ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №2(62). - С. 165-173 --- ♦ ----
УДК 316 DOI: 10.52772/25420291_2024_2_165
Маргарита Михайловна Шевцова г. Кемерово
Исследование особенностей проявления ценностных ориентаций современных
студентов
В современных условиях возрастает потребность в специалистах сферы культуры, способных транслировать общественные ценности и стандарты. Это требует постоянной модернизации образовательных технологий, направленных на формирование ценностных ориентаций и определенных личностных качеств будущих специалистов культуры.
В статье рассматривается необходимость формирования ценностных ориентиров, как аспекта совершенствования процесса подготовки будущих специалистов - педагогов-хореографов вуза культуры, определяющих не только духовное здоровье нации в целом, но и успешную адаптацию юных граждан к изменившимся социально-экономическим условиям.
В статье представлен теоретический анализ ключевых понятий рассматриваемой темы: «ценности» и «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе, а также путем эмпирического исследования определен перечень различных типов представлений о своем будущем и жизненных ценностей современных студентов на примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры».
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенчество, жизненные стратегии.
Margarita Mihailovna Shevtsova
Kemerovo
The study of the peculiarities of modern students' value orientations presentation
Nowadays, there is an increasing need for specialists in the field of culture who are able to convey social values and standards. This requires constant modernization of educational technologies aimed at the formation of value orientations and certain personal qualities of future cultural specialists.
The article considers the need to form value orientations as an aspect of improving the training process of future specialists - teachers and choreographers of the University of Culture which determine not only the spiritual health of the nation as a whole but also the successful adaptation of young citizens to changed socio-economic conditions.
The article presents a theoretical analysis of the key concepts of the topic under consideration: "values" and "value orientations" in the psychological and pedagogical literature as well as through empirical research, a list of key values of modern students is determined using the example of Kemerovo State Institute of Culture.
Keywords: values, value orientations, students, terminal values, instrumental values.
Введение. Актуальность темы обусловлена важностью ценностей для личностного самоопределения и формирования
идентичности, особенно в студенческий период. В условиях стремительно меняющегося общества, где культурные ценности и эталоны находятся в постоянном движении, актуальность профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры возрастает многократно. Педагоги-хореографы, как носители и трансляторы культурного наследия, должны обладать не только глубокими профессиональными знаниями и навыками, но и развитыми личностными качествами, а также сформированными ценностными ориентациями, отвечающими потребностям современного мира.
В связи с этим, традиционные методы обучения и воспитания в образовательных учреждениях культуры требуют
переосмысления и модернизации. Необходим комплексный подход к формированию личности будущего педагога-хореографа, направленный на развитие его творческого потенциала, способности к анализу и интерпретации культурных феноменов, компетенций,
необходимых для эффективной коммуникации, а также и его ценностных ориентаций.
В XXI веке происходит утрата многих ценностных идеалов, что приводит не только к кризису идентичности личности, но и потере ею смысла жизни. Особенно остро эта проблема затрагивает современных студентов, которые находятся в процессе своего профессионального и личностного самоопределения, а значит и формирования собственной системы ценностей и ценностных ориентаций.
Важность исследования ценностных ориентаций студентов сегодня обусловлена еще и тем, что именно в студенческий период происходит активное формирование идеалов и внутренней жизненной позиции человека не только по отношению к себе, но и к другим, окружающих их людям.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе таких понятий как: «ценности», «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе, а также изучение и описание путем эмпирического исследования различных типов представлений о своем будущем и жизненных ценностей современного студента на примере студентов
факультета хореографии федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры» (далее по тексту -«КемГИК»).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «ценности» и «ценностные ориентации».
2. Изучить представления о будущем у студентов, обучающихся в «КемГИК».
3. Проанализировать особенности образа будущего и жизненных ценностей у студентов вуза культуры.
Обзор литературы. Ценностные ориентиры играют основополагающую роль в жизни не только каждого человека, но и всего общества, определяя направление
взаимоотношений и поведения всех его членов.
