Макушина Алла Юрьевна,
старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 334.7
МАКУШИНА А. Ю. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье проведен анализ критериев отнесения предприятий к сектору малого предпринимательства в разных странах, в том числе в Европе, США и Японии. Эти различия не случайны, они созданы различными концепциями малого бизнеса и его ролью в экономической структуре. Сформированные критерии в различных странах являются результатом функционирования экономической и социальной систем. Практический интерес статья может представлять для исследователей, осуществляющих межстрановое сопоставление деятельности предприятий малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, критерии малого предпринимательства, внешнеэкономическая деятельность, Эксимбанк США, Администрация Малого Бизнеса (SBA), Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI), Европейская хартия для малых предприятий.
MAKUSHINA A. YU. XORIJIYIQTISODIYFAOLIYATNI LIBERALLASHTIRISH SHAROITIDA KICHIK BIZNES TUZILMALARINI SHAKLLANTIRISH VA RIVOJLANTIRISHNING XALQARO TAJRIBA
Maqolada turli mamlakatlarda, jumladan Evropa, AQSh va Yaponiyada korxonalarni kichik biznes sohasiga kiritish mezonlari tahlil qilingan. Ushbu farqlar tasodifiy emas, ular kichik biznes va uning iqtisodiy tarkibidagi o'rni to'g'risida turli xil tushunchalar tomonidan yaratilgan. Turli mamlakatlarda shakllangan mezonlar iqtisodiy va ijtimoiy tizimlar faoliyatining natijasidir. Maqola kichik biznes sub'ektlari faoliyatini taqqoslashni amalga oshiradigan tadqiqotchilar uchun amaliy qiziqish uyg'otishi mumkin.
Tayanch iboralar: kichik biznes, tadbirkorlik, kichik biznes mezonlari, tashqi iqtisodiy faoliyat, AQSh Eximbank, Kichik biznesni boshqarish (SBA), Yaponiya Iqtisodiyot, savdo va sanoat vazirligi (METI), Kichik biznes uchun Evropa Xartiyasi.
MAKUSHINA A.Y. INTERNATIONAL EXPERIENCE OF SMALL BUSINESS STRUCTURES FORMATION AND DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC ACTIVITIES LIBERALIZATION
The article analyzes the criteria for attributing enterprises to the small business sector in different countries, including Europe, the USA and Japan. These differences are not accidental, but they are formed under influence of different concepts of small business and its role in the economic. Criteria of formation in various countries are the result of the functioning of different economic and social systems. The article may be in practical interest for researchers carrying out cross-country comparison of the activities of small businesses.
Key words: small business, entrepreneurship, criteria for small business, foreign economic activity, US Eximbank, Small Business Administration (SBA), Japan Ministry of Economy, Trade and Industry (METI), European Charter for Small Businesses.
Введение. Стратегия модернизации национальной экономики Узбекистана невозможна без усиления роли и активизации малого предпринимательства, особенно производственного, инновационного и экспортно-ориентированного. Именно малые предприятия как наиболее адаптивный к изменениям внутренней и внешней среды сегмент предпринимательства создают основу для устойчивого развития национальных экономик. Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что субъекты малого предпринимательства успешно развиваются при непосредственном участии органов государственного управления в выработке и реализации политики поддержки малых форм хозяйствования. Использование зарубежного опыта полезно для Узбекистана и с точки зрения изучения стандартов и требований международных финансовых институтов к развитию малого бизнеса, многие из которых принимали активное участие в процессе становления и развития МСП в этих странах.
Актуальность темы исследования. Среди наиболее важных исследований, которые освещают те или иные аспекты малого предпринимательства в зарубежных странах, следует отметить таких авторов, как А.И. Агеев, А.Г. Аганбегян, А.В. Бусыгин, А.Г. Брагина, H.H. Бокарева, А.П. Бунич, В.Ю. Буров, О.В. Буторина, М.В. Васильев, И.П. Власов, В.В. Глинский, В.М. Диярханов, A.M. Ермо-шин, A.A. Жук, О.Ю. Заславская, Р.Я. Ивасюк, С.П. Перегудов, Е.М. Примаков, В.Н. Сальникова, P.P. Сидорчук, А.Н. Спартак, И.В. Рожков, A.A. Стукало, А.Ю. Чепуренко, А.Ю. Юданов, A.M. Шестоперов, Н.П. Шмелев, Р.В. Якуткин, В.В Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А. Г. Поршнев и др.
