Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков'

Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВЕНИЕ / SOBRIETY / ТРЕЗВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / PREVENTION OF ADDICTIONS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS / TEMPERANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачинин Игорь Владимирович, Терещенко Нина Вольдемаровна

Предметом рассмотрения статьи является содержание спецкурса для студентов будущих педагогов «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних». Цель статьи раскрыть современные подходы к формированию у педагогов компетентности в сфере трезвенного просвещения. Тема статьи посвящена проблеме подготовки студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков. Методами исследования являются анализ и обобщение материала по трезвенному просвещению. Методология работы основана на идеях отечественных философов о понятии «трезвение» как важнейшей ценности православного сознания. Результаты работы: автором определены принципы отбора содержания учебного материала по трезвенному просвещению, описаны этапы методики по формированию у студентов готовности к трезвенному просвещению детей и подростков с соответствующими каждому этапу задачами, формами и методами их реализации. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: результаты практического внедрения разработанной методики привели к осознанию студентами будущими педагогами значимости формирования личных трезвеннических убеждений и профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бачинин Игорь Владимирович, Терещенко Нина Вольдемаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR TEMPERANCE EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS

The article deals with the content of a special course for students-future teachers "Methods of Prevention of Addictions among Adolescents". The purpose of the article is to reveal modern approaches to the formation of teachers' competence in the field of temperance education. The topic of the article is connected with the problem of training students of pedagogical higher schools for temperance education of children and adolescents. Methods of research include the analysis and generalization of material on temperance education. The methodology of work is based on the ideas of Russian philosophers about the notion of "sobriety" as a most important value of the Orthodox consciousness. As a result of the study the author defines the principles of selection of the content of didactic material on temperance education, describes the stages of procedure for the formation of students' preparation for temperance education of children and adolescents with appropriate objectives, forms and methods of their implementation. The obtained results may be used in the theory and methods of training and upbringing (general education). The results of the practical implementation of the developed methods have led to the realization of students-future teachers of the importance of forming personal temperance beliefs and professional competence in matters of temperance education of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.016: 371.71: 378. 147: 371.124 ББК Ч 448.935+ Ч 420.055

ГСНТИ 14.35.0

Код ВАК 13.00.01

Бачинин Игорь Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: prosvetcentr@mail.ru.

Терещенко Нина Вольдемаровна,

аспирант кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет»; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ninatervol@gmail.com.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ТРЕЗВЕННОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трезвение, трезвенное просвещение, духовно-нравственное воспитание, профилактика негативных зависимостей у детей и подростков.

АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является содержание спецкурса для студентов - будущих педагогов «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних». Цель статьи - раскрыть современные подходы к формированию у педагогов компетентности в сфере трезвенного просвещения. Тема статьи посвящена проблеме подготовки студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков. Методами исследования являются анализ и обобщение материала по трезвенному просвещению. Методология работы основана на идеях отечественных философов о понятии «трезвение» как важнейшей ценности православного сознания. Результаты работы: автором определены принципы отбора содержания учебного материала по трезвенному просвещению, описаны этапы методики по формированию у студентов готовности к трезвенному просвещению детей и подростков с соответствующими каждому этапу задачами, формами и методами их реализации. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: результаты практического внедрения разработанной методики привели к осознанию студентами -будущими педагогами значимости формирования личных трезвеннических убеждений и профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения детей и подростков.

Bachinin Igor' Vladimirovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tereshchenko Nina Voldemarovna,

Post-graduate Student of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

TRAINING PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

FOR TEMPERANCE EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS

KEYWORDS: sobriety, temperance education, spiritual and moral education, prevention of addictions in children and adolescents.

