Проблемы формирования профессионально-этической культуры у будущих специалистов по социальной работе
Безенкова Татьяна Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
Олейник Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
Цедейко Лидия Андреевна,
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
Курилова Надежда Сергеевна,
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения профессионально-этической культуры у будущих специалистов по социальной работе. Проведено исследование ценностных ори-ентаций студентов с целью определения наиболее значимых инструментальных и терминальных ценностей. В исследовании приняло участие 87 студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. В ходе исследования была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Представлены результаты исследования, которые в полной мере отображают перечень важных и маловажных инструментальных и терминальных ценностей студентов. Исследование проходило в 2 этапа. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что важным элементом профессионального образования и воспитания должно быть формирование профессионально-этической культуры. Ключевые слова: профессионально-этическая культура; ценностные ориентации; студенты; специалисты по социальной работе; профессиональное становление студентов.
о
Е
£
СП
0
(Ч
ч-^
01 г
Российское общество сегодня нуждается в специалистах, знающих свое дело и обладающих навыками моральной оценки результатов своей деятельности, ее воздействия на природу, общество, человека, народ, страну, будущее поколение и самих себя. Они должны понимать, какие ценности утверждают в обществе своей профессией и какие социальные цели реализуют [1, с. 151].
Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе является сложным и многоуровневым процессом, который включает всевозможные модели социокультурного развития российского социума, особенности социальной работы в системе «человек - человек» [2, с. 69]. В связи с тем, что специалисты по социальной работе связаны со сферой «человек - человек», этическая культура имеет важное значение в профессиональной культуре в общем. Специалисты по социальной работе должны на практике разрешать разного рода этические проблемы и дилеммы. Необходимость в этом определена, в первую очередь, профессиональными обязательствами как перед клиентами, так и коллегами [3]. Молодые студенты, на этапе идентификации себя как будущих специалистов, сталкиваются с множеством вопросов о специфике профессиональной деятельности, это, в первую очередь, связано с недостатком знаний о профессии, ее ценностях, нормах, которые объединены в систему профессионального обучения и самообучения, неготовность к высококачественному выполнению поставленных профессиональных задач. Из этого следует, что при профессиональной подготовке нового поколения специалистов по социальной работе необходимо уделять достаточное количество времени на формирование у студентов профессионально-этической культуры [4].
Анализ научной литературы демонстрирует, что на данный момент времени отсутствует общее определение профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе [2, с. 68]. На основе анализа различных подходов к толкованию понятий «профессиональная культура специалиста» (И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.), «этическая культура специалиста социальной сферы» (Г.П. Медведева, Л.В. Топчий и др.) [5, с. 149; 6; 7], было определено следующее: профессионально-этическая культура специалиста по социальной работе - это сформированная модель поведения специалиста, которая регулируется сводом морально-
этических наставлений, и способствующая решению трудовых задач [8, с. 116].
Единая система умений и навыков, использующихся в профессиональных коммуникациях, является ядром в профессионально-этической культуре [9, с. 3]. Это способствует успешному решению проблем, задач, достижению конкретных целей в ситуации деловых и личностных контактов. Способность и готовность специалиста по социальной работе вступать в деловые и личностные коммуникации, основанные на гуманистическом подходе, а также толерантность по отношению к клиентам и субъектам социальной работы определяют профессионально-этическую культуру [5, с. 150].
Основной миссией профессии специалиста по социальной работе, в первую очередь, является повышение благосостояния людей, а также умение способствовать удовлетворению основных человеческих потребностей, при этом основное внимание стоит уделить потребностям, развитию возможностей и расширению прав людей, которые являются наиболее нуждающимися [10, с. 54-46]. Основу социальной работы представляет ориентация этой профессии как на индивидуальное благополучие, так и благополучие всего общества [11, с. 13; 12].
Многие ученые и практики считают, что профессиональная этика является ядром социальной работы. Профессиональные ценности ориентируют специалиста по социальной работе на необходимость следовать в работе необходимым принципам, на основе которых он может принимать, в различных ситуациях, единственно правильное, с моральной точки зрения, решение [13].
Поведение специалиста определяется сводом правил, которые зафиксированы в кодексах профессиональной этики и если во время работы возникают этические вопросы, то специалист по социальной работе должен руководствоваться этическими принципами и стандартами. [8, с. 118]. Однако, кодексы не предписывают для специалиста конкретные правила, опираясь на которые, он будет действовать в различных ситуациях. Исходя из того, что существует возможность возникновения противоречий между принципами, ценностями и стандартами, применение кодексов этики, в таком случае, должно учитывать контекст, в котором они рассматриваются [14].
