На основании охарактеризованных нами критериев и показателей определены уровни сформированности бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа России, такие как высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
Таким образом, нами разработана системно-деятельностная модель формирования у будущих учителей предмета «Технология» бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям народов России, которую
Библиографический список
можно рассматривать не только как образ, но и как описание механизма реализации деятельности студентов (учебно-познавательной, проектной, исследовательской, грантовой, профессиональной), осуществляемой в специально созданной образовательной среде.
В качестве дальнейшего направления исследований может стать получение эмпирических знаний, позволяющих понять причинно-следственную связь между внешними и внутренними условиями деятельности студентов педвуза.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. Available at: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm
2. Об образовании в РФ. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012. Available at: https://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2
3. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Профессиональный стандарт. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
4. ФГОС ВО - бакалавриат, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf
5. Лодде О.А., Ситникова С.Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354
6. Кругликова ГА. Роль педагога в деле сохранения историко-культурного наследия. Сборник материалов научно-практической конференции. Екатеринбург: УГПУ, 2012; Ч. 3: 33-39.
7. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9.11.22. № 809. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
8. Рыбак К.Е. Музей в нормативной системе: историко-культурологический анализ. Автореферат диссертации ... доктора культурологии. Москва, 2006. Available at: https://www.dissercat.com/content/muzei-v-normativnoi-sisteme-istoriko-kulturologicheskii-analiz
9. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. Available at: https://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31.05.2021 № 287. Available at: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm
2. Ob obrazovanii v RF. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29.12.2012. Available at: https://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2
3. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'j. Professional'nyj standart. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
4. FGOS VO - bakalavriat, napravleniya podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf
5. Lodde O.A., Sitnikova S.Yu. Teoreticheskij analiz definicii «obrazovatel'naya sreda vuza» kak sistemnogo predstavleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354
6. Kruglikova G.A. Rol' pedagoga v dele sohraneniya istoriko-kul'turnogo naslediya. Sbornikmaterialovnauchno-prakticheskojkonferencii. Ekaterinburg: UGPU, 2012; Ch. 3: 33-39.
7. Osnovy gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 9.11.22. № 809. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202211090019
8. Rybak K.E. Muzej vnormativnojsisteme: istoriko-kul'turologicheskjanaliz. Avtoreferat dissertacii ... doktora kul'turologii. Moskva, 2006. Available at: https://www.dissercat.com/ content/muzei-v-normativnoi-sisteme-istoriko-kulturologicheskii-analiz
9. Lihachev D.S. Deklaraciya prav kul'tury. Available at: https://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/
Статья поступила в редакцию 18.07.23
УДК 378.01
Artemenko N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Belogurov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
ON THE SYSTEM OF FORMATION OF VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE STUDY OF HUMANITARIAN DISCIPLINES. The article presents a description of the system of formation of value statements of students of the State Medical University named after Admiral F.F. Ushakov when studying disciplines of the humanitarian cycle. The authors clarify the concepts of "values," "value installations," reveal the structure of value sets. It is noted that the formation of value orientations among university students in the study of humanitarian disciplines is determined by a combination of the concepts of "value orientations" and "means of humanitarian disciplines." This combination characterizes the process of formation of value orientation among future specialists as one of the directions of moral and aesthetic education of students in modern conditions. The goal of the process of formation of student value orientations organized at the university is personal development, which manifests itself in the development of stable worldview attitudes that are socially significant among future specialists. This process is part of a comprehensive personality formation system, which includes the activities of the leadership and faculty of the university to intensify self-education, self-education and cognitive activities of students in general.
Key words: values, value systems, humanitarian disciplines, developing training, problem training, complex system of formation of personality, personal development
Н.А. Артеменко, канд. пед. наук, доц., преп., Транспортный колледж государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
С.В. Белогуров, канд. пед. наук, преп., Транспортный колледж государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье представлено описание системы формирования ценностных установок студентов ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Авторами уточнены понятия «ценности», «ценностные установки», обозначена структура ценностных установок. Отмечается, что формирование ценностных ориентаций у студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин определяется сочетанием понятий «ценностные ориентации» и «средства гуманитарных дисциплин». Это сочетание характеризует процесс формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов как одного из направлений нравственно-эстетического воспитания студентов в современных условиях. Цель организованного в вузе процесса формирования ценностных ориентаций студентов - развитие личности, проявляющееся в воспитании у будущих специалистов устойчивых мировоззренческих установок, значи-
мых в социальном плане. Этот процесс является частью комплексной системы формирования личности, которая включает в себя деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава вуза по активизации самообразования, самовоспитания и познавательной деятельности студентов в целом.
