Научная статья на тему 'Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического взаимодействия светских и религиозных организаций'

Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического взаимодействия светских и религиозных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ТРЕЗВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / PREVENTION OF NEGATIVE DEPENDENCE IN CHILDREN AND ADOLESCENTS / TEMPERANCE EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна

Предметом рассмотрения статьи является содержание материалов научно-практической конференции, проведенной в Уральском государственном педагогическом университете 12 мая 2016 г. на базе кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства. Цель статьи на основе материалов докладов участников конференции раскрыть современные подходы к формированию у педагогов компетентности в сфере трезвенного просвещения школьников. Результаты работы: анализ материалов конференции позволяет сделать вывод об эффективности опоры на аксиологический, культурологический и деятельностный подходы в трезвенном просвещении подростков, что открывает пути к формированию зависимоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья. Раскрыто содержание социально значимого проекта «Будь здоров!», связанного с приобщением школьников к здоровому образу жизни совместными усилиями учителей общеобразовательных школ и представителей Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of negative dependence in adolescents: experience of pedagogical interaction between secular and religious organizations

The article considers the materials of the scientific-practical conference held at the Ural State Pedagogical University on May 12, 2016 at the Department of Aesthetic Education of the Institute of Pedagogy and Child Psychology. The purpose of the article is to disclose modern approaches to the formation of the teachers' competence in the field of temperance education of schoolchildren on the basis of participants’ reports at the conference. The analysis of the published materials of the conference allows drawing a conclusion about the effectiveness of application of axiological, cultural and activity approaches in temperance education of teenagers, which opens the way to the formation of a non-addictive personality capable to independently, effectively and responsibly build their lives, focusing on the value of physical and spiritual health. The article discloses the content of the socially significant project "Be Healthy!", aimed at attraction of schoolchildren to healthy lifestyle by joint efforts of secondary school teachers and representatives of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического взаимодействия светских и религиозных организаций»

ХРОНИКА

УДК 371.7

ББК Ч420.055 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.01

Куприна Надежда Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nkbv@mail.ru.

ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профилактика негативных зависимостей у детей и подростков, трезвенное просвещение, воспитательная работа, взаимодействие светских и религиозных организаций.

АННОТАЦИЯ: Предметом рассмотрения статьи является содержание материалов научно -практической конференции, проведенной в Уральском государственном педагогическом университете 12 мая 2016 г. на базе кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства. Цель статьи - на основе материалов докладов участников конференции раскрыть современные подходы к формированию у педагогов компетентности в сфере трезвенного просвещения школьников. Результаты работы: анализ материалов конференции позволяет сделать вывод об эффективности опоры на аксиологический, культурологический и деятельност-ный подходы в трезвенном просвещении подростков, что открывает пути к формированию зави-симоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья. Раскрыто содержание социально значимого проекта «Будь здоров!», связанного с приобщением школьников к здоровому образу жизни совместными усилиями учителей общеобразовательных школ и представителей Русской православной церкви.

Kuprina Nadezhda Grigor'evna

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PREVENTION OF NEGATIVE DEPENDENCE IN ADOLESCENTS: EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN SECULAR AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS

KEYWORDS: prevention of negative dependence in children and adolescents, temperance education, educational work, interaction of secular and religious organizations.

ABSTRACT. The article considers the materials of the scientific-practical conference held at the Ural State Pedagogical University on May 12, 2016 at the Department of Aesthetic Education of the Institute of Pedagogy and Child Psychology. The purpose of the article is to disclose modern approaches to the formation of the teachers' competence in the field of temperance education of schoolchildren on the basis of participants' reports at the conference. The analysis of the published materials of the conference allows drawing a conclusion about the effectiveness of application of axiological, cultural and activity approaches in temperance education of teenagers, which opens the way to the formation of a non-addictive personality capable to independently, effectively and responsibly build their lives, focusing on the value of physical and spiritual health. The article discloses the content of the socially significant project "Be Healthy!", aimed at attraction of schoolchildren to healthy lifestyle by joint efforts of secondary school teachers and representatives of the Russian Orthodox Church.

