Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях православного лагеря'

Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях православного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS / ORTHODOX CAMP / ORTHODOX EDUCATIONAL TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Григорьева Ольга Витальевна

В работе предложена программа духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря, организованного с учетом, с одной стороны, христианских традиций, с другой проживания в современном мультинациональном регионе. Программа лагеря сочетает православные ритуалы (утренняя и вечерняя молитва, молитва перед приемом пищи, посещение службы по выходным) с ежедневными беседами на актуальные и трудные для современного подростка темы. В соответствии с православными традициями воспитания, в лагере предполагается сочетание физического труда, спортивных занятий, кружковых занятий по интересам, просветительских мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Григорьева Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF ORTHODOX CAMP

The work proposes the program of spiritual and moral education of adolescents in conditions of Orthodox camp, which is organized taking into account, on the one hand, the Christian tradition, on the other hand living in modern multinational region. The camp program combines Orthodox rituals (morning and evening prayer, prayer before meals, attending church at weekends) with daily conversations on relevant and difficult for the modern teenager topics. In accordance with Orthodox tradition education in the camp assumes a combination of physical labor, sports, group activities, educational activities.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях православного лагеря»

TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

© 2014

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In this article problems of formation of information and communicative competence for students of higher education institutions are considered. We offer ways of their decision. Opportunity to unite a problem of formation of information and communicative competence with mastering necessary theoretical knowledge and development of intellectual qualities on the basis of technology of educational areas is analysed.

Keywords: formation of information and communicative competence, information and communication technologies, contents monitoring, educational areas, activity areas, educational situations

УДК 37.018.7:37.034

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

ПРАВОСЛАВНОГО ЛАГЕРЯ

© 2014

Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» О.В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент заведующий кафедрой «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В работе предложена программа духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря, организованного с учетом, с одной стороны, христианских традиций, с другой - проживания в современном мультинациональном регионе. Программа лагеря сочетает православные ритуалы (утренняя и вечерняя молитва, молитва перед приемом пищи, посещение службы по выходным) с ежедневными беседами на актуальные и трудные для современного подростка темы. В соответствии с православными традициями воспитания, в лагере предполагается сочетание физического труда, спортивных занятий, кружковых занятий по интересам, просветительских мероприятий.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие подростков, духовно-нравственное воспитание подростков, православный лагерь, православные традиции воспитания.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подростковый возраст во все времена считался критическим периодом. Но современные политические, экономические и социальные проблемы в России сделали вступление во взрослую жизнь еще более сложным процессом [1].

Сложность текущего исторического периода в России заключается в доминировании у людей материальных ценностей над духовными из-за чего у людей оказываются искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает чрезмерная агрессивность, эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ориентация на атрибуты массовой культуры, снижение истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета [2].

Из-за укоренения антисупружеских, антиродительских и антисемейных установок уменьшается влияние родителей на подростков в вопросах формирования духовно-нравственного поведения. Средства массовой коммуникации и информации дискредитируют высокие идеи и идеалы, вносят вклад в нарушение духовного единства общества, девальвацию ценностей старшего поколения, а также деформацию традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [3].

В 90-е гг. ХХ в. в России началось официальное возвращение русской православной церкви народу, увеличение ее общественного влияния. Сделалось возможным духовно-нравственное воспитание молодежи непосредственно духовными деятелями и на примерах духовной культуры. Принимая во внимание новейшие достижения техники и всевозможных отраслей науки, церковь находится в поиске новых современных форм воздействия на людей и, в особенности, подростков и молодежь.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Идея созда-

ния православного лагеря для подростков не отличается новизной. Всесезонные православные лагеря для детей и подростков функционируют в Москве, Московской, Ярославской, Владимирской областях, сезонные православные лагеря для детей и подростков есть в Икситимском районе, Псковской и Тверской областях, для молодежи - в Ульяновской области [4]. Однако, каждый подобный лагерь отличается от других количеством и составом детей, условиями проживания, педагогами и программой проведения смены. Поэтому, несмотря на то, что существует много аналогов православных детских, подростковых и молодежных лагерей, для описываемого подросткового лагеря требуется создание собственной уникальной программы пребывания детей и осуществления их духовно-нравственного развития.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы является создание модели духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности психологического развития и основные проблемы лиц подросткового возраста.

2. Описать особенности нравственного развития и духовно-нравственного воспитания подростков.

3. Проанализировать современные социально-демографические условия развития молодежи.

4. Создать модель духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря.

5. Провести пилотажное исследование эффективности части программы духовно-нравственного воспитания подростков.

Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная модель духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря будет эффективной для формирования у подростков способности посмотреть на себя как на личность и часть общества с христианских позиций, умения осознавать, анализировать, прогнозировать и оценивать собственные и чужие

поступки, делать верный с христианскои точки зрения моральный выбор.

Объектом исследования является духовно-нравственное воспитание подростков.

Предметом исследования является духовно-нравственное воспитание подростков в условиях православного лагеря.

В работе были использованы следующие методы:

1. Метод анализа литературных источников,

2. Психолого-педагогическое моделирование;

3. Тестирование.

В работе была использована методика Е.Н. Прошицкой, С.С. Гриншпун «Отношение к нравственным нормам поведения».

Выборка исследования составила 10 подростков мужского пола 12-18 лет.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Лагерь рассчитан на 40 детей: 20 мальчиков и 20 девочек в возрасте 12-18 лет. К приему в лагерь, в первую очередь, предполагаются подростки из православных семей. Возможен прием подростков из семей, не придерживающихся православной веры, если они (и их родители) желают познакомиться с основами православной веры. Программа подразумевает двухнедельное пребывание. Работа лагеря будет круглогодичной.

Воспитательный процесс осуществляют 5 педагогов (включая директора лагеря). Они являются вожатыми четырех отрядов по 10 человек в каждом. Два педагога также совмещают функции руководителя физическим воспитанием (физ.рук.) и руководителя культурно-массовой работой (культ.орг.). Педагоги должны придерживаться православной веры, так как собственный пример является наилучшим методом духовно-нравственного воспитания.

Цель программы лагеря: способствование формированию духовно-нравственной личности подростка.

Разумеется, в полной мере достичь данную цель в рамках двухнедельного пребывания подростков в лагере невозможно, но можно заложить фундамент способности посмотреть на себя как личность, гражданина и часть общества с христианских позиций, так как подростки способны самостоятельно размышлять над подобными вопросами. Проблема состоит в том, что в ближайшем окружении не всегда находятся люди, способные направить данные размышления в нужное русло, дать положительный духовный и нравственный пример. Именно поэтому программа лагеря сочетает православные ритуалы (утренняя и вечерняя молитва, молитва перед приемом пищи, посещение службы по выходным) с ежедневными беседами на актуальные и трудные для современного подростка темы. Так как одной из возрастных особенностей подростков является стремление к рациональному объяснению мироустройства, то необходимо разъяснить назначение всех ритуалов: поста в среду и пятницу, различия утренней и вечерней молитвы, а также молитвы перед приемом пищи.

На ежедневном православном часе предполагаются беседы на темы:

1. Что такое ислам или как живут мусульмане. (Эта тема необходима для обсуждения в Татарстане, так как необходимо понимать традиции людей, живущих рядом. Важно провести границу между традиционным исламом, распространенном в Татарстане, и радикальными течениями, привносимыми в современный татар-станский уклад)

2. Закон Божий или что такое хорошо и что такое плохо. (Данная тема рассматривается не только теоретически, но и с разбором жизненных ситуаций)

3. Православные обычаи или что делает православного христианина православным христианином. (Церковные и народные обычаи, связанные с православной религией)

4. Ритуалы православной религии или как можно

прославлять Бога каждый день. (Церковные ритуалы. Соблюдение ритуалов в обыденной жизни)

5. Кого любит бог: богатых или хороших? (Мерило успеха в светской и духовной жизни. Как совместить карьеру и духовную жизнь)

6. Православная семья или какого супруга мы хотим. (Роли мужчины и женщины, мужа и жены с христианской точки зрения)

7. Православная община или как дружить с хорошими и как не дружить с плохими. (Значение друга в жизни подростка велико, как никогда в дальнейшем, поэтому тему друзей обойти невозможно. Рассматривается, каким должен быть друг, в каком случае друг может оказать «медвежью услугу», как придерживаться православных традиций в группе сверстников)

8. Толерантность это хорошо или плохо? (В каких ситуациях семейной жизни, общения с друзьями, саморазвития нужно быть терпимым к недостаткам и в каких - нетерпимым)

В работе педагога важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний [5-9]. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Ее специфика состоит в обсуждении с подростками и поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Прежде чем осознать свои и чужие поступки, подросток учится анализировать те обстоятельства и причины, при которых эти поступки совершены. В этической беседе подростки учатся отвечать на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо определить качества участников ситуации, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил православной морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит с опытом. Задача воспитания заключается в том, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этических бесед. Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления подростков. Каждая из ситуаций должна нести нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В соответствии с православными традициями воспитания, в лагере предполагается сочетание физического труда, спортивных занятий, кружковых занятий по интересам, просветительских мероприятий.