Ключевые слова: ценности, ценностные установки, гуманитарные дисциплины, развивающее обучение, проблемное обучение, комплексная система формирования личности, личностное развитие
Изменения, происходящие в современном обществе, привели к сдвигам социально-ценностных мотивов поведения россиян. Сегодня руководство страны задумалось о том, что необходимо возродить систему воспитания молодежи наподобие той, что существовала в России до 1991 года.
Процесс обучения в профессиональной школе предполагает не только становление студента как личности, но и возможность выбора им предлагаемых обществом альтернатив. А когда в обществе происходят социальные потрясения и перемены, этот выбор осложняется, потому что общество не всегда готово помочь молодым людям осмыслить изменения, которые совершаются в период кризисов. А значит, молодежи надо предложить систему новых ценностей.
Духовные и материальные ценности составляют духовно-нравственный потенциал культуры. Именно ценности играют важную роль в развитии личности человека.
Современная российская молодежь живет в период, когда происходят изменения в большинстве сфер жизнедеятельности общества, в том числе в общественном сознании. Поэтому важно понимать, каковы ценностные ориентации нынешних молодых людей. Это позволит спрогнозировать процесс развития будущего общества.
Цель исследования: охарактеризовать процесс формирования ценностных ориентаций студентов вузов при освоении дисциплин гуманитарного цикла. Для этого необходимо решить следующие задачи: конкретизировать понятие «ценность», раскрыть современное состояние процесса формирования ценностных установок будущих специалистов при освоении гуманитарных дисциплин, представить основные пути повышения эффективности процесса формирования ценностных ориентаций студентов вузов при освоении дисциплин гуманитарного цикла.
Научная новизна: уточнено понятие «ценность», представлен комплекс условий, позволяющих эффективно формировать ценностные установки студентов при освоении дисциплин гуманитарного цикла.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование вносит вклад в систематизацию подходов к проблеме формирования ценностных установок будущих специалистов.
Молодое поколение является ценностью любого общества, так как несет в себе потенциал дальнейшего развития человечества. От того, каким будет обучение и воспитание современной молодежи, зависит развитие России. Значит, вуз должен осуществлять комплексный подход к обучению и воспитанию, сочетая высокий уровень образования и воспитательную деятельность по формированию ценностей студентов.
Мы можем выделить следующие группы определений категории «ценность»:
- определения, связанные с пониманием ценностей как способностей объектов удовлетворять потребности субъекта (Г.Е. Глазерман, В.П. Тугаринов). Объект становится ценностью, потому что обладает ценными для субъекта свойствами, которые проявляются при установлении между ними ценностных отношений;
- определения, связанные с пониманием ценностей как значимых для жизнедеятельности и потребностей социальных субъектов вещей, явлений или процессов (С.Ф. Анисимов, А.М. Баландин). В данном случае значимость вещи или явления связана большей частью с прогрессивностью развития общества. Сюда же можно отнести определения, связанные с пониманием ценностей как положительной/отрицательной зависимости предмета или явления для жизнедеятельности личности (О.Г Дробницкий, М.С. Каган);
- определения, связанные с пониманием ценностей как осознанного отношения субъекта к объектам удовлетворения потребностей (Л.М. Архангельский);
- определения, связанные с пониманием ценностей как идеалов (О.М. Бакурадзе, В.Н. Сагатовский). Ценности - это представления о предполагаемых благах и наиболее приемлемых способах их получения.
Проблема формирования личностных ценностей находится на стыке разных наук: философии, социологии, педагогики, психологии.
Например, некоторые аспекты проблемы ценностных ориентаций в контексте общефилософских проблем рассмотрены в трудах В.В. Сусленко, А.С. Комарова, Л.П. Фоминой. Процессы становления ценностных ориентаций человека рассматриваются в работах В.Д. Ермоленко, М.Ю. Кузьминова. Проблеме связи ценностных ориентаций и психологических проблем развития личности посвящены труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе. Социологический аспект понятия «ценность» раскрыт в работах ГП. Выжлецова, Н.И. Лапина. В педагогике проблема ценностей рассматривается в контексте аксиологического подхода в трудах Е.Н. Бондаревской, С.Г Вершловского, В.В. Давыдова, С.Н. Иконникова, А.В. Кирьяковой, В.О. Суворовой.
Мы полагаем, что гуманистическая педагогика ориентируется в первую очередь на аксиологические характеристики, поскольку признает главной ценностью личность и ее развитие. Ценности - это все то, что значимо для личности: духовные и материальные явления и процессы, которые человек положительно оценивает, выбирает, использует для своего личностного развития. Для обще-
ства имеет большое значение внедрение этих ценностей в процесс обучения молодого поколения. От того, насколько успешно решен этот вопрос, зависит то, насколько осознанным будет выбор индивидуумом ценностей, а также формирование системы ценностных ориентаций.
