РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА
УДК 371.14: 378.147:37.013.42
ББК Ч448.947.8+Ч466.02 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.01
Бачинин Игорь Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected].
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected].
ПРОВЕДЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: «ТРЕЗВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профилактика негативных зависимостей у детей и подростков, трезвенное просвещение, воспитательная работа, взаимодействие светских и религиозных организаций.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является описание мероприятий по реализации проекта, получившего поддержку Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». Название проекта — «Сетевое взаимодействие светских и религиозных организаций в подготовке педагогов, специализирующихся на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков группы риска». Цель статьи — раскрыть содержание последовательно проводимых мероприятий по разработке и реализации в рамках проекта курсов повышения квалификации для студентов УрГПУ и педагогов — организаторов воспитательной работы по трезвенному просвещению подростков. Концепция курсов «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций» основана на идеях отечественных философов о понятии «трезвость» как важнейшей ценности православного сознания. Результаты работы: авторами описаны разделы программы курсов повышения квалификации, организационные мероприятия по проведению курсов в три этапа с соответствующими каждому этапу задачами, формами и методами их реализации. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: результаты практического внедрения разработанной в рамках грантового проекта программы курсов повышения квалификации привели к обобщению теории и практики трезвенного просвещения подрастающего поколения, созданию методического сопровождения воспитательной работы по данному направлению, а также к осознанию слушателями курсов — студентами УрГПУ и педагогами, специализирующимися на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков, — значимости формирования профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещенияи личных трезвеннических убеждений.
Bachinin Igor Vladimirovich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Aesthetic Education Department, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kuprina Nadezhda Grigirievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CONDUCTING THE ADVANCED TRAINING COURSE: «SOBRIETY EDUCATION OF ADOLESCENTS IN INTERACTION BETWEEN THE SECULAR AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS»
KEYWORDS: prevention of addictions of children and adolescents, sobriety education, educational work, the interaction of secular and religious organizations.
ABSTRACT. The article describes the issues of the implementation of the project supported by the International Grant Competition «Orthodox Initiative». The name the project is «Network Cooperation between Secular and Religious Organizations in Training Teachers, Specializing in Prevention of Alcohol and Nicotine Addiction among Risk Groups of Adolescents». The purpose of the article is to disclose the content of the activities on the development and implementation of the project of training courses for the students and teachers of the USPU, the teachers involved in sobriety education for adolescents. The concept of the project «Sobriety Education of Teenagers in the Context of Interaction between Secular and Religious Organizations» is based on the ideas of the Russian philosophers about the concept of «sobriety» as the most important value of the Orthodox consciousness. The following results were achieved: the authors describe the parts of the advanced training courses program and the organizational activities for the courses held in three stages, each stage has its tasks, forms and methods of implementation. The results of the work may be useful for the theory and methodology of training and upbringing (general education). The conclusions are: the results of the practical implementation of the developed advanced training programs in the frameworks of the grant project have led to the generalization of the theory and practice of sobriety educa-
tion for adolescents and creation of methodical support of educational work in this area. Besides the students of the USPU and the teachers, specializing in the prevention of alcohol and smoking addiction among adolescents, realized the importance of the formation of professional competence concerned with sobriety.
На базе кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «УрГПУ» с апреля по ноябрь 2016 г. реализуется проект, получивший поддержку международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». Название проекта — «Сетевое взаимодействие светских и религиозных организаций в подготовке педагогов, специализирующихся на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков группы риска». В рамках проекта разработана и реализована программа курсов повышения квалификации «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций».
В содержательных модулях программы обобщен материал дисциплины «Методика предупреждения негативных зависимостей у детей», которая более 6 лет читается в цикле программ бакалавриата и магистратуры «Педагогика духовно-нравственного воспитания» (направление — Педагогическое образование). Разработчиками дисциплины являются преподаватели кафедры эстетического воспитания, имеющие опыт преподавания в светских и религиозных образовательных организациях: протоиерей И. В. Бачинин, к.п.н., доцент кафедры; помощник митрополита Кирилла Екатерин-бурской епархии по вопросам образования С. Т. Погорелов, к.п.н., доцент кафедры; руководитель сектора православного дошкольного и школьного образования в отделе религиозного образования и катехизации Ека-теринбурской епархии Е. Н. Бородина, к.п.н., ассистент кафедры.
