Научная статья на тему 'МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ'

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
2981
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В США / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РФ / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / FINANCIAL SUPPORT / SMALL ENTREPRENEURSHIP IN NEW ZEALAND / SMALL ENTREPRENEURSHIP IN USA / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Н.В.

В статье проведен обстоятельный анализ сущности и роли малого и среднего предпринимательства в мировой экономике. Раскрыты объективные причины роста малого предпринимательства в постиндустриальном обществе и влияния, которое оно оказывает на улучшение конкурентоспособности развитых государств. На основе большого объема статистической информации доказано, что, как правило, в странах высокого уровня социально-экономического развития малое предпринимательство эффективно стимулируется государственными структурами. В статье подробно исследуется роль отдельных методов финансовой поддержки малых и средних предприятий на примере некоторых стран. Особое внимание уделено стимулированию малого бизнеса в Новой Зеландии, так как именно эта страна на протяжении ряда лет занимает первое место в рейтинге “Doing Business”. Большое место в статье отведено опыту США, так как именно это государство для многих теоретиков и практиков является образцом в области поддержки малого предпринимательства. Особое меcто уделено анализу деятельности SBA (Small Business Administration) - организации, играющей ключевую роль в функционировании малого бизнеса в США. В статье на основе представленной информации сделаны выводы, какие методы стимулирования малого бизнеса могут быть использованы в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN ADVANCED ECONOMIES. MAIN TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT

In the article a detailed analysis of the small and medium entrepreneurship in the world economy is conducted. The objective reasons for the growth of the small and medium enterprises in the postindustrial society and the influence it realizes on the improvement of the competitiveness of the advanced economies are shown. On the basis of the vast statistical material is proved, that, as a rule, in the countries of the high socio-economic development the small entrepreneurship is effectively stimulated by the public structures. In the article the role of some methods of financial support for small and medium enterprises by the example of the certain countries is studied in details. Special attention is paid to the financial support of the small enterprises in New Zealand since it is the country that has been ranked first for a number of years in the “Doing Business” rating. Special attention in the article is paid to the US experience, because just this country for the researchers as well as for the practitioners is a role model in the field of the small entrepreneurship support. Special place is given to the analysis of the SBA (Small Business Administration) activity - organization, playing a key role in the functioning of small business in USA. In the article on the basis of the information presented the conclusions are made what methods of the small business stimulation could be realized in the Russian society.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ»

УДК 334.7

DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-88-102

Малое и среднее предпринимательство в развитых странах: основные особенности развития

Наталья В. Захарова

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Москва, Россия, Zakharova.NV@rea.ru

Аннотация. В статье проведен обстоятельный анализ сущности и роли малого и среднего предпринимательства в мировой экономике. Раскрыты объективные причины роста малого предпринимательства в постиндустриальном обществе и влияния, которое оно оказывает на улучшение конкурентоспособности развитых государств. На основе большого объема статистической информации доказано, что, как правило, в странах высокого уровня социально-экономического развития малое предпринимательство эффективно стимулируется государственными структурами. В статье подробно исследуется роль отдельных методов финансовой поддержки малых и средних предприятий на примере некоторых стран. Особое внимание уделено стимулированию малого бизнеса в Новой Зеландии, так как именно эта страна на протяжении ряда лет занимает первое место в рейтинге "Doing Business". Большое место в статье отведено опыту США, так как именно это государство для многих теоретиков и практиков является образцом в области поддержки малого предпринимательства. Особое место уделено анализу деятельности SBA (Small Business Administration) - организации, играющей ключевую роль в функционировании малого бизнеса в США. В статье на основе представленной информации сделаны выводы, какие методы стимулирования малого бизнеса могут быть использованы в российском обществе.

