Научная статья на тему 'Всероссийская студенческая олимпиада-конкурс по специальности 020400 «Психология»'

Всероссийская студенческая олимпиада-конкурс по специальности 020400 «Психология» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская студенческая олимпиада-конкурс по специальности 020400 «Психология»»

ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА-КОНКУРС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»

Согласно приказу Минобразования России № 408 от 03.02.2004 г. в апреле-сентябре 2004 г. на базе Томского государственного университета проведена Всероссийская студенческая олимпиада - конкурс по специальности 020400 «Психология».

Олимпиада проводилась в 2 этапа. Первый этап -заочный (Интернет-тур), - состоялся 29 апреля 2004 г. В нем приняли участие 98 человек из 53 вузов России. По представлению жюри олимпиады дипломами оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии 2004 г. были награждены победители Ин-гернет-тура: Анна Елисеева, студентка Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск); Наталья Авдеева, студен гка Тольяттин-ского филиала Самарской гуманитарной академии; На-1алья Иноземцева, студентка Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург); Мария Калашникова, курсант Академии нрава и управления Министерства Юстиции Российской Федерации (г. Рязань); Елена Одышева, студентка Томского государственного университета; Надежда Коновалова, студентка Таганрогского института управления и экономики.

Всего по результатам данного тура определили 30 победителей, которые были приглашены к участию во втором, очном, заключительном туре олимпиады, состоявшемся 14-16 сентября 2004 г. на базе Томского государственного университета. В нем приняли участие студенты Красноярского государственного университета, тольяпинского филиала Самарской гуманитарной академии, Иркутского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Академии права и управления Министерства Юстиции Российской Федерации (г. Рязань), Таганрогского института управления и экономики, Пермского государственного университета, Алтайского государственного университета, Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, Хабаровского государственного педагогического университета, Омского государственного университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Томского государственного университета, ВосточноЕвропейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург), Тюменского государственного университета.

В личном первенстве по результатам второго тура признаны победителями и награждены дипломами Министерства образования, а также памятными призами следующие студенты: Светлана Лукьянова, студентка

5-го курса Южно-Уральского государственного университета (1-е место); Маргарита Чубова-Белошникова, студентка 4-го курса Томского государственного университета (2-е место); Ирина Кособокова, студентка 5-го курса тольяггинского филиала Самарской гуманитарной академии (3-е место); Наталья Тупоногова, студентка 3-го курса Пермского государственного университета (3-е место).

15 сентября 2004 г. состоялось заседание студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума, в работе которого приняли участие и участники Всероссийской студенческой олимпиады по психологии, представив свои научные доклады. В них старшекурсники различных вузов России затрагивали наиболее актуальную тематику современной научной и практической психологии. Студенты были достаточно осведомлены в передовых отечественных и зарубежных концепциях, теоретических и практических исследованиях современной психологии, ими использовался адекватный психологический инструментарий.

Победитель конкурса научных докладов студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума Татьяна Михайлова, студентка Алтайского государственного университета, за доклад «Психосемантическое моделирование образа смерти в разных категориях ситуаций» (научный руководитель - O.A. Сагалакова) была награждена дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. Указывая на «предельную» актуальность исследования, докладчик отметила «ненужный страх и отторжение» подобной тематики исследовательского диалога у профессиональной аудитории. По оценке жюри, Т. Михайловой успешно выполнена задача демистификации смерти и опера-ционализации этого понятия, нахождения эмпирических индикаторов его определения, что представилось возможным в рамках метода экспериментальной семантики. Эмпирический материал был собран с помощью экспертного опроса и метода фокус-групп, проведенных с 35 студентами факультетов философии и психологии Алтайского госуниверситета, обработан с помощью контент-анализа. Было выделено 5 наиболее актуальных ситуаций столкновения человека со смертью, которые отбирались по принципу максимальной независимости дисперсии смысла. Автором воссоздан целостный смысловой профиль смерти, сочетающий в себе эмоциональный, метафорический, коннатативный определители, а также ситуационное раскрытие «смертельного бытия».

Дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии был награжден победитель конкурса научных докладов студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума Александр

№20

Сибирский психологический журнал

2(04 г.