Для кружковых и спортивных занятий целесообразно использовать интересы и умения педагогов, так как личный пример, опыт и увлеченность являются лучшими средствами увлечения детей каким-либо делом. В рамках спортивных занятий это могут быть:

- спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, пионербол, пинг-понг, бадминтон, полоса препятствий,

спортивная эстафета), которые требуют минимальной подготовки в объеме знакомства с правилами;

- спортивные кружки общеоздоровительной направленности (легкая атлетика, аэробика, ритмическая гимнастика, танцы, велоспорт, плавание, туризм), которые могут проводиться педагогами, руководствующимися здравым смыслом, посещавшими подобные занятия, но не имеющими специальной инструкторской подготовки.

- спортивные кружки узкой направленности (по видам спорта) могут проводиться инструкторами в данном виде спорта.

В рамках кружковых занятий могут проводиться занятия по бисероплетению, вышиванию, вязанию, кройке и шитью, декупажу, рисованию, шахматам, шашкам, пению, игре на музыкальных инструментах, кулинарии, тестопластике, гончарному делу, фотоделу, журналистике, стихосложению, иностранным языкам, автошколе, компьютерной грамотности и др.

К физическому труду относятся уборка территории и комнат, дежурства по кухне и столовой, уход за растениями и животными.

Вечерние мероприятия могут включать в себя празднование народных праздников согласно православным канонам, презентацию традиций народов Республики Татарстан в рамках культурного просвещения и воспитания этнической толерантности, выставку настенных газет и показ театрализованных представлений на православную тематику, конкурс знатоков, чтецов и толкователей религиозных текстов, виртуальную экскурсию по культурным памятникам Татарстана, выставку рисунков «Люблю мой край родной», конкурс поваров или кулинаров, конкурсы «А ну-ка, девушки» и «А ну-ка, парни» с демонстрацией традиционных для мужчин и женщин ролей и др.

При работе с подростками необходимо придерживаться рекомендаций:

- Работа с подростками не должна вестись агрессивно-насильственным способом. Поэтому программа лагеря не перегружена ритуалами, есть спортивные и кружковые занятия, вечерние мероприятия.

- При работе нужно учитывать социальную среду, в которой рос подросток, его окружение. Поэтому программа может варьироваться в зависимости от подготовленности приехавших подростков, степени их знакомства с православной религией и традициями.

- Для внедрения нравственных основ необходимо ре-ализовывать комплекс мер - духовно-просветительские (посещение церквей, этические беседы); спортивно-оздоровительные (проведение соревнований, эстафет, марафонов, спортивные занятия); культурно-ознакомительные (посещение музеев, памятников, знакомство с мусульманской культурой).

- Необходимо уделить особое внимание развитию и поддержанию здоровья подростка, благодаря ежедневным легким тренировкам, командным соревнованиям, спортивным выступлениям.

Пилотажное исследование программы духовно-нравственного развития подростков, предполагаемой к реализации в рамках двухнедельного православного лагеря, было проведено на 10 подростках мужского пола 12-17 лет. До и после реализации программы был проведен тест Е.Н. Прошицкой, С.С. Гриншпун «Отношение к нравственным нормам поведения» [10].

Программа проводилась в сокращенном варианте, так как шла не в условиях лагеря, а в форме факультативных занятий-бесед. Результаты оказались следующими (табл. 1).

Изменения в уровне отношения к нравственным нормам у подростков до и после реализации программы отсутствуют. Однако, было бы удивительней, если бы всего за две недели факультативных занятий сформировалось устойчивое положительное отношений к нравственным нормам. Вместе с тем, в табл. 2 отражено количество ответов, относящихся к тому или иному

уровню отношения подростков к нравственным нормам.

Таблица 1 - Уровень отношения к нравственным нормам у подростков до и после реализации программы

До реализации После реализации

программы. % программы. %

активное, устойчивое положительное - -

отношение

отношение активное, но 30 30

недостаточно устойчивое (возможны

компромиссы)

отношение пассивное и недостаточно 40 40

устойчивое

отношение отрицательное. 30 30

неустойчивое

В таблице 2 видно, что изменения произошли, однако их количества еще недостаточно для перехода в качественные изменения. Количество ответов, свидетельствующих об активном отношении, и об активном положительном отношении увеличилось.