Ключевые слова: Малое и среднее предпринимательство, финансовая поддержка, малое предпринимательство в Новой Зеландии, малое предпринимательство в США, малое и среднее предпринимательство в РФ

Для цитирования: Захарова Н.В. Малое и среднее предпринимательство в развитых странах: основные особенности развития // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 88-102. DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-88-102

© Захарова Н.В., 2020 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2020, no. 4

Small and medium entrepreneurship in advanced economies. Main tendencies of the development

Natal'ya V. Zakharova

Plekhanov Russian Economic University, Moscow, Russia, Zakharova.NV@rea.ru

Abstract. In the article a detailed analysis of the small and medium entrepreneurship in the world economy is conducted. The objective reasons for the growth of the small and medium enterprises in the postindustrial society and the influence it realizes on the improvement of the competitiveness of the advanced economies are shown. On the basis of the vast statistical material is proved, that, as a rule, in the countries of the high socio-economic development the small entrepreneurship is effectively stimulated by the public structures. In the article the role of some methods of financial support for small and medium enterprises by the example of the certain countries is studied in details. Special attention is paid to the financial support of the small enterprises in New Zealand since it is the country that has been ranked first for a number of years in the "Doing Business" rating. Special attention in the article is paid to the US experience, because just this country for the researchers as well as for the practitioners is a role model in the field of the small entrepreneurship support. Special place is given to the analysis of the SBA (Small Business Administration) activity - organization, playing a key role in the functioning of small business in USA. In the article on the basis of the information presented the conclusions are made what methods of the small business stimulation could be realized in the Russian society.

Keywords: small and medium entrepreneurship, financial support, small entrepreneurship in New Zealand, small entrepreneurship in USA, small and medium entrepreneurship in Russian Federation

For citation: Zakharova, N.V. (2020), "Small and medium entrepreneur-ship in advanced economies. Main tendencies of the development", RSUH/ RGGU Bulletin."Economics. Management. Law" Series, no. 4, pp. 88-102, DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-88-102

Введение

Роль малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в мировой экономике трудно переоценить. Она особенно сильно возросла на современном этапе социально-экономического развития, в эпоху постиндустриального развития. Без стимулирования малого и среднего предпринимательства невозможно обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие, улучшение места страны в глобальной экономике. Все большую роль малые и средние предприятия принимают в инновационном развитии стран

[Сопилко, Мясникова, Шкатов 2018], встраиваясь в глобальные цепочки добавленной стоимости [Сопилко, Навроцкая, Мясникова 2017]. В условиях всемирного экономического потрясения 2020 г., вызванного коронавирусной инфекцией, роль МСП еще больше возрастает. Именно на малые и средние предприятия правительства развитых стран возлагают самые большие надежды, полагаясь на них как на драйвера, который помог бы вывести весь мир из глобального спада.

Важность развития малого предпринимательства очевидна и в России. Для РФ, особенно в современных кризисных условиях, весьма значим опыт малого и среднего предпринимательства в развитых странах.

Роль малых и средних предприятий (МСП) в мировой экономике

Малые и средние предприятия во всех странах имеют огромную экономическую и социальную значимость [Хасбулатов 2019]. Практически во всех государствах именно такие предприятия обслуживают основную массу потребителей [Зенкина 2014], производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка [Захарова, Лабудин 2017].

Капитал малого предприятия зачастую невелик, что естественным образом сужает возможности производства и ограничивает вероятность привлечения особо важных в производстве ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т. д.). Вместе с тем МСП часто выступают посредниками в коммерциализации инновационных процессов [Захарова 2010]. Одной из основных проблем МСП считается ограниченность ресурсов, что приводит к неплатежеспособности и короткому жизненному циклу многих предприятий [Подбиралина, Мигалева 2018]. МСП реже, чем крупные компании, получают банковские кредиты и вместо этого полагаются на внутренние или «личные» средства для запуска и первоначального управления своими предприятиями [Regional economic growth 2018]. Согласно одному исследованию, «более 50% малых и средних предприятий не имеют доступа к кредитам как таковым». По данным Всемирного банка, из вновь созданных МСП выживает лишь половина, через 3 года - 7-8%, а после пяти лет деятельности остается не более 3% [Scarborough, Cornwall 2020, p. 10-12]. Но высокий спрос на рынке товаров и услуг является двигателем прогресса и запускает возрождение новых предприятий взамен ликвидированных, вместе с тем общее коли-

чество МСП, как правило, имеет прирост или остается неизменным. При либерализации экономик развитых стран именно эти предприятия стали развиваться особенно быстро1.