Особенностям становления и развития предпринимательства в различных странах мира посвящены исследования таких узбекских ученых, как: Абдурахманов К., Исламов Б., Вахабов
А.В., Гулямов С., Хикматов А., Беркинов Б., Махмудов Н., Муминов Н., Турсунходжаева М., Уль-масов А., Худайбердыев З., Хайдаров, Юлдашева Ш. и др. Вместе с тем, сущность основных категорий в сфере малого предпринимательства, а также критерии выделения малого предприятия как особой формы хозяйствования в зарубежных странах пока исследована не в достаточной мере. Именно данным обстоятельством и обусловлена актуальность темы данного исследования, ее научная и практическая значимость.
Постановка научной проблемы - в исследовании ставится задача рассмотрения понятия категории малого предпринимательства, описание критериев выделения малого предприятия как особой формы хозяйствования в зарубежных странах.
Целью исследования является рассмотрение зарубежного опыта становления и развития малых предпринимательских структур в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы системного анализа и сравнения, экономического анализа, теоретического и научного обобщения. Информационная база работы включает в себя законодательно-нормативные сводки в печати, различные электронные базы данных, размещенные на сайтах в сети INTERNET.
Основные результаты. Правительства многих стран приняли меры, направленные на поддержку МСП, в особенности в сфере внешнеэкономической деятельности.
Признанным лидером в мировой экономике по развитию малого предпринимательства являются США. Об эффективности сектора МСП в американской экономике говорят следующие цифры: доля малых предприятий в ВВП составляет 53%
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 5(141)
(около 6 трлн. долл.), в общем количестве действующих предприятий - 97,6%, в общей численности экономически активного населения - 50,6%, экспортно - ориентированных - более 30%, инновационно активных 55-60%1.
Чтобы быть отнесенным к категории МСП, бизнес в США должен соответствовать следующим требованиям: являться коммерческим бизнесом с любой организационно-правовой формой; не доминировать в своей отрасли на национальном уровне; физически находиться и осуществлять операции в США или на территориях США. Помимо этого, существуют и количественные критерии отнесения компании к сектору малого бизнеса в США, - это численность сотрудников и годовая выручка, причем эти критерии не всегда действуют одновременно.
В США размер бизнеса, при котором компания может относиться к сектору малых предприятий, зависит от отрасли, в которой работает данная компания. Для каждой отрасли действуют свои правила. Всего в США критерии отнесения к малому бизнесу различны для 1160 подотраслей2. Соответственно, размер малых предприятий по количеству работников варьируется от 1500 человек (добыча полезных ископаемых) до 50 человек (розничная торговля). По максимальной годовой выручке критерий начинается от 0,75 млн. долл. (производство зерна или риса), а достигать может и 15 млн. долл. (производство куриных яиц), и 38 млн. долл. (семейные гипер-маркеты, радиостанции), и 550 млн. долл. в активах (коммерческие банки) (смотрите таблицу 1).
В США было создано множество организаций на государственной основе, занимающихся непосредственно финансовой, административной, технической поддержкой малого бизнеса. На сегодняшний день институциональная система организации и управления в сфере поддержки экспорта США на федеральном уровне включает три вида государственных и других публичных органов:
1. Организации исполнительного уровня, участвующие также в формировании внешнеэкономической политики (Министерство торговли, Гос-
1 U.S. Small Business Administration: Fiscal Year 2018 Congressional Budget Justification. Режим доступа: http://www. sba. gov.
2 Плетнёв Д.А., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к
малому и среднему бизнесу в разных странах. Стратегии бизнеса. 2015;(9):5. Режим доступа: https://doi. org/10.17747/2311 -7184-2015-9-5.
департамент, Министерство сельского хозяйства и др.);
2. Организации, осуществляющие формирование политики в сфере поддержки экспорта и координацию деятельности указанных выше и других министерств и ведомств (Кабинет по поддержке экспорта, Координационный комитет по содействию торговле и др.);
3. Консультативный орган - Совет по экспорту при Президенте США.