Поэтому рассматривая особенности проявления ценностных ориентаций
современных студентов, прежде всего, кратко раскроем основные понятия заявленной темы. Теоретической основой данного исследования служит теория ценностей и работы таких ученых, как Е.В. Андриенко, Л.В. Баева, А.Н. Журавлева, С. Каган, И.С. Кон, М. Рокич, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов и др.
Если обращаться к первоисточникам, то понятие «ценность» было введено в научный оборот философом Р.Г. Лотце в XIX веке, обозначившим сферу ценностей как отдельную компоненту реальности [10].
В ХХ веке теория ценностей обретает собственное название - аксиология. Она превращается в существенное направление западноевропейской философии, одними из наиболее значимых представителями, которой являлись Н. Гартман, С. Пеппер, Р.Б. Перри, М. Шелер.
Необходимо учитывать, что трактовка жизненных ценностей личности варьируется в работах разных авторов. Однако ценности всегда играли центральную роль в становлении здорового общества, поскольку являются фундаментальной основой для становления как отдельной личности, так и социальных групп и всего общества в конечном итоге.
В настоящее время понятие «ценность» изучают не только философы, но и представители таких наук, как социология, педагогика, психология и культурология. Существует множество теорий,
интерпретирующих понятие ценностей и ценностных ориентаций.
В педагогике, также как и в других науках, разделяют понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Ценности представляются в качестве предельных смыслов и основных целей жизни, в тоже время они подразумевают приемлемые средства их реализации.
Жизненные ценности определяются в качестве элементов структуры личности, которые формируются и закрепляются человеком в процессе обретения им жизненного опыта и процессов социализации и социальной адаптации [2].
Ценности представляют собой то, что человек высоко ценит, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. Они определяют, что для индивида является значимым, а что - нет, формируя ориентиры и цели жизни, а также приемлемые способы для их достижения [2].
Ценности, являясь фундаментальным социальным феноменом, определяют как общественные идеалы, так и индивидуальную жизненную практику, интегрируясь в структуру личности и выступая ключевым источником мотивации ее поведения [1].
Исследователи выделяют ключевые аспекты феномена ценностей. В.К. Ковальчук описывает ценности как исключительно значимые для человека элементы, которые наделяются им глубоким положительным жизненным смыслом [3].
М.В. Мищенко, в свою очередь, подчеркивает регуляторную функцию ценностей в социальном поведении, отмечая их мотивационный характер, который определяет направленность деятельности индивида [5].
Классификация ценностей основывается на их функции в жизни человека: ценности-цели (терминальные) отражают глубокие жизненные перспективы, основные цели, формирующие приоритеты индивида и определяющие смысл его жизни; ценности-средства
(инструментальные) выступают в качестве ориентиров для выбора поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Двойственный характер ценностей проявляется в их социальной обусловленности и индивидуальности. Ценности являются исторически определенными социальными конструкциями, однако они также интегрируют индивидуальный опыт и представления. Индивидуальные ценности, входящие в структуру личности, функционируют как регуляторы поведения и проявляются во всех сферах человеческой деятельности.
Ценностное отношение формируется как субъективное отражение объективной действительности, причем основой этого отношения являются эмоциональные связи человека с окружающими предметами, явлениями и людьми. Субъективное значение ценностей возникает в результате взаимодействия между объективными значениями и личностным отношением к ним.
Жизненные ценности проявляются в различении важного и несущественного в сфере духовных и материальных ценностей. Они
образуют структуру сознания, обеспечивая стабильность поведения и преемственность деятельности, мотивируя действия и поступки.
Ценностные ориентации представляют собой важный компонент сознания личности, влияющий на ее восприятие среды (социальной и природной) и отношение к обществу и себе. Они отражают готовность к действиям, удовлетворяющим потребности, и направляют поведение во всех сферах деятельности.
Ценностные ориентации - это элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации [4].
Ценностные ориентации вносят ясность в жизненный уклад отдельных индивидов или социальных групп; они помогают расставить приоритеты и выбрать путь для достижения цели.