Что такое ценностные ориентации, и какова их структура? Ценностные ориентации - это стремление человека к различным формам социальной значимости. Ценностные ориентации проявляются в целях и идеалах личности, которые являются одновременно индивидуальными и социальными.
По предметному содержанию выделяют мировоззренческие, нравственные, эстетические, политические ценностные ориентации.
К мировоззренческим ценностным ориентациям можно отнести общечеловеческие ценности, отношение к религиозным ценностям, ценности жизни - то, что определяет направленность духовной и познавательной деятельности личности.
Нравственные ценностные ориентации относятся к области морального сознания - идеалы и принципы личности, моральные и этические нормы, понимание понятий добра и зла.
К эстетическим ценностным ориентациям чаще всего принято относить ориентации личности на художественно-эстетические ценности.
Политические ценностные ориентации включают в себя отношение индивида к государству, нациям, партиям, общественным системам, типам власти.
Структура ценностных ориентаций включает три подсистемы: когнитивную (все, что касается миропонимания человека), эмотивную (эмоционально-ценностное отношение человека к миру), поведенческую (предрасположенность к определенному типу социального поведения) [1].
Обретение личностью ценностных ориентаций предполагает осознание ею значимости предмета или явления, установление его ценности. Происходит оценка полезности этого предмета или явления, понимание того, возможно ли с их помощью удовлетворить свои потребности. Потребность, таким образом, стимулирует деятельность, но сама деятельность становится предметом потребности.
В данном исследовании мы рассмотрим вопрос формирования ценностных ориентаций студентов посредством изучения характера отношения будущих специалистов к составляющим их личностного развития. Среди студентов юридических и экономических специальностей, обучающихся в ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, был проведен опрос с целью выявления их ценностных ориентаций. В опросе участвовали 169 человек. По его итогам можно выделить три группы ценностных ориентаций: общечеловеческие (нравственность, духовность, высокий уровень культуры), профессиональные (профессионализм, компетентность, дисциплина), социальные (семейные ценности, социальный статус, гражданственность, политическая культура, патриотизм).
Если учесть, что становление студентов происходит в основном в вузе, то основная цель высшей школы - превращение общечеловеческих ценностей в систему профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Освоение гуманитарных дисциплин сегодня имеет особое значение. Когда общество испытывает серьезные потрясения, проблема формирования ценностных ориентаций у молодежи приобретает особое значение, выступая не только фактором обеспечения высокопрофессиональной подготовки, но и показателем духовного подъема в обществе.
Новые условия жизни общества требуют постоянного изучения ценностных ориентаций будущих специалистов, понимания их направленности для того, чтобы воздействовать на возможные изменения этих ориентаций при освоении дисциплин гуманитарного цикла на первых курсах обучения, а затем и при изучении профессиональных дисциплин.
В процессе обучения в вузе у студентов формируется система ценностных ориентаций, которая включает в себя профессиональные, духовно-нравственные и социально-политические тенденции. Доминировать будут профессиональные ориентации, поскольку именно профессиональная деятельность позволяет наиболее полно проявить способности и реализовать потребности человека.
Понимание особенностей процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся предполагает, что по мере развития психических процессов формируется направленность личности, которая включает в себя идеалы, духовные потребности, убеждения, поведение, познавательную деятельность. Обучение и воспитание студентов на уровне знаний и представлений происходит именно в рамках познавательной деятельности. Все полученные знания и представления со временем приобретают личностную окраску и таким образом определяют ценностные ориентации будущих специалистов.
Освоение студентами дисциплин гуманитарного цикла предполагает усвоение духовно-нравственных знаний и этико-эстетических норм, усвоение национальных исторических ценностей, овладение нравственными ценностями, формирование культуры поведения и социально значимых личностных качеств. Кроме того, изучение гуманитарных дисциплин способствует пониманию будущими специалистами своего гражданского долга.
Все перечисленные знания, умения, представления между собой тесно связаны и позволяют формировать у студентов ценностные ориентации.
Итак, мы понимаем ценностные ориентации как социальные установки, выраженные в виде чувств и мотивов, которые направляют человека на определенный тип поведения в каждой конкретной ситуации. Это означает, что процесс формирования ценностных ориентаций студентов должен представлять собой развитие стремления к определенной активности, которая будет предшествовать развертыванию реальных действий.
Структура социальной установки на ценности включает в себя интерес к нравственной проблематике, к выбранной профессии, историческому наследию страны - все это усваивается на психогенном уровне при взаимодействии с оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми для человека эмоциями. Далее интересы переходят на социогенный уровень, и это уже система определенных ценностей и норм.