Содействие деятельности экспортеров на исполнительном уровне осуществляют в настоящее время около двух десятков различных государственных учреждений, включая подразделения Администрации Президента (Бюро торгового представителя, Бюро управления и бюджета, Совет национальной безопасности и др.), ключевые федеральные министерства (указанные выше и другие) и автономные государственные организации (Администрация малого бизнеса, Агентство по торговле и развитию, Эксимбанк, Корпорация частных зарубежных инвестиций и др.).
Ключевой государственный институт в системе поддержки экспорта США - Министерство торговли. В составе министерства эти функции выполняет специальное подразделение - Администрация международной торговли, состоящее из нескольких управлений3.
Главную роль среди управлений Администрации международной торговли в оказании экспортных услуг и защите интересов американского бизнеса за границей играет Коммерческая служба США. В этом управлении сосредоточены все основные институты поддержки экспорта, включая Центр содействия экспорту, Центр по защите американских коммерческих интересов за рубежом, Службу глобальных торговых программ (выставки и ярмарки, торговые миссии, информационные продукты и др.).
Также Коммерческой службой США создана мощнейшая сеть зарубежных представительств: более 130 офисов аккредитованы более чем в 75 странах мира. Торговые представительства Мин-торга США имеются в странах, на которые сум-
1 Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Департамент агропромышленной политики. Москва 2019 г. Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_ agroprom/monitoring/Documents.pdf
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 5(141)
Таблица 1. Отраслевые особенности диапазона стандартов размера малых предприятий в США1.
Название отрасли Особенности диапазона стандартов размера малых предприятий
строительство В данной отрасли предельный размер малых компаний определяется объемом годового дохода. Предельный размер годовой выручки генеральных подрядчиков в сфере строительства и выполнения тяжелых строительных работ составляет 36,5 млн. долл. Для компаний, основной деятельностью которых является выполнение дноуглубительных работ, данный предел составляет 27,5 млн. долл. Компании, годовой доход которых превышает указанные значения, не могут считаться малыми.
добывающая промышленность Компании, которые добывают сырую нефть и природный газ, могут считаться малыми, если численность их сотрудников не превышает 1250 человек. Прочие добывающие компании в основном могут иметь до 500-750, в редких случаях до 1500 сотрудников (добыча золотой руды, подземная добыча каменного угля). В сфере услуг для добывающих компаний предельный размер малых компаний определяется объемом годового дохода (до 38,5 млн. долл.).
розничная торговля В данной отрасли предельный размер малых компаний определяется объемом годового дохода, кроме топливных дилеров и дилеров новых автомобилей -указанные компании могут иметь численность сотрудников соответственно до 100 и 200 человек. Стандарт размера для большинства отраслей розничной торговли продуктами питания составляет 7,5 млн. долл. годовой выручки. Обувные магазины могут иметь годовую выручку в размере 27,5 млн. долл., ювелирные магазины - 15 млн. долл. Максимальным пределом для розничной торговли является 38,5 млн. долл. выручки (магазины электроники, одежды для всей семьи).
марно приходится более 95% американского экспорта товаров и услуг. Помимо этого, в ряде государств в составе дипломатических миссий работают представители этой службы. В самих США насчитывается более ста Центров содействия экспорту, действующих под руководством Коммерческой службы и оказывающих помощь американским компаниям, прежде всего малым и средним, которые планируют начать или расширить экспортную деятельность.
В системе финансовой поддержки экспорта США важнейшим субъектом является финансовый институт правительства страны - Экспортно-Импортный банк Соединенных Штатов Америки - Эксимбанк США, обеспечивающий все виды финансовой поддержки отечественных экспортеров (программы кредитования, гарантирования и страхования). Эксимбанк США функционирует с 1934 года. Банк ежегодно перечисляет на финансирование экспортных контрактов более
2 Составлено автором на основе: Small Business Administration of United States of America. Table of Small Business Size Standards [Электронный ресурс] // Small Business Administration of United States of America [сайт]. [2019]. Режим доступа: https://www.sba.gov/ content/smallbusiness-size-standards
15 млрд. долл., основная доля которых приходится на экспортные кредиты.
Эксимбанк США финансово поддерживает закупки товаров и услуг США кредитоспособными покупателями из других стран, которые не могут получить кредит из традиционных источников коммерческого и структурированного финансирования. В рамках государственной поддержки осуществляется предоставление кредитных гарантий фермерам, экспортерам сельскохозяйственной и пищевой продукции. Такие гарантии предоставляются на срок от 1 года до 3 лет (в отдельных случаях - до 10 лет).