Хотя большинство предприятий по всему миру невелики по размеру, важность МСП как для развитых, так и для развивающихся экономик и общества бесспорна [Захарова, Лабудин 2017]. По данным Всемирной торговой организации, МСП составляют более 90% активного населения, 60-70% занятых и 55% ВВП в развитых странах2.

Новая Зеландия как страна-лидер в рейтинге легкости ведения бизнеса

Новая Зеландия как для теоретиков, так и для практиков весьма интересна для изучения. Именно эта страна занимает лидирующие позиции в рейтинге Doing Business 2017, 2018, 2019, 2020. Интересно, что Новая Зеландия удерживает это место уже четыре года подряд. В рейтинге Doing Business 2015 и 2016 Новая Зеландия уступала первое место Сингапуру, но впоследствии обогнала его3. Развитию Новой Зеландии предшествовали различные законодательные акты, верная политическая стратегия, высокая ответственность правительства перед обществом, а также многие другие факторы.

Рейтинг Doing Business выделяет основные преимущества ведения бизнеса в Новой Зеландии, такие как:

1) высокий уровень защиты инвесторов;

2) низкий уровень коррупции;

3) небольшие затраты на ведение бизнеса;

4) сильная и развитая банковская система.

МСП в Новой Зеландии - это предприятия с числом работников менее 100 человек. МСП далее подразделяются на микро-пред-

1 Global Entrepreneurship Monitor - GEM 2020 // N. Bosma, S, Hill, A. Io-nescu-Somers, D. Kelley, J. Levie, A. Tarnawa and the Global Entrepreneurship Research Association (GERA) [Электронный ресурс]. URL: htpp://www. gemconsortium.org/report/gem-2019-2020-global-report (дата обращения 25 июля 2020).

2 World Trade Report 2016: Leveling the Trading Field for SMEs [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/ world_trade_report16_e.pdf (дата обращения 27 июля 2020).

3 Doing business 2020. The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https:/www.doingbusiness.org/en/reports/global-reports/doing-business-2020 (дата обращения 25 июля 2020).

приятия, самозанятое население, малые предприятия (от 1 до 19 человек), средние предприятия (от 20 до 99 человек) и крупные предприятия (100 и более человек). Согласно последним данным Статистического управления Новой Зеландии (Statistics New Zealand - Stats NZ), в этой стране насчитывается в общей сложности 534 933 предприятия, и 97% (или 518 856) составляют именно МСП. В секторе МСП в Новой Зеландии занято 29% работников, 376 785 предприятий (примерно 64% всех предприятий) не имеют наемных работников4.

В 2018 г. в Новой Зеландии было более 140 000 малых предприятий с численностью работников до 20 человек. По данным Stats NZ, малые предприятия внесли 153,1 млрд долларов, или 25,3%, в общий объем продаж отрасли в 2018 финансовом году5. В 20032017 гг. в Новой Зеландии при Министерстве предпринимательства, инноваций и занятости работала Группа по развитию малого бизнеса (SBDG - Small Business Development Group), которая обеспечивала поддержку малого бизнеса в правительстве и консультировала правительство по этим вопросам. С 2018 г. был назначен министр по делам малого бизнеса - Стюарт Нэш. Тогда же был создан новый Совет по малому бизнесу для разработки долгосрочной стратегии малого бизнеса для правительства. Совет по малому бизнесу состоит из тринадцати членов (включая председателя), назначаемых на двенадцать месяцев.

На данный момент в Новой Зеландии существует межведомственная программа «Лучшее для бизнеса в Новой Зеландии» (В4В - Better for Business), разработанная для поддержки новозеландского бизнеса, а также выявления и разработки наиболее эффективных способов взаимодействия бизнеса и правительства. B4B представляет 10 государственных учреждений, которые несут коллективную ответственность. Роль такой программы состоит в том, чтобы понять потребности предприятий, их основные болевые точки и отстаивать их в агентствах для улучшения ситуации.

В настоящее время в программе Better for Business 10 агентств: - Ministry of Business, Innovation and Employment (the leading agency) - Министерство бизнеса, инноваций и занятости (ведущее агентство);

4 Ministry of business, innovation and employment [Электронный ресурс]. URL: https://www.mbie.govt.nz/business-and-employment/business/support-for-business/small-business/ (дата обращения 25 июля 2020).

