Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Талышева Ирина Анатольевна

В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций и представлений о семье у обучающихся психолого-педагогических классов как одного из условий организованной системной поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении в пользу педагогической профессии. Обоснована необходимость создания психологической безопасности подростков в социуме, требующей концентрации усилий на проблематике семейного воспитания как основы развития ценностных ориентаций и представлений о семье у подростков. Проведен анализ психолого-педагогических работ, посвященных вопросам формирования ценностных ориентаций и представлений о семье у подростков, являющихся идеалом отношений подростка к семье как к высшей ценности для человека. Представлены результаты анкетирования обучающихся профильных психолого-педагогических классов, проведенного в целях определения уровня развития ценностных ориентаций и представлений о семье и роли родителей в формировании этих ценностей у подростков. Установлено, что семья оказывает большое влияние на личностное развитие наших респондентов и способствует формированию у них устойчивого интереса к психолого-педагогическим знаниям и предпочтениям в выборе профессии педагога. В отдельных случаях необходима работа с дистанцирующимися от родителей подростками со стороны педагогов образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Талышева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS AND IDEAS ABOUT FAMILY AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

The article deals with the problem of formation of value orientations and ideas about family among students of psychological and pedagogical classes as one of the conditions of organized system support for high school students in their professional self-determination in favor of the teaching profession. The necessity of creating psychological safety for adolescents in the society, which requires a focus on the issues of family education as the basis for the development of value orientations and ideas about family among adolescents, has been substantiated. The analysis of psychological and pedagogical works devoted to the issues of formation of value orientations and ideas about family in adolescents, which are the ideal of the teenager's relationship to the family as the highest value for the person. The results of questioning the students of specialized psychological and pedagogical classes, conducted in order to determine the level of development of value orientations and ideas about family and the role of parents in the formation of these values in adolescents are presented. It was found that the family has a great influence on the personal development of our respondents and contributes to the formation of their sustainable interest in psychological and pedagogical knowledge and preferences in the choice of the profession of a teacher. In some cases it is necessary to work with adolescents distancing themselves from their parents by teachers of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

Педагогика

УДК 373.6

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Талышева Ирина Анатольевна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций и представлений о семье у обучающихся психолого-педагогических классов как одного из условий организованной системной поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении в пользу педагогической профессии. Обоснована необходимость создания психологической безопасности подростков в социуме, требующей концентрации усилий на проблематике семейного воспитания как основы развития ценностных ориентаций и представлений о семье у подростков. Проведен анализ психолого-педагогических работ, посвященных вопросам формирования ценностных ориентаций и представлений о семье у подростков, являющихся идеалом отношений подростка к семье как к высшей ценности для человека. Представлены результаты анкетирования обучающихся профильных психолого-педагогических классов, проведенного в целях определения уровня развития ценностных ориентаций и представлений о семье и роли родителей в формировании этих ценностей у подростков. Установлено, что семья оказывает большое влияние на личностное развитие наших респондентов и способствует формированию у них устойчивого интереса к психолого-педагогическим знаниям и предпочтениям в выборе профессии педагога. В отдельных случаях необходима работа с дистанцирующимися от родителей подростками со стороны педагогов образовательных учреждений.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, ценностная ориентация, психолого-педагогические классы, деятельностный подход, психологическая безопасность подростков, личность, профориентация, профессиональный выбор.

Annotation. The article deals with the problem of formation of value orientations and ideas about family among students of psychological and pedagogical classes as one of the conditions of organized system support for high school students in their professional self-determination in favor of the teaching profession. The necessity of creating psychological safety for adolescents in the society, which requires a focus on the issues of family education as the basis for the development of value orientations and ideas about family among adolescents, has been substantiated. The analysis of psychological and pedagogical works devoted to the issues of formation of value orientations and ideas about family in adolescents, which are the ideal of the teenager's relationship to the family as the highest value for the person. The results of questioning the students of specialized psychological and pedagogical classes, conducted in order to determine the level of development of value orientations and ideas about family and the role of parents in the formation of these values in adolescents are presented. It was found that the family has a great influence on the personal development of our respondents and contributes to the formation of their sustainable interest in psychological and pedagogical knowledge and preferences in the choice of the profession of a teacher. In some cases it is necessary to work with adolescents distancing themselves from their parents by teachers of educational institutions.

Key words: family, family values, value orientation, psychological and pedagogical classes, activity approach, psychological safety of adolescents, personality, career guidance, professional choice.

Введение. В современную эпоху изменения социокультурной ситуации в российском обществе оказывают достаточно сильное влияние на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Очевидно, что смена социальных ориентиров приводит также и к переоценке подростками семейных ценностей. Педагогическое сообщество, обеспокоенное созданием психологической безопасности подростков в социуме, концентрирует свои усилия на проблематике семейного воспитания как основы развития у них ценностных ориентаций и представлений о семье.

