Научная статья на тему 'Исследование связи отношения к себе и к другим в контексте проблемы толерантности'

Исследование связи отношения к себе и к другим в контексте проблемы толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование связи отношения к себе и к другим в контексте проблемы толерантности»

№20

Сибирский психологический журнал

2004 г.

го профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Светлане Емельяновой, студентке Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург).

Приветствуя победителей, ведущий психолог России, профессор МГУ Александр Григорьевич Асмолов с

удовлетворением отметил, что высокий академический уровень прошедших студенческих олимпиады и конференции дают основательную надежду на будущее пополнение профессионального психологического сообщества активными, целеустремленными и высокообразованными молодыми кадрами.

Э.И. Мещерякова председатель жюри Всероссийской студенческой олимпиады-конкурса, профессор Томского государственного университета

ДОКЛАДЫ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ-КОНКУРСЕ

Исследование связи отношения к себе и к другим в контексте проблемы толерантности

Д.М. Калинина(Томск) Научный руководитель - В. И. Кабрин

В настоящее время в психологической науке особый интерес представляют исследования, связанные с проблемой толерантности, что объясняется и постоянно усложняющимся социально-экономическим положением в стране, и мировыми катаклизмами. Любые жизненные деструктивные ситуации (которые опять же создают сами люди) предъявляют к человеку жесткие требования, которые порождают агрессию, подозрительность, нетерпение, раздражение. Обращаясь к этим проблемам, ученые говорят об отсутствии такого качества, свойства, характеристики, как толерантность. В научной литературе толерантность определяется как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. По

A.Г. Асмолову (2000), толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Очевидно, что для такой личности характерен особый внутренний мир, с определенными установками и отношениями не только к партнерам по общению, но и самому себе.

Мы предположили, что у толерантного человека позитивное отношение к самому себе, принятие себя. Для проверки указанной гипотезы мы исследовали самоотношение, пользуясь определением С.Р. Пантелеева и

B.В. Сталина (1989). Авторы определяют самоотношение как сложную, уровневую эмоционально-оценочную систему. «Это выражение смысла Я для субъекта, некоторое устойчивое чувство в адрес собственного Я, которое, не-

смотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, измерений: осознанность Я, самоуважение и уверенность в себе, саморуководство и последовательность Я, безусловное самопринятие, переживание ценности собственной личности, привязанность к своему Я, самообвинение». Отношение к другим мы изучали через понятие «коммуникативной толерантности», предложенное В.В. Бойко (1996). Коммуникативная толерантность (КТ) -«это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров но взаимодействию». КТ - одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательная, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, эмоциональный стереотип поведения.

Для изучения указанных характеристик определим задачи исследования:

1. Выявить особенности самоотношения и коммуникативной толерантности.

2. Выявить особенности связи самоотношения и отношения к другим.

В исследовании приняли участие студенты 4-го курса факультета психологии Томского госуниверситета. Такой выбор обусловлен тем, что результаты исследования дадут нам лучшее представление об особенностях связи самоотношения и отношения к другим респондентов той профессиональной среды, к которой мы принадлежим. Это знание позволит понять или осознать некоторые особенности собственного поведения. Результаты исследования помогут определить некоторые ориентиры в психологическом консультировании или терапии.

Конференции, семинары, симпозиумы

Для выявления особенностей связи самоотношения и отношения к другим данные методик исследования мы подвергли корреляционному и факторному анализу, получили следующие выводы.

1. У респондентов положительное самоотношение и высокий уровень КТ (по средним значениям). Следовательно, гипотеза подтвердилась. Для самоотношения характерны: аутосимпатия, самоинтерес, самоуважение, самопринятие, самоуверенность, самопонимание, ожидание положительного отношения от других людей.

2. Такое самоотношение соответствует высокому уровню общей толерантности - толерантности к основным подструктурам личности (В.В. Бойко): интеллектуальной, ценностно-ориентационной, этической, эмоциональной, сенсорной, энергодинамической, алгоритмической, характерологической, функциональной.

