Научная статья на тему 'Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности'

Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности»

Конференции, семинары, симпозиумы

препятствий поможет ребенку адаптироваться к школьному обучению.

Вместе с тем взрослым следует быть особенно осторожными в предъявлении требований к детям. Высокая готовность выполнять установленный порядок, высокая внушаемость могут привести их к гиперсоциа-бельности, т.е. высокой зависимости от правил и норм.

Нередко выполнение этих требований не под силу детям, но они этого не понимают. Потенциал ребенка снижается, появляется возможное поле возникновения болезни и невротического развития личности. Знание индивидуальных особенностей детей с первыми признаками невроза должно учитываться в воспитании и предотвращать возникновение болезни.

Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности

А.И. Сафарова (Пермь)

Научный руководитель - С.Н. Борисова

Наша работа видится нам актуальной с двух точек зрения. С одной стороны, в последние годы (начиная с 80-х) исследователями активно изучаются процессы ментальной репрезентации, ее особенности, виды, структура и пр., поэтому работа выполняется в рамках когнитивного подхода.

С другой стороны, в психологии зарождается новое направление. Это психология телесности. Ее возникновению предшествовало ин тенсивное развитие психосоматического подхода в медицине. Поскольку психология телесности имеет свои корни в клинической психологии, ряд понятий она заимствовала именно оттуда, в частности понятие «психосоматика». Однако обращение к этому понятию в рамках медицины рассматривается как однозначное указание на наличие патологических явлений в соматической сфере человека, связанных с воздействием психологических факторов. При таком подходе за рамками научного анализа оказывается обширная область психосоматических проявлений в норме.

Исследователи, разрабатывающие новый подход в психологии, при рассмотрении особенностей развития телесности говорят не только о физическом и психическом развитии, но и выделяют особую линию развития -психосоматическую. Содержанием этого процесса являются освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (пить, есть и др.); телесные функции (дыхание, реакция боли) и новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие).

Опираясь на концепцию культурно-исторического развития Л.С. Выготского, психологи считают, что психология телесности имеет свой особый феноменологический план (в который включаются не только психосоматические расстройства, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности), социокультурно-детерминированный и развивающийся сопряженно с психическим развитием.

На наш взгляд, новизна исследования заключается в изучении образа тела в рамках нового подхода - психо-

логии телесности. Кроме того, особенности репрезентации тела исследуются в сравнении - сопоставляются особенности медицинской и психологической интерпретаций. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что студенты-медики и студенты-психологи будут демонстрировать различные особенности вербальной и образной репрезентации тела.

В исследовании принимало участие 25 студенток 4-х курсов лечебного факультета Пермской государственной медицинской академии и 26 студенток фило-софско-социологического факультета специальности «Психология» Пермского государственного университета. В исследовании использовались качественные методы - свободный ассоциативный эксперимент и проективная методика «Рисунок человека». Математическая обработка осуществлялась с помощью пакета программ В1а№иса 6.0 (корреляционный анализ, Спирмен; критерий Манна - Уитни).

В связи с целью исследования (изучить особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности) были выделены такие задачи: выявить особенности вербальной и образной репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; сравнить особенности вербальной и образной репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; выявить различия в особенностях репрезентации тела у студентов-психологов и студентов-медиков; сделать вывод о приверженности студентов-медиков и студентов-психологов адаптационной или антропоцентрической интерпретации здоровья.

Итогом проделанной работы были следующие выводы.

Предположение о различиях в характере рисовании фигур практически не подтвердилось: у психологов на 3 рисунка с неприятием больше, на 4 рисунка с размытой половой идентичностью (в т.ч. инфантильные) больше, реалистичных рисунков на 2 меньше. Мысль о более частом обращении студентов-медиков к блоку категорий «физиология» и студентов-психологов к категориям «эмоцио-

№20

Сибирский психологический журнал

2004 г.

