Научная статья на тему 'Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик'

Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2548
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ОБЕСПОКОЕННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ЗНАЧИМОСТЬ ВО / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ САМООЦЕНКИ / САМООЦЕНКИ ЛИЦА / САМООЦЕНКИ ТЕЛА / САМООЦЕНКИ ОФОРМЛЕНИЯ ВО / САМООЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОЦЕНКАХ ВО / APPEARANCE / CONCERN / SATISFACTION / IMPORTANCE OF APPEARANCE / AESTHETIC SELF-ASSESSMENT / SELF-ASSESSMENT OF FACE / SELF-ESTEEM OF BODY / SELF-EVALUATION OF APPEARANCE DESIGN / SELF-EVALUATION OF ATTRACTIVENESS / THE VIEW OF APPEARANCE'' EVALUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабунская В.А., Капитанова Е.В.

В статье обосновывается теоретический подход к феноменам обеспокоенности и удовлетворенности своим внешним обликом (ВО) как относительно автономным явлениям. В ней, в отличие от других работ, рассматриваются представления студентов об оценках их ВО друзьями и родителями на различных этапах их жизненного пути, а также характеристики ВО, которые являются весьма значимыми для молодых людей, активно выстраивающих систему своих деловых, межличностных и семейных отношений. Изучались эстетические самооценки компонентов (лицо, тело, оформление внешнего облика) ВО, оценки студентами привлекательности своего ВО для противоположного пола, сексуальности, представленности в нем феминных и маскулинных черт. В исследовании проверялась гипотеза о различном влиянии обеспокоенности и удовлетворенности на эстетические оценки компонентов ВО, на оценки его привлекательности для противоположного пола, сексуальности, феминности-маскулинности, а также на представления о том, как оценивается ВО друзьями и родителями. В исследовании приняли участие 89 студентов: 66 женщин и 23 мужчины в возрасте 19-21 года (М возраста=20 лет). Применялся набор методик: опросник «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика»; опросник «Представление об оценках внешнего облика родителями и друзьями на различных этапах жизненного пути»; анкета «Отношение к своему внешнему облику:удовлетворенность и обеспокоенность». Выполненное исследование фиксирует противоречивые связи между удовлетворенностью и обеспокоенностью студентов своим ВО. Результаты исследования частично подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют ее уточнить следующим образом:удовлетворенность ВО, влияя на самооценки ВО, в большей степени зависит от них, а обеспокоенность, воздействуя на некоторые самооценки ВО, остается в определенном смысле независимой от них. Обеспокоенность и удовлетворенность ВО могут функционировать относительно автономно в своем воздействии на самооценки ВО, как и воздействие самооценок ВО на обеспокоенность и удовлетворенность своим ВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerns and Satisfaction of Students to Their Appearance as Predictors of Self-Evaluations of Its Components and Characteristics

The article substantiates theoretical approach to the phenomena of concern and satisfaction with their appearance, as relatively autonomous phenomena. In contrast to other papers examine the ideas of students about the assessments of their friends and parents at various stages of their life cycle, as well as characteristics of appearance, that are very meaningful to young people, actively build a system of its own business, interpersonal and family relations. Studied aesthetic selfassessment of the components (face, body, making of appearance), evaluation of students in its attractiveness to the opposite sex, sexuality, representation of feminine and masculine features. In the study, we tested the hypothesis about the different influence of concern and satisfaction on the aesthetic evaluation of components appearance, the assessment of its attractiveness to the opposite sex, sexuality, femininities /masculinities, as well as the presentation about how valued the appearance of friends and parents. The study involved 89 students: 66 women and 23 men aged 19-21 years (m age = 20 years). Was applied set of methods: a questionnaire "Estimated-content interpretation in its appearance"; questionnaire "Presentation of estimates of the appearance of the parents and friends at different life stages"; the questionnaire "Attitude to its appearance: the satisfaction and concern". The study captures conflicting relationship between students' satisfaction and concern of their appearance. Results of research partially confirm the hypothesis and allow to clarify it as follows: satisfaction with appearance affecting on self-assessment of the appearance, more dependent on them, and concern, influencing on some self-assessments of the appearance, remains in a certain sense independent from them. The concern and satisfaction with appearance can function in a relatively independence in their effects on self-evaluation of the appearance and impact of the appearance self-assessments' to the concerns and satisfaction of their appearance.

Текст научной работы на тему «Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик»

УДК 316.645

обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик

Лабунская Вера Александровна Капитанова Елена Валерьевна

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-36-00049

В статье обосновывается теоретический подход к феноменам обеспокоенности и удовлетворенности своим внешним обликом (ВО) как относительно автономным явлениям. В ней, в отличие от других работ, рассматриваются представления студентов об оценках их ВО друзьями и родителями на различных этапах их жизненного пути, а также характеристики ВО, которые являются весьма значимыми для молодых людей, активно выстраивающих систему своих деловых, межличностных и семейных отношений. Изучались эстетические самооценки компонентов (лицо, тело, оформление внешнего облика) ВО, оценки студентами привлекательности своего ВО для противоположного пола, сексуальности, представленности в нем феминных и маскулинных черт. В исследовании проверялась гипотеза о различном влиянии обеспокоенности и удовлетворенности на эстетические оценки компонентов ВО, на оценки его привлекательности для противоположного пола, сексуальности, феминности-маскулинности, а также на представления о том, как оценивается ВО друзьями и родителями.