Одним из компонентов жизненных ценностей является жизненная позиция личности, представляющая собой особо ценимые человеком аспекты, придающие исключительный смысл его жизни [3; 5; 9]. Она выступает как регулятор социального поведения, определяя
направленность деятельности человека [5].
Устойчивость ценностных ориентаций имеет динамический характер. Динамика зависит от времени, эпохи, государственного положения. Развитие общества неизбежно приводит к изменениям в ценностных ориентациях. Однако этот процесс должен происходить не посредством
антагонистического вытеснения одних ценностей другими, а посредством их интеграции и аккумуляции позитивных аспектов. Ценности служат связующим звеном между поколениями, сохраняя достижения прошлого и настоящего.
Когда же равнозначные ценности конкурируют в сознании человека, возникает неопределенность в жизненном выборе, и индивиду трудно расставить приоритеты [4]. Поэтому для успешной самореализации и интеграции в общество крайне важна согласованная система ценностных ориентаций, основанная на личном опыте, целях и жизненных ориентирах человека.
По мнению исследователей, именно ценностные ориентации во многом определяют формирование здоровой личности [1]. Несформированность представлений о будущем
является результатом рассогласованности ценностных ориентаций, что не только затрудняет выбор наиболее важных сфер жизнедеятельности [2], но и влияет на качество дальнейшей жизни молодых людей.
А так как юношеский возраст - это период интенсивного становления мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственности, убеждений и идеалов человека, то появление устойчивой системы моральных ценностей в юности свидетельствует о качественном переломе в этом развитии.
Период студенчества помогает молодым людям не только найти себя и понять, кем они действительно хотят быть в будущем, но и внести свой вклад в общественное благополучие, обеспечивая тем самым стабильное развитие нашей страны.
Анализ феномена студенчества в контексте формирования ценностных ориентаций требует обращения к концептуальным основам этого социального явления. Согласно С. В. Молчанову, студенчество представляет собой динамичную социальную группу, целью которой является систематическая подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в различных сферах жизни [6].
Данная концепция подчеркивает важность вузовского периода для становления ценностных ориентаций студентов, обеспечивая благоприятные условия для развития индивидуальной ценностной системы и самоидентификации. Однако, в современных условиях «кризиса ценностей», отсутствия устоявшейся идеологии и размывания традиционных норм [8], формирование ценностных ориентаций студентов осложняется необходимостью самостоятельного выбора моделей поведения и ориентиров в динамичной и нестабильной социальной среде.
Многие исследователи в этой связи не только отмечают значимость получения высшего образования в становлении личности студентов, но и выделяют те ценности, которые должна формировать воспитательная среда образовательной организации высшего образования. Формирование жизненных ценностей в ВУЗе должно быть направлено, прежде всего, на развитие интеллектуальных, профессиональных, нравственных ценностей и ценностей развития.
Формирование интеллектуальных и профессиональных ценностей студентов достигается при помощи направленности воспитательной среды на профессиональный компонент, создания позитивного образа профессионала, обусловленности учебно-профессиональной деятельности личностно-значимыми мотивами.
Мы считаем, что формирование четких ценностных ориентиров является ключевым
фактором в подготовке будущих специалистов любого направления и профиля подготовки, тем более это первостепенно, когда речь идет о будущих педагогах-хореографах. Это не только способствует их успешной адаптации к социальным и экономическим условиям, укреплению духовного здоровья общества в целом, но и обеспечивает качественную профессиональную подготовку.
Таким образом, изучение ценностных ориентаций студенческого сообщества является важным фактором для понимания перспектив развития и обеспечения стабильности современной России, так как именно молодые люди будут определять будущее нашей страны.
Материал и методы. На основании теоретического анализа научной литературы по теме исследования было реализовано эмпирическое исследование, целью которого стало изучение и описание различных типов представлений студентов «КемГИК» о своем будущем и жизненных ценностях помогающих в реализации выявленных типов представлений.