С 1980-х годов, этическое образование в профессиях было преобразовано. То, что когда-то было поверхностным подходом к предмету, превратилось в гораздо более обдуманные, всеобъемлющие усилия по обучению специалистов умению решать этические проблемы. Программы подготовки будущих специалистов по социальной работе должны демонстрировать, что их учебные программы «применяют этические принципы социальной работы для руководства профессиональной практикой» и обеспечивать, чтобы учащиеся «распознавали» и управляли личными и профессиональными ценностями [15, с. 64; 16].
Анализ научных трудов в данной области и основных положений кодекса этики социальной работы позволяют сделать вывод о том, что личность
специалиста по социальной работе играет важную роль в профессиональной деятельности. Специалистам социальной сферы необходимы такие свойства личности, как эмпатийность, коммуникабельность, рефлексивность и др. Приоритет в данной профессии занимает нравственно-гуманистическая ориентация личности.
Формирование профессионально-этической культуры будущего специалиста должно осуществляться не только при изучении дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы», но и на протяжении всего обучения. Поскольку положительным результатом мы можем считать не определенную сумму знаний, которая еще не гарантирует этического поведения, а формирование системы ценностных ориентаций, отвечающей основным положениям профессиональной этики социальной работы. Именно это обеспечит в будущем этические действия, этическое поведение и, в целом, наличие этического сознания специалиста. В связи с этим уже с 1 курса в рамках дисциплины «Введение в профессию», «Социально-культурная деятельность в учреждениях социальной службы», ознакомительной практики и внеучебной работы (проведение социальных акций, мероприятий в учреждениях социальной службы, вовлечение в волонтерскую деятельность) начинается формирование профессионального этического сознания будущего специалиста по социальной работе, являющегося ядром профессионально-этической культуры.
Для выявления ценностных ориентаций, а также ценностно-смысловой сферы личности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 87 студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. В исследовании использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [17], которая позволяет исследовать направленность личности, определить основные и самые важные ценности, отношение к себе и к другим людям, восприятие мира, понимание основных мотивов поступков личности.
М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. К данным ценностям, как правило, относят: ведение активной жизнедеятельности, любовь, счастливую семейную жизнь, общественное признание, свободу, комфортную жизнь, здоровье [18, с. 191]. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Чаще всего инструментальные ценности называют ценности-средства, которые выступают инструментами для достижения целей. К инструментальным
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
о
Е
СП
о
(Ч
ценностям относят личностные черты, которые помогают человеку в жизни: логичный, вежливый, рассудительный, с богатым воображением и широким кругозором, здравомыслящий, честолюбивый, честный, жизнерадостный, с твердой волей, смелый и т.д. [17].
В ходе анализа результатов исследования ценностных ориентаций, у будущих специалистов по социальной работе, были получены данные, отражающие ценностные установки студентов в области терминальных и инструментальных ценностей. Анализ иерархии ценностей и их группировки представлен в табл. 1.
Таблица 1
Инструментал ьные ценности
Терминальные ценности
Виды ценностей Количество человек
Воспитанность 22
1,2,3-е Ответственность 29
ранговые Образованность 29
места Честность 18
8,9,10-е, Жизнерадостност 15
средние ь
ранговые Рационализм 19
места Широта взглядов 25
Чуткость 15
16,17,18-е, Смелость 20
последние Высокие запросы 19
ранговые места Непримиримость 35
Любовь 24
1,2,3-е Здоровье 48
ранговые места Материальное обеспечение 17
Счастливая 22
семейная жизнь
8,9,10-е, Жизненная 16
средние мудрость
ранговые Развитие 16
Активная жизнь 15
Свобода 13
16,17,18-е, Счастье других 20
последние Удовольствия 18
ранговые места Общественное признание 16
Исходя из представленных данных можно сказать, что большое количество студентов считает «Воспитанность», «Ответственность», «Образованность» приоритетной ценностью. Отмечая то, что методика разделена на 2 блока, в котором необходимо расставить по приоритету каждую ценность от 1, как самую важную, до 18, как самую не важную, личностные предпочтения оказались абсолютно разносторонними. Тем не менее, ведущие ценности были определены. «Воспитанность» как наиболее выбираемая ценность в первых ранговых местах имеет 19,14% от общего числа респондентов, «Ответственность» и «Образованность» по 25,23%, и «Честность» выбрали 15,66% респондентов.
На нейтральных местах оказались «Жизнерадостность», её выбрали 13,05% респондентов, «Рационализм» - 16,53% и другие. То, что студенты отнесли эти ценности в нейтральные позиции, может
говорить об отсутствии потребности и стремления к ним, ведь сама студенческая жизнь - время открытий, возможностей и не только, все радости жизни постигаются в студенческое время.
В наиболее незначительные ценности респонденты отнесли «Непримиримость», которая имеет 30,45% голосов. В методике М. Рокича непримиримость относится к недостаткам окружающих и своим собственным. Полученные данные хорошо показывают адекватность суждений, оценок и поведение студентов в реальной жизни.