20 апреля на заседании Лаборатории духовно-нравственного воспитания (руководитель С. Т. Погорелов) проведен семинар, где был обсужден проект программы курсов повышения квалификации, разработанный преподавателями кафедры эстетического воспитания.
Профилактика негативных зависимостей у подростков выступает значимым компонентом в системе воспитательной работы современной школы. Устойчивость к негативным зависимостям является основой развития у обучающихся способности самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья. Это обусловливает необходимость подготовки современного педагога к трезвенному просвещению школьников: оснащению его необходимыми знаниями в этой
области, эффективными методами воспитательной работы в данном направлении, умениями использовать опыт традиционных религий в трезвенном просвещении подрастающего поколения. В то же время современные исследователи этой проблемы подчеркивают, что «отсутствие необходимых знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку подросткам и молодежи из групп риска» [3, с. 189].
Программа курсов повышения квалификации направлена на формирование у педагогов профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения и включает в себя три раздела. В первом разделе — «Теоретические основы трезвенного просвещения подростков» — излагаются научные факты о разрушительных последствиях воздействия вредных зависимостей на организм человека, дается психологический анализ изменений личности при алкоголизме, механизмов разрушения мозга человека под воздействием алкоголя и в результате табакокурения, раскрываются особенности воздействия вредных зависимостей на детский и подростковый организм, приводятся примеры негативного действия зависимостей на благополучие семьи, общества и государства. В этом же разделе раскрываются социально-психологические причины формирования зависимого поведения у человека: разрушение прежних стереотипов поведения, нормативных и ценностных ориентаций в современном обществе, формирование идеологии потребительства, культа материального преуспевания, воздействие на человека интенсивных стрессовых ситуаций, что создает причины бегства многих современников в область алкогольных или наркотических иллюзий. Ключевой частью теоретического раздела выступает тематический блок «Нравственный императив трезвости как основа становления зависимоустойчивой личности». В данном блоке раскрывается понятие «трезвость» как важнейшая ценность православного сознания, основа нравственности личности, сохраняющей в критических ситуациях свои позиции и ценностные ориентации, жизненную стратегию и устойчивость к социальным порокам. Представляется отечественный и зарубежный опыт взаимодействия светских и религиозных организаций в предупреждении негативных зависимостей у несовершенно-
© Бачинин И. В., Куприна Н. Г., 2016
летних: на исторических примерах показаны способы профилактической и воспитательной деятельности отдельных просветителей (педагогов, врачей, священников и др.), общественных организаций, государства и Церкви по утверждению ценностей здорового образа жизни в Х1Х-ХХ вв., результаты и перспективы развития этой деятельности. Содержательным стержнем всего раздела является освоение слушателями идей отечественной философской мысли и православной педагогики о трезвости как «способе жизне-строительства» [4, с. 78], как системы духовно-нравственных ценностных ориентиров в работе по предупреждению и профилактике негативных зависимостей у подростков.
Во втором разделе — «Методические основы профилактики негативных зависимостей у подростков» — раскрываются нормативно-правовые основы педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у школьников, представляются современные технологии по разрушению притягательности негативных зависимостей в подростковой среде (основанные на деятельностном подходе, интерактивных методах в освоении ценностей здорового образа жизни), характеризуются формы трезвенного просвещения подростков в образовательном учреждении. Особое внимание уделяется формам взаимодействия субъектов образовательного процесса (детей, детей и взрослых, взрослых и взрослых), проектированию развивающей среды в школе как профилактики негативных зависимостей у подростков. Раскрываются методические подходы к нравственно-патриотическому воспитанию подростков как важнейшему компоненту трезвенного просвещения. Здоровье личности трактуется в качестве базовой национальной ценности и предмета воспитания в образовательных организациях и в семье, а гражданственное и нравственно-патриотическое воспитание подростков представляется основой развития качеств зависимоустойчи-вой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности отечественной культуры, ее историю и традиции. В рамках темы нравственно-патриотического воспитания акцентируется важность семьи «как со-бытийной общности взрослых и детей, как единого ценностно-смыслового пространства, где происходит трансляция образа жизни и видения мира от одного поколения к другому» [6, с. 12]. Значимое место в методическом разделе отводится освоению слушателями технологий, связанных с использованием художественных средств: художественное переживание, диалоговые обсуждения просмотренных кинофильмов, эмоционально-
образная визуализация проблемных ситуаций, образное моделирование ценностного поведения в творческой деятельности (создание медиа-презентаций, слайд-фильмов, медиа-роликов, выполнение творческих заданий, самовыражение в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и пр.). В художественном переживании «аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [10, с. 135]- Обращение к художественной культуре России рассматривается как содержательная основа возможных социально-педагогических проектов, направленных на нравственно-патриотическое воспитание и трезвенное просвещение подростков.
