РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
А. У. Альбеков, Я. И. Куринова
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РЯДА ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация
В статье исследуется сложившаяся практика и существующий опыт поддержки малого и среднего предпринимательства на постсоветском пространстве на примере Республик Беларусь, Киргизия и Армения. Сделаны выводы о направленности и текущей результативности осуществляемых мероприятий. Отмечается актуальность подобного мониторинга для России, выступающей партнером государств постсоветского пула, предпринимательские структуры которого сотрудничают и должны понимать специфику происходящих процессов.
Ключевые слова
Опыт, исследования, поддержка, малые предприятия, средние предприятия.
A. U. Albekov, Ya. I. Kurinova
RESEARCH OF EXPERIENCE OF NUMBER OF POST-SOVIET STATES IN DIRECTION OF SUPPORTING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Annotation
Аrticle examines the current practice and existing experience of supporting small and medium-sized businesses in post-Soviet space on example of Republics of Belarus, Kyrgyzs-tan and Armenia. Conclusions are drawn about direction and current effectiveness of activities carried out. Relevance of such monitoring is noted for Russia, which is a partner of postSoviet pool states, whose business structures cooperate and should understand specifics of ongoing processes.
Keywords
Experience, research, support, small enterprises, medium-sized enterprises.
Введение
Для многих государств постсоветского пространства развитие малого предпринимательства имеет решающее значение в аспекте прироста возможностей национальной конкурентоспособности. Осуществляемые данными государствами инициативы и практические решения представляются интересными для аналитического рассмотрения с учетом общего опыта хозяйствования и сохраняющихся партнерских взаимодей-
ствий между отдельными экономическими агентами и социально-экономическими системами в целом. Это обстоятельство актуализирует исследование реализуемой в них политики в отношении поддержки малого предпринимательства, что стало целевой установкой данной статьи.
Материалы и методы
В нацеленности на исследование опыта ряда государств постсоветского пространства в направлении поддержки
малого предпринимательства нами анализируются инициативы (на основе соответствующих программных документов) и результаты действий (определяемые структурой и вкладом МСП) в рамках такой поддержки в Республиках Беларусь, Киргизия и Армения. Нами использованы такие методы, как: описания, сравнения, анализа и синтеза исследовательских данных.
Обсуждение
Вопросы исследования развития малого и среднего бизнеса на постсоветском пространстве считаются актуальными, что прослеживается исходя из публикуемых учеными работ на соответствующую тематику [5, 10]. При этом ряд специалистов, с мнением которых мы согласны, предполагают, что данные процессы необходимо отслеживать с точки зрения понимания вовлеченности и мотивации для ведения такой инициативной деловой активности [2, 3].
Результат
Одной из анализируемых в рамках исследуемых установок стран стала Республика Беларусь, в которой доля МСП в ВВП страны невелика. По данным за 2019 г. она составила 26,1 %, что, тем не менее, демонстрирует рост, так как в 2018 г. она составила 24,6 % [1]. Мы можем обоснованно предположить, что указанный рост является во многом производной от реализуемой политики поддержки МСП.
Регуляторная деятельность в отношении малого и среднего предпринимательства реализуется в Республике на основе принятого 1 июля 2010 г. Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [4] (далее — Закон о МСП РБ).
К декларируемым и реализуемым целевым установкам в сфере поддержки МСП относят следующие (рис. 1).
Основные целевые установки поддержки МСП в Республике Беларусь
Осуществление мероприятий по росту конкурентоспособности деятельности
Рост числа малых и средних предпринимателей
Поддержка в мониторинге и выходе на внешние рынки
Рост присутствия вклада МСП в ВВП Республики
Рисунок 1 — Основные целевые установки поддержки МСП в Республике Беларусь [4]
Среди мер поддержки приоритетными выступают решения в области льгот в части налогообложения, финансовой отчетности, снижения административных барьеров, поиск партнеров и инвесторов, а также консультационная, информационная, финансовая и иная поддержка.
Динамика количества малых и средних предприятий в Республике Бе-
ларусь в период с 2010 по 2019 гг. представлена на рисунке 2.
Из приведенных на рисунке 2 данных видно, что в Республике, очевидно, предпринимаются меры по стимулированию создания бизнеса без образования юридического лица, о чем свидетельствует превалирование числа таких предпринимателей над теми, кто создает ЮЛ.
300 000
250 000 200 000
248 546 248 952 ш-„, 231 834 232 851 240 781 235 995
219 285
236138 241 3°0
7 000
150 000 100 000 50 000
91 277 99 986
111 112 114 208 107 441 107 382 109 971 111 214 110 777
108 689 111 792 105047 105067 107726 108 9771
108
542
0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
■микро-, малые и средние организации малые и микроорганизации
средние организации индивидуальные предприниматели
Рисунок 2 — Динамика количества малых и средних предприятий в Республике Беларусь в период с 2010 по 2019 гг., ед. [7]
Можно также отметить, что среди последних превалируют малые предприятия и микропредприятия, тогда как организации среднего бизнеса имеют незначительную долю. Для визуализа-
ции указанной информации приведем данные по структурному анализу малого бизнеса Республики Беларусь по категориям (рис. 3).
120000
100000
80000
60000
40000
20000
105047
105067
107726
108977
108542 6789
1753
2015
2016
2017
2018
2019
малые и микроорганизации микроорганизации малые организации
Рисунок 3 — Распределение малых организаций по категориям в Республике Беларусь в период с 2015 по 2019 гг. [7]
0
Данные рисунка 3 указывают на то, что в составе юридических лиц — субъектов малого предпринимательства подавляющее число организаций — микропредприятия, иных малых организаций значительно меньшее количество. Таким образом, в Республике Беларусь прослеживается тенденция, согласно которой основная часть субъектов ма-
Выручка от реализации продукции, млн руб.
■ микроорганизации
■ малые организации
■ средние организации
лого и среднего бизнеса — это микропредприятия, доля которых составляет более 87 %.
На рисунке 4 представлен анализ количества работников, занятых на микро-, малых и средних предприятиях Республики Беларусь и доли этих категорий МСП в выручке от производимой ими продукции.
Средняя численность работников, тыс. чел.
■ микроорганизации ■ малые организации
■ средние организации ■
Рисунок 4 — Количество работников и выручка от реализации продукции в микро-, малых и средних организациях Республики Беларусь в 2019 г. [7]
Согласно представленным данным можно сделать вывод, что занятость в микро-, малых и средних организациях в Беларуси примерно сопоставима: 8,7 % работников трудятся на микропредприятиях, 10,4 % — на малых и 8,3 % — на средних.
Выручка от реализации продукции субъектов МСП в 2019 г. достигла 142 953 млн руб. — 39,6 %, что в долевом отношении составило от общереспубликанского показателя. Доля микропредприятий в объеме выручки от реализации товаров, работ, услуг составила 10,7 %, малых предприятий — 20,2 %, средних предприятий — 8,7 %.
Полагаем, что в Республике Беларусь основная доля продукции произво-
дится и реализуется малыми организациями.
Представленные структуры являются наиболее эффективно функционирующими из всех субъектов МСП в Беларуси. Это, с нашей точки зрения, свидетельствует о создании наиболее благоприятных условий ведения бизнеса для данной категории субъектов предпринимательства со стороны государства.
Можно также привести в пример опыт другого государства постсоветского пространства — Киргизии, в котором присутствует дифференциация количества сотрудников малых предприятий в зависимости от сферы и вида деятельности организации (рис. 5).
другие отрасли и виды деятельности розничная торговля оптовая торговля научно-техническая сфера сельское хозяйство транспорт строительство промышленность
25 25
25
35
35
75
10 20 30 40 50 60 70 80
Рисунок 5 — Дифференциация количества сотрудников малых предприятий в зависимости от сферы и вида деятельности организации [8]
В Киргизии нет разделения на малые предприятия и микропредприятия, выделяют только малые предприятия, к которым относят организации исходя из количества работающих сотрудников согласно данным, приведенным выше. Одним из основополагающих документов в плане поддержки малого и среднего бизнеса является Программа развития Киргизской Республики на 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание» [9]. К основным направлениям поддержки
принято относить содействие созданию необходимой инфраструктуры, налоговых, финансовых и иных льгот, содействие выходу на зарубежные рынки, упрощение процедур регистрации, отчетности и т. д., а также помощь в подготовке кадров и приобретении предпринимательских компетенций.
На рисунке 6 проиллюстрирована динамика субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан в период с 2010 по 2017 гг.
0
500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0
382 883 384 318
400 794
414 919428 730 439 602452 308
297 895
329 737
-350 688
366734 379 150 389778 401 6581
411 405
244 950
11 338
267 776
11 371 11 127
11 749
12 712 13 232 13 592 13 858 14 520 16 199
823 2010
840
804
800
793
795
776
795
2011
2012 2013
2014 2015 2016 2017
769 779 2018 2019
малые предприятия индивидуальные предприниматели
средние предприятия крестьянские (фермерские) хозяйства
Рисунок 6 — Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан в период с 2010 по 2019 гг., ед. [8]
Согласно приведенным данным можно отметить значительное преобладание в структуре субъектов малого и среднего бизнеса в Кыргызстане крестьянских (фермерских) хозяйств1 и индивидуальных предпринимателей. Количество малых и средних предприятий значительно меньше. Таким образом, в Кыргызстане преобладают субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, преимущественно в сфере сельского хозяйства.
Интересным, с нашей точки зрения, представляется также опыт Республики Армения, в которой малый и средний бизнес в сфере экономики занимает ведущие позиции, определяет экономические показатели развития страны, оказывая качественное влияние на ВВП, оказывает значительное влияние на уровень занятости [6].
Базовым документом социально-экономического развития Республики Армения является Стратегия социально-экономического развития страны на 2014-2025 гг., (далее — Стратегия) она является логичным продолжением Стратегии развития сектора МСП на 2016-2018 гг. и четко отражает «стратегию роста» ЕС «Европа 2020». Приоритетным направлением Стратегии является развитие частного сектора и МСП, повышение их конкурентоспособности, занятости населения и развитие инноваций в определенных целевых приоритетных секторах — пищевая промышленность и туризм. В этих секторах Армения имеет высокий потенциал роста по данным маркетингового исследования [11].
Пищевая промышленность — одна из важнейших отраслей экономики Армении. Пищевая промышленность Армении достаточно диверсифицирована и включает почти все отрасли от выращивания до переработки винограда, фрук-
1 Включая индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.
тов и овощей, молочных продуктов и табака. Однако производственных мощностей по переработке пищевых продуктов недостаточно. Пищевая промышленность Армении сталкивается с ограничениями, связанными как с внутренним спросом, так и с экспортным потенциалом. Ключевым фактором, сдерживающим внутренний рынок, является количество и качество внутренних поставок. Отсутствие структурированных холдинговых цепей также является серьезным препятствием для обоих рынков, это критически важно для улучшения качества продукции и соответствия экспортным стандартам качества для расширения экспорта. Для нескольких мелких поставщиков это сложно организовать, обеспечить необходимое количество аналогичного качества и требует дорогостоящего отслеживания системы отслеживания продукции. Это увеличивает общую стоимость первичной продукции. Эти факторы имеют прямое влияние на конкурентоспособность затрат. МСП плохо осведомлены о конечных рынках, что приводит к ограниченным продажам, ограниченной диверсификации рынков и влияет на качество продукции. В то же время имеющиеся производственные мощности в указанном секторе обладают большим потенциалом для развития малых и средних предприятий, ведущих к развитию сектора и увеличению объема производства.
Туризм — одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики Армении. Богатое историческое наследие, культура национальной кухни, природные ресурсы, уникальное религиозное и культурное наследие представляет огромный интерес для туристов из разных стран. Армения занимает 89-е место из 141 страны в рейтинге путешествий и туризма и имеет значительный потенциал роста в таких секторах, как экология, приключения, зимний туризм, культура и т. д. Развитие туристического сектора будет способство-
вать развитию социальной и экономической устойчивости сельских сообществ, обеспечит получение стабильного дохода, обеспечит занятость населения и сократит миграцию из сельских районов. Наиболее перспективные для развития пищевой промышленности и туризма Армавирский район, Лорийский район, Сюникский район. На конец 2018 г. в Армении было зарегистрировано 75 тыс. малых предприятий, что составляет 98 % от общего количества активного бизнеса в Армении.
Основные МСП сосредоточены в Ереване (53 %), затем в Армавире (7 %), Котайке (7 %) и Лори (6 %), меньше МСП работают в Арагацотне, Вайоц Дзоре и Тавуше (2-3 %). Большинство МСП (58,7 %) занято в оптово-розничном секторе, при этом 97 % относятся к категории микробизнеса. В Лори работает около 4500 малых и средних предприятий; около 5250 субъектов малого бизнеса в Армавире; около 3750 в Сюнике [11]. По экспертным оценкам, содержащимся в докладе «MARKET RESEARCH Food Processing and Tourism Sectors of Lori, Syunik and Armavir Regions of Armenia and Road-Side Station to be established in Lori region of Armenia» успешное устойчивое развитие малого бизнеса в агросфере возможно при присоединении к глобальной цепочке создания стоимости, повышении.
Выводы
Опыт ряда стран на постсоветском пространстве представляется нам интересным, так как эти государства выступают партнерами России в различных транзакциях. Нами рассмотрены сложившиеся и проявившиеся инициативы, реализуемые в Республике Беларусь, Республике Киргизстан и Республике Армения.
Нам представляется, что опыт Республики Беларусь в части поддержки малого и среднего предпринимательства следует считать положительным. Следует также отметить, что доля в структуре предпринимательства микро-
организаций и средних организаций в Беларуси не является очень маленькой и вполне сопоставима с показателями малых организаций. Полагаем, что относительно равномерное развитие всех видов субъектов МСП говорит о сбалансированности проводимой политики государства в отношении малого и среднего бизнеса.
В Республике Киргизия есть определенные особенности, сопряженные с отсутствием выделения микропредприятий в структуре МСП, однако общий характер предпринимаемых действий сопоставим по направленности с реализуемым в других государствах, например, Белоруссии.
В Республике Армения, в свою очередь, прослеживается большая конгруэнтность в процессы, происходящие в странах ЕС, в том числе в части осуществления поддержки малого и среднего бизнеса, что нашло отражение в соответствующих стратегических документах.
В дальнейшем необходим регулярный мониторинг форматов и направлений поддержки в сегменте МСП на постсоветском пространстве для понимания сути происходящих процессов и поиска приемлемых компромиссов во взаимодействии с российским предпринимательским сегментом.
Библиографический список
1. БЕЛТА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.belta.by.
2. Бондаренко, В. А., Куринова, Я. И., Механцева, К. Ф. вопросы осуществления государственной поддержки предпринимательских структур в России и ряде зарубежных стран // Экономика устойчивого развития. — 2021. — № 1 (45). — С. 164-167.
3. Верховская, О. Р., Александрова, Е. А. Индекс мотивации предпринимательской активности и институциональная среда [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Сер. Экономика. — 2018. — № 4.
4. О поддержке малого и среднего предпринимательства : [Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З (ред. от 18.01.2018)].
5. Исмаилова, Л. Г. К вопросу развития предпринимательства в странах постсоветского пространства // Наука, техника и образование. — 2020. — № 7 (71).
6. Направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Армения // Лидерство и менеджмент. — 2018. — № 2. — Т. 5. — С. 77-83.
7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь «Малое и среднее предпринимательство». — Минск, 2020.
8. Официальный сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. stat.kg/ru/statistics/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo.
9. Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание». — Бишкек, 2018.
10. Чепуренко, А. Предпринимательская активность в постсоциалистических странах Европы: методология и ограничения исследования // Форсайт. — 2017. — № 3.
11. Market research Food Processing and Tourism Sectors of Lori, Syunik and Armavir Regions of Armenia and RoadSide Station to be established in Lori region of Armenia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://smednc.am.
Bibliographic list
1. BELTA [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.belta.by.
2. Bondarenko, V. A., Kurinova, Ya. I., Mekhantseva, K. F. Issues of state support of entrepreneurial structures in Russia and number of foreign countries // Economics of sustainable development. — 2021. — № 1 (45). — P. 164-167.
3. Verkhovskaya, O. R., Alexandro-va, E. A. Index of motivation of entrepreneurial activity and institutional environment // Bulletin of SPbSU. Ser. Economics. — 2018. — № 4.
4. On support of small and medium-sized businesses : [Law of Republic of Belarus № 148-Z from 01.07.2010 (ed. of 18.01.2018)].
5. Ismailova, L. H. On the issue of entrepreneurship development in the postSoviet countries // Science, Technology and Education. — 2020. — № 7 (71).
6. Directions of state regulation of small and medium-sized entrepreneurship in Republic of Armenia // Leadership and Management. — 2018. — № 2. — Vol. 5. — P. 77-83.
7. National Statistical Committee of Republic of Belarus «Small and medium-sized entrepreneurship». — Minsk, 2020.
8. Official website of National Statistical Committee of Kyrgyz Republic [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.stat.kg/ru/statistics/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo.
9. Development Program of Kyrgyz Republic for the period 2018-2022 «Unity, Trust, Creation». — Bishkek, 2018.
10. Chepurenko, A. Entrepreneurial activity in post-socialist countries of Europe: methodology and limitations of study // Foresight. — 2017. — № 3.
11. Market Research Food Processing and Tourism Sectors of Lori, Syunik and Armavir Regions of Armenia and RoadSide Station to be established in Lori region of Armenia [Electronic resource]. — Mode of access: https://smednc.am.