Двенадцатого мая 2016 г. в УрГПУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического взаимодействия светских и религиозных организаций». Конференция стала первым этапом реализации проекта, получившего поддержку международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». Организаторы конференции - преподаватели кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства - сформулировали цель данного мероприятия как

© Куприна Н. Г., 2016

обобщение и обмен опытом представителей педагогической общественности и религиозных организаций по трезвенному просвещению подрастающего поколения.

К участию в работе конференции были приглашены руководители образовательных учреждений, духовенство, представители Русской православной церкви, заместители по воспитательной работе, педагоги системы общего, профессионального и дополнительного образования, специалисты, занимающиеся профилактикой зависимостей, специалисты по социальной работе, журналисты.

Почетными гостями конференции стали заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Н. В. Журавлева, начальник Отдела организации оздоровительной кампании и межведомственного взаимодействия в социально-воспитательной сфере Министерства общего и профессионального образования Свердловской области С. Г. Карсканов.

С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по науке и инновационной деятельности А. П. Чуди-нов, отметивший актуальность и своевременность обсуждаемой на конференции проблемы. В Национальной доктрине образования, материалах по модернизации образования в Российской Федерации, программных документах Правительства Российской Федерации проблема духовно-нравственного образования подрастающего поколения рассматривается как условие преодоления трудностей в экономике, политике, демографии и общественной жизни. А. П. Чудинов подчеркнул значимость работы кафедры эстетического воспитания ИПиПД по подготовке компетентных в данной области педагогических кадров.

В приветственном слове директора ИПиПД С. А. Новоселова была отражена история разработки коллективом кафедры эстетического воспитания и реализации с 2010 г. программ бакалавриата и магистратуры «Педагогика духовно-нравственного воспитания» (направление - Педагогическое образование). С. А. Новоселов подчеркнул, что идея взаимодействия систем светского и религиозного образования является концептуальной идеей обучения по данным программам, что выражается в постоянном обмене опытом с ведущими учеными, специалистами, сотрудниками Русской православной церкви, привлекаемыми к преподаванию по данным программам на условиях почасовой оплаты и к участию в различных мероприятиях (стажировки, образовательные семинары, научно-практические конференции, социальные проекты). На кафедре эстетического воспитания работают специалисты, имеющие опыт преподавания в светских и религиозных образовательных организациях: протоиерей И. В. Бачинин, доцент кафедры, к.п.н.; помощник митрополита Кирилла Екатерин-бурской епархии по вопросам образования С. Т. Погорелов, доцент кафедры к.п.н.; руководитель сектора православного дошкольного и школьного образования в отделе религиозного образования и катехизации Екатеринбурской епархии Е. Н. Бородина, ассистент кафедры, аспирант.

На пленарном заседании выступил начальник Отдела организации оздорови-

тельной кампании и межведомственного взаимодействия в социально-воспитательной сфере С. Г. Карсканов с докладом «Реализация областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» в рамках деятельности общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области». В своем докладе С. Г. Карсканов представил проект как одну из наиболее удачных и интересных форм профилактической и воспитательной работы с подростками, в которой ежегодно принимают участие более ста классов. Была проанализирована многолетняя работа в этом направлении под кураторством Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. По выводам докладчика, проект способствует созданию открытого образовательного пространства, расширяющего педагогическое влияние в социальной среде, и осуществляет поддержку творчески работающих педагогов. Активное участие школьников на всех этапах подготовки и проведения мероприятий проекта выступает его основополагающим принципом. Проект включает в себя творческие конкурсы, школьные олимпиады, спортивно-массовые мероприятия, организацию экскурсионной деятельности школьников по местам духовных центров и боевой славы Урала, социально значимые волонтерские акции, научно-практические конференции и образовательные чтения для детей, учителей и родителей. Конкурсные мероприятия построены так, что, участвуя в них, каждый учащийся класса может испытать себя, свои способности и таланты, при этом ни один участник не останется без внимания, независимо от того, станет он победителем или нет. По выводу докладчика, совместная воспитательно-образовательная деятельность семьи, системы образования и самой личности обеспечивает становление духовно-самостоятельного, свободного мыслящего человека, способного противостоят любым зависимостям.