ABSTRACT. The article deals with the content of a special course for students-future teachers "Methods of Prevention of Addictions among Adolescents". The purpose of the article is to reveal modern approaches to the formation of teachers' competence in the field of temperance education. The topic of the article is connected with the problem of training students of pedagogical higher schools for temperance education of children and adolescents. Methods of research include the analysis and generalization of material on temperance education. The methodology of work is based on the ideas of Russian philosophers about the notion of "sobriety" as a most important value of the Orthodox consciousness. As a result of the study the author defines the principles of selection of the content of didactic material on temperance education, describes the stages of procedure for the formation of students' preparation for temperance education of children and adolescents with appropriate objectives, forms and methods of their implementation. The obtained results may be used in the theory and methods of training and upbringing (general education). The results of the practical implementation of the developed methods have led to the realization of students-future teachers of the importance of forming personal temperance beliefs and professional competence in matters of temperance education of children and adolescents.

В<

переходный период развития российского общества подрастающее поколение оказалось в сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых цен-

ностных ориентаций происходит медленно и хаотично. Многие люди утрачивают ощущение смысла происходящего, не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь

© Бачинин И. В., Терещенко Н. В., 2016

и особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий - попадают в различные виды негативных зависимостей, в зону социального риска. «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» [11, с. 225].

Стремительный рост таких групп риска, умножение числа субкультурных и контркультурных молодежных течений затрудняет влияние на мировоззренческие позиции и ценностные ориентации подрастающего поколения традиционными средствами. Так, молодежная субкультура и ее взрослое окружение оказались принципиально по-разному сориентированы в отношении злоупотребления различных психоактивных веществ, в отношении к зависимостям. На фоне того, что негативные зависимости среди молодежи стали социально приемлемыми, все традиционные меры профилактического, разъяснительного и репрессивного характера, направленные «извне», не достигают цели. По словам С. Т. Погорела, «сегодня в образовании должна идти речь о воспитании человека культуры, с духовно-ответственным типом самосознания» [12, с. 4]. Очевидно, что работа по предупреждению и профилактике негативных зависимостей будет эффективна только в том случае, если будет основываться на четкой системе духовно-нравственных ценностей, формировании здорового образа жизни, освоении трезвения как «способа жизне-строительства» [4, с. 78].

В то же время современные исследователи этой проблемы подчеркивают, что отсутствие необходимых знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку подросткам и молодежи из групп риска. Подростки и молодежь в целом оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с разрушением и частичной утратой связей со старшим поколением [2, с. 8-12].

Это побуждает современную педагогику искать средства трезвенного просвещения, помогающие молодым людям уходить от травмирующих переживаний и предупреждать различные виды негативных зависи-

мостей. Профессиональные педагоги, работающие с детьми, подростками, молодежью, нуждаются в выработке совершенно новых подходов к взаимодействию с ними, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать «стрессоустойчивую» и «за-висимоустойчивую» личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь [6].

Именно поэтому педагогам - будущим специалистам в сфере духовно-нравственного воспитания необходимо обладать профессиональными качествами, компетенциями, позволяющими им обучать подростков и молодежь умениям конструктивно решать свои жизненные задачи, содействовать формированию в подростковой и молодежной среде ценности здоровой личности, готовности использовать опыт традиционных религиозных организаций в трезвенном просвещении.

В Институте педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» разработана и реализована в практике преподавания студентам - будущим педагогам дисциплина «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних», целью которой является формирование у студентов компетентности в сфере трезвенного просвещения детей и подростков.

Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены следующими принципами:

• фундаментализации, обусловливающей организацию материала вокруг сущностных проблем диалога между наукой и религией, между светской и религиозной концепциями в духовно-нравственном воспитании;

• практико-ориентированности, предполагающей связь содержания программы учебной дисциплины с потребностями образовательной практики;

• модульности, обеспечивающей организационную сторону освоения содержания программы дисциплины.

Содержательный стержень дисциплины связан с освоением студентами понятия «трезвение» как важнейшей ценности православного сознания. Трезвение понимается как состояние духовного бодрствования, постоянное внимание человека к своей внутренней жизни и понуждения себя к благому действию [13, с. 182]. Трезвость - не только свобода от зависимостей, но прежде всего -здравомыслие, состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно на основе норм и ценностей христианской традиции. Это бесконечный процесс духовного совершенствования, в котором телесная и духовная трезвость состав-

ляют единое целое. По словам И. А. Ильина, «нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Чтобы слышать голос совести, человеку необходимо находиться в трезвении» [8, с. 28]. В критических ситуациях личность, воспитанная на этих принципах, сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям, совершенствуется, становится целостной личностью, устойчивой к социальным порокам.