Опыт практической деятельности позволяет нам утверждать, что наиболее эффективными подходами к формированию ценностных ориентаций студентов являются проблемное и развивающее обучение.
В основе проблемного обучения всегда лежит некая проблемная ситуация, разрешение которой требует активной мыслительной деятельности обучающихся [2]. Это, в свою очередь, не только способствует развитию творческих способностей и продуктивному усвоению знаний, но и помогает студенту ориентироваться в социокультурном пространстве. Проблемный метод обучения при освоении гуманитарных дисциплин требует от студентов постановки и решения проблемы, связанной с нравственным или профессиональным выбором, что позволяет постепенно осмысливать и усваивать представления о ценностях, то есть происходит формирование ценностно-ориентированной личности.
Развивающее обучение при формировании ценностных ориентаций личности требует учета зависимости между процессом получения знаний и ходом общего развития личности [3].
Как правило, система развивающего обучения предполагает высокий уровень трудности, быстрый темп прохождения материала, увеличение удельного веса теоретического материала. Это помогает развивать личность через усвоение максимального объема знаний и воспитание потребности к саморазвитию и творчеству.
Сказанное позволяет утверждать, что, формируя ценностные ориентации личности при освоении дисциплин гуманитарного цикла, необходимо найти индивидуальный подход к каждому студенту. Также будет важен положительный эмоциональный настрой, личное мнение студентов, опора на имеющийся жизненный опыт.
Л.И. Божович полагает, что формирование личности происходит в условиях творческой активности субъекта [4, с. 180]. Если создать творческие условия в ходе освоения дисциплин гуманитарного цикла, это позволит стимулировать усвоение новых знаний, способствуя формированию ценностных ориентаций обучающихся.
Итак, основной целью процесса формирования ценностных ориентаций студентов при освоении дисциплин гуманитарного цикла является личностное развитие будущего специалиста, которое проявляется в воспитании у студентов устойчивых социально значимых мировоззренческих установок. Большую роль в этом процессе играет социальная среда - условия образовательного и воспитательного процесса в вузе и за его пределами. Кроме того, принципиально важно действовать с позиции гуманистического подхода, поскольку он позволяет сочетать в процессе обучения и воспитания традиции народов России с ценностями мировой культуры [5].
При организации работы по формированию ценностных ориентаций необходимо помнить, что этому процессу могут быть присущи противоречия между уровнями сформированности ценностных установок.
В ходе данного исследования был проведен опрос среди студентов 1-2 курсов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Юриспруденция» (количество опрошенных - 121 человек). Студентам было предложено обозначить, какие ценности обусловили выбор ими профессии: интерес к профессии - 40%, желание помогать людям - 25%, честность и порядочность - 45%, долг, профессиональная честь - 33%, возможность обучения на бюджетной основе - 65%, материальное обеспечения себя и своей семьи - 62%, возможность интеллектуального роста - 54%.
Выбор профессии в основном обусловливался романтическим восприятием профессиональной деятельности - многие видят себя успешными менеджерами, адвокатами, бизнесменами, а все трудности и повседневная сторона профессии остаются незамеченными.
Однако по мере взросления представления студентов о будущей профессии изменяются - чем старше будущие специалисты, тем яснее они представляют особенности и трудности своей профессии. Поэтому формирование правильного понимания профессиональной деятельности необходимо начинать уже с первого курса, это будет способствовать, в том числе, и развитию сознательного отношения к процессу обучения.
Заявленная выше цель процесса формирования ценностных ориентаций студентов требует решения ряда задач. Представляется обязательным знакомство будущих специалистов с традициями и культурными ценностями посредством изучения истории, политологии, философии, социологии, психологии и
других дисциплин гуманитарного цикла. Важно также формирование эстетического вкуса, усвоение норм этики, привлечение к коллективной творческой деятельности.
При формировании ценностных ориентаций важно актуализировать ценностное содержание программ и планов, использовать инновационные методы обучения, но также необходимо внедрять эффективные средства обучения и воспитания (это могут быть конкретные мероприятия, виды деятельности, какие-либо предметы). Воспитательные средства гуманитарных дисциплин являются одним из факторов, воздействующих на формирование ценностных ориентаций. И если ценностное содержание дисциплин воспринимается целенаправленно, то это воздействие является воспитательным. Таким образом, воспитательные средства уже являются важными педагогическими ресурсами.
Опыт работы в рамках заявленной проблематики позволяет нам предложить механизм формирования ценностных ориентаций в ходе освоения дисциплин гуманитарного цикла.
Первый этап (первый и второй курс обучения) - период, когда происходит осознание ценностей в целом и ценности образования в частности. Конечно, формирование ценностных ориентаций осуществляется в течение всей человеческой жизни, но в период юности это происходит наиболее интенсивно. Сменяется социальное окружение - возможна переоценка ценностей, могут появиться сомнения в идеалах. Собственный жизненный опыт играет при этом огромную роль, выступая фундаментом в выстраивании иерархии ценностей.
