Выводы. Таким образом, резюмируя результаты исследования, следует констатировать, что эффективность профессионального развития магистрантов зависит от применения информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии в процессе образовательной деятельности обучающихся в высшем учебном заведении, позволяют им в сборе, систематизации и хранении информации. Они имеют уникальность предоставлять огромное количество необходимой информации в максимально удобной и доступной форме. Именно благодаря этому они нашли широкое применение в профессиональном обучении и профессиональной деятельности. Данные технологии универсальны, и поэтому используются на разных этапах обучения, как на занятиях, так и во внеаудиторной работе. Современную модель обучения магистрантов сложно представить без использования новейших технологий, информационных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий. Все это подтверждается результатами проведенной диагностики.
Литература:
1. Приказ от 12 мая 2016 г. № 549 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)
2. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2019. - 315 с.
3. Везиров, Т.Г. Современные средства ИКТ как составляющие цифровой образовательной среды вуза в подготовке магистров педагогического образования / Т.Г. Везиров // Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации. - Буденновск, 2020. - С. 123-128
4. Гордиенко, Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы: монография // Т.П. Гордиенко. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУВО «КФУ имени В.И. Вернадского», 2019. - 232 с.
5. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: «Академия», 2013. - 224 с.
6. Исмаилова, З.Н. Вклад дисциплины «оценивание результатов обучения с использование ИКТ» в профессиональную подготовку будущих магистров педагогического образования / З.Н. Исмаилова, П.Т. Шахназарова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. - №74-3. - С. 111-114
7. Сорокопуд, Ю.В. Возможности реализации технологий контекстного обучения в СПО / Ю.В. Сорокопуд, С.А. Сушкова, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5 (90). - С. 218-220
Педагогика
УДК 37.01
старший преподаватель Готовцева Нюргустана Геннадьевна
ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в условиях образовательной среды. Изучены обучающие возможности среды, заключающиеся в ориентации процесса обучения на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов как смысловых установок на ценности познания, личности и достижения жизненных целей.
Ключевые слова: ценностные ориентации, личностно-профессиональная самоактуализация, образовательная среда, возможности воспитательного процесса.
Annоtation. This study is devoted to the study of the development of value orientations of future teachers, who have not only a sufficient level of professional competence, but also are capable of independently building their own life strategies, realizing the importance of another person as a value, and achieving life goals as the basis for personal development in higher professional education. The article deals with the problem of the value formation of a student through the personal-professional self-actualization in the educational environment of the university.
Key words: self-actualization; values; knowledge; life goals; future teacher.
Введение. В условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает ценностное становление личности в условиях обучения в вузе. Анализ образовательной среды ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» выявил следующие возможности воспитательного процесса в вузе для формирования ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации:
- обучающие - усвоение представлениий о роли и значимости ценностных ориентаций человека в обществе как смысловых установок посредством личностно-профессиональной самоактуализации специалиста;
- воспитательные - воспитание личностных и профессионально значимых качеств обучающихся как основы личностно-профессиональной самоактуализации: познавательной активности, способности к рефлексии, самоорганизации;
- развивающие - стимулирование личностно-профессиональной самоактуализации как основного средства развития ценностных ориентаций студентов.
Обучающие возможности заключаются в ориентации процесса обучения на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов как смысловых установок на ценности познания, личности и достижения жизненных целей и характеризуется готовностью, потребностью студентов в личностно-профессиональной самоактуализации. Организация обучения строится с опорой на резервы личности конкретного студента, учетом уровней его развития, ценностного мировоззрения, познавательной активности, индивидуальных особенностей обучающихся. Развивая познавательную активность к учебной деятельности, закладываются основы ценностного отношения к себе как к личности, уважение к другому человеку, волевые качества при достижении жизненных целей.
Воспитательные возможности вуза направлены на формирование личностных и профессионально значимых качеств будущего педагога, составляющих основу его личностно-профессиональной самоактуализации. Личностно-ориентированная направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает ценностное становление личности будущего педагога. Вовлечение обучающихся в работу факультативов, конкурсов, конференций, олимпиад и других профессионально-ориентированных мероприятиях создают широкие воспитательные возможности для развития базовых ценностей - познавательной активности, ценности личности, достижений жизненных целей [2]. Подготовка дидактически целесообразного подбора материала по изучаемой проблеме способствует активизации личностно-профессиональной самоактуализации. К основным принципам подбора материала относим актуальность его содержания
при реализации выдвинутых целей, возможность усвоения данного материала, учет индивидуальных особенностей обучающихся. При разработке воспитательных технологий в процессе обучения психологии в вузе целесообразно использовать следующие методы:
- интенсивное обучение (групповое обсуждение предметной задачи, дискуссии, тренинги);
- учебно-исследовательская и научно-исследовательская виды деятельности как методы обучения (исследовательское обучение, умение ставить гипотезы, анализ и сопоставление исследуемого материала, доклады, сочинения и т.д.);
- метод самопознания (структура личности, личностные и профессионально значимые качества);
- рефлексивное ценностное целеполагание.