В пленарном докладе доцента кафедры эстетического воспитания И. В. Бачинина «Нравственный императив трезвости как основа духовно-нравственного становления личности» обосновывалась методология воспитательной работы по предупреждению и профилактике негативных зависимостей: раскрывались идеи отечественных философов о понятии «трезвость» как ценности православного сознания и «способа жизнестроительства». Анализировались результаты реализации авторской дисциплины «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних», цель

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 5

169

которой - формирование у студентов, будущих педагогов периода детства, компетентности в сфере трезвенного просвещения детей и подростков.

Доклад зав. кафедрой эстетического воспитания Н. Г. Куприной «Роль педагогически организованной художественно-эстетической среды в предупреждении негативных зависимостей у детей» раскрывал идеи культурологического подхода как методологической основы программ бакалавриата и магистратуры «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Дошкольный и младший школьный возраст, на который, в основном, нацелена подготовка выпускников ИПиПД, является сензитив-ным для формирования ценностного сознания на основе активного усвоения образцов культуры, эмоциональной отзывчивости к художественным образам - носителям нравственных ценностей. Поэтому значимое место в программах занимают предметы искусства, раскрывающие для студентов технологии приобщения детей к духовно-нравственным ценностям в художественно-эстетической деятельности.

В докладе анализировалась роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о формах зависимого поведения как необходимом атрибуте успешности. Были приведены примеры подобной дезинформации, проанализирован скандальный, эпатирующий публику имидж некоторых представителей шоу-бизнеса, который используется как инструмент привлечения внимания публики и является коммерческой составляющей многих арт-проектов. Сделан вывод о необходимости педагогической организации художественно-эстетической среды в образовательной организации и важности воспитания у детей способности критического оценивания подобного рода явлений массовой культуры.

Доклад доцента кафедры эстетического воспитания С. Т. Погорелова «Проблемы взаимодействия Русской православной церкви и государственной системы образования в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения» был посвящен анализу агрессивных выпадов со стороны современной либеральной общественности против Русской православной церкви. С. Т. Погорелов раскрыл политический подтекст содержания плакатов майских молодежных «монстраций», представил их как метафорические модели, навязывающие молодежи не только антицерковные и антиправительственные взгляды, но и делающие привлекательными аддик-тивные формы поведения, рекламирующие негативные зависимости в молодежной среде. Сделан вывод о значимости развития

у подростков способности к нравственной оценке происходящих в обществе событий, а также необходимости творческого подхода к воспитательной работе с подростками, учета их запросов на творчество, возможность самовыражения и самоопределения.

Во второй части конференции слово было предоставлено педагогам, специализирующимся на профилактике негативных зависимостей у детей и подростков. В докладе педагога дополнительного образования В. О. Кривцова был раскрыт опыт воспитательной работы с подростками в организации «Братство православных следопытов». Социальный педагог ГБПОУ СО «Верхнетуринский механический техникум» г. Верхняя Тура А. Ф. Вовк представила программу воспитательной работы техникума по профилактике негативных зависимостей у несовершеннолетних. Учитель МАОУ «СОШ № 10» г. Ревда А. Ю. Шинов представил коллективную разработку мероприятий воспитательной работы в школе по приобщению обучающихся к ценностям здорового образа жизни. Преподаватель ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж» г. Екатеринбург Ю. В. Райкова поделилась опытом трезвенного просвещения студентов колледжа на основе православных традиций. Магистрант УрГПУ Н. Д. Гейт раскрыла аспекты работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в социально-педагогическом проекте «Будь здоров!»