В исследовании приняли участие 89 студентов: 66 женщин и 23 мужчины в возрасте 19-21 года (М возраста=20лет). Применялся набор методик: опросник «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика»; опросник «Представление об оценках внешнего облика родителями и друзьями на различных этапах жизненного пути»; анкета «Отношение к своему внешнему облику:удовлетворенность и обеспокоенность». Выполненное исследование фиксирует противоречивые связи между удовлетворенностью и обеспокоенностью студентов своим ВО. Результаты исследования частично подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют ее уточнить следующим образом:удовлетворенность ВО, влияя на самооценки ВО, в большей степени зависит от них, а обеспокоенность, воздействуя на некоторые самооценки ВО, остается в определенном смысле независимой от них. Обеспокоенность

и удовлетворенность ВО могут функционировать относительно автономно в своем воздействии на самооценки ВО, как и воздействие самооценок ВО на обеспокоенность и удовлетворенность своим ВО.

Ключевые слова: внешний облик, обеспокоенность, удовлетворенность, значимость ВО, эстетические самооценки, самооценки лица, самооценки тела, самооценки оформления ВО, самооценки привлекательности, представления об оценках ВО.

Введение

Проблема удовлетворенности / неудовлетворенности, обеспокоенности своим внешним обликом занимает одно из центральных мест в современной психологии внешнего облика. На протяжении последних десятилетий сложилась традиция рассматривать влияние различных факторов на обеспокоенность и удовлетворенность своим внешним обликом, на оценку физического Я или его образ. Актуальность исследований данной проблемы возрастает в связи с тем, что обеспокоенность, удовлетворенность / неудовлетворенность своим внешним обликом захватывает различные слои общества, в том числе молодых людей, а также в связи с тем, что повышается значимость внешнего облика в социальной жизни людей [2, 12, 14, 15, 23, 24, 25].

Предикторы обеспокоенности,

удовлетворенности / неудовлетворенности

студенческой молодежи внешним обликом

В отечественной психологии увеличилось количество исследований, в которых рассматривается удовлетворенность, обеспокоенность студентов внешним обликом, их представления о привлекательном или красивом внешнем облике [2, 4, 5, 7, 8, 10, 13, 16, 17, 21]. Как правило, акцент сделан на изучении отношения к своему внешнему облику, представления о нем девушек-студенток. Такая гендерная направленность исследований отражает общие тенденции в изучении различных феноменов, связанных с внешним обликом. Б. СЬа1кеп, С. Ней, Р. РИпег [30] утверждают, что гендерные различия оказывают влияние на обеспокоенность физическими параметрами внешнего облика, на самооценку внешнего облика на всех этапах жизненного пути.

В процессе исследования эстетического восприятия собственной внешности студентками медицинского университета [17] было установлено, что удовлетворенность своим внешним обликом обусловлена тем, насколько студентки довольны собой, а также тем, насколько они привлекательны для других. Эти факторы рассматриваются и в ситуации изучения тех проблем, которые возникают у девушек-студенток в отношениях к себе в связи с представлениями о собственной внешности [5]. Студентки, у которых

прослеживается ухудшение в обучении и которые «внезапно» решили обратиться к эстетической хирургии лица, искажают образ внешности. Они рассматривают определенные черты лица как выраженный дефект, без коррекции которого невозможно повышение всех составляющих качества жизни. В исследовании А. Г. Жиляевой, М. А. Поляниной [5] фиксируются различия между студентками и молодыми женщинами, которые имеют очевидный дефект внешности. Первые были более дезадаптированные, у них изменялось отношение к себе. Этот вывод подтверждается другим исследованием [4], в котором констатируется, что студенты-первокурсники, неудовлетворенные своим внешним обликом, демонстрируют снижение уровня адаптации. Девушки 17-18 лет придают особое значение социальным атрибутам внешнего облика. Они ими в большей мере недовольны по сравнению с анатомическими и функциональными особенностями внешнего облика. Самооценки внешнего облика, его значимость изменяются у девушек-студенток в ситуации «Я - Другой» и ситуации «Я - Я» [21]. Уточняют полученные данные результаты сравнительного изучения оценок студентками своего видимого образа Я и идеального видения ими своего внешнего образа [1]. Большинство участниц этого исследования критично относились к своей внешности и считали свой образ не соответствующим идеальному образу внешнего облика. Вместе с этим было установлено [9], что студентки педагогических вузов идеализируют внешний облик будущего брачного партнера, особенно студентки из неполных семей.