В целом, перечисленные направления воспитательной деятельности предоставляют возможность создания той среды, эмоционального климата, в котором формируется самоактуализирующаяся, активно мыслящая личность студента.
Изложение основного материала статьи. Развивающие возможности, выраженные в деятельности, направлены на актуализацию личностных и профессионально значимых качеств: познавательной активности, способности к рефлексии, самоорганизации. Развивающая функция обучения в вузе реализуется с помощью усиления аксиологической направленности учебных дисциплин и внеаудиторной деятельности будущих педагогов, направленной на осознание потребности в познании, повышение интеллектуальных способностей обучающихся, мыслительных операций, таких как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать логические выводы, развитие психических познавательных процессов, рефлексию на осознание своей личности и значимости другого человека, волевую саморегуляцию.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе включают в себя различные формы анкетирования, тестирования, самооценки и самопознания, психологические беседы по формированию определенных базовых ценностей, личностных и профессионально значимых качеств с учетом уровня их развития у конкретного обучающегося, оценку уровней сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации [1].
В соответствии с решаемой нами проблемой на констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
- изучить содержание ценностных ориентаций будущих педагогов на основе индивидуально-психологических особенностей;
- определить степень сформированности ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации.
Во время проведения поискового этапа опытно-экспериментальной работы для выявления сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации - познавательной активности, формирующей ценность познания были использованы следующие методики, направленные на изучение способности к выявлению структуры личности: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Личностный опросник» Р. Кеттелла, «Личностный опросник» Айзенка (EPQ); изучение интеллектуальных особенностей как показателя ценности познания: «Интеллектуальная лабильность», «Краткий отборочный тест» В.Н. Бузина.
В связи с вышеизложенным, рассмотрим содержание и использование методик для выявления сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в логической последовательности.
Для установления сформированности ценности познания, основным критерием которой является познавательная активность структуры личности обучающегося, нами был применен личностный опросник Р. Кеттелла. Опросник измеряет 16 факторов личности и является тестовой реализацией подхода к изучению личности на базе черт, названных автором исходными чертами. Черты, объединяя группы признаков, выступают как новые интегральные характеристики, соответствующие представлениям о размерности личностного пространства, являются проявлением одного и того же свойства. В качестве базовой модели принята шестнадцатифакторная модель, описывающая наиболее важные измерения личности.
Приведем описание личностных факторов теста Р. Кеттелла (использовался вариант опросника, содержащий 105 вопросов - форма С). Факторы А - «замкнутость - общительность», В - «конкретность - абстрактность мышления», С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», Е - «подчиненность - доминантность», F - сдержанность - экспрессивность», G - «безответственность - сознательность», Н - «робость - смелость», I «жесткость -чувствительность», Ь - «доверчивость - подозрительность», М - «практичность - развитое воображение», N - «прямолинейность - дипломатичность», О - «низкий уровень тревожности - высокий уровень тревожности», Q1 - «консерватизм - радикализм», Q2 - «конформизм - независимость», Q3 - «импульсивность - высокий контроль», Q4 - «расслабленность - напряженность».
Для систематизации и комбинированной объективной информации нами дополнительно была применена методика Г. Айзенка - «Личностный опросник Айзенка» (EPQ). Если Кеттелл идентифицировал множество личностных черт, коррелирующих между собой и схожих друг с другом, то Айзенк сосредоточился на небольшом количестве черт, не связанных друг с другом, то есть независимых. Измерение личности студента осуществлялась по следующим шкалам:
- экстраверсия: обучающиеся, получающие высокие баллы по этому фактору (экстраверты), общительны, имеют высокий уровень познавательной активности, открыто проявляют свои эмоции, чем студенты с более низкими баллами (интроверты);
- невротизм: студенты, получающие высокие баллы по фактору невротизма, тревожны, способность к проблематизации и анализу собственных ресурсов низкая, эмоционально впечатлительны, чем испытуемые с низкими баллами (эмоциональная устойчивость);
- социальная желательность - тенденция приписывать себе социально желательные, но не соответствующие истине качества (шкала лжи), испытуемым с высокими баллами свойственно искажать действительность, чем студентам с низкими баллами.