5 Annual enterprise survey: 2018 financial year [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.govt.nz/information-releases/annual-enterprise-survey-2018-financial-year-provisional (дата обращения 25 июля 2020).

- ACC - агентство, работающее на основании Закона о компенсации от несчастных случаев от 2001 г.;

- Inland Revenue - Налоговое управление Новой Зеландии;

- Ministry for Primary Industries - Министерство по сырьевым отраслям промышленности;

- New Zealand Customs Service - Таможенная служба Новой Зеландии;

- Stats NZ - Статистика Новой Зеландии;

- New Zealand Trade and Enterprise - Агентство по экономическому развитию и содействию торговле Новой Зеландии;

- New Zealand Transport Agency - Транспортное агентство Новой Зеландии;

- WorkSafe New Zealand - Агентство охраны труда Новой Зеландии;

- Callaghan Innovation - Агентство по инновациям6.

Цель данной межведомственной программы заключается в постоянном совершенствовании государственных услуг в интересах новозеландского бизнеса и новозеландцев [Scarborough, Cornwall 2020]. Использование цифровых технологий и инновации в подходах к разработке и предоставлению услуг являются ключом к достижению результатов программы В4В.

Невзирая на то, что в Новой Зеландии практически отсутствует банковское финансирование проектов, государство, а также сторонние компании предоставляют достаточно широкий список возможностей в получении денег на ведение собственного бизнеса. Важнейшие из них:

1) «ваучер возможностей» - специальные ваучеры, выдаются на определенных условиях;

2) гранты на научные исследования и разработки, можно получить на начальной стадии развития предприятия;

3) «финансирование бизнес-ангелов» - выдается, когда startup уже имеет продукт или работающий прототип. Есть определенные клубы, которые финансируют такие предприятия: Ice Angels, Archangel, Flying Kiwis, Angel HQ;

4) инвестирование серии А - подразумевает выдачу нескольких миллионов долларов. Оно происходит, когда предприятие распродает свои акции, и существуют минимальные риски для инвесторов;

5) венчурные фонды - их цель изучить требование к предпринимателям и предоставить список инвесторов. Они помогают спроектировать бизнес-план, чтобы вызвать интерес.

6 Ministry of business, innovation and employment... ISSN 2073-6304 • Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4

Пример: NZPC - New Zealand Private Capital, NZVIF - The New Zealand Venture Investment Fund;

6) бизнес-инкубаторы - это структуры, где проект помогут финансировать, для этого потребуется доказать его значимость и востребованность на рынке. Примеры: The Icehouse, Lightning Lab, Vevture Up, CreativeHQ, R9. Основная их специфика - обучение предпринимателей [Essentials of Entrepreneurship-2020].

Говоря о налоговой системе Новой Зеландии, можно отметить, что налоги весьма высокие.

1. Все формы ведения бизнеса, кроме индивидуальных предпринимателей и трастов, обязаны уплачивать подоходный налог по единой ставке 28%. Трасты, не подпадающие под действующие льготы, должны в государственную казну 33% с прибыли. Предприниматели платят по прогрессивной ставке для физических лиц.

2. GST - Аналог российского НДС, уплачиваемый в размере 15%. Этим налогом облагаются все товары и услуги за исключением финансовых услуг и товаров, предназначенных на экспорт. Сбор подлежит возмещению. Освобождаются от уплаты GST компании, чьи доходы за отчетный год составили менее 60 тыс. новозеландских долл.

3. «Налог на экономические выгоды» (FBT). Он же называется социальными отчислениями. Оплачивается в случае, если сотрудники компании получают от работодателя какие-либо бонусы. К примеру, сюда можно отнести льготное кредитование или пользование предоставленными транспортными средствами в личных целях. Сбор составляет от 43 до 49,25% от суммы полученной выгоды7.

Из опыта Новой Зеландии можно выделить несколько важных моментов, которые могут быть использованы и в России:

- улучшить доступность кредитов не только через банки (бизнес-ангелы и пр.);

- учитывать при разработке политики по отношению к МСП, прежде всего вклад МСП в стабильность экономической системы страны;

- улучшить взаимодействие с региональными органами власти.