Таблица 2 - Количество ответов подростков на различных уровнях отношения к нравственным нормам до и после реализации программы

До реализации После реализации

программы. % программы. %

активное, устойчивое положительное 7 10

отношение

отношение активное, но 14 18

недостаточно устойчивое (возможны компромиссы)

отношение пассивное и недостаточно 23 22

устойчивое

отношение отрицательное. 16 10

неустойчивое

Исходя из этого, можно заключить, что в полном варианте программы, включающем регулярные молитвы, посещение служб, спортивные и кружковые занятия, личный пример православных вожатых и др., она окажется эффективной для качественных изменений в уровне духовно-нравственного развития подростков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1. Подростковый возраст является сложным периодом развития, когда происходит переход от детского мировоззрения, мироощущения и поведения к взрослому. Кризисный характер развития подростка проявляется в многочисленных конфликтах, девиантном поведении и предъявляет особые требования к его воспитанию со стороны взрослых. Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Нравственное и духовное развитие подростка - это развитие у него высоких чувств, мотивов и стремлений, а духовно-нравственное воспитание - это формирование нравственных привычек (честности, заботы и ответственности, умения дружить и любить). Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в формировании у подростка нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, формировании активной жизненной позиции, привычки руководствоваться в своих поступках чувствам общественного долга. Духовно-нравственное воспитание осуществляется родителями, педагогами, сверстниками и духовными лицами. Именно в подростковом возрасте при целенаправленном и систематическом осуществлении духовно-нравственного воспитания у человека появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих, т.е. развивается истинная нравственность. В связи с вышеизложенным, именно в подростковом возрасте следует особо пристальное внимание обращать на формирование осознанного отношения к нравствен-

ным категориям и проблемам.

3. Нравственное развитие современных подростков происходит в сложных социальных и экономических условиях. К ним относится тенденция к снижению прироста населения в России, увеличение миграции как между странами, так и внутри одной страны (из села в город, из менее развитых регионов в более развитые), сложное положение подростков и молодежи на рынке труда, рост молодежной преступности. Наряду с экономическими причинами, обуславливающими данные тенденции, важной предпосылкой ухудшения социальных условий является деградация семьи как социального института. Исходя из этого, большое значение приобретает нравственное воспитание вне семьи.

4. Создана модель двухнедельного пребывания подростков 12-18 лет в православном лагере. В соответствии с православными традициями воспитания, модель предполагает сочетание физического труда, спортивных занятий, кружковых занятий по интересам, просветительских мероприятий. В зависимости от возраста, пола, вероисповедания, степени подготовленности подростков, прибывающих в лагерь, мероприятия могут быть разбиты на несколько дней, скомпонованы в соответствии с аудиторией.

5. Пилотажное исследование части программы показало, что изменения в уровне отношения к нравственным нормам у подростков до и после реализации программы отсутствуют. Однако увеличилось количество ответов, свидетельствующих об активном положительном отношении подростков к нравственным нормам, то есть изменения произошли, однако их количества в рамках пилотажного исследования оказалось недостаточно для перехода в качественные изменения.

В полном варианте программы планируется сформировать у подростков способность посмотреть на себя как на личность и часть общества с христианских позиций, умение осознавать, анализировать, прогнозировать и оценивать собственные и чужие поступки, делать верный с христианской точки зрения моральный выбор.

Однако, полностью реализовать задачи духовно-нравственного развития в рамках двухнедельного пребывания подростков в лагере также будет достаточно трудно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Реан А.А. Психология подростка: учебник // Под ред. члена корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с. - (Психология -лучшее).

2. Максаковский В.П. Демографический кризис в современном мире. // География ПС. - 2001. - .№23. - с. 13-14.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - М., 2003. - 294 с.

4. http://camp-center.ru/camps/pravoslavnye-lagerya. Свободной доступ

5. Акчулпанова Р.К. Духовно-нравственный потенциал природосообразности в содержании педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 17-19.

6. Колосов К.А., Пучкова Г.В. Исследование духовно-нравственного самосознания старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 164-167.

7. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.

8. Дзуцева З.Б. Методологические подходы к исследованию нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 132-135.

9. Рубаева В.П. Анализ проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов в психолого-педагогической теории и практике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 248-251.

10. http://www.eti-deti.ru/det-test/66.html. Свободной доступ

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS IN CONDITIONS

OF ORTHODOX CAMP

© 2014

N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair

«Developmental psychology and psychophysiology» O.V. Grigoryeva, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The work proposes the program of spiritual and moral education of adolescents in conditions of Orthodox camp, which is organized taking into account, on the one hand, the Christian tradition, on the other hand - living in modern multinational region. The camp program combines Orthodox rituals (morning and evening prayer, prayer before meals, attending church at weekends) with daily conversations on relevant and difficult for the modern teenager topics. In accordance with Orthodox tradition education in the camp assumes a combination of physical labor, sports, group activities, educational activities.

Keywords: spiritual and moral development of adolescents, spiritual and moral education of adolescents, Orthodox camp, Orthodox educational tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.