Научная статья на тему 'Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования'

Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1311
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ / VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS / ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / VALUES OF YOUTH / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ / PROGRAM OF DEVELOPING OF VALUES OF ADOLESCENT STUDENTS / VALUES OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Исмагилова Роза Райхановна

В статье описаны ценностные ориентации подростков. Представлен опыт создания и апробации программы по формированию ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования, описаны результаты проведения данной программы. Детально описана программа по формированию ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF DEVELOPING VALUES OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article describes the valued of adolescents. It reports experience of creating and testing the program on formation of value orientations of adolescents studying in the institution of secondary vocational education, described the results of this program. The detailed program on the formation of value orientations of adolescents studying in the institution of secondary vocational education is given.

Текст научной работы на тему «Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования»

Н.В. Ванюхина, Р.Р. Исмагилова ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ...

УДК 159.922.7

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015

Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» Р.Р. Исмагилова, магистр направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация. В статье описаны ценностные ориентации подростков. Представлен опыт создания и апробации программы по формированию ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования, описаны результаты проведения данной программы. Детально описана программа по формированию ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации подростков, ценности подростков, ценности молодежи, программа формирования ценностей подростков.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время Россия переживает непростой исторический период, сложность которого заключается в разрушении личности, доминировании материальных ценностей над духовными из-за чего у людей оказываются искажены представления о доброте, дружбе, великодушии, справедливости, уважении. Происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [1]. Современную молодежь отличает чрезмерная агрессивность, эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ориентация на атрибуты массовой культуры. В молодежной среде растет ориентация на эгоистически-гедонистические ценности [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современные средства массовой информации тиражируют антисупружеские, антиродительские и антисемейные установки, все активнее внедряющиеся в жизнь молодежи [2]. Инфляция все стремительнее обесценивает результаты труда, сбережения, препятствует долгосрочным инвестициям, обесценивает доходы населения [3], приводя ко все большей занятости родителей на работе. Отцы повально отстранены от воспитания детей или занимают второстепенное место в семье, что приводит к тому, что «подросток перестает понимать значимость позитивных ценностей социального общества и подменяет их негативными представлениями и нормами различных асоциальных групп» [5, с. 450]. Все вышеперечисленное приводит к уменьшению влияние родителей на подростков в вопросах формирования морали и нравственности. К тому же, современной тенденцией стала ориентация родителей на интеллектуальное развитие детей и подростков без уделения должного внимания их нравственному воспитанию [6-11]. Более того, нередко современные родители сознательно формируют у ребенка эгоистическую позицию, учат способам манипулирования окружающими, поощряют потребительские наклонности, считая, что именно они будут способствовать его будущему успеху и процветанию. Исходя из этого, следует подчеркнуть значительную роль образовательных учреждений в формировании непреходящих ценностей у современной молодежи [12-17].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной работы являлось изучение ценностных ориентаций у подростков, а также составление и проверка эффективности программы формирования ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

1. Проанализировать проблему формирования ценностных ориентаций подростков.

2. Изучить особенности ценностных ориентаций

подростков.

3. Разработать и апробировать программу формирования ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.

Объектом исследования являются ценностные подростков. Предметом исследования является программа формирования ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.

В работе были использованы следующие методики:

1. «Определение направленности личности» Б. Басса;

2. «Ценностные ориентации» М. Рокича;

3. «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.

Математическая обработка производилась с помощью ^критерия Стьюдента и Т-критерия Вилкоксона.

В исследовании приняли участие 60 подростков 1516 лет, обучающихся в филиале ГАОУ СПО «Лениногор-ский политехнический колледж» г.Азнакаево Республики Татарстан, разделенные на экспериментальную (30 человек) и контрольную (30 человек) группы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Больше всего подростки ценят материально обеспеченную жизнь. На втором месте среди терминальных ценностей оказалась ценность «свобода», т.е. самостоятельность, независимость в суждениях и поступках. Третье место занимает ценность «наличие хороших и верных друзей». На четвертом месте - развлечения, приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей. Ценность «интересная работа» у подростков на пятом месте. На шестом - творчество, на седьмом

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); на восьмом - общественное признание (уважение окружающих, сверстников, педагогов, родителей); на девятом - уверенность в себе (стремление к внутренней гармонии, свободе от внутренних противоречий и сомнений), на десятом - продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей). Последние места занимают такие ценности, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, красота природы и искусство, познание, развитие и счастье других.