Также в рамках общей системы мер поддержки Эксимбанк США систематически проводит семинары и тренинги для обучения субъектов малого бизнеса работе на внешних рынках.
Среди этих организаций наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии в секторе МП обладает Администрация Малого Бизнеса (SBA). Администрация малого бизнеса имеет в своем распоряжении 63 Центра развития малого бизнеса (Small Business Development Centers) и весьма развитую сеть внешнеэкономических консультантов в 900 пунктах, охватывающих практически всю территорию США и обеспечивающих доступность их услуг для малого
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 5(141)
и среднего бизнеса, независимо от того, в какой части страны находится их бизнес.
Деятельность SBA направлена на реализацию стратегических целей развития малого и среднего предпринимательства в США: улучшение бизнес-среды; минимизацию административных барьеров; упрощение взаимодействия предпринимателей и органов власти с использованием Интернета; координацию деятельности федеральных агентств по развитию МСП; повышение конкурентоспособности МСП на внутреннем и внешнем рынках через ресурсную поддержку; поддержку создания и роста новых фирм; поддержку развития малого предпринимательства в депрессивных регионах наименее защищенными социальными группами; восстановление малых предприятий после стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; постоянный мониторинг, контроль и повышение эффективности программ SBA1.
Начиная с момента создания SBA в 1953 г., особое внимание уделяется развитию экспортных возможностей сектора МП. Это обусловлено тем, что почти 67% мирового покупательского потенциала лежит в сфере международной торговли. Начиная с 1980 г. ещё более возросла активность SBA в продвижении продукции и услуг МП на внешние рынки, в соответствии с законом, предписывающим увеличить интенсивность всесторонней поддержки экспортно-ориентированных МП. Для этого в SBA создан Департамент Внешней Торговли (Office of International Trade), координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей малых предприятий в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи.
Особенно популярна среди предпринимателей программа «Кредиты для международной торговли» (International Trade Loan, ITL), направленная на долгосрочное финансирование экспортно-ориентированных малых предприятий. Для таких предприятий SBA может гарантировать кредиты на сумму до 1,25 млн. долл., используемые для приобретения основных средств или привлекаемые в качестве оборотного капитала. Однако сумма кредита для пополнения оборотного капитала не должна превышать 750 тыс. долл.
Для экспортно-ориентированных предприятий SBA также предлагает программу «Экспорт-
1 SBA. Size Standards Tool [Электронный ресурс] // SBA [сайт]. Режим доступа:https://www.sba.gov/size-standards/
ный оборотный капитал» (Export Working Capital, EWCP). Эта программа дает возможность на получение гарантий SBA до 90% под обеспеченный залогом кредит или на любой кредит менее 750 тыс. долл. Срок предоставления кредита может достигать 3 лет2.
В настоящее время в США количество малых предприятий, реализующих продукцию и услуги на внешних рынках, около 231 тыс. Доля экспорта МСП составляет более 30% и превышает 343 млрд. долл. (К 2035 г. ставится задача увеличить долю экспорта услуг с нынешних 30 до 50%.) Благодаря комплексной государственной поддержке в США наблюдаются устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МСП (на уровне 10-12% в год) при одновременном возрастании экспортных продаж примерно на 15%3. Итак, можно сделать вывод, что государственные ведомства США принимают активное участие в развитии экспортных возможностей МСП, реализуя эффективные программы по финансовой, маркетинговой и технической поддержке экспорта малого бизнеса.
Что же касается Евросоюза, то Европейский союз еще в конце 1990-х годов пришел к пониманию, что существование разных определений МСП порождает противоречия, поэтому в ЕС уже почти в течение двух десятилетий существует единый подход к определению малых и средних предприятий. Современное определение малых и средних предприятий в ЕС содержится в Рекомендациях Комиссии ЕС 2003/361/EC от 6 мая 2003 г. о толковании понятий малого, среднего и микропредприятия4. Согласно этим рекомендациям, существуют два ключевых показателя, относящих бизнес к категории МСП: численность персонала и оборот или общий баланс. К категории МСП относятся предприятия, чис-
2 SBA. Size standards [Электронный ресурс] // SBA [сайт]. Режим доступа:https://www.sba.gov/federal-con-tracting/contracting-guide/size-standard s/
1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. - М.: ИНФРАМ, 2017. - 297 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi. org/10.12737/2515. - Режим доступа: http://znanium. com/catalog/product/882956
2 Officiai Journal of the European Union. Commission
Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union
[сайт]. [2003]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003H0361&fro m = EN
Таблица 3. Роль малого бизнеса в экономике отдельных наиболее развитых стран ЕС (2019 год)2.