Несомненно, фундаментальной основой в становлении личности подростка является семья. Отношение подростка к своей семье, к школе, к малой родине, к Отечеству - это звенья одной большой цепи формирования гражданского самосознания и самоидентификации личности.

Одной из приоритетных задач образования в настоящее время является формирование семейных ценностей у подростков на основе гармоничного сочетания духовно-нравственных ценностей.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования нового поколения достижение личностных результатов при освоении программы общего образования предполагают организацию учебно-воспитательной деятельности «в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями» [4, С. 43]. Одними из условий «формирования внутренней позиции личности» выступают семейные ценности и «активное участие подростка в жизни семьи» [4, С. 43].

Обеспечение современной школой системного и гармоничного развития личности подростков осуществляется на основе концепции деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), что позволяет формировать интерес подростков к семье как социальному институту и принимать активное участие в ее жизнедеятельности. Исходя из теории деятельности А.Н. Леонтьева, всё психическое развитие личности обусловлено интериоризацией индивидом знаний и способов деятельности, общественного опыта, накопленных человечеством [2], т.е. происходит переход значений культуры во внутренний план личности.

Однако в реальности родители и педагоги выражают особую озабоченность по поводу снижения значимости семейных ценностей для подростков. Общеизвестный факт, что «подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностного отношения к семье, браку, который включает в себя определенные знания о семейных ценностях, заинтересованность в создании благополучных собственных семейных отношений» [1]. Соответственно, ключевой задачей для педагога становится воспитание отношения подростка к семье как к высшей ценности для человека [5].

Целью данной статьи является изучение ценностных ориентаций и представлений о семье у обучающихся психолого-педагогических классов Елабужского муниципального района Республики Татарстан для формирования у них профессиональных смыслов и построенных на их основе способов поведения в процессе педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. В достижении поставленной цели исследования перед нами стояла задача определения уровня развития ценностных ориентаций и представлений о семье у обучающихся психолого-педагогических классов. Для этого нами была разработана анкета «Ценностные ориентации и представления о семье у 15-16 летних подростков». Опрос был анонимный, количество респондентов - 61 человек, из них 62,3% - юноши, 37,7% - девушки.

На вопрос, «какие ценности являются наиболее значимые для вас?», респонденты в порядке приоритета выделили 3 группы ценностей: интеллектуальные ценности - 68,9%; семейные ценности - 62,3%; социальные ценности - 59%. Это говорит нам о том, что интеллектуальные ценности для десятиклассников выходят на первое место в связи с определением подготовки к поступлению в вуз. Тем не менее, семейные ценности остаются значимыми для школьников психолого-педагогических классов.

Однако, на вопрос анкеты о смещении у современной молодежи нравственных ценностей от идеальных к материальным, значительная часть респондентов (67,2%) придерживается мнения, что материальные ценности доминируют над идеальными. Это указывает о насаждении социумом и средствами массовой информации подрастающему поколению идеи о «власти денег в мире».

При определении условий, оказывающих решающее воздействие на формирование семейных ценностей у молодежи, респондентам было предложено выбрать по значимости не более 3 категорий. Из предложенного списка десятиклассники указали следующие: 1 место - «семья, ближний круг» (88,5%); 2 место - «личность молодого человека» (57,4%); 3 место -«интернет-пространство» (54,1%). Полученные данные позволяют проследить звенья одной цепочки: подростки осознают ценность семьи лично для себя и для общества в целом; они определяют свое место в семье. Отсюда следует и выбор подростками второй позиции «личность молодого человека», обусловленный возрастными особенностями и направленностью личности на формирование «самости» (по К. Юнгу «вычленение индивида из окружающего его мира» [7, С. 128]). Подтверждение мы видим в ответе респондентами на вопрос «Ваше положение в семье». 73,8% респондентов выбрали статус «полноправный гражданин» (см. Рисунок 1).

Выбор подростками третьей позиции «интернет-пространство» обусловлен четкими представлениями о семье и семейных ценностях в цифровом мире. Респонденты пользуются в интернет-пространстве ресурсами, поддерживающими их жизненные установки в выборе будущей профессии педагога.

В подтверждение предыдущих вопросов анкеты 88,5% респондентов ответили «да» на вопрос «Нужна ли семья современным молодым людям?».

Кроме этого десятиклассники в подавляющем большинстве (91,8%) чувствуют себя надежно защищенными в своей семье.

