ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 378
Panchuk T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Humanitarian Pedagogical University n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MODEL OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS' CAREFUL ATTITUDE TO CULTURAL HERITAGE AND TRADITIONAL VALUES OF THE PEOPLES OF RUSSIA. The article reveals a problem of creating a special educational environment of a pedagogical university as a social resource for spiritual and moral education of children and youth, which can successfully contribute to the formation in future teachers of "Technology" a careful attitude to cultural heritage and traditional values of the multinational people of Russia. The developed model is represented by an integral system that includes five interrelated blocks: target, theoretical and methodological, environmental, activity, and diagnostic. The article defines the components of the pedagogical environment and reveals their content, which, in combination with educational and cognitive, project, research, as well as grant and professional activities of students, will ensure a high level of formation of the selected and justified criteria (motivational-value, cognitive-activity and evaluative-emotional).
Key words: model, blocks, formation, environment, activity, criteria, cultural heritage, traditional values
Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,
E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ НАРОДОВ РОССИИ
В статье раскрывается проблема создания специальной образовательной среды педагогического вуза как социального ресурса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, которая может успешно способствовать формированию у будущих учителей технологии бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа России. Разработанная модель представлена целостной системой, включающей в себя пять взаимосвязанных блоков: целевой, теоретико-методологический, средовый, деятельностный, результативно-диагностический. В статье раскрыто содержание педагогической среды и определены ее компоненты, которые в сочетании с учебно-познавательной, проектной, исследовательской, а также грантовой и профессиональной деятельностью студентов обеспечат высокий уровень сформированности выделенных и обоснованных критериев (мотива-ционно-ценностный, когнитивно-деятельностный и оценочно-эмоциональный).
Ключевые слова: модель, блоки, формирование, среда, деятельность, критерии, культурное наследие, традиционные ценности
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Период обучения в высшем учебном заведении является значимым для формирования личности будущего учителя, направления в образе его мыслей и характере. В высшем учебном заведении студент попадает в новый коллектив сокурсников и преподавателей, и в ходе общения с ними, в совместной учебной и трудовой деятельности проходит один из существенных этапов формирования его личности. Ценностные ориентации будущего учителя, как одни из важных стимулов его профессионального развития и характеристики личности, всё больше приковывают к себе внимание учёных. От направленности личности учителя и сфор-мированности его ценностных ориентаций зависит его поведение и поступки в профессиональной деятельности, которые, конечно, окажут влияние на будущих воспитанников.
Особенно это актуально сегодня, когда наряду с высоким уровнем качества образования общество ожидает сформированности у выпускников школ необходимых духовно-нравственных качеств личности, которые позволят учащемуся реализовать свой образовательный и творческий потенциал, а в перспективе -стать успешным в трудовой сфере жизнедеятельности [1, с. 33].
Принятые в 2020 г изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся расширяют направления воспитательной работы в образовательных организациях, а в понятие «воспитание» добавлена, на наш взгляд, очень важная формулировка: «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к куль-
турному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [2, с. 1]. Наряду с учреждениями общего образования педагогические вузы должны создать такие условия, которые будут способствовать формированию у будущих учителей бережного отношения к культурному наследию и традициям народов России, что обеспечит их успешную профессиональную деятельность в воспитании в детях уважительного отношения к наследию предков и культуре других, к созидательному труду, патриотизма, взаимопомощи и взаимоуважения, честности и уважения к старшим.
Формирование у будущих учителей готовности к использованию новых форм и методов обучения, которые выходят за рамки уроков (эксперименты, полевая практика и т. п.), работа на цифровых платформах, использование музейной педагогики и т. д. указаны в требованиях профессионального стандарта педагога [3, с. 9-11]. Кроме того, в ФГОС ВО определены требования к выпускникам педагогических вузов, способным осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей [4, с. 8].
Из всех предметных областей общего образования освоение предметной области «Технология» может подготовить обучающихся к творческому использованию ранее приобретенных знаний в гуманитарных и естественно-научных областях и их применению на практике в проектировании, конструировании и изготовлении изделий. Наряду с освоением содержания задачей предмета «Технология» является развитие у обучающихся навыков критического и креативного мышления, коммуникаций при выполнении технологических заданий в командах, творческого применения наследия региональной народной культуры в проектной деятельности и т. п.