7 Income tax for Businesses and organizations [Электронный ресурс]. URL: https://www.ird.govt.nz/income -tax-for-businesses-and-organisations (дата обращения 25 июля 2020).

Малое и среднее предпринимательство в США

Прародителем самой системы поддержки МСП можно считать США. Именно эта страна является мировым лидером во многих социально-экономических областях, она занимает первые места в рейтингах, как по конкурентоспособности государства, так и по технологическому развитию. Основным органом, регулирующим деятельность малого бизнеса в США, является так называемая "Small Business Administration" - SB A, созданная еще в 1953 г. Согласно рейтингу Doing Business 2019, США находились на 8-м месте по легкости ведения бизнеса, но в рейтинге Doing Business 2020 США поднялись на несколько уровней и заняли уже 6-е место8. По данным ежегодного исследования малого бизнеса 2019, реализуемого SBA, в США насчитывается 30,7 млн малых предприятий, которые составляют 99,9% всех предприятий в США, и на них работают 59,9 млн сотрудников (47,3% трудоспособного населения страны)9.

Критерии отнесения предприятия к малому или крупному установлены также SBA. Данная структура является мощнейшим федеральным агентством в мире с офисами в каждом штате. Интересно то, что само понятие среднего бизнеса в США отсутствует и существует только малый и крупный бизнес. В США отнесение компании к сектору малых предприятий варьируется в зависимости от отрасли, в которой компания осуществляет свою деятельность. Существует 1160 отраслей и направлений деятельности компании, и для каждой свои критерии отнесения к сектору малого предпринимательства. Например:

- если компания является оператором проводной связи, то она будет считаться малым предприятием, если численность работников не более 1500 сотрудников;

- если предприятие занимается производством асфальтобетонных смесей, то не больше 500 сотрудников;

- если предприятие занимается оптовой торговлей спортивными и развлекательными товарами, то численность сотрудников не должна превышать 10010;

- если предприятие занимается фермерством или производством табака, то предприятие будет относиться к малым, если годовой доход не будет превышать 1 млн долл. США;

8 Doing business 2020.

9 2019 Small Business Profiles [Электронный ресурс]. URL: https://www. advocacy.sba.gov/2019/04/24/2019-small-business-profiles-for-the-states-and-territories/ (дата обращения 25 мая 2020).

10 Ibid.

- если предприятие занимается производством куриных яиц, то годовой доход не должен превышать 15 млн долл. США;

- если это семейный гипермаркет или радиостанция, то годовой доход не должен превышать 38 млн долл. США11.

Такая детальная система критериев, разработанная для участия в программах финансовой поддержки и получения федеральных контрактов компаниями, показывает высочайшую заинтересованность США в развитии своего потенциала и укрепления экономики благодаря предпринимательству. Например, бизнес должен быть малым для участия в следующих программах развития:

- Программа поиска инвестора для своего бизнеса через так называемую Small Business Investment Company (SBIC), лицензированную администрацией малого бизнеса США (SBA);

- Программа гарантии поручительства SBA (SBA guarantees bid, performance, and payment surety bonds);

- Small Business Innovation Research (SBIR) - программа поддержки инновационного малого бизнеса;

- The Small Business Technology Transfer (STTR) - программа по поддержке малых предприятий в сфере осуществления проектов вместе с высшими учебными заведениями.

- Программы поддержки малого бизнеса, которым владеют женщины-предпринимательницы (Women Owned Small Business - WOSB) и малоимущие женщины (Economically Disadvantaged WOSB - EDWOSB).

- Программа поддержки малого бизнеса инвалидов военных действий (Office of Veterans Business Development - OVBD).

- Программа венчурного финансирования (Venture capital funding).

- Краудфандинг (crowdfunding) для финансирования своего бизнеса. Crowdfunders не являются технически инвесторами, потому что они не получают доли собственности в бизнесе и не ожидают финансовой отдачи от своих денег [Levin 2020].