Аксенов, студент Академии права и управления Министерства Юстиции Российской Федерации (г. Рязань) за доклад «Особенности мотивации учебной деятельности курсантов» (научный руководитель - Т. А. Симакова). Затрагивая проблемы теории мотивации, докладчик рассказал о проведенном исследовании мотивации учебной деятельности курсантов, в результате чего была выявлена определенная иерархия мотивов, которая может лечь в основу критериев успешности обучения.

Победитель конкурса научных докладов студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума Дарья Калинина (Томский госуниверситет) за доклад «Исследование связи отношения к себе и другим в контексте проблемы толерантности» (научный руководитель - В.И. Кабрин) была награждена дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. В исследовании, проведенном на выборке студентов-психологов, был использован комплексный психодиагностический инструментарий (методики Бойко, Пантилеева и Столина, Т. Лири). Подтверждена авторская гипотеза о связи положительного отношения к другим и самоотношения. Докладчик сделала вывод, что очень важным является изучение тех измерений самоотношения, которые соответствуют интолерантным установкам в адрес других. По результатам анкетирования участников конференции доклад Дарьи завоевал приз зрительских симпатий.

К числу наиболее эвристических докладов студенческой аудиторией конференции был отнесен доклад Анны Сафаровой, студентки Пермского государственного университета, «Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности» (научный руководитель - С.Н. Борисова). Автор этого доклада также была награждена дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. Автор заинтересовался вопросами ментальной репрезентации и психосоматической линией в психологии телесности. Как отметила аудитория, автор благополучно разобрался в столь сложной эпистемологии. Как особенная ценность в работе отмечена методология культурно-исторического развития Л.С. Выготского, опора на которую позволяет выделить в психологии телесности феноменологический план. На выборке из 50 студентов - медиков и психологов - была подтверждена авторская гипотеза о том, что студенты разных специальностей будут демонстрировать различные особенности вербальной и образной репрезентации тела. Автор задается отчасти риторическим вопросом: не здесь ли таится один из истоков формирования специфики профессиональной картины мира?

Как отметила в своем докладе «Особенности коммуникации в Интернет-форуме» (научный руководитель - Л.В. Ширинкина) студентка Пермского госуниверситета Наталья Тупоногова, эта коммуникация является наиболее «выпуклым» объектом анализа новых информационных технологий в силу своей глобальности.

Методом контент-анализа исследовались гексты спортивного, женского и религиозного форумов Обнаружилась, в частности, возможность конструирования своеобразных географических карт форумов - «карт интересов». Карга женского форума была огршичена столичными магазинами; религиозною - представляла объединение России и Иерусалима. Самой обиирной оказалась карта спортивного форума: помимо >оссии, она включает еще два десятка стран.

Дискуссионным был доклад, представленньй Светланой Стрижко (Томский госуниверситет) «Эмошональ-ные, когнитивные и коммуникативные аспекты тендерного восприятия лидерства» (научный руководи ль -Э.И. Мещерякова). Респонденты были обследованы с помощью объективной и субъективной психодш~нос-тики. Использовались многофакторный опросжк личности Р. Кегтела (вариант С) и психосемант1ческий метод индивидуального шкалирования по метод!ке Кет-гела для оценки своих лидерских способностей Была проведена корреляция полученных показателей I полом, с помощью чего были выведены общие черты хфакте-ра лидеров. Юноши приписывают себе маскулишый тип поведения, отрицая феминные черты характера. Девушки, напротив, подчеркивают свои «слабые» сторшы, но при этом видят себя как лидера с «мужским» тиюм поведения и решения проблем. Признав действ!тельно существующей актуальность проблематики, свяанной с феноменом все больше возрастающей роли женщины в обществе, а также неразработанностью проблемы тендерных различий самовосприятия, студенчески аудитория конференции бурно дискутировала по представленной автором исследовательской модели.

Доклад Александры Максутовой (Иркутскш государственный университет) «Теоретическое и:учение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте> (научный руководитель - Е.А. Кедярова), являющшся концептуальным фрагментом целостного психолоп-педа-гогического исследования сюжетно-ролевой игрь современных дошкольников, доказывает, что игры детей отражают исторический контекст, социальную си-уацию развития.