Таблица 2. Критерии отнесения компании к МСП в ЕС1.
Категория предприятия Численность сотрудников, чел. Годовой оборот, млн. евро (млн. долл.) или Общий баланс, млн. евро (млн. долл.)
Микро-предприятие <10 < 2 (2,5) < 2 (2,5)
Малое предприятие < 50 < 10 (12,5) < 10 (12,5)
Среднее предприятие < 250 < 50 (60) < 43 (53)
Страна Число МСП: Число занятых, млн. чел. Доля МСП, %:
тыс. ед. в расчете на 1 тыс. жителей в общей численности занятых в ВВП
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
Страны ЕС 15 777 45 68,0 72 63-67
ленность сотрудников которых составляет менее 250 человек, годовой оборот которых не превышает 50 млн. евро (60 млн. долл.) и/или общий баланс которых не превышает 43 млн. евро (53 млн. долл.) (смотрите таблицу 2).
В категории МСП выделяются малые предприятия, численность сотрудников которых составляет менее 50 человек, годовой оборот и/или общий баланс которых не превышает 10 млн. евро (12,5 млн долл.). В свою очередь, в категории малых предприятий выделяются микропредприятия, численность сотрудников которых составляет менее 10 человек, годовой оборот и/или общий баланс которых не превышает 2 млн. евро (2,5 млн.долл.). Соответственно, все страны Центральной и Восточной Европы, вошедшие в Европейский союз в 2004, 2007, 2013 годах, также в своей статистике соответствуют этим стандартам.
С середины 80-х годов XX столетия в странах - членах Европейского союза (ЕС) практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства начался быстрый рост сектора малых и средних предприятий. В 90-х годах положение малых и средних предприятий продолжало укрепляться. В среднем по Европейскому союзу к
3 Составлено автором на основе: European Commission. COSME. Europe's programme for small and mediumsized enterprises. [Электронный ресурс] // European Commission [сайт]. Режим доступа:https://ec. europa.eu/growth/smes/cosme_en
4 Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Ин-т экон. Политики им. Е.Т. Гайдара. - М: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 308 с. Режим доступа:https://www.¡ep.ru/f¡les/text/work¡ng_papers/ Nauchnye_trudy-178.pdf
концу 2019 года 99,8% предприятий относились к категории малых и средних предприятий, на них было занято около 72% от общего числа занятых и создавалось 65% ВВП Европейского союза (смотрите таблицу 3).
Сегодня малые и средние предприятия -основа социально-экономической модели ЕС. Малые и средние предприятия занимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики в Европе во многом зависит от развития МСБ. Европейская комиссия хорошо осознает важность этого сектора, и улучшение условий для предпринимательства является на сегодняшний день одним из главных приоритетов её деятельности. Для того чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в Европе была создана уникальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 1970-х годов. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий: гармонизация налога на добавленную стоимость в странах - членах ЕС; внесение корректив в условия финансирования (достижение прозрачности платёжных систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса); некоторые изменения в социальной политике (выравнивание социальных аспектов предпринимательской деятельности малого бизнеса в соответствии с положениями Единого европейского акта).
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 5(141)
Осознавая значимость мелкого и среднего бизнеса для Союза, в 1993 году ЕС опубликовал «Белую книгу», в которой излагается европейская политика и стратегия в отношении этих предприятий. В ней малый и средний бизнес рассматривается как гарантия сохранения высокого уровня занятости, развитой системы социального обеспечения, интенсивной защиты окружающей среды, развития внешнеэкономической деятельности и т.д.1
Другим фактором, определяющим политику поддержки мелкого и среднего бизнеса в ЕС, стала Европейская хартия для малых предприятий. Многие положения Хартии вошли в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, и именно благодаря ей с помощью наднациональных структур ЕС было реализовано много проектов.
В ЕС действуют две главные программы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50 % стартового капитала, а также покрытие до 50 % эксплутационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая - «Евротек» - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера и помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты.
