Научная статья на тему 'Способы создания образа «я» в виртуальном дискурсе'

Способы создания образа «я» в виртуальном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
614
206
Поделиться
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ФОРМУЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Медведева Ирина Александровна

Исследовательская работа посвящена вербальной самопрезентации в виртуальном дискурсе на примере блогов и социальных сетей. В статье выявлены и описаны сценарий и характерные речевые формулы самоподачи пользователей.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Медведева Ирина Александровна,

Ways to

The research work is devoted to verbal self-presentation in a virtual discourse on the example ofblogs and social networks. The paper detected and described a scenario and typical speech formulas of self-serve users.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Способы создания образа «я» в виртуальном дискурсе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 65-68.

И. А. Медведева

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА «Я» В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Исследовательская работа посвящена вербальной самопрезентации в виртуальном дискурсе на примере блогов и социальных сетей. В статье выявлены и описаны сценарий и характерные речевые формулы самоподачи пользователей.

Ключевые слова: виртуальный дискурс, самопрезентация, речевая формула.

Одной из самых бурно развивающихся областей исследования в гуманитарном знании является изучение особенностей коммуникации с использованием информационных технологий. В трудах, посвященных интернет-коммуникации, мировая информационная сеть представляется как «социальная виртуальная реальность», основу которой создает общество юзеров, активно действующих в данной среде. В центре внимания большинства исследователей оказываются явления, связанные с общением и взаимодействием пользователей в сети, а также принципы самовыражения и самопрезентации личности (О. Н. Арестова. Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина, Д. Галкин, И. А. Остапенко,

Н. В. Гордеев и др.).

Отправной точкой данного исследования стало следующее положение: современные средства интернет-коммуникации - блоги, социальные сети, сайты знакомств и пр. - служат инструментами создания и проектирования желаемого образа «Я» в сознании виртуального собеседника. Новизна работы заключается в том, что автором статьи впервые выявлены и описаны стереотипные лингвистические средства самопредставления пользователей в виртуальном дискурсе на примере самоподачи в блогах и социальных сетях.

Эмпирическую базу исследования составили самопрезентационные тексты с 200 личных страниц социальной сети «вКонтакте» и личных дневников с сервиса LiveJoumal, сбор материала осуществлялся с помощью случайной выборки. В работе использованы метод дискурс-анализа [5], описательный метод и метод компонентного анализа.

Всемирная паутина представляет человеку большие возможности в конструировании не только виртуального образа мира, но и собственного «Я». В интернет-среде личность получает различную реализацию в разных коммуникационных средах. «Социальная сеть

дает наиболее взвешенное, но и наиболее общее представление о виртуальной личности.. а личный дневник фокусируется на речевой деятельности индивида, делая ее призмой восприятия мира и самого индивида» [4]. Все это находит отражение в содержании текста само-презентации и сообщает ему ситуативно-обусловленную сценарность.

В процессе контент-анализа самопрезента-ционных текстов в блогах и социальных сетях удалось выделить обобщенную семантическую структуру вербальной самоподачи, а также определить представленность различных коммуникативных блоков речевой самопрезента-ции в 2 исследуемых интернет-контекстах.

Семантическая структура (сценарий) вербальной самопрезентации в виртуальном дискурсе:

1) личностный блок (представленность в социальных сетях - 94%, в блогах - 62%);

2) интерактивный блок (представленность в социальных сетях - 6%, в блогах - 20%);

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3) презентация личной интернет-страницы (представленность в социальных сетях - 0%, в блогах - 18%).

Личностный блок - информация о личностных качествах пользователя (самоописание, интересы, убеждения и т. д.) - ключевой компонент самоподачи, к которому сводится практически вся вербальная самопрезентация в социальных сетях, доля этого блока в упомянутом контексте составляет 94%. Для сравнения - в блогах на треть меньше. Отчасти это обусловлено тем, что в интернет-журналах появляется свой специфический коммуникативный блок самоподачи - презентация личной страницы / журнала, он занимает 18% контекста и служит, с одной стороны, для отражения интересов и взглядов пользователя, а с другой - для привлечения читателей. Оба коммуникативных блока

- и «Презентация личности», и «Презентация личной интернет-страницы - имеют монолого-вую форму: пользователь говорит преимуще-

ственно о себе и своих интересах. Выделенный нами интерактивный (диалоговый) блок само-презентации имеет другое назначение - установление контакта с предполагаемой аудиторией через этикетные формулы, вопросы, трансляцию правил общения и т. д. В большей степени диалоговый блок оказался актуальным в контексте самопрезентации пользователей интернет-дневников (20%), в меньшей степени

- социальных сетей (6%). Это объясняется тем, что блогеры больше ориентированы на привлечение незнакомой аудитории - читателей, чем пользователи социальных сетей, для которых чаще важно поддержание уже сложившихся в реальности связей.