В отличие от приведенных выше исследований, в работе Е. В. Улыбиной [16] рассматривается связь отношения к телу с тендерными характеристиками в юношеском возрасте. Она привлекает к исследованию студентов и студенток. В этой работе диагностируются ситуативная неудовлетворенность телом, мера влияния образа тела на качество жизни, оценки неудовлетворенности телом в определенных ситуациях. Автор работы отмечает, что жизненные ситуации могут обуславливать знак и модальность переживаний по поводу своего тела, совокупность которых будет влиять на интегральную самооценку внешнего облика. Результаты исследования Е. В. Улыбиной [16] демонстрируют, что девушки-студентки испытывают не только большую ситуативную неудовлетворенность телом, но и в большей мере не удовлетворены своим внешним обликом, чем мужчины-студенты. Е. В. Улыбина в качестве причины неудовлетворенности своим телом у студенток называет противоречивое отношение участниц исследования к характеристикам своего пола. В другой работе [7] объясняется повышение уровня обеспокоенности внешним обликом, как у студенток, так и студентов, стремлением следовать эталонам физического облика. По мнению Я. Н. Крупец, Н. А. Нартовой, «среди городской образованной молодежи формируется весорефлексивная культура,

элементами которой выступают: повседневный мониторинг тела, соотнесение собственной оценки телесности с мнением окружающих, наличие специальных компетенций по управлению формой тела и гендерная нейтральность. Рефлексивное оценивание собственной внешности устанавливает нормализованное беспокойство и недовольство ею по причине несоответствия культурной норме "худого тела"» [10, с. 523]. Д. В. Погонцева [13], изучая представления студентов о внешней и внутренней красоте женщины, также выявила параметры внешнего облика, которые отражают социокультурные взгляды на женскую красоту и приближаются к ее идеальному образу. Следовательно, несоответствие образа своего внешнего облика идеалу может увеличивать обеспокоенность им.

Наряду с обозначенными выше факторами удовлетворенности / неудовлетворенности внешним обликом, рассматриваются, например, типы привязанности к матери, сформировавшиеся в детстве и влияющие на оценку взрослыми физических компонентов своего внешнего облика [18], виды перфекционизма [3], особенности временной перспективы, психологического благополучия личности [2], самоотношение к образу физического Я в сочетании с реальностью телесного самовосприятия [20], или изучается влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности [22].

Социокультурные и социально-психологические причины

«нормативной неудовлетворенности и обеспокоенности

внешним обликом»

Крайние формы обеспокоенности и неудовлетворенности внешним обликом не являются распространенным феноменом. Исследователей интересует феномен «нормативной неудовлетворенности внешним обликом» [31] или феномен «нормальности некоторой обеспокоенности по поводу своего внешнего облика» [23, 24]. A. T. Carr, D. L. Harris [24] считают, что распространенность обеспокоенности внешним обликом среди населения объясняется увеличением субъективной значимости внешнего облика в решении различных проблем жизнедеятельности человека. В их исследовании, посвященном изучению распространенности обеспокоенности внешним обликом в человеческой популяции, приняло участие большое количество респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и выше. Первое, что они констатировали, выполнив работу, - обеспокоенность внешним обликом, стремление заботиться о внешнем облике сильнее выражены у женщин, по сравнению с мужчинами во всех возрастных группах; почти каждый аспект внешности может стать причиной для беспокойства; распространенность обеспокоенности внешним обликом не связана с социально-экономическим статусом

людей. Примечательным является также то, что среди женщин показатели распространенности обеспокоенности внешним обликом остаются неизменными до 60 лет, а среди мужчин данный показатель снижается в соответствии с увеличением возраста. К общей тенденции распространенности обеспокоенности внешним обликом A. T. Carr, D. L. Harris [24] добавляют то, что значительная часть мужчин и женщин в возрасте старше 60 лет остаются обеспокоенными своим внешним обликом. В том же исследовании подчеркивается, что распространенность обеспокоенности, озабоченности внешним обликом увеличивается к концу подросткового возраста и к двадцати годам. Авторы данного исследования [24] объясняют этот факт, исходя из того, что для людей названных возрастов становятся особенно актуальными отношения в социальной сфере. Иными словами, объяснение включает «значимость» внешнего облика, трактуемую посредством приписывания внешнему облику ответственности за все то, что происходит в жизни человека, рассматриваемую как вид «инвестиций» в благополучие / неблагополучие человека [28].

V. Lawson, T. P. Moss, P. О. White [28] получили данные, свидетельствующие о том, что значимость и эмоциональная оценка внешнего облика по-разному соотносятся с самосознанием (индивидуальной концепцией внешнего облика), тревогой и депрессией. Эти факторы как независимо друг от друга, так и в комбинации друг с другом определяют направление переработки появляющейся информации, формирование схемы внешнего облика, в конечном итоге - возникновение устойчивого чувства беспокойства по поводу своего внешнего облика. В этой работе констатируется, что с возрастанием значимости внешнего облика усиливается влияние оценки внешнего вида на появление тревоги, беспокойства, депрессии.

N. M. Stock [32] называет столкновение социокультурных представлений о внешнем облике «культурным шоком» и пишет об особой обеспокоенности внешним обликом (Appearance concerns) представителей меньшинств и чернокожих людей. G. Christopher, P. C. Diedrichs, D. Harcourt, G. Jankowski, H. Williamson [26] также отмечают сильнейшее социокультурное давление на людей, приводящее к актуализации стремления изменять свой внешний облик, которое сохраняется даже у пожилых людей. Проведенные ими фокус-группы выявили несколько характерных тем, касающихся внешнего облика: внешность человека - это индикатор возможностей и идентичности; внешность указывает на здоровье и физические способности человека; сопротивление социокультурному давлению, направленному на изменение внешнего облика; гендерные и культурные различия во внешнем облике. Понятно, что все эти темы, связанные с внешним обликом, указывают на причины обеспокоенности и неудовлетворенности внешним обликом.