В этой связи большое значение придаётся созданию сетей, рассчитанных на максимальное расширение взаимодействия малых и средних предприятий с национальными и местными структурами их поддержки. Такое сотрудничество осуществляется в сетях: Enterprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы; Europartenariat - стимулирование кооперативных связей в менее развитых регионах; ВС-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в том числе за пределами ЕС; BRE - открытый подбор партнёров для создания совместных предприятий; Сеть Евро Инфо Центров, которые предоставляют малому и среднему
1 European Commission. Public consultation on the review of the SME definition [Электронный ресурс] // European Commission [сайт]. [2018]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/consultations/public-consultation-review-sme-definition_en
бизнесу коммерческую информацию по самому широкому кругу вопросов.
Если рассматривать Японию, то в Японии отсутствует понятие малого предприятия - выделяются лишь микропредприятия и вместе малые и средние предприятия (смотрите таблицу 4).
Для отнесения компании к сектору МСП используются два критерия - численность сотрудников и уставный капитал. При этом, чтобы компания получила статус малого и среднего предприятия, ей достаточно соответствовать лишь одному из этих двух критериев. Для микропредприятий установлен единственный количественный критерий - численность сотрудников. Количественные требования к микро- и малым и средним предприятиям в Японии зависят от сектора экономики, к которому относится предприятие. Так, для производственных предприятий предусмотрен гораздо более высокий потолок, чем для предприятий из сферы услуг и тем более розничной торговли. При этом сельскохозяйственные предприятия исключены из сектора МСП.
Указанное выше определение содержится в Основном законе о малых и средних предприятиях. Оно применяется Министерством экономики, торговли и промышленности Японии (METI). Но, как и в других странах, в Японии есть иные подходы к определению МСП. Например, в соответствии с Законом о налогообложении корпораций под МСП понимается предприятие с уставным капиталом до 100 тыс. йен (0,9 тыс. долл.).
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития МСП. В целях ускоренного и устойчивого развития страны в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках, Правительством страны в 2001 г. были произведены структурные изменения в METI, направленные на оздоровление экономики и увеличение экспортного потенциала и было реорганизовано «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA), которое осуществляет координацию и взаимодействие следующих крупнейших организаций, задействованных в национальной системе поддержки и развития МСП: «Организация инновационной поддержки МСП и регионов»; «Японская организация внешней торговли»; «Японская корпорация финансовой поддержки».
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 5(141)
Таблица 4. Критерии отнесения предприятий к сектору МСП и микробизнесу в Японии1.
Сектор экономики МСП Микробизнес
Численность сотрудников Уставной капитал Численность сотрудников
Производство 300 До 300 млн йен (2,7 тыс. долл.) 20
Оптовая торговля 100 До 100 млн йен (0,9 тыс. долл.) 5
Услуги 100 До 50 млн йен (0,45 тыс. долл.) 5
Розничная торговля 50 До 50 млн йен (0,45 тыс. долл.) 5
«Организация инновационной поддержки МСП и регионов» осуществляет информационную и консультационную поддержку малым и средним предприятиям-экспортерам. Поддержка реализуется посредством проведения консультаций с так называемыми Международными Бизнес Консультантами (International Business Advisor). Также в рамках этой программы по поддержке экспортеров, проводятся бесплатные лекции самими предпринимателями, которые уже вышли на зарубежные рынки и успешно функционируют на них. Также данная организация участвует в международных конференциях, представляя интересы малого и среднего предпринимательства Японии. «Организация инновационной поддержки МСП и регионов» активно сотрудничает с подобными организациями в других странах, представляя информацию об МСП друг друга на своих же рынках2.
Основной деятельностью Японской организации внешней торговли является представление и продвижением уникальных и высококачественных товаров и услуг японских производителей на зарубежные рынки. Поддержка включает в себя: проведение исследований зарубежных рынков в разных сегментах; консультирование малых предприятий по различным вопросам экспорта; содействие предприятиям МСП в участии на всевозможных международных мероприятиях (выставки, конференции, тендеры, аукционы и т.д.). Более 100 тор-
1 Research Office, Small and Medium Enterprise Agency. 2019 White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan (outline). Research Office; Small and Medium Enterprise Agency, 2019.