Интернет-пространство есть пространство вербальное, соответственно, на первый план в нем выходят тексты, с помощью которых устанавливается социальная связь между пользователями. Как и в реальности, в интернет-контексте социальная идентификация человека осуществляется в рамках языковой практики, при этом важно заметить, что воспроизводимость большинства речевых ситуаций в виртуальном дискурсе, так же как и в реальном, порождает сценарность речи, ситуативные речевые формулы.

Приведем пример наиболее характерных для интернет-дискурса речевых формул (далее

- Р I Ф) самопрезентации личности, выявленных нами в процессе анализа материала. В основу классификации положен способ самохарактеристики личности пользователя.

Примеры цитируются с сохранением орфографии их авторов.

1. Р I Ф. Социальный ярлык (представленность в блогах - 25%, в социальных сетях -25%).

Наиболее частотная речевая формула, ее использовала четверть респондентов.

- Я простой парень.

- Я обычный житель поселка.

- По гороскопу я Водолей, то есть вечно ищущий новых ощущений, впечатлений, может, даже - открытий...

- Я студентка, в очередной раз пообещавшая себе ходить на все пары)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- Я из тех, кто, засмотревшись на ёлочку, разбивается о столб...

- Я демократ, который не в восторге от либералов.

Формула представляет собой простое предложение, обязательным компонентом которого является составное именное сказуемое.

Именная часть, как правило, выражена существительным или словосочетанием прил. + сущ. (простой парень) и обозначает определенный вид социального поведения, роль человека в обществе или социальное самовосприятие. Важно отметить, что в социальных сетях данной формулой пользователи отражали чаще свой социальный статус, реальный вид деятельности, а в блогах - образ мыслей.

На наш взгляд, название формулы очень верно отражает ее сущность. Ярлык - шаблонная, краткая характеристика, оценка кого, чего-л. [7]. Заметим, что часто шаблон, лежащий в основе формулы (социальная роль, вид поведения), обозначает признак, который в сознании читателя уже имеет определенный знак оценки: например, водолей, демократ, нерадивая студентка и т. д. Используя для самопрезентации данную речевую формулу, человек заранее прогнозирует реакцию аудитории. Формула является одной из самых показательных, т. к. обнаруживает тенденцию к использованию кратких и легких для восприятия аудиторией самохарактеристик в интернет-контексте.

2. Р / Ф. Черный пиар (представленность в блогах - 15%, в социальных сетях - 15%).

В данном контексте черный пиар - создание негативного представления о себе - рассматривается как игровой прием.

В отличие от живого общения интернет-коммуникация менее регламентирована с точки зрения нравственности и общепринятых норм поведения, поэтому в интернет-среде человек может позволить себе в большей степени «быть не таким как все» или, с позиции морали, «нехорошим», «ненормальным». Следуя логике известной поговорки «Черный пиар - тоже пиар», приписывание пользователями себе отрицательных, по мнению общества, черт может стать эффективным пиар-ходом в виртуальном мире и повысить узнаваемость субъекта. При этом важно отметить, что создаваемый образ, например злодея, может и не соответствовать реальному. Очень часто имидж объекта, формируемый PR-технологиями, является по сути своей мифом и строится на характеристиках, соответствующих ожиданиям целевой аудитории.

В рамках данной речевой формулы были выделены три варианта негативного образа.

1) Злодей.

Первый образ чаще создавали себе пользователи социальных сетей, представляя себя перед друзьями «плохим парнем» / «плохой девчонкой».

— Злой и коварный.

— Вредное, злобное, вечно всем недовольное, чертовски ленивое, хронически не высыпающееся чудовище.

Лингвистические показатели данного варианта формулы: слова с корнями -зло-, -черт- (злой, чертовски); слова различных частей речи, лексико-семантические варианты которых сводятся целиком к выражению отрицательной оценки (вредное, недовольное, ленивое, чудовище). В самохарактеристиках некоторых респондентов встретились слова-символы с негативным значением: 666, красная кнопка.

— Телефон: 666 ответит заместитель.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— За неимением президентской красной кнопки мне приходится любить человечество таким, как оно есть.

В последнем примере автор не только создает отрицательный образ себя, обнаруживая фальсификацию собственных чувств и жестокость, но и дает косвенно отрицательную характеристику обществу в целом (человечество

- такое, какое оно есть).

2) Неудачник-скептик.

Образ неудачника оказался популярным в большей степени среди пользователей блогов. Акцентируя внимание читателя на негативных моментах своей личной истории, респонденты представляли себя перед аудиторией людьми несостоявшимися в личном или профессиональном плане. При этом было заметно, что авторы подобных высказываний не ждали сочувствия, они высмеивали сложившуюся ситуацию.

