Научная статья на тему 'Детский православный спортивно-оздоровительный лагерь как воспитывающая и развивающая среда'

Детский православный спортивно-оздоровительный лагерь как воспитывающая и развивающая среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИП ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТИ / ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ / ПРАВОСЛАВНЫЙ УКЛАД / ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА / РУССКАЯ ШКОЛА / EDUCATIVE ENVIRONMENT / UPBRINGING / THE PRINCIPLE OF CHRISTOCENTRICITY / GYMNASIUM BOARDING / ORTHODOX WAY OF LIFE / ORTHODOX COMMUNITY / RUSSIAN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочков Алексей Николаевич

В статье представлен опыт решения детским Православным спортивнооздоровительным лагерем педагогической задачи воспитания детей. Охарактеризован воспитательный процесс, реализуемый в Православной гимназии Ярославской епархии при Обители-Братстве милосердия, труда и молитвы Свято-Алексеевской пустыни как духовный, нравственный, в церковной, общинной среде. Община детского Православного спортивно-оздоровительного лагеря представлена автором наиболее оптимальной формой христианской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s Orthodox sports camp as a nurturing and developing environment

The article presents the experience of solving the pedagogical tasks of raising children for the children's Orthodox sports camp. The educational process is described in the Orthodox Gymnasium of the Yaroslavl Diocese under the Abode-Brotherhood, Mercy, Labor and Prayer the St. Alekseevskaya Desert as a spiritual, moral in a church, community environment. The community of the children's Orthodox sports camp is represented by the author as the most optimal form of Christian life.

Текст научной работы на тему «Детский православный спортивно-оздоровительный лагерь как воспитывающая и развивающая среда»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

УДК 37.061; 37.043; 351.858; 379.835

А. Н. Бочков

ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК ВОСПИТЫВАЮЩАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В статье представлен опыт решения детским Православным спортивно-оздоровительным лагерем педагогической задачи воспитания детей. Охарактеризован воспитательный процесс, реализуемый в Православной гимназии Ярославской епархии при Обители-Братстве милосердия, труда и молитвы - Свято-Алексеевской пустыни как духовный, нравственный, в церковной, общинной среде. Община детского Православного спортивно-оздоровительного лагеря представлена автором наиболее оптимальной формой христианской жизни.

The article presents the experience of solving the pedagogical tasks of raising children for the children's Orthodox sports camp. The educational process is described in the Orthodox Gymnasium of the Yaroslavl Diocese under the Abode-Brotherhood, Mercy, Labor and Prayer - the St. Alekseevskaya Desert as a spiritual, moral - in a church, community environment. The community of the children's Orthodox sports camp is represented by the author as the most optimal form of Christian life.

Ключевые слова: воспитывающая среда, воспитание, принцип Христоцентричности, гимназия-интернат, православный уклад, православная община, русская школа.

Keywords: educative environment, upbringing, the principle of Christocentricity, gymnasium - boarding, Orthodox way of life, Orthodox community, Russian school.

Наша Православная гимназия существует уже более 20 лет в Ярославской епархии при Обители-Братстве милосердия, труда и молитвы - Свято-Алексеевская пустынь. Мы - православная община, и центром жизни пустыни кроме огромного хозяйства, наделов земли, церковной жизни, культурного центра являются дети. И многие насельники пустыни приехали в обитель ради детей, чтобы уберечь их от той агрессии, войны (от информационной до физической), которая в последние 15-20 лет вылилась на российское общество.

Наша гимназия-интернат находится на полном пансионе, так что дети, поступившие к нам, полный день, а также праздники и всё каникулярное время находятся в стенах обители. Конечно, родители могут навещать детей хоть каждый день, но вот забирать на день и более не могут, только по очень уважительным обстоятельствам. И поэтому педагоги и воспитатели сами организуют отдых детей.

Главной целью и первейшей педагогической задачей гимназии является воспитание детей, воспитание прежде всего духовное, нравственное, в церковной, общинной среде, так как община для нас является наиболее оптимальной формой христианской жизни и спасения. Воспитание достойного гражданина, патриота нашего Отечества, христианина, опираясь на Евангельские ценности и Святоотеческие традиции русской школы. Не случайно у наших педагогов принципом как воспитания, так и обучения, взят принцип Христоцентричности.

Имея закрытое учебное заведение - Православную классическую гимназию памяти протоиерея Василия Лесняка, мы долгое время искали место летнего отдыха для наших детей. Причем в поиске места руководствовались такими положениями: место должно быть удалено от возможных контактов со светской жизнью, наши дети не смешиваются с другими детьми, обязательное проживание в палатках и максимальное самообслуживание.