Следующим этапом нашего исследования было изучить терминальные ценности у студентов вуза. Исходя из таблицы, видно, что в приоритете у студентов такие ценности, как любовь, здоровье, материальное обеспечение и счастливая семейная жизнь. «Здоровье» выбрали наибольшее количество респондентов, 41,76%, что говорит о большой значимости данной ценности и необходимости поддерживать здоровый образ жизни. «Любовь» выбрали 20,88 % студентов. Немаловажной также выступает ценность «Материальное обеспечение» -14,79%. Это демонстрирует, что респондентам важно иметь заработок, необходимый для удовлетворения потребностей. 19,14% студентов выбрали «счастливую семейную жизнь».
Что касается нейтральных мест, мы получили следующие данные: «Жизненная мудрость» -13,92%, что говорит о незрелости каких-либо суждений и отсутствие жизненного опыта; ценность «Развитие» выбрали также 13,92% студентов. Это показывает нам то, что студентам маловажна работа над собой, а также постоянное физическое и духовное совершенствование. «Активную деятельную жизнь» отметили 13,05% респондентов, что говорит об их пассивности и инертности. В дополнение, 11,31% студентов остановились на такой ценности, как «Свобода».
По итогам нашего исследования самыми незначительными ценностями выступают: «Счастье других» - 17,4 % «Удовольствия» - 15,66 %, «Общественное признание» - 13,95 %. Для большинства респондентов неважно уважение окружающих, коллектива или коллег. Приятное необременительное времяпровождение и развлечения тоже играют малую роль в жизни студентов, выбравших эти ценности.
Опираясь на полученные данные в ходе исследования можно сделать вывод о том, что в приоритете у обучающихся стоят такие инструментальные ценности как «Ответственность» и «Образованность». У студентов есть необходимость отвечать за свои действия, быть ответственным в каких-либо ситуациях. А «Образованность» говорит о том, что личность готова осваивать новые знания и совершенствовать себя. Что касается терминальных ценностей, больше половины студентов выбрали «Здоровье», так как для них важно не только отсутствие болезней, физическое и духовное, так и социальное благополучие. На нейтральных позициях в инструментальных ценностях лидирующей ценностью является - «Широта взглядов». Это указывает
на недостаточное наличие свободы от ограничивающих убеждений, ложных установок, предрассудков. В терминальных ценностях нейтральное место занимает «Жизненная мудрость», которая традиционно трактуется как гибкость мышления, стремление предсказывать развитие событий, а также склонность все анализировать. Это связано с тем, что у респондентов недостаточно жизненного и профессионального опыта в связи с возрастом.
Последнее ранговое место в инструментальных ценностях занимает «Непримиримость». Это хорошо демонстрирует то, что большинство студентов готовы идти на соглашение или примирение и допускают компромисс, что в профессиональной деятельности будет являться важной установкой. В терминальных ценностях «Счастье других» занимает последнее место. Эти данные демонстрируют, что для респондентов маловажно развитие и совершенствование других людей и общества в целом. Получение таких результатов по данной позиции позволяют говорить о пока еще несформиро-ванном этическом сознании будущего специалиста и позволят скорректировать учебный процесс с целью получения положительных результатов.
Результаты исследования позволяют констатировать, что в процессе профессионального образования у студентов происходит приобщение студентов к определенным профессиональным ценностям, формирование профессионального сознания и основ профессиональной культуры.
Литература
1. Садовая Л. В. Актуальные проблемы преподавания профессиональной этики в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2013. № 23. С. 151-157.
2. Давиденко С. А., Медко И. В., Петрова Г. А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник НВГУ. 2012. № 2. С. 68-80.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000.
4. Павлова О.В. Профессионально-этическая культура личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 2. С. 237-240.
5. Агронина Н. И., Никитина Н. И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе // Вестник ТГУ. 2012. № 4. С. 149-153.
6. Медведева Г. П. Этика социальной работы. М., 2002. 208 с.
7. Топчий Л. В. Методологические проблемы теории социальной работы: учеб. пособие // Российский государственный социальный университет. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 234 с.
8. Воленко О. И., Галкина Т. Э. Профессионально-этическая культура специалиста социальной сферы: ситуационно-контекстный подход // Образование и саморазвитие. 2012. № 3 (31). С. 115-119.
9. Андрусяк Н. Ю. Профессионально-значимые качества личности специалиста по социальной работе // Социальная педагогика и социальная работа
XXI в.: Мат-лы всерос. заочной науч.-практ. конф. / под ред. С. Н. Испуловой [и др.]. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С. 3-4.
10. Медведева Г. П. Социальная работа как феномен общественного бытия // Вестник ТГУ. 2008. № 9. С. 45-51.
11. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 12-19.
12. Зимняя И. А., Серова Т. С., Стегний В. Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2009. № 4. С. 91-101.