Работа по формированию у студентов компетентности в сфере трезвенного просвещения детей и подростков выстраивается поэтапно.

На первом этапе ставится задача формирования у студентов мотивации к трезвенному просвещению как основы работы по духовно-нравственному воспитанию. Эта задача реализуется через эмоциональное вовлечение студентов в проблему профилактики негативных зависимостей с помощью методов демонстрации художественных произведений. Обращение к искусству дает возможность эмоционально-образной визуализации проблемных ситуаций и их эмоционального переживания. «В художественном переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [10, с. 135].

В современном обществе сложились мифы, на основании которых у людей формируется положительное отношение к различного рода зависимостям. В молодежной среде употребление алкоголя и наркотиков считается нормой, общество в целом снисходительно относится к пьяницам и заядлым курильщикам. Напротив, люди, ведущие трезвый образ жизни и лишенные зависимостей, зачастую воспринимаются обществом как ущербные, больные, «ненормальные» - своеобразные «белые вороны».

Большую роль в этом играют средства массовой информации, навязывая публике представление о формах зависимого поведения как необходимом атрибуте успешности. Многие представители шоу-бизнеса избирают скандальный, эпатирующий имидж для привлечения публики, используют его как инструмент достижения успеха. Для осознания подобных манипуляций студентам предлагается обсудить фрагменты телевизионных передач с участием известных артистов, в которых «развенчивается» их скандальный сценический имидж, где они сами объясняют его как коммерческую со-

ставляющую своих проектов (например, передачи о К. Собчак, Г. Сукачеве, певице Глюкозе и пр.) Просматриваются и обсуждаются фрагменты фильмов и передач о трагедиях в судьбах деятелей культуры, связанных с пагубными пристрастиями (например, фильм о В. Высоцком «Спасибо, что живой»).

В дополнение к эмоционально-образному ряду студенты получают достоверные знания о реальном воздействии алкоголя и табака на человека, что позволяет им критически отнестись к общепринятым мифам об их пользе: «снимает стресс», «расширяет кровеносные сосуды», «согревает», «выводит радиацию и токсины из организма», «содействует умственной и творческой активности человека», «обладает лечебными свойствами», «способствует продолжительности жизни», «является универсальным средством общения, поднимает настроение, создает ощущение радости» [9, с. 15-26].

Второй этап связан с задачей систематизации знаний по проблеме формирования трезвенных убеждений как ценностных приоритетов личности на основе взаимодействия светской и религиозной концепций духовно-нравственного воспитания.

Основные положения православной педагогики не противоречат постулатам светской педагогики, но, напротив, способны обогатить ее смыслы при разумном взаимодействии. Особенностью православного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственное совершенствование. В этом смысле церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает со светским педагогическим идеалом в его гуманистической парадигме. Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек - это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. Педагогика православия предполагает понимание человека, во-первых, как единства духа, души и тела, во-вторых, как становящейся личности, способной различать добро и зло, быть свободной, любить - иметь сердечный разум [15]. Это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.

Проблемы негативных зависимостей рассматриваются православной педагогикой с позиции нарушения человеком духовных законов. В Православной традиции

главный смысл бытия человека определяется нравственным выбором между добром и злом. Выбор этот человек совершает на протяжении всей жизни, своими поступками: действиями внешними и внутренними. Эти действия в духовной традиции классифицируются как грехи и добродетели. Грех в переводе с греческого языка означает действие, нарушающее нравственный закон, «непопадание в цель», добродетель - «делание добра» [13, с. 12-14]. Способность осуществлять свой нравственный выбор и оценивать его последствия проявляется в человеке через движение совести.