Подростки видят следующие средства реализации жизненных ценностей (инструментальные ценности). На первые места подростки ставят жизнерадостность, независимость и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов». На четвёртое место подростки поставили ценность «широта взглядов», которая проявляется в умении понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. На пятом месте - чуткость и заботливость, на шестом - твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями), на седьмом

- честность, на восьмом - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) На девятом месте находится такое средство, как «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональ-

Н.В. Ванюхина, Р.Р. Исмагилова

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ...

ные решения), на десятом - ответственность. Последние места занимают такие ценности, как аккуратность, воспитанность, высокие запросы, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, самоконтроль, терпимость.

При исследовании мотивов поведения подростков было выявлено, что 95% испытуемых характеризуются преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Они чаще всего заняты самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В окружающих видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

57% подростков ориентированы на совместную деятельность. Однако, зачастую они стремятся поддерживать отношения с людьми в ущерб себе. Наблюдается ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, повышенная потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. У 28% подростков нет потребности в общении и интереса к совместной деятельности. Это несколько интровертированные личности, любящие быть в одиночестве, предпочитающие виртуальное общение реальному.

У 22% испытуемых преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью (будь то учебная или увлечение), увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. 50% респондентов не показали ориентации на сотрудничество, заинтересованности в решении коллективных проблем, в выполнении работы как можно лучше.

Сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом ощущают 65% подростков. Однако, всего у 8% подростков присутствует четкая жизненная цель, которая придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. В связи с этим, неудивительно, что всего 5% подростков отличаются удовлетворённостью и довольны результатами своей жизни. И также всего 5% подростков убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

На формирующем этапе исследования была создана и апробирована программа развития ценностных ориен-таций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования. Программа была направлена на формирование общечеловеческих ценностей, ориентации на общественно-значимую деятельность и умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности; образование адекватной оценки товарищей и самооценки, развитие навыков конструктивного взаимодействия. Программа включала работу по следующим темам.

Тема «Что такое дружба».

Цель: углубить представления учащихся о дружбе, развивать качества настоящего друга, формировать умение противостоять манипулированию, скрывающемуся под видом дружбы.

Ход занятия: подросткам предлагаются для обсуждения типичные в их группе (классе) ситуации самоотверженного выбора в пользу друга (например, случаи, где требуется физическая помощь или моральная поддержка), переоценки дружбы (например, прогулять уроки или курить «за компанию»), манипулирования другим под предлогом дружбы (например, вымогательство денег или услуг). Выслушиваются и обсуждаются точки зрения учащихся на ситуации. Подводя итоги, перечисляются качества настоящего друга.

Тема «Дружеский поступок».

Цель: закрепить понимание того, какой поступок является дружеским; развивать эмпатию.

Оборудование: бумага и цветные карандаши, фломастеры, стенд или доска (место для рисунков).

Ход занятия: подростки рисуют рисунки на тему «Дружеский поступок», вывешивают их на стенд и дают пояснения к своему рисунку. Ведущий комментирует.

Тема «Требовательность и доброжелательность»

Цель: формировать адекватное отношение к себе и товарищам, развивать эмпатию; формировать навык правдиво, но корректно высказывать свое мнение о личностных качествах.

Оборудование: бумага и ручки.

Ход занятия: на одной стороне листка подростки в двух столбиках пишут свои отрицательные и положительные качества. Далее листок пускается по кругу и на другой его стороне одногруппники также в двух столбцах пишут отрицательные и положительные качества. (При оглашении инструкции ставится условие, что нужно написать одно отрицательное и два положительных качества товарища. Если качество, которое Вы хотели написать уже написано, то можно согласиться, поставив рядом галочку. По желанию ведущего задание может выполняться не на разных сторонах одного листка, а на отдельных листочках.)

Обсуждается соотношение количества отрицательных и положительных качеств в самооценке и оценке товарищами, содержание качеств, совпадение или несовпадение названных самим учеником и его товарищами качеств.

Тема «Умение понять и помочь»

Цель: развивать эмпатию, воспитать стремление и умение помогать людям; формировать понятие о необходимости заранее обдумывать каждое свое действие.

