ональная сфера» (наименьшее количественное различие обнаружено в тексте женского форума - 9 индикаторов). Данный факт подтверждает предположение о том, что для участников форумов интеллектуальное общение важнее, нежели эмоциональное межличностное.
Участники всех грех форумов одинаково редко используют иностранные слова и выражения (всего 25 случаев), половина из которых является ссылками на интернет-ресурсы. При проверке второго нашего предположения выяснилось, что участники умеренно используют функцию цитирования (всего 17 случаев) и буйного цветения цитат в текстах не наблюдается.
C.B. Бондаренко отмечает, что важной характеристикой виртуальных сообществ является их ориентация на прошлое или будущее. В нашем исследовании участники форумов обращаются к будущему значительно реже, чем к прошлому и настоящему. Этот факт противоречит данным Е.П. Белинской, которая в своем исследовании сетевого сообщества указывает на соотношение в тексте характеристик «потенциальности - актуальности» как 3:1, т.е. налицо ориентация на будущее в ущерб анализу настоящего. В нашем исследовании участники спортивного и женского форумов оказались ориентированными на настоящее, религиозного форума - ретроспективно ориентированными. Были подсчитаны упоминания паттернов
модальностей. Преобладающее использование кинестетических терминов можно объяснить ограниченным сенсорным опытом участников интернет-коммуникации. В некотором смысле интернет-среда обладает визуальным и аудиальными компонентами (изображение на мониторе; музыкальное сопровождение интернег-ресурсов и т.д.). Что касается телесных, то они ограничены.
Нами была обнаружена интересная закономерность -положительная корреляция между количеством упоминаний местоимений «я» и «вы» (0,968), «мы» и «ты» (0,970). Существуют основания формально отнести эти пары местоимений к разным ситуациям, стилям общения: «ты» и «мы» - к доверительному общению, а «я» и «вы» - к публичному («карнавальному»). Обнаружилась возможность конструирования своеобразных географических карт форума - «карт интересов». Карта женского форума в таком случае ограничивается московскими и киевскими магазинами; карта религиозного представляет собой объединение Иерусалима и России; а самая обширная карга у спортивного форума: помимо России два десятка стран - всего 43 упоминания.
1аким образом, интернег-анализ позволил выделить в текс тах форумов как уже описанные в литературе особенности коммуникации, так и некоторые другие закономерности, которые еще предстоит объяснить в будущем.
Исследование особенностей формирования произвольности у детей с невротическими реакциями
A.A. Стрельцова (Хабаровск)
Научный руководитель - Т.Н. Павлий
Изучению особенностей таких психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста, как произвольность, рефлексия и др., уделяется мало внимания, несмотря на то, что они необходимы для освоения школьной программы. Напряженный школьный труд требует наличия у ребенка способности поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить их, проявить определенные усилия в случае возникновения препятствий, оценить результаты своих действий, т.е. требуется наличие сформированной произвольности.
Всегда ли ребенок с достаточной для его возраста произвольностью психологически готов к школе? Могут ли взрослые быть уверены, что у него не будет проблем с адаптацией?
Психологические механизмы развития произвольности у детей известны, но знаний о том, как болезнь изменяет формирование произвольности, еще недостает. Между тем знание того, в чем состоит своеобразие формирования произвольности у дошкольников с невротическими реакциями, может способствовать предупреж-
дению сложностей в школьной адаптации и невротиза-ции, появлению проблемных черт личности в процессе обучения у таких детей.
Но данным А.И. Захарова, неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психических расстройств формирующейся личности, которые в аффективно-заостренной форме отражают проблемы человеческих отношений, понимания и общения между людьми, поиска своего Я, оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Эти отклонения в нервно-психической сфере обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад, а у 27% из них это нарушение представлено как невроз. Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Этот факт подтверждает необходимость исследования детей с невротическими реакциями.
Мы предположили, что произвольность у таких детей развивается своеобразно, иначе, чем у детей без нарушений. Возникновение невротических реакций более вероятно при сочетании психотравмирующей ситуации
№20
Сибирский психологический журнал
2004 г.