Р. N. С. Сгадд, К. Е. Mulgгew [29] добавляют к причинам обеспокоенности, озабоченности внешним обликом, удовлетворенности / неудовлетворенности им «давление» со стороны сверстников, неосторожные замечания членов семьи или друзей. Эти авторы считают, что совокупность перечисленных выше причин, включающая социокультурные стандарты, неизбежно приводит к «несбалансированности» представлений о своем внешнем облике, к страданиям, связанным со своим внешним обликом, к критическому отношению к нему. Р. N. С. Сгадд, К. Е. Mulgrew [29] считают, что в зависимости от силы центрации на реальных или надуманных дефектах внешнего облика наблюдаются переходы от легкой озабоченности внешним обликом к обеспокоенности им, а затем к дистрессу, нарушающему связи в социальной и профессиональной жизни человека.

Обеспокоенность и удовлетворенность студентов

своим внешним обликом как относительно автономные явления:

обоснование подхода

Если следовать определению удовлетворенности, которое дает Е. П. Ильин [6, с. 353], то удовлетворенность внешним обликом можно трактовать как достаточно устойчивое, долговременное положительное эмоциональное отношение к своему внешнему облику, который, выполняя многообразные функции, становится «инвестором» благополучия человека. Неудовлетворенность внешним обликом - это также достаточно устойчивое, долговременное отрицательное эмоциональное отношение к своему внешнему облику, сформировавшееся в связи с опытом негативного влияния внешнего облика на благополучие человека. Обеспокоенность внешним обликом может трактоваться как вид социальной тревожности, как «дис-позиционная сосредоточенность на внешности» [27], возникающая в связи с предположением о том, что какие-то компоненты внешнего облика могут произвести негативное впечатление на других людей.

Учитывая трактовки обеспокоенности, удовлетворенности / неудовлетворенности внешним обликом, можно рассматривать эти виды отношений и переживаний, связанных со своим внешним обликом, как относительно независимые, оказывающие различное влияние на самооценку внешнего облика, следовательно, на целостную Я-концепцию личности.

В большинстве работ, в которых рассматривались удовлетворенность и обеспокоенность студентов внешним обликом, постулируется значительное влияние социокультурных факторов на эти феномены, но еще недостаточно учитывается роль ближайшего окружения, оценки которым внешнего облика могут иметь пролонгированное влияние на самооценки ВО, на обеспокоенность и удовлетворенность ВО, т. к. оценочные суждения Другого, включаясь

в представления о себе, опосредуют влияние иных факторов. В этой связи необходимо обратиться к изучению представлений студентов об оценках их внешнего облика друзьями и родителями на различных этапах их жизненного пути и рассматривать эти представления в качестве одного из существенных факторов удовлетворенности, обеспокоенности ВО, самооценок ВО.

В большинстве работ изучается удовлетворенность / неудовлетворенность физическими параметрами внешнего облика, чаще всего частями тела, но не учитываются такие характеристики внешнего облика, которые являются весьма значимыми для студенческого возраста, в целом для молодых людей, активно выстраивающих систему своих деловых, межличностных и семейных отношений. Мы имеем в виду эстетические характеристики внешнего облика, его привлекательность для противоположного пола, сексуальность, представленность в нем феминных и маскулинных черт. Самооценки эстетических характеристик различных компонентов внешнего облика, оценки студентами привлекательности своего внешнего облика для партнера противоположного пола, оценки сексуальности и феминности / маскулинности ВО могут стать причинами обеспокоенности, удовлетворенности внешним обликом в студенческом возрасте.

Цель и гипотезы исследования

Исходя из понимания удовлетворенности и обеспокоенности внешним обликом, цель исследования заключалась в том, чтобы определить особенности влияния удовлетворенности / неудовлетворенности, обеспокоенности / необеспокоенности на эстетические оценки своего внешнего облика, на оценки его привлекательности для противоположного пола, сексуальности, феминности / маскулинности, а также на представления о том, как оценивается внешний облик друзьями и родителями.

В исследовании проверялась гипотеза об относительной автономии обеспокоенности и удовлетворенности внешним обликом, о различном их влиянии на эстетические оценки компонентов внешнего облика, на оценки его привлекательности для противоположного пола, сексуальности, феминности / маскулинности, а также на представления о том, как оценивается внешний облик друзьями и родителями.

В исследовании приняли участие 89 студентов: 66 женщин и 23 мужчины в возрасте 19-21 года (М возраста = 20 лет).

Исследовательский дизайн

На первом этапе определялись субъективные эстетические оценки различных компонентов внешнего облика с помощью методики «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика» [11], которая

включает шкалы: эстетические оценки лица, тела, оформления внешнего облика, шкалы оценки привлекательности своего внешнего облика для противоположного пола, сексуальности внешнего облика, феминности / маскулинности внешнего облика. Эстетические параметры внешнего облика, а также другие его характеристики оценивались по 10-ти балльной системе. В исследовании применялись мужской и женский варианты опросника.