9. Ваше положение в семье

61 ответ

# «Пуп земли»

0 «Раб на галерах»

«Полноправный гражданин»

# «Бесполезный жилец»

# протестующий либераха

# Любимый ребенок, отдельная личность

Рисунок 1. Результаты опроса обучающихся психолого-педагогических классов Елабужского муниципального

района Республики Татарстан

В исследовании также была поставлена задача определения роли родителей в формировании семейных ценностей у обучающихся психолого-педагогических классов Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Формирование у ребенка семейных ценностей составляет стержневую основу родительского воспитания. Исследование работ отечественных педагогов позволяет нам подтвердить мысль о том, что ценности выступают не только как идеал, на который ориентируется личность в течение всей своей жизни, но и как важное условие ее формирования (В.Н. Дружинина, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, К.Д. Ушинский и др.).

По мнению Б.Т. Лихачёва, наиболее эффективными семейные ценности становятся в случае их личностного принятия и теоретического осмысления, когда эти ценности становятся нравственными ориентациями самих родителей, и взрослые осознанно и целенаправленно формируют соответствующие ценностные ориентации у детей [3].

Однако содержание семейных ценностей, предлагаемых родителями, не всегда совпадает с личностными ценностями подростков. Как отмечает Н.А. Хижкина, «разнообразие индивидуальных систем ценностей определяется в значительной степени особенностями социального опыта, в ходе которого человек осваивает ценности» [6].

Развитие ценностных ориентаций выступает признаком зрелости личности. Главными действующими лицами в процессе формирования семейных ценностей являются родители, показывая своим примером сущность семейных отношений. Однако ценности нельзя насаждать, чем зачастую грешат родители. Ценности нужно прививать посредством обеспечения ребенку свободы выбора, что является важнейшим основанием нравственных ориентаций личности ребенка.

Для определения роли родителей в формировании семейных ценностей у подростков в анкету для обучающихся 10-х классов психолого-педагогической направленности Елабужского муниципального района Республики Татарстан были включены вопросы, связанные с формированием у подростков духовно-нравственных ценностей и определением степени влияния родителей на этот процесс.

На вопрос, какие традиционные семейные духовно-нравственные ценности кажутся вам наиболее значимыми, было предложено выбрать не более 3-х предложенных вариантов. По результатам ответов мы наблюдаем, что предпочтение отдано «семейному ладу» (75,4%), «отцовству» (57,4%), «материнству» (55,7%), что свидетельствует о желании подростков

находиться в гармоничной семейной среде (Рисунок 2). Возможно, преобладающее количество выбора «отцовства» связано с участием в анкетировании большего числа юношей.

Рисунок 2. Результаты опроса обучающихся 10-х классов психолого-педагогической направленности Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Респонденты указали на значимых людей в решении их трудных жизненных ситуаций (см. Рисунок 3). На Рисунке 3 видно, что почти половина опрошенных (49,2%) главным помощником определили маму. Однако роль отца (14,8%) уступает вере в друзей (23%). Это указывает на то, что подростки не видят заинтересованности отцов в решении своих проблем, либо боятся доверить им свои тайны.

Рисунок 3. Результаты опроса обучающихся 10-х классов психолого-педагогической направленности Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Свое положение в семье респонденты указали по следующим позициям: «полноправный гражданин» - 73,8%, «раб на галерах» - 9,8%, «пуп земли» - 8,2%, «бесполезный жилец» - 5,2%, «любимый ребенок, отдельная личность» (1,5%), «протестующий либерал» (1,5%). Соответственно, 83,5% респондентов чувствуют себя комфортно в семье, а 16,5% -дистанцируются от родителей и ценностей, которые предлагают родители своим детям.

Выводы. Таким образом, результаты опроса обучающихся психолого-педагогических классов Елабужского муниципального района Республики Татарстан показали, что развитие ценностных ориентаций и представлений о семье этих школьников совпадают с требованиями к достижению личностных результатов, указанными в ФГОС общего образования нового поколения, когда одним из условий формирования внутренней позиции личности выступают семейные ценности и активное участие подростка в жизни семьи. Очевидным становится то, что семья оказывает большое влияние на личностное развитие наших респондентов и способствует формированию у них устойчивого интереса к психолого-педагогическим знаниям и предпочтениям в выборе профессии педагога.

Участники анкетирования определяют ведущую роль матери в формировании семейных ценностей. Хотя их ожидания роли отца в этом процессе достаточно выражены в анкетных данных.

Опрос показал, что согласованность родительского воздействия на формирование личности подростков придает подростку состояние уверенности в завтрашнем дне, т.е. они менее подвержены негативному влиянию социума, если чувствуют единение со своей семьей («крепкий тыл»).