На первом этапе ценностные представления носят эмпирический характер. Опираясь на имеющиеся жизненные представления, молодые люди не всегда могут рационально объяснить, почему те или иные ценности ими приняты. Кроме того, в этом возрасте (17-20 лет) студенты обычно непоследовательны в оценке многих аспектов собственной жизни, и это является одной из характеристик их ценностных ориентаций. Поэтому при столкновении с непростой жизненной ситуацией молодой человек, который имеет неустоявшиеся ценностные ориентации, не всегда может выбрать правильную форму поведения, какие-то требования могут показаться ему несущественными.
Эмпирические ценностные ориентации - процесс, который протекает чаще всего стихийно. По своей сути это процесс сравнения и обобщения эмпирических ценностей с уже имеющимися первоначальными. Это приведет либо к положительному взгляду на ценности, либо к пренебрежительному отношению к ним. Именно на первом и втором курсах студенты изучают базовые гуманитарные дисциплины (историю, философию, русский язык, культурологию, риторику и др.), при освоении которых студенты получают уже теоретические знания о ценностях и идеалах.
На втором этапе обучения (третий курс) формирование ценностных ориен-таций - это уже целенаправленный процесс, связанный с освоением дисциплин общеобразовательного цикла (социологией, политологией, профессиональной этикой и др.). При изучении этих дисциплин содержание ценностных ориентаций раскрывается через профессиональные идеалы, формируется ценностное отношение к профессиональным и социальным явлениям.
Кроме этого, формирование ценностей происходит через воспитательные мероприятия. Эмпирический опыт приобретает более целостный характер через получение знаний в готовом и обобщенном виде.
Третий этап (четвертый и пятый курсы) предполагает освоение специальных профессиональных дисциплин, прохождение преддипломной и производственной практик. Результатом является внутренняя рефлексия собственных ценностных представлений и умение оценивать поведение на основе осознанных ценностных установок. Это период, когда формируются профессиональные интересы, потребности, проявляется и закрепляется ценностное поведение.
Огромное значение при этом имеет целенаправленная обучающая и воспитательная деятельность преподавательского состава вуза, который с помощью разнообразных педагогических средств осуществляет влияние на будущих специалистов и на их ценностные ориентации. Процесс развития ценностей необходимо контролировать для того, чтобы понимать, что формируемые ценностные ориентации адекватны. Возможными формами контроля могут быть индивидуальные беседы по ценностной проблематике, периодические опросы на выявление направленности ценностных ориентаций, обобщение информации о ценностных ориентациях будущих специалистов по всем этапам формирования.
Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций у студентов при освоении дисциплин гуманитарного цикла предполагает не только реализацию ценностного содержания данных дисциплин, создающих ценностные знания и установки, но и создание среды, которая будет способствовать усвоению и развитию этих знаний и установок.
ФГОС ВО требует от вузов формирования социокультурной среды и создания условий, которые необходимы для всестороннего развития личности. В результате вуз готовит специалиста, умеющего ориентироваться на результат и принимать самостоятельные решения, готового нести ответственность за качество своего труда, способного получить удовлетворение от своей работы в условиях конкурентной среды. Это честный, доброжелательный, работоспособный, инициативный человек, обладающий творческими навыками и навыками самодисциплины.
При организации процесса формирования ценностных установок студентов при освоении дисциплин гуманитарного цикла в ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова
исходят из того, что он является частью комплексной системы формирования личности будущего специалиста и включает в себя два уровня реализации: деятельности руководства вуза и профессорско-преподавательского состава по формированию ценностных установок студентов, что позволяет на втором уровне активизировать самообразование и самовоспитание будущих специалистов.
Процесс формирования ценностных ориентаций студентов осуществляется в ходе разнообразных мероприятий, проводимых на уровне вуза, на уровне кафедр, а также включает в себя различные направления самостоятельной работы.
Так, на уровне университета проводятся учебно-методические сборы «О путях повышения эффективности формирования ценностных установок будущих специалистов при освоении цикла гуманитарных дисциплин». При проведении конференций разного уровня в программу обязательно включается раздел, посвященный аксиологическому подходу в образовании и воспитании (в том числе при освоении дисциплин гуманитарного цикла). При проведении ежегодной студенческой конференции «Молодая наука» научные руководители предлагают к рассмотрению вопросы формирования ценностей у молодого поколения.
Большую роль в формировании ценностей студентов играет также деятельность студенческого совета как органа общественного самоуправления университета, который позволяет студентам выразить свое мнение, привлечь внимание к каким-либо проблемам, заниматься социально значимой деятельностью. Через студенческий совет также можно воздействовать на формирование личности обучающегося.