В завершении были подведены итоги работы конференции и принято решение приравнять участие в конференции педагогов к освоению модуля курсов повышения квалификации для педагогов, специализирующихся на профилактике негативных зависимостей среди подростков группы риска. Курсы повышения квалификации (72 часа с выдачей сертификата) проводятся в ФГБОУ ВО «Ур-ГПУ» на средства международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» и включают следующие этапы:

- участие в конференции «Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического взаимодействия светских и религиозных организаций» (в форме выступлений, обсуждения докладов и публикации материалов в сборнике конференции);

- лекционные и практические занятия в период работы Международной трезвенной школы-слета «Увильды» и летней смены оздоровительного лагеря «Таватуй»;

- лекционные и практические занятия на базе ФГБОУ ВО «УрГПУ» (отчетность: презентации разработанных методических материалов по реализации в школе мероприятий проекта «Будь здоров!»)

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Б. Н. Психолого-педагогическое обоснование реабилитации социально дезадаптированных подростков : дис. д-ра наук. Уральская государственная юридическая академия, Екатеринбург, 1997- 408 с.

2. Аникин С. С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения : монография. Красноярск, 2004. 103 с.

3. Бачинин И. В., Терещенко Н. В. Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков / / Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 188-193.

4. Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., Знание, 1974. 96 с.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 5 с.

6. Губочкин П. И. Психология сознательной трезвости. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2001. 96 с.

7. Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1994. 591 с.

8. Клещева Р. П. Табакокурение и мозг. М. : Наука, 1991. 123 с.

9. Куприна Н. Г. Культурологический подход в подготовке студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Педагогическое образование и наука. Международная академия наук педагогического образования. 2013. № 6. С. 134-138.

10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. XI, 6. Нижний Новгород, 2001. 288 с.

11. Погорелов С. Т. Воспитание и культура // Просветитель. 2007. № 2. С. 4-5.

12. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика, 1998. 576 с.

13. Сурова Л. В. Православная педагогика как общественное и духовное явление. URL: http: //pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

14. Шичко Г. А. Основной словарь трезвенника. Казань : РИЦ «Школа», 2002. 40 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. 17 с.

LITERATURA

1. Almazov B. N. Psikhologo-pedagogicheskoe obosnovanie reabilitatsii sotsial'no dezadap-tirovannykh podrostkov : dis. d-ra nauk. Ural'skaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya, Ekaterinburg, 1997. 408 c.

2. Anikin S. S. Informatsionnoe prostranstvo kak faktor stanovleniya trezvennogo mirovozzreniya : monografiya. Krasnoyarsk, 2004. 103 s.

3. Bachinin I. V., Tereshchenko N. V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k trezvennomu prosveshcheniyu detey i podrostkov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 3. S. 188-193.

4. Bratus' B. S. Psikhologicheskiy analiz izmeneniy lichnosti pri alkogolizme. M., Znanie, 1974. 96 s.

5. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2009. 5 s.

6. Gubochkin P. I. Psikhologiya soznatel'noy trezvosti. Rybinsk : Rybinskoe podvor'e, 2001. 96 s.

7. Il'in I. A. Sobranie sochineniy. T. 3. M., 1994. 591 s.

8. Kleshcheva R. P. Tabakokurenie i mozg. M. : Nauka, 1991. 123 s.

9. Kuprina N. G. Kul'turologicheskiy podkhod v podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya. 2013. № 6. S. 134-138.

10. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi / Sbornik dokumentov i materialov yubileynogo Arkhiereyskogo sobora Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. XI, 6. Nizhniy Novgorod, 2001. 288 s.

11. Pogorelov S. T. Vospitanie i kul'tura // Prosvetitel'. 2007. № 2. S. 4-5.

12. Svyashchennik Evgeniy Shestun. Pravoslavnaya pedagogika, 1998. 576 s.

13. Surova L. V. Pravoslavnaya pedagogika kak obshchestvennoe i dukhovnoe yavlenie. URL: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

14. Shichko G. A. Osnovnoy slovar' trezvennika. Kazan' : RITs «Shkola», 2002. 40 s.

15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya. Bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie / Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 dekabrya 2015 g. 17 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.