Ход занятия: подросткам предлагаются для обсуждения ситуации затруднений, типичные для данной группы (например, товарищ потерял в раздевалке одежду, забыл дома деньги на обед, не успел написать реферат, поссорился с подругой/другом/родителями и т.п.). Ребята предлагают варианты помощи, которые затем обсуждаются в группе. После обсуждения можно провести ролевую игру одной или нескольких ситуаций.

Тема «Культура межличностных отношений»

Цель: научить взаимопомощи, поддержки, уважению друг к другу; воспитать культуру межличностных отношений.

Оборудование: карточки с различными ситуациями.

Ход занятия: Подростки делятся на группы по три человека и вытаскивают по две-три карточки. Им даётся 15 минут на обсуждение, затем ситуации разыгрываются и обсуждаются в целой группе. Примеры ситуаций:

1. Вы немного опоздали на урок. Входите в аудиторию...

2. Вы впервые сегодня видите своих товарищей...

3. Беседуют двое. Вам необходимо обратиться к одному из них с вопросом. Сделайте это.

4. Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор.

5. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как проехать к Кремлю.

6. Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.

7. Вы идете с девушкой. Подходите к дверям. Покажите, как вы будете себя вести.

8. Помогите, пожалуйста, девушке надеть пальто (одна из присутствующих играет роль ассистентки).

9. Вы постучали в дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом. Что Вы скажете?

10.Вы пригласили в гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Но вот — звонок. Открывается дверь. Что Вы скажете?

Каждой из тем можно посвятить одно или более занятий. При апробации программы занятия проводились еженедельно по 1,5-2 часа на каждую тему.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. После проведения программы по формированию ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования, в экспериментальной группе были выявлены достоверно значимые сдвиги по нескольким критериям, чего не произошло в контроль-

С А Аббасова

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ МЕТОДАМИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВ ...

ной группе. В экспериментальной группе значительно снизилась ценность материально обеспеченной жизни и уровень запросов и повысилась ценность развития, средствами достижения которого подростки стали считать аккуратность, самоконтроль и честность. Снизилась направленность на себя и повысилась направленность на взаимодействие. Подростки экспериментальной группы стали считать жизнь более направленной, осмысленной и управляемой. Данные результаты позволяют заключить, что предложенная программа по формированию ценностных ориентаций подростков является эффективной и может применяться в учреждениях среднего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нравственный потенциал религиозного воспитания [Текст] / О. Д. Агапов, А. В. Скоробогатов, Е. Л. Яковлева, А. И. Скоробогатова, С. Ф. Туктамышева, М. А. Зайченко, Ф. А. Саглам, Х. М. Низамова / под ред. В. Г. Тимирясова. - Казань: Изд-во "Познание", 2012. - 147 с.

2. Киямова Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 96-97

3. Петров С. Ю., Соколова Г. Н., Бабешкова Е. В. Особенности и перспективы борьбы с инфляцией в России [Текст] // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. - №2 (30). - С.77-83

4. Татаринцев Е. А., Рогачева В. И. Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте общества массового потребления [Текст] // Системная социология и психология. 2014. - №10. - С.111-118

5. Хабибулина М. Р. Роль отца и девиантное поведение дочери в подростковом возрасте [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 448-450

6. Мельникова М.В. Право и нравственность - важнейшие формы социальной регуляции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 202-204.

7. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский на-

учный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.

8. Маргиева З.Г., Джагаева Т.Е. Факторы, механизмы и критерии социализации личности в национально образовательном пространстве // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 142-145.

9. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 35-39.

10. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного развития личности в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 30-33.

11. Трубина Н.А. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 48-50.

12. Масленникова С.Ф. Педагогические условия воспитания эколого-гуманистических ценностей у студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 112-118.

13. Мешков Н.И. Воспитание как ценность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 204207.

14. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 15-17.

15. Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54-56.

16. Чернышова Е.Л. Духовно-нравственное воспитание как элемент сознания современной молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 214-218.

17. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

PROGRAM OF DEVELOPING VALUES OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

© 2015

N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair

«Developmental psychology and psychophysiology» R.R. Ismagilova, master of «Psychological and pedagogical education»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Abstract. The article describes the valued of adolescents. It reports experience of creating and testing the program on formation of value orientations of adolescents studying in the institution of secondary vocational education, described the results of this program. The detailed program on the formation of value orientations of adolescents studying in the institution of secondary vocational education is given.

Keywords: value orientations of adolescents, values of teenagers, values of youth, program of developing of values of adolescent students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.