На уровне кафедр наиболее опытными преподавателями проводятся показательные занятия, демонстрирующие методические приемы повышения эффективности формирования ценностных установок студентов в вузе. Как правило, подобные занятия предполагают использование межпредметных связей, чтобы показать возможности использования средств гуманитарных дисциплин в ходе освоения, например, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Систематически (4 раза в год) проводятся межкафедральные круглые столы, на которых обсуждаются методы, приемы, средства формирования ценностей студентов. На таких мероприятиях предоставляется хорошая возможность для преподавателей выразить свое мнение по вопросам формирования ценностей в ходе освоения дисциплин гуманитарного цикла. Преподаватели профессиональных и специальных дисциплин могут поделиться опытом, касающимся того, как преломляются ценностные установки, формируемые при освоении гуманитарных дисциплин, при формировании профессиональных ценностей.
В настоящий момент в университете обсуждается возможность создания информационного банка данных по проблеме формирования ценностных установок студентов. Это позволит начинающим преподавателям как можно быстрее включиться в процесс.
На каждом факультете имеется специалист, отвечающий за воспитательную работу, который может оказать помощь преподавателям как в планировании мероприятий по формированию ценностей, так и в составлении индивидуальных программ воспитания студентов.
На заседаниях кафедр систематически рассматриваются обучающие и контролирующие материалы по учебным дисциплинам гуманитарного цикла, основанные на идеалах, которые будут способствовать формированию ценностных установок студентов. Также на заседаниях регулярно заслушиваются отчеты профессорско-преподавательского состава о том, как идет процесс развития ценностных установок студентов, какие трудности возникают, какие меры позволят этих трудностей избежать.
Организация самостоятельной работы студентов в рамках заявленной проблематики предполагает разработку личных планов самосовершенствования студентов, вооружение их методиками планирования и организации самостоятельной подготовки, методиками самоконтроля и самооценки.
Университет системно работает над формированием ценностных ориента-ций студентов уже более пяти лет, поэтому мы посчитали возможным провести опрос среди обучающихся для того, чтобы выяснить, каковы их представления о ценностях, насколько сформированы ценностные ориентации. В опросе приняли участие студенты, которые еще только осваивают гуманитарные дисциплины (1 курс), и студенты, уже освоившие их (4 курс). Поскольку между знаниями по гуманитарным предметам и ценностными ориентациями существует взаимосвязь, то диагностика представлений студентов о ценностях (представления выражаются через суждения) позволяет определить степень сформированности ценностных установок.
Были опрошены студенты 1 и 4 курсов (79 и 62 человека соответственно), обучающиеся по направлениям подготовки «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Таможенное дело» в ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. Всем участникам были заданы одинаковые вопросы.
Так, на первый вопрос («Как ты понимаешь слово «ценность»?») ответы распределились следующим образом: первокурсники в большинстве случаев (74%) связывали это понятие исключительно с материальными благами, у старшекурсников этот показатель был значительно ниже (40%). Интересно, что четверокурсники называли в качестве ценности дружбу, любовь, жизнь, здоровье и благополучие близких, в то время как у первокурсников такие ответы присутствовали только в 12% ответов.
Следующий вопрос («Что для тебя в жизни ценно?») у первокурсников вызвал определенные затруднения: 32% ответили, что не знают, 59% респондентов
поставили на первое место богатство (при ответе на данный вопрос студентам было предложено проранжировать то, что для них ценно от наиболее значимых предметов, явлений, процессов к наименее значимым). У старшекурсников тоже был ответ «богатство, деньги», но на первом месте в большинстве ответов были семья, карьера, здоровье, затем богатство, деньги. В ряде ответов были пояснения, что деньги позволяют быть человеку свободным - в выборе путешествий, места жительства, каких-то удобств.
Вопрос «У тебя есть кумир, идеал, герой, которому вы бы хотели подражать? Почему?» был задан с целью выявления личностно значимых качеств человека. Вопрос обозначил, что 38% первокурсников имеют кумиров среди звезд кино и музыки, модельного бизнеса, 21% респондентов ответили, что не знают. Среди четверокурсников 35% респондентов тоже имеют кумиров среди звезд кино и музыки, 30% хотят походить на своего отца/мать/родственника, для 32% ответивших кумирами являются люди, достигшие высот в своем деле, - известные юристы, экономисты. Ответа «не знаю» не было представлено.