В третьем разделе — «Практический опыт реализации областного социально-педагогического проекта "Будь здоров!"» — представляется опыт взаимодействия светских и религиозных организаций в выборе конкретных педагогических принципов, методов и средств приобщения подростков к ценности ЗОЖ. Проект «Будь здоров!» характеризуется как одна из наиболее удачных и интересных форм профилактической и воспитательной работы с подростками, в которой ежегодно принимают участие более 100 классов школ Уральского региона. Анализируется многолетняя работа по реализации проекта под кураторством Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Раскрываются педагогические цели и формы участия представителей Церкви в подготовке и проведении мероприятий проекта «Будь здоров!», представляются методические разработки конкретных мероприятий, раскрываются особенности реализации проекта в различные годы. Анализируются способы организации активной деятельности школьников на всех этапах подготовки и проведения мероприятий проекта (творческие конкурсы, школьные олимпиады, спортивно-массовые мероприятия, организация экскурсионной деятельности школьников по местам духовных центров и боевой славы Урала, социально значимые волонтерские акции, научно-практические конференции и образовательные чтения для детей, учителей и родителей и пр.). Представляются примеры совместной воспитательно-образовательной деятельности семьи, системы образования, православных педагогов, направленной на становление духовно-самостоятельного, свободного, мыслящего человека, способного противо-
стоять любым зависимостям. Важным содержательным блоком в практическом разделе выступает мониторинг работы по профилактике негативных зависимостей у несовершеннолетних: освоение слушателями программы диагностического инструментария профилактики негативных зависимостей у подростков, умений планировать результаты работы в данном направлении, определять показатели их достижения в педагогических мероприятиях различных уровней, направленных на формирование ЗОЖ.
5 мая на расширенном заседании кафедры эстетического воспитания (с приглашением директора ИПиПД С. А. Новоселова, представителей Екатеринбургской Епархии) программа курсов повышения квалификации была утверждена. К обсуждению материалов программы курсов повышения квалификации были привлечены представители АНО «Просветительский центр» при Екатеринбургской Епархии, осуществляющие работу в сфере социального служения и религиозного образования (О. А. Чекедова, Н. В. Терещенко), педагоги-организаторы областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» (С. М. Попов, Н. Д. Гейт), специалисты в сфере дополнительного образования (В. И. Подкорытов, директор Центра дополнительного образования ИПиПД; Е. В. Плотникова, начальник учебного отдела Муниципального бюджетного учреждения «Информационно-методический центр» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга).
Было принято решение провести курсы в три этапа:
1 этап — участие слушателей в конференции «Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт педагогического взаимодействия светских и религиозных организаций» (12 мая 2016 г.) в форме выступлений, обсуждения докладов и публикации материалов в сборнике конференции;
2 этап — лекционные и практические занятия в период работы Международной трезвенной школы-слета «Увильды» и летней смены оздоровительного лагеря «Тава-туй» (июнь-июль);
3 этап — лекционные и практические занятия на базе ФГБОУ ВО «УрГПУ» (октябрь-ноябрь), отчетные мероприятия: презентации разработанных методических материалов по реализации в школе мероприятий проекта «Будь здоров!».
Научно-практическая конференция, проведенная в Уральском государственном педагогическом университете 12 мая 2016 г., собрала более 100 слушателей: руководителей образовательных учреждений, духовенство, заместителей по воспитательной и внеучебной работе, педагогов системы об-
щего, профессионального и дополнительного образования, специалистов, занимающихся профилактикой зависимостей, специалистов по социальной работе, журналистов, студентов УрГПУ. По материалам работы конференции были сделаны выводы «об эффективности опоры на аксиологический, культурологический и деятельност-ный подходы в трезвенном просвещении подростков, что открывает пути к формированию зависимоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья. Раскрыто содержание социально значимого проекта «Будь здоров!», связанного с приобщением школьников к здоровому образу жизни совместными усилиями учителей общеобразовательных школ и представителей Русской православной церкви» [11, с. 167].