Отношение к другому характеризуется отсутствием подозрительности и агрессивности, умением прощать ошибки другим людям, принятием индивидуальности другого, альтруизмом.

3. Интересным является рассмотрение конкретных «измерений» самоотношения и их корреляции с переменными методик, выявляющих отношение к другим. Например, несмотря на уверенность в себе и упорство, респонденты могут изменить себя, а не давить на партнера. Для них характерна тенденция «повоспитывать» партнера, которая может проявиться в предложении соблюдения правил поведения в социуме.

Попытка переделать партнера в мягкой форме может характеризоваться умением прощать другому его ошибки и, может быть, внести изменения в восприятие другим самого себя (избавиться от чувства самобичевания, самоедства посредством принятия своих каких-то ошибок).

Дружелюбие характеризуется и некоторой зависимостью от партнера, которая, несмотря на самоуверенность и самостоятельность, выражается в способности принять помощь от другого, выслушать совет, не пренебрегая мнением партнера. Респонденты умеют проявлять некоторую критичность к социальным явлениям и определенным людям, но и способны к изменению себя под влиянием определенных ситуаций.

Интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой на равных, уверенность в своей инте-ресности для других имеет обратную связь с неумением прощать другим людям ошибки. Следовательно, чем больше человек заинтересован сам в себе, тем больше он склонен прощать ошибки другим, а значит, не обижаться, не дуться, не мстить, а продолжать общаться.

Необходимо отметить то, что могло повлиять на результаты исследования.

Во-первых, проблема социальной желательности: респонденты могли отвечать, думая в первую очередь о социальной желательности своих ответов, подменяя тем

самым истинное содержание. Во-вторых, респондентами являлись студенты-психологи, которые, в силу своей будущей профессии, знают как надо относиться к себе и другим. Но это лишь наше предположение, которое не имеет практических опровержений или подтверждений. Даже если человек знает, как «правильно» вести себя с окружающими, наверняка этим знанием он будет руководствоваться в жизни.

Итак, проблема толерантности включает в себя не только рассмотрение особенностей отношения личности к окружающим, но и ее отношение к самой себе. Самоотношение является определяющим и регулирующим фактором для личности во всех сферах ее жизнедеятельности, и прежде всего в процессе непосредственного взаимодействия с другими людьми.

Толерантная личность - человек, хорошо знающий себя и признающий других. Для него характерны открытость и доверие, развитое самосознание и согласие с самим собой. Готовность быть открытым в значительной степени зависит от того, насколько партнеры осознают и принимают самих себя. Следовательно, человеку, не очень хорошо понимающему, что с ним происходит, не осознающему своих мыслей и намерений, не принимающему себя и неуверенному в себе, трудно установить доверительные, гармоничные отношения с окружающими. Человек, не принимающий себя таким, какой он есть, постарается скрыть от других свой внутренний мир и защищать его не самоуважением и собственным достоинством, а подозрительностью, агрессивностью и недоверием к миру.

Исследование подтвердило гипотезу о связи положительного самоотношения и отношения к другим, а вот вопрос негативной оценки и восприятия себя остается открытым. На наш взгляд, важным является изучение тех «измерений» самоотношения, которые соответствуют интолерантным установкам в адрес других и себя. А ведь может быть и так, что самовлюбленный человек выражает куда больше негативизма и непринятия к другому и, наоборот, самобичующийся страдает от превосходства другого человека. Вопросов много, все они требуют детального изучения, выработки диагностического инструментария и могут быть предметом дальнейших исследований. Знание особенностей самоотношения личности и отношения к партнерам может служить источником для проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы.

В заключение уместно привести цитату В.Е. Кагана (2002): «Многое в этом мире и в этой жизни начинается с нашего принимающего интереса к себе и другим. Мое пожелание: смотрите на себя, слушайте себя, чувствуйте себя - вы бесконечно интересны. Не отворачивайтесь от себя, не затыкайте уши, не живите под наркозом, каким бы он ни был, чтобы не пройти мимо человека, мимо себя и мимо другого».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.