Весьма популярным в научной литературе является сравнение поддержки малого бизнеса в США и в Европе, выявление сильных и слабых мест обеих систем. На наш взгляд, весьма существенной особенностью в США и одновременно - самой сильной стороной, является целостность всей системы поддержки малого предприни-

11 The Code of Federal Regulations - CFR SMALL BUSINESS SIZE REGULATIONS [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecfr.gov/cgi-bin/ text-idx?SID=b919ec8f32159d9edaaa36a7eaf6b695&mc=true&node=pt13.1.1 21&rgn=div5#se13.1.121_1201 (дата обращения 25 июля 2020).

мательства в этой стране. Так, в США SBA занимается практически всем: все сферы малого бизнеса, все этапы его развития, включая социальные и другие аспекты. В других странах и регионах эти функции чаще всего разделены между отдельными структурами.

США за свой далеко не маленький опыт в поддержке предпринимательства разработали уникальную правительственную программу по взаимодействию государства, инвестиционных компаний и малого бизнеса. Эта система функционируют настолько хорошо, что многие страны, включая Сингапур, успешно применяют этот опыт. Естественно, полностью воссоздать американскую систему по поддержке МСП невозможно и нецелесообразно, но можно выделить основы, которые вполне применимы в условиях России, например, такие как:

- более четкая выработка критериев (годовая выручка, численность сотрудников и пр.) для отнесения бизнеса к сфере МСП, что позволит предриятиям разных сфер экономики получать целевую финансовую поддержку и участвовать в льготном финансировании. Можно предположить, что при этом теневой сектор экономики скорее всего будет переходить в официальный, если это будет выгодно для предпринимателя;

- разработка многоуровневой системы поддержки МСП подконтрольную и финансируемую правительством, создавая возможность правительственным организациям участвовать в венчурном и краундфандинговом финансировании, не с целью получения прибыли, а в первую очередь для увеличения числа предпринимателей и увеличения доли МСП в ВВП России для стабилизации экономической системы и благосостояния страны.

Современное состояние и проблемы МСП в России

В рейтинге Doing Business 2020 Россия занимает 28-е место, хотя в рейтинге Doing Business 2019 Россия занимала 31-е место, это означает, что Россия повысила свою конкурентоспособность (в плане легкости ведения бизнеса) на три пункта за один год. В этом же рейтинге в 2018 г. Россия занимала 35-е место, в 2017 - 40-е место, в 2016 - 51-е место, в 2015 - 62-е место, в 2014 - 92-е место, в 2013 -112-е место, в 2012 - 120-е, в 2011 - 124-е и в 2010 г. - 120-е место. За 10 лет Россия смогла подняться на 92 строчки в рейтинге12.

12 Doing business 2020.

Законодательство РФ устанавливает следующие критерии по отнесению предприятия к малому, среднему или крупному13:

- микро-предприятия - численность работников до 15 человек, и выручка до 120 млн руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- малые предприятия - численность работников до 100 человек включительно, и величина дохода за год до 800 млн руб.;

- средние предприятия - от 101 до 250 работников и величина дохода за год до 2 млрд руб.

Из общего числа МСП в России на начало 2020 г. (5,9 млн субъектов), выделяют:

- микро - 5,7 млн (93,5%) предприятий, с занятым населением - 9% от общего числа трудоспособного населения страны;

- малые - 222 087 (3,7%) предприятий, с занятым населением - 7,6% от общего числа трудоспособного населения страны;

- средние - 170 427 (2,8%) предприятий, с занятым населением - 2% от общего числа трудоспособного населения страны.

Глобальным мониторингом предпринимательства - 2019/2020 (Global Entrepreneurship Monitor - GEM) были отмечены позитивные новости в мире предпринимательства в России в 2019 г.14:

- запущена программа льготного кредитования предпринимателей по ставке не более 8,5%: с 2019 г. предприниматели стали иметь возможность получить кредит в более чем 80 уполномоченных банках;

- созданы механизмы для выхода МСП на фондовый рынок;

- для новых компаний предоставлен льготный доступ к производственным мощностям для создания и развития новых производственных и инновационных продуктов;

- запущен пилотный проект для самозанятых в четырех регионах, проект, который также предусматривает специальный налоговый режим.