По окончании работы конференции была сформирована группа наиболее активных участников (в количестве 42 человек), включающая студентов бакалавриата и магистратуры «Педагогика духовно-нравственного воспитания», преподавателей, работающих на проекте «Будь здоров!», мотивированных к продолжению обучения на последующих этапах курсов повышения квалификации.
10 июня для сформированной группы слушателей курсов повышения квалификации был проведен обучающий семинар на базе летнего лагеря «Таватуй». По многолетней традиции июньская смена в этом лагере связана с реализацией проекта «Будь здоров!»: приглашаются педагоги, имеющие опыт работы на проекте, проводятся мероприятия по проекту с активным участием школьников. На семинаре выступили с лекциями, практикумами и мастер-классами преподаватели ИПиПД С. Т. Погорелов, И. В. Бачинин, О. В. Жилина, Е. Н. Бородина. Были обсуждены методические аспекты организации культурно-исторических, спортивных, художественно-творческих мероприятий проекта, связанных с трезвенным просвещением и духовно-нравственным воспитанием школьников.
С 1 июля по 7 июля реализация программы курсов повышения квалификации продолжилась в условиях Международной школы-слета «Увильды». Это уникальное мероприятие ежегодно в течение 10 лет собирает до 1000 человек, разделяющих трезвенное мировоззрение и стремящихся к активной, деятельной, духовно осмысленной жизни в традициях православия. Событийное сообщество взрослых, детей, молодежи возникло благодаря встрече инициатив молодежных организаций Челябинска
и Екатеринбурга, Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви. Именно поддержка организованной молодежи со стороны Церкви обеспечивает привлекательность, масштабность, содержательную глубину и практическую духовно-нравственную направленность слета.
В рамках реализации грантового проекта и курсов повышения квалификации «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций» преподавателями ИПиПД (И. В. Бачинин, С. Т. Погорелов, Н. Г. Куприна, Е. Н. Бородина) были проведены лекции-практикумы. Условия открытого образовательного пространства на Международной школе-слете «Увильды» позволили приобщиться к материалам курсов не только постоянным слушателям (состав которых сформировался в процессе проведения предыдущих мероприятий грантового проекта), но и всем желающим. В течение всей недели работала выставка «Трезвая Россия — шаг в будущее». В роли тьюторов-комментаторов информационных стендов выступали слушатели курсов, магистранты ИПиПД. В дополнение к лекционным и практическим занятиям курсов слушатели посещали мероприятия разнообразных секций школы-слета: психолого-педагогический семинар-практикум для педагогов и родителей по теме «О чем говорит детский рисунок?» (В. В. Абраменкова, доктор психологических наук, профессор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва), доклад и мастер-класс «Игровые практики в духовном и нравственном становлении ребенка» (А. Б. Теплова, к.п.н., старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва), лекцию «Почему материться — это плохо. О некоторых аспектах философии языка» (И. Хмара, научный сотрудник Государственного музея истории религии, г. Санкт-Петербург), «Воспитательный потенциал проблемного урока» (К. В. Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург) и др.
Заключительным мероприятием гран-тового проекта «Сетевое взаимодействие
светских и религиозных организаций в подготовке педагогов, специализирующихся на профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей среди подростков группы риска» станет Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт реализации педагогических технологий предупреждения негативных зависимостей у детей и подростков», запланированная на 4 ноября 2016 г. Цель конференции — обобщение практического опыта трезвенного просвещения подрастающего поколения и создание методического сопровождения воспитательной работы по данному направлению. Вопросы для обсуждения:
• Опыт взаимодействия светских и религиозных организаций в социально-педагогическом проекте «Будь здоров!».
• Содержание и формы реализации культурно-исторических и художественно-творческих мероприятий в проекте «Будь здоров!».
• Содержание и формы реализации мероприятий с патриотической тематикой в проекте «Будь здоров!».