Для выявления интеллектуальных особенностей обучающихся как показателя их познавательной активности, формирующей ценность познания, нами использованы методики «Краткий отборочный тест» Бузина, «Интеллектуальная лабильность». К тестам на выявление умственных способностей предъявляют использование перекрестных методик, с процедурой организации с разным интервалом времени. В соответствии с этим, рассмотрим содержание данных методик.
Определение общих умственных способностей будущих специалистов проводилось с использованием методики «Краткий отборочный тест» В.Н. Бузина, содержащей 50 задач. На обработку ответов дается ограниченное время, диагностика проводится по шкале координат, по количеству правильно решенных задач. В результате проведенной методики, мы получили следующие данные: 60% ответов - низкий уровень, 31% - средний, 9% - высокий.
На определение прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности, составляющих сформированность познавательной активности, была использована методика «Интеллектуальная лабильность». Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Оценка
производится по количеству ошибок, профессиональная пригодность будущих педагогов оценивалась в три уровня, результаты выявлены следующие: высокий уровень - 10%, средний - 35%, низкий - 55%.
Среднеарифметические результаты по выявлению интеллектуальных особенностей обучающихся как показателя познавательной активности, формирующей ценность познания, показали следующее: 61% ответов - низкий уровень, 29% -средний, высокий - 10%.
По итогам диагностики, проведенной на констатирующем этапе, мы выявили три группы студентов с высоким, средним и низким уровнем сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоакатуализации.
Таблица 1
Показатели сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации (констатирующий этап)
Методики Уровни Экспер. гр. Контр. гр.
На выявление структуры личности: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Личностный опросник» Раймонда Кеттелла», «Личностный опросник Айзенка» (EPQ) В 14,35 9,9
С 17,05 12,8
Н 68,6 72,3
Интеллектуальные особенности: «Интеллектуальная лабильность», «Краткий отборочный тест» В.Н. Бузина, «Матрицы Равена» В 11,45 11,5
С 15,7 15,4
Н 72,9 73,1
Совокупный показатель по критерию познавательной активности В 10,05 8,9
С 14,5 12,8
Н 75,45 76,7
Таким образом, результаты анкетирования показали, что большинство студентов (69,8%) демонстрируют низкий уровень сформированности ценностных ориентаций; средний уровень сформированности ценностных ориентаций (17,7%) показали будущие педагоги, чье поведение отличает работа над собой, склонность к личностно-профессиональной самоактуализации. Однако эти попытки носят ситуативный характер и активизируются в значительной мере лишь под внешним воздействием, поскольку у них недостаточно высокий уровень личностной рефлексии и развитости способности прилагать волевые усилия. Незначительная группа ответов выявляет студентов с высоким уровнем ценностных ориентаций (12,5%). Об этом уровне свидетельствуют такие особенности будущих педагогов, как: готовность к самопознанию, саморегулированию в построении своих взаимоотношений с людьми, самоорганизации деятельности, имеющей личностный смысл и общественное значение; гармоничное существование в своем временном пространстве; активное восприятие действительности; способность к глубокому пониманию жизни и проблематизации собственных ресурсов; высокие интеллектуальные особенности.
Применение перечисленных критериев оценки и анализ результатов проведенной диагностики позволили нам выявить три уровня сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации (см. табл. 2).
Таблица 2
Уровни сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации до начала ОЭР
Уровни сформированности Репродуктивный уровень (низкий) Продуктивный уровень (средний) Продуктивно-творческий уровень (высокий)
До эксперимента 67 чел. 27 чел. 12 чел.
Выводы. Таким образом, в течение констатирующего этапа ОЭР нами были получены результаты по изучению возможностей педагогического института и оценке уровней сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации до начала опытно-экспериментальной работы.
Формирующий этап ОЭР был посвящен формированию ценностных ориентаций будущих педагогов, направленных на ценности познания, личности, достижения жизненных целей посредством личностно-профессиональной самоактуализации и практической реализации педагогических условий в вузе, обеспечивающих эффективное формирование интересующего нас процесса. Необходимо уточнить, что участники ОЭР - будущие педагоги, а это значит, что воспитательно-образовательный процесс ориентирован на следующие личностные и профессионально значимые качества: познавательная активность (способности к выявлению структуры личности, проблематизации и анализу собственных ресурсов, интеллектуальные особенности), рефлексия на себя и на другого человека, самоорганизация (мотивация на достижение и волевая саморегуляция). Перечисленные качества составляют основу личностно-профессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе.
Литература:
1. Бодалев, А.А. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) / А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромов, Н.Л. Карпова, А.В. Суворов // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 69.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. - 136 с.
3. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.