На втором этапе на основе модификации методики «Жизненная динамика самооценок внешнего облика» (Е. В. Белугина) был разработан опросник «Представление об оценках внешнего облика родителями и друзьями на различных этапах жизненного пути». С помощью этого опросника определялись представления участников исследования об оценках их внешнего облика родителями и друзьями в разные периоды жизни, в том числе в настоящее время. Используя 10-ти балльную систему, участники исследования должны были оценить свой внешний облик так, как, по их мнению, его оценивали и оценивают родители и друзья. В статье рассматриваются оценки внешнего облика, которые приписывают участники исследования друзьям и родителям в настоящее время.

На третьем этапе применялась анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность», которая была разработана на основе опросников, представленных в ряде работ [7, 15, 19]. Участники исследования должны были выразить отношение к своему внешнему облику, используя 10-балльную шкалу. Ответы участников исследования группировались вокруг двух показателей: обеспокоенность и удовлетворенность своим внешним обликом.

Обработка данных

С целью математической обработки полученных данных применялись: критерий знаковых рангов Уилкоксона, критерий Фридмана, критерий и Манна-Уитни, ANOVA, корреляционный анализ. В таблицах и тексте используются следующие сокращения: ВО - внешний облик; СОлицо - самооценка лица; СОтело - самооценка телосложения; СОофрВО - самооценка оформления внешнего облика; СОпривлВО - самооценка привлекательности внешнего облика для противоположного пола; СОсекВО - самооценки сексуальности внешнего облика; СОМас / ФемВО - самооценки маскулинности / феминности внешнего облика; ИнтСОВО - интегральная самооценка внешнего облика; ОЦВОдруг - оценка внешнего облика друзьями; ОЦВОмать - оценка внешнего облика матерью; ОЦВОотец - оценка внешнего облика отцом; ОбесВО - обеспокоенность внешним обликом; УдовВО - удовлетворенность внешним обликом.

Результаты и выводы

1. Исходя из средних значений обеспокоенности и удовлетворенности ВО (см. таблицу 1), можно утверждать, что для участников исследования является характерным средний уровень обеспокоенности ВО и выше среднего, высокий уровень удовлетворенности ВО. Но средние значения данных показателей указывают на общую тенденцию и не позволяют сделать вывод о том, как сочетается обеспокоенность и удовлетворенность ВО у каждого участника исследования.

Таблица 1.

Описательные статистики обеспокоенности и удовлетворенности студентов внешним обликом

N М Стд. отклонение Минимум Максимум Процентили (квантили)

Показатели 25 % 50 % (медиана) 75 %

ОбесВО 89 4,94 1,812 1,2 9,3 3,40 5,0 6,1

УдовВО 89 7,40 1,742 1,3 10 6,17 7,8 8,6

Применив критерий знаковых рангов t Уилкоксона, а также критерий Фридмана, которые позволяют рассчитать индивидуальные соответствия / несоответствия между обеспокоенностью и удовлетворенностью ВО, мы выявили существенные значимые различия между выраженностью обеспокоенности и удовлетворенности ВО (7 = -6,340, при Р = 0,000; Хи-квадрат = 39,112, при Р = 0,000) у большого количества участников исследования. Эти данные говорят о том, что сочетание уровней выраженности обеспокоенности и удовлетворенности ВО может быть различным, например, при высоком / низком уровне обеспокоенности высокий / низкий уровень удовлетворенности ВО.

2. Корреляционный анализ выраженности обеспокоенности и удовлетворенности студентов ВО показал, что обеспокоенность и удовлетворенность ВО являются взаимосвязанными феноменами при всех индивидуальных вариациях взаимосвязей между ними (г = -0,223, при р = 0,035). Иными словами, если у студентов повышается обеспокоенность ВО, то у них снижается удовлетворенность ВО, и наоборот.

3. Следуя традиции, мы рассмотрели различия между студентами и студентками в оценивании различных компонентов своего ВО, обеспокоенности, удовлетворенности ВО, в представлениях об оценках их ВО родителями

и друзьями. При составлении таблицы 2 были изъяты те показатели, которые не отличаются у студентов - юношей и девушек. К ним принадлежат представления об оценке их внешнего облика матерью (U = 708,000, Value (2 - fore) = 0,611) и отцом (U = 649,000, Value (2 - fore) = 0,280).

Таблица 2.

Влияние пола на самооценку различных компонентов ВО, на представление об оценке ВО друзьями, на обеспокоенность и удовлетворенность ВО

Статистика ОЦВО Друзей ОбесВО УдовВО СОлицо СОтело СОофрВО СОпривлВО СОсекВО СОМас / ФемВО

U Манна-Уитни 543,50 610,50 632,50 518,00 449,00 543,00 594,00 610,50 610,00

Value (2-fore) ,039 ,164 ,235 ,024 ,004 ,043 ,121 ,163 ,161

Из приведенных в таблице 2 данных следует, что у студенток значимо выше эстетические оценки, по сравнению со студентами, таких компонентов своего ВО, как лицо, тело, оформление ВО. В представлениях девушек оценка их ВО друзьями значимо выше, чем в представлениях юношей. Девушки также выше оценивают привлекательность своего ВО для противоположного пола, сексуальность, феминность ВО, но различия между студентами и студентками по этим показателям не являются значимыми. Необходимо отметить также тот факт, что как удовлетворенность ВО, так и обеспокоенность им у девушек-студенток выше, чем у студентов, но различия не являются значимыми. Эти данные позволяют заключить, что студенты на том же уровне обеспокоены своим внешним обликом, как и студентки, что уровень удовлетворенности своим ВО существенно не отличается в зависимости от половой принадлежности студентов.