2 Organization for Small & Medium Enterprise and Regional Innovation (Организация инновационной поддержки МСП и регионов) [ Электронный ресурс]. - Электрон. данн. - Режим доступа: www.smrj.go.jp
говых и инвестиционных агентов (36 в Японии и 70 в других странах), проводят консультирование предпринимателей, занимающихся ВЭД. Японская организация внешней торговли оказывает содействие японским предприятиям сельскохозяйственной, лесной и рыболовецкой промышленностей в продвижении их товаров на зарубежные рынки, в соответствии с государственной программой по развитию экспорта в этих областях до 1 триллиона йен в 2019 году. Другими приоритетными направлениями развития экспорта являются: текстильная промышленность; дизайнерские изделия; машины и оборудование3.
Финансовую поддержку экспортно-ориентированным предприятиям МСП в Японии оказывает «Японская корпорация финансовой поддержки» в виде предоставления гарантий по кредитам, а также в виде прямого финансирования экспортных операций. Максимальный объем гарантии составляет 200 млн. юаней, а максимальное процентное покрытие - 80%, комиссия 0,87% годовых. Что касается прямого кредитования, то максимальный объем кредита составляет 250 млн. юаней, срок погашения кредита от 7 до 15 лет.
Всего в Японии функционирует (на конец 2019 года) 4,690 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают занятостью почти 30 млн. рабочей силы Японии. Доля МСП в ВВП страны 51,6%, а в общем объеме экспорта приблизительно 40%4.
3 Japan External Trade Organization (Японская организация внешней торговли) [Электронный ресурс] - Электрон. данн.- Режим доступа: www.jetro.go.jp/en/jetro/ activities/export/
4 Small and Medium Enterprise Agency (Агентство малого и среднего предпринимательства) [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.chusho.meti. go.jp/sme_english/outline/07/01.html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 5(141)
Выводы. Таким образом, в заключение необходимо подчеркнуть, что создание эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства - достаточно длительный и финансово затратный процесс, охватывающий как экономико-правовые, так и организационные и социальные аспекты. Применение опыта стран -
лидеров по развитию малого предпринимательства позволит Узбекистану не только эффективно решать масштабные задачи стратегии модернизации, но и создать необходимые институциональные основы для формирования инновационной экономики.
Список литературы:
1. European Commission. Public consultation on the review of the SME definition [Электронный ресурс] // European Commission [сайт]. [2018]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/ consultations/public-consultation-review-sme-definition_en
2. Japan External Trade Organization (Японская организация внешней торговли) [Электронный ресурс] - Электрон. данн.- Режим доступа: www.jetro.go.jp/en/jetro/activities/export/
3. Official Journal of the European Union. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union [сайт]. [2003]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003H0361&from=EN
4. Organization for Small & Medium Enterprise and Regional Innovation (Организация инновационной поддержки МСП и регионов) [Электронный ресурс]. - Электрон. данн. - Режим доступа: www.smrj.go.jp
5. SBA. Size standards [Электронный ресурс] // SBA [сайт]. Режим доступа:https://www.sba. gov/federal-contracting/contracting-guide/size-standards/
6. SBA. Size Standards Tool [Электронный ресурс] // SBA [сайт]. Режим доступа: https://www. sba.gov/size-standards/
7. Small and Medium Enterprise Agency (Агентство малого и среднего предпринимательства) [Электронный источник].Режим доступа: http://www.chusho.meti.go.jp/sme_english/outline/07/01. html
8. U.S. Small Business Administration: Fiscal Year 2018 Congressional Budget Justification. Режим доступа: http://www. sba. gov.
9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. - М.: ИНФРАМ, 2017. - 297 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/2515. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ product/882956
10. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Ин-т экон. Политики им. Е.Т. Гайдара. - М: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 308 с. Режим доступа:https://www. iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnye_trudy-178.pdf
11. Плетнёв Д.А., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах. Стратегии бизнеса. 2015;(9):5. Режим доступа: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2015-9-5.
12. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Департамент агропромышленной политики. Москва 2019 г. Режим доступа:http://www. eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/Documents.pdf
13. European Commission. COSME. Europe's programme for small and mediumsized enterprises. [Электронный ресурс] // European Commission [сайт]. Режим доступа:https://ec. europa.eu/ growth/smes/cosme_en
14. Small Business Administration of United States of America. Table of Small Business Size Standards [Электронный ресурс] // Small Business Administration of United States of America [сайт]. [2019]. Режим доступа: https://www.sba.gov/content/smallbusiness-size-standards