Образовательные учреждения Алтайского края активно разрабатывают и внедряют инновационный педагогический опыт этнокультурного воспитания, но, как показывает практика, сегодня ещё недостаточно используются возможности народной культуры регионов, которая могла бы сформировать бережное отношение обучающихся к культурному наследию и традиционным ценностям народов России. Как можно бережно относиться к культурному наследию народов, которые проживают рядом, если не знать их духовную и материальную культуру, традиции? Решение данной проблемы видится нам в использовании в учебно-воспитательном процессе учреждений образования потенциала педагогического вуза региона проживания обучающихся.
В современном состоянии вопроса сложилось неразрешенное противоречие между требованиями к подготовке педагогических кадров к воспитательной деятельности и недостаточно сформированной образовательной средой педагогического вуза как социального ресурса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, способствующей формированию бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: какой должна быть образовательная среда педагогического вуза как социальный ресурс духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, чтобы она могла успешно способствовать формированию бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации?
Цель и задачи исследования связаны с тем, что идея осуществления различных видов деятельности будущих учителей предметной области «Технология» в учебно-воспитательном процессе вуза, в специально созданной педагогической среде обеспечит успешность формирования у студентов бережного отно-
Рис. 1. Модель формирования у будущих учителей предметной области «Технология» бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа России
шения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа России. Моделирование позволит увидеть объект (процесс формирования у студентов бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям народов России) в виде схематической совокупности взаимосвязей компонентов педагогической среде и учебной, проектно-исследовательской и другими видами деятельности студентов и оцениванием её результатов.
Научная новизна исследования обосновывается рядом факторов. Определены компоненты педагогической среды и их содержание в сочетании с учебно-познавательной, проектной, исследовательской, а также грантовой и профессиональной деятельностью студентов педагогического вуза. Впервые выделены и обоснованы критерии и показатели сформированности у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям народов России (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и оценочно-эмоциональный). Практический характер исследования способствует внедрению его материала не только в процесс подготовки учителей предметной области «Технология», но и педагогов дополнительного образования, что, в свою очередь, обеспечит реализацию требований Закона «Об образовании в Российской Федерации» в области воспитательной функции учителя.
Сконструированная нами модель (рис. 1) представлена целостной системой, включающей в себя пять взаимосвязанных блоков: целевой, теоретико-методологический, средовый, деятельностный, результативно-диагностический.
Целевой блок модели включает цель, соответствующую социальному заказу педагогической практики: бережное отношение к культурному наследию и традициям народов России у будущих учителей предметной области «Технология».
Теоретико-методологичеекий блок отображает положения системного, личностно-деятельностного, аксиологического, культурологического и средового подходов.
Системный подход. Системный подход в педагогике - это направление, исследующее сущность и закономерности воспитания и обучения как единую систему педагогического процесса, который нужно рассматривать как единое целое, направленный на реализацию общей цели (обучение, воспитание и совместную деятельность педагога и воспитанников).
Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, И.О. Якиманская и др.) определяет, прежде всего, значимость личностных особенностей студентов. Такой подход подразумевает отказ от репродуктивных технологий обучения и основывается на решении поставленных преподавателем проблем самими студентами. Обучающиеся в процессе учебной деятельности формулируют и самостоятельно решают конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, преобразующие, проектные).
Аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Б.И. Додонов, Б.Г Кузнецов, В.М. Розин, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий и др.) характеризует нравственные ориентиры человека. Для нашего исследования приоритетными ценностями являются традиции, культурное наследие, патриотизм, созидательный труд, единство народов России.
Культурологический подход обоснован применением в нашем исследовании методологических приёмов культурологии. Исследованиями в области культурологических оснований педагогики занимаются А.Г Асмолов, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Б.Г Гершунский, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др. Культурологический подход создает условия для развития будущего учителя в культурно-образовательной среде: творческо-технологической культуре; культуре труда; духовной и материальной культуре.
