№20
Сибирский психологический журнал
2004 г.
Особенности коммуникации в интернет-форуме
Н.Б. Тупоногова (Пермь) Научный руководитель - Л.В. Ширинкина
Коммуникация в Интернете, по словам Е.П. Белинской, является наиболее выпуклым объектом анализа среди новых информационных технологий в силу своего глобального характера и темпов развития. Из всех видов коммуникации в Интернете наше внимание привлекли интернет-форумы, и в первую очередь ввиду малой изученности. Форум (сходные ресурсы: конференция, гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.н.) является иолилоговой, публичной темой, тематической формой коммуникации в режиме нереального времени (offline). Интернет-коммуникация в целом обладает рядом особенностей (по сравнению с традиционным общением), среди которых анонимность, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия и т.д.- эти и другие особенности описаны в ряде работ (например, в книге О.Н. Арестовой, J1.H. Бабанина, А.Е. Войскун-ского «Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия», 1996). Е.П. Белинская выделяет особенности исследований, посвященных интернет-коммуникации: отсутствие четкой дисциплинарной принадлежности, преимущественно описательный характер, опора в интерпретации данных на чисто технологические особенности интернет-среды.
Кроме того, в эмпирических исследованиях деятельности пользователей в интернет-среде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических. А.Е. Войскунский, воспользовавшись термином Курта Левина, назвал эту проблему «психологической экологией».
Мы исследовали методом контент-анализа тексты интернет-форумов. Правомерность использования контент-анализа в социально-психологических исследованиях определяется тем, что текст документа, являющийся для контект-анализа реальностью первого порядка, есть всегда продукт человеческой деятельности, социальной среды и психологических факторов. Отсюда проистекает возможность обнаружения и замера этих факторов путем регистрации в тексте соответствующих индикаторов или референтов этих факторов. Таким образом, целью контент-анализа является постижение внетекстовой реальности, т.е. на основе текста документа, его анализа мы делаем выводы о реальных людях или явлениях. (В.Е. Семенов, 1983).
Опираясь на опыт исследователей, использовавших контекст-анализ для изучения текстов чатов (Дж. Пао-лоило) и мультипользователей игр (Э. Рейд), текстов форумов (О.В. Смыслова) и телеконференций, служебной и другой переписки (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский), мы исследовали методом контент-
анализа тексты трех форумов: спортивного, религиозного и женского (общий объем - 233 килобайта).
Отбор эмпирического материала производился следующим образом: по результатам поиска на «Rambler» были выбраны первые три форума в первых трех тематических блоках (в которых поисковая машина объединяет наиболее популярные форумы определенной тематики), далее были выбраны первые в списках подфору-мы. В итоге эмпирическим материалом были выбраны первые пять четных тем (которые были случайно пронумерованы) и все сообщения в них.
Исследование проходило в несколько этапов, соответствующих схеме, приведенной в работе В.Ю. Хоти-нец (2001). На первом этапе исследования, в соответствии с представленными в литературе особенностями интернет-коммуникации, были выделены следующие категории анализа: имена пользователей (1). приветствия (2), цитирование (3), иностранные слова и выражения (4), эмоциональная сфера (5), когнитивная сфера (6), паттерны модальностей - визуальной (7), аудиальной (8), кинестетической (9), обращение к прошлому (10), обращение к настоящему (11), обращение к будущему (12), географические объекты (13). В процессе просмотра текстов были выделены дополнительные категории: местоимения [первое лицо, единственное число (14), (15), (16), (17), третье лицо (18)], разговорные слова и выражения (флейм) (19), междометия (20), знаки препинания (21), человеческие общности (22).
Упомянутые категории были внесены в конечный вариант кодировочной инструкции, после чего было проведено основное исследование.
На основе немногочисленных источников мы сделали несколько предположений относительно будущих результатов контент-анализа. Во-первых, мы предположили, что количество индикаторов категории «Когнитивная сфера» будет преобладать над количеством индикаторов «Эмоциональная сфера», поскольку среди исследователей существует мнение, что в интернет-коммуникации через форум преобладает интеллектуальный компонент (в сравнении, например, с эмоциональным общением в чате). Во-вторых, мы ожидали увидеть в текстах форумов, по выражению Джона Сулера, «буйное цветение цитат». В-третьих, мы ожидали увидеть в текстах «кириллическую латиницу» иначе (Войскунский А.Е., 2001). Речь идет о влиянии на русскую азбуку латиницы, которое особенно заметно в рекламном бизнесе, индустрии компьютерных игр и Интернете. Оказалось, что в текстах всех трех форумов количество индикаторов категории «Когнитивная сфера» значительно превышает количество индикаторов каю прим «Эмоци-
Конференции, семинары, симпозиумы
ональная сфера» (наименьшее количественное различие обнаружено в тексте женского форума - 9 индикаторов). Данный факт подтверждает предположение о том, что для участников форумов интеллектуальное общение важнее, нежели эмоциональное межличностное.