Маргарита Чубова-Белошникова, студентка Ъмско-го государственного университета, в докладе «Рндиви-дуальные символические образы в построении ¿одели субъективного мира человека» (научный руководггель -Э.И. Мещерякова) связала актуальность исследования с проблемой построения модели субъективного мира человека. Излишний, на первый взгляд, теоретгем данного исследования обусловлен недостаточной ^сработанностью взаимосвязи психологических и семаггичес-ких аспектов самовосприятия. Методической сснювой исследования явился модифицированный методоамних воспоминаний вместе с применением проективнтэ текста. Интерпретация текста как способа самовырокения личности в данной работе способствовала выявлению индивидуальных символов, которые с неизбежюсгью

возникают в тексте письменном, в особенности биографическом. В результате анализа были выявлены следующие индивидуальные символические образы: образ страха смерти, образ семьи, образ друзей, образ негативного отношения к детству и образ позитивного творчества. Также найден некоторый образ образа, который в контексте данного исследования является на данный момент наиболее нераскрытым.

В докладе Дарьи Логиновой (Южно-Уральский государственный университет) «Речь как отражение психических особенностей лиц с психическими расстройствами (на примере больных шизофренией)» (научный руководитель - К.П. Кретов) раскрывается одно из методологических положений психологии и психопатологии речевой деятельности, согласно которому в основе вербализации лежит инициирующий интенсиональный импульс, по своей функции являющийся формой желания и намерения. Развивая данное положение, автор приходит к выводу о нарушении коммуникативной компетенции больных шизофренией, сочетающейся с их искаженной эффективностью и сужением круга смыс-лообразующих мотивов.

Бесспорным достоинством доклада Антона Харламова (Калужский филиал Московского гуманитарно-экономического института) «Учет склонности к риску при подготовке специалистов в области управления организацией» (научный руководитель - А.Д. Макаренко) является сравнительное исследование личностных характеристик студентов - менеджеров и психологов, склонных к риску. Применение в исследовании опросников Г. Шубарта и Р. Кетгелла позволило автору получить интересные социально- и индивидуально-психологические характеристики исследуемых.

В своем докладе Мария Шинкаренко (Алтайский государственный университет) «Психосемантическое моделирование мотивационных установок к ситуациям, связанным с достижением успеха» (научный руководитель - Д.В. Труевцев) развивает идеи X. Хекхаузена о мотивации успеха как направленности на улучшение результатов деятельности и неудовлетворенности достигнутым. Автор делает методическую попытку соединения «плюсов» проективных и психосемантических методов. На выборке из 41 студента доказана мотива-ционная обусловленность установок восприятия ситуаций, связанных с достижением успеха, выявлены различия в структуре семантических пространств в зависимости от индивидуально-типологических особенностей испытуемых.

Елизавета Казанцева (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург) представила данные исследования удовлетворенности трудом и жизнью сотрудников ремонтно-эксплуа-тационных мастерских электро-радисггехнического обслуживания самолетов аэропорта «Кольцово» г. Екатеринбурга (научный руководитель - Д.Е. Белова). Развивая н;!\ ч ную проблематику удовлетворенности работой, авюр он-

зируется на идеях Е.А. Климова, В.Я. Ядова, Н.С. Пряж-никова, Л. Джуэлла, применяет психодиагностический тест смысложизненных ориентаций (СЖО). В результате были выявлены возможные факторы неудовлетворенности работой, ее непривлекательности: потребность в признании, в личном авторитете, финансовое обеспечение труда, потребность в творчестве.

Мария Калашникова, курсант Академии права и управления Минюста России (г. Рязань), в докладе «Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных женского пола» (научный руководитель -Т.В. Калашникова) показывает, что только комплексность в исследовании афессивности обеспечит возможности прогнозирования поведения осужденных в условиях воспитательной колонии и после освобождения.

Отличительной особенностью доклада Анастасии Стрельцовой (Хабаровский государственный педагогический университет) «Исследование особенностей формирования произвольности у детей с невротическими реакциями» (научный руководитель - Т.Н. Павлий) являв! ся логика исследовательского дискурса, что позволило ей получить непротиворечивые экспериментальные данные, которые можно использовать в психокоррекции этих детей.