(конфликты различной этиологии, развод родителей, смерть близкого человека) и конституционально-генетических особенностей ребенка. Дети с невротическими реакциями внешне благополучны, они не доставляют проблем родителям. Обычно внешне они исполнительны и послушны, выполняют все требования, предъявляемые взрослыми. Но это благополучие обманчиво, так как, подчиняясь воле родителей, они не осознают правильности своих действий, ребенок не выступает организатором собственной деятельности, его внутренняя активность заменяется активностью извне. А именно осознанность является главным фактором благополучного формирования произвольности.
Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что если произвольность у детей с невротическими реакциями развивается своеобразно, то при высоком уровне саморегуляции они буду ) демонстрировать низкий уровень осознанности.
Для проведения экспериментального исследования была использована методика Е.О. Смирновой из опубликованной ею монографии «Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте» (1990). Методика построена на идее о том, что в основе произвольного поведения лежит осознание собственных действий и в неразрывном единстве с ним развивается мотивация осознанности.
Для проведения исследования были взяты две группы детей: экспериментальная и контрольная. Б первую вошли дети с невротическими реакциями, во вторую -без нарушений. В первую группу отбирались дети с диагнозами логоневроза или невротического состояния. Для получения информации об особенностях поведения детей мы провели собственное наблюдение за каждым ребенком в естественных условиях жизнедеятельности, а также беседовали с воспитателями и родителями, расспрашивая их о проблемах детей.
В процессе анализа результатов исследования каждая группа была разделена на пять подгрупп по характеру соотношения произвольности и осознанности.
В первую подгруппу вошли дети с высоким показателем произвольности и осознанности. Во вторую - с высоким показателем произвольности и низким - осознанности. В третьей группе оказались дети с низким показателем произвольности и высоким - осознанности. В четвертую группу вошли дети с низкими показателями и осознанности и произвольности. В пятой группе оказались дети с нестабильными показателями произвольности и осознанности.
В основном подтвердилось предположение о том, что произвольность детей с невротическими реакциями развивается своеобразно. Если в контрольной группе преобладающее большинство детей относится к группам с соотношением показателей низкой произвольности и высокой осознанности, а также нестабильными результатами, то в экспериментальной - преобладающее большинство детей имеют соотношение показателей высо-
кой произвольности и низкой осознанности. Для контрольной группы такой разброс показателей является характерным, что объясняется интенсивностью становления произвольности у детей без нарушений.
Соотношение низкой произвольности и высокой осознанности является более характерным для детей старшеш дошкольного возраста. Стремление к самостоятельным действиям оказывается более значимым и сильным мотивом, чем правила действий. Имеющиеся знания и правила на этом этапе еще не означают их осознания, т.е. присвоения в качестве средства организации поведения. Но такие дети наиболее чувствительны к воздействию взрослого и дают в эксперименте наибольший прирост показателей и произвольности и осознанности, что позволяет предположить, что их мотиваци-онно-волевая сфера находится в процессе интенсивного с!ановления, в «зоне ближайшего развития». Это г путь является нормативным для развития воли и произвольное! и дошкольников.
Экеперимешальная же группа демонстрирует другое соотношение показавшей, когорые свиде1ельс!ву-Ю1 о пеолагополучии в развитии произвольное!и. 11а наш взи1яд, высоким показатель произвольное!и можно считать заслугой не самой произвольности, а высокого уровня саморегуляции. Таким образом, у детей наряду с высокими показателями произвольности проявляется низкий показатель осознанности, что не соответствует нормальному становлению произвольности действий. Мы видим, что в результате ребенок затрачивает больше энергии на выполнение требований, так как не осознает их правильности. У него возникает конфликт между необходимостью делать и непониманием того, для чего это нужно делать, т.е. возникает внутрилично-стный конфликт. Такие дети, попадая в школьную обстановку, чувствуют постоянное напряжение, так как она предусматривает выполнение большого количества правил, на каждое из которых затрачивается много энергии (больше, чем у ребенка без отклонений). Ребенок не может долгое время находиться в состоянии напряжения, у него появляются различного рода отклонения в физиологической и психологической сфере, что влечет за собой школьную дезадаптацию.