Участники всех грех форумов одинаково редко используют иностранные слова и выражения (всего 25 случаев), половина из которых является ссылками на интернет-ресурсы. При проверке второго нашего предположения выяснилось, что участники умеренно используют функцию цитирования (всего 17 случаев) и буйного цветения цитат в текстах не наблюдается.
C.B. Бондаренко отмечает, что важной характеристикой виртуальных сообществ является их ориентация на прошлое или будущее. В нашем исследовании участники форумов обращаются к будущему значительно реже, чем к прошлому и настоящему. Этот факт противоречит данным Е.П. Белинской, которая в своем исследовании сетевого сообщества указывает на соотношение в тексте характеристик «потенциальности - актуальности» как 3:1, т.е. налицо ориентация на будущее в ущерб анализу настоящего. В нашем исследовании участники спортивного и женского форумов оказались ориентированными на настоящее, религиозного форума - ретроспективно ориентированными. Были подсчитаны упоминания паттернов
модальностей. Преобладающее использование кинестетических терминов можно объяснить ограниченным сенсорным опытом участников интернет-коммуникации. В некотором смысле интернет-среда обладает визуальным и аудиальными компонентами (изображение на мониторе; музыкальное сопровождение интернег-ресурсов и т.д.). Что касается телесных, то они ограничены.
Нами была обнаружена интересная закономерность -положительная корреляция между количеством упоминаний местоимений «я» и «вы» (0,968), «мы» и «ты» (0,970). Существуют основания формально отнести эти пары местоимений к разным ситуациям, стилям общения: «ты» и «мы» - к доверительному общению, а «я» и «вы» - к публичному («карнавальному»). Обнаружилась возможность конструирования своеобразных географических карт форума - «карт интересов». Карта женского форума в таком случае ограничивается московскими и киевскими магазинами; карта религиозного представляет собой объединение Иерусалима и России; а самая обширная карга у спортивного форума: помимо России два десятка стран - всего 43 упоминания.
1аким образом, интернег-анализ позволил выделить в текс тах форумов как уже описанные в литературе особенности коммуникации, так и некоторые другие закономерности, которые еще предстоит объяснить в будущем.
Исследование особенностей формирования произвольности у детей с невротическими реакциями
A.A. Стрельцова (Хабаровск)
Научный руководитель - Т.Н. Павлий
Изучению особенностей таких психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста, как произвольность, рефлексия и др., уделяется мало внимания, несмотря на то, что они необходимы для освоения школьной программы. Напряженный школьный труд требует наличия у ребенка способности поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить их, проявить определенные усилия в случае возникновения препятствий, оценить результаты своих действий, т.е. требуется наличие сформированной произвольности.
Всегда ли ребенок с достаточной для его возраста произвольностью психологически готов к школе? Могут ли взрослые быть уверены, что у него не будет проблем с адаптацией?
Психологические механизмы развития произвольности у детей известны, но знаний о том, как болезнь изменяет формирование произвольности, еще недостает. Между тем знание того, в чем состоит своеобразие формирования произвольности у дошкольников с невротическими реакциями, может способствовать предупреж-
дению сложностей в школьной адаптации и невротиза-ции, появлению проблемных черт личности в процессе обучения у таких детей.
Но данным А.И. Захарова, неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психических расстройств формирующейся личности, которые в аффективно-заостренной форме отражают проблемы человеческих отношений, понимания и общения между людьми, поиска своего Я, оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Эти отклонения в нервно-психической сфере обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад, а у 27% из них это нарушение представлено как невроз. Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Этот факт подтверждает необходимость исследования детей с невротическими реакциями.
Мы предположили, что произвольность у таких детей развивается своеобразно, иначе, чем у детей без нарушений. Возникновение невротических реакций более вероятно при сочетании психотравмирующей ситуации