4. Применив математическую процедуру АЫОУА, мы выделили в качестве независимых переменных обеспокоенность и удовлетворенность ВО и определили меру их влияния на эстетические оценки компонентов ВО, на оценки его привлекательности для противоположного пола, сексуальности, феминности / маскулинности, на представления об оценке ВО друзьями и родителями. В процессе создания таблицы, в которой отражена мера влияния обеспокоенности и удовлетворенности ВО на изучаемые показатели, мы оставили только критерий Р и уровень значимости, были опущены промежуточные расчеты (см. таблицу 3). В таблице 3 жирным шрифтом

выделены те показатели, на которые значимо влияют обеспокоенность и удовлетворенность ВО.

Таблица 3.

Влияние обеспокоенности и удовлетворенности ВО на самооценку компонентов внешнего облика, на представления об оценке ВО друзьями и родителями (ANOVA)

Влияние удовлетворенности Влияние обеспокоенности

Показатели F P Показатели F P

СОлицо 2,165 ,006 СОлицо 1,542 ,080

СОтело 1,830 ,025 СОтело 1,509 ,091

СОофрВО 2,210 ,005 СОофрВО 1,850 ,023

СОпривлВО 1,290 ,203 СОпривлВО ,908 ,628

СОсекВО 1,610 ,060 СОсекВО 1,303 ,195

СОМас / ФемВО 1,114 ,363 СОМас / ФемВО 1,578 ,069

ИнтСОВО 1,996 ,013 ИнтСОВО 1,806 ,028

ОЦВОдрузья 3,017 ,000 ОЦВОДруг 1,737 ,037

ОЦВОмать 1,491 ,096 ОЦВОмать 1,350 ,165

ОЦВОотец 1,091 ,389 ОЦВОотец 1,324 ,181

Удовлетворенность ВО оказывает значимое влияние на эстетические оценки всех компонентов ВО, а обеспокоенность - только на оценки оформления ВО. Обеспокоенность и удовлетворенность ВО с различной силой оказывают влияние на интегральную самооценку ВО и на представление о том, как его оценивают друзья. Удовлетворенность ВО оказывает более сильное воздействие, чем обеспокоенность, на оценку привлекательности ВО для партнера противоположного пола, на оценку сексуальности ВО. Обеспокоенность ВО сильнее влияет, чем удовлетворенность им, на самооценку феминности / маскулинности ВО. Интересным является тот факт, что удовлетворенность ВО в большей мере оказывает влияние на представление о том, как ВО оценивает мать, а обеспокоенность - на представление о том, как оценивает ВО отец.

5. Для того чтобы проверить гипотезу о влиянии обеспокоенности и удовлетворенности студентов своим ВО на самооценки ВО и на представления об оценках внешнего облика друзьями и родителями, мы поменяли местами

зависимые и независимые переменные. В качестве независимых мы рассматривали самооценки ВО и представления об оценках ВО друзьями и родителями, а в качестве зависимых - обеспокоенность и удовлетворенность ВО (см. таблицу 4). В таблице 4 жирным шрифтом выделены показатели значимого влияния самооценок ВО, представлений об оценке ВО друзьями и родителями на обеспокоенность и удовлетворенность ВО. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что самооценки ВО, представления об оценке ВО друзьями и родителями оказывают существенное влияние на удовлетворенность ВО, но не на обеспокоенность ВО. На удовлетворенность ВО оказывают интенсивное влияние оценки привлекательности ВО для противоположного пола, его сексуальности, феминности / маскулинности ВО, но не наоборот (см. таблицу 3). Удовлетворенность ВО практически не оказывает влияния на оценки этих характеристик ВО. Обеспокоенность ВО остается менее зависимой от самооценок ВО, от оценки привлекательности ВО для противоположного пола, его сексуальности, феминности / маскулинности, от представлений об оценке ВО родителями и друзьями.

Таблица 4.

Влияние самооценок компонентов ВО, представлений об оценке ВО друзьями и родителями на обеспокоенность и удовлетворенность ВО

(ANOVA)

Влияние ИнтСОВО Влияние СО лица Влияние СО тело Влияние СОофрВО

F Знч. F Знч. F Знч. F Знч.

ОбесВО 1,163 ,384 ОбесВО 1,24 ,267 ОбесВО 1,09 ,401 ОбесВО 1,75 ,044

УдовВО ,839 ,705 УдовВО 1,80 ,042 УдовВО 1,47 ,123 УдовВО 5,14 ,000

Влияние СОпривлВО Влияние СОсекВО Влияние СОФем / МаскВО Представление об ОЦ ВО друзьями

F Знч. F Знч. F Знч. F Знч.

ОбесВО ,498 ,833 ОбесВО ,646 ,754 ОбесВО ,437 ,876 ОбесВО ,437 ,876

УдовВО 3,59 ,002 УдовВО 3,39 ,001 УдовВО 6,81 ,000 УдовВО 6,81 ,000

Влияние представления об оценке ВО матерью Влияние представления об оценке ВО отцом

F Знч. F Знч.