На занятиях студентам объясняется классификация грехов и добродетелей, существующая в практике православия, раскрывается механизм действия страстей с позиции аскетического учения Православной церкви. Эти знания даются в параллели с данными исследований в области психологии о механизмах формирования негативной социально-психологической программы поведения. Так, в исследовании Г. А. Шичко проанализированы этапы, через которые человек приходит к зависимому поведению, а также методы воздействия на человека, которые способны сформировать у него мотивацию в поведении помимо его воли и желания» [16]. В работе Б. С. Братуся проводится психологический анализ изменений личности при алкоголизме, анализируются причины возникновения и развития зависимого поведения [5]. В работе Р. П. Клещевой раскрываются механизмы разрушения мозга человека под воздействием алкоголя и табакокурения [9]. Выводы православной педагогики и светской науки едины: оградить себя от духовного порабощения возможно только в том случае, если человек умеет выявлять причинно-следственные связи, являющиеся основанием несвободного, зависимого поведения, и через осознанные личные усилия последовательно конструировать и реализо-вывать программу трезвенного образа жизни.

Огромную роль в формировании здорового образа жизни играет семья. В Православии семья рассматривается как единый, цельный живой организм. Любая возникающая проблема в семье не есть только проблема отдельного ее члена - это проблема всей семьи как единого целого, и решение ее возможно только в том случае, если каждый член семьи проникнется глубоким пониманием и личной, и общей ответственности за исход дела. Знания о традиционном иерархическом укладе семейной жизни помогут правильно выстраивать взаимоотношения в семье и избегать конфликтных ситуаций. Понимание родовой взаимной связи между всеми членами семьи приводит к высокой степени личной ответственности друг

за друга и за общее состояние, за свои поступки и перед самим собой, перед своей семьей, и перед всем своим родом, перед живыми и жившими. Обустройство отношений внутри семьи в соответствии с традиционным укладом жизни, сохранившимся в культуре народа, становится для нее надежной оградой и защитой против любых зависимостей, испытаний и потрясений. Таким образом, формирование у обучающихся культуры семейных отношений также можно рассматривать как элемент профилактики негативных зависимостей.

Эффективность освоения знаний на этом этапе обеспечивает обращение к разнообразным формам обучения: наряду с традиционными лекциями используются этические беседы, проблемные лекции и диспуты, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему, лекции с практикумами, лекции вдвоем, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани содержания с позиции разных дисциплин, и другое.

Задачей третьего этапа подготовки студентов к трезвенному просвещению является овладение способами формирования трезвеннических убеждений у детей и подростков. На этом этапе студенты овладевают такими методами активного обучения, как ролевые игры, моделирующие конкретные жизненные ситуации, в которых возможно употребление алкоголя и табака («День рождения без родителей», «Дискотека» и т.д.), диалоговые обсуждения просмотренных кинофильмов, образное моделирование ценностного поведения в творческой деятельности (создание медиа -презентаций, слайд-фильмов, медиа-роликов, самовыражение в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), творческие задания в форме групповых проектов, стимулирующих многообразие решений, к которым трудно было бы придти в одиночку, волонтерские акции, социально значимые проекты.

На данном этапе студенты сами вовлекаются в активные формы деятельности, разрабатывая сюжеты ролевых игр, диспутов, творческих заданий и проектов. С одной стороны, это позволяет им закрепить полученные знания, с другой, - овладеть необходимым методическим багажом для применения этих знаний в будущей практике работы с детьми.

В результате освоения дисциплины «Методика предупреждения негативных зависимостей» студенты должны:

- сформировать представление о «трезвении» как важнейшей ценности в отечественной духовной традиции;

- приобрести твердые научные знания о несостоятельности алкогольных и табачных мифов, о механизмах формирования негативных зависимостей и способах их профилактики у детей и подростков;

- осознать значимость формирования личных трезвеннических убеждений и профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения;

- овладеть методами трезвенного просвещения и предупреждения негативных зависимостей у детей и подростков.