Материалами исследования выступили:
- теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, синтез;
- эмпирические: для изучения и описания различных типов представлений студентов о своем будущем, а также жизненных ценностях помогающих в реализации выявленных типов представлений на примере студентов «КемГИК» модифицированная методика «Кто Я? 20 предложений» (авторы М. Кун и Т. Мак-Портленд); методы опроса: анкетирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось в период с 2022/2023 по 2023/2024 учебные годы на базе ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» с участием студентов, обучающихся на факультете хореографии по трем направлениям подготовки, а именно: 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Балетмейстер, преподаватель хореографических дисциплин» очной формы
обучения, 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководитель
хореографического любительского коллектива, преподаватель» очной и заочной форм обучения, 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профили «Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор», «Артист-танцовщик ансамбля современной хореографии, педагог-репетитор» очной формы обучения.
Данное исследование проводилось анонимно. Всего было опрошено 78 студентов «КемГИК» указанных направлений, профилей подготовки и форм обучения.
Для изучения и описания различных типов представлений о будущем и жизненных ценностях у студентов была модифицирована методика «Кто Я? 20 предложений» (Кун и Мак-Портленд). В качестве диагностического инструментария, методика позволила получить детальное описание студенческих
представлений о себе в настоящем, через пять и десять лет. Анализ полученных данных проводился с использованием пяти шкал: социальные роли, внешние качества, личностные качества, интеллектуальные качества и увлечения.
Такой подход позволил систематизировать информацию о представлениях самих студентов о своем будущем и идентифицировать ключевые ценности, которые мотивируют их в реализации своих жизненных планов.
В рамках данной статьи представляем ответы студентов на предлагаемые им предложения. Анализ полученных результатов показал следующее.
На вопрос: «В чем для Вас состоит понятие «смысл жизни?» были получены следующие результаты (рис. 1). Из общего количества опрошенных студентов 42,30 % респондентов определяют смысл жизни как то, ради чего стоит жить, 29,5 % - «стремление к своей цели», 28,20 % - направленность на достижение и реализацию целей (рис. 1).
Тс. ради чего стсит жить ■ Стремление к цели ■ Направленность на ростпжения
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем для Вас состоит понятие «смысл жизни»?
На вопрос: «Что, Вы вкладываете в понятие результаты (рис. 2). Так, 28,20 % участников смысл жизни?» были получены следующие исследования ответили - «смысл жизни - это
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №2(62). - С. 165-173 ----. + .----
построение карьеры и достижение своих создание своей семьи и 17,96 % - забота о своих карьерных амбиций», 26,92 % студентов ответили, близких (рис. 2). что это достижение личных целей, 26,92 % -
Чю: Вы вкладываете в понятие смысл жнзнн?
ПострсеЕие карьеры и дссгижение карьерных ан5кцин Др^гии:ение личных целей
Созданнв ^вэгй ;гиьи ■ ЗаЁота и сбоек блазьих ы дорогих людях
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, Вы вкладываете в понятие смысл жизни»?
На вопрос: «Какие факторы влияют на становление смысла Вашей жизни?» были получены следующие результаты (рис. 3). Из общего количества опрошенных студентов, 48,71 % респондентов ответили -«существенным фактором, влияющим на становление смысла жизни, является пример
родных», 43,6 % ответили - «в становлении смысла жизни решающую роль играет собственный опыт», и всего 7,69 % участников исследования ответили - «на определение смысла жизни оказывает влияние общение со сверстниками» (рис. 3).
каене факторы влияют на становление смысла Вашей жизнн°
43,6*4
I, 48,71%
и
Пример родных Собственный с-пыт Общение со се ерстннкамн
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы влияют на становление смысла Вашей жизни»?