Кроме этого, результаты анкетирования указывают на необходимость работы с дистанцирующимися от родителей подростками со стороны педагогов образовательных учреждений. Нужна регулярная проработка проблемных зон

подростков школьными психологами, социальными работниками, классными руководителями и другими задействованными в воспитании взрослыми.

Литература:

1. Колбасина, Л.В. Модель формирования семейных ценностей у подростков / Л.В. Колбасина, В.Н. Шульга, Р.Ф. Курмакаев // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - №1 (47). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/model-formirovaniya-semeynyh-tsennostey-u-podrostkov (дата обращения: 21.09.2022).

2. Леонтьев, Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: автореф. дисс.. канд. психол. наук. 19.00.01. / Д.А. Леонтьев. - М., 1988. - 24 с.

3. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев. - Самара: Издательство СИУ, 1997. - 85 с.

4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

6. Хижкина, Н.А. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков / Н.А. Хижкина // Вестник ТГУ. - 2007. - №10. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-semi-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 12.10.2022).

7. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - Москва: Издательство «Канон-плюс», 2019. - 336 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Багрецов Дмитрий Николаевич

Уральский государственный юридический институт МВД РФ (г. Екатеринбург)

ИДЕОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов и говорится о роли преподавателя в этом процессе. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом цифровых характеристик современной эпохи.

Ключевые слова: цифровизация; формирование патриотического мировоззрения; образовательно-воспитательный процесс; патриотическая культура; Родина; история Отечества; патриотизм; патриотическое мироощущение; преподаватель; наставник; патриотическое воспитание.

Annotation. The article focuses on the fundamental importance of the patriotic education of students and talks about the role of the teacher in this process. The formation of a positive axiology is analyzed as a necessary dominant of the educational process of a citizen's patriotic culture. Based on the experience of civil-patriotic, military patronage and veteran work accumulated over the years, the authors propose methods for the formation of a patriotic worldview among students, taking into account the digital characteristics of the modern era.

Key words: digitalization; the formation of a patriotic worldview; educational process; patriotic culture; Motherland; the history of homeland; patriotism; patriotic attitude; teacher; mentor; patriotic education.

Введение. С профессиональной и общегражданской точки зрения формирование патриотической культуры, базирующейся на позитивной аксиологии, является одной из ключевых задач педагога в современной высшей школе. Однако сегодня развитие патриотизма и формирование на этой основе гражданского общества невозможно без учёта цифровых характеристик современной эпохи. Зацифрованность как одна из самых значимых черт эпохи влияет на мышление подрастающего поколения. В силах педагогов, воспитателей, преподавателей использовать цифровые возможности во благо, для воспитания подрастающего поколения и формирования сильного, ответственного, патриотически настроенного гражданского общества.

В статье делается акцент на принципиальной значимости патриотического воспитания студентов с учётом цифровых характеристик времени. Формирование позитивной аксиологии анализируется как необходимая доминанта воспитательного процесса патриотической культуры гражданина. Опираясь на накопленный за годы работы, опыт гражданско-патриотической, военно-шефской и ветеранской работы, авторы предлагают методы формирования патриотического мировоззрения у студентов с учётом особенностей цифровой эпохи.

Изложение основного материала статьи. Статус преподавателя представляет собой необходимое условие для достижения поставленной цели: это уникальный исторически сложившийся емкий интегрированный феномен, представляющий в целом его правовое положение как работника и педагога и как центральной фигуры вузовской среды в целом. Преподаватель является членом трудового (педагогического) коллектива, заключающим договор с работодателем. Он защищен нормами трудового законодательства. В целом же статус преподавателя вуза как гражданина РФ защищен Основным законом нашей страны - Конституцией, ФЗ «Об образовании» и локальными нормативно-правовыми актами Минобрнауки и самого образовательного учреждения, где педагог исполняет свои прямые обязанности и реализуется в профессиональном и личностном плане [1]. Говоря о статусе педагога вуза и самой высшей школы следует вспомнить исключительно точную и емкую характеристику, данную основателем нашего государства В.И. Лениным в его труде «Письмо ученикам Каприйской школы», где он говорит, что престиж любой школы и уровень подготовки ее воспитанников всецело зависит от авторитета педагогов. Этот постулат и сегодня имеет непреходящее, фундаментальное значение. Однако падение статуса педагога отмечается еще с 90-х. Особенно это актуально для высшей школы. Сходные процессы коснулись армии и медицины, охватив таким образом все три социальные опоры государства. Подобных процессов не отмечалось ни в дореволюционный, ни в советский период. Отсюда напрашивается другой ленинский вопрос - Что делать? - а точнее, какие статусные требования должны быть сегодня выдвинуты к педагогу высшей школы с тем, чтобы закрепить его статус в некоторых нормативных документах вплоть до федерального уровня [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.