Обращение к базовым национальным

духовно-нравственным ценностям в образовании и воспитании подрастающего поколения необходимо нашему обществу, особенно в условиях противоречивых морально-нравственных тенденций, существующих в нем на современном переходном этапе. «Все, что воспитывает духовный характер человека, - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами» [1, с. 23].

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Д. А. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М., 2005. 512 с.

2. Алмазов Б. Н. Психолого-педагогическое обоснование реабилитации социально дезадаптированных подростков : дис. д-ра наук.; Уральская государственная юридическая академия, Екатеринбург, 1997.

3. Аникин С. С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения : монография. Красноярск, 2004. 103 с.

4. Бачинин И. В. Теория и практика трезвенного становления личности в традициях православия: монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 190 с.

5. Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М. : Знание, 1974. 96 с.

6. Губочкин П. И. Психология сознательной трезвости. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2001. 96 с.

7. Дорошенко С. И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики // Православная педагогика: Традиции и современность : сборник лекций и докладов; ВГПУ, 2000. 128 с.

8. Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1994. 591 с.

9. Клещева Р. П. Табакокурение и мозг. М. : Наука, 1991. 123 с.

10. Куприна Н. Г. Культурологический подход в подготовке студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Педагогическое образование и наука. Международная академия наук педагогического образования. 2013. № 6. С. 134-138.

11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. XI, 6. Нижний Новгород, 2001. 288 с.

12. Погорелов С. Т. Воспитание и культура // Просветитель. 2007. № 2. С. 4-5.

13. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика, 1998. 576 с.

14. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995.

15. Сурова Л. В. Православная педагогика как общественное и духовное явление. URL: http: //pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

16. Шичко Г. А. Основной словарь трезвенника. Казань : РИЦ «Школа», 2002. 40 с.

LITERATURA

1. Avdeev D. A. Nauka o dushevnom zdorov'e. Osnovy pravoslavnoy psikhoterapii. M., 2005. 512 s.

2. Almazov B. N. Psikhologo-pedagogicheskoe obosnovanie reabilitatsii sotsial'no dezadaptirovannykh podrostkov : dis. d-ra nauk.; Ural'skaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya, Ekaterinburg, 1997.

3. Anikin S. S. Informatsionnoe prostranstvo kak faktor stanovleniya trezvennogo mirovozzreniya : monografiya. Krasnoyarsk, 2004. 103 s.

4. Bachinin I. V. Teoriya i praktika trezvennogo stanovleniya lichnosti v traditsiyakh pravoslaviya: monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2015. 190 s.

5. Bratus' B. S. Psikhologicheskiy analiz izmeneniy lichnosti pri alkogolizme. M. : Znanie, 1974. 96 s.

6. Gubochkin P. I. Psikhologiya soznatel'noy trezvosti. Rybinsk : Rybinskoe podvor'e, 2001. 96 s.

7. Doroshenko S. I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v istorii otechestvennoy pedagogiki // Pravoslavnaya pedagogika: Traditsii i sovremennost' : sbornik lektsiy i dokladov; VGPU, 2000. 128 s.

8. Il'in I. A. Sobranie sochineniy. T. 3. M., 1994. 591 s.

9. Kleshcheva R. P. Tabakokurenie i mozg. M. : Nauka, 1991. 123 s.

10. Kuprina N. G. Kul'turologicheskiy podkhod v podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya. 2013. № 6. S. 134-138.

11. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi / Sbornik dokumentov i materialov yubileynogo Arkhiereyskogo sobora Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. XI, 6. Nizhniy Novgorod, 2001. 288 s.

12. Pogorelov S. T. Vospitanie i kul'tura // Prosvetitel'. 2007. № 2. S. 4-5.

13. Svyashchennik Evgeniy Shestun. Pravoslavnaya pedagogika, 1998. 576 s.

14. Slobodchikov V. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti. M. : Shkola-Press, 1995.

15. Surova L. V. Pravoslavnaya pedagogika kak obshchestvennoe i dukhovnoe yavlenie. URL: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

16. Shichko G. A. Osnovnoy slovar' trezvennika. Kazan' : RITs «Shkola», 2002. 40 s.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Куприна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.