На вопрос: «Каковы Ваши жизненные планы на ближайшие 5 лет?» были получены следующие результаты (рис. 4). Из общего количества опрошенных студентов 21,8 % респондентов ответили, что в их жизненные планы на предстоящие пять лет входит необходимость вступления в брак - желание жениться или выйти замуж, 17,96 % участников исследования ответили, что в их планы на ближайшие пять лет входит занятие активным отдыхом, 16,66 % студентов ответили, что ближайшие планы в предстоящие пять включают в себя достижение всех поставленных ими целей, 16,66 % участников ответили, что в
их планы на ближайшие пять лет входит приобретение собственного жилья, 14,10 % студентов ответили, что в их планы на ближайшие пять лет входит планирование семьи и рождение детей, 12,82 % студентов ответили, что в их планы на ближайшие пять лет входит работа по специальности. Если суммировать близкие по смысловому значению варианты ответов студентов - «необходимость вступления в брак» и «планирование семьи и рождение детей», то получается, что значительно большинство, а именно 35,89 % студентов выбрали приоритетом для себя построение семейной жизни (рис. 4).
2024, no 2(62), pp. 165-173 ---- ♦ ---
Каковы Ваши жизненные планы на олижайшие 5 лет"
Необходимость вступления ь бра!; - желание жениться или еьшти замуж
Занятие активным стдькоы
Достижение веек поставленных целей
Приобретение собственного жилья
Планирование семьи н рождение детей
Расота по специальности
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы Ваши жизненные планы на ближайшие 5 лет?»
На вопрос: «Каковы Ваши жизненные планы на ближайшие 10 лет?» были получены следующие результаты (рис. 5). Так, занятие любимым делом планируют 28,20 % респондентов, рождение детей входит в планы
26,9 % студентов, при этом обязательное вступление в брак планируют 25,7 % студентов, карьерный рост является целью для 19,2 % участников исследования (рис. 5).
Каковы Ваши жизненные планы на слижайшне 10 пет1
Занятие 71гаот,:ым делом Рождгкиг нетгн I Вступление б орак 1 _<арьерный рост
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы Ваши жизненные планы на ближайшие 10 лет»?
На вопрос: «Что может, на Ваш взгляд, помешать реализации Ваших жизненных целей?» были получены следующие результаты (рис. 6). Так среди общего количества опрошенных студентов 33,3 % студентов, принявших участие в исследовании, указывают какие-либо непредвиденные обстоятельства;
24,35% - определенные личностные качества; 24,35 % студентов считают, что реализации их жизненных целей может помешать плохое здоровье; 18 % респондентов считают, что стать угрозой в реализации их жизненных целей может внешнее влияние других людей (рис. 6).
IНепрндЕИденные обстоятельства Личностные качества ■Плохое здоровье Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что может, на Ваш взгляд, помешать реализации Ваших жизненных целей»?
На вопрос: «Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют осуществлению Ваших жизненных целей?», были получены следующие результаты (рис. 7). Среди общего количества опрошенных 37,17 % участников исследования ответили - «близкие люди», 26,92 % участников
исследования ответили -
«целеустремленность», 20,51 % участников исследования ответили - «личное упорство» и 15,4 % участников исследования ответили -«полученное образование» (рис. 7).
Близкие люди I Целеустремленность ■ Личное упорство Полученное образование Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют осуществлению Ваших жизненных целей?»?
На вопрос о том, от чего зависит достижение десятилетних планов, студенты дали такие ответы (рис. 8): 39,74 % считают, что реализация их планов зависит только от них
самих, 30,76 % в качестве фактора реализации выделяют наличие определенных личностных качеств, 29,5 % участников исследования полагаются на влияние обстоятельств (рис. 8).
Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «От каких факторов зависит реализация Ваших планов на ближайшие 10 лет»?
На вопрос: «В чем состоит стратегия по достижению жизненных целей?» были получены следующие результаты (рис. 9). Так для 55,12 % студентов, стратегия по достижению жизненных целей состоит в усердном обучении, для 29,5 % участников исследования стратегия по достижению
жизненных целей состоит в целенаправленном планировании своего будущего, для 15,4 % участников исследования стратегия по достижению жизненных целей состоит в повседневной работе по достижению своих целей (рис. 9).
Усердное эоучение
Целенаправленное планирование своего будущего ■ Повседневная работа пс достижению своих целей Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем состоит стратегия по достижению жизненных целей»?
Анализ полученных данных показал, что студенты в своих самоописаниях демонстрируют примечательную динамику ценностных приоритетов на разных временных горизонтах.