В докладе Натальи Иноземцевой (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург) «Исследование вербальной креативности и рефлексии как компонен тов профессиональных способностей учителей»(научныйруководитель-Д.Е. Белова) рассматриваются понятия, аспекты, роль и взаимосвязи вербальной креативности и рефлексии в структуре профессиональных способностей учителей муниципальной школы Екатеринбурга. Автор обосновывает вывод о том, что получаемые в ходе рефлексивного анализа данные |%нерируются учителем с помощью креативных способностей в способы решения проблемных ситуаций.

Но мнению студенческой аудитории, не менее насыщенными, интересными и увлекательными, чем научная жизнь студенческой олимпиады и Форума и встречи с учеными и преподавателями, были неформальные встречи студентов и совместное проведение досуговых мероприятий. Может быть, такие встречи являются своеобразным прообразом той будущей системы коммуникации и взаимодействия психологов, моделью профессиональных встреч, обмена информацией и опытом деятельности, которые необходимы каждому представителю профессионального сообщества для успешности деятельности. 11очетные грамоты оргкомитета за активное участие в мероприятиях Всероссийской студенческой олимпиады и конференции по психологии были вручены Александре Максутовой, студентке Иркутского государственного университета, Артему Попову, студенту Пермского государственного университета, Анастасии Стрельцовой, студентке Хабаровского госу-кфственного педагогического университета, Елизаве-10 Казанцевой, студентке Российского государственно-

№20

Сибирский психологический журнал

2004 г.

го профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Светлане Емельяновой, студентке Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург).

Приветствуя победителей, ведущий психолог России, профессор МГУ Александр Григорьевич Асмолов с

удовлетворением отметил, что высокий академический уровень прошедших студенческих олимпиады и конференции дают основательную надежду на будущее пополнение профессионального психологического сообщества активными, целеустремленными и высокообразованными молодыми кадрами.

Э.И. Мещерякова председатель жюри Всероссийской студенческой олимпиады-конкурса, профессор Томского государственного университета

ДОКЛАДЫ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ-КОНКУРСЕ

Исследование связи отношения к себе и к другим в контексте проблемы толерантности

Д.М. Калинина(Томск) Научный руководитель - В. И. Кабрин

В настоящее время в психологической науке особый интерес представляют исследования, связанные с проблемой толерантности, что объясняется и постоянно усложняющимся социально-экономическим положением в стране, и мировыми катаклизмами. Любые жизненные деструктивные ситуации (которые опять же создают сами люди) предъявляют к человеку жесткие требования, которые порождают агрессию, подозрительность, нетерпение, раздражение. Обращаясь к этим проблемам, ученые говорят об отсутствии такого качества, свойства, характеристики, как толерантность. В научной литературе толерантность определяется как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. По

A.Г. Асмолову (2000), толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Очевидно, что для такой личности характерен особый внутренний мир, с определенными установками и отношениями не только к партнерам по общению, но и самому себе.

Мы предположили, что у толерантного человека позитивное отношение к самому себе, принятие себя. Для проверки указанной гипотезы мы исследовали самоотношение, пользуясь определением С.Р. Пантелеева и

B.В. Сталина (1989). Авторы определяют самоотношение как сложную, уровневую эмоционально-оценочную систему. «Это выражение смысла Я для субъекта, некоторое устойчивое чувство в адрес собственного Я, которое, не-

смотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, измерений: осознанность Я, самоуважение и уверенность в себе, саморуководство и последовательность Я, безусловное самопринятие, переживание ценности собственной личности, привязанность к своему Я, самообвинение». Отношение к другим мы изучали через понятие «коммуникативной толерантности», предложенное В.В. Бойко (1996). Коммуникативная толерантность (КТ) -«это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию». КТ - одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательная, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, эмоциональный стереотип поведения.

Для изучения указанных характеристик определим задачи исследования:

1. Выявить особенности самоотношения и коммуникативной толерантности.

2. Выявить особенности связи самоотношения и отношения к другим.

В исследовании приняли участие студенты 4-го курса факультета психологии Томского госуниверситета. Такой выбор обусловлен тем, что результаты исследования дадут нам лучшее представление об особенностях связи самоотношения и отношения к другим респондентов той профессиональной среды, к которой мы принадлежим. Это знание позволит понять или осознать некоторые особенности собственного поведения. Результаты исследования помогут определить некоторые ориентиры в психологическом консультировании или терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.