Для предотвращения подобных последствий необходимо своевременно выявлять предрасположенность ребенка к невротическим реакциям, которые нарушают процесс становления произвольности и, как следствие, ведут к дезадаптации. Таким детям необходимы особые воспитательные психологические условия, способствующие развитию у них осознанности собственных действий. Первостепенное значение в формировании произвольности имеет воспитание мотивов достижения цели. Этот компонент нарушен у детей с невротическими реакциями. Формирование способности не бояться трудностей, стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, руководствуясь внутренней активностью, не отказываться от намеченных целей при возникновении
препятствий поможет ребенку адаптироваться к школьному обучению.
Вместе с тем взрослым следует быть особенно осторожными в предъявлении требований к детям. Высокая готовность выполнять установленный порядок, высокая внушаемость могут привести их к гиперсоциа-бельности, т.е. высокой зависимости от правил и норм.
Нередко выполнение этих требований не под силу детям, но они этого не понимают. Потенциал ребенка снижается, появляется возможное поле возникновения болезни и невротического развития личности. Знание индивидуальных особенностей детей с первыми признаками невроза должно учитываться в воспитании и предотвращать возникновение болезни.
Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности
А.И. Сафарова (Пермь)
Научный руководитель - С.И. Борисова
Наша работа видится нам актуальной с двух точек зрения. С одной стороны, в последние годы (начиная с 80-х) исследователями активно изучаются процессы ментальной репрезентации, ее особенности, виды, структура и пр., поэтому работа выполняется в рамках когнитивного подхода.
С другой стороны, в психологии зарождается новое направление. Это психология телесности. Ее возникновению предшествовало ин тенсивное развитие психосоматического подхода в медицине. Поскольку психология телесности имеет свои корни в клинической психологии, ряд понятий она заимствовала именно оттуда, в частности понятие «психосоматика». Однако обращение к этому понятию в рамках медицины рассматривается как однозначное указание на наличие патологических явлений в соматической сфере человека, связанных с воздействием психологических факторов. При таком подходе за рамками научного анализа оказывается обширная область психосоматических проявлений в норме.
Исследователи, разрабатывающие новый подход в психологии, при рассмотрении особенностей развития телесности говорят не только о физическом и психическом развитии, но и выделяют особую линию развития -психосоматическую. Содержанием этого процесса являются освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (пить, есть и др.); телесные функции (дыхание, реакция боли) и новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие).
Опираясь на концепцию культурно-исторического развития Л.С. Выготского, психологи считают, что психология телесности имеет свой особый феноменологический план (в который включаются не только психосоматические расстройства, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности), социокультурно-детерминированный и развивающийся сопряженно с психическим развитием.
На наш взгляд, новизна исследования заключается в изучении образа тела в рамках нового подхода - психо-
логии телесности. Кроме того, особенности репрезентации тела исследуются в сравнении - сопоставляются особенности медицинской и психологической интерпретаций. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что студенты-медики и студенты-психологи будут демонстрировать различные особенности вербальной и образной репрезентации тела.
В исследовании принимало участие 25 студенток 4-х курсов лечебного факультета Пермской государственной медицинской академии и 26 студенток фило-софско-социологического факультета специальности «Психология» Пермского государственного университета. В исследовании использовались качественные методы - свободный ассоциативный эксперимент и проективная методика «Рисунок человека». Математическая обработка осуществлялась с помощью пакета программ В1а№иса 6.0 (корреляционный анализ, Спирмен; критерий Манна - Уитни).
В связи с целью исследования (изучить особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности) были выделены такие задачи: выявить особенности вербальной и образной репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; сравнить особенности вербальной и образной репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; выявить различия в особенностях репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; сделать вывод о приверженности студентов-медиков и студентов-психологов адаптационной или антропоцентрической интерпретации здоровья.
Итогом проделанной работы были следующие выводы.
Предположение о различиях в характере рисовании фигур практически не подтвердилось: у психологов на 3 рисунка с неприятием больше, на 4 рисунка с размытой половой идентичностью (в т.ч. инфантильные) больше, реалистичных рисунков на 2 меньше. Мысль о более частом обращении студентов-медиков к блоку категорий «физиология» и студентов-психологов к категориям «эмоцио-