В настоящем времени студенты акцентируют внимание на своей внешности, используя такие характеристики как «красивый», «привлекательный», «молодой», «симпатичный», «опрятный», «аккуратный». В качестве социальных ролей в настоящем времени выделяются «студент», «сын/дочь», «друг», «молодой человек/юноша/девушка», «брат/сестра», «человек», «товарищ».
На пятилетнем горизонте внимание студентов смещается на профессиональную сферу, отражая стремление к строительству собственной карьеры. В качестве социальных ролей на этом этапе указываются «работник», «гражданин», «муж/жена», «сын/дочь», «отец/мама».
На горизонте десяти лет в самоописаниях появляется более зрелый образ «начальника», «специалиста», «ответственной/зрелой
личности».
Примечательно, что внешние
характеристики (красота, привлекательность, молодость) упоминаются реже при описании будущего. Это свидетельствует о сдвиге в системе ценностей студентов от внешнего образа к более глубинным личностным качествам и профессиональным достижениям. Несмотря на динамику в отношении к внешним характеристикам, личностные качества, описывающие студентов в настоящем и будущем, остаются практически неизменными.
Среди наиболее часто упоминаемых качеств выделяются «целеустремленность»,
«активность», «ответственность»,
«рациональность», «терпимость» и
«отзывчивость».
Заключение. Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа научной литературы и результатов эмпирического исследования студентов ФГБОУ ВО «КемГИК» были сделаны следующие выводы:
1. Результаты исследования свидетельствуют о сформировавшейся у большинства студентов системы жизненных ценностей, характеризующейся ясностью и определенностью. Значительная часть респондентов демонстрирует наличие четко сформулированных целей, к реализации которых они стремятся. В своих представлениях о будущем, студенты концентрируются на двух ключевых аспектах: создании семьи и профессиональной самореализации.
2. Независимо от направления, профиля подготовки и формы обучения, студенты проявляют схожие тенденции в выборе для себя основных ценностей, демонстрируя их значимость для собственной жизни. Так на первом месте у молодых людей стоят такие ценности, как «счастливая семейная жизнь», за ним следуют «любовь» и «здоровье». Это, безусловно, указывает на приоритетное значение благополучия в семейных отношениях для современного студенчества.
3. Описание личностных характеристик практически не меняется в автопортретах настоящего и будущего, при этом чаще других встречаются такие качества, как
целеустремленность, активность,
ответственность, рациональность, терпимость, отзывчивость.
Проведенное исследование показало, что в дальнейшем необходимо продолжить изучение особенностей ценностных ориентаций студентов с более широким спектром применяемых методик для дальнейшего понимания процессов их социализации и
профессионального самоопределения, а также дальнейшей успешной профессиональной реализации с возможностью целенаправленно влиять на формирование ценностных ориентаций у будущих специалистов вуза культуры.
Данное исследование не претендует на полноту и требует дальнейших научных изысканий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беремко, О. Кого мы называем «Люди - XXI» / О. Беремко. - Текст : непосредственный // Социальная реальность. - 2008. - № 3. - С. 42-65.
2. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н.А. Журавлева. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 35-44.
3. Ковальчук, В.К. Жизненный мир российских студентов: ценности и целевые установки / В.К. Ковальчук. -Текст : непосредственный // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия : сб. материалов XI Междунар. науч. конф. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Социолог. фак. - Москва, 2017. - С. 908-910.
4. Маслодудова, Н.В. Ценностные ориентации современной молодежи российских регионов / Н.В. Маслодудова, В.Е. Шинкевич. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 5. - С. 213-220.
5. Мищенко, М.В. Жизненные ценности студентов с разным уровнем субъективного экономического благополучия / М.В. Мищенко, И.В. Шаповаленко. - Текст : непосредственный // Горизонты зрелости : сб. тез. участников Пятой Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития / ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. - Москва, 2015. - С. 84-87.