ОбесВО ,498 ,833 ОбесВО ,646 ,754

УдовВО 3,596 ,002 УдовВО 3,395 ,001

Таким образом, можно заключить, что обеспокоенность ВО в большей степени влияет на самооценки ВО, чем самооценки ВО влияют на

выраженность обеспокоенности ВО. Удовлетворенность ВО оказывает влияние на самооценки ВО, но при этом самооценки ВО, представления об оценках ВО друзьями и родителями оказывают более сильное влияние на удовлетворенность ВО.

заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполненное исследование фиксирует противоречивые связи между удовлетворенностью и обеспокоенностью студентов своим ВО. Большинство участников исследования демонстрирует существенные различия между выраженностью обеспокоенности и удовлетворенности ВО, несмотря на обнаруженные нами обратно пропорциональные взаимосвязи между этими феноменами. Полученные результаты можно объяснить, исходя из понимания удовлетворенности / неудовлетворенности ВО как достаточно устойчивого, долговременного положительного / негативного отношения (установки) к своему ВО, а обеспокоенности ВО как разновидности социальной тревожности, возникающей в связи с временной сосредоточенностью на определенных характеристиках ВО, что не мешает быть удовлетворенным своим ВО при условии устранения реального или мнимого дефекта ВО. Обеспокоенность переживается как «Внешнее Я для других», поскольку обусловлена представленностью ВО в различных контекстах социальных и межличностных отношений. Удовлетворенность ВО, как устойчивое отношение к своему «Внешнему Я», интегрирует как «Внешнее Я для себя», так и «Внешнее Я для других», и мало подвержено ситуативным тревожным состояниям, вызванным обнаружением каких-то «дефектов».

Полученные нами данные не совпадают с выводами некоторых работ, в которых утверждается, что неудовлетворенность ВО, особенно его физическими компонентами, становится отличительной чертой современных студентов. Мы считаем, что различия между полученными нами результатами изучения обеспокоенности и удовлетворенности студентов своим ВО и результатами, приводимыми в работах других авторов, можно объяснить тем, что в большинстве исследований не разводятся понятия удовлетворенности и обеспокоенности ВО. Во-вторых, наблюдаются существенные различия в применяемом методическом инструментарии, который за редким исключением направлен на диагностику различных сторон удовлетворенности ВО.

Результаты нашего исследования подтверждают фундаментальный вывод о том, что выраженность и удовлетворенность своим ВО изменяется под влиянием полового фактора. В соответствии с результатами нашего исследования мы можем констатировать более высокий уровень обеспокоенности и удовлетворенности своим ВО у девушек, но не существенные различия между студентками и студентами в выраженности обеспокоенности

и удовлетворенности ВО. Студенты так же обеспокоены своим внешним обликом, как и студентки. У девушек-студенток самооценки различных компонентов и характеристик ВО значимо выше, чем у студентов. Эти данные и ряд других, полученных нами в связи с изучением влияния полового фактора, могут указывать на то, что удовлетворенность / неудовлетворенность ВО, обеспокоенность студентов своим ВО и самооценки ВО являются непрямолинейно зависимыми феноменами. Иными словами, можно достаточно высоко оценивать свой ВО, но при этом быть недовольным или обеспокоенным им. Такое явление чаще наблюдается у девушек-студенток, что объясняет их более высокие самооценки ВО, по сравнению с юношами-студентами, но примерно одинаковый уровень обеспокоенности ВО.

Учитывая приведенные выше результаты исследования, можно рассматривать обеспокоенность, удовлетворенность ВО и самооценки ВО как относительно автономные феномены, влияние которых друг на друга носит противоречивый характер. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, полученные в процессе изменения позиции зависимых и независимых переменных. Вместе с этим, результаты исследования указывают на то, что выдвинутая гипотеза подтвердилась не полностью. Действительно, наши данные указывают на различное влияние обеспокоенности и удовлетворенности ВО на эстетические оценки компонентов внешнего облика, на оценки его привлекательности для противоположного пола, сексуальности, феминности / маскулинности, а также на представления о том, как оценивается ВО друзьями и родителями. Вместе с этим, они фиксируют, что различные виды самооценок ВО оказывают более сильное влияние на удовлетворенность ВО, чем удовлетворенность на самооценки ВО. В то же время обеспокоенность ВО в большей степени влияет на самооценки ВО, чем самооценки ВО влияют на выраженность обеспокоенности ВО.

Таким образом, результаты исследования позволяют уточнить гипотезу следующим образом: удовлетворенность ВО, влияя на самооценки ВО, в большей степени зависит от них, а обеспокоенность, воздействуя на некоторые самооценки ВО, остается в определенном смысле независимой от них. Обеспокоенность и удовлетворенность ВО могут функционировать относительно автономно в своем воздействии на самооценки ВО, как и воздействие самооценок ВО на обеспокоенность и удовлетворенность своим ВО.

Литература

1. Буренкова Е. В., Орлова Д. В. Образ Я как оценка собственной внешности девушками 17-18 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2008. URL: http: // psyjournals.ru / psytelesnost / issue / 30455_full.shtml

2. ВарлашкинаЕ.А.Личностные предикторы удовлетворенности образом физического Я у женщин в период зрелости: дисс. ... канд. психол. наук. - Омск, 2015. - 170 с.

