностью на соревнования. Но при этом количество игроков с направленностью на тренировочные заня -тия среди игроков запасного состава в 2 раза больше, чем аналогичное количество баскетболистов основного состава (табл. 3). Баскетболисты запаса понимают, что без усердных тренировок им не достичь уровня игроков основы.

Таблица 3

Количество баскетболистов с разной направленностью спортивной мотивации, %

Направленность мотива Состав Ф Р

Основной Запасной

На тренировки 6 15 0,91 >0,05

На соревнования 88 85 0,02 >0,05

На соревнования и тренировки 6 0 0,04 >0,05

Были изучены различия в выраженности конкретных мотивов у игроков основного и запасного составов (табл. 4).

В целом в показателях мотивов игроков основного и запасного составов наблюдается общая тенденция, выраженность ведущих мотивов находится на уровне выше среднего в диапазоне от 3,1 до 4 баллов из 5 максимальных. Значения большинства мотивов находятся на уровне выше среднего, но абсолютные показатели аналогичных мотивов выше у игро -ков запасного состава.

Таблица 4

Показатели основных мотивов баскетболистов основного и запасного составов (средние значения), балл

Мотив занятия спортом Состав Uэмп Р

Основной Запасной

Общение 2,7 2,7 210 >0,05

Познание 2,7 2,6 213 >0,05

Материальные блага 2,5 2,7 178,5 >0,05

Развитие характера и психических качеств 3,4 4 135,5 <0,05

Физическое совершенствование 3,2 3,8 127 <0,05

Улучшение самочувствия и здоровья 2,3 2,7 149,5 >0,05

Эстетическое удовольствие и острых ощущений 3,5 3,8 182 >0,05

Приобретение полезных умений и знаний 2,5 3,2 133 <0,05

Потребность в одобрении 2,9 3,1 187,5 >0,05

Повышение престижа 3,1 3,1 203,5 >0,05

Коллективистская направленность 3,4 3,6 196,5 >0,05

Наиболее выраженными мотивами занятий спортом у баскетболистов основного состава являются мотивы: эстетического удовольствия и острых ощущений (3,5 балла), развития характера и психических качеств (3,4 балла), коллективисткой направленности (3,4 балла), физического совершенствования (3,2 балла), повышения престижа (3,1 балла). У баскетболистов запасного состава наиболее выражены те же мотивы, но абсолютные значения показателей этих мотивов выше на 0,2-0,6 балла. Также у баскетболистов запасного состава выражена потребность в одобрении (3,1 балла). Как видно из табл. 4, наблюдаются немногочисленные досто -верные различия в выраженности основных мотивов занятий спортом. У баскетболистов запасного состава достоверно выше показатели мотивов развития характера и психических качеств, физического совершенствования, приобретения полезных умений и знаний (р<0,05). Различия между показателями остальных мотивов игроков основного и запасного составов недостоверны (р>0,05).

Исследование особенностей спортивной мотивации баскетболистов основного и запасного составов позволяет сделать следующие выводы:

- по большинству исследуемых показателей спортивной мотивации игроки запасного состава не имеют достоверных отличий от аналогичных показателей баскетболистов основного состава;

- игроки запасного состава демонстрируют достоверно более высокие показатели направленности спортивной мотивации на тренировки, они более мотивированы заниматься тренировочной деятельностью, чем игроки основного состава;

- количество игроков запасного состава с более высоким уровнем мотивации к успеху достоверно больше, чем баскетболистов основного состава;

- выраженность мотивов занятий спортом у баскетболистов основ -ного и запасного составов выше среднего уровня. У игроков запасного состава выше абсолютные показатели всех мотивов, достоверно выше выраженность мотивов физического совершенствования, развития характера и психических качеств, приобретения полезных умений и знаний по сравнению с баскетболистами основного состава.

Список литературы

1. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Общие теоретические подходы к изучению мотивации достижений в спорте // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. С. 32-38.

2. Бянкина Л.В., Глушаченков К.А., Вершинина О.Ю. Взаимосвязь мотивации занятий спортивной деятельностью и мотивации достижения успеха // Современные проблемы физической культуры и спорта: мате -риалы XXIII Всерос. науч.-практ. конф. /под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск: Изд-во ДГАФК, 2019. С. 35-39.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 512 с.

4. Квитчастый A.B. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» // Спортивный психолог. 2012. № 1 (25). С. 38-43.

5. Кузнецов С.А. Социально-психологические характеристики мотивации групп профессиональных спортсменов командных и индивидуальных видов спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 22 с.

6. Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П. Педагогические условия форми -рования спортивной мотивации у юных спортсменов // Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. № 2. С. 61-69.

7. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема ка -чества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18.

8. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 21 с.

9. Яковлев Б.П. Особенности мотивационного механизма в спорте // Вестник спортивной науки. 2010. № 3. С. 15-19.

References

1. Bubnova I.S., Tereshchenko A.G. Obshchie teoreticheskie podhody k izucheniyu motivacii dostizhenij v sporte [General theoretical approaches to the study of achievement motivation in sports] // Trends and problems in the Russian economy: theoretical and practical aspects: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. / ed. S.A. Kurgan. Irkutsk: BSU Publishing House, 2017. P. 32-38.

2. Byankina L.V., Glushachenkov K.A., Vershinina O.Yu. Vzaimosvyaz' motivacii zanyatij sportivnoj deyatel'nost'yu i motivacii dostizheniya uspekha [The relationship between the motivation of sports activities and the motivation to achieve success] // Modern problems of physical culture and sports: materials of the XXIII All-Russian. scientific-practical conf. / ed. E.A. Vetoshkina. Khabarovsk: Publishing house of DGAFK, 2019. P. 35-39.

3. Il'in, E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. SPb.: Peter, 2014. 512 p.

4. Kvitchastyj A.B. K voprosu o diagnostike sportivnoj motivacii: adaptaciya opros-nika «Sport motivation scale» [On the question of the diagnosis of sports motivation: adaptation of the questionnaire "Sport motivation scale"] // Sportivnyj psiholog [Sports psychologist]. 2012. No. 1 (25). P. 38-43.

5. Kuznecov S.A. Social'no-psihologicheskie harakteristiki motivacii grupp profes-sional'nyh sportsmenov komandnyh i individual'nyh vidov sporta [Socio-psychological characteristics of motivation of groups of professional athletes in team and individual sports]: author. dis. ... cand. psychol. sciences. M., 2014. 22 p.

6. Kuz'min E.B., Denisenko Yu.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportiv-noj motivacii u yunyh sportsmenov [Pedagogical conditions for the formation of sports motivation in young athletes] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport]. 2014. No. 2. P. 61-69.

7. Leont'ev D.A. Ponyatie motiva u A.N. Leont'eva i problema kachestva motivacii [Leontiev and the problem of the quality of motivation] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology]. 2016. No. 2. P. 3-18.

8. Pavlova N.A. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza [Motivation of educational activity of students of a pedagogical university]: author. dis. ... cand. psychol. sciences. Yaroslavl, 2005. 21 p.

9. Yakovlev B.P. Osobennosti motivacionnogo mekhanizma v sporte [Features of the motivational mechanism in sport] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. /. 2010. No. 3. P. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.