6. Молчанов, С.В. Особенности ценностных предпочтений у подростков с разным уровнем сформированности личной профессиональной перспективы / С.В. Молчанов. - Текст : непосредственный // МГУКИ. - 2019. - № 4. - С. 6070.
7. Радевская, Н.С. Жизненные ценности как фактор социализации студентов в современном вузе / Н.С. Радевская. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2019. - № 1. - С. 68-71.
8. Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению : метод. пособие / В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина. - Самара : Изд-во СамИКП, СНЦ РАН, 2002. - 56 с. - Текст : непосредственный.
9. Черкасова, А.А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США: социологический анализ / А.А. Черкасова. - Текст : непосредственный // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 1. - С. 3.
10. Янко, Е.В. Особенности смысложизненных ориентаций и иерархии ценностей у студентов вузов различных ценностных типов / Е.В. Янко. - Текст : непосредственный // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2014. - № 6. - С. 82- 97.
REFERENCES
1. Beremko O. Kogo my nazyvaem «Lyudi - XXI» [Who do we call "People - XXI"]. Sotsial'naya real'nost' [Social reality], 2008, no. 3, pp. 42-65.
2. Zhuravleva N.A. Dinamika tsennostnykh orientatsiy molodezh v ysloviyakh sotsial'no-ekonomicheskikh izmenemiy [Dynamics of youth value orientations in the context of socio-economic changes]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2006, no.1, pp. 35-44.
3. Koval'chuk V.K. Zhiznennyy mir rossiyskikh studentov: tsennosti i tselevye ustanovki [The life world of Russian students: values and targets]. Universitet v global'nom mire: novyy status i missiya: sb. naterialov XI Mezhunar. nauch. konf. [A university in a global world: new status and mission]. Moscow, 2017, no. 3, pp. 908-910.
4. Maslodudova N.V., Shinkevich V.E. Tsennostnye orientatsii sovremennoy molodezh rossiyskikh regionov [Value orientations of modern youth in Russian regions]. Sotsial'no-gunanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 2019, no. 5, pp. 213-220.
5. Mishchenko M.V., Shapovalenko I.V. Zhiznennye tsennosti studentov s raznym urovnem sub''ektivnogo ekonomicheskogo blagopoluchiya [Life values of students with different levels of subjective economic well-being]. Obukhova L.F. (eds.) Gorizonty grelosti: sb. tez. uchastnikov Pyatoy vseros. nauch.-prakt. konf. po psikhologii razvitiya [Horizons of maturity]. Moscow, 2005, pp. 84-87.
6. Molchanov S.V. Osobennosti tsennostnykh predpochteniy u podrostkov s raznym urovnem sformirovannosti lichnoy professional'noy perspektivy [Features of value preferences in adolescents with different levels of personal professional perspective formation]. MGUKI[MGUKI], 2019, no. 4, pp. 60-70.
7. Radevskaya N.S. Zhiznennyy tsennosti kak factor sotsalizatsii studentov v sovremennom vuze [Life values as a factor of socialization of students in a modern university]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2019, no. 1, pp. 68-71.
8. Sopov V.F. Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey. Rukovodstvo po primeneniyu: metod. posobie [Morphological test of life values: Application Guide]. Samara: Izd-vo SamlKP, SNC RAS, 2002. 56 p.
2024, no 2(62), pp. 165-173 ---- ♦ ----
9. Sherkasova A.A. Zhiznennyy tsennosti v predstavleniyakh studencheskoy molodezhi Rossii i SSha: sotsiologicheskiy analiz [Life values in the views of students in Russia and the USA: a sociological analysis]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientificproblems of humanitarian research], 2011, no. 1, pp. 3.
10. Yanko E.V. Osobennosti smyslozhiznennykh orientatsiy i ierarkhii tsennostey u studentov vuzov razlichnykh tsennostnykh tipov [Features of life-meaning orientations and hierarchy of values among university students of various value types]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2014, no. 6, pp. 82-97.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.М. Шевцова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и физической культуры, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
M.M. Shevtsova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Physical Education, Kemerovo State University of Culture, Kemerovo, Russia, e-mail: [email protected].