Средовой подход — это применение материальных объектов, технологических процессов и т. п. в педагогическом процессе, когда среда становится дидактическим средством обучения (Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчи-ков, В.А. Ясвин, Е.М. Харланова и др.).
Следующий структурный блок модели - «Образовательная ереда вуза». Важным условием успешности формирования у будущих учителей предметной области «Технология» бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа России является создание специально организованной образовательной среды педагогического вуза как социального ресурса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Под образовательной средой В.Л. Кургузов [5] понимает комплекс условий и средств, которые обеспечивают деятельность студентов и преподавателей в образовательно-воспитательном процессе вуза. Анализируя многочисленные теории относительно системы образовательной среды вуза, можно заключить, что предложенные составляющие имеют некоторую идентичность и сводятся к следующим компонентам: пространственно-предметный; субъектно-социальный; методический (технологический); мотивационно-ценностный; личностно-психо-логический.
Для создания образовательной среды АГГПУ им. В.М. Шукшина как социального ресурса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, способствующей формированию у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации, определены следующие компоненты: мотивационный, методический, пространственно-предметный, проектно-технологический, научный, профессиональный.
Для успешной реализации любой деятельности имеет значение мотива-иионный компонент. Мотивация студентов будет находиться на более высоком уровне, если они будут осуществлять деятельность в среде, где смогут:
- принимать участие в значимых конкурсах;
- участвовать в различных мероприятиях вне учебного времени;
- осуществлять научно-исследовательскую деятельность;
- результаты проектной, исследовательской и воспитательной деятельности студентов будут успешными;
- получать моральное и материальное поощрение результатов деятельности.
Созданы ресурсы, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс подготовки будущего учителя - методический компонент:
- методическое сопровождение обучения;
- активные и интерактивные методы и формы обучения;
- дидактические средства обучения;
- совместная творческая деятельность преподавателя и студентов.
Пространственно-предметный компонент:
- аудитории для лекций и практических занятий;
- помещение, оборудование и экспозиция постоянно действующей выставки;
- актовый зал для проведения праздников и других мероприятий;
- учебная мебель для организации индивидуальной и групповой деятельности.
Особенно необходимо выделить образовательное пространство выставки этнической культуры Алтая, в экспозиции которой выставлены артефакты, однако основную часть коллекции составляют реконструкции предметов быта, костюмов, станков и инструментов различных этнических групп, выполненные студентами - будущими учителями предмета «Технология». В экспозиции выставки отражены следующие направления: скифская культура Алтая, культура алтайских племён, русская культура, казахская культура.
Для подготовки учителя предметной области «Технология» большое значение имеет организация в вузе оборудованного пространства для разработки проектной документации и освоения технологических процессов по обработке различных материалов (древесины, металлов, тканей, пищевых продуктов и др.). Для чего в образовательной среде вуза предусмотрен проектно-технологиче-ский компонент, в который входят:
- учебное технологическое оборудование и инструменты по обработке материалов;
- компьютерная и офисная техника, программное обеспечение;
- мультимедийное оборудование (проекционная техника, интерактивная доска и т. д.);
- образовательные цифровые ресурсы;
- электронная информационно-образовательная среда вуза.
Неотъемлемой частью освоения образовательных программ вуза является
научная деятельность студентов. Реализуя научный компонент образовательной среды вуза, в АГГПУ им. В.М. Шукшина работает созданная автором данного проекта студенческая научная лаборатория «Этническая культура Алтая». Цель деятельности лаборатории заключается в определении и обосновании комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности бакалавров педагогического образования (профиль «Технология») к выполнению трудовых функций педагога в различных областях проектирования на принципах приоритетности регионального поликультурного наследия Алтая.