нальная реакция» и «метафора» подтвердилась частично. Медики и психологи одинаково часто обращались к категориям «внешние характеристики» и «функция», к категории «эмоциональная сфера». Психологи в два раза чаще обращались к категории «метафора». Идея о тенденции с тудентов к тому или иному эталону в понимании здоровья подтвердилась частично. С одной стороны, медики демонстрируют тенденцию к медицинской интерпретации тела. Однако эту же тенденцию демонстрирую!' и психологи. С другой стороны, медики демонстрируют интерес к психологической реальности, который но своему уровню примерно равнозначен интересу психологов. Таким образом, можно говорить о тенденции в объяснении телесной реальности к адаптационной модели у студенток обеих выборок.

По результатам корреляционного анализа у психологов была обнаружена большая представленность в сознании вербального компонента описания своего тела. На наш взгляд, это связано с особенностями образования. В ассоциативном эксперименте психологи использовали больше слов, относящихся к образной сфере (метафоры), а в рисуночной методике больше использова-

ли сильный нажим и более детально прорисовывали руки. Медики же чаще обращались к категориям типа «внешние характеристики», «связь с другими органами» и «связь с предметами, людьми»; чаще пользовались штриховкой и рисовали женские фигуры. Особенности различий были проинтерпретированы с двух позиций -специфика профессионального образования и обусловленность ситуацией исследования.

Мы считаем актуальным и перспективным продолжение изучения феномена телесности. Исследование позволило выявить некоторые из особенностей репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности, но это всего лишь предварительные результаты. В исследовании в этом году нам хотелось рас-смотречь особенности репрезентации в зависимости от характера деятельности. С этой целью мы предполагаем сопоставить выборку из психосоматических больных, балерин балета толстых и оперного театра (или студентов- 1анцоров колледжа культуры) и выборку нормы. В качестве методов предполагается использовать опросник самой! ношения к телу, ассоциативный эксперимен т и проекпшныи рисунок человека.

Эмоциональные, когнитивные, коммуникативные аспекты тендерного самовосприятия лидерства

С.А. Стрижко (Томск)

Научный руководитель - З.И. Мещерякова

Актуальность нашего исследования связана с феноменом все возрастающей роли женщины в обществе, а также неразработанностью проблемы тендерных различий самовосириятия. Дифференциальная психология (Е.П. Ильин) рассматривает преимущественно половую дифференциацию с биологической точки зрения либо выявляет половые различия в эмоциональной, коммуникативной сфере. Проведены исследования по изучению психомоторных качеств, сенсорно-перцептивных способностей. Широко рассматривались тендерные различия лидерства (особенно зарубежными авторами).

Поиск причин тендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами - мужчинами и женщинами - ведется по пяти направлениям. Мы можем выделить традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии (психоанализе, когнитивизме, бихевиоризме); направление, связанное с общими различиями между мужчинами и женщинами; классические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола; непосредственно тендерные теории лидерства; и наконец, работы, не имеющие четкой теоретической основы и усматривающие причины тендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации.

Новизна этого исследования заключается в рассмотрении тендерных различий самовосприятия на примере феномена лидерства. Была отобрана группа респондентов с двух факультетов: специфически «мужской» (90% юноши) факультет информатики и специфически «женский» - психологический. Подразумевалось, что именно эта категория респондентов наиболее подвержена жесткой конкуренции в связи со спецификой факультета. Респонденты были обследованы с помощью объективной и субъективной психодиагностики. Использовались многофакторный опросник личности Р. Кеттела (вариантС) и психосемантический метод индивидуального шкалирования для оценки своих лидерских способностей. В созданный опросник были включены индивидуальные шкалы по методике Кеттела. При обработке результатов был использован метод статистической обработки - корреляционный анализ.

Была проведена корреляция полученных показателей, с помощью которой были выведены общие черты характера лидеров. Девушки, как правило, романтичные натуры, склонные к эмпагии, очень мягкие, женственные, открытые новому опыту. Они дипломатичны, склонны многое преувеличивать. Юноши, как показал анализ, более практичны, избегают конфликтов, склонны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.