— Я - скучный специалист по препрессу, моя профессия даже не имеет нормального названия и на сленге называется «допечатник под флексу».

— ... кошка Зюзя, единственный человек, который не считает меня нищей старой неудачницей, глава семьи и заменитель мужа и детей.

Лингвистические маркеры формулы: скучный, нищий, старый, неудачник и пр.

3) «Не от мира сего».

Некоторые респонденты, желая продемонстрировать свою непохожесть на остальных, характеризовали себя как людей, оторванных от реальности. Речевыми показателями формулы часто выступали известные фразеологизмы и их трансформации (не от мира сего, башню снесло).

— Башни как таковой нет, да и никогда и не было.

- Не от мира сего.

3. Р I Ф. Инсценировка собственного Я (представленность в блогах - 10%, в социальных сетях - 12%).

Виртуальная среда как новый тип коммуникации - очень креативная среда для самопе-зентации. «Интернет становится своеобразной социальной лабораторией для экспериментов с созданием и реконструкцией личного образа» [9]. В этих условиях многие пользователи творчески подходят к своей самопрезентации, воспользуемся терминологией В. А. Михайлова: они инсценируют собственное «Я» согласно своим личным предпочтениям и запросам аудитории [6].

Большая роль в исполнении креативного образа себя отводится прецедентному тексту: различным цитатам, мифам, анекдотам, фильмам, известным именам и т. д. Богатая система ассоциаций, стоящая за прецедентным текстом, помогает пользователю создать объемный узнаваемый образ.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- Rubik’s Cube (ЗхЗхЗ) - 00:30:00

- Деятельность - инквизиция - хранитель ключей, КИМ «Феникс»

- Я лучше буду заблуждаться с Платоном, чем делить «истину» с современными знатоками

- Истинный ариец. Характер твердый, нордический. В политических и иных связях, порочащих его не замечен.

Инсценировка образа может происходить также через использование сравнений:

-Я - солнце. Не желай меня! Не тронь! Я светом взгляд померкнувший утешу, осыплю лаской и теплом изнежу, а прикоснешься

- обожгу ладонь.

- Я, подобно поэту, смотрю на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету. Планету Любви и Света.

В последнем примере автор создает не только виртуальный образ своего «Я», но и субъективный образ действительности.

В самопрезентациях встретились и оригинальные образы, характерные для пользователей с развитыми коммуникативными навыками. Часто в этих творческих характеристиках использовалась ирония.

- Разносторонний вечно-поющий трудоголик-философ, птица-феникс, одним словом, фейерверк)))

— Я десять лет ходила с рюкзаком. Еще четыре с кожаной сумкой, а нынче я желаю босиком. И без всего. Чтоб легкой походкой. Люблю тупо поржать и тупо пожрать. Работаю во дворце пионеров. Принцессой.

Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее. Виртуальный дискурс - это, с одной стороны, полноценная социальная среда со своим языком и нормами взаимодействия, а с другой - мало регламентированный социальный контекст, в котором личность может позволить себе большую свободу самовыражения. С одной стороны, виртуальный дискурс - это творческое коммуникативное пространство, представляющее пользователям широкое поле для экспериментов с образом своего «Я»; а с другой, ввиду воспроизводимости большинства речевых ситуаций, - достаточно предсказуемая коммуникативная среда с устоявшимися вербальными сценариями и речевыми формулами. Среди характерных признаков самопрезентации в рамках исследуемого контекста автором статьи были выделены следующие: использование кратких и легких для восприятия аудиторией самохарактеристик - ярлыков; использование черного пиара как игрового приема для создания привлекательного образа; инсценировка образа «Я» через реконструкцию реального образа, вплоть до полного его изменения. Все перечисленные признаки определяют сценарий самопрезентации в сети и имеют свое языковое выражение. Полученные результаты могут найти применение в спецкурсах по эффективной самопрезентации, а также могут быть использованы на вузовских курсах линг-вопрагматики и теории дискурса.

Список литературы

1. Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях : психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

A. Е. Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1996. № 4. С.14-20.

2. Белинская, Е. П. Стратегии самопрезента-ции в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина. ИКЬ : http://flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml.

3. Галкин, Д. Виртуальный дискурс в природе постмодерна // Критика и семиотика. М. : 2000.

4. Гордеев, Н. В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети Интернет ИКЬ : http://cyberpsy. ги/2011/05/1151/

5. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса. М. : Гносиз, 2003.

6. Михайлов, В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В. А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. С. 34-52.

7. Новейший словарь иностранных слов / [авт.-сост. Е. А. Окунцова]. М. : Айрис-пресс, 2009.

8. Остапенко, И. А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации : социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 2004.

9. Фриндте, В.Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении /

B. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета. М., 2000. С. 40-54.