И вот в 2006 г. мы нашли такое место на острове Зеленый Волгоградского водохранилища, напротив Саратова. Это муниципальная земля, когда-то отданная многим предприятиям Саратова для застройки под базы отдыха. А сейчас практически брошена, бывшие базы отдыха находятся в руках частных владельцев.

И впервые, почти со всеми детьми, порядка 80 человек, мы ставим палаточный лагерь на острове (в 20 минутах хода на катере) и с середины июля и до конца августа живем и реализуем с педагогами летнюю программу.

Гимназия на выезде (летний отдых) - это часть общины, поэтому на открытии лагеря мы всегда говорим детям, что мы «часть общины, только переместившаяся на остров», а значит, и жить мы будем так же, как в общине, т. е. руководствуясь принципами четкого распорядка и дисциплины, соблюдая уклад жизни, порядок и устав обители.

В основе нашей жизни в лагере:

1. Обязательно молиться. Вычитывание утреннего и вечернего правила, молитва перед каждым приемом пищи, чтение правила в подготовке к Причастию, посещение Воскресных богослужений в приходах Саратова, молитвы в Путь грядущим, тропари Святителю Николаю, Прп. Алексию Человеку Божьему, чтение воскресного акафиста, водосвятные молебны. Молитвой мы стараемся освящать свою жизнь и защищать от всех нападок врага. Стараемся общаться со священниками из Саратова, приглашая их в лагерь.

2. Обязательность труда и недопущение пустого времяпрепровождения. Обязательность какого-либо занятия: рукоделие, чтение, лепка, рисование, шитье, пение. Праздности быть не должно. Обязательность гигиены и самообслуживание (чистая одежда, причесанность у мальчиков, заплетенные волосы у девочек (распущенные волосы у девочек категорически запрещены), у девочек обязательные сарафан или длинная юбка, постиранное белье, убранная палатка и территория вокруг). Стараемся труд сделать общественно полезным. Например, отряд (в своей череде) обязательно дежурит по кухне (принести

воды, чистка овощей, обработка ям для отходов, мытье посуды) и лагерю, проводит запланированное мероприятие, убирает территорию лагеря. Дети участвуют в подготовленном концерте для детей-сирот в монастыре, организуют выставку своих работ и поделок, собирают урожай арбузов на местной бахче (какую-то часть можно как заработанную взять в лагерь для всех), клирос участвует в богослужении (если случается Великий праздник) вместе с монахинями.

3. Патриотическое воспитание через различные формы и средства. Встреча с отцом Федором Конюховым, с игуменьей Феодосией, со священниками из Саратова, с ветеранами-афганцами. Проведение тематических конкурсов песни: «Волга-матушка» - песни о Волге, песни о России и войне, краеведческая экспедиция по реке Медведица (приток Волги), выход в Саратов в Художественную галерею Радищева, в краеведческий музей, в Саратовский театр оперы и балета, поездка на Соколову гору к памятнику погибшим в Отечественную войну, посещение музея авиации в городе Энгельс, где дислоцируется полк дальней авиации «Лебеди», паломнические поездки по святыням Саратовской земли.

4. Спортивно-оздоровительная программа подразумевает обязательное научение всех детей плавать, участие в спортивных состязаниях и турнирах (плавание, настольный теннис, волейбол, крокет, лазанье по деревьям, используя обвязку, стрельба из лука, фехтование, управление яхтой класса «Кадет», управление весельной лодкой, игры и эстафеты на воде). Соревнования по акробатике, «Веселые старты», ежедневная зарядка и обязательное утреннее купание как продолжение зарядки, спортивно-туристское ориентирование и игры на ориентирование.

5. Художественное воспитание - это целый набор различных форм от кружков, мастер-классов до студий. Обязательные репетиции младшего сводного хора гимназии и отдельно клироса (церковный хор) 3 раза в неделю. Мастер-классы: лозоплетение, лепка из глины (глину привозим с собой до 100 килограммов), резьба по дереву, вышивка и вязание. Художественная студия с выставкой (по приезде в обитель - подарки для родителей и благотворителей) и театральная студия с постановкой спектаклей.

На протяжении 8 лет мы регулярно выезжали в Саратов на Волгу и работали с детьми, видя, как на наших глазах дети меняются, преображаются, растут и физически, и духовно, как они ждут лета, зная, что их ждет напряженная, интересная, насыщенная жизнь с массой впечатлений, успехов и достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.