Также в докладе GEM были отмечены и негативные события, влияющие на российское предпринимательство. Предприятия малого и среднего бизнеса пострадали от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, в результате чего некоторым пришлось закрыться. Кроме того, отмена пониженной ставки страховой премии для предприятий повлияла на многие бо-

13 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Статья 4. www.kremlin.ru/acts/bank/25971 (дата обращения 25 мая 2020).

14 Global Entrepreneurship Monitor - GEM 2020...

лее мелкие компании. На общий деловой климат также негативно повлияло обязательное введение кассовых аппаратов15.

В России существуют и другие, еще более серьезные проблемы в развитии МСП, носящие «традиционный характер», в частности:

- высокий уровень коррупции и бюрократии в государственном секторе;

- слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень образования предпринимателей в правовых и экономических аспектах;

- недоступность или сложность получения государственной финансовой поддержки в сфере МСП;

- стабильно возрастающее недоверие граждан и предпринимателей к финансовым продуктам банков;

- сложность оформления банковского займа или кредита для МСП;

- слабо развит сектор венчурного и краудфандингового (crowd-funding) финансирования МСП;

- высокие налоговые ставки и недостаточный уровень льгот для МСП;

- снижение покупательной способности и заинтересованности населения в товарах и услугах МСП (в связи с кризисной обстановкой в стране);

- слабая предпринимательская развитость регионов;

- слабо развиты критерии отнесения бизнеса к МСП, в зависимости от вида деятельности;

Заключение

Проанализировав мировой опыт малого и среднего предпринимательства и его поддержки, где главное - поддержка со стороны государства в интересах нации, можно сделать вывод, что Россия еще в начале пути. Главными проблемами, препятствующими росту и развитию сектора МСП в России, являются:

- отсутствие единой правительственной организации, ответственной за развитие и финансирование сектора МСП, за правовое регулирование деятельности и урегулирование споров, за продвижение поправок в законодательстве в рамках развития МСП;

- неблагоприятный экономический климат в стране;

- сложность и в некоторых случаях невозможность получения финансовой поддержки.

15 Ibid.

России также требуется модернизация и усовершенствование государственных учреждений и органов власти, оказывающих поддержку МСП, которые жизненно необходимы для увеличения доли МСП в ВВП страны. Помимо прочего перед Россией стоит задача увеличить и количество граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью. Естественно, государственная финансовая поддержка, благоприятный экономический климат и правовая защита таких граждан - крайне важные критерии.

Самой нелегкой областью в России считается проблематичность получения финансовой поддержки предпринимателями этой сферы. Почти каждый предприниматель России имеет негативный опыт взаимодействия с банками, уровень недоверия к банковской системе растет ежегодно и усиливается в кризисные периоды. Мировой опыт рассматриваемых стран показал нам, что необязательно перекладывать ответственность на банки за финансирование предпринимателей и России для дальнейшего развития сектора МСП потребуется больше программ субсидирования и грантов на финансирование успешных проектов.

В настоящее время ситуация ухудшается из-за коронавирусной инфекции, которая привела к экономическому спаду во всем мире. Сейчас, в этот период малым и средним предприятиям особенно важна государственная поддержка. В России были разработаны различные пакеты помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, деятельность которых осложнилась из-за коронавирусной инфекции. Среди них: отсрочка по налоговым платежам и страховым взносам, субсидии для предприятий - по 12 130 рублей на каждого сотрудника.

Кроме таких пакетов помощи, в некоторых регионах разрабатываются и свои методы стимулирования малых предприятий. Вместе с тем обозреватели отмечают, что данные меры скорее всего, будут недостаточными для преодоления кризисных последствия коронавирусной инфекции.

Это означает, что сейчас, как никогда, в России необходимо изучать, анализировать и претворять в жизнь не только сам опыт развитых стран, наиболее эффективный в условиях российского общества, но и конкретные мероприятия в Европе, в США, в развитых странах Азии, призванные стимулировать функционирование малых предприятий в условиях мировой пандемии.

Литература

Захарова 2010 - Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики и инновационных систем стран Европейского союза: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. 46 с.

Захарова, Лабудин 2017 - Захарова Н.В., Лабудин А.В. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах: основные тенденции развития // Управленческое консультирование. 2017. № 12 (108). С. 64-77.