Ответ на следующий вопрос («Считаешь ли ты себя патриотом свой страны? Прокомментируй») предполагал выявление уровня представлений о патриотизме. Первокурсники давали в основном односложные ответы, никак не комментируя свой выбор. Патриотами себя назвали 48% опрошенных, ответили на этот вопрос «нет» 15% респондентов. 20% попытались ответить на вопрос развернуто: они считают себя патриотами, потому что любят Родину, знают ее историю и соблюдают законы страны, 5% респондентов отметили свою готовность защищать Родину. В целом можно сказать, что большая часть студентов не обладают достаточным уровнем знаний о ценностях.
Среди четверокурсников патриотами себя назвали 79%. В ответах были указаны качества, которыми должен обладать патриот, и которые у них, по их мнению, сформированы: верность Родине, мужество, решительность, честность, готовность защищать Родину, знание истории и традиций своего народа и бережное к ним отношение, умение принимать решение и нести за него ответственность.
Для выяснения нравственных ориентаций будущих специалистов и их отношения к материальным ценностям были заданы следующие два вопроса.
Респондентам было предложено расставить по степени значимости предложенные варианты ответов от самого значимого к наименее значимому.
При ответе на вопрос «Что влияет или может повлиять на выполнение твоих жизненных планов?» первокурсники ответили следующим образом: образование, поддержка родителей, материальные возможности, место работы, личные связи, удача (везение), инициативность, умение за себя постоять, профессионализм, политика государства, образованность, отзывчивость, честность/принципиальность, семейные обстоятельства, выгодный брак.
У четверокурсников приоритеты оказались другими: образование, профессионализм, культура, место работы, политика государства, инициативность, доброта, честность/принципиальность, удача (везение), материальные возможности, семейные обстоятельства, поддержка родителей, умение за себя постоять.
При ответе на вопрос «Что сегодня в России помогает разбогатеть?» первокурсники ответили следующим образом: должность/власть, родительская поддержка, коррупция, стартовый капитал, предприимчивость, работа за границей, рыночный сектор экономики, образование/профессионализм, везение/случай, добросовестный труд, честность /принципиальность, выгодный брак.
У четверокурсников ответы выстроились в другом порядке: рыночный сектор экономики, образование/профессионализм, предприимчивость, честность / принципиальность, стартовый капитал.
При анализе ответов на последние два вопроса было отмечено, что для первокурсников нормальными считаются полулегальные способы достижения успеха в жизни, однако нравственная основа для успешного формирования ценностных установок все же присутствует. В то время, как четверокурсники оставили без внимания такие способы разбогатеть, как должность, власть, коррупция. Гораздо важнее оказалось для них быть профессионалами в своем деле.
Проведенный опрос позволяет нам сделать вывод о том, что система формирования ценностных ориентаций и установок студентов в университете в целом работает достаточно эффективно, начиная с первого курса обучения, а именно - с освоения дисциплин гуманитарного цикла. При этом надо отметить, что успешная реализация ценностного потенциала содержания дисциплин гуманитарного цикла напрямую зависит от личной активности профессорско-преподавательского состава, от того, насколько согласована теоретическая и практическая деятельность педагогов по формированию ценностей.
Необходимо заметить, что по окончании второго курса среди всех студентов проводится диагностика сформированности ценностных установок с целью возможной корректировки данной работы при формировании профессиональных ценностных ориентаций. Данная диагностика проводится с учетом критериев и показателей, предложенных Клименко О.В. [6].
Итак, основными путями повышения эффективности формирования ценностных установок будущих специалистов при освоении дисциплин гуманитарного цикла можно назвать, во-первых, привлечение ценностного потенциала содержания этих дисциплин в образовательном процессе; во-вторых, системная воспитательная работа и совершенствование студенческого самоуправления в образовательной среде вуза; в-третьих, совершенствование педагогического мастерства преподавателей гуманитарных дисциплин.
Библиографический список
1. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ, 2005.
3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. Томск: Пеленг, 1995.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва: МПСИ, Воронеж: НПО «Модек», 1995.
5. Сусленко В.В. Методологический анализ ценностных ориентаций. Диссертация ... кандидата философских наук. Томск, 1978.
6. Клименко О.В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
References
1. Ikonnikova S.N. Istoriya kul'turologicheskih teorij. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST, 2005.
3. Davydov V.V. O ponyatii razvivayuschego obucheniya. Sbornik statej. Tomsk: Peleng, 1995.
4. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: MPSI, Voronezh: NPO «Modek», 1995.
5. Suslenko V.V. Metodologicheskijanaliz cennostnyh orientacij. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Tomsk, 1978.