3. ВарлашкинаЕ. А., ДементийЛ. И. Перфекционизм как личностная детерминанта отношения к внешности // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2010. - Вып. 9. - С. 5-15.

4. Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х., Переломова И. В. Особенности адаптации студентов-первокурсников, не удовлетворенных своим физическим обликом // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2008. URL: http: // psyjournals.ru / psytelesnost / issue / 30455_full.shtml

5. Жиляев А. Г., Полянина М. А. Роль представления о собственной внешности в проблемах самоотношения женщин-студенток // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 5-6. - С. 126-134.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-изд. - СПб.: Питер, 2013. - 783 с.

7. КалиновскаяВ. В., СкугаревскийО.А. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ // Белорусский медицинский журнал. - 2004. - № 3. - С. 7-28.

8. Келина М. Ю., МареноваЕ. В., Мешкова Т. А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 5. - С. 44-51.

9. Котова И. Б., Бережная А. М. Эмпирическое исследование содержания представлений о брачном партнере у студентов педагогических вузов // Российский психологический журнал. - 2007. - Т. 4. - № 3. - С. 8-17.

10. КрупецЯ. Н., НартоваН. А. «Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи // Журнал исследований социальной политики. - 2014. - Т. 12. - № 4. - С. 523-538.

11. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души. Психология невербального выражения личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 344 с.

12. Лабунская В. А. Проблема удовлетворенности внешним обликом: субъектный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3856-3860.

13. Погонцева Д. В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. - 2008. -Т. 5. - № 4. - С. 110-112.

14. Рамси Н., Харкорт Д.Психология внешности. Пер. с англ. под ред. А. П. Федорова. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

15. Татаурова С. С. Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания // Вестник

Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 31. - С. 18-24.

16. УлыбинаЕ. В. Связь отношения к телу с тендерными характеристиками в юношеском возрасте // Психологические исследования. - 2011. -№ 4 (18). URL: http: // psystudy.ru / index.php

17. Харевич Н. Р., Тищенко Е. М., Бутевич Ю. В. Эстетическое восприятие собственной внешности студентками медицинского университета // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. -2010. - № 4 (32). - С. 64-65.

18. Цуркин В. А., Разуваева Т. Н. Особенности физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -Т. 20. - № 27 (170). - С. 308-313.

19. Черкашина А. Г. Методика исследования самоотношения к образу физического Я // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2008. - № 2 (4). - С. 71-89.

20. Черкашина А. Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от реальности телесного самовосприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. -№ 1 (11). - С. 75-91.

21. Черкашина А. Г., Черкашин В. И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2008. URL: http: // psyjournals. ru / psytelesnost / issue / 30454.shtml

22. Шарай Т. П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2008. URL: http: // psyjournals.ru / psytelesnost / issue / 30454.shtml

23. Carr A., Harris D., James Ch. The Derriford Appearance Scale (DAS-59): A new scale to measure individual responses to living with problems of appearance // British Journal of Health Psychology. - 2000. - no. 5. - pp. 201-215.

24. Harris D., Carr A. The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance // British Journal of Plastic Surgery. - 2001. -no. 54. - pp. 216-222.

25. Harris D. L., Carr A. T. Prevalence of concern about physical appearance in the general population // British Journal of Plastic Surgery. - 2001. - V. 54. -pp. 223-226. doi:10.1054 / bjps.2001.3550

26. JankowskiG., Diedrichs P., Williamson C., HarcourtH., ChristopherG. Looking age-appropriate while growing old gracefully: A qualitative study of ageing

and body image among older adults // Journal of Health Psychology. - 2014. URL: http: // eprints.uwe.ac.uk / 22982

27. McClendon B. T., Prentice-Dunn S., BlakeR., McMath B.The role of appearance concern in responses to intervention to reduce skin cancer risk // Health Education. - 2002. - V. 102. - I. 2. - pp. 76-83. URL: http: // dx.doi.org / 10.1108 / 09654280210419009

28. Moss T. P., Lawson V., White P. Salience and Valence of Appearance in a Population with a Visible Difference of Appearance: Direct and Moderated Relationships with Self-Consciousness, Anxiety and Depression // PLoS -Public Library of Science ONE. - 2014. - 9 (2). - e88435. doi:10.1371 / journal. pone.0088435

29. Mulgrew K. E., Cragg D. N. C. Age differences in body image responses to idealized male figures in music television // J. Health Psychology. - 2015. doi:10.1177 / 1359105315616177

30. Pliner P., Chaiken S., Flett G. Gender differences in concern with body weight and physical appearance over the life span // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1990. - V. 16 (2). - pp. 263-273. doi:10.1177 / 0146167290162007. URL: http: // dx.doi.org / 10.1177 / 0146167290162007

31. Rodin J., Silberstein L., Streigel M. Women and weight: a normative discontent // Nebraska Symposium on Motivation, 32: Psychology and Gender. - 1985. -pp. 267-308.

32. Stock N. M. Culture clash: Appearance concerns in black and minority ethnic groups // Journal of Aesthetic Nursing. - 2014. - 3 (7). - pp. 294-295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.