Зенкина 2014 - Зенкина Е.В. Развитие международного бизнеса в постиндустриальной экономике // Известия МГТУ «МАМИ». Серия «Экономика и управление». 2014. № 1 (19). Т. 5. С. 34-36.

Подбиралина, Мигалева 2018 - Подбиралина Г.В., Мигалева Т.Е. Малый и средний бизнес в экономике зарубежных стран. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 104 с.

Сопилко, Навроцкая, Мясникова 2017 - Сопилко Н.Ю., Навроцкая Н.А., Мяснико-ва О.Ю. Тенденции развития мировых производственных связей в технологичных секторах экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 8 (353). С. 1532-1544.

Сопилко, Мясникова, Шкатов 2018 - Сопилко Н.Ю., Мясникова О.Ю., Шкатов Н.Г. Подходы к управлению инновационным развитием предприятий высокотехнологичной отрасли // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90). С. 860-864.

Хасбулатов 2019 - Хасбулатов Р.И. Международная и континентально-регио-нальные экономические интеграции. Формы, типы, противоречия. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 324 с.

Scarborough, Cornwall 2019 - Scarborough N.M., Cornwall. J.R. Essentials of entrepre-neurship and small business management. 9th ed. N. Y.: Pearson, 2019.

Regional economic Growth 2018 - Regional economic Growth, SMEs and the wider Europe / Ed. by B. Fingleton. University of Cagliari: Routledge, 2018. 332 p.

Levin 2020 - Levin Yu. A time to build: From family and community to congress and the Campus. How recommitting to our institutions can revive the American Dream / N. Y.: Basic Books, 2020.

References

Fingleton, B. (ed.) (2018), Regional economic Growth, SMEs and the wider Europe. Rout-ledge, University of Cagliari, USA.

Khasbulatov, R.I. (2019), Mezhdunarodnaya I kontinental'no-regional'nye ekonomiches-kie integratsii : formy, tipy, protivorechiya [International and continental-Regional economic integrations. Forms, types, contradictions], Plekhanov REU, Moscow, Russia.

Levin, Yu. (2020), A time to build: From family and community to congress and the campus. How recommitting to our institutions can revive the American Dream, Basic Books, New York, USA.

Podbiralina, G.V. and Migaleva, T.E. (2018), Malyi I sredniy biznes v ekonomike zary-bezhnykh stran [Small and medium business in the foreign economies.], Plekhanov REU, Moscow, Russia.

Scarborough, N.M. and Cornwall, J.R. (2020), Essentials of entrepreneurship and small business management, 9th ed., Pearson, New York, USA.

Sopilko, N.Yu., Navrotskaya, N.A. and Myasnikova, O.Yu. (2017), "Tendencies in the development of the international productive links in the technological sectors of the economy", Natsional'nye interesy: prioritety I bezopasnost', vol. 13, no. 8 (353), pp. 1532-1544.

Sopilko. N.Yu., Myasnikova, O.Yu. and Shkatov, N.G. (2018), "The approaches to the managing the innovation development of the enterprises in high-tech industry", Economica Ipredprinimatel'stvo, no. 1 (90), pp. 860-864. Zakharova, N.V. (2010), Formation of the innovation economy and innovation systems of the EU countries, Abstract of D. Sc. dissertation, Plekhanov REU, Moscow, Russia. Zakharova, N.V. and Labudin, A.V. (2017), "Small and medium entrepreneurship in European countries. Main tendencies of the development", Management consulting, no. 12, pp. 64-77.

Zenkina, E.V. (2014), The development of international business in postindustrial economy, Izvestiya MGTU "MAMI", Economika I upravlenie", no 1 (19), vol. 5, pp. 34-36.

Информация об авторе

Наталья В. Захарова, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия; 117997, Москва, Россия, Стремянный пер., д. 36; Zakharova N.V@rea.ru

Information about the author

Natal'ya V. Zakharova, Dr. of Sci. (Economics), professor, Plekhanov Russian Economic University, Moscow, Russia; bld. 36, Stremyannyi Lane, Moscow, Russia, 117997; Zakharova N.V@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.