6. Klimenko O.V. Formirovanie cennostnyh orientacijstudentov vuzov v hode izucheniya gumanitarnyh disciplin. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 29.10.23
УДК 378
Achkasova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of RF (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SEMINARS AS THE MAIN COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS WHEN TEACHING STUDENTS PROFESSIONAL ENGLISH. The article studies a seminar in English for students of a non-linguistic university. According to the author, in the era of digitalization, seminars, nevertheless, remain the main and powerful component in learning a foreign language. Thanks to new technologies and achievements, the educational environment in the world and in our country is being transformed, as are our students, personalities of the Internet era. A modern English language class at a university should involve all kinds of tools and innovative technologies and professional programs, interesting articles and video stories that help to form a stable motivation to learn a foreign language and interest to the chosen profession. Nevertheless, a modern professor should be an expert in the methodology of teaching foreign languages in order not to sink in the available modern material but know how to use the didactic principles and components of a successful practical off line class. The article suggests the necessary main stages of the seminar and the necessary tasks, techniques, methods of work that can form stable communicative professional skills of modern students, their motivation and desire to learn.
Key words: practical session, seminar, didactic principles, professional skills, communicative skills
Н.Н. Ачкасова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ
ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
СТУДЕНТАМ
Статья посвящена рассмотрению семинара (практического занятия) по английскому языку для студентов неязыкового вуза. По мнению автора, в эпоху цифровизации практическое занятие тем не менее остается основным и мощным компонентом в изучении иностранного языка. Благодаря новым технологиям и достижениям образовательное пространство в мире и в нашей стране, в частности, трансформируется, как и меняются наши студенты, личности эпохи Интернет На современном занятии по английскому языку в вузе должны быть задействованы всевозможные инструменты и инновационные технологии и профессиональные программы, интересные статьи и видеосюжеты, помогающие формировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка и интересу к выбранной профессии. Тем не менее современный преподаватель должен прекрасно разбираться в методике преподавания иностранных языков, не утонуть в имеющемся в доступе материале и знать, как использовать дидактические принципы и компоненты для проведения успешного занятия. В статье предложены необходимые основные этапы занятия и необходимые задания, приемы, методы работы, способные формировать устойчивые коммуникативные профессиональные умения и навыки современных студентов, их мотивацию и желание учиться.
Ключевые слова: практическое занятие, семинар, дидактические принципы, профессиональные навыки, коммуникативные навыки
Современное высшее образование ставит целью подготовку профессиональных кадров в быстроразвивающемся мире. Специалисты, владеющие английским профессиональным языком, не являются исключением. Обществу нужны кадры, владеющие профессиональным английским языком. В образовательном процессе на сегодняшний день появились инновационные технологии, интересные программы, творческие пособия и учебники, призванные развивать умения и навыки студентов по разным дисциплинам. Более того, новые технологии, технические средства, Интернет представляют учащимся неограниченный, обширный объем информации, который используется в обучении.
Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что одним из популярных трендов в образовании является интеграция множества подходов и 1Т-технологий в образовательный процесс, однако это не гарантирует, что применение большого количества программ приведет к высоким результатам. Наоборот, на сегодняшний день преподавателям следует тщательно подходить к отбору методов обучения и мультимедийных новшеств и следовать дидактическим принципам, предоставляющим возможность вводить интересные современные технологии продуктивно и результативно.
Цель статьи: выявить дидактические требования к занятию иностранного языка, его структуру и компоненты и предложить «наполнение» занятия.
В связи с этим следует решить соответствующие задачи исследования:
1. Рассмотреть требования, предъявляемые современной дидактикой к изучению иностранных языков на занятии.
2. Выявить наиболее важные составляющие практического занятия в вузе.
3. Предложить практическое наполнение занятия для студентов неязыкового профиля.
Практическая значимость статьи состоит в представленном порядке упражнений и заданий на семинарах по английскому языку у студентов финансового факультета направления «Экономика».
Несомненно, современная дидактика предъявляет к аудиторным занятиям требования, которые относятся и к занятиям по английскому языку. Рассмотрим некоторые, наиболее важные и существенные для изучения иностранного языка.
1. Во-первых, при коммуникативной методике обучения максимальная активность и занятость учащихся в процессе занятия является залогом успешного формирования коммуникативных умений и навыков. Принципиально успешный характер занятиям придает постоянное внедрение коллективных форм обучения.
Формирование коммуникативной компетенции в разнообразных направлениях экономических и финансовых областей, необходимых для студентов нашего факультета, является важным требованием для развития коммуникативной профессиональной компетенции на изучаемом языке. Практическим итогом обучения выступает устное коммуникативное общение на профессиональные, специальные темы. Умение общаться определяется Е.И. Пассовым как систем-но-интегративные умения, имеющие комплексную структуру. В методике преподавания ИЯ коммуникативные умения рассматриваются как «способности осуществлять иноязычное речевое и неречевое поведение с учетом задач и условий общения, взаимодействовать с партнёрами, адекватно воспринимать и понимать их» [3, с. 107].