Деятельностный блок модели. Активное погружение студентов в различные виды деятельности - ключевая идея проводимого исследования. К продуктам деятельности студентам относятся не только умения, которые они приобретают при изготовлении изделий, но также и изделия народных ремёсел, реконструкция национальной одежды и предметов быта. Существенную часть занимают педагогические и социальные проекты, также направленные на формирование интереса к культуре народов Алтая. В созданной образовательной среде педагогического вуза будущие учителя предметной области «Технология» при изучении дисциплин предметной подготовки, а также во внеаудиторной работе осуществляют следующие виды деятельности: учебно-познавательная, проектная, исследовательская грантовая деятельность, профессиональная;
- учебно-познавательная деятельность (изучение духовной и материальной культуры народов Алтая; освоение технологий обработки материалов; освоение народных ремёсел);
- проектная деятельность (разработка проектной документации и изделий: сувенирной продукции, моделей одежды в национальном стиле; наглядных пособий, учебных фильмов, станков, инструментов и приспособлений для обработки материалов, электронных средств обучения);
- исследовательская деятельность (изучение и анализ работ этнографов, археологов для разработки конструкции и технологических процессов восстановления предметов материальной культуры; изучение, анализ и обработка информации о артефактах выставленных в исторических и краеведческих музеях; осуществление технологической реконструкции предметов материальной культуры; оформление результатов исследований и их представление общественности);
- грантовая деятельность (оформление заявок и участие в конкурсах на грант; оформление заявок и участие в конкурсах творческих проектов по тематике народной культуры);
- профессиональная деятельность (погружение студентов в профессиональную деятельность учителя с проведением на базе вуза или других образовательных площадок учебно-воспитательную работу среди обучающихся образовательных учреждений региона; разработка сценариев воспитательных мероприятий для приобщения детей и молодежи к духовному богатству культурного наследия и традиционных ценностей многонационального народа Российской Федерации; проведение воспитательных мероприятий (мастер-классы, квесты, экскурсии на выставку, народные праздники, конкурсы, выставки и т. д.).
Итоговый блок разработанной модели - результативно-диагностический.
Для определения критериев оценки и показателей сформированности у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации проведён анализ нормативных документов и исследований.
Так как объектом исследования является процесс формирования у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации, необходимо, прежде всего, выявить определения понятий «культурное наследие» и «традиционные ценности».
Разделяем мнение кандидата исторических наук Г.А. Кругликовой, которая понимает под культурным наследием все материальные и духовные достижения исторического опыта общества, которые сохраняются и переходят к новым поколениям [6, с. 33].
Указом Президента РФ утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где определено понятие «традиционные ценности» как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [7].
В том же документе перечислены компоненты традиционных ценностей, часть из которых имеет непосредственное отношение к проводимому нами исследованию: патриотизм, созидательный труд, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Также в документе отмечено, что православию принадлежит особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей.
Рыбак К.Е. в своей работе понимает под культурным наследием комплекс предметов материальной культуры, созданных не только человеком, но и природой, а также имеющихся объектов духовной культуры, составляющих ценность и значимость для этносов и всего человечества [8].
Академик Д.С. Лихачев в «Декларации прав культуры» определяет структурные составляющие культурного наследия как «язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью» [9].
Проведённый анализ позволил нам выделить критерии и показатели сфор-мированности у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации:
1. Мотивационно-ценностный критерий: устойчивая мотивация к осуществлению учебной деятельности по изучению духовной и материальной культуры народов России и принятие её ценностей; понимание и переживание значимости народной культуры как для общества, так и для собственного развития; интерес к познанию духовной и материальной культуры народов России; стремление в профессиональной деятельности учителя формирования у воспитанников бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации.
2. Когнитивно-деятельностный критерий: знание культурно-исторических, духовно-нравственных традиций народов России; материальной культуры народов России; умение применять полученные знания в проектной и технологической деятельности по сохранению культурного наследия народов России; навыки организации и проведения воспитательных мероприятий этнокультурной направленности; способность поиска новых подходов к профессиональной деятельности по формированию у воспитанников бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа Российской Федерации.
3. Оценочно-эмоциональный критерий: уважение к наследию предков, культуре и взглядам других; уважительное отношение к созидательному труду, патриотизм, взаимопомощь и взаимоуважение, честность, уважение к старшим.
На основании охарактеризованных нами критериев и показателей определены уровни сформированности бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям многонационального народа России, такие как высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
Таким образом, нами разработана системно-деятельностная модель формирования у будущих учителей предмета «Технология» бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям народов России, которую
Библиографический список
можно рассматривать не только как образ, но и как описание механизма реализации деятельности студентов (учебно-познавательной, проектной, исследовательской, грантовой, профессиональной), осуществляемой в специально созданной образовательной среде.