• Реализация инициированных учащимися мероприятий в проекте «Будь здоров!».
• Инновационные формы и методы трезвенного просвещения детей и подростков в воспитательной работе школы.
• Методические решения в создании социального партнерства семьи, школы, светских и религиозных организаций в предупреждении негативных зависимостей у детей и подростков.
• Мониторинг работы по профилактике негативных зависимостей у несовершеннолетних.
Для педагогов, проходящих обучение по программе курсов повышения квалификации «Трезвенное просвещение подростков в условиях взаимодействия светских и религиозных организаций», участие на конференции станет заключительным, обобщающим мероприятием, а представленные к публикации в сборнике методические материалы по реализации в школе проекта «Будь здоров!» — формой отчетности по освоению содержания курсов.
ЛИТЕРАТУР А
1. Алмазов Б. Н. Психолого-педагогическое обоснование реабилитации социально дезадаптированных подростков : дисс. ... докт. наук. Екатеринбург, 1997.
2. Аникин С. С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения : монография. Красноярск, 2004.
3. Бачинин И. В. Теория и практика трезвенного становления личности в традициях православия : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015.
4. Бачинин И. В., Терещенко Н. В. Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 188-193.
5. Бородина Е. Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
6. Бородина Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2016.
7. Губочкин П. И. Психология сознательной трезвости. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2001.
8. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.
9. Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1994.
10. Куприна Н. Г.Культурологический подход в подготовке студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников// Педагогическое образование и наука. Международная академия наук педагогического образования. 2013. № 6. С. 134-138.
11. Куприна Н. Г. Профилактика негативных зависимостей у подростков: опыт взаимодействия светских и религиозных организаций // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 167-171.
12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / / Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. XI, 6. Нижний Новгород, 2001.
13. Погорелов С. Т. Воспитание и культура // Просветитель. 2007. № 2. С. 4-5.
14. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика, 1998.
15. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995.
16. Сурова Л. В. Православная педагогика как общественное и духовное явление. URL: http: //pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.
REFERENCES
1. Almazov B. N. Psikhologo-pedagogicheskoe obosnovanie reabilitatsii sotsial'no dezadaptirovannykh po-drostkov : diss. ... dokt. nauk. Ekaterinburg, 1997.
2. Anikin S. S. Informatsionnoe prostranstvo kak faktor stanovleniya trezvennogo mirovozzreniya : mono-grafiya. Krasnoyarsk, 2004.
3. Bachinin I. V. Teoriya i praktika trezvennogo stanovleniya lichnosti v traditsiyakh pravoslaviya : mono-grafiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2015.
4. Bachinin I. V., Tereshchenko N. V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k trezvennomu pros-veshcheniyu detey i podrostkov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 3. S. 188-193.
5. Borodina E. N. Nasledie: metodicheskie rekomendatsii po nravstvenno-patrioticheskomu vospitaniyu detey v khudozhestvenno-igrovoy deyatel'nosti. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016.
6. Borodina E. N. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie detey starshego doshkol'nogo vozrasta v polikhudozhestvennoy deyatel'nosti : avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2016.
7. Gubochkin P. I. Psikhologiya soznatel'noy trezvosti. Rybinsk : Rybinskoe podvor'e, 2001.
8. Danilyuk A. Ya. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2009.
9. Il'in I. A. Sobranie sochineniy. T. 3. M., 1994.
10. Kuprina N. G. Kul'turologicheskiy podkhod v podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya. 2013. № 6. S. 134-138.
11. Kuprina N. G. Profilaktika negativnykh zavisimostey u podrostkov: opyt vzaimodeystviya svetskikh i religioznykh organizatsiy / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 5. S. 167-171.
12. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi // Sbornik dokumentov i materialov yubi-leynogo Arkhiereyskogo sobora Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. XI, 6. Nizhniy Novgorod, 2001.
13. Pogorelov S. T. Vospitanie i kul'tura // Prosvetitel'. 2007. № 2. S. 4-5.
14. Svyashchennik Evgeniy Shestun. Pravoslavnaya pedagogika, 1998.
15. Slobodchikov V. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti. M. : Shkola-Press, 1995.
16. Surova L. V. Pravoslavnaya pedagogika kak obshchestvennoe i dukhovnoe yavlenie. URL: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов.