Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4239
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРО- / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КРИТЕРИИ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / КРИТЕРИИ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнев Дмитрий Александрович, Бархатов Виктор Иванович, Наумова Ксения Андреевна

Малые и средние предприятия являются важной частью национальной экономики любой страны. В одних странах значение таких предприятий ограничивается «демпфирующей» ролью в ходе кризисов, в других это еще и основной работодатель, и значимый плательщик налогов. При этом сами критерии, используемые в разных странах, существенно различаются как по сути, так и количественно, что затрудняет корректные межстрановые сопоставления развития этого сектора. Более того, эти критерии меняются во времени, делая затруднительным анализ динамики развития сектора. В статье на основе анализа большого количества первоисточников (национальных регулирующих актов) представлены результаты сравнительного анализа критериев отнесения предприятий к микро-, малым и средним. Исследование охватывает страны всех континентов, разного уровня жизни и разных экономических систем. Всего проанализировано более 70 стран. Выявлены общие особенности, а также закономерности связи значений этих критериев с «популяционными» характеристиками сферы МСП - числом малых и средних предприятий на 1000 жителей, а также долей занятых в этой сфере в населении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плетнев Дмитрий Александрович, Бархатов Виктор Иванович, Наумова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SME’S CRITERIA IN NATIONAL ECONOMIES AND ITS SCALE: A COMPARATIVE STUDY

Small and medium enterprises are an essential part of the national economy of any country. In some countries, the importance of such enterprises is limited to their “dampening” role during crises. In others, SMEs are also the leading employers and a significant payers of taxes. At the same time, the criteria used in countries differ significantly, both in essence and quantitatively fields, so that it makes difficult to make correct cross-country comparisons of this sector development. Moreover, these criteria change over time, making it challenging to analyze the dynamics of the development of this sector. Based on the analysis of a number of primary sources (national regulatory acts), the article presents the results of a comparative analysis of the criteria for classifying enterprises as micro, small and medium. The study covers countries of all continents, different living standards, and different economic systems. In total, more than 70 countries have been analyzed. The features for criteria are highlighted. The results present relationship between SME criteria values and the “population” characteristics of the SME sphere (SMEs per 1000 inhabitants and the share of employed in SMEs in the population).

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 6 (452). Экономические науки. Вып. 73. С. 147—161.

УДК 334.7; 339.9 DOI 10.47475/1994-2796-2021-10617

ББК 65.5-131

КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 12 Д. А. Плетнев , В. И. Бархатов , К. А. Наумова '

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2 Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Челябинск, Россия

Малые и средние предприятия являются важной частью национальной экономики любой страны. В одних странах значение таких предприятий ограничивается «демпфирующей» ролью в ходе кризисов, в других это еще и основной работодатель, и значимый плательщик налогов. При этом сами критерии, используемые в разных странах, существенно различаются как по сути, так и количественно, что затрудняет корректные межстрановые сопоставления развития этого сектора. Более того, эти критерии меняются во времени, делая затруднительным анализ динамики развития сектора. В статье на основе анализа большого количества первоисточников (национальных регулирующих актов) представлены результаты сравнительного анализа критериев отнесения предприятий к микро-, малым и средним. Исследование охватывает страны всех континентов, разного уровня жизни и разных экономических систем. Всего проанализировано более 70 стран. Выявлены общие особенности, а также закономерности связи значений этих критериев с «популяционными» характеристиками сферы МСП — числом малых и средних предприятий на 1000 жителей, а также долей занятых в этой сфере в населении.

Ключевые слова: микро-, малый и средний бизнес, критерии микропредприятия, критерии малого предприятия, критерии среднего предприятия, сравнительный анализ.

Введение

Предыдущее исследование, посвященное критериям отнесения бизнеса к числу малого и среднего в разных странах мира, соавтором которого был один из авторов настоящей статьи, вышло в свет более пяти лет назад и вызвало широкий интерес со стороны научного сообщества [1]. Та статья стала одной из наиболее популярных по экономическому профилю на платформе ResearchGate и набрала более 3000 просмотров, что свидетельствует об актуальности и востребованности темы. За прошедшее время критерии отнесения фирм изменились, в том числе и в России, равно как и изменилась сама национальная экономика в ряде стран. Данные изменения вызывают большой исследовательский интерес. Целью статьи является сравнение изменений и дополнение раннее собранной номенклатуры стран.

Обзор литературы

Ранее одним из соавторов были проведены анализы критериев отнесения хозяйствующих субъектов к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) или малому и среднему бизнесу (МСБ) [1; 2]. Охват стран включал ведущие экономики мира: страны Европейского Союза (ЕС), Северной Европы, СНГ, США, Япония и Россия [1]. Масштабное исследование сотрудников Института

экономической политики имени Е. Г. Гайдара включало анализ критериев отнесения предприятий к числу МСП в 29 странах мира и ЕС. Авторами выявлены серьезные расхождения в критериях в разных странах, что существенно влияет на сопоставимость данных официальной статистики [3]. Л. В. Кох и К. А. Куневич провели анализ влияния малого бизнеса, а также критериев для его определения в США, Японии, России, ЕС и других странах. Авторами рассматриваются два количественных показателя — количество занятых и максимальный объем продаж [4]. М. В. Сероштан и Ф. Дарвиш также в процессе изучения различных подходов к определению МСП в странах мира заключили, что выявленные несоответствия в количественных показателях не позволяют сформировать сопоставимые статистические данные для анализа объективного положения МСП в той или иной стане относительно других экономик мира [5].

Т. А. Скворцова, А. А. Лисичкина и Н. А. Чеботарева акцентируют внимание на правовом регулировании субъектов МСП в России. Авторы предлагают расширить реестр МСП гражданами, которые осуществляют отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации с целью стимулирования предпринимательской активности посредством предоставления этим гражданам тех же льгот, что и субъектам МСП [6].

Д. В. Конищева отмечает необходимость применения комплексного подхода в определении малого и среднего бизнеса, в котором сочетаются как количественные, так и качественные показатели. Примерами качественных показателей для малого бизнеса могут служить малый (локальный) масштаб ведения бизнеса, наличие одного управленческого звена между руководителем и сотрудниками, ведение маркетинговой деятельности непосредственным руководителем и т. д. Для среднего бизнеса автор выделяет региональный масштаб ведения бизнеса, до четырех управленческих звеньев в структуре управления, лидерство в инновационной, технологической деятельности и т. д. [7]. Ж. С. Передера, Т. С. Гриценко и А. С. Теряева в ходе исследования малого и среднего бизнеса в России выделяют препятствия формирования и развития малого и среднего бизнеса, которые отражают его текущее состояние. Авторами предложено формирование эффективной системы кредитования для стимулирования развития бизнеса и, как следствие, оздоровления экономики страны [8]. Среди существующих трудов авторами приводится сравнение отечественного и зарубежного опыта поддержки субъектов МСП, а также отмечаются проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются российские предприятия [9; 10; 12; 14].

Таким образом, вопрос о состоятельности текущего подхода к определению малого и среднего предпринимательства в российском законодательстве остается открытым. Основным спорным моментом является разрозненность в количественных измерениях и основных критериях, определяющих величину бизнеса в России и ведущих экономиках мира: ЕС, США, Китая, Японии и т. д. Ввиду этого невозможно объективно сопоставить доли МСП относительно других стран и типов экономической системы. Лишь в одном сходятся ученые: малый и средний бизнес чрезмерно важен для национальной экономики [3; 11—13; 15]. Меры поддержки МСП должны регулярно дополняться и расширяться, а также существующие инструменты для развития должны быть проверены на предмет их эффективности, доступности и прозрачности для субъектов МСП.

Методология

Основные принципы сбора данных вторят использованным в раннем исследовании, то есть анализ открытых нормативных актов, положений и другой информации с сайтов государственных ведомств в сети Интернет. Особое внимание об-

ращено к формулировке (определению) малого и среднего бизнеса в различных странах с разными типами национальной экономики. В данной статье акцент смещен на один критерий в обзоре мировой практики отнесения фирм к числу малых и средних, а именно к численности сотрудников. Полный обзор применяемых критериев будет представлен в последующих работах.

Данные о численности предприятий на 1000 чел. населения и доле занятых в МСП в населении страны были взяты из базы данных экономических показателей МСП 2019 г.1 Данные в таблицах представлены по последнему доступному году. Доля занятых в МСП в населении страны рассчитана как отношение количества занятых людей в МСП к общему населению страны.

Россия

В 2015 г. система оценки МСП в России претерпела значительные изменения. Так, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015, позже замененным Постановлением от 04.04.2016, установлены новые предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: микропредприятием считается хозяйствующий субъект с годовым объемом выручки до 120 млн руб. (среднесписочная численность работников — 15 чел.); малые предприятия — до 800 млн руб. (среднесписочная численность работников — от 16 до 100 чел); средние предприятия — 2 млрд руб. (среднесписочная численность работников — от 101 по 250 чел. Критерии среднесписочной численности остались прежними, однако предельные границы дохода увеличились в 2 раза. Данное увеличение приблизило границы дохода российских МСБ к средним значениям за рубежом. В связи со значительными изменениями в курсах валют в 2014 г. прошлые критерии не позволяли составить объективную картину доли МСП в России в сравнении с долями в других странах.

Республика Беларусь

Критерии определения масштабов бизнеса в Беларуси в целом не подверглись значительным изменениям да последние годы. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации: микроорганизации обладают среднесписочной численностью работников до 15 чел. включительно, малые организации — от 16 до 100 работников.

1 https://www.smefinanceforam.org/data-sites/msme-соипйу-т&сайге

Коммерческие организации, относящиеся к среднему предпринимательству, должны насчитывать в штате от 101 до 250 сотрудников.

В последние годы активно ведутся дискуссии о необходимости корректировки и уточнения системы критериев отнесения субъектов к МСБ. Эксперты отмечают следующие основные недостатки в текущей методологии учета МСБ в Республике Беларусь: односторонний подход к определению размеров бизнеса исключительно по величине численности работников; мультикорпоративные предприятия, холдинги и дочерние компании учитываются не как единая структура, а как отдельные субъекты предпринимательства, таким образом представленные статистически цифры о структуре МСБ в экономике страны необъективны; к МСБ в стране также относятся субъекты с частичным или полным государственным участием, что также искажает данные — к учету должны приниматься только независимые и автономные субъекты и т. д.1

Азербайджан

Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 21 декабря 2018 г. установило новые «Критерии категорий субъектов микро-, малого, среднего и крупного предпринимательства»2. Критерии включают в себя показатели как среднесписочного количества сотрудников, так и годового дохода, который включает стоимость товаров, работ и услуг, оказанных в отчетном году, а также внереализационный доход. Численность работников микропредприятий не должна превышать 10 чел., а годовой доход должен быть не выше 200 тыс. манатов. Количество работников малых предпринимателей — от 11 до 50 чел., с годовым доходом не более 3 млн манатов. Количество работников средних предпринимателей — от 51 до 250 чел., а годовой доход — 3—30 млн манатов.

Киргизия

Малое и среднее предприятие — юридические лица, коммерческие предприятия, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, имеющие численность работающих в соответствии с постановлениями Правительства Кыргызской Республики «Об основной схеме классификатора типов предприятий» от 17 февраля 1998 г. № 78 и «О внесении изменений в Постановление

1 https://www.get-belarus.de/wordpress/wp-content/ uploads/2017/07/РР_02_2017_ru.pdf

2 https://www.taxes.gov.az/ru/page/mikro-kicik-orta-ve-iri-sahibkarliq-subyektlerinin-bolgusu-meyarlarinin-

tesdiq-edilmesi

Правительства Кыргызской Республики от 17 февраля 1998 г. № 78» от 29 августа 2002 г. № 590:

• в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; рыболовстве и рыбоводстве; горнодобывающей промышленности; обрабатывающей промышленности; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; строительстве — 50 чел. (малые предприятия) и от 51 до 200 чел. (средние предприятия).

• на предприятиях, занятых торговлей; ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; предоставлением услуг гостиниц и ресторанов; на транспорте и связи; финансовой деятельностью; операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям; образованием; здравоохранением и предоставлением социальных услуг; предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг — 15 чел. (малые предприятия) и от 16 до 50 чел. (средние предприятия).

Европейский Союз

Критерии МСП в ЕС были приняты в 2003 г. и действуют по сей день3. Используется комбинированный подход в определении размера хозяйствующего субъекта, в котором помимо численности сотрудников учитывается размер годового оборота компании или значение валюты баланса. Так, комбинированный подход позволяет объективно оценить размер компаний, действующих в различных секторах экономики. Как правило, производственным компаниям свойствен более высокий штат сотрудников, чем в сфере торговли, а обороты относительно небольших торговых компаний могут в разы превышать обороты лидирующих промышленных производств. Критерии отнесения фирм к числу МСП представлены в табл. 1.

Таблица 1

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних в Европейском Союзе4

Категория предприятия Численность сотрудников Оборот или Валюта г баланса

млн €

Микро 1—9 до 2 до 2

Малое 10—49 до 10 до 10

Среднее 50—249 до 50 до 43

Однако в 2020 г. критерии были пересмотрены. Так, Комиссия заключила, что размер компании не является единственным определяющим

3 https://eur-lex.europa.eu/eli/reco/2003/361/oj

4 https://ec.europa.eu/growth/smes/sme-definition_en

фактором (учитывая численность сотрудников, оборот и баланс). Фактически некоторые фирмы могут признаваться малыми в рамках существующих критериев, но в действительности они обладают доступом к значительным дополнительным ресурсам (они принадлежат более крупному предприятию, сотрудничают или связаны с ним). Такая компания, по мнению Комиссии, не имеет права на статус МСП. Таким образом, некоторые фирмы со сложной структурой нуждаются в индивидуальном анализе1

Страны Балканского полуострова, не входящие в Евросоюз

Албания2

Критерии определения МСБ в Албании также включают в себя численность сотрудников и годовой доход. На данным момент Албания является кандидатом в члены ЕС, пороговые значения численности сотрудников в нормативным актах Албании и ЕС одинаковы, однако значения годового оборота в Албании значительно ниже аналогичного показателя для стран — членов Евросоюза. Относительно высокий уровень коррупции и несовершенство системы исполнения наказаний позволяет многим компаниям оставаться в серой зоне и уклоняться от уплаты налогов. Так, бремя налогообложения ложится на небольшое количество предприятий, тем самым не позволяя им развиваться эффективно. Другой проблемой является неясность в отношении собственности на землю, слабое исполнение контрактов и ограниченный доступ к финансированию для субъектов МСП3.

Босния и Герцеговина

В Боснии и Герцеговине распространены два подхода к определению масштабов бизнеса. Оба имеют одинаковые критерии численности сотрудников, однако пороговые значения для годового оборота разнятся. Так, Закон о бухгалтерском учете и аудите не предполагает критериев для микробизнеса. Малым считается бизнес с численностью сотрудников до 50 чел., оборотными средствами до 1 млн BAM и оборотом до 2 млн BAM. Средним признается бизнес с численностью менее 250 со-

1 https://ec.europa.eu/docsroom/documents/42921

2 https://www.researchgate.net/publication/312430759_ Small_and_Medium_Enterprises_Environment-Case_ of_Albania

3 https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/g2g9fa9a-en.

pdf?expires=1621327401&id=id&accname=guest&chec

ksum=E1BEFF70F5094118EF0C62CD59533B53

трудников, оборотными средствами до 4 млн BAM и оборотом до 8 млн BAM. Закон о содействии развитию малого бизнеса трактует микроприятие как бизнес с численностью сотрудников до 10 и оборотом/балансом до 400 тыс BAM. Малый бизнес насчитывает в штате от 11 до 49 сотрудников и имеет оборот/баланс от 400 тыс. до 4 млн BAM. Для среднего — число сотрудников не должно превышать 250, оборот субъекта — до 40 млн BAM, и баланс — до 30 млн BAM4.

Сербия

В Сербии также отсутствует единая система критериев МСП. Закон о бухгалтерском учете и аудиторской проверке предлагает следующие критерии: микропредприятия — численность сотрудников составляет до 10 чел., операционная прибыль до 0,7 млн евро и до 0,35 млн евро оборотных средств. Малым признается бизнес с численностью 50 чело., операционной прибылью до 8,8 млн евро и 4,4 млн евро оборотных средств. Средний бизнес — до 250 сотрудников, 35 млн евро операционной прибыли и 17,5 млн евро оборотных средств. В то же время в Положении о правилах предоставления государственной помощи отсутствует определение микробизнеса. К малому бизнесу относятся субъекты со среднесписочной численностью сотрудников до 50 чел. и 10 млн евро оборота или валюты баланса.

Черногория

Среди сдерживающих развитие МСП факторов отмечается слабая институциональная поддержка субъектов предпринимательства и слабая информированность о доступных программах поддержки и источниках финансирования5.

Египет

Согласно законодательству (Small and Micro Enterprise Law No. 141, 2004) субъекты признаются малым и средним предпринимательством на основе следующих показателей: число занятых — не более 50 чел., капитальные вложения — до 5 млн EGP, оборот продаж — до 10 млн EGP. Однако существует альтернативное трактование МПС. Так, Центральный банк Египта определяет следующие категории МСП: микропредприятия —

4 https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/g2g9fa9a-en. pdf?expires=1621327401&id=id&accname=guest&chec ksum=E1BEFF70F5094118EF0C62CD59533B53

5 The definition of SMEs in Montenegro is given by Article 5 of the Law on Accounting 2016 (Official Gazette of the Republic of Montenegro, No. 52/2016).

до 10 сотрудников и 1 млн EGP годового дохода; малые и средние предприятия — до 200 сотрудников и до 50 млн EGP годового дохода для малых предприятий и 200 млн EGP годового дохода для средних предприятий. Таким образом, особенность определения Цетробанка Египта состоит в том, что не вводится дополнительный критерий занятых рабочих для малых предприятий1.

Иран

В Иране также отсутствует единый подход к определению МСП. Так, Министерство промышленности и горнодобывающей промышленности не выделяет микробизнес, малый и средний в отдельные категории. Для малого и среднего бизнеса в целом применяется один и тот же критерий — количество занятых сотрудников не более 50 чел. Данное определение является наиболее распространенным и признанным в экономическом обществе Ирана. Того же подхода придерживается Министерство сельского хозяйства Ирана, в то время как Организация малых предприятий и промышленных парков Ирана (ISIPO) уточняет критерии занятых сотрудников: 5—50 чел. для МСП. Альтернативный взгляд предлагают Статистический центр Ирана и Центральный банк Ирана: так, к микропредприятиям относятся субъекты, в штате которых насчитывается от 1 до 9 чел., малые предприятия — от 10 до 49 сотрудников, средние — от 50 до 99. Также Организация малых предприятий и промышленных парков Ирана определяет МСП как предприятия с количеством занятых от 5 до 50 чел.2

Австралия

В Австралии на данный момент отсутствует единая система критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к числу малых и средних. Различные институты финансовой системы предлагают собственные определения. Так, в стране образовалось семь различных подходов к определению МСП3. Выделим наиболее распространенные. Согласно Налоговому управлению Австралии (The Australian Taxation Office) малые и средний

1 https://w ww.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ JHASS-09-2020-0161/full/pdf?title=egyptian-small-and-medium-sized-enterprises-battle-against-covid-19-pandemic-march-july-2020

2 http://agahgroup.com/smes-in-iran-a-brief-introduction/

3 https://financialservices.royalcommission.gov.au/ publications/Documents/financial-services-and-small-and-medium-sized-enterprises-paper-12.pdf

бизнес (физическое лицо, партнерство, компания или траст) определяется как бизнес, совокупный годовой оборот которого составляет от 2 млн до 10 млн долл. Данный критерий вступил в силу в 2016 г., ранее пороговым значением было 2 млн долл. На данным момент совокупный годовой доход для микропредприятий не должен превышать 2 млн долл. В то же время Австралийское статистическое бюро (The Australian Bureau of Statistics) определяет малый бизнес как бизнес, в котором работает менее 20 чел.4 Для микробизнеса число занятых варьируется от 0 до 4 чел. Для малого бизнеса — от 5 до 19 чел. Для среднего — от 20 до 199 чел. Согласно Комиссии по ценным бумагам и инвестициям Австралии (The Australian Securities and Investment Commission), малыми считаются компании с консолидированной выручкой за финансовый год самой компании и всех компаний, которые она контролирует, менее 50 млн долл., стоимость консолидированных валовых активов на конец финансового года компании и всех компаний, которые она контролирует, составляет менее 25 млн долл., и в компании и любых контролируемых ею организациях на конец финансового года работает менее 100 сотрудников (критерии были изменены 1 июля 2019 г.)5.

Вьетнам

Закон о малых и средних предприятиях, вступивший в силу 1 января 2018 г., установил общие параметры для определения предприятия как МСП. В законе содержатся критерии и их пороговые значения таких показателей, как занятость, общий доход либо общий капитал для разных секторов экономики. Если предприятие работает в нескольких секторах, то определяющим будет использоваться тот сектор, в котором оно генерирует наибольший доход, или, если доход не может быть определен, будет использоваться сектор, в котором оно нанимает наибольшее количество сотрудников. Критерии определения МСП представлены в табл. 26.

4https://www.aph.gov.au/About_Parliament/ Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/pubs/ rp/rp1516/Quick_Guides/Data

5 https://asic.gov.au/regulatory-resources/financial-reporting-and-audit/preparers-of-financial-reports/are-you-a-large-or-small-proprietary-company/

6 https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/ 9789264305328-25-en.pdf?expires=1623832717&id=id& accname=guest&checksum=7BA9516DDC81ED3DD4F 9AD0F00EBFF41

Таблица 2

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних во Вьетнаме

Категория предприятия Численность сотрудников в секторе экономики Выручка / общий капитал

Сельское, лесное и рыбное хозяйство / промышленность и строительство Торговля и сфера услуг Сельское, лесное и рыбное хозяйство / промышленность и строительство Торговля / сфера услуг

млрд VND

Микро 1—10 1—10 до 3/до 3 до 10 / до 3

Малые 11—100 11—50 до 50 / до 20 до 100 / до 50

Средние 101—200 51—100 до 300 / до 100 до 300 / до 100

Китай

Стандарты классификации малых и средних предприятий определяются Законом Китайской Народной Республики о развитии малых и средних предприятий (2017) и формулируются соответствующими департаментами Государственного совета, а определение компании как микро-, малого или среднего предприятия зависит от ряда переменных, таких как отрасль, к которой она принадлежит, операционная прибыль, общая сумма активов и количество сотрудников. Так, среднее сельскохозяйственное предприятие должно трудоустроить минимум 500 чел. По сравнению с другими странами критерии для малых и средних предприятий в Китае довольно высокие. Более подробные критерии в отраслевом разрезе представлены в источнике [3].

Монголия

Малый и средний бизнес в Монголии определяется Законом Монголии о МСП (2007). Деление критериев осуществляется по секторам, количеству работников и годовому доходу. Критерии определения МСП в Монголии представлены ниже, в табл. 3 [18].

Также существует подход Национального статистического управления Монголии, в котором величина бизнеса определяется лишь количеством сотрудников: 1—9 чел. для микропредприятия, 10—19 — для малого, 20—49 — для среднего предприятия1.

1 https://www.oecd.org/eurasia/competitiveness-programme/eastern-partners/Eurasia-Peer-Review-Note-Mongolia-ENG.pdf

Критерии отнесения фирм к чи

Новая Зеландия

В стране отсутствует единый подход к определению критериев МСП. В Новой Зеландии существует ряд критериев, основанных на размере, обычно используемых для сегментации бизнес-групп. Чаще всего используются такие показатели, как количество сотрудников, годовой оборот, общие активы или комбинация всех трех. Какая бы мера ни использовалась, выбранное определение обычно нацелено на сегментацию бизнес-групп в триггерных точках, в которых меняются методы управления бизнесом. Следующий традиционный метод сегментации бизнеса — по количеству сотрудников — показывает, как методы управления меняются по мере роста бизнеса:

• 0 сотрудников — собственник работает в бизнесе. Для собственников эта деятельность представляет полную занятость, и они несут ответственность за свою работу и сами выполняют большинство бизнес-процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 1—5 сотрудников (устроенных на полное рабочее время) — собственник по-прежнему работает в бизнесе. Для собственников эта деятельность представляет полную занятость, и они являются работодателями для других людей. Они несут ответственность за наем сотрудников и управление ими, а также за связанные с ними задачи по управлению человеческими ресурсами и соблюдению требований.

• 6—19 сотрудников — собственник управляет бизнесом, а не выполняет непосредственную

Таблица 3

[у малых и средних в Монголии

Категория Сектор Численность сотрудников Оборот

Средний Торговля оптовая 20—149 МЖ 1.5 ЬП

Торговля розничная / промышленность 20—199 < МЖ 1.5 ЬП

Сфера услуг 20—149 < МЖ 1 ЬП

Микро- и малый Все сектора 1—19 до МЖ 250 тп

работу. Собственники начинают делегировать сотрудникам задачи по соблюдению требований бизнеса (бухгалтерская работа и т. д.).

• 20+ сотрудников — собственник играет стратегическую роль, в то время как сотрудники управляют и выполняют работу. Собственники делегируют больше задач по управлению бизнесом и людьми, например по управлению человеческими ресурсами.

В табл. 4 представлены некоторые подходы, которыми государственные и частные организации в Новой Зеландии определяют предприятия по размеру, больше информации доступно в источнике [17. С. 3—4].

Таблица 4

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних в Новой Зеландии

Определение Критерий Цель определения

Малый бизнес До 20 сотрудников Составление информационного перечня малого бизнеса(подготовлен МВ1Е)

Микробизнес До 6 сотрудников или до 1 млн долл. оборота Используется налоговой службой

Малый и средний бизнес 6—49 сотрудников, 1—30 млн долл. оборота

Япония

Критерии малого и среднего предприятия в Японии определены для каждого сектора промышленности Основным законом о малых и средних предприятиях (1999). МСП — это компания, которая соответствует одному из следующих критериев: размер капитала или количество сотрудников. Компании, не соответствующие

данным требованиям, считаются большими. Также в существующей методике не разделяются малый и средний бизнес, выделяется лишь микробизнес, но только по количеству сотрудников. Критерии определения МСП в Японии представлены в табл. 5 1.

США

Действующая система определения размера бизнеса может считаться одной из наиболее сложных в мире. Для каждой отрасли устанавливаются отдельные критерии согласно Североамериканской системе отраслевой классификации (NAICS). Создание списка стандартов и характеристик, которым должны соответствовать предприятия, чтобы считаться малыми и средними предприятиями, находится в ведении Управления малого бизнеса (SBA). Так, в США существует конкретное определение МСП для той отрасли, в которой работает субъект предпринимательства. Например, если компания является частью обрабатывающей промышленности (некоторые отрасли), ее можно классифицировать как МСП, если в ней работает не более 500 сотрудников, в то время как для компании оптовой торговли сотрудников не может быть более 100. Различия существуют и между отраслями промышленности. Например, в горнодобывающей промышленности компании, добывающие никель или медную руду, золото, могут иметь до 1500 сотрудников, но компания по добыче серебра может иметь максимум 250 сотрудников, а железа — 750 сотрудников, чтобы считаться МСП2.

1 https://www. smrj.go.jp/english/about/target.html

2 https://data.sba.gov/dataset/small-business-size-standards

Таблица 5

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних в Японии

к Численность сотрудников в секторе экономики Капитал млн йен

Категория предприяти Производство, чел. Торговля оптовая Торговля розничная Услуги Производство Торговля оптовая Торговля розничная Услуги

Микро до 20 до 5 до 5 до 5 - - - -

Малые до 300 до 100 до 50 до 100 до 300 до 100 до 50 до 50

и средние

Бразилия

В стране присутствуют несколько подходов к определению МСП в зависимости от региона, отрасли, организационно-правовой формы и т. д. Ниже, в табл. 6, приведены критерии определения МСП согласно Бразильской службе поддержки микро- и малых предприятий (SEBRAE), которой были адаптированы критерии, установленные Бразильским институтом географии и статистики (IBGE) [16]. Однако наиболее распространенным подходом являются критерии из табл. 6, применяемые для торговли и сферы услуг.

Таблица 6

Таблица 7

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних в Мексике до 2009 г.

Категория предприятия Численность сотрудников в секторе экономики

Торговля Промышленность Сфера услуг

Микро 1—10 1—10 1—10

Малые 11—30 11—50 11—50

Средние 31—100 51—250 51—100

В 2009 г. вступили новые требования, согласно которым критерии по-прежнему разнились для разных секторов бизнеса, а также добавился критерий годового объема продаж. Однако окончательное решение о принадлежности субъекта к тому или иному сектору экономики может быть принято только на основе рассчитанного коэффициента (табл. 8)1.

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних в Бразилии

Категория предприятия Численность сотрудников в секторе экономики

Торговля и сфера услуг Промышленность

Микро 1—9 1—19

Малые 10—49 20—99

Средние 50—99 100—499

Мексика

Ранее в Мексике при расчете размера субъекта предпринимательства использовался лишь показатель численности сотрудников. Так до 2009 г. действовали следующие критерии (табл. 7).

категории МСП для фирмы применяются лишь критерии финансовых результатов.

1http://intemet.conteшdos.inegi.org.mx/conteшdos/ Productos/prod_serv/contenidos/espanol/bvinegi/productos/ пиеуа_е81гис/702825077952^

Таблица 8

Критерии отнесения фирм к числу малых и средних в Мексике после 2009 г.

Микро Малые Средние

Сектор Численность рабочих Годовой оборот продаж, млн песо £ 5 & « 3 В и § ® Й о Численность рабочих Годовой оборот продаж, млн песо £ 5 & « 3 В « § ® ¡3 Численность рабочих Годовой оборот продаж, млн песо £ 5 & « 2 В ч § ® й

р а « ¡=5 р а «¡=5 £ р а « ¡=5

Промышленность 0—10 до 4 4,6 11—50 От 4,01 до 100 95 51—502 От 100,1 до 250 250

Торговля 0—10 до 4 4,6 11—30 От 4.01 до 100 93 31—100 От 100,1 до 250 235

Сфера услуг 0—10 до 4 4,6 11—50 От 4,01 до 100 95 51—100 От 100,1 до 250 235

* Максимальный комбинированный показатель =

= (Численность рабочих) * 10 % + (Годовой оборот продаж) * 90 %

Таблица 9

Критерии отнесения предприятий к числу микро-, малых и средних в разных странах и популяционные характеристики сферы МСП

Страна Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес Кол-во микро-, малых и средних фирм на 1000 чел. населения** Доля занятых в МСП в населении страны, %** Уровень дохода страны**

Россия 15 100 250 15,56 9,37 Выше среднего

Европейский Союз: 9 49 249 х х х

Австрия н/д н/д Высокий

Бельгия 52,52 17,05 Высокий

Болгария 47,4 20,74 Выше среднего

Венгрия 54,89 19,02 Высокий

Германия 27,41 22,32 Высокий

Греция 65,55 18,18 Высокий

Дания 36,55 н/д Высокий

Ирландия н/д н/д Высокий

Испания 111,73 18,18 Высокий

Италия 61,38 18,89 Высокий

Кипр 41,47 15,53 Высокий

Латвия 59,4 25,87 Высокий

Литва 67,97 25,51 Высокий

Люксембург 53,59 29,78 Высокий

Мальта 62,3 23,99 Выше среднего

Нидерланды 66,89 21,63 Высокий

Польша 44,54 16,18 Высокий

Португалия 80,85 н/д Высокий

Румыния 23,69 13,27 Выше среднего

Словакия 81,38 20,16 Высокий

Словения 94,71 28,93 Высокий

Финляндия 40,08 17,51 Высокий

Франция 45,5 14,74 Высокий

Хорватия 35,65 16,78 Высокий

Чехия 96,01 23,28 Высокий

Швеция 32,28 н/д Высокий

Эстония 55,91 26,26 Высокий

Страны постсоветского пространства, не входящие в ЕС

Азербайджан 10 50 250 19,44 2,85 Выше среднего

Армения 9 50 249 26,7 10,31 Выше среднего

Белоруссия 15 100 250 11,6 12,11 Выше среднего

Грузия - 50 249 н/д 5,98 Ниже среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казахстан1 15 100 250 61,34 17,56 Выше среднего

Киргизия - 50 200 130,36 7,52 Ниже среднего

Молдавия2 9 49 249 н/д н/д Ниже среднего

Таджикистан3 - 30 100 21,84 н/д Низкий

Туркменистан4 15 50 200 н/д н/д Низкий

Узбекистан5* 20 50 - 7,48 н/д Ниже среднего

Украина6 10 50 249 7,54 9,48 Ниже среднего

Европейские страны и Центральной Азии, не входящие в ЕС

Албания 9 49 249 55,90 н/д Выше среднего

Босния и Герцего- - 49 249 18,55 9,71 Выше среднего

вина

Великобритания7 9 49 249 40,27 н/д Высокий

Косово8 9 49 249 25,21 8,39 Ниже среднего

Продолжение табл. 9

Страна Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес Кол-во микро-, малых и средних фирм на 1000 чел. населения** Доля занятых в МСП в населении страны, %** Уровень дохода страны**

Европейские страны и Центральной Азии, не входящие в ЕС (продолжение)

Северная Македония 9 49 249 25,64 13,73 Выше среднего

Сербия 9 49 249 39,2 13,67 Выше среднего

Турция 9 49 249 30,12 10,99 Выше среднего

Черногория 10 49 249 н/д н/д Выше среднего

Швейцария 9 49 249 17,1 22,17 Высокий

Страны Ближнего Востока и Северной Африки

Алжир - - 249 25,66 6,3 Выше среднего

Бахрейн Королевство9 5 50 100 60,77 н/д Высокий

Египет10 9 199 39,58 11,72 Ниже среднего

Израиль11 4 19 99 65,7 19,83 Высокий

Иордания12 4 19 99 19,49 5,82 Выше среднего

Ирак13 9 29 н/д н/д Выше среднего

Иран 9 49 99 14,23 н/д Выше среднего

Марокко 9 49 199 25,42 5,86 Ниже среднего

Оман 5 25 99 н/д н/д Высокий

Саудовская Аравия14 - - 249 29,68 3,48 Высокий

Сирия15 - 6 16 н/д н/д Низкий

Объединенные Арабские Эмираты16* 9 100 250 10,83 80,62 Высокий

Страны Южной Африки:

Ангола 9 19 - н/д н/д Ниже среднего

Зимбабве* 5 30 75 53,14 38,75 Низкий

Кения 9 49 99 31,4 12,64 Ниже среднего

Мадагаскар 9 199 11,5 2,65 Низкий

Намибия 10 30 100 н/д н/д Выше среднего

Нигерия 9 49 199 215,72 34,77 Ниже среднего

Танзания 4 49 99 64,44 10,59 Низкий

Страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона

Австралия 4 19 199 93,88 30,02 Высокий

Вьетнам* 10 100 200 4,66 н/д Ниже среднего

Индонезия 4 19 99 238,35 44,2 Ниже среднего

Китай* 100 300 2000 16,79 н/д Выше среднего

Корея Республика* 9 49 299 н/д 32,88 Высокий

Малайзия* 4 75 200 29,52 н/д Выше среднего

Монголия 9 19 49 39,9 34,18 Ниже среднего

Новая Зеландия 20 49 104,29 12,83 Высокий

Таиланд* - 50 200 43,52 17,02 Выше среднего

Сингапур17 199 47,02 44,55 Высокий

Филиппины 9 99 199 8,82 4,72 Ниже среднего

Япония* 20 300 43,28 38,49 Высокий

Страны Южной Азии

Бангладеш* 24 99 249 49,59 13,35 Ниже среднего

Бутан 4 19 99 24,28 н/д Ниже среднего

Мальдивы 5 30 100 93,93 19,57 Выше среднего

Непал 4 19 - н/д н/д Низкий

Пакистан 10 50 250 18,73 н/д Ниже среднего

Шри-Ланка* 4 24 199 48,98 10,86 Ниже среднего

Окончание табл. 9

Страна Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес Кол-во микро-, малых и средних фирм на 1000 чел. населения** Доля занятых в МСП в населении страны, %** Уровень дохода страны**

Страны Северной и Южной Америки

Канада18 - 99 499 Высокий

США* - 1000 - 99,93 18,32 Высокий

Бразилия* 19 99 499 24,04 13,31 Выше среднего

Мексика* 10 50 250 34,46 12,53 Выше среднего

Страны Латинской Америки и Карибских островов

Аргентина* 4 24 96 13,48 7,42 Высокий

Боливия 4 14 49 н/д 31,96 Ниже среднего

Венесуэла 4 20 100 18,04 н/д Выше среднего

Гватемала 10 80 200 22,84 н/д Выше среднего

Колумбия 10 50 200 31,14 н/д Выше среднего

Коста-Рика 5 30 100 7,27 6,11 Выше среднего

Парагвай 10 19 49 35,86 9,36 Выше среднего

Уругвай 4 19 99 50,56 0,02 Высокий

Ямайка 5 20 50 н/д н/д Выше среднего

* Страны, в которых критерий численности сотрудников разнится в зависимости от вида экономической деятельности. Для таких стран значения численности сотрудников указано для промышленных фирм.

** Данные по последнему доступному году.

1. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30044096#pos=3;-108

2. https://www.oecd-ilibrary.org/sites/d1afa5b8-en/index.html?itemId=/content/component/d1afa5b8-en

3. https://medt.tj/documents/main/normativno-pravovie-akti/zakonodatelnie-akti/ru/02570-ru.pdf

4. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28818

5. https://nrm.uz/contentf?doc=472874_klassifikaciya_organizaciy_otnosyashchihsya_k_subektam_malogo_ predprinimatelstva_(prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_km_ruz_ot_24_08_2016_g_n_275)&products=3_ prakticheskaya_buhgalteriya

6. https://ukrstat.org/uk/druk/publicat/kat_u/2018/zb/11/zb_dsp_2017.pdf

7. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/961722/SME-Action-Plan.pdf

8. Law No. 04/L-220 on Foreign Investments. The SME categorisation is based on the number of employees (Article 2, paragraph 1.21).

9. https://www.moic.gov.bh/en/Tiles/SMEs/smes-definition

10. https://www.oecd-ilibrary.org/sites/9789264304161-11-en/index.html?itemId=/content/ component/9789264304161-11-en

11. https://www.sba.org.il/hb/PolicyAndInformation/Researches/Documents/Israel_Country_Profile_2018_July.pdf

12. https://globaljournals.org/GJMBR_Volume17/2-Corporate-Governance-Perspectives.pdf https://www.abj.org. jo/echobusv3.0/systemassets/booklet%20oP/o20standardized%20small%20and%20medium%20enterprise%20 definition.pdf

13. http://cosit.gov.iq/documents/EN/industrial/small/2017/small%20industrial%20establishments%20of%20pri-vate%20for%202017.pdf

14. https://iktva.sa/award/

15. http://www.ncosyria.com/assets/files/studies/SME%20Development%20Policy%20in%20Syria%20and%20rec-ommendations%20for%20a%20draft%20SME%20law.pdf

16. https://www.mondaq.com/corporate-and-company-law/530664/smes-in-the-uae

17. https://www.tablebuilder.singstat.gov.sg/publicfacing/createDataTable.action?refId=15808

18. http://www.ic.gc.ca/eic/site/061.nsf/eng/home

Анализ данных, сведенных в табл. 9, позволяет выявить несколько интересных закономерностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, эталонным критерием можно считать 10/50/250, то есть: до 10 чел. занятых на предприятии позволяет отнести его к микробизнесу, от 10 до 50 — к малому, а от 50 до 250 — к среднему. При этом достаточно много отклонений, особенно по критерию именно малого бизнеса (от 19 до 300). Помимо статистических, учетных задач, эти критерии используются для определения субъектов, которые могут претендовать на льготы для малых и средних предприятий.

Во-вторых, во многих странах используются (в дополнении к численности) критерии, выраженные в стоимостной форме (выручка, величина активов и т. п.). Однако для сопоставления их использование осложнено тем, что они часто выражены в национальной валюте, и использование биржевых курсов для приведения к сопоставимой форме не всегда корректно.

В-третьих, визуальный анализ корреляционных полей позволяет сделать предварительный вывод, что величина критерия отнесения предприятия к числу малых обратно связана и с числом МСП на 1000 жителей (рис. 1), и с долей занятых в секторе МСП (рис. 2). Хотя, если пользоваться простой логикой, вывод мог следовать обратный: чем более либеральный этот критерий, тем больше и предприятий, и занятость. Наблюдаемая связь может быть объяснена тем, что реальная диверсификация национальных экономик по доле в них малых форм

ведения предпринимательской деятельности еще больше, чем наблюдаемая, и эти отличия являются частью неотчуждаемых национальных особенностей. Если сделанный вывод верен, то дальнейшее внимание следует направить на понимание природы этих различий, а не на выработку мер, направленных на их элиминирование. Например, российская экономика, несмотря на «либеральный» критерий в 100 чел. занятых, находится среди аутсайдеров по доле малого и среднего бизнеса (точка, «залитая» красной сеткой). Да и то, часть малых предприятий — это дочерние компании крупных корпораций и могут считаться малыми только номинально. И в 2020—2021 гг., скорее всего, доля МСП в России сократится еще больше, так как именно такие предприятия приняли на себя всю тяжесть удара ограничительных мер.

В качестве выводов к настоящему исследованию можно представить следующее:

• В большинстве стран мира принят «стандарт» для микропредприятий (10 чел. занятых) и для средних предприятий (250 чел. занятых).

• Наиболее распространенный критерий для отнесения предприятия к малому — 50 чел. занятых, при этом также популярны и большее значение — 100 (в том числе в России), и меньшее — 20 или 25.

• Страновых, региональных или иных особенностей, определяющих различия в критериях МСБ, выделить не удалось.

• Доля занятых в секторе МСП, а также число малых и средних предприятий на 1000 жи-

Рис. 1. Корреляционное поле критерия отнесения предприятия к числу малых и количества малых предприятий на 1000 жителей

Рис. 2. Корреляционное поле критерия отнесения предприятия к числу малых и доли занятых в секторе МСП в населении

телей показывает слабую отрицательную связь со значением критерия отнесения предприятия к малому.

• Другие критерии МСП — выручка, величина активов и т. п. — также могут использоваться в анализе, однако объем выборки, в которой результаты будут сопоставимы, существенно меньше, из-за разных показателей и разных методологических подходов к их оценке.

Дальнейшие перспективные направления исследования — анализ связи выявленных в настоящей статье и альтернативных критериев для выделения МСП с показателями, качественно характеризующими степень развития этой сферы. Кроме того, интерес представляет формирование кластеров из стран, имеющих одинаковые критерии по числу занятых, для проведения сравнительного анализа внутри этих групп.

Список литературы

1. Плетнев Д. А., Николаева Е. В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии бизнеса. 2015. № 9. С. 30—36. URL: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2015-9-5.

2. Kampa A., Pletnev D. A., Nikolaeva E. V. Comparative analysis of small and medium-sized business criteria in Russia and other countries // Journal of management and business: research and practice. 2017. Т. 9, № 1. С. 5—18.

3. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 308 с.

4. Кох Л. В., Куневич К. А. Критерии отнесения предприятий к категории малых // Вестник ЗабГУ. 2017. № 3.

5. Сероштан М. В., Дарвиш Ф. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству: Российская и зарубежная практика // Новые технологии. 2019. № 2. С. 185—196.

6. Скворцова Т. А., Лисичкина А. А., Чеботарева Н. А. Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 138—140.

7. Конищева Д. В. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. 2018. № 9 (195). С. 83—86.

8. Передера Ж. С., Гриценко Т. С., Теряева А. С. Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 6.

9. Чириканова Е. А. Особенности критериев для субъектов малого и среднего предпринимательства // Научное обозрение. Экономические науки. 2020. № 2. С. 38—42.

10. Мунасипова М. Е., Азретбергенова Г. Ж. Экономическое содержание и критерии малого предпринимательства // Научные исследования молодых ученых: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. 2020.

11. Передера Ж. С., Гриценко Т. С., Теряева А. С. Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 6. С. 36.

12. Гайрбекова Р. С., Дикаева Х. М., Сайфулаева М. А. Малый бизнес: критерии определения и роль в экономике // ФГУ Science. 2021. № 1 (21). С. 22—27.

13. Ханбикова А. Н. Сущность и критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 66—69.

14. Губанова М. С., Жуковская Е. А. Малое предпринимательство и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: сб. тр. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 160—163.

15. Головецкий Н. Я., Гребеник В. В., Кохановская И. И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях // Вестник университета. 2018. № 12. С. 71—76.

16. Gomes G., Wojahn R. Organizational learning capability, innovation and performance: study in small and medium-sized enterprises (SMES) // Revista de Administra?ao. 2017. Vol. 52, iss. 2. P. 163—1752017. URL: https://doi.org/10.1016/j.rausp.2016.12.003.

17. SBC: Small business council of New Zeeland. Recommendations of the New Zealand Small Business. Council for the Minister of Small Business Defining Small Business. 2019. URL: https://www.mbie.govt.nz/ dmsdocument/7450-defining-small-business.

18. Tuul O., Shao Jian Bing. Employee training in small and medium-sized enterprises in Mongolia // Proceedings of the Mongolian Academy of Sciences. 2019. Vol. 59 (1). P. 75 —84. URL: https://doi.org/10.5564/ pmas.v59i1.1140.

Сведения об авторах

Плетнев Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Бархатов Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. [email protected]

Наумова Ксения Андреевна — аспирантка департамента отраслевых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 6 (452). Economic Sciences. Iss. 73. Pp. 147—161.

SME'S CRITERIA IN NATIONAL ECONOMIES AND ITS SCALE:

A COMPARATIVE STUDY

D. A. Pletnev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

V. I. Barkhatov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

K. A. Naumova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia; Financial University under the Government of the Russian Federation,

Chelyabinsk, Russia. [email protected]

Small and medium enterprises are an essential part of the national economy of any country. In some countries, the importance of such enterprises is limited to their "dampening" role during crises. In others, SMEs are also the leading employers and a significant payers of taxes. At the same time, the criteria used in countries differ significantly, both in essence and quantitatively fields, so that it makes difficult to make correct cross-country comparisons of this sector development. Moreover, these criteria change over time, making it challenging to analyze the dynamics of the development of this sector. Based on the analysis of a number of primary sources (national regulatory acts), the article presents the results of a comparative analysis of the criteria for classifying enterprises as micro, small and medium. The study covers countries of all continents, different living standards, and different economic systems. In total, more than 70 countries have been analyzed. The features for criteria are highlighted. The results present relationship between SME criteria values and the "population" characteristics of the SME sphere (SMEs per 1000 inhabitants and the share of employed in SMEs in the population).

Keywords: micro-, small and medium-sized enterprises, criteria for a micro-enterprise, criteria for a small enterprise, criteria for a medium-sized enterprise, comparative analysis.

References

1. Pletnev D. A., Nikolayeva Ye. V., Kampa A. (2015) Strategii biznesa, no. 9, pp. 30—36. Available at: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2015-9-5 [in Russ.].

2. Kampa A., Pletnev D. A., Nikolaeva E. V. (2017) Journal of management and business: research and practice, vol. 9, no. 1, pp. 5—18.

3. (2019) Malyy i sredniy biznes kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Small and Medium Business as a Factor of Economic Growth in Russia]. Moscow. 308 p. [in Russ.].

4. Kokh L. V., Kunevich K. A. (2017) Vestnik ZabGU, no. 3 [in Russ.].

5. Seroshtan M. V., Darvish F. (2019) Novyye tekhnologii, no. 2, pp. 185—196 [in Russ.].

6. Skvortsova T. A., Lisichkina A. A., Chebotareva N. A. (2018) Problemy ekonomiki iyuridicheskoy praktiki, no. 6, pp. 138—140 [in Russ.].

7. Konishcheva D. V. (2018) Molodoy uchenyy, no. 9 (195), pp. 83—86 [in Russ.].

8. Peredera Zh. S., Gritsenko T. S., Teryayeva A. S. (2018) Vestnikyevraziyskoy nauki, vol. 10, no. 6 [in Russ.].

9. Chirikanova Ye. A. (2020) Nauchnoye obozreniye. Ekonomicheskiye nauki, no. 2, pp. 38—42 [in Russ.].

10. Munasipova M. Ye., Azretbergenova G. Zh. (2020) Nauchnyye issledovaniya molodykh uchonykh. Pp. 42—44 [in Russ.].

11. Peredera Zh. S., Gritsenko T. S., Teryayeva A. S. (2018) Vestnik yevraziyskoy nauki, vol. 10, no. 6, pp. 36 [in Russ.].

12. Gayrbekova R. S., Dikayeva Kh. M., Sayfulayeva M. A. (2021) FGU Science, no. 1 (21), pp. 22—27 [in Russ.].

13. Khanbikova A. N. (2019) Sovremennaya nauka i yeye resursnoye obespecheniye: innovatsionnayapar-adigma. Pp. 66—69 [in Russ.].

14. Gubanova M. S., Zhukovskaya Ye. A. (2019) Sovremennyye problemy i perspektivy razvitiya agropromys-hlennogo kompleksa regiona. Pp. 160—163 [in Russ.].

15. Golovetskiy N. Ya., Grebenik V. V., Kokhanovskaya I. I. (2018) Vestnik universiteta, no. 12, pp. 71—76 [in Russ.].

16. Gomes G., Wojahn R. (2017) Revista de Administraçao, vol. 52, iss. 2, pp. 163—175. Available at: https://doi. org/10.1016/j.rausp.2016.12.003

17. SBC: Small business council of New Zeeland (2019). Available at: https://www.mbie.govt.nz/dmsdocu-ment/7450-defining-small-business.

18. Tuul O., Shao Jian Bing (2019) Proceedings of the Mongolian Academy of Sciences, vol. 59 (1), pp. 75—84. Available at: https://doi.org/10.5564/pmas.v59i1.1140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.