В качестве дальнейшего направления исследований может стать получение эмпирических знаний, позволяющих понять причинно-следственную связь между внешними и внутренними условиями деятельности студентов педвуза.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. Available at: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm
2. Об образовании в РФ. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012. Available at: https://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2
3. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Профессиональный стандарт. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
4. ФГОС ВО - бакалавриат, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf
5. Лодде О.А., Ситникова С.Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354
6. Кругликова ГА. Роль педагога в деле сохранения историко-культурного наследия. Сборник материалов научно-практической конференции. Екатеринбург: УГПУ, 2012; Ч. 3: 33-39.
7. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9.11.22. № 809. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
8. Рыбак К.Е. Музей в нормативной системе: историко-культурологический анализ. Автореферат диссертации ... доктора культурологии. Москва, 2006. Available at: https://www.dissercat.com/content/muzei-v-normativnoi-sisteme-istoriko-kulturologicheskii-analiz
9. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. Available at: https://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31.05.2021 № 287. Available at: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm
2. Ob obrazovanii v RF. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29.12.2012. Available at: https://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2
3. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'j. Professional'nyj standart. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
4. FGOS VO - bakalavriat, napravleniya podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf
5. Lodde O.A., Sitnikova S.Yu. Teoreticheskij analiz definicii «obrazovatel'naya sreda vuza» kak sistemnogo predstavleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354
6. Kruglikova G.A. Rol' pedagoga v dele sohraneniya istoriko-kul'turnogo naslediya. Sbornikmaterialovnauchno-prakticheskojkonferencii. Ekaterinburg: UGPU, 2012; Ch. 3: 33-39.
7. Osnovy gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 9.11.22. № 809. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202211090019
8. Rybak K.E. Muzej vnormativnojsisteme: istoriko-kul'turologicheskjanaliz. Avtoreferat dissertacii ... doktora kul'turologii. Moskva, 2006. Available at: https://www.dissercat.com/ content/muzei-v-normativnoi-sisteme-istoriko-kulturologicheskii-analiz
9. Lihachev D.S. Deklaraciya prav kul'tury. Available at: https://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/
Статья поступила в редакцию 18.07.23
УДК 378.01
Artemenko N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Belogurov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
ON THE SYSTEM OF FORMATION OF VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE STUDY OF HUMANITARIAN DISCIPLINES. The article presents a description of the system of formation of value statements of students of the State Medical University named after Admiral F.F. Ushakov when studying disciplines of the humanitarian cycle. The authors clarify the concepts of "values," "value installations," reveal the structure of value sets. It is noted that the formation of value orientations among university students in the study of humanitarian disciplines is determined by a combination of the concepts of "value orientations" and "means of humanitarian disciplines." This combination characterizes the process of formation of value orientation among future specialists as one of the directions of moral and aesthetic education of students in modern conditions. The goal of the process of formation of student value orientations organized at the university is personal development, which manifests itself in the development of stable worldview attitudes that are socially significant among future specialists. This process is part of a comprehensive personality formation system, which includes the activities of the leadership and faculty of the university to intensify self-education, self-education and cognitive activities of students in general.
Key words: values, value systems, humanitarian disciplines, developing training, problem training, complex system of formation of personality, personal development
Н.А. Артеменко, канд. пед. наук, доц., преп., Транспортный колледж государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
С.В. Белогуров, канд. пед. наук, преп., Транспортный колледж государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье представлено описание системы формирования ценностных установок студентов ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Авторами уточнены понятия «ценности», «ценностные установки», обозначена структура ценностных установок. Отмечается, что формирование ценностных ориентаций у студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин определяется сочетанием понятий «ценностные ориентации» и «средства гуманитарных дисциплин». Это сочетание характеризует процесс формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов как одного из направлений нравственно-эстетического воспитания студентов в современных условиях. Цель организованного в вузе процесса формирования ценностных ориентаций студентов - развитие личности, проявляющееся в воспитании у будущих специалистов устойчивых мировоззренческих установок, значи-