13. Баранова О.М. Нравственно-профессиональные принципы социальной работы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 09.11.2019).
14. Code of Ethics of the National Association of Social Workers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.naswma.org/ (дата обращения: 20.10.2019).
15. Бурилкина С. А., Каминский А. С. Профессионально важные ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе. Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник науч. тр. по мат-ам Междунар. науч.-практ. конф.: 7 ч. ООО «Ар-Консалт». 2014. С. 63-66.
16. Frederic G. Reamer, PhD. Ethics Education in Social Work - Transformation of a Profession [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialworktoday.com/ (дата обращения: 15.10.2019).
17. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. [Электронный ресурс]. URL: https://psychojournal.ru/tests/479-issledovanie-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha.html (дата обращения: 20.10.2019).
18. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973. - 438 с.
Problems of formation of professional-ethical culture in future
specialists on social work Bezenkova T.A., Oleinik E.V., Tsedeiko L.A., Kurilova N.S.
Nosov Magnitogorsk State Technical University The article discusses the theoretical aspects of the study of professional and ethical culture of future specialists in social work. The analysis of scientific literature. A study of students' value orientations was carried out in order to determine the most significant instrumental and terminal values. The study involved 87 students of Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosova. In the course of the study, the methodology of M. Rokich "Value Orientations" was used. The results of the study are presented, which fully reflect the list of important and unimportant instrumental and terminal values of students. The study took place in 2 stages. The results of the study allow us to conclude that the formation of a professional and ethical culture should be an important element of professional education and upbringing. Keywords: professional and ethical culture; value orientations; students social work specialists; professional development of students.
References
1. Sadovaya L. V. Actual problems of teaching professional ethics at a university // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Philosophy. 2013. No. 23. S. 151-157.
о о и n m
О
m э
m
й А
X £ m О
x
0
m О
01
n
А
w
о
n
А
X X m
2. Davidenko S. A., Medko I. V., Petrova G. A. State, problems and
prospects of training specialists in social work // Bulletin of the NVGU. 2012. No. 2. P. 68-80.
3. Derkach A. A., Zazykin V. G., Markov A. K. Psychology of professional development. M., 2000.
4. Pavlova OV Professional and ethical personality culture // Bulletin
of the Saratov University. New episode. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy. 2017. No. 2. S. 237-240.
5. Agronina N. I., Nikitina N. I. On the formation of a professional and
ethical culture of future specialists in social work // Bulletin of TSU. 2012. No. 4. P. 149-153.
6. Medvedeva G. P. Ethics of social work. M., 2002.208 s.
7. Topchy L. V. Methodological problems of the theory of social work:
textbook. allowance // Russian State Social University. - M.: Publishing House of the Russian State Social University, 2011 .-- 234 p.
8. Volenko O. I., Galkina T. E. Professional and ethical culture of a
specialist in the social sphere: situational-contextual approach // Education and self-development. 2012. No. 3 (31). S. 115-119.
9. Andrusyak N. Yu. Professionally significant personality traits of a
specialist in social work // Social pedagogy and social work of the XXI century: Materials of all-Russia. correspondence scientific and practical conf. / ed. S. N. Ispulova [et al.]. - Magnitogorsk: MaSU, 2006 .-- S. 3-4.
10. Medvedeva G. P. Social work as a phenomenon of social being // Bulletin of TSU. 2008. No. 9. P. 45-51.
11. Zimnaya I. A. General culture and socio-professional competence of a person // Higher education today. 2005. No. 11. P. 12-19.
12. Zimnaya I. A., Serova T. S., Stegniy V. N. Assessment of the formation of social competence of students in the structure of a single socio-professional system // Bulletin of PNIPU. Socioeconomic sciences. 2009. No. 4. P. 91-101.
13. Baranova O.M. Moral and professional principles of social work // Scientific community of students of the XXI century. Social Sciences: Sat Art. by mat. XL Int. Stud. scientific-practical conf. No. 3 (39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (accessed November 11, 2019).
14. Code of Ethics of the National Association of Social Workers. [Electronic resource]. URL: https://www.naswma.org/ (accessed: 10/20/2019).
15. Burilkina S. A., Kaminsky A. S. Professionally important value orientations of future specialists in social work. Actual problems of the development of science and education. Collection of scientific. tr by mat International scientific-practical Conf .: 7 hours of LLC Ar-Consult. 2014.S. 63-66.
16. Frederic G. Reamer, PhD. Ethics Education in Social Work -Transformation of a Profession [Electronic resource]. URL: https://www.socialworktoday.com/ (accessed: 10/15/2019).
17. The study of value orientations M. Rokich. [Electronic resource]. URL: https://psychojournal.ru/tests/479-issledovanie-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha.html (accessed: 10/20/2019).
18. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973.- 438 p.
o
E £
en ^
o w